Рок-звезды разбивают гитары уже много десятилетий, но мало кто делал это с таким энтузиазмом, как шведский виртуоз Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen). Поэтому когда шведская компания Sandvik решила протестировать свои передовые технологии и сделать первую в мире цельнометаллическую, неуязвимую гитару, она обратилась именно к Мальмстину, чтобы тот попробовал ее разбить.
Для участия в этом проекте Sandvik собрали экспертов из своих всевозможных подразделений, чтобы те продемонстрировали, как можно использовать передовые компании для создания чего-то одновременно очень точного и поразительно прочного.
Хенрик Лойкканен (Henrik Loikkanen), разработчик машинных процессов из Sandvik Coromant, сам играет на гитаре с юности, и в то время Мальмстин был его кумиром. Чтобы понять, что происходит, когда Мальмстин разбивает инструмент, Лойкканен обратился к YouTube.
"Нам нужно было разработать гитару, которую невозможно сломать ни одним из способов, которыми можно сломать обычную гитару", - рассказывает Лойкканен. - "Главную проблему для инженеров составляло критическое сочленение между грифом и корпусом, которое обычно ломается первым".
Инженеры Sandvik ликвидировали сочленение между грифом и корпусом. Вместо этого гриф и лады гитары были выточены на одной машине из цельных стержней нержавеющей стали вторичной переработки. Такую конструкцию гитары никто не делал раньше. Продолжением грифа и ладов служит прямоугольная “втулка”, которая заходит глубоко в корпус гитары.
Тонкие и длинные детали, такие как гриф и колки, особенно подвержены искажениям. Продвинутое программное обеспечение позволило Sandvik Coromant сделать цифровую симуляцию вытачивания еще до того, как был сделан первый разрез, благодаря чему инженеры подобрали подходящие инструменты, сэкономив время производства и обеспечив эффективность процессов.
"Точность была очень важна", - говорит Лойкканен. - "В основе нашего программного обеспечения лежат годы опыта, и оно рекомендует инструменты и данные для вытачивания, которые помогли нам выточить лады с точностью, местами доходящей до 1 мм".
Еще одна проблема заключалась в том, как изготовить корпус гитары. Он должен был быть чрезвычайно прочным, но очень легким.
Полагаясь на свои экспертные знания в области металлического порошка и технологий послойной печати, которым нет аналогов в мире, Sandvik решили изготовить корпус методом 3D-печати. Лазеры чертили конструкцию полосками титанового порошка, накладывая слои материала один на другой. Их этих слоев, каждый из которых тоньше человеческого волоска, формировался корпус гитары.
"Технология послойной печати позволяет нам создавать более легкие, прочные и гибкие детали, которые невозможно выточить традиционными способами", - говорит Амели Норрби (Amelie Norrby), инженер послойной печати, которая участвовала в проекте разработки гитары. - "И это более экологобезопасная технология, поскольку вы используете только те компоненты, которые нужны для производства детали, минимизируя отходы".
Томас Форсман (Tomas Forsman), специалист по научным разработкам Sandvik, понял, что гитаре необходима особая структура, одновременно прочная, твердая и легкая. Он предложил использовать легкую изотропную структуру (ILS), самую прочную структуру для заданного веса из всех изобретенных.
"Она выглядит практически так же, как любая каркасная структура, но на самом деле, она тверже и легче чем все, что мы видели раньше", - говорит Форсман.
Томас также знал точно, из какого материала должна быть сделана ILS – из гипердуплексной стали, которую производит только Sandvik. Он хотел поместить гипер-дуплексную ILS между грифом и ладами гитары.
Однако лады не допускают скручивания, а это частая проблема при сваривании длинных тонких компонентов. Анализ и испытания позволили доработать сварочный процесс, и в итоге ILS удалось успешно интегрировать в гитару.
Форсман считает, что проект по созданию гитары и совместная работа, которая для него потребовалась, демонстрируют, как опыт и углубленные экспертные знания Sandvik способны решить уникальные проблемы даже в жесткие сроки.
"Такого рода сотрудничество – это ключ к будущему", - говорит Форсман. - "Вызовы, которые возникают у наших клиентов, становятся все сложнее и сложнее. Нам необходимо задействовать наши экспертные знания, чтобы работать рука об руку с нашими партнерами и клиентами, и продолжать изобретать новые способы ответа на эти вызовы".
Когда гитара была готова, Sandvik вручили ее Мальмстину. В одном из клубов Флориды он сыграл на ней несколько песен, после чего начал колотить ей о мониторы, сценические конструкции и об пол, изо всех сил пытаясь ее разбить. Посмотреть, как это происходило, можно в видеоролике по этой ссылке.
"Эта гитара – настоящий зверь!" – заявил Мальмстин, оставив попытки привести инструмент в негодность. - "Очевидно, что Sandvik опережают всех своих конкурентов. Они по-настоящему трудятся и не теряют времени. Такой подход мне близок. И результат поражает. Я сделал все, что мог, но разбить ее у меня не получилось".