25.07.2008
Архив интервью | English versionС тех пор, как я сделал первое интервью со Штефаном Хертрихом, прошло всего четыре года, но сейчас кажется, что это было в другой жизни. С тех пор Штефан покинул свою готик-металлическую группу Darkseed и сконцентрировался на своих этно-ориентированных проектах Shiva In Exile и SpiRitual, а я сейчас занимаюсь совсем другим сайтом. Тем не менее, мы оба с удовольствием вспоминаем о том интервью, и когда у нас возникла возможность пообщаться еще раз, мы не стали раздумывать. В этот раз Штефан общается с прессой в связи с выходом второго альбома Shiva In Exile под названием “Nour” (в переводе с арабского – «свет»). В основе диска снова лежат восточные ритмы и звуки, но новая работа стала в чем-то более зрелой, чем дебютный диск “Ethnic” (2003), да и вообще не слишком на него похожа. Но пусть дальше рассказывает сам Штефан, ведь в его музыке содержится гораздо больше, чем можно услышать в ходе первых двух-трех прослушиваний …
В недавнем интервью ты сказал, что с тех пор, как ты записал “Ethnic”, твоя жизнь коренным образом изменилась. Как эти изменения отразились на музыке Shiva In Exile? На твой взгляд, выражает ли Shiva In Exile тебя как личность, или же это своего рода послание извне, которое ты всего лишь воплощаешь в нашей реальности?
Перемены в моей жизни не имеют ничего общего с музыкой, но во время сочинения материала для “Nour” я часто вспоминал о тех временах, когда я написал “Ethnic”, и оглядываясь назад, я понял, насколько изменились моя жизнь и моя точка зрения на некоторые вопросы. Эти мысли неоднократно посещали меня в ходе работы над “Nour”, что делало работу еще интереснее. (Смеется). Как эти изменения отразились на музыке… Мне кажется, я стал более дисциплинированным и теперь трачу на каждую песню больше времени. Я работаю над песней, пока не буду ей абсолютно доволен. Я научился этому, когда писал материал для альбомов SpiRitual “Pulse” (этно-готический диск, который я записал в 2006 году) и Darkseed “Ultimate Darkness” (выпущенный в 2005 году). Эти диски преподали мне хороший урок, который я использовал при сочинении “Nour”. (Смеется). Еще я помню, что во время работы над “Ethnic” я познакомился с несколькими жителями Ливана, которые стали мои друзьями, еще больше развили мой интерес к Ближнему Востоку и во многом вдохновили меня на создание “Nour”! Я стал относиться к другим культурам более открыто и стал больше ценить то обстоятельство, что я живу в Германии, где столько благ цивилизации: мир, инфраструктура, неограниченные запасы электроэнергии и воды и т.д.
Да, в какой-то степени Shiva In Exile выражает меня как личность. Я думаю, что любой альбом, созданный музыкантом, любая картина, нарисованная художником, и любая книга, написанная писателем, в какой-то степени являются отражением его личности и испытанных им эмоций. Новый альбом Shiva In Exile “Nour” можно описать как «музыка духовных битв», поскольку он отражает возникающие в душах многих людей конфликты между «земными» аспектами жизни (обществом, работой, окружающими людьми, финансовыми вопросами) и стремлением развивать такие личные качества, как уважение, благородство, смирение. Бывают моменты, когда тебе удается уважать других, но затем случаются моменты, когда ты от всей души проклинаешь других за те мелочи, которые они делают не так. Shiva In Exile также имеет сильный мистический компонент. Про этот проект хорошо сказал один мой друг: «Эти песни заставят тебя танцевать, заставят тебя плакать, заставят тебя встать и закричать небесам – почему?» Диск вызывает множество странных чувств, которым трудно подобрать определение, и я сам часто слушаю альбом и не знаю точно, что я чувствую и почему. Мне кажется, диск вызывает такие чувства, которые заставляют слушателя осознать тот факт, что на свете существуют не только те вещи, которые можно увидеть или потрогать.
Когда вскоре после выхода “Ultimate Darkness” мы общались по телефону, ты, как мне казалось, был очень доволен альбомом, и я тоже считаю его лучшим в истории Darkseed. Ты в тот момент уже знал, что эта работа станет последней для группы, или же конец наступил внезапно уже после записи и концертов в поддержку альбома?
Я был очень доволен результатом и доволен до сих пор. Я также считаю, что это лучший альбом Darkseed. Я не знал, что это будет последний альбом, но должен сказать, что после первых концертов в поддержку “Ultimate Darkness” я понял, что мое время в Darkseed закончилось. Просто я больше не испытывал таких же восхитительных чувств, как раньше, а кроме того, я не видел их и в глазах аудитории (за несколькими исключениями, и эти исключения всегда спасали ситуацию, когда я стоял на сцене весь в поту и знал, что петь надо еще целый час). В металле сейчас переизбыток групп и дисков, и концерты уже не считаются увлекательными событиями, по крайней мере, в Германии. У меня создавалось впечатление, что люди ходят на концерты, чтобы послушать не какую-то конкретную группу, выступления которой они ждут неделями, а просто «металл». Возможно, я не прав, и это лишь моя точка зрения. Но начав заниматься Shiva In Exile, я сразу же почувствовал разницу. Люди пишут мне по электронной почте и выражают желание купить альбом, хотя он пока не вышел нигде, кроме России, причем они хотят купить не один диск, а 10-15 штук, чтобы продать друзьям. В последний раз я наблюдал такое в начале 1990-х!!! Мне кажется, что восточная готика, трайбал и музыка для танцев живота – это отличный жанр, в котором слушателей еще не перегрузили релизами. Такую музыку мало кто играет, а в Германии я вообще не знаю ни одной такой группы, кроме Shiva in Exile. Это многообещающий задел на будущее, и я с нетерпением жду начала промо-кампании, которая развернется через 1-2 недели, когда будет готов веб-сайт.
И Shiva In Exile, и SpiRitual – студийные проекты. Ты не скучаешь по концертам и турам, или же ты создание музыки у себя дома делает тебя вполне счастливым?
Сочинение музыки дома – это что-то фантастическое. У тебя возникает потребность в самовыражении, чувство «Хочу написать вот такую песню», порой даже образ обложки диска, и ты завариваешь кофе, закуриваешь сигарету, а затем просто начинаешь претворять это видение в реальность в спокойной и уравновешенной обстановке. Ты видишь, как твои песни растут, слушаешь их, когда они готовы, и думаешь: «Вау, как круто!» Обычно, когда этот процесс завершен, я всем доволен и начинаю думать о следующем альбоме. Я просто «должен» создать эти песни или альбомы, и если я не нахожу на них времени, я не могу расслабиться. Уже после “Nour” я сочинил еще два альбома (проект в стиле нью-эйдж, которым я сейчас занимаюсь с одним другом, и диск чисто для собственного удовольствия, который не будет выпущен, тоже в стиле нью-эйдж). Но с другой стороны, мне иногда не хватает «жизни». Я не имею в виду «живые» концерты, мне просто хочется видеть, как люди слушают мою музыку, и как она делает их счастливыми. Обычно этого можно добиться, выступая на концертах, но с Shiva In Exile это очень сложно. И вот тут в дело вступает концепция трайбал-музыки и музыки для танцев живота, которую мы реализуем с Shiva In Exile: такая музыка дает множество возможностей танцорам, факирам и т.д. для создания своей собственной хореографии. Некоторые из них даже выступают под мою музыку, и таким образом, творчество Shiva In Exile обретает ту самую «жизнь». Поэтому я благодарен всем видеозаписям танцев, которые делают мои фэны. (Улыбается). И кто знает, может быть, однажды я разработаю для Shiva In Exile серьезную концепцию и отправлюсь в тур. Все зависит от людей, с которыми я познакомлюсь после этого релиза, и от того, насколько хорошо этот альбом будет принят в среде танцев живота и среди готов. Передо мной открывается столько возможностей, что просто нельзя их игнорировать. (Смеется).
В создании “Ethnic” и “Pulse” большую роль сыграл доктор Кристиан Ретш. Почему он не участвовал в новом альбоме?
“Pulse” и “Ethnic” представляют собой смесь современной европейской и этнической музыки, а “Nour” – альбом более арабский и не настолько «этнический» в целом. Когда я думаю о Кристиане, я представляю себе дождевые леса, растения, шаманов, и я всегда счастлив, если он мои поддерживает мои проекты, которые имеют отношение к этим темам. Но “Nour” – это просто-напросто другой альбом. Кроме того, в “Nour” не заложено «интеллектуальное» послание, это просто эмоциональная музыка, которую можно слушать, и под которую можно танцевать, а Кристиан обычно отвечает за значительную часть «информативного содержания», которое для “Nour” не требовалось. Просто слушайте альбом, следите за своими чувствами в процессе прослушивания, вот и все. (Смеется). Это альбом, который вдохновляет на создание «интеллектуального содержания» внутри вас самих, а не путем прочтения буклета или мультимедийной секции. Кристиану очень понравился “Nour”, а скоро он пришлет мне свою последнюю книгу – он впервые написал автобиографию. Мне ОЧЕНЬ интересно ее почитать. (Улыбается).
Основным твоим партнером в Shiva In Exile теперь является русская вокалистка Яна Вева. Как ты с ней познакомился? Какие из ее вокальных и личных качеств невозможно найти у певиц из Германии?
Ее порекомендовал мне Алексей из IronD. Он сказал, что я должен зайти на сайт группы Theodor Bastard и послушать их музыку. Мне очень понравился ее голос, и она спела две песни на “Pulse”. Нам очень понравилось работать вместе, и я подумал: «А почему не сочинить вместе с ней целый альбом?» Так мы и сделали в рамках Shiva In Exile, и результат вы можете услышать на “Nour”. Мне очень нравится ее голос, потому что он столько всего выражает, даже если вы вообще не понимаете тексты.
А вообще, ты затронул очень важный аспект. В голосах немецких вокалисток и правда сложно найти некоторые необходимые мне компоненты (это вовсе не означает, что я в принципе не люблю немецких вокалисток, многие из них прекрасны для своего стиля!). Просто у вокалисток из других стран, особенно из арабского мира, несколько другие оттенки голоса, их трудно описать словами. У певиц из Германии или Европы вообще обычно очень чистый и структурированный голос, в то время как арабские или «этнические» вокалистки обычно звучат более «свободно» и «экспрессивно», или просто более эмоционально. Почему Яна может так петь, я не имею ни малейшего представления. (Смеется). Но она может, и ее голос очень хорошо вписывается в музыку Shiva In Exile.
Ты говорил, что “Ethnic” – это набор различных влияний, в то время как в “Nour” больше внимания уделяется ближневосточным гармониям. В то же время, на новом альбоме можно услышать вокальные партии и на русском языке! Как, на твой взгляд, русский язык вписывается в контекст ближневосточной музыки? Был ли в ее использовании какой-то особенный смысл, или он просто звучал лучше?
Я сам удивился, когда впервые услышал там русский вокал. (Смеется). Мне кажется, что когда музыкант или художник создает свой «продукт», он всегда должен задавать себе очень важный вопрос - «почему нет?». Почему не спеть одну песню на русском, почему не включить в песню на английском одну строчку на немецком? (Я так и сделал в нескольких композициях на альбоме Darkseed “Ultimate Darkness”, и реакция слушателей варьировалась от «что за идиот!» до «вау, какая свежая идея!». (Смеется). Яна наверняка подумала «почему нет», получилось здорово, она послала эту запись мне, и у меня не было другого выбора, кроме как тоже подумать: «Почему нет, звучит здорово». (Смеется). Кстати, о чем она поет в этой песне? Я не имею ни малейшего представления. (Улыбается).
Еще одна неожиданность на альбоме – испанская фраза “El pueblo unido jamas sera vencido” (“когда мы едины, мы непобедимы»). В России эта фраза в основном ассоциируется с латиноамериканскими движениями про-коммунистического толка, но ты, насколько я понял, вырвал ее из контекста и использовал для какой-то другой цели. Но для какой?
Любопытно, у скольких людей твердые ассоциации с этой фразой, я даже не думал, что она может вызвать столь разную реакцию. Один парень из Украины сказал мне: «Круто, мы часто слышали эту фразу несколько лет назад в разгар нашего собственного революционного движения». У других она, наоборот, связала с про-коммунистическими движениями. Когда я впервые услышал эту фразу (она и правда была записана в Латинской Америке), я тут же захотел ее использовать. Не из-за послания, в ней содержащегося (я вообще не знал, что говорит эта женщина, пока один испанец мне ее не перевел), а из-за энергетики, передаваемой этим голосом. Многие говорят, что это их любимый момент на альбоме (первая песня - “Viva La Revolucion”), и я точно знаю, почему. Потому что голос этой женщины звучит на 100% вдохновенно и на 100% убедительно. В словах, которые мы говорим, и том, как мы их говорим, содержится столько силы, но мы обычно не осознаем присутствие этой энергии …
Послушай ее голос, и ты поймешь, что я имею в виду. Не столь важно, что она говорит. Важно то, КАК она говорит, и что она говорит это толпам людей, которые за ней повторяют. Из-за этого возникает такое количество энергии! Что же касается смысла этой песни, то “Viva La Revolucion”, как ты правильно заметил, - вовсе не о политических движениях, а о «революциях», которые люди все чаще совершают в своих сердцах и головах. Все больше людей становятся вегетарианцами, все больше людей отказываются принимать на веру факты, подаваемые им СМИ, а ищут альтернативные точки зрения на все аспекты жизни: политику, историю, еду, здоровье, общество. Очень важно оставить прошлое позади и двигаться дальше, заменить старые структуры и открыть новые возможности, и даже если некоторые из них ни к чему не приведут, на ошибках можно и нужно учиться. Весь мир каждую секунду находится в бесконечном движении, каждый момент жизни уникален, и в каждый из этих моментов мы можем открыть для себя что-то новое, принять новые, более мудрые решения, оставить старые точки зрения позади и стать благороднее, чем раньше.
В мультимедийной секции альбома “Pulse” ты и доктор Кристиан Ратш много написали о влиянии, которое готик-метал оказывает на молодежь. А какое влияние ты бы хотел оказать на людей с помощью музыки Shiva In Exile? Ты хочешь, чтобы люди о чем-то задумались, или ты хочешь ввести их в состояние транса или медитации, или же ты просто хочешь их развлечь?
Я не думаю, что “Nour” – подходящий альбом для медитации, потому что на нем слишком много перкуссии, да и вообще он слишком «дикий» для медитирования. Если “Nour” развлечет людей и В ТО ЖЕ ВРЕМЯ заставит их о чем-либо задуматься (не важно, о чем), то я буду счастлив. Если они просто развлекутся, тоже все нормально! Если он объединит людей (наверняка у альбома будут поклонники как в христианском, так и в исламском мире), то это вообще великолепно! Мне кажется, что Shiva In Exile отлично помогает объединить людей, которые ходят на средневековые фестивали, летние праздники или просто занимаются хореографией с друзьями в местной танцевальной студии. Ну и как обычно, это отличная музыка для прослушивания в одиночестве, например, когда вы лежите в кровати. (Смеется). У альбома нет какой-то конкретной задачи, и я не жду от него ничего конкретного. Слушайте его и делайте с ним, что хотите (только не выкладывайте в нелегальные файлообменные сети)! (Улыбается).
Кстати, почему вообще ты решил разместить в мультимедийной секции эти комментарии? Насколько я могу предположить, ты попытался объяснить суть готик-метала в целом и твоей музыки в частности тем людям, которые не принадлежат к данной сцене (поклонники уже и так знают, какие чувства вызывает у них твоя музыка). На твой взгляд, насколько ты добился поставленной цели? Знаешь ли ты людей, которые действительно поменяли свою точку зрения после прочтения этих комментариев?
Я не помню точно, что я писал, потому что с тех пор прошло три года, но моей главной целью было привнесение некого «содержания» в музыкальный диск, чтобы люди могли прочитать не только тексты, но и какие-то комментарии. Я знаю, что самый важный аспект диска – это музыка, и у меня нет с этим проблем (как я уже сказал, в “Nour” акцент в первую очередь делается на музыке и танцах). Но после выхода этого диска произошла одна история, о которой я не могу рассказать – в одном скандинавском блэк-металлическом журнале появилась огромная, просто гигатская статья, в которой утверждалось, что я несу опасность миру, потому что я призываю людей думать о хорошем и верить в свои силы. Статья была очень любопытной, но я, к сожалению, ее выбросил. Может быть, главный редактор журнала пришлет мне еще один экземпляр? (Смеется). Он посвятил очень много времени и места в своем журнале, чтобы провозгласить на весь мир лозунг «Давайте оторвем голову Штефану Хертриху» (в переносном смысле, конечно). Я признаю существование такой точки зрения и мне кажется, что иногда это здорово, когда на готической и металлической сцене обсуждается не только музыка, но и какие-то жизненные вопросы. Молодой слушатель мало чему научится, если из журнала он может узнать лишь о любимой еде своего любимого музыканта.
В пресс-релизе, посвященном выходу нового альбома, говорится, что Shiva In Exile – это «единственная немецкая группа, которая пишет музыку для готических танцев живота». Насколько написание музыки для танцев живота отличается от написания музыки для любой другой цели? Есть ли в этой области какие-то традиции или правила?
В основе песен должны лежать партии перкуссии (я так думаю), и в них всегда должны звучать ритмические инструменты (нельзя использовать спокойные фрагменты, сыгранные только на клавишных, потому что тогда танцовщица не будет знать, когда начнется следующий фрагмент, а перкуссия – отличный «проводник», задающий темп, указывающий на начало нового фрагмента и т.д.). Тем не менее, не все песни на “Nour” основываются на перкуссии. Например, “Blue Healing” – это очень спокойная и атмосферная песня, а стиль “He’neya” можно определить как быстрый дарквэйв. Однако, к своему удивлению, я уже видел видеозапись выступления танцевальной школы, в которой ученики танцевали под “Blue Healing”. Я не думал, что у них получится, но все получилось. Мне кажется, что для танцев лучше всего подходят среднетемповые песни вроде “Khundas”, и большинство людей используют для этого именно ее.
Ты выпускаешь “Nour” на собственном лейбле, и точно так же ты поступил с “Pulse”. В то же время, на независимое распространение музыки существует очень распространенная точка зрения, которая сводится к следующему: «Имея в распоряжении сегодняшние технологии, для музыкантов не составляет труда несложно самостоятельно выпускать музыку и продавать ее всем заинтересованным лицам, но без промоушна со стороны лейбла потенциальные слушатели просто не будут знать, что такая музыка существует». Твои комментарии…
Это совершенно справедливо. Главная проблема в том, что люди просто не знают о существовании хороших групп и хорошей музыки. С другой стороны, те группы, которые на 100% соответствуют текущей моде и хорошо играют, станут популярными в любом случае, даже без поддержки лейбла. Возьмите для примера Equilibrium, металлическую группу из моего города, с участниками которой я дружу. Выпустив всего одно демо, они прославились больше, чем многие другие группы, подписанные на крупные лейблы. Правда, такое случается нечасто. Так что в целом ты прав.
Причина того, что я подписал контракт лишь на выпуск диска в России, а в Германии и США буду распространять его самостоятельно, заключается в том, что мне предложили совсем плохие условия. Я вел переговоры с несколькими крупными лейблами и изо всех сил пытался прийти к компромиссу (фактически, из-за этого выход альбома задержался более чем на полгода!), но в конце концов, я понял, что я просто не хочу отдавать свой альбом чужим людям и получать за него не более 10% тех денег, которые слушатель заплатит за него в магазине. Я не обвиняю лейблы, они как-то должны выживать. Но им не стоит забывать, что музыканты-то уже давно не выживают. У бoльшинства музыкантов есть «нормальная» работа, и было бы честнее, если бы она была у ОБЕИХ сторон, как у музыкантов, так и у работников лейба… Чтобы и те, и другие писали музыку и выпускали диск в свободное время. В такой ситуации я был бы готов получать от диска 10% его розничной цены. (Смеется). Я не хочу жаловаться, мне вполне нравится мое текущее положения. Я люблю писать музыку, на меня никто не давит, мне плевать на цифры продаж, а со мной работают мои друзья, которые помогают мне распространять и рекламировать альбом. Да, это именно ДРУЗЬЯ, а не деловые партнеры, которые даже не слышали альбома, но пытаются его продавать. Вокруг “Nour” сложилась очень позитивная атмосфера и отличная энергия. Тем не менее, на свете наверняка существуют лейблы, которые разделяют позицию Shiva In Exile, так что я не исключаю, что в будущем снова буду сотрудничать с лейблами.
Кстати, буквально сегодня мне написал один парень из Англии. «Ты делаешь музыку для тех, кто готов ее искать», - написал он. Он совершенно прав, и я очень благодарен каждому, кто ее находит!
Еще одна популярная точка зрения сводится к тому, что лучший способ познакомится с новой культурой – это вступить с ней в контакт лично. Однако ты не был в России и вряд ли был на Ближнем Востоке. Как ты получаешь информацию о различных культурах? Тебе достаточно имеющихся у тебя в расположении источников, или же ты бы все-таки хотел съездить на Ближний Восток и записать там «живьем» все те звуки, которые можно услышать на твоих альбомах?
Да, и это тоже правда. Часто бывало, что при общении по электронной почте человек мне не нравился, но когда я знакомился с ним лично, мое мнение полностью менялось, и наши отношения становились гораздо глубже. То же самое можно сказать и в отношении культур. Я действительно никогда не был в России, но на Ближнем Востоке бывал уже несколько раз, ведь моя девушка живет именно на Ближнем Востоке. (Улыбается).
Тем не менее, меня интересуют не столько различия между культурами, сколько общности между ними. Меня очень интересуют вопросы духовности, и очень любопытно видеть, как древняя мудрость и духовность проявляются практически одинаково, где бы ты ни находился и с кем бы ни говорил. Больше всего мудрости у «простых» людей из сельской местности, и они больше всего следуют этой мудрости. Возьмем, например, такой интересный вопрос, как реинкарнация. Хотя общепринято считается, что реинкарнации не существует, ВЕЗДЕ можно найти людей, которые утверждают, что они помнят свои предыдущие жизни или верят в реинкарнацию. Это очень популярная тема не только в Индии, но и в исламском, и в христианском мире.
Есть и еще один пример – менее броский, но не менее часто встречающийся во всех религиях и культурах: причинно-следственная связь. “Каждое действие равно противодействию», что означает «не причиняй вреда другим, если не хочешь, чтобы тебе самому причинили вред» или «если ты сделаешь что-то плохое другим, то и с тобой произойдет нечто плохое». Правила подобного рода можно найти в любой священной книге любой из мировых религий. А возьмем поговорку «Бог троицу любит», которая означает, что если что-то случилось дважды, то оно произойдет и в третий раз. Я вообще не представляю, откуда взялась эта поговорка, но она существует во многих культурах. Например, в сказаниях жителей пустыни, а вовсе не только в Европе или Америке.
Не меньший интерес представляет фраза «Мы все – одно целое», которая часто используется людьми, пережившими нечто мистическое и получившими глубокое понимание сущности мира. Они утверждают, что «Бог» существует в любом предмете, даже в камне, и что все люди и все предметы каким-то образом связаны друг с другом (кстати, 12-я песня на “Nour” так и называется – «Мы все – одно целое»). Это утверждение присуще не какой-то одной религии, а ВСЕМ религиям, даже суфийским танцорам, чьи верования распространены в исламском мире. Давайте сконцентрируемся на общностях и подумаем, как они могут обогатить нашу повседневную жизнь, а не будем тратить время на обсуждения, чей пророк лучше или чей бог выше!
Я привел всего лишь несколько примеров, но мог бы привести еще много общностей, которые существуют во всех культурах и религиях. Я интересуюсь именно этим, а не одеждой или языками, которые носят и на которых говорят представители других культур. Я пытаюсь докопаться до основы того, что делает человека человеком, что связывает нас всех!
Но вернемся к музыке: о да, было бы восхитительно записать материал на Ближнем Востоке. Кто знает, может быть, однажды так и случится! Я бы очень хотел написать песню, которую суфийцы использовали бы для своих «вертящихся» танцев, или какое-нибудь произведение, под которое шаманы из дождевых лесов входили бы в состояние медитации.
Когда ты начал выступать с Darkseed, вы играли более традиционную европейскую музыку, и слушатели не знали о твоем интересе к этнической музыке, пока ты не выпустил диск проекта Betray My Secrets (1999). Когда и как ты на самом деле увлекся культурами Востока? Ты начал с музыки, или с литературы, истории и т.д.?
Да, музыка Darkseed вполне традиционна или даже «типична», и мне очень нравилось создавать нормальную металлическую музыку. Музыка не всегда должна быть инновационной, и даже если Darkseed были очень «традиционной» группой, мы смогли достучаться до чувств многих людей по всему миру. Так что я не ругаю свое прошлое, у меня о нем очень много положительных воспоминаний. (Улыбается). Хотя ты прав, для описания этой музыки действительно лучше всего подходит слово «традиционная». Мой интерес к различным культурам и стилям музыки возник только во времена Betray My Secrets, когда я и Кристиан Бистрон (гитарист Megaherz) сочиняли этот альбом. Изначально мы хотели записать типичный дэт в гетеборгско-стокгольмском ключе (я в то время очень фанател от In Flames, At The Gates и Dark Tranquillity), но в итоге пришли к очень инновационной смеси этники и металла. (Смеется). Думаю, лучше я расскажу эту историю еще раз: Кристиан включил одну из моих дэт-металлических песен, но случайно также включил CD-плеер с диском, на котором были записаны, если я не ошибаюсь, звуки традиционной американской флейты. Обе песни раздались из колонок одновременно и прекрасно друг другу подошли, а для меня это было своего рода откровением. С того дня я заинтересовался идеей добавить в обычную европейскую музыку этнические элементы, и мне до сих пор это очень нравится.
Мне кажется, все мы в какой-то момент испытываем потребность в музыке нетехничной, сделанной «кустарным» способом, потому что она дает нам шанс убежать от нашего сложного высокотехногичного окружения. Если кто-то думает о покое, то он представляет себе вовсе не Интернет и не картинки на компьютере, а естественные пейзажи – океаны, пустыни, горы, леса и т.д. Этнические элементы значительно усиливают эти представления.
Хотелось бы узнать твое мнение о некоторых артистах, которые также известны тем, что смешивают европейские традиции и влияния world music:
Orphaned Land
Dead Can Dance
Death In June
Enigma
Я никогда не слышал Enigma и Death in June, но очень люблю Dead Can Dance, особенно их этнические альбомы (более старые – не особенно). Они сочиняли великие песни с очень простыми мелодиями, которые повторяются снова и снова, но не наскучивают. Я это просто обожаю, и иногда нечто подобное попадается мне и среди музыки для медитаций. Некоторые диски для медитаций ужасно скучны (на мой взгляд), но есть и такие, что состоят из совсем небольшого числа звуков и мелодий, а я не знаю, почему эти несколько звуков и мелодий звучат и цепляют настолько сильно. При этом когда я пытаюсь сделать нечто подобное, все звучит очень убого и скучно. (Смеется). Мне кажется, что для того, чтобы писать такую музыку, нужен особый талант или, как минимум, умение очень тонко разбираться в музыке. У Orphaned Land я знаю всего несколько песен, и среди них есть одна, которая мне очень нравится (правда, я не помню ее название). Мне эта группа симпатична по другой причине. Они родом из страны, где межкультурная вражда представляет собой большую проблему, но где бы ни выступала эта группа, они всегда пытается генерировать позитивную энергетику и пропагандировать концепцию «мы все – одно целое». В Турции они сыграли турецкую народную песню, и фэны были просто в восторге! При этом не стоит забывать, что Турция – исламская страна, в то время как Orphaned Land родом из еврейской страны. Такие концерты доказывают, что музыка может соединить людей, сделать их счастливыми, и при этом никто не будет думать, в какой стране она была написана.
Какую музыку ты сейчас слушаешь дома? Ты интересуешься тем, что происходит на металлической сцене? Услышал ли ты за последнее время какие-либо новые коллективы, работающие в этом жанре?
Должен признаться, что я не имею ни малейшего представления о том, что происходит на металлической сцене. Я в курсе, какие группы еще не распались, какие выпустили новые альбомы, но это все. (Смеется). Правда, есть один металлический альбом, который мне нравится – это “Sagas” Equilibrium, действительно фантастическая работа с превосходным качеством записи! А вообще я слушаю много музыки для медитаций, хотя среди нее есть лишь немного проектов, которые мне нравятся, например, Anugama, Llewellyn, Ray и Arondi.
Ты раньше работал в индустрии компьютерных игр, а теперь у тебя своя переводческая компания. Существуют ли еще какие-то занятия (вне музыки), в которых тебе было бы интересно попробовать свои силы? И есть ли такая работа, которую бы ты не согласился делать ни за какие деньги?
Да, я и мой друг владеем переводческой компанией, которая переводит компьютерные игры и организует запись голосов для них. Мне очень нравится эта работа, потому что она очень мирная, и ее можно делать из дома. Вообще, я бы ни за что не согласился на большинство работ. Если бы мне пришлось лгать, хотя бы чуть-чуть, я бы отказался. Я также отказался бы от любой работы, связанной с убийством животных или загрязнением окружающей среды. Главная проблема мира заключается не в том, что на земле существует несколько злых лидеров, которые присвоили себе власть и управляют человечеством, а в том, что БОЛЬШИНСТВО людей, когда идут на работу, отключают мозг и сердце и творят там очень плохие дела. Они слишком боятся отстаивать свои ценности, потому что из-за этого могут лишиться работы. Я с этим постоянно сталкиваюсь на собственной работе. Бухгалтера врут: «Да, мы вчера перевели деньги», а деньги так и не приходят. Те, кто работают в области маркетинга и рекламы, также много лгут. В индустрии компьютерных игр люди идут на всяческие грязные махинации, чтобы добиться положительных рецензий в журналах (то же самое часто происходит в музыкальном бизнесе – будь то поп или металл). Я бы также не стал зарабатывать деньги на чужих страхах (как это делают те, кто продает страхование жизни и медицинское страхование) или же работать в газете, где от тебя требуется писать то, что тебе скажет босс, а иначе лишишься жалования … Я никого не виню, просто я счастлив и благодарен жизни за то, что она привела меня к той работе, что есть у меня сейчас! На свете совсем мало работ, где можно сохранить свои ценности и не бояться оказаться на улице, и я восхищаюсь теми, кто все-таки идет на риск потерять работу. Я не уверен, что у меня хватило бы на это храбрости, так что я благодарен за то, что я сейчас не в подобной ситуации. С другой стороны, я много лет боролся, чтобы попасть туда, где я сейчас, и сейчас я могу с уверенностью сказать: «Да, я свободен». Никто не может заставить меня лгать или эксплуатировать других людей. Мне пришлось пройти долгий и трудный путь, но мне кажется, что я выбрал правильное направление, хотя и не раз попадал в очень сложные финансовые ситуации.
Хм… какую бы еще работу я хотел бы попробовать… Я очень доволен, совмещая создание странной музыки и выполняя серьезные переводческие заказы. (Смеется). Наверное, еще было бы неплохо заняться распространением духовных книг, дисков и другой продукции.
Ты рассматриваешь свое участие в Shiva In Exile и занятия музыкой в целом как «карьеру», и если да, каких высот ты бы хотел в ней достичь? Ты можешь представить себе свою жизнь без создания музыки?
Хм, «карьера» звучит слишком высокопарно, я бы предпочел слово «сопровождение». Мои музыкальные проекты всегда со мной, куда бы я ни пошел. Все, что я делаю или испытываю, оказывает влияние на мою личность, а моя личность, разумеется, оказывает влияние на музыку, которую я создаю. Фэны чувствуют эту связь, потому что они слушают музыку, а я ее чувствую, потому что пишу музыку. В этих процессах очень много общего.
Да, я могу представить свою жизнь без создания музыки, но в этом случае я должен буду заниматься каким-то другим творчеством. Возможно, однажды я решу писать, используя не музыкальный инструмент, а ручку, а может, я займусь изучением каких-либо тем (история, духовность), строительством большого сада, целительством с помощью растений и т.д. Передо мной столько возможностей…
Но сейчас и на ближайшие годы я вижу свой потенциал в создании музыки, или же в создании продукта с эмоциональным компонентом, в котором музыка не будет играть первоочередную роль. Например, тот проект в стиле нью-эйдж, о котором я говорил в начале интервью, - это не на 100% музыкальный проект, музыка в нем будет лишь поддерживать текст и записи голосов.
Большое спасибо за интервью, Роман, и передавай большой привет всем моим друзьям и фэнам в России. Особый привет Бонезу, Присту, Алексею и Энди из IronD, Сенмуту, Левше и Евгению, который проводит время в одиночестве в глухой Сибири. (Смеется). Да, чуть не забыл – отдельные слова благодарности моим друзьям из петербургской группы Theodor Bastard, без которых “Nour” никогда не появился бы на свет!
Официальный сайт Shiva In Exile: http://www.shiva-in-exile.com
Выражаем благодарность Алексею “KIDd” Кузовлеву (Irond) за организацию этого интервью.
Роман “Maniac” Патрашов
20 июля 2008 г.
© HeadBanger.ru