Лидер легендарных норвежских металлистов EMPEROR Исан (Ihsahn) выпустит седьмой сольный альбом "Ámr" 4 мая на лейбле Candlelight, который ныне входит в состав Spinefarm Records.
Настоящие живые легенды встречаются далеко не на каждом шагу, но Исан давно заслужил право пребывать в высшей лиге металла. В качестве фронтмена и основного автора песен норвежских первопроходцев блэк-метала EMPEROR он приобрел репутацию одной из самых своеобразных творческих сил андерграунда. Классические альбомы, такие как "In The Nightside Eclipse" (1995) и потрясший эпоху до основания "Anthems To The Welkin At Dusk" (1997), обеспечили молодой группе место в числе самых уважаемых экспортных продуктов норвежского блэка. Их мощный взлет неожиданно закончился после выхода сложного и грандиозного "Prometheus: The Discipline Of Fire & Demise" (2001), но этот альбом показал, что творческий путь Исана далеко не закончил.
Реинкарнировавшись в сольного артиста с выпуском "The Adversary" (2006), Исан провел последние 12 лет, прокладывая второй путь через самые темные тени творчества, который привлекает под его знамена более широкий круг публики, чем какое-либо из его предыдущих начинаний. Саунд его работ сохраняет тесные связи с блэк-металлическими корнями, но вбирает в себя множество других жанров в диапазоне от извращенного арт-рока и авангардного джаза до экспериментальной электроники и дарк-эмбиента. Каждый следующий альбом показывает новые стороны уникального дарования норвежца – от мускулистых и надменных риффовых конструкций на "Angl" и потусторонних миражей с активным использованием саксофона на "After" до опытов в области техничного металла на "Eremita" и дикому авангардному разгулу на "Das Seelenbrechen". Дискография Исана показывает, что его творческий дух не знает отдыха и не испытывает недостатка в идеях.
Очередное проявление этого духа ждет нас в 2018 году: седьмой сольный альбом Исана "Ámr" – это еще один затягивающий и часто дезориентирующий взрыв рафинированного экстрим-пррогрессив-метала. В нем нетрудно найти отзвуки точности и структурной простоты снискавшего широкое признание альбома 2016 года "Arktis", но нынешняя музыка Исана – это нечто совсем другое: на альбоме доминируют шипение и стук олдскульных аналоговых синтезаторов, а атмосфера лишена воздуха и угнетает. Мотором альбома снова выступил Тобиас Орнес Андерсен (Tobias Ørnes Andersen), давно занимающий место за барабанами, а блестящее гитарное соло в "Arcana Imperii" исполнил Фредрик Окессон (Fredrik Åkesson) из OPETH. "Ámr" это еще один скачок в эволюции одного из самых дальновидных персонажей в тяжелой музыке.
"Работать с Тобиасом просто чудесно", - говорит Исан. - "Я знаю, что в техническом плане он может сыграть все, что я ему ни предложу. Но что более важно, когда я говорю что-то типа: 'Я хочу почувствовать вакуум между словами, как в разговоре с Ганнибалом Лектером', он отвечает: 'Да, я все понял!' (Смеется). Для него фишка не в том, чтобы покрасоваться, его игра всегда связана с настроем. С Фредриком мы познакомились с Осло, когда я давал свой первый сольный концерт на разогреве у OPETH, а затем мы тусовались на разных фестивалях, когда так получалось, что мы играем в один день. В последний раз это было в Японии, куда вместе приехали EMPEROR и OPETH. Мы разговаривали о гитарах, и я сказал: 'Не подумай, что я к тебе подлизываюсь или что-то в этом роде, но ты однозначно один из моих любимых музыкантов, так что однажды я, возможно, позову тебя сыграть гостевое соло …' Он сразу же: 'Я согласен!' Он проделал фантастическую работу".
Как и все сольные альбомы Исана, "Ámr" обладает собственной уникальной атмосферой. Осязаемые напряженность и беспокойство пронизывают даже его самые мелодичные моменты, так что они начинают звучать драматически и угрожающе. Но несмотря на частенько клаустрофобный настрой, все песни обладают красотой и сильными аранжировками. Мрака и насыщенности здесь ничуть не меньше, чем на предыдущих альбомах, но глубина и текстура звука, а также ясность общего видения впечатляют сильнее, чем когда-либо.
"Зная, что форма будет в чем-то похожей на то, что я делал на предыдущем альбоме, и с учетом того, что я сочиняю материал определенным образом, я хотел в этот раз изменить упаковку", - отмечает Исан. - "Так что вместо того, чтобы воспользоваться традиционными для меня струнными и оркестровками, я сконцентрировался на аналоговых синтезаторах и более прямолинейных звуков. Все это уходит корнями в начало истории EMPEROR, когда мы привнесли в музыку струнные и духовые и вдохновлялись оркестровыми саундтреками к фильмам авторства Джона Уильямса и Джерри Голдсмита, но в то же время нам нравились все эти потусторонние синтезаторные саундтреки, как, например, в 'Хеллоуине' Джона Карпентера. В последнее время я также слушаю современный R&B и хип-хоп с этими низкими-низкими звуками ‘808-й’ драм-машины. Эти вещи почему-то звучат мрачнее, чем многое из блэк-метала. Есть там глубина и энергия, которые кажутся мне захватывающими, поэтому я хотел попробовать и эти стили в аранжировках".
Седьмой сольник Исана – это очередной смелый шаг в неизведанные территории, в том числе и благодаря тому, что это его самая эклектичная и сложная для восприятия работа. Музыка плавно перетекает из сладкозвучного арт-рока в злобный экстрим-метал, проходя через все, что находится между ними. Высокопарный первый трек "Lend Me The Eyes Of The Millennia" и дикая мелодическая меланхолия "Sámr" безупречно сочетаются с богато украшеными прогрессив-металлическими монолитами типа "In Rites Of Passage" и безупречной климаксической "Wake". Альбом, тонущий в пробуждающих воспоминание синтезаторах и до краев наполненный извращенными, но неотразимыми риффами, является одновременно и самой доступной записью Исана на сегодняшний день, и его самым радикальным отходом от блэк-металлических корней.
"Я делаю каждый альбом с тем расчетом. Чтобы он был самым мрачным в истории", - говорит Исан. - "Я никогда не собираюсь делать что-то более мелодичное и доступное. Однако я вырос на металле 80-х и нахожусь под влиянием достаточно широкого спектра музыки, поэтому у меня часто получаются довольно резко контрастирующие элементы. Это мой седьмой сольный альбом, так что, в конечном счете, все сводится к выбору методов и точек зрения, которые поддерживали бы во мне интерес и страсть к тому, что я делаю. Если мне самому что-то интересно, то нельзя ждать интереса и от других!"
Обложку "Ámr" можно посмотреть здесь, а его трек-лист выглядит следующим образом:
01. Lend Me The Eyes Of The Millenia
02. Arcana Imperii
03. Sámr
04. One Less Enemy
05. Where You Are Lost And I Belong
06. In Rites Of Passage
07. Marble Soul
08. Twin Black Angels
09. Wake