24.10.2025
Архив интервьюГруппа Артерия, несмотря на солидный возраст, не устает радовать поклонников новостями. Возвращение вокалиста Андрея Козлова (Волкова), большие юбилейные концерты, грандиозный трибьют, собственные римейки полюбившихся публике композиций – и это еще далеко не полный список. Правда, в этом потоке инфоповодов не хватает, пожалуй, главного – анонса нового полноформатного альбома, которого мы ждем уже семь лет. Чтобы узнать поподробнее, как идут дела у заслуженного коллектива, мы решили обратиться за комментариями непосредственно к Сергею Терентьеву, тем более, что наш портал уже очень давно не беспокоил его расспросами. С Сергеем удалось поговорить в гримерке московского клуба “Glastonberry”, где группа отмечала 20-летие своего дебютного альбома “Лети на свет”, а поскольку общались мы буквально перед самым выходом Артерии на сцену, разговор проходил в окружении многочисленных специальных гостей мероприятия, одна из которых, поэтесса и певица София Карева, под конец также ответила на несколько вопросов.
Буквально вчера на стриминговых платформах появилась ремастированная версия альбома “Лети на свет”. Сколь сильна она отличается от оригинала? При работе над новым звуком были ли у вас какие-то ориентиры – от чего хотелось отойти, а к чему приблизиться?
На мой взгляд, для 2005 года у альбома звук нормальный, но для 2025 года он недостаточно компрессированный, не такой хлесткий, как у некоторых известных групп. Уровень технологий работы со звуком повысился значительно, в разы, я уж не говорю о появлении нейросетей. Применяя самые интересные и прорывные технологии, мы смогли сделать мастеринг в трех или четырех вариантах - для CD, для стримингов, для DTP (я уж не знаю, для чего этот вариант) и для винила. Мы мечтаем выпустить винил. Этот альбом до сих пор, спустя 20 лет пользуется популярностью у народа, значит, надо выпустить для него винил, как бы это ни было дорого. Думаю, мы найдем средства и со временем его выпустим; чем быстрее найдем - тем быстрее выпустим. Мне этот новый вариант нравится тем, что появились новые инструменты, новые краски, новые детали, которых не было слышно в первоначальном варианте.
Несколько песен с “Лети на свет” вы за последние пару лет полностью перезаписали с нынешним составом. Будет ли эта работа продолжена в дальнейшем?
Мы хотим поставить точку к 20-летию, выпустив “the best of”. Возраст у группы уже приличный, у меня тоже не детский, пора выпустить такую пластинку, все это делают. Тем более в действующем составе это будет не менее интересно, чем в оригинальном составе 2005 года. Учитывая современные технологии, все это звучит иначе, интереснее; пампинг, панч - все эти модные слова присутствуют, потому что звукорежиссер, который сводит и мастерит наши “новые старые” песни, очень хорошо понимает, что он делает.
Сегодня с вами будет выступать певица и поэтесса София Карева, которая написала несколько текстов для альбома “Лети на свет”. Почему сотрудничество с ней не продолжилось после этого, и чем она занималась впоследствии?
Чем она занималась сразу после этого, я не могу знать, но сейчас и уже много лет она возглавляет коллектив, который называется Колдстрим. Они активно гастролируют, выпускают всякие релизы. Она там поет, она фронтменша, у них все хорошо. Я надеюсь, мы сегодня хорошо споем, спляшем и сыграем вместе.
В продолжение темы гостей – у вас достаточно часто бывают большие концерты, и каждый раз состав гостей на них довольно сильно отличается. Как выбираются гости, и как они готовятся к таким концертам?
Если говорить о сегодняшнем концерте, то это концерт, посвященный 20-летию альбома “Лети на свет”, в котором принял участие небезызвестный Алексей Булгаков из группы Легион. Он знаковая фигура для Артерии, он сегодня обязательно должен быть, поэтому зачем мы его пригласили, обсуждать не приходится - и так понятно. Еще сегодня будет Денис Гуженко - у нас как-то покатило сотрудничество. Например, в июне мы вместе выступали, исполняя мои песни и песни Алика Грановского на фестивале “Metal Castle” в Ростове-на-Дону. До этого он выступал у нас на юбилейном концерте в прошлом году как специальный гость, исполнив песни - если мне не изменяет память - “Дорога без тебя” и “Ветер пустых дорог”, это его выбор. Так у нас сотрудничество и закрутилось - мы сделали новый релиз старой песни “Ветер пустых дорог” с голосом Дениса Гуженко. Гриша Стрелков, находящийся здесь, очень красивый и нарядный (“Спасибо” - отзывается Григорий), в свое время был непосредственным участником группы Артерия, с ним были записаны разные треки, в том числе известный “Край ветров”. Виктор Смольский принял участие в записи песни “Номер один”, записал там виртуозное соло. Нас связывает давнишнее знакомство, можно сказать, дружба со времен Арии, мы не теряемся и периодически видимся. В Минске я выступал с группой Rage - меня пригласили выступить в Москве, а я говорю: “Я не могу в Москве, я буду в этот момент в Минске”. Они говорят: “Отлично, выступишь в Минске!” Пришлось тащить с собой гитару; в Москве-то было бы проще выступить. Но было весело, интересно, и эта история продолжается - Виктор сегодня опять с нами. Мы ему очень признательны за то, что он согласился, это не только привлечет дополнительную публику, что важно с коммерческой точки зрения, но и порадует наших поклонников, которые, наверное, с ним не знакомы. В целом, выбор падает на людей, которые связаны какими-то общими делами, нам приятно друг друга видеть, приятно сотрудничать.
У вас в истории коллектива не раз бывали ситуации, когда вы расставались с музыкантами или вокалистами не в лучших отношениях. Но в итоге почти все они у вас гостят и записываются на трибьюте. Как так получается? Люди со временем понимают, что были неправы?
Поконкретнее, о ком идет речь?
Например, об Александре Кэпе. Одно время ходили разговоры о том, что вы с ним не участвуете в одних концертах…
Это не я с ними расставался, это они от меня ушли.
А потом они опомнились?
Да, Александр звонил, говорил хорошие слова всякие, извинялся…
А Сергей Сергеев?
С Сергеем я уже давно не помню, чтобы у нас какие-то конфликты были. Мы с Сергеем давно выступаем вместе, он у нас почетный гость почти на каждом концерте, кроме сегодняшнего. Сегодня мы меняем состав, чтобы не было однообразия, потому что люди заскучают, скажут: “Ну вот, опять одно и то же”. Надо обновлять репертуар, исполнителей, тогда это будет интересно.
Песни с альбома «Лети на свет» звучат на ваших концертах постоянно и в большом количестве. Песен с двух других полноформатников обычно гораздо меньше. В связи с этим вопрос – что вы сейчас думаете об альбомах "2014" и "Znakи"?
Пару лет назад к нам вернулся Андрей Волков, и ту программу, тот репертуар, который он знает очень хорошо и может исполнять на концертах, мы, естественно, исполняем в большей степени. Для того, чтобы исполнять песни с альбома “2014”, нужно дополнительно поработать. Там очень много песен с семиструнной гитарой, которая вызывает вопросы - две гитары с собой таскать или одну, это тоже очень важный вопрос, если ехать далеко, например, в Сибирь. В общем, много разных аспектов, и если все перечислять, времени не хватит. Но песню “Ветер пустых дорог” (с “2014” - прим. авт.) мы переписали с Денисом Гуженко, и с Андреем Волковым-Козловым она тоже перезаписана и войдет в альбом “The Best”. С альбома “Znakи” мы исполняли очень много песен в туре, а потом у нас были в основном фестивали, там сокращенная программа, не более часа, и мы играли, в основном, знакомые хитовые песни, которые нужны публике. Играть сложные семиструнные композиции на фестивалях мы не стали, исключили их из репертуара.
Многие фэны были рады возвращению к микрофону Андрея Волкова. А как вы считаете, он сейчас на пике формы, или ему еще предстоит в полной мере раскрыться?
Совершенству нет предела, скажем так. Он в очень хорошей форме. Я не помню, сколько ему точно лет, наверное, около 40, а это, как сказал Алексей Булгаков, самый лучший возраст для звучания вокала. Это уже мужской, сформировавшийся дыхательный аппарат, связки и все остальное, так что я думаю, что он в хорошей форме. У нас есть кое-какие вопросы к сольфеджио, но это вопрос времени. Надо ходить, заниматься, а поскольку музыка не настолько обильна в плане заработка, то приходится работать на дополнительной работе. Это отнимает достаточно много времени, а на занятия остается маловато. Мне проще, я целиком и полностью занимаюсь музыкой и зарабатываю ей. Я все время с гитарой, я все время в аранжировках, так что форма у меня теряется только тогда, когда я больше работаю мышкой и меньше играю. Ну, жизнь заставляет, поэтому приходится и мышкой работать, и головой, а гитара лежит в сторонке по многу часов. По-разному бывает, но радует, что я занимаюсь только музыкой - это то, что я умею, знаю и люблю.
Вы как-то говорили, что Виталий Дубинин – очень строгий вокальный продюсер, который умеет “вытащить” из вокалиста нужный ему голос. А какой вокальный продюсер вы сам?
К счастью, я был свидетелем технологии “вытаскивания” голоса из человека, в данном случае - Валерия Кипелова. Виталий своим примером показывал - через стекло или тет-а-тет - манеру исполнения, имитировал ее как мог, чтобы донести до Валерия, каким образом нужно спеть ту или иную строчку, с каким настроением, “разжевывал” смысловую нагрузку, если Валерий понимал ее как-то иначе. “Здесь надо слезу дать, а здесь, наоборот, мужественно спеть”. Это очень кропотливая технология, которой Виталий владеет в совершенстве. Я был счастливым свидетелем, который позаимствовал все эти приемы и применяю на практике уже у себя. Самое главное - он закончил Гнессинку по вокалу, а я -дирхор (дирижерско-хоровое отделение - прим. авт.), это тоже с вокалом связано, постановка голоса у меня была, сольфеджио я проходил, и всю эту кухню я изнутри уже хорошо знал. Ну, и еще почерпнул у Виталия технологию по “вытаскиванию” голоса из сольного певца, ведь это не хоровое пение, а именно сольное. И расщепление вокала, и чистый вокал, и субтон - все это он очень хорошо знал и очень хорошо применял на практике с помощью своего инструмента - Валерия Кипелова в данном случае. (Общий смех.)
Нам кажется, что и с Михаилом Житняковым у него тоже очень неплохо получилось. Мы до прихода Михаила в Арию не знали, что у него такой потенциал…
Виталий - мастер, и он не сделал бы такой выбор, если бы он не был уверен в его потенциале и перспективах. Он его разглядел.
В прошлом году вышел трибьют Артерии – огромный релиз, 36 треков. Расскажите о том, как велась работа над ним – кто инициатор, по какому принципу отбирались участники?
По простому принципу - они с нами пересекались, были дружественны. А кого-то Паша (Павел Хайдуков, гитара) буквально на улице поймал, как например, группу Majestic. Он в автосервисе встретил ребят, которые были похожи на музыкантов, завязалась беседа, и она закончилась тем, что группа приняла участие в этом трибьюте. Разные варианты были - и случайные, и закономерные. Естественно, группа Легион приняла участие, группа Strike, группа Форсаж - всем большое спасибо, было очень интересно. Я многих забыл перечислить, потому что память почему-то короткая стала, но всем им большое спасибо за то, что приняли участие. Услышать свои песни в таком новом исполнении было очень прикольно и интересно - и, опять-же, это тешило самолюбие. Как же без этого музыкантам?
Откуда взялись записавшиеся на этом трибьюте японцы Deai? В Японии знакомы с творчеством Артерии?
Да, знакомы - и с творчеством Артерии, и с творчеством Арии, и с творчеством группы Кипелов. Они вышли на нас с предложением совместно записать песню “Потерянный рай” на японском языке, что мы впоследствии и сделали дистанционно - они записали свою часть, мы записали свою, потом это сводилось в Японии. А потом они еще сделали прекрасный клип, очень красивый, эротичный, снятый на берегу Японского моря - там представлены все японские красоты, сакура цветет, хорошо снято, локации красивые… В этой версии песня в тональности до-минор, в оригинальности она в ре-миноре. Нам пришлось выучить ее в до-миноре, я сделал новую аранжировку, записал абсолютно новое соло… (А в трибьют вошла японскоязычная версия песни “Свет погасшей звезды”, которую Deai записали позднее – прим. авт.)
В Японии вас не зовут выступать в связи с этим?
Нет, только в Израиль. В августе я был в Израиле, выступал с группой Хаос, исполнял свои “арийские” песни.
Вы собирали средства на трибьют с помощью краудфандинга. Как вы оцениваете этот опыт? Будете ли продолжать эту практику в дальнейшем?
Краудфандинг - это такая же работа, как и любая другая; нужно с утра вставать и впахивать. Я был свидетелем, как этим занимается моя супруга Наталья “Glossy” Терентьева - она выгорела на этих краудфандингах. Да, мы получили эти “пол-лимона” с лишним и издали все, что нужно было издать, но с такими силами, какими все это далось, никому уже больше не хочется это повторять. Дайте просто денег на альбомчик! (Смеется.)
На трибьюте есть совершенно новая песня “Ты – это навсегда”. Откуда она взялась? Почему вы решили помимо каверов поместить на трибьют новый авторский номер?
Взялась она вот отсюда. (показывает на голову) Я придумал музыку, Юлия Кей написала текст. То, что музыка ей навеяла, то и оставили. Получилась такая ласковая песня про девчонок, не мужская. Но такие песни тоже бывают.
Вы как-то планируете дальше сотрудничать с Юлией?
Был какой-то период, когда она была в декрете, и ей было не до нас. Мы ее не трогали и сейчас по привычке продолжаем не трогать. Спасибо, что напомнили, будем думать об этом.
Еще на трибьюте есть ваш новый инструментал “Isadora”. Одно время проходила информация, что вы с музыкантами Артерии делаете отдельный инструментальный проект. В каком состоянии он находится сейчас?
В подвешенном. Он лежит на хард-диске и ждет своей участи…
Дождется?
Я надеюсь, что да. Дело в том, что во время пандемии Иван Жерновков, который тогда был вокалистом группы, долго находился в Новосибирске по причине отсутствия концертов. Ни у кого тогда не было концертов, и группа существовала только на бумаге. И мы решили, пока возникла такая пауза, сделать инструментальный альбом. Начали его делать, записали барабаны, вообще много чего записали, и я надеюсь, что руки дойдут, и мы доведем это дело до логического конца.
В последние три года российская тяжелая сцена оказалась в определенной изоляции – нет концертов иностранных групп, а значит, отечественные артисты получают куда больше внимания аудитории. На ваш взгляд, что в результате этого изменилось? Каковы плюсы и минусы такой ситуации?
Вроде у нас фестивалей стало побольше, и мы отважились на сибирский тур. Это было год назад, буквально несколько дней после теракта в “Крокус-Сити-Холле”, и, разумеется, это повлияло на посещаемость. Очень не вовремя этот тур случился. Но реклама стоит денег, были уже куплены билеты на поезда и самолеты, так что пришлось ехать, чтобы не потерять лицо и не подвести организаторов. Мы проехали, все прошло нормально, и несмотря на такое тревожное время, народ все же пришел на концерты, хоть и не в том объеме, в каком хотелось бы. Все были довольны, счастливы. “О, наконец-то вы приехали в Новокузнецк!” - это был последний город у нас в туре. В каждом городе встречали здорово, песни наши знают наизусть, что очень приятно.
Что же касается того, что в отсутствии зарубежных артистов стало меньше конкурентов - не знаю. Сейчас идет [СВО], думаю, все это как-то наложилось вместе, но у нас особенно ничего не изменилось. Как было, так и остается не очень много концертов, но все же появились какие-то фестивали, этим летом их было штук восемь, что, по нашим меркам, вроде неплохо, и почти везде мы выступали хэдлайнерами. То есть, места хэдлайнеров освободились.
Виталий Дубинин недавно выпустил автобиографию. Нет ли у вас планов тоже написать что-то подобное? Кстати, как вам книга Виталия?
Автобиография хороша и, наверное, пользуется спросом. Виталий - мега-успешный человек, так что ему сам бог велел написать автобиографию написать. Я этим особо похвастаться не могу, да и рассказывать мне особо нечего.
Ну, это спорный вопрос… (Общий смех.)
А вот когда я созрею для того, что это “спорный вопрос”, и когда мне будет чего рассказать, я, конечно, выпущу такую книгу. Или если будет какое-то предложение. Мне самому никогда не было интересно делать какие-то пафосные издания, но если бы пришел человек - “А давай выпустим! Я про тебя все уже написал, тебе надо только поправить” - такой подход мне нравится.
Я лучше буду делиться своими знаниями, давая уроки игры на гитаре и занимаясь аранжировками. Люди спрашивают: “А как делать то-то и то-то? Как пользоваться музыкальным софтом?” На эту тему я очень много знаю, у меня очень много информации и огромный опыт. Люди с удовольствием отдают мне свои деньги за то, чтобы эти знания получить. Учеников на гитаре у меня мало, потому что, во-первых, это очень дорого, а во-вторых, все, кому это было нужно, уже получили соло из “Героя асфальта”, “Пробил час” - все это на видео я им показал. Но зато у меня теперь более творческая работа, чем показывать, как на гитаре играть - это здорово, но не интересно. Творческая работа - в плане аранжировок, удаленно, благо технологии позволяют - это интересно, и она у меня есть.
Ну и, наконец, как обстоят дела с новым материалом Артерии? Когда планируется совершенно новый альбом?
Не буду делать громких заявлений. Новые песни у нас появляются, сейчас технологии позволяют дома делать очень хорошие черновики чистового качества, в таком виде они попадают к текстовикам, и некоторые тексты уже готовы. Это говорит о том, что мы можем записывать чистовой вокал. Слава богу, у меня есть возможности это делать, не выходя их дома. Не все тексты пока готовы, но наконец-то появился человек, который очень охотно, быстро и талантливо пишет тексты. И это не нейросеть, это живой человек. Это не Юлия Кей, это другая девушка. Я надеюсь, что наше сотрудничество получится очень плодотворным и быстрым. Музыка-то у меня лежит, есть много всего. В ВК появляются люди - “А давайте я напишу тексты”. Я присылаю черновичок и получаю в ответ опять что-то а ля группа Ария, и это не то, что вторично, а уже пятирично. А самому писать мне лень. Музыкой я все сказал, написал аранжировку, сделал соло, но писать тексты мне неохота. Хотя я это делать могу, как я понял по альбому “Лети на свет”, над которым мы трудились вместе с Софией. Вот она, кстати…
София: Если хотите, я скажу пару слов. Я считаю, что этот альбом - один из главных альбомов в металле. Серьезно, кроме шуток. И не потому, что я к нему имею отношение. Я же помню, как я писала тексты - Роберт Бойм (бас) мне принес мелодию (или уже аранжировка была готова), я послушала и сказала: “Как здорово, это прямо требует текста”, потому что это гениальный композитор. Я не хвалю Сергея…
Сергей: А у меня пониженный слух, я все равно ничего не слышу. (Общий смех.)
София: Замечательно! Короче, там просто гениальная музыка, которая сама по себе заряжает на рождение образов. Это бывает нечасто. Бывает, что музыку слушаешь, и она не оставляет у тебя в душе никаких образов, никаких ассоциаций, а здесь был четкий ассоциативный ряд сразу, поэтому писать было не очень сложно. Мы писали вместе, Серега меня жестко правил, я помню. Я даже обижалась - я была молодая, наивная, зеленая - но это было правильно. Сейчас, задним числом я понимаю, что все правки, которые главный гуру внес, были уместны.
Сергей: Если эту музыку заводить какому-то неодушевленному предмету типа пенька, не получится никаких текстов. Для того, чтобы в сочетании с музыкой получились тексты, нужен талант, нужно образное мышление…
София: Я считаю, что это была ситуация синергии. Не знаю, как Серега, а я до сих пор воспринимаю эту работу как большую школу музыки для себя, я считаю его своим учителем, потому что человек сразу показал мне музыку, и это не плохая музыка, какой много бывает - мне поступало много предложений писать тексты на плохую музыку, и я всегда отказывалась; ну, извините, после такого опыта уже планка задрана. Если в музыке ничего нет, то ничего и не появится, а здесь сразу есть, понимаете? Два автора сливаются, и получается хороший результат.
В продолжение разговора о неодушевленных предметах. Как вы относитесь к вмешательству искусственного интеллекта во все сферы нашей жизни? И каковы перспективы этого?
Сергей: Я не понаслышке знаком с этим явлением. Как говорится, вам песня строить - нам жить помогает. У меня появились клиенты, которые, используя свой текст, хорошо написанный, получили очень хороший результат и прислали его мне с просьбой: “Нам нужны на эту музыку живые гитары, а если можно, то и всю аранжировку”. Я слушаю, и это прямо хитяра на 200 процентов - и по тексту, и по мелодике, то есть, совпало все - и темп правильный, и гармония, и ми-бемоль еще почему-то, но звучит просто роскошно. Голос мужской, идеальный, прямо эталон того, как оно должен звучать, и на русском языке при этом. Я сразу и не въехал, что это плод нейросети. “Хорошо, сделаю. Какие сроки? Сколько денег?” Ударили по рукам, я взялся за работу, и только потом до меня дошло… Я использую софт для расчленения фонограммы на составляющие - бас, барабаны, “remove voice”, “clean”. Я применил этот софт и понял, что там все такое аморфное и не было живым никогда в жизни, так что это явно плод работы нейросети. Но вот так сесть и такую хитяру написать - это прямо пять баллов с плюсом. Я с удовольствием эту работу сделал, и в итоге там все будет живое. Я уже записал тяжелые гитары, они валят со страшной силой, все довольны этой работой, и мне нравится, что получается. Хорошо это с моральной точки зрения или плохо? Поживем - увидим. Я не знаю.
София: Я думаю, что просто без работы останутся многие аранжировщики…
Сергей: Как же мы останемся без работы? Я наоборот ее получил!
София: Я имею в виду аранжировщиков, которые делают песни под ключ. То, о чем ты говоришь, это, скорее всего, Suno AI - она дает творческим людям возможность еще больше улучшить то, что уже хорошо сделано. Но не забывайте один момент - нейросеть питается тем, что уже создано, и через какое-то время, если люди не будут создавать сами, она не сможет ничего создавать, она будет просто клишировать, и это будет неинтересно. Так же работают и текстовые нейросети. Поэтому это вопрос времени - я и сама замерла в ожидании, как говорится, на подскоке песик - когда исчерпаются идеи у нейросети. Пока она дает хорошие результаты, я с Серегой полностью согласна, там есть очень классные аранжировочные решения, которые можно дорабатывать. Но они сырые в плане звука, потому что живой человек совершенно по-другому играет. Страшного в этом ничего нет, человека все равно не искоренить.
Официальный сайт группы Артерия: http://www.artteria.ru/
Выражаем благодарность Павлу Хайдукову (Артерия) за организацию этого интервью
Интервью - Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Фото - Наталья “Snakeheart” Патрашова
11 октября 2025 г.
(с) HeadBanger.ru