Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

ARCHIVE

Архив отчетов
Дата
11.06.2017
Город
Москва
Клуб
Клуб "Base" (экс-ГлавClub)
Организатор

Английский коллектив Archive – явление уникальное и даже штучное. Хотя по глобальному объёму фанатской базы они откровенно уступают своим первоначальным “коллегам”, англичане практически одинаково любимы как любителями всяческой электронной музыки, так и поклонниками рока, особенно того, что принято называть прогрессивным. Никакой хитрости в этом нет, ибо если попробовать описать словами жанр, в котором творят британцы, сделать с наскока это получится едва ли – настолько многогранно и всеобъемлюще в плане музыкальных и звуковых приёмов они звучали и изменялись на протяжении всего своего творческого пути. Что же при таких исходных данных может быть еще интереснее, чем дискография детища Дариуса Килера и Дэнни Гриффитса? Конечно же, их концерты.

Честно признаюсь, в последнее время (особенно после того, как количество посещенных вашим покорным слугой разномастных выступлений перевалило за сотню) писать что-то про очередные “неплохие концерты” становится всё сложнее и сложнее. Отдельные “выбросы” вдохновения случаются лишь при посещении гигов наиболее любимых групп, но такое происходит далеко не каждый месяц. Тут же ситуация обратная – писать сложно, потому, что эмоции и мысли просто решительно невозможно собрать в кучу и передать в виде текста – настолько их много. Но я, конечно, попробую.

Archive до определённого момента не входили в мой личный пантеон обожаемых групп. Однако в ноябре прошлого года, когда мне довелось впервые увидеть их живьём в нидерландском городе Харлеме, моё представление об “архивариусах” как об “интересном, но цепляющем скорее эпизодически” коллективе претерпело фантастические метаморфозы. Сразу же после того концерта я, обалдевший от восторга, заявил: “Пойду на них и в Петербурге, и в Москве!” (на тот момент уже анонсировали приезд группы в Россию летом 2017 года). Так в итоге и получилось, поэтому далее я позволю себе некоторые точечные сравнения концертов в “двух столицах”, хотя речь ниже пойдет именно о московском.

Первым отличием московского концерта от петербургского было наличие разогрева. В этой роли выступала столичная группа Kirma, созданная как раз на волне любви ее основателей к Archive, а также коллективам dEUS и Stateless. К сожалению, я не знаком с ранним творчеством Kirma, однако же шесть песен (плюс кавер на Stateless), представленные группой в этот вечер, от творчества британцев отличаются всё же довольно сильно. Это неглупый и очень стильно звучащий поп-рок с мощным женским, близким к контральто вокалом, нередкими партиями трубы, которая добавляет музыке “джазовости”, а также разнообразнейшей перкуссией, за которую также отвечает трубач. Пытаясь сосчитать количество вариаций перкуссионных инструментов, задействованных им за время выступления, я чуть не сбился – были и маракасы, и шейкеры, и треугольники, и так далее. Песни коллектива довольно разнообразны – от расслабленных лаунж-номеров до грустных с плачущей трубой и гитарой баллад и даже парочки качающих тяжелых вещей. В целом, это нечастый случай разогрева, на который хочется по возможности посмотреть еще раз, тем более, что на своих сольных концертах группа нередко исполняла и каверы на британцев (“Again”, “Fuck U”, “Come On Get High” и другие), а с такой вокалисткой это должно звучать как минимум интересно.

Вторым отличием от петербургского гига стала грамотно подобранная площадка. Понятное дело, что в Петербурге на концерты в принципе ходит меньше народу, поэтому в плане вместительности “Зал Ожидания” оказался тем, что нужно. Однако же широченная сцена “Йоты” (накануне концерта снова ставшей “Главклубом”) гораздо больше подходит для размещения восьмерых участников британского коллектива и способствует большей их подвижности и активности на сцене.  Да и попросту в таком зале всё действо воспринимается как более масштабное.

Так или иначе, в начале десятого на покрытой мраком сцене появились семеро людей, которые немедленно начали творить настоящую музыкальную магию. “Driving In Nails” с последнего альбома “The False Foundation” определённо не является одной из лучших вещей группы, да и в качестве концертной открывашки “на бумаге” выглядит странно. Но нет, вживую она оказалась просто идеальным “приветственным” интро, сразу же настраивающим на нужный лад – сегодня будет очень атмосферно, захватывающе, необычно и впечатляюще. Почти девять минут индустриально-напряженных ударных перестукиваний, монотонно (но не скучно) жужжащие и скрипящие гитары, одна гипнотически повторяющаяся на фоне этого безумия строчка текста – “Just driving in nails”… Нет, серьезно, разве это похоже на нормальное начало концерта? Нет, это похоже на ПРЕКРАСНОЕ начало концерта, которое на исходе восьмой минуты резко оборачивается драйвовой и танцевальной “The False Foundation”, и погруженный в транс зал тут же пробуждается словно по мановению руки “безумного дирижёра” Дариуса Килера.

К микрофонной стойке подходит скромняга Дэйв Пэн, который за время открывающей песни успел уже побывать и ассистентом ударника, и нойз-гитаристом. Пританцовывая в своей привычной механистично-странноватой манере, он всё больше и больше раскачивает зрителей под активно сменяющие друг друга психоделичные картины на огромном экране за сценой (еще один укол в сторону Питера – там экран был куда меньше, да и по большей части перекрывался самими участниками) и постепенно нарастающий драйв припева. Затем следует черёд уже Полларда с довольно неспешно разворачивающейся, но расчётливо приближающейся к кульминации вокальной партией песни “Crushed”, которая заканчивается дуэтом Полларда и долгожданной Холли Мартин, которая в 2015 году в Россию приехать не смогла. “Crushed” уступает место похожей по ритмике, но совершенно иной по настроению “Kid Corner”, которую Холли исполняет уже сольно.

Надо отметить, что при таких постоянных “кадровых перестановках” на сцене все участники в любой момент времени чем-то да заняты. Да и вообще, Archive выглядят как идеально и отлажено работающий живой организм, в котором каждый участник исполняет свою функцию, а иногда и не одну. И если вдруг вокал Дэйва или Полларда в конкретный момент не нужен, у каждого есть своя маленькая ударная установка и парочка гитар для большей вариативности ритм-секции и плотности звукового полотна. Еще один интересный момент – даже в тех песнях, где на альбоме гитарного звука минимум или же таковой вовсе отсутствует, в живых версиях вполне может быть задействовано до трёх (!) гитар одновременно, а иногда к ним прибавляются и две бас-гитары, ну и ударник в лице Стива Барнарда тоже вдаривает вполне по рокерски. Можете, уважаемые поклонники тяжелой музыки, представить, насколько отличаются эти самые песни от студийных, зачастую достаточно минималистичных версий? Именно в этом и заключается прелесть живых выступлений Archive по сравнению с большинством стандартных рок и метал-выступлений  – даже вещи, на первый взгляд кажущиеся невзрачными и простенькими, окрашиваются в совершенно иные цвета и обрастают совершенно непредсказуемыми аранжировками.

Далее следует “Pulse” – вещь из той относительно “ранней” эры творчества Archive, когда за микрофонной стойкой находился Крейг Уокер. Несмотря на то, что уокеровские песни ныне обычно исполняет Дэйв Пэн, “Пульс” был отдан на откуп прекрасному женскому вокалу. Достаточно интересно сыгравшее решение – высокий, мощный, и немного “колючий” голос Холли не только очень здорово передаёт оригинальные интонации, но и привносит свои характерные нотки в эту давно всем знакомую вещь. “Splinters” Дэйва Пэна послужила эдаким затишьем перед бурей одной из самых известных и народно любимых песен Archive – “Bullets”. Достаточно быстротемповая, мелодичная и дьявольски цепляющая вещь в исполнении Полларда и в обрамлении гитарного звука звучит еще выигрышнее, чем на альбоме, что, казалось бы, практически невозможно. Зал отрывается, Поллард заканчивает петь, но отдышаться у зрителей нет времени совершенно – в дело вступает Дэйв и его рок-гимн “Feel It”, который с лёгкостью забирает главный приз в номинации “самый драйвовый номер вечера”. А уж три подряд “фальшивые” концовки, после которых гитарное рубилово продолжалось с еще большим задором, и вовсе окончательно вымотали всех собравшихся. Тут как по заявкам подоспела успокаивающая “Bright Lights” в нежном исполнении “Человека в Шляпе и Пончо” – Полларда.

Все участники группы, стоящие в авангарде, а таковых пятеро – Дариус, Поллард, Дэйв, Дэнни и иногда Холли – безумно харизматичные, яркие и прекрасно дополняющие друг друга артисты. Пройдёмся по участникам поочерёдно. Слева находится буйствующий дирижёр/звуковой волшебник/клавишник Дариус, сердце которого, кажется, тоже является частью ритм-секции и живого звучания Archive. Да и сам он двигается, марширует, размахивает руками настолько активно, что периодически откровенно “залипаешь” на нём и пристально наблюдаешь – а что же он дальше выкинет? Словно в противовес ему с правого края также за клавишами сидит хмурый и сосредоточенный Дэнни Гриффитс, который улыбается так же часто, как русские люди незнакомцам. Но даже он не в силах сохранить свой суровый прищур, когда публика реагирует так живо, как это было в Москве, и периодически нет-нет, да улыбнётся или подмигнёт кому-нибудь в первых рядах.

Посередине располагается секция певцов – смешно пританцовывающий и вечно довольно и ехидно ухмыляющийся Поллард, похожий на кота, которого только что покормили, и более “колкий” Дэйв, который, тем не менее, при всей своей погруженности и сосредоточенности на музыке очень душевно и искренне “посылал” лирического антагониста куда подальше в ставшей уже легендарной “Fuck U”. Ну и как не вспомнить в очередной раз прекрасную миниатюрную Холли Мартин, которая в дуэте с Поллардом сперва очень красиво и чуть иначе по сравнению со студийной версией Сюзанны Вудер спела одну из самых известных вещей группы “You Make Me Feel”, а затем выдала хлёсткий перфоманс в “Violently”.

Располагавшиеся в арьергарде гитарист Микки Хёркомб, ударник Ричард Барнард и басист Джонатан Нойс столько внимания к себе не притягивали, но и статистами их назовёшь едва ли, ведь их заслуга в создании именно такого звукоряда тоже совсем немаловажная. В общем-то, практически в любой момент концерта интересно смотреть абсолютно на каждого музыканта, а уж все вместе они и вовсе завораживают. Добавьте к этому почти идеальный звук (и это я говорю из первого ряда!), прекрасную работу световиков и очень чуткую и отзывчивую публику – разве это не звучит как описание идеального шоу как для музыкантов, так и для слушателей?

А ведь на десерт приготовлены еще и полуэпик “Controlling Crowds” вместе с мрачной, депрессивной, но в тоже время убийственно крутой живьём “Numb”! Ну как тут можно жаловаться хоть на что-нибудь? Во время концерта такие мысли были настолько далеки от меня, насколько далеки Archive от любых шаблонов и штампов. Однако же после концерта, когда эмоции чуть поулеглись, в голову ненадолго пришла пара-тройка “а вот если бы…”. Немного жаль, что красивых лирических баллад, которые у группы несомненно наличествуют, исполнено не было. А вот если бы “Black and Blue” или “End of Our Days”, дабы продемонстрировать и иную сторону замечательного вокала Холли?.. А вот если бы сыграли один из эпиков (“Again”, “Lights”, “Finding It So Hard”)?.. А вот если бы сет-лист был не “фестивальным” на час сорок, а полноценным, часа на два? Впрочем, как только вспоминаешь, сколько эмоций и ощущений подарил концерт, все эти “а если бы…” мгновенно забываются. Пожалуй, хорошего тоже не должно быть СЛИШКОМ много, иначе есть шанс передозировки прекрасным. А умирать на концерте Archive совершенно не хочется, потому что надо обязательно попасть и на следующий!

Подводя итоги, могу порекомендовать посетить выступление англичан всем тем, кому хоть сколько-нибудь небезразлично их творчество. Поверьте, это выступление поделит вашу жизнь на “до” и “после”, и вы уже совсем иначе будете воспринимать их музыку.

Сет-листы

Kirma:
1.    Ash
2.    Run to you
3.    Delight
4.    World on fire
5.    Illusions
6.    Magazine
7.    Down Here (Stateless cover)

Archive:
1.    Driving in Nails
2.    The False Foundation
3.    Crushed
4.    Kid Corner
5.    Pulse
6.    Splinters
7.    Bullets
8.    Feel It
9.    Bright Lights
10.    Fuck U
11.    You Make Me Feel
12.    Violently

Бис:
13.    Controlling Crowds
14.    Numb

Выражаем благодарность Александре Поповой (клуб “Yotaspace”) за предоставленные аккредитации

Текст: Сергей Гончаров
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker