Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

Hellfest 2016. Day 3 (BLACK SABBATH, KING DIAMOND и др.)

Архив отчетов
Дата
19.06.2016
Город
Клиссон (Франция)
Клуб
Клиссон
Организатор

Заключительный фестивальный забег начался для нас с затяжного сна. Ранние подъемы в предыдущие дни и ночной угар до двух часов могут выбить из колеи даже самых стойких душой и телом головотрясов. Поэтому, дабы не свалиться с ног прямо перед выходом на сцену всем нам известных британских патриархов металла, было решено поберечь силы и оставить в личном графике выступлений только максимально интересные ивенты.  На поле мы оказались в районе трех часов дня и без лишних отвлечений сконцентрировали внимание на происходящем на сценах.

В это же время на сцене “The Temple” начали своей выступление немецкие готические аристократы The Vision Bleak. Их европейские фанаты не обделены гастролями, однако возможность вновь увидеть коллектив на московских подмостках с каждым годом становится все призрачнее, ведь на его единственный концерт  клуб «ХО» пришло в свое время меньше ста человек. Тем временем, у Швадорфа и Констанца в этом году вышел отличнейший студийник “The Unknown”, еще большее подпитавший мой интерес к их выступлению. Музыканты пробыли на сцене чуть меньше часа, но даже этого времени им хватило, чтобы вскружить голову зрителям взрывной готической атмосферой. Если выступления Lacrimosa и Diary of Dreams окутывают собравшихся вуалью темной романтики, а концерты Moonspell приглашают на вампирскую мессу, то шоу The Vision Bleak – это самая настоящая погоня за оборотнем посреди мрачного леса. Пусть группа уделяет не так много внимания вычурности своих образов, как некоторые из их коллег, атмосфера и безумные темные сюжеты рождаются в голове сами собой под чарующие звуки, выстреливающие из динамиков. Настоящий театр за пределами глаз, в который после первого знакомства будет хотеться попасть снова и снова.

Далее наш путь лежал к главным сценам. В последний день фестиваля мы провели у них больше всего времени, постоянно перемещаясь из одного конца поля в другой. На часах было только 16 часов, но при этом на площади у “Main Stage 1” образовалась нешуточная давка. Неужели все так спешат занять места в ожидании Black Sabbath? Причина оказалась более предсказуема, и имя ей Gojira. Команда братьев Дюплантье на сегодняшний день является единственной крупной боевой единицей Франции на мировой метал-сцене, посему вовсе не удивительно, что поддержать ее пришли чуть ли не все собравшиеся на «Хэллфесте» соотечественники. Как мы ни пытались, нам не удалось пробиться даже к мерчевым развалам справа от сцены, чего уж там говорить о более близких позициях. Оценить объективно само выступление у меня вряд ли получится, поскольку такое явление как грув-метал, мой организм принимать по большей части отказывается. Но судя по реакции не только франкоговорящей, но и прочей публики, гиг прошел на ура. Статус Gojira в глазах металхэдов растет семимильными шагами.

А вот выход нестареющих и всеми любимых Blind Guardian вернул мне на время притупившееся чувство музыкального трепета. Последний визит немцев в наши края получился мощным и эмоциональным, следовательно, фестивальный перфоманс перед многотысячной толпой должен был выйти еще ярче. Увы, но с яркостью на сей раз у «Гвардейцев» не сложилось - выглядела и звучала группа весьма скучно и вымучено. Печально, но изнурительные гастроли неизбежно сказываются на сценическом КПД артистов, и это приходится подмечать уже не первый раз. Конечно, публика отлично принимала как новые, так и всем известные старые хиты Blind Guardian. Традиционное распевание главного «хоровой» баллады всех времен “The Bard’s Song” просто не может не вызвать умиление. Но только сами музыканты исполняли свой материал как-то совсем уж безэмоционально. Похоже, крефельдцам снова неплохо бы отправится в творческий отпуск, в ходе которого не лишним будет, наконец, закончить работу над оркестровым альбомом. Глядишь, за это время удастся и полноценно перезарядить батарейки.

Имя Slayer, написанное на афише практически любого феста, является гарантом того, что их выступление привлечет к сцены большинство из тех, кто купил билеты. Вот и на этот раз посмотреть на калифорнийскую четверку собралась толпа, сопоставимая по размерам с аудиторией главных хэдлайнеров, хотя до заката солнца оставалось еще много времени. Стоило занавесу, украшенному знаменитым железным орлом, упасть на землю, как публика закружилась в бешеном водовороте сёркл-пита. Напряжение наросло до такой степени, что драка началась даже среди журналистов с камерами, стоящих в очереди в фотопит. Отснять группу с лучших позиций посчастливилось далеко не всем, посему особо упертым проходилось пробивать себе дорогу к ограждениям силой. Сами же «слесари» в очередной раз показали класс зубодробительной трэш-металлической машины, с помпой отгрохав лучшие боевики с вышедшей в прошлом году пластинки “Repentless” и нестареющую разбрызгивающую кровь классику. Наблюдать за игрой лидера Exodus Гэри Холта, сменившего маэстро Джеффа Ханнемана - одно удовольствие. Не отстающий в технике Пол Бостафф с успехом доказывает, что не зря сидит на своем месте. Ну а знакомая любому металлисту улыбка Тома Арайи и бесконечно трясущаяся борода Керри Кинга всегда буду вызывать благоговейный трепет у любого поклонника жанра. Одним словом, эйфория!

Часовая молотильня «убийственного» квартета пролетела как пуля, но безудержно слэмящемуся народу было не до отдыха. На соседней главной сцене выросли громадные драконьи головы, а воздух как-то необычно наэлектризовался. Все было готово к появлению бородатых берсеркеров Amon Amarth. Что и говорить, оформлению сцены и масштабу шоу, которое забабахали шведы, могут позавидовать самые изобретательные в сценическом плане команды. Красочные задники и инсталляции, куча мелких деталей вроде декорированных резными узорами гитар и громадного рога в руках вокалиста Йохана Хегга, жирная пиротехника, наконец, уже упомянутые головы драконов, извергающие дым, на которые можно смотреть лишь с восхищением. Крайне эффектным получился и трюк, исполняемый гитаристами примерно в середине шоу. Он заключается в одновременном их восхождении на самый верх драконьих макушек с закруткой в унисон «волосатой» мельницы. Группе, бесспорно, удается выглядеть крайне харизматично и аутентично своему направлению. После таких визуальных наворотов о качестве звука и вообще музыкальных показателях говорить уже не нужно. Хочется просто орать в голос уже давно заученные припевы явных хитов вроде “Deceiver of the Gods”, “Guardians of Asgaard”  и главного боевика “Twilight of the Thunder God”. Конечно, мощная сценическая постановка, с которой группа выступает только на крупных фестивалях, впечатляет колоссально, однако своему успеху Amon Amarth обязаны не только визуальной составляющей. В стенах крытых и более мелких площадок команда также звучит более чем сочно. Но все же потрудитесь не упустить внезапно представившуюся возможность увидеть пятерку викингов в формате “full production”. Не пожалеете.

Два подряд крышесносящих сета от экстремальных метал-зубров явно стоили того, чтобы сразу после их окончания вдоволь поваляться на травке с пивным кувшином в руках, а также наведаться в фудкорт. Здесь вновь стоит поднять оба пальца вверх под впечатлением от того, как организаторы «Хеллфеста» заботятся о посетителях. Из главной питательной зоны открывается отличный вид на большие экраны, транслирующие происходящее в других концах фестиваля. Ближе всего к нам расположился громадный телевизор сцены “The Temple”. Обед, или скорее ужин, прошел в частично виртуальной компании Empyrium, проекта музыкантов The Vision Bleak, шоу которых в этот момент было в самом разгаре.

Мое очередное лирическое отступление от генеральной линии повествования коснется еще одного развлечения, появившегося в этом году на «Хэллфест» впервые. Уже до поездки в Клиссон меня привлек логотип “Descend Into Hell” на сайте фестиваля, но на тот момент я так и не понял, что это за блюдо и с чем его едят. Разгадка вылезла на поверхность лишь на месте. Через все поле из одного его конца в другой между двух башен на довольно приличной высоте был натянут трос, на котором посетителям, закрепленным ремнями, было предложено прокатиться с ветерком прямо над всей фестивальной инфраструктурой и головами многотысячной толпы! Осознаете ли вы всю крутость и маркетинговый потенциал этой задумки? Неудивительно, что почти у всех (и у меня в том числе) буквально загорелись глаза. Однако купить такой заезд было нельзя – возможность прокатиться на «адском» тросе можно было лишь выиграть. При покупке двух банок “Red Bull” вам выдавался лотерейный купон, на котором путем стирания шифровок монеткой пророчилось найти заветное “You’ve won!”. Производители знаменитого энергетика, и без того являющиеся маркетинговыми гениями, в очередной раз могут лишь гордиться своими пиарщиками. В последний день при входе на аттракцион уже выстаивались очереди из победителей. Мне же с выигрышем в этот раз не повезло, и после пары попыток отыскать заветный билетик я бросил эту затею. Что ж, быть может, в следующий раз поймать за хвост удачу будет проще.

