Легендарные финские фьюнерал-дум-металлисты SHAPE OF DESPAIR возвращаются из зимнего нордического сумрака с новым альбомом “Return to the Void”, который выйдет на лейбле Season Of Mist 25 февраля 2022 года. Обложку альбома нарисовал Мариуш Кристев (Mariusz Krystew), сотрудничавший с Дэвидом Галасом (David Galas) и THOR’S HAMMER. Трек "Reflection in Slow Time" уже можно послушать по этой ссылке.
Трек-лист “Return to the Void” выглядит следующим образом.
1. Return To The Void (09:14)
2. Dissolution (08:59)
3. Solitary Downfall (11:06)
4. Reflection In Slow Time (08:08)
5. Forfeit (08:00)
6. The Inner Desolation (11:48)
После успешного альбома “Monotony Fields” (2015) участники SHAPE OF DESPAIR сочиняли новый материал, а параллельно сотрудничали с другими проектами, такими как FINNTROLL, IMPALED NAZARENE, THROES OF DAWN и COUNTING HOURS. Однако эти финны никогда не видели необходимости выпускать много материала. Погружение в холодную тьму – это задача, не требующая суеты. “Return to the Void” – это продолжение все того же пути постоянного одиночества и болезненной безнадежности, который уводит все глубже в сердце леденящих сумерек. Как и всегда, это безрадостная музыка для бессолнечных дней.
“Вскоре после ‘Monotony Fields’ я начал сочинять для ‘Return to the Void’, - рассказывает гитарист и вокалист Ярно Саломаа (Jarno Salomaa). – Вначале заглавный трек звучал слишком примитивно. Я думал, что сделаю на его основе сольный альбом, но спустя какое-то время эта песня напомнила мне о старом материале RAVEN. Так она естественным образом стала восприниматься как песня SHAPE OF DESPAIR".
SHAPE OF DESPAIR были созданы из пепла RAVEN в Хельсинки в 1998 году. На самом деле перевоплощение из одной группы в другую прошло куда менее болезненно, чем это можно было бы предположить. Простая смена названия, инициатором которой выступил Саломаа, совпала с переходом финнов за замедленные, если не сказать отмороженные темпы исполнения. Грандиозный дебютный альбом SHAPE OF DESPAIR “Shades of…” (2000) доказал, что величественный дум-метал от начинающего секстета уже заслуживает внимания. После этого состав коллектива менялся, но его похоронный курс оставался неизменным на “Angels of Distress” (2001) и “Illusion’s Play” (2004). Затем группа впала в спячку на 10 лет, но вернулась в 2015-м с очередным альбомом “Monotony Fields”. Ее нынешний релиз совпал с возвращением барабанщика Саму Руотсалайнена (Samu Ruotsalainen), и хотя формально это результат последних шести лет работы, его корни уходят в прошлое.
“’Return to the Void’ – это не продолжение ‘Monotony Fields’ в традиционном смысле, - говорит Саломаа. – Как уже отмечалось, композиторская манера восходит к самой первой музыке, которую мы сочиняли для RAVEN. Я бы сказал, мой подход за все годы создания музыки изменился. Я нашел новые, иные пути придания формы аранжировкам и композициям. Но самое главное, на мой взгляд, чтобы у всего материала была атмосфера SHAPE OF DESPAIR”.
“Return to the Void” несомненно является работой SHAPE OF DESPAIR. Во всех его композициях – от похожей на взгляд в бездну “Dissolution” и леденяще-красивой “Reflection in Slow Time” до оказывающей эффект рушащегося собора “Forfeit” и заглавного трека, опрокидывающего слушателя в бездонную пустоту, финны превзошли самих себя, с удивительной легкостью поднявшись на уровень выше даже собственной классики в виде “Woundheir”, “Angels of Distress" и "Sleep Mirrored". Фьюнерал-дум часто считают узким жанром, но “Return to the Void” с его глубочайшими ущельями и взлетами на ангельские высоты (которые обеспечивает небесный вокал Натали Коскинен (Natalie Koskinen)) определенно доказывает обратное. В сочетании с пасмурными текстами Хенри Койвулы (Henri Koivula) SHAPE OF DESPAIR показывают настоящий мастер-класс по созданию безграничной и кинематографичной версии фьюнерал-дума.
“Мы сочли, что название ‘Return to the Void’ ('Возвращение в пропасть’) опишет альбом самым лучшим образом, - говорит Койвула. – Для нас это возвращение во многих отношениях. Мы взяли музыкальный курс на раннее творчество SHAPE OF DESPAIR. Кроме того, в группу вернулся Саму. В целом, через мои тексты красной нитью проходит ощущение одиночества и депрессии. То состояние, когда тебе кажется, что все потеряло свой смысл. Нет ни прошлого, ни будущего, есть лишь текущий момент под небосводом”.
Работа над “Return to the Void” началась в 2020 году и продолжалась до мая 2021-го. Обязанности продюсера, которые ранее исполнял Макс Костермаа (Max Kostermaa), теперь взяла на себя сама группа. Звукорежиссурой занимались Руотсалайнен, Саломаа, Койвула и и Миика Ниемела (Miika Niemelä), работавшие соответственно в студиях Beat Domination, D-Studios и Doom Cave. Также среди участников коллектива был найден специалист по микшированию. Им оказался Руотсалайнен, ранее уже работавший в этом качестве с FINNTROLL и METSATÖLL. А для мастеринга был привлечен крупный специалист Сванте Форсбок (Svante Forsbäck) из студии Chartmakers West в Эспоо, ранее сотрудничавший с VOLBEAT и RAMMSTEIN. Для того, чтобы оценить результаты их труднов, достаточно один раз послушать “Solitary Downfall” или сокрушительную финальную "The Inner Desolation" – по ним очевидно, что SHAPE OF DESPAIR создали настоящий храм звука, предназначенный для размышлений о жестокости существования.
“Мы записали альбом сами, что дало нам свободу записываться тогда и столь долго, сколько мы хотели, - говорит Саломаа. – Все было готово к концу зимы, а сведение проходило в феврале-марте 2021 года. У нас была пара уикендов на сведение вместе с Саму, но большая часть этой работы делалась без нас. Мастеринг был закончен в мае 2021-го. Звук получился сырым, но все равно тяжелым. Главное внимание уделялось тому, чтобы сохранить наш звуковой мир в целостности. Мне кажется, альбом звучит ближе всего к тому, как мы всегда хотели звучать”.