Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

House Of Metal 2017. Day 2 (DARK TRANQUILLUTY, KRISIUN и др.)

Архив отчетов
Дата
04.03.2017
Город
Умео (Швеция)
Клуб
Folkets Hus
Организатор

На следующий день программа фестиваля начиналась в те же 18:00, с того же самого пункта – preparty. К этому моменту стало понятно, что лица всех, кто приехал на фестиваль, уже окончательно примелькались. Я точно уже несколько раз встречала вон того брутального аргентинца и вон ту семью из Стокгольма, состоящую из бабушки, дедушки, папы, мамы и двух сестер-подростков. На самом деле, хочется особенно отметить эту семейственность – кажется, в Швеции существует такая вещь, как бесплатное музыкальное образование в школах, так что не удивительно, что здесь столько музыкантов, и все они составляют такую тесную тусовку.

Особенно производит впечатление концентрация фестивальной жизни на злосчастных трех улицах города: посетители встречаются буквально повсюду, а выступающие музыканты сидят тут же по ресторанам и барам. Так, выходя из кафе, где я брала интервью у Микаэля Станне из Dark Tranquility, я прохожу три метра и прямо на улице натыкаюсь на Томаса Элоффсона (гитариста Hypocrisy), мы заговариваем с ним, и он заявляет, что вечером надо обязательно идти слушать голландскую дэт-метал-группу Asphyx. Я робко возражаю, что собиралась на Dark Tranquility (они играют с Asphyx в одно и то же время, поэтому есть необходимость принять волевое решение – на кого все-таки идти). С точки зрения музыканта, однако, я совершаю ужасную ошибку. На помощь мне приходит совершенно случайно проходящий в этот момент мимо Ларс Палмквист из Scar Symmetry, который говорит, что Dark Tranquility все-таки тоже ничего. Элоффсон замечает, что может написать, в таком случае, за меня отчет о Asphyx, но предупреждает, что он предвзят и напишет слишком хвалебный репортаж. Я не возражаю, но он, разумеется, вероломно нарушает свое обещание, так что отчета об Asphyx в этом тексте нет. Однако вот эти встречи на улице – это, конечно, что-то невероятное.

Ранним вечером я отправляюсь послушать несколько малознакомых мне групп, которые играют на более маленьких сценах. Я застаю выступление Purgatorium – довольно приятную дэт-металлическую команду из-под Умео, основанную в конце 80-х. Насколько я себе представляю, это коллектив непростой судьбы, который выстрелил в первой половине 90-х, и попал даже в некий известный сборник шведского дэт-метала наравне с некоторыми звездами типа Dark Tranquility, но затем принялся распадаться, собираться снова и испытывать один за другим творческие кризисы. Сейчас от прежнего состава осталось несколько человек, в том числе, солист и гитарист Дэвид Израэллсон. Он весьма неплох и знает, что такое держать внимание. Группа отыгрывает очень достойный, я бы сказала, угарный концерт, регулярно делая обширные мелодические инструментальные вставки в общий звуковой хаос. Зал забит под завязку, и люди всё пребывают. Прослушав их с полчаса, я все же решаю двигаться дальше и перехожу на главную сцену.

Там выступает неведомая мне доселе группа Gloryhammer. На сцене стоит фронтмен в костюме, сделанном одновременно под влиянием образов Железного Человека и Локи из комиксов про «Тора». Гитарист выглядит так, как будто играет в школьном капустнике, посвященном временам средневековья. Пресс-релиз сообщает, что это «симфонический пауэр-метал» из Великобритании, а чувака у микрофона зовут Томас Уинклер. Чувства юмора у этого солиста не занимать: когда я вхожу, он как раз выясняет, кто на чем приехал в Умео, а затем сообщает, что он-то сам прилетел на драконе, о котором сейчас и будет следующая песня. Музыка, может, у них и летящая, и даже, в каком-то смысле, приятная, а два серьезных бородатых и забитых мужика возле меня надрываются от смеха, но мне почему-то на это не хватает чувства юмора, и я с ужасом удаляюсь.

В подвале с буррито играет гетеборгский коллектив с довольно отстойным названием Tragederia. У микрофонов – парень и девушка. Судя по описанию, они как будто должны исполнять дэт-метал, но они исполняют что-то совершенно другое. Не могу, впрочем, сказать, чтобы это было плохой новостью. У ребят очень простые, запоминающиеся треки с ярко выраженными мелодическими и ритмическими частями. Их приятно слушать, и они честно выкладываются на сцене, хотя с моего стула а баре и кажутся какими-то сущими подростками. Парень с хипстерской стрижкой и в модной одежде на полном серьезе гроулит в микрофон, и выглядит это несколько странно, но если на него не смотреть, комический контраст исчезает. Не знаю, буррито тому виной, или все-таки их музыка мне пришлась по душе, но на выступлении этой группы я остаюсь до конца.

Следующей наступает очередь бразильской дэт-металлической группы с радостным для русского языка названием Krisiun, которая выступает на основной сцене. На самом деле, это такие матерые рокеры, у которых на счету уже 10 полноформатных альбомов и лет 27 совместной деятельности за плечами. Они выходят на сцену так, как будто выезжают на танке – ну очень серьезные ребята. Я прямо слышу, как они заводят свой невидимый мотор мотоцикла перед тем, как начать играть.

Солист Алекс Камарго знай себе однообразно ревет что-то на неидентифицируемом языке, и это что-то уже так брутально, что даже не производит впечатления. А вот два других участника группы оказываются намного интереснее – как выясняется позже, гитарист Мойзес Колесне и барабанщик Макс Колесне являются основателями группы и, по-видимому, также идейными вдохновителями (и, разумеется, родными братьями). Надо сказать, инструментальная часть у коллектива действительно чертовски сильная – она просто сметает с ног. И здесь на удивление круто слушать каждый инструмент в отдельности (благо, в мягкой тишине зала слышны каждая нота и любой полутон).

Довольно-таки бронебойная артиллерия инструментов коллектива выстраивает мощнейшую и сложную композицию, которая включает отдельные инструментальные соло и за которой действительно очень интересно следить. Она затрагивает какие-то довольно первобытные начала, и заставляет зрителей быстро потерять самообладание и пуститься в слэм. Особенно мне пришлось по душе барабанное соло Макса Колесне – совершенно ураганная часть выступления, в которой музыкант добрые минут 5 вытворял на установке что-то доселе не виданное и очень разнообразное.

Увы, сам сет Krisiun показался несколько затянут – пожалуй, если бы они играли час, то вышли бы настоящими победителями, зал бы все еще продолжал бесноваться, а энергетика инструментов по-прежнему бы вибрировала в воздухе. Но коллектив переборщил и зарядил сет на почти 2 часа. В результате, минут за 20 до конца публика устала, музыка начала схлопываться в сознании в абракадабру, и ряды слушателей значительно поредели. К чести музыкантов, они не дрогнули и доиграли всё на высшем уровне, поблагодарив посетителей за теплый прием.

Хедлайнером этого вечера были гетеборгские мелодик-дэт-металисты Dark Tranquility, которые недавно выпустили новый альбом “Atoma”, преодолев серьезный кризис, связанный с уходом из группы их постоянного члена и важного творческого двигателя – гитариста Мартина Хенрикксона, покинувшего их как раз в разгар подготовки нового материала. Хотя Хенрикксон ушел лишь из музыкантов, но остался с группой в качестве ее бессменного менеджера, это все же нанесло участникам серьезный удар по экзистенциальному самоощущению. К тому же, они лишились привычного гитариста, и теперь держат эту позицию вызывающе вакантной, нанимая претендентов на короткие сроки и меняя их как перчатки.

В марте Dark Tranquility уже пребывали в самом раже своего весьма большого мирового турне, начавшегося в январе (в ходе него группа заезжала в Россию) и заканчивающегося, возможно, лишь в следующем году. Можно предположить, что коллектив уже вошел в рутинный гастрольный режим, а может быть, неудобные ранние рейсы из Гетеборга и, соответственно, бессонная ночь накануне дали о себе знать, но только московский концерт, несмотря на все несовершенства звука и постоянно выпадающий из барабанной установки кабель, показался мне все же удачнее нынешнего выступления. Работало сейчас все отлично, песни шли как по маслу, но какого-то необходимого уровня задора всё же не было. Зал, впрочем, набился под завязку уже ко второй песне, на танцполе происходило какое-то безумие – впервые за эти два дня было очевидно, что на нем всё обстоит действительно жестко. Словом, народная любовь к пресловутому «гетеборгскому звучанию» манифестировала себя в полной мере.

Dark Tranquility привезли с собой некоторые простые, но доходчивые визуальные эффекты: позади музыкантов на экран транслировались видео-ролики, в частности, например, их безумно красивый клип на песню “Forward Momentum” шел фоном к исполнению этой композиции. Микаэль Станне привычно выкладывался на полную катушку: выскакивал на самый край сцены, метался по ней, гроулил в микрофон и общался с аудиторией по-шведски. Однако почему-то его работы было всё равно недостаточно для полного эффекта.

Тем не менее, обвинить коллектив в какой-либо недоработке нельзя: кажется, что все музыканты сделали всё от них зависящее, чтобы концерт прошел на высшем уровне. Настоящий прорыв случился, пожалуй, только на “Misery's Crown”:  тут коллективу, наконец, удалось поймать какую-то особенную волну, и, метафорически выражаясь, победоносно на ней просерфить. Зал в этот момент зашелся под любимый хит, и энергетика, наконец, сгустилась в помещении достаточно для того, чтобы выбить немного адреналина даже у самых равнодушных. Жаль только, что этот подъем произошел в самом конце выступления.

На этом наступил и конец фестиваля. Он традиционно сопровождался легким адом в виде прыганья счастливых и разгоряченных людей в сугробы и беганья по улицам. Полагаю, веселье в ночь с субботы на воскресенье длилось еще дольше, чем в мировых европейских столицах.

Текст: Ольга Стеблева
------------------
Второй день фестиваля открыла недавно возрожденная группа Purgatorium. Их демо-записи мы слушали на кассетах ещё совсем зелеными, поэтому ощущение ностальгии было весьма конкретны. Мне удалось перекинуться парой слов с вокалистом, и он согласился с тем, что в те времена, когда они активно играли и записывались, дум и дэт шли рука об руку. Поэтому и звучание группы в этот день было таким олдскульным, мощным и откровенным, что редко встретишь у более молодых групп, не говоря уже  о том, насколько безупречным было само исполнение. Для меня, человека молодого, но старой закалки, воспитанного на реальном, изначальном тяжелом думе и дэте, это выступление оказалось, наверное, самым «отрывным». Purgatorium по праву заработали себе место на фестивале – они воссоединились несколькими месяцами ранее специально по случаю дня рождения организатора “House Of Metal” и сыграли для него праздничный концерт. Умео и вообще северная часть Швеции и Финляндии - не очень многонаселённые регионы, поэтому за пару десятков лет здесь сформировалась довольно сплоченная металлическая тусовка.

Пока Purgatorium бездействовали, музыканты занимались другими проектами, такими как психоделически-прогрессивный Dexter Jones Circus Orchestra. Возвращение к корням стало для них стимулом записать несколько новых композиций, например, чтобы выразить свое отношение к современной политической ситуации. По словам, вокалиста/гитариста Дэвида Израэлссона, это и было сделано в “Never Dance”, в которой в чисто панковском духе провозглашается принцип не танцевать ради денег и вообще под чужую дудку. Еще одна новая песня - более блэковая “Deadspring”, которая войдет в запланированный полноформатный альбом (первый в истории коллектива). Не обошлось, конечно, и без парочки старых треков на тему викингов, таких как “Mikklagård” - про путь из варяг в греки. И если интро к выступлению было перемешано с “Master of Puppets”, то завершилось оно самобытной кавер-версией “Twisted Truth” из репертуара голландцев Pestilence, чей экс-вокалист Мартин ван Друнен закрывал фестиваль с другой своей группой Asphyx.

Dark Tranquillity реализовали в своем выступлении интересную идею - вместо обычного фрактального видеоряда запустить практически видеоклип с сюжетом и актерами. Это добавляло атмосферы, хотя и без него выступление было бы весьма впечатляющим. Благодаря специфике зала, который был разделен на две части, создалось впечатление крепкого, нарастающего взаимопонимания между музыкантами и слушателями. Перед сценой не было стульев, и можно было колбаситься, а ближе к задней стене располагались кресла, и там можно было смотреть на сцену "свысока". Мне повезло - я сидела как раз посередине. Но, несмотря на то, что публика заводилась все больше и больше, и музыканты явно это чувствовали, поэтому выкладывались все больше и больше, у меня приключился небольшой когнитивный диссонанс. Как всем известно, Dark Tranquillity исполняют довольно мелодичный дэт-метал с гроулингом. А это подразумевает, что звук, который производит вокалист, должен быть достаточно мощным. И это так и есть. И даже сама сценическая персона вокалиста, худого высокого блондина бородача в клешеных джинсах не шла бы в разрез с музыкой так сильно, как его движения. Он не ходил и не бегал по сцене, а подпрыгивал, как подпрыгивают косули. Сначала я думала, что мне это просто кажется, нои другие слушатели это заметили. Как будто бы Джимми Пейдж вдруг решил бросить гитару и захотел попробовать себя в роли метал-вокалиста.

Таким образом, группа умудрилась воздействовать на различные органы чувств как никакая другая: и техничной сыгранностью, и интересными текстами, и комичным элементом в виде телодвижений вокалиста, и его мощным гроулом, и видеосюжетами на экране, и отменным звуком. В итоге я получила прекрасное, довольно уникальное впечатление от концерта. Хэдлайнерство второго дня фестиваля досталось Dark Tranquillity совершенно не зря.

Asphyx под предводительством Мартина ван Друнена стали трогательным завершением фестиваля. Все понимали, что это последняя группа, поэтому не собирались отпускать их со сцены. И музыканты не подвели. Атмосфера в  небольшом зале была довольно интимной, хотя Asphyx - группа безусловно мирового уровня, тем более принимая во внимание участие ван Друнена в Pestilence и Bolt Thrower. Было ощущение частного концерта, «для своих». Резкость, скорость и напор, которыми «душила» слушателей музыка группы, невозможно было остановить, и каждый присутствующий в зале это чувствовал. Тяжесть и мощь старых и недавних композиций разбавлялись весельем: чего стоили одни лишь юмористические байки ван Друнена между песнями, его предложение тем, кто не знает Asphyx, покинуть зал, откровенная уверенность в своей популярности и, конечно, огромная харизма, а ведь я еще ничего не сказала о его уникальном стиле дэтового вокала! На мой взгляд, легенды голландского дэт, «зажигающие» поколения фанатов не один десяток лет – образец для подражания для каждого, кто собирается играть дэт в его чистой, изначальной форме.

Что и говорить, фестиваль безусловно удался. Кажется, это одно из тех мероприятий, на которых нет «маленьких» групп, и каждая по-своему интересна и крута. Это просто праздник в разгар темной северной зимы, а ведь именно таким и должен быть настоящий металлический фест! Увидимся в следующем году!

Текст: Катя Сугроб

Сет-листы:

Gloryhammer
01.    Infernus Ad Astra
02.    Rise of the Chaos Wizards
03.    Legend of the Astral Hammer
04.    Hail to Crail
05.    Questlords of Inverness, Ride to the Galactic Fortress!
06.    Magic Dragon
07.    Goblin King of the Darkstorm Galaxy
08.    Apocalypse 1992
09.    Amulet of Justice
10.    The Hollywood Hootsman
11.    Angus McFife
12.    Universe on Fire
13.    The Unicorn Invasion of Dundee
14.    The National Anthem of Unst

Tragederia

01.    Intro
02.    Negation Epitome
03.    Total War
04.    Devilborn (1674)
05.    Into Oblivion
06.    Rebirth
07.    Heresiarch

Бис:
08.    The Exiled King
09.    Bleak Future

Dark Tranquility

01.    Force of Hand
02.    The Treason Wall
03.    Atoma
04.    The Science of Noise
05.    Forward Momentum
06.    Terminus (Where Death Is Most Alive)
07.    The Silence in Between
08.    The Pitiless
09.    What Only You Know
10.    Monochromatic Stains
11.    The Wonders at Your Feet
12.    White Noise/Black Silence
13.    Neutrality
14.    Final Resistance
15.    ThereIn

Бис:
16.    State of Trust
17.    Misery's Crown

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker