23 мая Министерство юстиции США подало в суд на компанию Live Nation, являющейся материнской компанией самого крупного сервиса по продаже билетов на концерты Ticketmaster, по поводу нарушений антимонопольного законодательства. В исковом заявлении, к которому присоединились 30 штатов, утверждается, что слияние Live Nation и Ticketmaster в 2010 году привело к появлению доминирующего субъекта в индустрии живых мероприятий. Компания, выручка которой составляет $22 млрд. в год, занимается продажей билетов на концерты по всему миру, а также владеет и управляет 265 развлекательными площадками в Северной Америки, в число которых входят более 60 из 100 крупнейших амфитеатров.
"Мы утверждаем, что Live Nation регулярно прибегает к незаконным, препятствующим конкуренции действиям, для осуществления монопольного контроля над индустрией живых развлечений в США, что идет в ущерб фэнам, артистам, более мелким промоутерам и владельцам площадок, - гласит заявление генерального прокурора Меррика Гарленда. – В результате фэнам приходится платить более высокие сборы, у артистов меньше возможностей давать концерты, мелких промоутеров выдавливают с рынка, а у площадок остается куда более узкий выбор билетных операторов. Пришло время разделить Live Nation-Ticketmaster на несколько компаний".
В свою очередь, исполнительный вице-президент Live Nation Дэн Уолл отверг все предъявленные обвинения. Он заявил, что антимонопольный иск предъявлен “под мощным политическим давлением и длительной лоббистской кампании конкурентов и билетных брокеров, ищущих государственной защиты для себя”.
"Иск – и в еще большей степени пресс-конференция, на которой о нем было объявлено – ставят перед собой цель выставить Live Nation и Ticketmaster причиной разочарования фэнов в индустрии живых развлечений. В нем вина за высокие цены на билеты возлагается на организаторов концертов и билетные компании — при том, что ни те, ни другие не контролируют эти цены. В нем игнорируются все факторы, которые на самом деле обусловили рост цен на билеты – от возросших расходов на производство и популярности артистов до круглосуточных онлайн-спекуляций билетами, отражающих готовность публики платить больше, чем первоначальная стоимость билетов. Это попытка обвинить Live Nation и Ticketmaster в высоких сервисных сборах, при том, что Ticketmaster удерживает для себя лишь скромную часть этих сборов. По сути, первичная продажа билетов – это одна из самых дешевых цифровых дистрибуций в экономике”, - гласит заявление Уолла.
"Столь же абсурдны утверждения о том, что Live Nation и Ticketmaster пользуются своим монопольным положением, - продолжает Уолл. – Отличительной особенностью монополиста являются монопольные прибыли, получаемые за счет монопольного ценообразования. Live Nation никоим образом не соответствуют этому определению. Сервисные сборы Ticketmaster не выше, чем у других, а часто даже ниже. И даже с учетом спонсорства – рекламного бизнеса, который предотвращает повышение цен на билеты – общая рентабельность компании по чистой прибыли находится ближе к нижней границе диапазона прибыльных компаний из списка S&P 500.
Тенденции подтверждают отсутствие у Live Nation способности контролировать рынок. Каждый год конкуренция в индустрии приводит к тому, что Live Nation снижают свою долю поступлений как от организации концертов, так и от продаж билетов. Компания является прибыльной и растущей, потому что она помогает расти индустрии, а не потому что она облдает властью на рынке.
Из наших дискуссий с Главным управлением Министерства юстиций мы четко поняли, что они просто не хотят верить цифрам. Данные слишком сильно расходились со сложившимся у них мнением, что Live Nation относится к числу 'технологических монополий', которые они выбрали своими мишенями.
Также очевидно, что мы является очередной жертвой решения нынешней Администрации превратить антимонопольные меры в популистскую кампанию, идущую вразрез с основополагающими принципами антимонопольного законодательства. По сути, она не антимонопольная, она направлена против бизнеса в принципе. Главная установка этих популистов заключается в том, что антимонопольные меры должны быть нацелены на компании, которые выросли настолько, что каким-то неясным образом 'доминируют' на рынке, даже если их размер обусловлен успехом на рынке, а не действиями, идущими во вред потребителям, что должно находиться в центре внимания антимонопольных законов. По этой логике 'компаниям, занимающим доминирующее положение', должна быть просто запрещена вертикальная интеграция, в том числе по причинам, которые никак не связаны с противодействием монополиям, таким как якобы имеющий место конфликт интересов”.
В иске Министерстве юстиции не уточняется, как именно должна быть разделена компания. Также в нем не конкретизируется, сколько фэнов заплатили за билеты больше из-за якобы имеющей место монопольной политики Live Nation.