Дата 07.06.2025 |
Город Норье (Швеция) |
Клуб Норье |
Организатор |
Крупные фестивали принято сравнивать с марафонами. Когда до последнего дня без потерь для здоровья доходят не все, изначальный список желаемых к просмотру групп кромсается и редеет, ноги и голова гудят, а на пиво смотреть невозможно в принципе. Но “Sweden Rock” не таков. Пожалуй, из всех больших фестивалей он самый… маленький, что ли. И в измеримом плане (можно обойтись без марш-бросков, и количество просмотренных за день групп не такое большое, как, например, на Вакене), и в ощущениях: только отойдешь от сцены, где громыхают какие-нибудь трэшеры, и сразу погружаешься во флегматичную, разреженную атмосферу. Может, напитаться новыми силами здесь и затруднительно, но угореть до изнеможения тоже сложно, если не задаваться такой целью. В таком режиме можно и всю неделю комфортно просуществовать, а не четыре дня. Поэтому когда было принято решение вычеркнуть из культурной программы Crucified Barbara, то это было следствием не усталости и лени, а того, что фестиваль хорош не только тем, что творится на сценах и под ними, а еще и кемпинговым бытием, где может случиться чудо самозарождения концерта. Кто-то внезапно вспоминает, что у него с собой есть электрогитара, соседи это замечают и из закромов тащат внушительных размеров колонку, а случайный прохожий, оказывается, без разогрева исполнит “Master of Puppets”. Максимально душевный досуг, пополняющий ряд самых приятных воспоминаний о фесте.
Впрочем, возможна и обратная ситуация. И думать не планировал смотреть какую-нибудь группу, а потом в последний момент срываешься и сам для себя делаешь сюрприз. В данном случае это касается шведов Joddla Med Siv. Местный объект поклонения, о котором неизбежно узнал каждый приезжий, потому что прилипчивая песенка «Кай! Кай! Кай!» на протяжении всего феста звучала во всех углах кемпинга. Группа была основана в 1990 году, выпустила всего два полноформатных альбома, последний из которых в 2004-м, но почему-то не утратила для шведов актуальности, и под главной сценой собралось людей, возможно, даже больше, чем на многих международно уважаемых командах. Неизвестно, заключается ли секрет такого успеха в текстах, где самые приличные темы — это экскременты и венерические заболевания; либо дело в переосмыслении шведской народной музыки, но факт остается фактом: на веселых дядек в нелепых ярких костюмах пришли многие тысячи и отрывались, не помня себя. Невозможно не похвалить, но и не почувствовать себя чужим на этом празднике жизни тоже затруднительно.
Далее последовал один из самых серьезных поводов порваться на две продольные половинки за фестиваль. На большой “Rock Stage” гремели главные уфологи Hypocrisy, а на “Sweden Stage”, что поменьше, колдовал винтажный эксклюзив Wishbone Ash. Но расположение сцен позволяет посмотреть обе группы достаточно для составления впечатления. Послушал несколько песен под одной, зашел за угол — и пожалуйста, добро пожаловать совсем в другое царство.
Hypocrisy были ленивы и помяты (старожилы утверждают, что Петер Тагтгрен не всегда таким был, но кто ж теперь проверит?), но ровно настолько, насколько нужно. По-домашнему. Для проформы мельницы хаерами несколько раз покрутили, но в контексте преимущественно среднетемпового материала большего можно было бы и не ждать. Даже некоторую концептуальность можно в этом усмотреть. Публика, словно прошедшая криогенную заморозку (не самое редкое для шведов состояние), тоже смотрелась уместно. А вот «неахтительный» звук уже при всем желании не интерпретируешь как преимущество. Сет-лист с совсем небольшим количеством приветов из начала 90-х никаких “chaos” и “confusion” не нес — за это отдувался болезный и неконкретный саунд. Хорошего мало, конечно, но когда звучит “Eraser”, то забываешь и об этом. Супер-песня.
Wishbone Ash оказались единственной группой за весь фестиваль, выступавшей на “Sweden Stage” не 60, а 70 минут. Возможно, из-за статуса живых, но, увы, забытых классиков. А может, деды просто очень настойчиво просили дать им побольше времени, мол, одна “F.U.B.B.| десять минут длится, а там еще под 30 альбомов в каталоге имеется, 20 из которых — хорошие. Дискография Wishbone Ash разноцветна, как альпийский луг в июле, и многолика, как коллекция витражей в готическом соборе, поэтому немудрено, что хочется сыграть побольше и разного, и совсем не удивительно, что идея пошла крахом, потому что существенную часть сета неминуемо отхватил себе увенчанный лаврами “Argus”. Живьем песни с этой эпохалки звучали едва ли не лучше, чем в студийной версии. За один рифф в “The King Will Come” можно продать всё, а за соло еще и влезть в долги. Остальной материал тоже пошел кучно: почти все прозвучавшие песни были написаны еще в 70-е, только одна из 90-х и одна из нулевых (попсоватая, но совершенно чудесная “In Crisis”). Музыка при этом не содержит ни одного намека на устаревание, такое визионерство и прорубание окон в альтернативную реальность вневременны. Спасибо Энди Пауэллу, что поддерживает жизнь в группе, и пусть вокалом в таком возрасте похвастаться трудно, но зато гитара его поет так, как не каждой дано.
Совсем другой архетип тяжелого рока звучал с главной сцены. Пройдут ли когда-нибудь времена, когда мы перестанем вспоминать Стива Ли каждый раз, когда речь заходит о Gotthard в их сегодняшнем облике? Пятнадцать лет и пять альбомов намекают, что уже никогда. Одна из возможных стратегий для групп, потерявших вокалистов — взять на замену кого-нибудь совершенно противоположного. Мужчин меняют на женщин, теноров на баритонов, академистов на эстрадников и т.п. Gotthard заменили Стива Ли, сиявшего, как Сириус, на Ника Мэдера, который настолько лишен всякого обаяния, что фронтменом в группе можно считать кого угодно другого, и не сразу поймешь, где подвох. Гитарист Лео Леони, возможно, тянет на эту роль даже больше. Но ругать или тем более обижать Ника совершенно не хочется. Все-таки ему изначально выпала незавидная задача, а кроме того, поёт-то он хорошо, в том числе и не родные партии. И позитивный стадионный гимн, и баллада, обреченная на частую радийную ротацию — всё ему дается без проблем. Старые хиты группы исполняются с должным уважением, а новые иногда даже не уступают старым, за что коллективу особенный почет. Но с подачей все равно нужно что-то делать, потому что единственное, чем Ник запомнился, кроме несуразной шляпы — это езда на плечах охранника средь зрительских толп во время “Lift U Up”. Такое действительно не часто увидишь.
Настало время восхитительных историй от Blind Guardian. Ханзи Кюрш, которому явно не грозит смерть от скромности, заявил, что ближайший час будет лучшим часом за весь фестиваль. И он был прав, но умолчал небольшую деталь: это был лучший час для поклонников Blind Guardian. В унизительно короткий для тяготеющих к монументальным формам толкинистов сет вписалась классика группы из золотого фонда и еще несколько вещей рангом поменьше, наверняка порадовавшие фэнов, но было ли в выступлении Blind Guardian что-то, что могло бы приковать внимание гипотетического посетителя, который не в курсе, что тут вообще происходит? Скорее всего, он удивился бы тому, что человек в принципе способен обладать такой голосиной, и почувствовал ожившую магию на “In The Forest” (положа руку на сердце, вакенские орды подпевают ей гораздо слаженнее и с большей отдачей), но в остальном Blind Guardian смотрелись бледнее и обыденнее жанрово и географически близких коллег, которые недавно играли на этой же сцене.
Следующая остановка - Black Country Communion. Супергруппа, которая смогла. Много кто пытался породнить несколько центров музыкальной силы, а в итоге удар совсем не соответствовал замаху. Но у этих четырех джентльменов получается блюз-рок такой плотности, что им можно заливать трещины в асфальте. Голосовые связки Гленна Хьюза будто сделаны из меди с антикоррозийным покрытием, гитара Джо Бонамассы подобна, как поет Бет Харт, кровоточащему сердцу, пальцы Дерека Шериньяна виртуозно ткут на клавишных сложные музыкальные гобелены, а барабанщик Джейсон Бонэм доказывает, что природа не всегда отдыхает на детях гениев. При этом ничей талант не оттесняется остальными, и никто не выходит на первый план сверх меры. Материал Black Country Communion идеально сбалансирован во всех аспектах: здесь есть место и аристократичной элегантности, и сырой энергии, техничность соседствует с вечными сермяжными блюзовыми истинами, а темпераментность сменяется приятной усталостью. И всё льется таким цельным потоком, что кажется джем-сессией под видом концерта. Нельзя быть такими органичными! Образцовое действо, каждый свидетель которого вправе считать свое присутствие жизненным достижением.
Последними на “Sweden Stage” выступали Exodus, которые решили, что раз фестиваль подходит к концу, то сцену можно разнести в щепки, и ничего им за это не будет. Само по себе напрашивалось сравнение с другими титанами трэша - Kreator, которые рубили на «Свиден Роке» двумя днями ранее. И в этом соревновании американцы не просто победили. Скорее, немцы не прошли квалификацию. При том, что дали один из лучших концертов феста. Но со всеми этими надувными статуями на сцене, театральщиной и улыбочками Сами Или-Сирниё, с мелодичными переливами-передышками, наводнившими последние альбомы Kreator, они уступали Exodus в главном — в трэше. Всё буйство Kreator осталось в 80-х, и небольшой качественный экскурс в ту эпоху был проведен, но сейчас в музыке Милле и компании всё больше компромиссов, и это отражается, в том числе, на концертной подаче. Exodus же были беспощадны, в первую очередь, к самим себе. Гэри Холт тряс головой, как игрушечная собачка на передней панели автомобиля, несущегося по ухабистой трассе со скоростью хорошо за 100 км/ч. Это ему-то 61 год? Термоядерный колобок Роб Дьюкс, кажется, выплескивал энергию, накопившуюся за десятилетие отсутствия на большой сцене, и заряда у него осталось еще очень много. Лютое молотилово. Озверение. Урок насилия. А если темп сбавлялся, то только ради вещей типа “Blacklist”, на которой Exodus звучат натурально опасно и угрожающе. Уже за эту аутентичность им можно отдать номинацию «Группа дня».
Хотя у тысяч людей мнение будет иным, что совершенно очевидно. Ибо хэдлайнерами последнего дня, когда на всех остальных сценах музыка смолкла, были Sabaton, о народной любви к которым можно написать монографию. Как известно, для Sabaton пафос не просто уместен, а стилеобразующ, и если раздуть его до размера дредноута, то хуже не станет. Но неожиданностью стало то, что они принялись наполнять пространство пафосом уже задолго до старта выступления. На экраны вывели афишу «Свиден Рока» за 2005 год, где Sabaton ютились на последней строчке. Потом еще и крупным планом показали. Родненькие, да мы и без таких тонких намеков понимаем, что вы уже монстры — у вас вообще-то половину, блин, сцены занимает танк, служащий подставкой для барабанной установки! Еще и пиротехника такая, какой ни у одной группы не было. С другой стороны, жизненной необходимости в этом никакой нет, потому что и без высокотехнологичных спецэффектов Sabaton лупят будь здоров, что было показано на первой же “Ghost Division”. И что было известно давным-давно, потому что Sabaton с годами совершенно не меняются (и в хорошем смысле тоже). Так что для тех, кто видел группу не впервые, никаких сюрпризов быть не могло. За последние 15 с лишним лет их шоу стало богаче, но прогрессировать в артистизме уже некуда. Чего касаются наибольшие изменения — это сет-лист. Наличие композиций из последних альбомов не удивительно, но хотелось бы больше из времен, когда Sabaton еще были вдохновенными и были способны выдать песню, не являющуюся клоном ничего, выпущенного ранее. Сейчас с этим заметно хуже, можно наскрести буквально пару исключений. “Bismarck| — да, очевидный бэнгер. “Soldier of Heaven” — дурацкая, конечно, но хотя бы выделяющаяся своей дискотечностью. В остальном не самая питательная однородная масса, и лучшая её иллюстрация — впервые исполненная новинка “Hordes of Khan”. Когда-то такое называли штамповкой, сегодня популярно сравнение с продукцией Suno.
Немузыкальная активность у Sabaton тоже уже не нова: всякие междусобойные шутки и приколы с гитарой “Hello Kitty” недолговечны, но группой до сих повторяются. Помимо юмора была и серьезность: Басист Пор Сундстрем, оставшись на сцене в одиночестве и пуская скупые слезы, произнес речь на шведском, не нуждающуюся в переводе, о том, что сам до сих пор не верит, как высоко взлетела группа. Сложно сомневаться в искренности этих слов, и так же искренне можно порадоваться за парней, добившихся успеха, о котором миллионам суждено только мечтать. Но только один вопрос: а по какому поводу такой сеанс душевности? Концерт не юбилейный, хэдлайнерами Sabaton не были только на тех фестах, которые уже давно переросли, с родной публикой тоже возможностей пообщаться вагон, включая даже фестиваль имени себя. При всем уважении, это уже перебор на грани с эгоцентризмом. Тем более, что Sabaton вполне могут с публикой общаться языком музыки. Эта мысль может казаться контр-интуитивной (и правильно), если бы не исключение в виде трех песен с “Carolus Rex”, исполненных на шведском. А если точнее, то и вовсе одной. Если собственно “Carolus Rex” и “The Carolean’s Prayer” звучали как разминка, то раскатистая “A Lifetime of War” с мощнейшим сплачивающим эффектом стала вершиной всего концерта. Это ни много ни мало кандидат на звание альтернативного гимна Швеции. По-хорошему, после нее можно было и сворачиваться, но в запасе было еще три песни. Хорошие, но с вопросами к драматургии – например, “To Hell and Back” хитова донельзя, но закрывают концерты обычно песнями совсем иного характера. Несмотря на смятую концовку и недочеты по ходу представления, Sabaton покинули поле брани в статусе победителей. Будь проклята война и всё её отродье.
Пушки смолкли, легла ночь, фестиваль закончился. От тяжелых гитар остались лишь призраки. Парадоксально тихий и громкий “Sweden Rock Festival” избавил окрестности Солвесборга от своей двойственной сущности и вернул привычный штиль с единичными проблесками жизни. Кемпинг не просто опустел, он словно растворился в воздухе — как иначе объяснить, что десятки тысяч людей смогли разъехаться по домам без особых транспортных коллапсов. Кто за рулем, кто на автобусе №666, в соседние города и в далекие страны. Аборигены даже не зададутся вопросом, возвращаться или нет — они сюда ездят по двадцать лет подряд. Интуристы же сразу начнут прикидывать, как в следующем году повторить тот же маршрут. Пусть трудно организационно и финансово затратно, но всё оно того стоит. Кроме пива по девять евро!
Сет-листы:
Joddla Med Siv
1. Kaj Ä Gaj
2. Svärmor Tog Täcket
3. Janne från Jakan
4. Rörmåkarns Ola
5. Knudor på min snålle
6. Surakål
7. Uma-Ness från Senegal
8. Tjuge pågar i Bastun
9. Ålarnas skräck
10. Öl
11. Tony tuggar tuggummi
12. Inte ens en kolvastång
Hypocrisy
1. End of Disclosure
2. Left to Rot
3. Chemical Whore
4. Buried
5. Fire in the Sky
6. Let the Knife Do the Talking
7. Eraser
8. War-Path
9. Fractured Millennium
10. Adjusting the Sun
11. Roswell 47
Wishbone Ash
1. Bona Fide
2. Runaway
3. Standing in the Rain
4. The King Will Come
5. Warrior
6. Throw Down the Sword
7. F.U.B.B.
8. In Crisis
9. Blowin' Free
10. Jail Bait
Gotthard
1. AI & I
2. Thunder & Lightning
3. All We Are
4. Remember It's Me
5. Hush (Joe South cover)
6. Every Time I Die
7. Burning Bridges
8. Anytime Anywhere
9. Boom Boom
10. Heaven
11. Feel What I Feel
12. Mountain Mama
13. Top of the World
14. Lift U Up
15. Quinn the Eskimo (The Mighty Quinn) (Bob Dylan cover)
Blind Guardian
1. Into the Storm
2. Blood of the Elves
3. Nightfall
4. Violent Shadows
5. Time Stands Still (At the Iron Hill)
6. Tanelorn (Into the Void)
7. And the Story Ends
8. The Bard's Song - In the Forest
9. Mirror Mirror
10. Valhalla
Black Country Communion
1. Sway
2. One Last Soul
3. Wanderlust
4. The Outsider
5. Song of Yesterday
6. Save Me
7. Red Sun
8. Cold
9. The Crow
10. Stay Free
11. Black Country
Exodus
1. Bonded by Blood
2. Iconoclasm
3. Brain Dead
4. Fabulous Disaster
5. Deathamphetamine
6. Blacklist
7. Prescribing Horror
8. The Beatings Will Continue (Until Morale Improves)
9. A Lesson in Violence
10. The Toxic Waltz (Preceded by Raining Blood snippet)
11. Strike of the Beast
Sabaton
1. Ghost Division
2. The Last Stand
3. Fields of Verdun
4. The Red Baron
5. Great War
6. Night Witches
7. Bismarck
8. Resist and Bite (preceded by snippets of "Smoke on the Water" and "Master of Puppets")
9. Hordes of Khan
10. The Attack of the Dead Men
11. Carolus Rex (Swedish version)
12. The Carolean's Prayer (Swedish version)
13. Stormtroopers
14. The Art of War
15. Soldier of Heaven
16. A Lifetime of War (Swedish version)
17. Primo Victoria
18. Swedish Pagans
19. To Hell and Back
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации
Текст: Борис Игонин
Фото: Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru