Мировая премьера документального фильма "Scream For Me Sarajevo", рассказывающего о концерте, который вокалист IRON MAIDEN Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson) дал в 1994 году в столице Боснии и Герцеговины, состоится в ходе 22-го кинофестиваля в Сараево, который проходит с 12 по 20 августa.
На фестивале, который был основан во время осады Сараево 1992-1995 годов в качестве “акта сопротивления”, демонстрируется более 200 кинокартин.
Автором сценария "Scream For Me Sarajevo" является Ясенко Пасич (Jasenko Pasic), режиссером выступил Тарик Ходжич (Tarik Hodzic), а съемки вела кинокомпания Prime Time Productions.
Пасич сказал: "Идея фильма пришла мне в голову однажды вечером, когда я читал рассказ Криса Дейла (Chris Dale, бас) о концерте, который он отыграл с Брюсом Дикинсоном в Сараево в 1994 году. Он стал отправной точкой для поисков людей, которые были в тот вечер в ‘BKC’, и из этого в итоге получился фильм. Вместе со мной его создали Татьяна Бонни (Tatjana Bonny), Алекс Елена (Alex Elena), Тарик Ходжичк и Аднан Кухара (Adnan Cuhara), и совместными усилиями нам удалось показать все те жестокости и ужасы осады Сараево, а также людей, которые жили в тех обстоятельствах нормальной жизнью. 'Scream For Me Sarajevo' – это фильм о жизни".
Когда Дикинсон в первый раз побывал в Сараево, город был отрезан от всего мира, его жителей терроризировали обстрелы, бомбардировки и голод, а электричество и водопровод казались неслыханной роскошью. Брюс, тогда выступавший с сольной группой, пересекли линию фронта и дали концерт для людей, которые были заперты в городе. Что этот концерт означал для людей и как он изменил Брюса и его группу, вы узнаете, посмотрев "Scream For Me Sarajevo".
В интервью для программы "The Aebyss" на Radio Sarajevo, которое состоялось в декабре 2015 года, Брюс рассказал о том, какие соображения безопасности он принимает в расчет, когда решает, в какую страну ехать с концертами. Он отметил: "Лично я готов выступать, несмотря ни на что. Беспокоиться нужно о тех, у кого нет выбора. То есть, это был мой выбор, точнее, наш выбор – мы все коллективно сказали: 'Да, мы достаточно сумасшедшие, чтобы на это решиться – приехать в Сараево на автобусе в разгар войны и попробовать дать нам концерт. Ну и пусть мы не совсем уверены (смеется), когда именно вернемся'. Но у тех бедных людей, которые оказались на том концерте в ‘Bataclan’, выбора не было; они были совершенно невинны во всех отношениях. Конечно, никто не знал, что это место выбрали своей целью террористы. Так что, к сожалению, когда возникает необходимость принять неоднозначное решение, нужно принимать его, предварительно проанализировав всю информацию. Когда кто-то говорит: 'Мы перережем глотки всем на рок-концерте', ты задумываешься: 'Это какой-то псих, или есть достоверная информация о том, что это может произойти?'"
Он продолжил: "Нельзя брать на себя ответственность за то, что может произойти какое-то безумие, какая-то резня, просто потому что ты хочешь быть эдаким мачо, встать и сказать: 'Ну, да, нам угрожали, но мы все равно сделали это, потому что мы настоящие мужики'. Это здорово, но однажды окажется, что кто-то действительно придет и это сделает, и у тебя на руках окажется куча мертвых женщин и детей. Тогда-то ты заговоришь: 'Наверное, нам не нужно было давать этот концерт, ведь мы получали реальные угрозы'. Так что, к сожалению, ты должен вести себя по-взрослому. Но, в то же время, нужно, чтобы ты мог дать людям надежду и посылать им соответствующее послание. Они не могут перестать… Реальная жизнь все равно продолжается. То есть, когда много лет назад Ирландская Республиканская Армия… когда я был ребенком, взрывы гремели в Великобритании повсюду, одна шайка взрывала всех налево и направо, случались ужасные вещи, но жизнь не останавливалась – люди справлялись с этим и жили дальше. Нельзя останавливаться. Нельзя переставать жить. И именно это послание давал наш концерт в Сараево – что несмотря на все безумие, в самом его эпицентре на пять минут стоял маленький бастион рок-музыки и нормальности. И знаете, что? В конце тоннеля есть свет. Все эти вещи – это наш вызов, но только без пушек, бомб и пуль".