Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

Tuska Open Air 2016. Day 1 (AVANTASIA, BEHEMOTH и др.)

Архив отчетов
Дата
01.07.2016
Город
Хельсинки (Финляндия)
Клуб
Поле Сувилахти
Организатор
Finnish Metal Events Oy

“Tuska Open Air”– пожалуй, самый известный металлический фестиваль на территории Финляндии - уже давно манил к себе, но никогда не запредельным составом (до сих пор не понимаю, почему состав в этом году многие называют крайне удачным; на мой взгляд, бывало и получше), а своей близостью к Санкт-Петербургу. Кроме того, билет на рядовой концерт в столице Суоми стоит от 60 евро, а тут за 125 вы получаете минимум два интересных коллектива в день - довольно эффективное вложение, не так ли? С другой стороны, в моей голове в один ряд со словом «фестиваль» встают «кемпинг» и «палатка», а в данном случае этого по понятным причинам не предусмотрено, и все три дня мне было крайне непривычно идти на автобусную остановку, куда-то ехать, ложиться спать в кровать и так далее. Но так или иначе, для жителей Петербурга и любителей комфорта «Туска» остаётся идеальным вариантом фестиваля.

К сожалению, из-за очереди на границе мы пропустили выступление Delain, чей сет на бельгийском «Граспопе» пару недель назад был мною тоже благополучно пропущен в надежде поймать их на «Туске». Не могу сказать, что являюсь большим поклонником голландцев, но посмотреть на них в обновлённом составе с весьма симпатичной Мерель Бехтолд на второй гитаре было бы интересно. Попали мы на фестиваль к окончанию первого из трёх специальных выступлений Swallow the Sun, в ходе которых были сыграны все три так называемые главы альбома “Songs from the North”. Забегая вперёд, отмечу, что две потенциальные возможности увидеть финнов в последующие дни мной также были упущены, поэтому если вы зашли на эту страничку с желанием прочесть что-нибудь по этому поводу, увы, листайте дальше.

Первым полноценным выступлением на фестивале для меня стал сет Cain’s Offering, сайд-проекта Тимо Котипелто из Stratovarius и Яни Лииматайнена, бывшего гитариста Sonata Artcica. Впечатления у меня сложились абсолютно идентичные тем, что возникали, когда я видел Stratovarius: публику раскачивают лишь под самый конец выступления. Йенс Йоханссон за клавишными лишь закреплял этот эффект дежавю. Как итог - лишь галочка напротив пункта «увидеть основателя Sonata Artica», которого в России в составе группы мне увидеть так и не удалось.

Ещё одна галочка – Lordi. Посещать их концерты я не планировал никогда, ибо, мягко говоря, не понимаю всех восторгов вокруг этого коллектива и не вижу в них абсолютно ничего интересного. Массивными костюмами давно уже зарекомендовали себя Gwar, в плане музыки Lordi объективно очень вторичны (и это мягко говоря). Однако мою точку зрения мало кто разделял, и увидеть специальное шоу, посвященное юбилею альбома 10-летней давности, собралась приличная толпа финнов. Что можно говорить о статусе Lordi, если даже на пограничном пункте висит какой-то рекламный постер с милой физиономией Мистера Лорди? Небезызвестный сайт setlist.fm подсказал мне, что помимо особенного сетлиста, на “Туске» были использованы декорации из тура “The Arockalypse”. В плане визуальных эффектов сет Lordi был весьма богат, спору нет, но вопрос, зачем надевать дополнительные маски, когда на тебе и так уже есть одна, для меня остаётся открытым.

Свободный час до следующей по-настоящему интересной для меня группы был посвящен изучению территории и тщетной попыткой прикупить каких-нибудь интересностей. Фирменный мерч «Туски» был представлен крайне неинтересными дизайнами весьма скупых вариаций, отбивающими, казалось бы, абсолютно обязательный пункт в посещении фестиваля – покупку футболки с его символикой. В плане дисков и винила меня также ждало полнейшее разочарование: всего одна маленькая палатка с крайне скудным ассортиментом. Винила в ней оказалось всего шесть коробок, да и те, если не считать нескольких пластинок Ghost и Children of Bodom, были забиты одним лишь блэком. Я, конечно, понимаю, что масштабы фестиваля несопоставимы с тем же Вакеном, и что фестиваль расположен в черте Хельсинки, поэтому каждый финн заранее закупился всем его интересующим в музыкальных магазинах города, но не иметь в продаже, как минимум, продукции выступающих коллективов кажется мне весьма странным решением со стороны продавцов.

Выступление Testament на «Граспопе», состоявшее всего две недели назад, было омрачено дождём и плохим звуком и оставило смешанные впечатления. Исправить данное недоразумение должен был сет калифорнийцев на «Туске», причём по первому пункту всё было понятно сразу: в Хельсинки стоял зной без какого-либо намёка на облачко. Масштабные декорации на тему всё ещё последнего на данный момент альбома “Dark Roots of the Earth” впечатляли. К моему удивлению, перед самым началом выступления на сцене были зажжены благовония, как и на апрельском концерте Death To All в Петербурге. Тогда я посчитал это приглашением на спиритический сеанс с Чаком Шульдинером, и мне это показалось очень интересным ходом. При этом мне уже доводилось видеть Testament, когда в их составе не было басиста Стива ДиДжорджио, и никаких благовоний они не использовали. Соответственно, напрашивается вывод, что это идея именно Стива и влияние его «хипповского» стиля. К слову, о Стиве. Если в Death To All он фронтмен и лидер, то здесь он меркнет (хотя и продолжает виртуозно играть) на фоне Чака Билли, Эрика Петерсона и Алекса Сколника, и,  как мне кажется, не совсем вписывается в группу. Вообще, лично я считаю уход Грега Кристиана большой потерей для Testament: их ранние альбомы имеют свое узнаваемое звучание, в чём во многом заслуга именно Грега.

Традиционно начав с “Over the Wall”, Testament прошлись практически по всей своей ранней классике: “Into the Pit”, “The New Order”, “Disciples of the Watch” и “Practice What Your Preach”, вновь оставив за бортом отличный альбом “Souls of Black” (1990) и разбавив её вещами с последнего полноформатника и знакового диска “The Gathering” (1999), в духе которого обещают и новый альбом, выходящий в октябре. Ещё одним преимуществом выступления на «Туске» стал более продолжительный сет, куда добавились целых четыре вещи, не сыгранные на «Граспопе». С другой стороны, это внесло некую путаницу: вместо объявленной “D.N.R. (Do Not Resuscitate)” с “The Gathering” Алекс Скольник ожидал чего-то другого и не поменял гитару на другую с более низким строем. В итоге он около половины песни выглядел очень неуверенно и практически не играл. А вспоминая интервью Эрика Петерсона, в который он радуется тому, что им удалось «уговорить» Скольника играть песни с этого альбома (на всякий случай напомню, что в его записи Алекс не участвовал), данная ситуация мне не представляется случайной. Масла в огонь моих мыслей по этому поводу добавляют слова обоих гитаристов о том, что Скольник почти ничего не сочинил для грядущего альбома. Возвращаясь же к концерту, скажу, что основной минус устранить не удалось, и звук вновь оставлял желать лучшего. Очень тихие гитары на фоне выведенных вперёд ударных и вокала сводили к нулю те звучание и энергетику, которые я ожидал получить от Testament. Надеюсь, что российским концертам в этом плане повезёт больше.

Далее настало время «санкционочки», как выражается один мой товарищ - выступления польских «нелегалов» Behemoth. По всем известным причинам ожидать пана Дарски в России в ближайшее время абсолютно невозможно, поэтому интерес к выступлению поляков был огромен, к тому же, Нергал сотоварищи в этом туре исполняют от корки до корки свой последний шедевр “The Satanist”. Небольшие изменения, коснувшиеся принявшей поляков “Helsinki Stage”, а именно, ее поворот градусов на 45 по отношению к другой главной сцене и помещение под внушительный тент, пошли Behemoth только на пользу. При ярком солнечном свете их сценический перфоманс (в данном случае это самое идеальное слово) смотрелся бы не столь эффектно. Зато под тентом эпичное появление Нергала с факелами, дымовое и огненное сопровождения шоу, а также чёрные, «чернее чернейшей черноты бесконечности» конфетти перед “O Father O Satan O Sun!”, настоящей жемчужиной последнего альбома, выглядели как минимум захватывающе. Уверен, что даже человек, не являющийся поклонником данной музыки, ушёл бы с этого шоу под впечатлением. Уж не Адаму Дарски, в обычной жизни выглядящему совершенно «хипстероподобно», суждено вывести данный жанр на новый уровень мейнстрима?

Какими бы громкими эпитетами ни награждай выступление Behemoth, главным блюдом всего фестиваля для меня были Avantasia. Я был не одинок в подобных суждениях: ещё никогда я не видел столько людей, приближающихся к сцене в свежекупленном мерче. Этому явлению было весьма простое объяснение – Avantasia впервые в Финляндии! Как ни странно, чрезвычайно успешное детище герра Заммета, собирающее аншлаги по Европе и трижды гостившее в Москве, ни разу не выступало в такой «металлизированной» стране как Финляндия.

Впечатления от московского концерта Avantasia, состоявшегося весной этого года, были у меня настолько сильны, что я непременно желал пережить их снова. Правда, с самого начала было понятно, что повторить все эти эмоции один в один не получится хотя бы из-за продолжительности сета, ведь фестивальный формат никак не позволял Avantasia отыграть полноценную трёхчасовую программу. Сей нюанс меня не особо волновал, поскольку фестивальный сет прошлого тура, отсмотренный на Вакене два года назад, впечатлил меня не меньше полноценного концерта, тоже увиденного в столице нашей родины. Однако в Суоми меня ждали другие разочарования.

Началось всё с открывающей “Mystery of the Blood Red Rose”. Если вы были на московском концерте, то помните, как моментально взорвался зал, как публика запела, пусть и в среднем уровень английского языка у нас невысок. Да и самой песней я по-настоящему проникся именно после того концерта. Здесь же я столкнулся с аморфностью и, как выразилась Ольга Юрьевна, автор красочных фотокарточек ниже, апатичностью финнов. Никогда не думал, что мое личное восприятие концерта зависит также и от окружающих меня людей, но в данном случае энергетики определенно не хватало.

На последнем московском концерте в составе Avantasia отсутствовал Боб Кэтли, фронтмен незаслуженно неизвестных у нас в стране Magnum, и его отсутствие я расценивал как минус, принимая во внимание столь трепетное отношение Тоби к данной персоне и значимость его для проекта в целом. Но всё познаётся в сравнении. Позволю себе, возможно, громкое заявление, но без Кэтли Avantasia больше приобрела, чем потеряла. Выйдя на сцену для исполнения “The Great Mystery” мистер Кэтли едва справлялся со своими партиями, откровенно не вытягивая их. Конечно, можно сделать скидки на возраст, но если предстоит петь весьма сложную партию, то зачем, объясните мне, зачем жевать при этом жвачку? Полное неуважение к публике!! Эрик Мартин, на чью долю выпало петь партии Боба в Москве, справился с этой задачей на порядок лучше. А вспомните «театр одного актёра» от Тоби на “The Story Ain’t Over” (если вы не понимаете, о чём идёт речь, посмотрите бутлег на YouTube) - это было, как минимум, забавно и придало особый шарм выступлению.

К слову, о шутках. Как бы ни была важна музыка, именно шутки и различные спичи Тоби (и других вокалистов) делают выступления Avantasia особенными. На «Туске» шутка из уст Тоби, стесненного, по его собственным словам, нехваткой времени, вылетела всего одна (ошибку в порядке песен, когда он объявил “Ghostlights”, а после нескольких секунд прервал её, поскольку по плану шла “Invoke the Machine”, я за шутку не считаю). Речь в этой шутке была о новом звукорежиссёре на сцене, которого Заммет расхваливал, назвав волшебником по имени Сим Салабим. Волшебник, однако, оказался с приставкой «горе»…

…потому что звук был просто отвратительный. Более того, постоянно выключались микрофоны у вокалистов, и если местами это было некритично, то в том самом волшебном моменте ”Farawell”, когда на подмостках появляется Михаэль Киске (кстати, для блудного сына от хэви-метала это был первый визит в Суоми с 1993 года)… Думаю, мне не хватит слов, чтобы описать всю мою досаду от испорченного момента, который я ждал всю песню (я фанат Киске от мозга до костей, и каждый его выход на сцену для меня как явление бога): Киске-то вышел, пропел свою партию и удалился, но слышать себя мог, наверное, только он. Что происходило на финальной “Sigh of the Cross/ The Seven Angels”, когда на сцене по очереди появлялись все вокалисты, я даже говорить не хочу.

Еще один неоднозначный момент – сет-лист выступления. Конечно, фавориты у каждого свои, тем не менее, до недавнего времени  представить концерт Avantasia без одного из их главных хитов “Lost in Space” было довольно-таки проблематично, не так ли? Кроме того, лично я ожидал услышать “Lucifer” в исполнении злого снаружи, но доброго внутри викинга Йорна Ланде – уж больно здорово эта песня звучит вживую. Думаю, можно было заменить весьма спорный эпик “The Great Mystery” (да ещё и исполненный Бобом…) на эти две вещи и какую-нибудь “Shelter from the Rain”. Ну или заменить его на другой эпик, например, “The Wicked Symphony”, которая прозвучала бы намного лучше, чем в Москве. Дело в том, что в тот дождливый апрельский день Херби Лангханс был простужен, на «Туске» же его голос прорывался вверх, даже будучи на подпевках.

К счастью, все эти неприятности так или иначе компенсировались по-настоящему хитовыми песнями. “Ghostlights”, “Dying for an Angel”, “Avantasia”, ”Reach Out for the Light” (без традицонного интро “Prelude” - опять-таки, якобы из-за нехватки времени ) – все это было здесь. В этот раз крайне порадовал и Эрик Мартин, долгое время казавшийся мне лишним на этом празднике жизни, несмотря на мою большую любовь к Mr. Big. Его исполнение “Twisted Mind” на пару с Ронни Аткинсом из Pretty Maids стало одним из лучших эпизодов шоу. Ну а величественную “The Scarecrow” испортить просто невозможно.

Вновь словно куда-то торопясь, Тоби крайне оперативно, без каких-либо цитат из Дио (кто бывал раньше на шоу Avantasia, тот поймёт) и шуток, представил участников шоу во время исполнения финальной песни и раскланялся, оставив после себя весьма смешанные впечатления. Как и первый фестивальный день в целом. В надежде на исправление ситуации во второй день последовали его примеру и мы.

Сет-листы:

Cain's Offering

01. Intro
02. I Am Legion
03. Stormcrow
04. The Best of Times
05. More Than Friends
06. My Heart Beats for No One
07. A Night to Forget
08. Stolen Waters
09. Constellation of Tears
10. Oceans of Regret
11. Antemortem
12. I Will Build You a Rome
13. Outro

Lordi

01. SCG3 Special Report (Intro)
02. Bringing Back the Balls to Rock
03. Get Heavy
04. The Kids Who Wanna Play with the Dead
05. Biomechanic Man
06. Pet the Destroyer
07. Rock the Hell Outta You
08. Blood Red Sandman
09. It Snows in Hell
10. Who's Your Daddy?
11. They Only Come Out at Night
12. Devil Is a Loser
13. Would You Love a Monsterman?
14. Hard Rock Hallelujah

Testament

01. Over the Wall
02. Rise Up
03. The Preacher
04. Practice What You Preach
05. The New Order
06. Dark Roots of Earth
07. Into the Pit
08. D.N.R. (Do Not Resuscitate)
09. Native Blood
10. 3 Days in Darkness
11. Disciples of the Watch
12. The Formation of Damnation

Behemoth

01. Blow Your Trumpets Gabriel
02. Furor Divinus
03. Messe Noire
04. Ora Pro Nobis Lucifer
05. Amen
06. The Satanist
07. Ben Sahar
08. In the Absence ov Light
09. O Father O Satan O Sun!

Бис 1:
10. Ov Fire and the Void
11. Conquer All

Бис 2:
12. Chant for Eschaton 2000

Avantasia

01. Also sprach Zarathustra (Richard Strauss song) (Intro)
02. Mystery of a Blood Red Rose
03. Invoke the Machine
04. Ghostlights
05. Avantasia
06. The Great Mystery
07. The Scarecrow
08. Promised Land
09. Dying for an Angel
10. Twisted Mind
11. Farewell
12. The Story Ain't Over
13. Reach Out for the Light
14. Draconian Love
15. Let the Storm Descend Upon You

Бис:
16. Sign of the Cross / The Seven Angels

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Макс Лисин
Фото: Ольга Юрьевна
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker