Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

MIKE PORTNOY'S SHATTERED FORTRESS

Архив отчетов
Дата
11.07.2017
Город
Москва
Клуб
Клуб "Base" (экс-ГлавClub)
Организатор
Spika Concert Agency

Не знаю, как другим собравшимся 11 июля в «ГлавКлубе» зрителям, а мне было обидно. Один из ярчайших барабанщиков мировой рок-сцены старается и планирует тур с уникальной программой, состоящий из всего полутора десятков концертов, отечественные промоутеры стараются и договариваются о проведении двух из них у нас, а потенциально немаленькая аудитория поклонников Dream Theater и прогрессива в целом осталась к мероприятию абсолютно равнодушной. Половина зала в «ГлавКлубе» - это для города с официальным населением 12 миллионов (больше, чем в Финляндии и Норвегии вместе взятых) просто несерьезно.

Впрочем, одна из причин столь низкой явки достаточно очевидна. Нет, это не разгар лета (тем более что таким летом, как в нынешнем году, в Москве все равно податься некуда, кроме как в клуб). Просто надпись “Dream Theater” на афишах была сделана крайне мелким шрифтом, а чтобы массовый слушатель «прочухал», она должна была быть такой же по размеру, а еще лучше – больше, чем название самого проекта. И не надо свысока думать, что любой человек, хотя бы краем уха знакомый с творчеством группы, знает о том, какую роль играл в ней Майк Портной. Реальность доказывает – не знает и знать не хочет, и если нет у приезжающего коллектива на афише громкого названия, то внимания он не заслуживает. Не зря ведь даже к имени Роджера Уотерса наши промоутеры добавляют во всех промо-материалах “Mr. Pink Floyd”. Что помешало провернуть этот трюк в данном случае? Не знаю. Может, сам Портной запретил…

Также весьма симптоматично, что выступление проходило без разогрева, что для мероприятий, организуемых компанией Spika, очень большая редкость. Впрочем, я действительно не знаю, кто из отечественных артистов мог бы на достойном уровне открыть концерт Майка Портного, так что это, наверное, к лучшему. Вот только пришедшей на концерт пораньше публике пришлось бесцельно «мариноваться» в зале аж до девяти часов вечера. Тут надо отдать организаторам должное – о времени выхода Портного на сцену они честно предупредили во встрече концерта в ВК. Впрочем, судя по градусу недовольства ожиданием, соцсети наши поклонники самой интеллектуальной разновидности рок-музыки тоже не читают. Даже если от этого хуже им самим.

Засим позвольте завязать с сарказмом и написать несколько строк о том, что собой представляет проект Mike Portnoy's Shattered Fortress – в первую очередь, для тех, кто профильные новостные ленты тоже не читает (простите, так сразу завязать не получилось). Уйдя из Dream Theater, Майк, который являлся одной из главных креативных сил в группе, не стал цепляться за ее наследие, а с головой погрузился в массу новых проектов, достаточно далеких от музыки «театралов». Исключением стал лишь тур в компании с еще одним отставником – клавишником Дереком Шериньяном, в котором некоторые хиты группы исполнялись в инструментальных версиях. Но по прошествии семи лет Майк решил все же реализовать проект, который он так и не успел претворить в жизнь до ухода – полное живое исполнение «12-шаговой сюиты», цикла песен с разных альбомов Dream Theater, в которых барабанщик красочно описал свою борьбу с алкоголизмом. Да-да, кто бы мог подумать, что харизматичный и, казалось бы, никогда не унывающий музыкант на протяжении более десятка лет «пил и принимал наркотики каждый день» (это его собственные слова). Однако даже такую напасть он умудрился использовать во благо искусству, превратив опыт посещения собраний общества «Анонимные алкоголики» в пять монументальных и насыщенных эмоциями песен. На концертах Dream Theater они звучали не раз, но Майку всегда хотелось играть их вместе, единым массивом, и на свое 50-летие, отмечавшееся в апреле, он все же решился сделать себе такой подарок. А заодно включил в программу еще несколько номеров своей бывшей группы, к которым особенно трогательно относятся он сам и ее поклонники – преимущественно из концептуального альбома “Metropolis Pt.2: Scenes From A Memory” (1999).

Здесь я должен отметить, что мои личные вкусы в отношении творчества Dream Theater не отличаются ортодоксальностью. Мне, например, очень нравится альбом “Falling Into Infinity” (1997), большинством поклонников заклейменный «попсовым», а прославленные «Сцены из памяти» откладываться в моей памяти упорно не хотят. Однако в 2014 году я посмотрел выступление Майка Портного в составе Transatlantic, и он произвел на меня сильнейшее впечатлением своей энергетикой, чувством юмора и искренней увлеченностью тем, что он исполняет. На мой взгляд, когда на сцене присутствует Майк, такие вещи как сет-лист в значительной степени уходят на второй план. Кайф можно получать уже от того, что наблюдаешь Портного за игрой. Поэтому несмотря на то, что концерт начался треками как раз из “Scenes From A Memory”, происходящее сразу же захватило меня полностью.

Чтобы воссоздать на сцене фрагменты трагической истории Николаса, а также масштабную картину собственной борьбы с алкоголизмом, Майк собрал весьма серьезный аккомпанирующий состав. Большинство в нем составляли участники британской прогрессив-металлической группы Haken (кстати, в аудитории были люди, пришедшие специально ради них), а в качестве третьего (!) гитариста был задействован Эрик Джилетт, вместе с Портным играющий в коллективе Нила Морса. Инструменталисты в отношении того, справятся или нет, вопросов изначально не вызывали, а вот с вокалом дела обстояли сложнее - Джеймс ЛаБри сам сейчас не всегда вытягивает свои же партии, и не было никаких гарантий, что они удадутся человеку со стороны. Однако Росс Дженнингс уже парой первых песен доказал, что Портной выбрал его не зря - пусть тембральное сходство не стопроцентное, но все нужные ноты были взяты. Достоинства Дженнингса, впрочем, не помещали Майку отдать одну песню ("The Root Of All Evil") "на откуп" Джиллетту, а еще одну ("Repentance") спеть самому. В принципе, Росс бы справился с ними без проблем, но с точки зрения шоу так получилось выигрышнее.

Шоу в этот вечер вообще имело масштабы, не так часто встречающиеся на концертах прогрессивного жанра. Обычно его представители делают ставку не на визуальные эффекты, а на виртуозность инструменталистов и полет композиторской мысли, и хотя все это присутствовало и у Mike Portnoy's Shattered Fortress, в сочетании с грамотно подобранным видеорядом затрагиваемые в песнях темы имели еще больший эффект. Коллажи, анимация, кадры кинохроники - огромный экран на заднике сцены практически не гас на протяжении всех двух часов выступления. Некоторые моменты до сих пор ярки у меня в памяти - например, фигура пьяницы из "Glass Prison" или лица Стива Вая, Стивена Уилсона и других известных музыкантов в финале "Repentance" ("за кадром" в это время звучат их голоса, извиняющиеся перед теми, кому они причинили боль).

Однако главным элементом шоу все же был сам Майк. Не так часто в центре внимания на концертах оказывается барабанщик, но в данном случае сомнений в том, кто здесь главный, не могло возникнуть даже у человека, забредшего в «ГлавКлуб» случайно и не знакомого с расстановкой сил в проекте. Игра Портного потрясающе эффектна визуально, а в особенно эмоциональных местах он встает за своей установкой в полный рост, не переставая неистово и очень точно колотить по барабанам. А перед тем, как музыканты взялись за собственно «12-шаговую сюиту», он вышел с микрофоном на передний край, чтобы поблагодарить публику и рассказать вкратце о том, почему возникли и что собой представляют Shattered Fortress.

Публика, несмотря на свою немногочисленность, принимала программу очень тепло. Майк даже сказал, что увидел у кого-то в первых рядах следы еще на первых песнях, однако эмоционального пика выступление достигла в финале, когда Shattered Fortress, подведя итог «Сюите», вновь обратились к материалу “Scenes From A Memory”. Сначала прозвучал 12-минутный эпос “Home”, за ним - виртуознейший инструментал “The Dance Of Eternity”, а потом еще и “Finally Free”, кульминация и развязка концептуального альбома. Чтобы, видимо, подразнить публику, в нее были вплетены еще и несколько тактов из “A Fortune In Lies”, самой первой вещи с дебютника Dream Theater, однако ее исполнение было бы чем-то уж совсем запредельным, поэтому развития эта тема не получила. Да и вообще к этому моменту музыканты находились на сцене уже почти два часа, а умение вовремя остановиться – это особое искусство, и очень здорово, что Майк им владеет.

Лично для меня визит Портного оказался самым ярким событием в концертной жизни Москвы этого лета, даже несмотря на то, что лично я ни за что не выбрал бы из обширного наследия Dream Theater именно эти вещи. Главное на таких концертах – не репертуар и даже не техника, а способность жить этой музыкой и умение превратить виртуозность в шоу. Все это Портной и его «Рухнувшая крепость» продемонстрировали так, что увидевшие запомнят надолго. Вот только ждать повторения не приходится – не только потому, что проект был закрыт сразу же по возвращении из России, но и, в первую очередь, потому что с такой посещаемостью найдется немного желающих везти сюда Майка хоть в каком виде.

Сет-лист:

01.    Prelude (Bernard Herrmann song) (from The Original Film Score of Psycho)
02.    Regression
03.    Overture 1928
04.    Strange Déjà Vu
05.    The Mirror (With Keytar Solo and Lie Outro)

Twelve-step Suite
06.    The Glass Prison
07.    This Dying Soul
08.    The Root of All Evil
09.    Repentance
10.    The Shattered Fortress

Бис:
11.    Home
12.    The Dance of Eternity
13.    Finally Free (With Metropolis 2000 outro and Fortune in Lies tease)

Выражаем благодарность Анастасии Потаповой (Spika Concert Agency) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья ”Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker