Компания Experience Hendrix, L.L.C. совместно с лейблом Legacy Recordings (подразделение концерна Sony Music Entertainment) выпускает очередной архивный концертник Джими Хендрикса. Релиз под названием “Jimi Hendrix Experience: Hollywood Bowl August 18, 1967” увидит свет 10 ноября на CD, виниле и в цифровом виде.
Этот концерт, состоявшийся всего за пять дней до выхода первого альбома Джими “Are You Experienced” в США, примечателен тем, что это едва ли не последний раз, когда трио выступало перед публикой в статусе малоизвестных артистов. В Великобритании и континентальной Европе они за предыдущие 10 месяцев уже стали серьезными звездами, однако в Лос-Анджелесе подавляющее большинство из 17-тысячной толпы зрителей пришло посмотреть на хэдлайнеров THE MAMAS & THE PAPAS, так что зажигательное шоу Джими стало для них сюрпризом. В архивах сохранилась двухканальная запись всего выступления, которая до сих пор не издавалась даже частично и даже бутлеггерами.
В преддверии релиза выпущен цифровой сингл “Killing Floor”. Его можно послушать по этой ссылке.
Уроженец Сиэтла Джими Хендрикс переехал в Лондон в сентябре 1966 года. Там было создано трио EXPERIENCE с британской ритм-секцией в лице барабанщика Митча Митчелла (Mitch Mitchell) и басиста Ноэля Реддинга (Noel Redding). Новая группа быстро добилась коммерческого успеха с тремя синглами, попавшими в британский Топ-10, и чередой выступлений, ошеломивших публику и получивших теплые отзывы от таких артистов, как Пол Маккартни, Эрик Клэптон и Джефф Бек. Молва об этих достижениях докатилась до босса лейбал Reprise Мо Остина (Mo Ostin), и в марте 1967 года был подписан контракт на издание работ Хендрикса в США. Два месяца спустя по настоянию Пола Маккартни JIMI HENDRIX EXPERIENCE дебютировали в США, триумфально отыграв на международном поп-фестивале в Монтеррее.
Однако стремительный взлет группы в Великобритании не получилось повторить в Штатах. Два ее первых американских сингла провалились – “Hey Joe” вообще не попал в чарты, а “Purple Haze” достиг лишь скромного 65-го места – а релиз альбома “Are You Experienced” был назначен лишь на конец августа. В попытке прославиться в Америке EXPERIENCE дали пять концертов в зале “Fillmore”, после чего поехали в тур на разогреве у THE MONKEES, однако продержались всего девять концертов, после чего Хендрикс отказался выступать перед узколобой подростковой аудиторией, приходившей только для того, чтобы посмотреть на хэдлайнеров. Спешно пытаясь найти для трио концерты после этой неудачи, Джон Филлипс из THE MAMAS & THE PAPAS, который был одним из продюсеров поп-фестиваля в Монтеррее, позвал EXPERIENCE открывать шоу своей группы 18 августа на стадионе “Hollywood Bowl”.
В новом короткометражном документальном фильме “Monterey Pop To The Hollywood Bowl” показывается бурный путь Джими Хендрикса с момента возвращения в США в июне 1967 года до августа того же года. В ленту вошли новые интервью с вокалисткой THE MAMAS & THE PAPAS Мишель Филлипс и гитаристом Брайаном Рээм, долгое время сотрудничавшим с Полом Маккартни, и впечатления от выступления Хендрикса в “Hollywood Bowl” переданы со слов очевидцев и помещены в исторический концерт.
В сет-лист THE JIMI HENDRIX EXPERIENCE вошли авторские номера “Purple Haze”, “The Wind Cries Mary” и еще не изданные на тот момент “Foxey Lady” и “Fire”, а также своеобразные прочтения популярных песен THE BEATLES (“Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”), Хаулина Вулфа (“Killing Floor”), Боба Дилана (“Like a Rolling Stone”), THE TROGGS (“Wild Thing”) и Мадди Уотерса (“Catfish Blues”). Большинство зрителей купили билеты за много месяцев до шоу, чтобы увидеть THE MAMAS & THE PAPAS, и ничего не знали о совершенно не похожих на них JIMI HENDRIX EXPERIENCE.
Брайан Рэй, посетивший этот концерт, вспоминает, как публику буквально заворожило выступление Джими: “Я и сам никогда до этого не слышал о Джими Хендриксе, а он был полнейшей противоположностью THE MAMAS & THE PAPAS в культурном, физическом и всех возможных смыслах. Выходит этот парень, их всего трое на сцене, у них прически афро и эти дикие, расшитые, очень театральные костюмы. Джими начинает нарезать, звук очень громкий, но это настоящая музыка, и она оказывает физическое воздействие. Он играет на гитаре, продев ее под ногу, а потом закинув за спину, а потом зубами, а вот он уже на коленях и едва ли не трахает свой инструмент, что чуть не взорвало мне мозг. К выступлению подходили абсолютно все человеческие характеристики – оно было красивым, грациозным, сексуальным, жестоким, нежным, и все это происходило одновременно и исходило от одного человека. Не могу сказать, что у публики это вызвало такую же реакцию, как у меня. Мы с сестрой чуть ли не стояли на ушах, а публика слегка хлопала и пыталась разобраться, что вообще происходит”.
Однако как бы ни была озадачена публика, после выступлений на разогреве у THE MONKEES трио уже было готово к любому приему, и одно буквально набросилось на свой репертуар.
Мишель Филлипс, единственная из ныне живущих членов THE MAMAS & THE PAPAS, впервые увидела EXPERIENCE на поп-фестивале в Монтерее. “До этого мы о них никогда не слышали, - вспоминает Филлипс. – Я совершенно не представляла себе, чего ожидать. И когда я увидела, как он выступает, я была перепугана до смерти. Я никогда не видела ничего подобного, я никогда не видела, чтобы кто-то так обращался со своими инструментами. Он вылил на гитару бензин из своей зажигалки а потом поджег ее – для меня это был настоящий щок. Это был мой первый опыт подобного рок-н-ролльного театра”.
Зато несколько недель спустя за кулисами “Hollywood Bowl” Хедрикс буквально очаровал Филлипс. “Я была от него в полнейшем восторге, - пишет Филлипс в комментариях к ‘Hollywood Bowl August 18, 1967’, которые составил Джефф Слэйт. – Он был джентльменом, он был милым, он был смешным”. Мишель смягчила свое мнение о “рок-н-ролльном театре”, который был своего рода антитезой более сдержанным и отточенным фолк-рок-традициям, из которых вышла ее группа. Тот концерт оказался для THE MAMAS & THE PAPAS последним, а звезда EXPERIENCE только зажигалась – на следующий год они вернулся в “Hollywood Bowl” уже в статусе хэдлайнеров. “Через пару дней или месяцев Джими Хендрикс превратился в последний писк моды”, - вспоминает Мишель.
Материал релиза был тщательно восстановлен Эдди Крамером (Eddie Kramer), долгое время работавшим с Хедриксом в качестве звукоинженера, а мастеринг сделал трехкратный лауреат “Grammy Award” Берни Грюндман (Bernie Grundman). В оформлении использованы ранее не публиковавшиеся фотографии Эда Караеффа (Ed Caraeff), Генри Дилтца (Henry Diltz) и Аллена Давио (Allen Daviau), сделанные как на сцене, так и за кулисами “Hollywood Bowl”.
Трек-лист “Jimi Hendrix Experience: Hollywood Bowl August 18, 1967” выглядит следующим образом:
01. Introduction
02. Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band
03. Killing Floor
04. The Wind Cries Mary
05. Foxey Lady
06. Catfish Blues
07. Fire
08. Like a Rolling Stone
09. Purple Haze
10. Wild Thing