Американский судья постановил, что участники LED ZEPPELIN Джимми Пейдж (Jimmy Page, гитара) и Роберт Плант (Robert Plant, вокал) должны предстать перед судом присяжных по обвинению в том, что фрагменты из классической песни “Stairway To Heaven” незаконно позаимствованы из другой песни.
Иск против группы был подан наследниками гитариста Рэнди Калифорнии (Randy California) два года назад. Они утверждают, что вступительные ноты “Stairway To Heaven” слишком похожи на инструментал “Taurus”, который Рэнди в 1967 году выпустил со своей группой SPIRIT.
Калифорния умер в 1997 году, но перед своей смертью он несколько раз говорил в интервью, что не сомневается в том, что его песня была скопирована. Однако Пейдж в прошлом году назвал это утверждение “абсурдным”, а в феврале заявил, что никогда не слышал “Taurus” до того, как ему был предъявлен иск.
Майкл Скидмор (Michael Skidmore), представляющий интересы наследников Калифорнии, утверждает, что Пейдж мог услышать его песню, когда две группы вместе гастролировали по США в 1968 и 1969 годах.
Защита LED ZEPPELIN в суде строится не на отрицании сходства между песнями, а на том, что наследники Калифорнии не имеют никаких прав на “Taurus”. Адвокаты защиты утверждают, что Калифорния сочинил свое произведение по контракту, по которому все права на него отходили третьим лицам, а в 1991 году заявил в интервью, что отказывается от каких-либо притязаний. Дословно он сказал следующее: “Я разрешаю им использовать начало ‘Taurus’ для их песни без суда”.
Также сторона защиты утверждает, что последовательность аккордов, использующаяся в аранжировке, настолько часто применяется различными исполнителями, что не может считаться объектом авторского права.
Тем не менее, судья Центрального округа штата Калифорния Гэри Клауснер (Gary Klausner) постановил, что два произведения имеют достаточно сходств для того, чтобы вынести вопрос о виновности Пейджа и Планта на рассмотрение суда присяжных. В то же время, он признал невиновными басиста LED ZEPPELIN Джона Пола Джонса (John Paul Jones) и лейбл группы, которые также были названы в числе ответчиков.
Решение судьи гласит: “Хотя нисходящая хроматическая последовательность четырех аккордов действительно является общепринятой, сходства в данном случае выходят за рамки базовой структуры.
Для субъективной оценки ‘концепции и атмосферы’ двух работ больше подходит суд присяжных, чем один судья”.
Он добавил, что контракт, подписанный Калифорнией, дает его наследникам право претендовать только на половину компенсации ущерба, которую теоретически может присудить суд.
Адвокат истцов сказал: “Суть данного дела всегда была в том, чтобы отдать должное тому, кому оно причитается. Сейчас мы исправляем то, что было неправильным”.
Слушания дела в суде присяжных Центрального округа Калифорнии начнутся 10 мая.