Я забыл упомянуть, что наш обеденный променад совпал с выступлением Megadeth. Большей частью гига дяди Мастейна в этот раз было решено пренебречь как меньшей из жертв. Однако на заключительную часть сета мы как раз успели, подойдя к сцене в тот момент, когда Дэйв объявил мою самую любимую вещь с нового диска группы – заглавную “Dystopia”. При взгляде на новый состав Megadeth прежде всего хочется отметить Кико Лоурейро, который очень хорошо вписался в коллектив. В отличие от своего предшественника на этом посту - Криса Бродерика, бразилец импонирует мелодичным подходом к гитарной работе и, как мне показалось, большей раскрепощенностью в экспериментах, что, несомненно, красит как новые, так и всем известные вещи «Меги». Определенно стоит рассмотреть его фишки получше на их следующем сольнике в Москве. «Рыжий подонок» же был в своем привычном амплуа – много общался с публикой и живо передвигался по сцене в инструментальных частях. В финале шоу на сцене традиционно появился талисман группы - Вик Рэттлхэд. Его выход во время “Peace Sells” всегда приободряет. Не Эдди же единым, в конце концов.

А вот следующий артист стал для меня самым настоящим открытием. Вот уж не думалось, что выступление Ghost породит во мне такой колоссальный шквал эмоций. На сегодняшний день о самом загадочном коллективе металлической Европы не слышал только глухой. Даже в России, куда в свете нынешних нерадостных культурно-идеалогических тенденций группе не стоит даже соваться, у нее весьма приличное количество поклонников. Тихо появившись на сцене в 2010 году, Ghost успели не только объездить весь мир с гастролями в компании звезд первой величины, вроде Iron Maiden, но и заиметь серьезную аудиторию с США, где им даже вручили «Грэмми». Ну а в Европе на Ghost буквально молятся и в любом уголке встречают словно пророков, чему несомненно способствует имидж команды. Да, что и говорить – шоу таинственной шестерки, выглядящее словно потусторонний ритуал, буквально поглощает слушателя. Начиная с интро, где под звуки мелодии из фильма «С широко закрытыми глазами» на сцене появляются музыканты, и заканчивая образами участников и такими деталями, как запах ладана на сцене – все очень красочно, эпатажно и величественно. Облаченные в одинаковые костюмы и маски инструменталисты, называющие себя «Безымянные упыри», играют невероятно слаженно, а их образы только усиливают чувство целостности и уникальной концепции. Ну а дирижер этого потустороннего оркестра - неподражаемый адский епископ Папа Эмеритус, огромной харизмы фронтмен. Публика очень бурно приветствовала группу на протяжении всего их сета, распевая наизусть тексты практически всех песен. А в первых рядах, ко всему прочему, было замечено большое количество «косплейщиков», усердно подражающих образам как самого Папы, так и его приспешников. Поразительно, но музыка Ghost, принятая мной в записи довольно холодно и посредственно, в процессе наблюдения за группой на сцене заставила обратить на себя самое пристальное внимание, после чего предстала совершенно в другом, более радужном свете. Хотя выступлением продолжалось всего около часа, каждый исполненный трек буквально задел за живое. Кульминация шоу выдалась еще более восторженно-помпезной. Во время исполнения посвященной «женскому оргазму» “Monstrance Clock” Папа спустился в первые ряды и в компании пары монашек принялся раскидывать в толпу презервативы. А для исполнениях хорового припева перед народом появились почти три десятка детей, одетых в мерч группы. Фееричные залпы салюта с крыши сцены стали последним жирным штрихом «мессы». Стоит ли говорить, что досада от невозможности музыкального ритуала подобного размаха в нашей стране еще долго не будет давать мне покоя?

«Призрачный» ансамбль заслужено сорвал многотысячные овации, но все же не стоит забывать о тех, ради кого большинство фэнов приехало не только на заключительный фестивальный день, но и на мероприятие в целом. Авторитету Black Sabbath крайне сложно что-либо противопоставить. Торжественное воссоединение классического (ну, почти классического) лайн-апа культовых бирмингемцев вызвалось в металлической среде как бурные восторги, так и неслабую дозу грусти. Изначально было понятно, что каким бы долгожданным ни был реюнион, продлится он недолго. И вот уже следом за выпуском студийника «13», впервые за 35 лет записанного в практически каноническом составе, Оззи, Тони и Гизер решают раз и навсегда запечатать двери своих миров и отправляются в прощальное турне с говорящим названием “The End”. Начав со всем известного риффа программного заявления “Black Sabbath”, металлические патриархи на протяжении своего выступления являли собой живое олицетворение техники и профессионализма. Смеющийся безумец Оззи Осборн все еще может зажечь публику своими чудаковатыми выкрутасами, а игра стоящих по разным краям сцены Тони Айомми и Гизера Батлера по-прежнему способна тронуть самые тонки грани сердца. Отсутствие на сцене оригинального драммера Билла Уорда пусть и волновало самых преданных поклонников «Саббат», но, скорее на подсознательном уровне, потому что заменивший его Томми Клуфетос из сольного состава Осборна отработал на твердую «пятерку», умудряясь не только безошибочно снимать партии, но и неустанно зажигать за установкой. А его отменное драм-соло сделало совершенно понятным желание оставшихся от классического состава участников иметь в своей обойме по-настоящему техничного «молотилу».

Единственным непонятным мне моментом шоу стал сет-лист. Я целиком и полностью могу понять желание группы сосредоточиться в прощальном турне именно на эпохе Оззи. Все-таки включать в программу песни других фронтменов было бы в данном случае совсем не к месту. Но это совершенно не объясняет, почему при этом группа не выходит за рамки первых четырех пластинок, делая исключение лишь для “Dirty Women” c альбома “Technical Ecstasy”. Великолепные во всех отношениях и не менее любимые фанатами диски “Sabbath Bloody Sabbath” и “Sabotage” не звучат на концертах этого тура вовсе. Та же участь постигла уже упомянутый мной “13”. Разумеется, классика, поднявшая в свое время Sabbath на недосягаемую в металлическом мире высоту, более чем весома, и рядом со мной в толпе стояло немало слушателей, выкрикивающих фразы вроде: “This is the setlist of my dream!” Но пренебрегать другими плодотворными годами из славных 70-х тоже не стоило. При детальном анализе именно это стало для меня главным техническим минусом концерта. Наличие же другого – факт, к сожалению, неизбежный. Музыканты в своем более чем солидном возрасте остаются высочайшими профессионалами по всем смыслах, однако признаки угасания магического огня их сердец пусть и не бросаются в глаза, но уже становятся заметны. Как бы хорошо музыканты ни работали на сцене, им больше нечего предложить слушателю. И в данном случае попрощаться с почитателями своих талантов по всему миру именно сейчас – решение беспроигрышное. Наблюдать из года в год за выгоранием любимого артиста – не самое приятное и полезное для меломанского организма занятие. Посему лучше закончить славную историю в тот момент, когда пламя начало подавать первые признаки угасания. Ну а каждый из свидетелей этого момента, уверен, не раз расскажет о величии культовых Black Sabbath интересующимся потомкам.

Когда «отцы» под шквал аплодисментов покинули “Main Stage 1”, на часах было уже за полночь. Публика начала потихоньку рассасываться, и лишь самые стойкие остались у главных сцен до победного – заключительным залпом “Hellfest-2016” стало ночное шоу King Diamond. Именно такой роскошный перфоманс был как нельзя лучше к месту в качестве финала всего фестиваля, и мне искренне жаль тех, кто сразу после Black Sabbath двинулся в сторону бара. Любой, кто хоть раз видел на сцене «короля музыкальных ужасов», сейчас непременно должен мне подмигнуть. За Кинга в очередной раз можно только порадоваться – после полного восстановления здоровья (в прошлом музыкант имел неслабые проблемы с сердцем и позвоночником) он вернулся к фэнам в чуть ли не лучшей физической и, что крайне важно, голосовой форме со времен триумфа в конце 80-х. Многочисленные красочные шоу с непременными театральными изысками это лишь подтверждают.

Современная мода на исполнение артистами своих краеугольных пластинок целиком не обошла и дядю Кинга – в нынешнем турне группа от корки до корки играет свою лучшую работу “Abigail”. Хотя, конечно, не обошлось и без проверенных хитов с других дисков, вроде “Welcome Home”, “Sleepless Nights” или “Eye of the Witch”. В очередной раз порадовало наличие в сет-листе кавера на шикарнейшую нетленку Mercyful Fate “Come to the Sabbath”. В этот раз ее исполнению предшествовала еще одна «фейтовская» вещица, не слишком часто бывающая гостем в концертной программе «короля» - “Melissa”. Кстати, ее исполнение сопровождалось сжиганием той самой ведьмы Мелиссы, повторяющим сюжет песни. Ну а уж когда дошло дело до непосредственного обращения к истории малютки Эбигейл, что вот уже почти 30 лет терзает умы поклонников Кинга Даймонда, ваш покорный слуга всерьез решил, что он оказался в коридорах того самого особняка четы ЛаФей. Приезд Джонатана и его супруги в поместье, явление призрака графа и его предзнаменование, буйство одержимой Мириам, наконец, рождение проклятого дитя Эбигейл и ритуал черных всадников – эффект присутствия просто завораживал. Отдельный респект, как всегда, хочется выразить музыкантам, чьему мастерству и сыгранности можно рукоплескать бесконечно. Очень порадовала работа нового басиста Понтуса Эгберга, великолепно вписавшегося в состав. И хотя, как я уже сказал, публики перед второй из главных сцен осталось не так много, оваций, которыми она провожала музыкантов, хватило бы на толпу в три раза большую. Когда уже вся группа скрылась за кулисами, маэстро Даймонд добрые минут 15 не спешил покидать своих фэнов, долго и искренне благодаря буквально каждого в первых рядах. Моя футболка Merсyful Fate также была не обделена вниманием и удостоилась отдельного жестикулярного респекта от «короля». Вот она – настоящая Рок-Звезда с большой буквы!

Когда мы покидали главные ворота фестиваля, на часах уже перевалило за три ночи. Мы были порядком уставшие и немного замерзшие, но глаза и души продолжали гореть впечатлениями и предвкушением скорейшего возвращения в Клиссон. Вне всяких сомнений, “Hellfest” заслуживает того, чтобы многотысячная армия металлхэдов собиралась здесь снова и снова. Идеальное сочетание «жирного» состава и комфортных условий для посетителей приносит свои плоды уже не первый год, и организаторы, я уверен, не остановятся на достигнутом.

Сет-листы:

Gojira

01. Toxic Garbage Island
02. L'Enfant Sauvage
03. The Heaviest Matter of the Universe
04. Silvera
05. Stranded
06. Flying Whales
07. Wisdom Comes
08. Backbone
09. Drum Solo
10. Only Pain
11. Vacuity

Blind Guardian:

01. The Ninth Wave
02. The Script for My Requiem
03. Time Stands Still (at the Iron Hill)
04. Tanelorn (Into the Void)
05. Prophecies
06. Valhalla
07. The Bard's Song - In the Forest
08. Mirror Mirror

Slayer:

01. Repentless
02. Disciple
03. Postmortem
04. Hate Worldwide
05. War Ensemble
06. You Against You
07. Mandatory Suicide
08. Fight Till Death
09. South of Heaven
10. Born of Fire
11. Dead Skin Mask
12. Raining Blood
13. Angel of Death

Amon Amarth:

01. The Pursuit of Vikings
02. As Loke Falls
03. First Kill
04. Cry of the Black Birds
05. Death in Fire
06. Deceiver of the Gods
07. Runes to My Memory
08. War of the Gods
09. Raise Your Horns
10. Guardians of Asgaard
11. Twilight of the Thunder God

Megadeth:

01. Hangar 18
02. The Threat Is Real
03. Tornado of Souls
04. She-Wolf
05. Post American World
06. Sweating Bullets
07. Poisonous Shadows
08. Trust
09. Dystopia
10. A Tout Le Monde
11. Fatal Illusion
12. Symphony of Destruction
13. Peace Sells
14. Holy Wars... The Punishment Due

Ghost:

01. Spirit
02. From the Pinnacle to the Pit
03. Body and Blood
04. Devil Church
05. Cirice
06. Year Zero
07. Spöksonat
08. He Is
09. Absolution
10. Mummy Dust
11. Monstrance Clock

Black Sabbath:

01. Black Sabbath
02. Fairies Wear Boots
03. After Forever
04. Into the Void
05. Snowblind
06. War Pigs
07. Behind the Wall of Sleep
08. N.I.B.
09. Rat Salad
10. Iron Man
11. Dirty Women
12. Children of the Grave

Бис:
13. Paranoid

King Diamond:

01. Welcome Home
02. Sleepless Nights
03. Halloween
04. Eye of the Witch
05. Melissa (Mercyful Fate cover)
06. Come to the Sabbath (Mercyful Fate cover)
07. Funeral
08. Arrival
09. A Mansion in Darkness
10. The Family Ghost
11. The 7th Day of July 1777
12. Omens
13. The Possession
14. Abigail
15. Black Horsemen

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Михаил “IronMike” Шаталин
Фото: Михаил “IronMike” Шаталин, Ольга “Omena” Дендымарченко, Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker