Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

Rockfesztival Budapest. Day 1 (SKORPIO, BEATRICE и др.)

Архив отчетов
Дата
08.09.2017
Город
Будапешт (Венгрия)
Клуб
Kincsem Park
Организатор

В этом году нам не удалось попасть ни на один из крупных европейских фестивалей. Выбранный нами "Masters Of Rock" внезапно объявил "солд-аут" за месяц до даты начала, чего в истории этого чешского феста не случалось еще ни разу, а менять планы и рваться в какие-то другие края было уже поздно. Однако выход был найден в тот же день - изучая расписание грядущих концертов венгерской группы Karthago, я наткнулся на неведомый мне ранее "Rockfesztival Budapest", а когда я увидел список остальных участников, вопрос был решен. Какими бы звездами ни пестрел лайн-ап "Мастеров", почти всех их я уже видел на сцене, в Будапеште же подобрались артисты, ни одного из которых мне не доводилось ранее слышать в концертной обстановке. Хотя многие их них прочно обосновались в моей стереосистеме еще лет 15-20 назад.

Еще одно существенное отличие "Rockfesztival Budapest" от крупных европейских фестов заключалось в том, что проводился он не где-нибудь "на выселках", а в центре венгерской столицы, поэтому мы впервые за всю свою историю посещения оупен-эйров жили не в палатке, а в гостинице, которая находилась буквально в 15 минутах ходьбы от мероприятия. Вообще с подбором площадки организаторы справились превосходно - ей послужил Кинчем-Парк, который представляет собой ипподром и прилегающую к нему территорию. Если вас заинтересовало, что это за Кинчем, то это такая легендарная скаковая лошадь, самая успешная за всю мировую историю конного спорта, памятник которой приветствовал посетителей у входа на фест. Сам ипподром рокерам не отдали, да в этом и не было нужды - всех желающих вместили два крытых навеса, один, побольше, над мощеной площадкой перед проходом на трибуну, а второй, поменьше, просто на травке. При этом фестивалю повезло с погодой - оба дня обошлось без осадков, днем было около 25 градусов и светило солнце, а ночная температура не падала до шведских рекордов, так что по окончании выступлений даже не хотелось расходиться. Разве что от усталости после крайне насыщенной программы.

Как и положено любому уважающему себя оупен-эйру, "Rockfesztival Budapest" предлагал своим посетителям не только музыку, но и широкий выбор еды и напитков. Особенно меня порадовал бар, расположившийся внутри настоящего автобуса марки "Икарус", какие бегали у нас по всем дорогам в 80-х и 90-х (ничего удивительного, их строили в Венгрии, если вы не знали). При этом цены на алкоголь были очень гуманными и взвинчивались по сравнению с окрестными магазинами максимум в два раза, а не в 4-5, как это принято в Европе и у нас. Это, впрочем, не помешало венграм активно жаловаться на дороговизну пива - их бы на "Sweden Rock" или в московский "Стадиум", поняли бы, как им повезло. А вот что расстроило, так это полное отсутствие фирменного мерча. Хотя в Европе и даже у нас фестивальный мерч считается существенной статьей доходов мероприятия, здесь его выпуском не озаботились вообще. Хорошо хоть, что некоторые группы привозили и ставили собственные столики с дисками и одеждой; увы, далеко не все.

В пятницу выступления на главной сцене начинались в 17.00, но пока мы решили вопросы на кассе и осваивались на площадке, первая группа Bermuda Rock Band уже успела отыграть почти весь сет. Да, должен сделать одно немаловажное замечание - абсолютно все выступавшие в эти два дня группы были венгерскими, причем преимущественно "винтажными", то есть, их история уходит корнями в 80-е, а то и в 70-е. Никакого модерна, никакого экстрима, только хард-рок, хэви-метал, блюз, фолк-рок и панк. Достаточно ограниченный формат, но это не помешало площадке перед главной сценой периодически заполняться до максимума. Я не располагаю даже приблизительными цифрами, но если судить на глаз, то тысяч 5-6 посетителей фестиваль собрал. Свой рок венгры любят и ценят и любовь эту проносят через поколения: хотя основную аудиторию составляли люди за 35, немало было и их детей, равно как и совсем древних слушателей (обоих полов!), которые, похоже, застали еще те времена, когда венгерские группы с триумфом ездили в туры (!) по СССР. При этом из иностранцев (не то, что русских, а вообще) на фестивале, похоже, присутствовали только я и наш фотограф. Не-венгерская речь среди публики практически не звучала, а те люди, которые узнавали, откуда мы, делали огро-о-омные глаза и говорили на ломаном английским фразы типа "Ну, вы даете!"

Первой группой, которую нам удалось посмотреть в спокойной обстановке, оказались выступавшие на малой сцене Aurora. Это одна из древнейших панк-групп Венгрии, основанная в 1983 году и поначалу находившаяся в открытой конфронтации с социалистическим режимом. Ее бывший вокалист Дауэр даже попал в тюрьму на два года за "неправильный выбор слов". Неудивительно, что когда власть в Восточной Европе сменилась, бывшие диссиденты обрели колоссальную популярность, чему в немалой степени способствовал альбом 1989 года "Vizslat Ivan" ("Прощай, Иван!"), выход которого был приурочен к выводу советских войск из страны. Однако и после того, как демократизационный ажиотаж прошел, Aurora не сидели, сложа руки, выпуская альбом за альбомом (последний вышел в 2013-м) и постоянно давая концерты.

К сожалению, несмотря на всю значимость Aurora для истории венгерского панка, слышать их творчество ранее мне не доводилось, поэтому знакомиться с ним пришлось прямо по ходу выступления трио. В принципе, это добротный классический панк с ориентацией на Ramones (не случайно именно их майка была на барабанщике), грамотно сделанный, но не сказать, чтобы слишком оригинальный или слишком хитовый. Безусловно, заслуживает уважения стойкость и несгибаемость музыкантов, которые после стольких лет карьеры отнюдь не звучат архаично или самодовольно. Но чего-то особенного, что выделяло бы именно Aurora из огромного количества панк-групп мира, я так и не услышал. Хотя при случае намерен все же более подробно познакомиться с их творчеством, хотя бы с пресловутым "Иваном".

Что меня всегда поражало в концертах в Венгрии, так это, во-первых, их потрясающий технический уровень. Где бы ни играла та или иная группа - на 12-тысячном стадионе, в небольшом клубе, в провинциальном спортзале или вообще где-нибудь в чистом поле - на сцене всегда будет свет из категории "мечта фотографа", а в звуке можно будет буквально купаться. А во-вторых, на такой концерт всегда соберется толпа народу, причем это будут не просто любопытствующие, а публика "в теме", тепло приветствующая музыкантов и знающая наизусть (!) большинство песен. В этом я в очередной раз убедился, когда на главную сцену вышли Piramis. Я давно знаком с их творчеством, но никогда не приходил от него в очень уж бурный восторг, поэтому мы решили пропустить первые пару песен их сета, чтобы перекусить перед дальнейшей программой. Однако очень скоро, сидя за столом в импровизированном фуд-корте, мы поняли, что промахнулись. Во-первых, публика массово устремлялась к сцене, так что мы стали опасаться, что под крышу вообще не попадем, а во-вторых, доносящиеся оттуда звуки оказались гораздо зажигательнее, чем мы предполагали.

Во второй половине 70-х Piramis пользовались в Венгрии просто колоссальной популярностью, сопоставимой разве что с известностью Omega. К сожалению, классический состав группы просуществовал всего семь лет, после чего вокалист Шандор Ревес занялся сольной карьерой, а попытка продолжать без него (с клавишником Петером Галлаем в роли фронтмена), оказалась провальной. С тех пор у Piramis было два чрезвычайно успешных реюниона, однако противоречия между Ревесом и остальными музыкантами так и остались непреодолимыми, и в 2009 году трое участников оригинального состава - Галлай, гитарист Янош Заводи и барабанщик Миклош Ковеш - нашли для группы нового фронтмена - Яноша Немчока. Новых песен они не записывают, но старые исполняют, на мой вкус, еще лучше, чем в оригинале. Во-первых, весь материал звучит заметно тяжелее, и вместо довольно специфической смеси из поп-рока, джаз-рока и харда Piramis исполняют теперь полноценный хард-н-хэви с набором просто неотразимых хитов. Во-вторых, прекрасен Немчок - хоть он и не имел отношения к сочинению всех этих хитов, он вкладывает в них душу и сердце без остатка, а сила и диапазон голоса позволяют ему воспроизводить весьма высокие партии Ревеса без каких-либо проблем. От него не отстают и остальные музыканты, которые, несмотря на солидный возраст и достаточно "ветеранский" внешний вид, играли очень мощно и от души. Часовое выступление Piramis пролетело на одном дыхании, став первым (но, как потом выяснилось, не последним) сюрпризом фестиваля.

Не далее чем сейчас хочется сделать еще одно отступление от главной линии повествования и затронуть такую тему, как возраст. Глядя на годы основания большинства участников "Rockfesztival Budapest", у многих появится небезосновательное желание записать мероприятие в категорию "старперских". Да, действительно, многим из тех, кто выходил в эти два дня на сцену, перевалило за 50, 60 и даже 70 лет, а значительная часть их репертуара возникла и пользовалась славой еще в советское время. Однако за все два дня у меня ни разу не возникло ни к кому из выступающих чувства жалости, которое я испытывал, например, на первом московском концерте Оззи Осборна или на первом московском концерте Judas Priest - "старого дедушку зачем-то выгнали к микрофону". Несмотря на многие годы за спиной, подавляющее большинство артистов вело себя как нормальные рокеры - открывалось и получало кайф от игры и общения с публикой. Трудно сказать, чем это вызвано - возможно, тем, что в почти всех группах есть пара молодых участников, годящихся "аксакалам" в сыновья, и рядом с ними просто "западло" выглядеть развалиной. Или тем, что в Венгрии, в отличие от нашей страны, рок не считается несерьезным или антиобщественным родом занятий. Музыканты там просто делают свое дело, а когда оно любимое, возраст отступает.

Но были на "Rockfesztival Budapest" и молодые коллективы, один из которых вышел на малую сцену (она, кстати, называлась "Rock Cirkusz") следующим. Речь идет о группе Firkin, ведущей свою историю со всего-то 2008 года и работающей в таком популярном сейчас направлении как кельтский панк. Выглядят они как тусовка офисных работников, вырвавшаяся после смены погулять в ирландский паб - джинсы, рубашки, жилетки, ничего фолкового, да и вообще никакого имиджа. Однако это не мешает им скакать и плясать, как будто от успешности их выступления зависит вся их дальнейшая карьера. В репертуаре группы примерно поровну классики жанра (типа "Drunken Sailor" или "Whiskуy In The Jar") на английском языке и собственного авторского материала на венгерском, и все было бы хорошо, вот только гитара в миксе завалилась куда-то на задний план, и в композициях из-за этого ощутимо не хватало плотности звука. Однако этот недочет во многом компенсировала колоритная "передняя линия" группы - "рубаха-парень" на вокале, "чертенок" с флейтой и "брумгильда" со скрипкой. У нас сейчас стало модным делать концерты "ирландских" панков со всего мира, вплоть до Австралии - будем надеяться, что и не столь далекую (всего-то 2,5 часа на самолете) Венгрию взор отечественных промоутеров не обойдет.

На большинстве современных фестивалей хэдлайнером считается не тот артист, который выступает последним, а тот, кому отдают самое "лакомое" время -где-то с 9 до 11 вечера. В первый день "Rockfesztival Budapest" этот слот получили Beatrice - легендарнейшая на родине команда, исполняющая панк с 1978 (!) года. Помню, как в конце 90-х, впечатленный участием этой группы в концертном сплите 1980 года с Locomotiv GT и Omega, я пытался разыскать их пластинки (о том, чтобы найти в те годы в Москве венгерские CD за сколько-нибудь приемлемые деньги, речи не шло). Тогда я не знал, что Beatrice в начале 80-х сталкивались с сильнейшим противодействием властей, а президент фирмы грамзаписи Hungaroton записал группу в "паршивые овцы" ("fekete baranyok") венгерского рока и отказывался приглашать на проводимые под ее эгидой мероприятия.

Несмотря на то, что с тех пор прошло какое-то чудовищное количество лет, а лидер и фронтмен Beatrice Феро Надь справил в январе этого года свой уже 71-й (!!!) день рождения, коллектив до сих пор привлекает к себе живейшее внимание публики. На апрель следующего года в Будапеште намечен большой концерт, посвященный 40-летию группы, а на нынешнем мероприятии именно во время их выступления у сцены наблюдалась наибольшая концентрация зрителей. Несмотря на всю славу и достижения (а альбом 1991 года, между прочим, провел в венгерском хит-параде 38 недель), музыка Феро до сих пор остается абсолютно бескомпромиссной и даже в чем-то антикоммерческой. Да, в творчестве группы масса сходу узнаваемых хитов типа "Amerika Hamburgere" или "8-ora Munka", которые публика с удовольствием подпевает, но значительную часть программы составляют суровые и забойные номера в стиле "риче" - венгерская национальная смесь панка и хэви-метала с привкусом местного фолка. Неудивительно, что часть зрителей, пришедшая на более мелодичные группы, по ходу выступления Beatrice ретировалась в отдаленные части парка. Однако те, кто остались, получили не только мощную и чрезвычайно оригинальную музыку, но и яркое сценическое шоу.

Феро Надь, несмотря на почтенный возраст, остается превосходным фронтменом, который, по сути, олицетворяет собой группу. Он один из немногих на рок-сцене, кому удалось состариться с достоинством: всем понятно, что перед нами уже далеко не молодой человек, однако к своему возрасту Феро относится с иронией, и он нисколько не мешает вокалисту ни выкрикивать поперек музыки сверхскоростные речевки (равно как и петь лирические, насколько это возможно в контексте сатирического творчества Beatrice, партии), ни участвовать в разного рода сценках, например, некоторое время висеть на кресте с нимбом из лампочек. Свое прошлое Beatrice "обстебали" в классической песне "Jeriko" (как раз с того самого концертника 1980 года), в которой на сцену вышли два милиционера, грозившие дубинками музыкантам и первым рядам зрителей, а свой нынешний статус "аксакалов" - в рэп-интермедии, в которой главные роли получили барабанщик и клавишник, молодые ребята, большую часть шоу остающиеся на заднем плане, а тут "оттирающие" от микрофона Феро и одевающие на него модный хип-хоп-балахон. Также одним из ярчайших моментов шоу стал своего рода трибьют недавно умершим рок-кумирам - музыканты одевали их маски и исполняли по кусочку из их композиций. Я опознал не всех покойников, но среди них точно были Чак Берри, Лемми и Тамаш Шомло из Locomotiv GT.

После ураганного шоу Beatrice в программе фестиваля образовался часовой перерыв. Изначально в это время должны были выступать трэшеры Omen, но они в какой-то момент "слетели", и искать им замену организаторы не стали. Наверное, это даже хорошо, поскольку столь сногсшибательный перформанс, оказавшийся при личном присутствии еще мощнее, чем я видел на DVD 2008 года, требует времени, чтобы прийти в себя. Тем не менее, завершать первый день фестиваля должен был еще один интереснейший и легендарнейший коллектив - Skorpio. Более того, это выступление было одним из главных эксклюзивов "Rockfesztival Budapest" - коллектив, официально распавшийся в 1993 году, изредка собирается лишь для разовых акций.

Skorpio - самый древний из всех выступавших на фестивале коллективов, год их основания - 1973-й. Однако лидер коллектива, басист, саксофонист и вокалист Карой Френрейс, был суперзвездой и до этого - он играл и пел на первых двух альбомах Locomotiv GT, а еще ранее играл в популярнейшей бит-группе Metro. Он, естественно, присутствует и в нынешнем составе коллектива, равно как и второй отец-основатель - гитарист Габор Антал Сюч. Также на сцене фигурировали барабанщик Габор Немет, игравший в Skorpio с 1976 по 1979 годы, и клавишник Геза Пальвелги (1985-1993 гг).

Честно говоря, после сильнейшего в плане драйва и посыла шоу Beatrice перестраиваться на более спокойный материал Skorpio было очень непросто. Хотя вины самих музыкантов в этом нет никакой - они грамотно и красиво исполняли свои хард-рок и джаз-рок-хиты 70-х, Карой (кстати, ровесник Феро Надя) отлично пел и активно перемещался по сцене, да и выбор материала не вызывал претензий (разве что мне лично не хватило заглавного боевика с дебютного альбома "A rohanas"). Однако в полной мере "раскачались" музыканты и публика лишь в середине программы, когда на сцену вышел еще один гитарист - Тибор Татрай, участник так называемых "Новых Шкорпио", существовавших в 1979-1983 годах. В процессе выступления мне казалось, что его появление полностью сымпровизировано, однако потом я выяснил, что он играл и на других реюнион-концертах Skorpio. Так или иначе, шоу перешло в формат джем-сейшна с длинными соло и инструментальными перекличками музыкантов, отчего хорошо известные песни звучали заметно свежее. Под конец к микрофону встал Габор Антал Сюч, спевший написанный им для первого альбома хит "Így szólt hozzám a dédapám" (его потом "перелицевал" Владимир Кузьмин), а завершилась программа ударным номером с аьбома 1985 года "Azt beszéli már az egész város". Его музыкантам пришлось играть два раза - разошедшаяся публика требовала продолжения, а группа больше ничего не отрепетировала. Так что первый день фестиваля оставил после себя легкий привкус недосказанности - хотелось бы, чтобы легендарная группа, которую я даже и не рассчитывал когда-либо увидеть живьем, сыграла по случаю своего редкого реюниона все же чуть больше, чем 70 минут.

Несмотря на то, что метро в Будапеште закрывается в половине двенадцатого, а фестиваль завершился в 1:15, добраться до места проживания не составляло особых проблем - практически весь город охватывают ночные маршруты автобусов, которые ходят хоть и нечасто, но по расписанию. Ну а тем, кто, по нашему примеру, озаботился бронированием гостиницы в пределах пешей доступности от Кинчем-Парка, было и того проще. В который раз удивляюсь, насколько в Венгрии все сделано "для людей" - для того, чтобы получить удовольствие от концерта, совершенно не нужно, как у нас, "превозмогать" какие-то побочные факторы. Вот только знания венгерского языка там порой ужасно не хватает.

Сет-листы:

Beatrice

01. Üzenetek I.
02. Jól érzem magam
03. Csodálkozol, hogy iszom
04. Fagyi (Bikini cover)
05. Jerikó
06. Nem kell
07. Johnny B. Goode (Chuck Berry cover)
08. Üss a kölökre!
09. Gyere, gyere ki a hegyoldalba (LGT cover)
10. Ace of Spades (Motörhead cover)
11. Repül a bálna (Republic cover)
12. Nagyvárosi farkas
13. Kollektív elhülyülés százada
14. Hé!
15. Ronda lány
16. A balfék fiú balladája
17. Yo-Yo (Neoton Familia cover)
18. Én is egy kicsit
19. XX. század
20. Mielőtt elmegyek (Bikini cover)
21. Nyolc óra munka

Бис:
22. Boldog szép napok
23. Adja az Isten (Ady Endre)

Skorpio

01. Mi vagyunk a Skorpió
02. Szevasz, haver
03. Vezess át az éjszakán
04. Rongylábkirály
05. Érinted a két kezem
06. A vén koldus
07. De jó lenne haver
08. A folyóparton ülve
09. Így szólt hozzám a dédapám
10. Azt beszéli már az egész város

Бис:
11. Azt beszéli már az egész város

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья "Snakeheart" Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker