29.09.2025
Архив интервью | English versionВ те далекие дни, когда я только начинал слушать трэш-метал (а было это больше 30 лет назад), немцы Darkness уже считались «павшими бойцами». В конце 80-х они выпустили три альбома разной степени культовости, а в начале 90-х полностью исчезли с горизонта из-за личных разногласий и общего падения интереса к жанру. Шансы на их возрождение в то время казались равными нулю, но жизнь частенько меняется совершенно непредсказуемым образом, и с наступлением нового тысячелетия группа вернулась к активной деятельности. Правда, сначала музыканты назвались Eure Erben и около 10 лет пытались получить признание, исполняя немецкоязычный материал, однако в итоге все же решили, что использовать славное имя Darkness все же как-то сподручнее. И вот вам результат - сейчас репутация группы сильнее, чем когда-либо, свидетельством чему служат три очень крепких альбома. Ну а для тех, кто, как и я, пропустил первый - буйный и легендарный – этап ее истории, музыканты подготовили подборку римейков под названием “Death Squad Chronicles”, где есть кое-что старое, кое-что новое, кое-что из промежуточного периода, и все это сыграно на современном звуке и с современным напором. Наш сайт общался с группой всего один раз, еще во времена Eure Erben, так что мы решили, что пора снова вызвать на разогвор гитариста Арнда Клинка и хорошенько расспросить его обо всем, что происходит в лагере Darkness…
Во-первых, прими мои поздравления с 40-летием Darkness! Это невероятный юбилей, настоящая веха …
Большое спасибо!
Однако если заглянуть на сайт Metal-Archives.com, там указано, что группа была основана в 1984 году, так что если эта информация точна, то Darkness уже не 40, а целый 41 год! А что вы считаете стартовой точкой в истории группы? В какой день или хотя бы в какой месяц правильнее всего отмечать ее юбилей?
Настоящий день рождения группы – 1 декабря 1984 года. Так скажет тебе Лаки (барабаны), это известная история, которую он всегда рассказывает всем. – он пошел на концерт Destruction и Kreator (последние тогда еще назывались Tormentor) и там предложил своему знакомому Уве (Кристофферсу, он же Дэмеджер, он же Ахатоор), нашему первому гитаристу, он умер около года назад – «Слушай, давай соберем группу, давай назовем ее так-то и так-то». С этого момента и идет отсчет истории Darkness, так что правильный день рождения группы – 1 декабря 1984 года. Однако все, что сделало Darkness серьезной группой, случилось немного позже, так что нынешний год неплохо подходит для того, чтобы праздновать юбилей.
Кому пришла в голову идея перезаписать старые песни по случаю юбилея? И как вы составляли трек-лист?
Идея родилась внутри группы. Мы решили: «Давайте чем-нибудь отблагодарим людей, фэнов». Ну, то есть, 40 лет – это очень долгий срок, многие группы не выдерживают вместе больше года, а мы существуем уже 40 лет. Для нас это честь, мы это ценим и очень благодарны за это людям. Так что мы сказали: «Давайте их чем-нибудь отблагодарим, давайте немного повспоминаем прошлое». Потом каждый предложил несколько песен, и мы согласовали их список. Каждая взятая песня имеет причину, по которой она была перезаписана и по которой помещена на этот альбом.
Среди песен на “Death Squad Chronicles” присутствует совсем ранний номер “Victims”, который был у вас на самом первом демо, но так и не вошел в студийные альбомы. Почему вы решили его «воскресить»?
Так вот как раз поэтому! Мы решили, что будем перезаписывать только материал до 2015 года, то есть, до того, как в группе появился Ли (вокал), чтобы это были песни только «старых Darkness», а песни с демо – это самые настоящие «старые Darkness». “Victims” – одна из самых первых песен Darkness, которые я услышал. Если я не ошибаюсь, идея исходила от Лаки, который сказал: «Давайте возьмем ‘Victims’, это песня, которую ничем не выгонишь из головы слушателя». Мы решили, что возьмем песни с каждого альбома и кое-какой демо-материал, так что мы выбрали “Victims”.
А как на “Death Squad Chronicles” оказалась песня Eure Erben “Terror For Terror”? В одном из предыдущих интервью тебя уже спрашивали о перезаписи какого-нибудь материала Eure Erben, и тогда ты сказал, что твои коллеги по группе против этого. Что заставило их передумать?
В Eure Erben играли я и Лаки, так что мы подумали: «Это в определенной степени тоже часть истории Darkness». Лично я считаю, что альбом “Terror 2.0”, который мы записали с Eure Erben, был хорошим альбомом, нам очень нравится песня “Terror For Terror”, и она вполне соответствует по настрою песням Darkness. Поэтому мы и предложили ее сыграть. Мы обсудили эту тему с коллегами и пришли к такому выводу: «Давайте просто ее сыграем и посмотрим, что получится. Если покатит, то замечательно, если нет, то просто забудем об этом». И все получилось идеально, так что остальные ребята сказали: «Окей, давайте ее запишем».
Я рад, что вы ее записали, потому что песня-то очень классная, а сам альбом мало кто знает…
Честно говоря, оглядываясь назад, я считаю, что попытка раскрутить новую группу с немецкоязычными текстами была ошибкой. Трэш-металлическая сцена почему-то очень консервативна, людям нравятся тексты на английском, они к ним привыкли, и попытка петь по-немецки сейчас кажется не слишком хорошей идеей. Однако я считаю, что сами песни хороши, “Terror For Terror” – одна из моих любимых с того альбома, так что я тоже рад, что мы решили ее переделать.
А откуда взялись две ранее не издававшихся песни? Это ауттейки с какого-то из предыдущих альбомов, или вы специально сочинили их для “Death Squad Chronicles”?
Они совершенно новые. Если ты послушаешь или почитаешь тексты, то они не о социальных проблемах, не о политике и не о всем том, о чем мы поем обычно – они о прошлом. “Proud Pariah” – это своего рода гимн для людей, которые остаются металлистами, несмотря на годы, и сохраняют в себе тот самый дух. Мы решили, что хотим сочинить песни в новой форме, но в старом духе. Поэтому мы и поместили их на этот альбом. Они не предвестники того, что будет дальше, мы просто хотели звучать современно, но сохранить старый дух.
Следующий вопрос – об обложке “Death Squad Chronicles”. Это совершенно очевидный «римейк» обложки вашего дебютника “Death Squad”, но теперь музыканты предстают на ней не в образе зомби, а в своем человеческом виде. В этой обложке заложен какой-то глубокий смысл?
Нет, ничего такого. “Death Squad” (1987) – наш дебютный альбом, и насколько я могу судить, нас знают в первую очередь “Death Squad”, этот диск известен огромному количеству любителей трэша. Идея заключалась в том, чтобы вставить в старую картинку новых участников группы. Какого-то особого смысла здесь нет.
Не мог бы ты подробнее рассказать о бонус-CD, который входит в лимитированное издание альбома? Как вы уговорили всех этих вокалистов (из Kreator, Assassin, Warrant, Nifelheim и др.) спеть песни Darkness? И кто решал, какому вокалисту достанется какая песня?
(Смеется.) Они сами решили. Мы дали им список и спросили: «Что бы вы хотели спеть?» (Пауза.) Мне лучше начать с самого начала. Как ты знаешь, метал-сцена велика, на ней много групп, но в это же время это в определенном смысле семья. Группы знают друг друга, вокалисты знают вокалистов, гитаристы – гитаристов, все друг с другом знакомы, у всех есть телефоны друг друга и все такое. Так что мы спросили у нескольких ребят, не хотят ли они спеть песни Darkness. Некоторые согласились, некоторые ничего не ответили, а потом мы им сказали: «Просто сообщите нам, что вы хотели бы спеть. Мы можем предложить вам это и это, а вы выбирайте что-то одно». Вот так все они выбрали себе по песне, которую они хотели бы спеть.
В новом видеоклипе “Death Squad 2025” можно увидеть бывших участников Darkness – Бруно (басист в 1986-1987 гг.), Тимо (басист в 1988-1991 гг.) и Пьера (гитарист в 1986-1989 гг.). Я правильно понимаю, что вы до сих пор на связи с ними всеми? Чем они сейчас занимаются?
Бруно больше не играет музыку, он что-то делает в области медицины, но я не уверен, что именно. Пьер по-прежнему играет в группе, они исполняют кавера, он очень хороший гитарист, и у него выходят очень хорошие кавера. Они играют на вечеринках, на концертах и все такое. Мы по-прежнему общаемся с ними, время от времени видимся. Другие экс-участники – Майк (гитарист в 2013-2024 гг.), Шпизи (басист в 2013-2014 гг.), Бони (гитарист в 1991, 2013-2014 гг.) – тоже на связи. У всех них свои группы.
Вот только Эммы (басист в 1989, 2004-2012 гг.) я в клипе не увидел…
Там нет Эммы, и там нет Хоби (гитарист Eure Erben в 2008-2012 гг.) – с ними мы, к сожалению, потеряли контакт. Эмма, Хоби и я играли вместе в одном моем проекте…
Sankt Velten?
Да. Три года назад у нас случился небольшой конфликт, мы повздорили и поэтому потеряли контакт. О чем я очень сожалею.
Не мог бы ты рассказать немного о вашем юбилейном концерте, который состоится в Эссене в конце сентября? Вы планируете для публики что-то особенное? Какие-нибудь сюрпризы или специальных гостей?
Конечно! Мы планируем ряд сюрпризов, и мы собираемся сыграть многое из перезаписанного материала. Такие песни, как Predetermined Destiny” или “Defenders Of Justice”, не звучали в нашем исполнении много лет, и часть их них мы сыграем. У нес готова очень цветастая подборка песен, которые мы обычно не играем, и будет ряд сюрпризов, однако они не будут настоящими сюрпризами, если я тебе о них расскажу. (Смеется.)
У Darkness достаточно большая дискография, но я нашел в ней лишь один концертный альбом ("Bocholt Live Squad"), да и тот был записан еще в 1987 году. Вы не думали о том, чтобы записать концертный альбом или DVD с нынешним составом?
Мы разговаривали об этом. Такая идея есть, но я не могу сказать наверняка, осуществим ли мы ее. Думаю, это должно случиться, потому что студийная запись – это одно дело, дело хорошее, но мне кажется – я говорю «кажется», потому что я сам нахожусь на сцене и не могу судить нас со стороны – что вживую мы сильно отличаемся от записи. Концерт – это как танк, который несется на тебя, а студийная запись всегда очень продуманная, сконцентрированная и все такое. У нас есть один концертный трек на EP “Over And Out”, который мы выпустили пять лет назад. Он был записан вживую в Японии, где люди чуть не разнесли на кусочки весь зал – вот хороший пример того, как мы звучим вживую.
На том же EP “Over And Out” у вас есть очень классная акустическая версия песни “Fated Pictures”. Вы не думали о том, чтобы сыграть еще что-нибудь в акустике?
Ох, это сложно. “Faded Pictures” – очень мелодичная песня. Если посмотреть на аккорды, что кажется, как будто она специально сочинена для исполнения на акустической гитаре. Хотя она очень брутальная и быстрая, в ней полно гармоний. Эта песня идеально подходила для записи в “unplugged”-формате. Правда, пришлось убеждать Ли – ничего не хочу сказать плохого про Ли, он очень классный парень, но тут он уперся: «Unplugged? Да ни за что на свете!» Я буквально стер себе язык до крови, и в итоге он сказал: «Ну хорошо, давайте попробуем». Мы попробовали, и я считаю, что он отлично справился. Нельзя играть такие вещи на трэшевом концерте, но я считаю, что это очень хорошая версия, которая в полной мере доносит до вас заложенную в тексте грусть. Поэтому мы и решили записать “Faded Pictures”. Но я не представляю себе какую-то другую песню, которую мы могли бы сыграть в «обесточенном» формате.
Параллельно с Darkness у тебя есть уже упомянутый проект Sankt Velten, при этом по стилю он совершенно не похож на Darkness. Не мог бы ты рассказать о том, как возник этот проект?
Когда я начал – я говорю «я начал», потому что вначале я все делал один… Дело в том, что у меня есть много идей, лежащих за пределами трэш-метала, и я не вижу никакого смысла в том, чтобы играть в трэшевой группе и говорить: «У меня есть сайд-проект, и это тоже трэш». Глупость какая-то. Тогда все это можно делать в своей трэшевой группе. Так вот, “Sankt Velten” – это очень старое немецкое выражение, означающее дьявола. Идея текстов этого проекта заключается в том, чтобы описывать мир, взгляд на мир и все то дерьмо, что творится в мире, глазами дьявола. Это один момент, а другой момент заключается в том, что я хотел играть более, скажем так, «нормальный» хэви-метал с небольшой примесью трэша, более мелодичный материал. Первый альбом “The Discreet Charm Of Evil” (2019) я записал самостоятельно, если не считать барабанов, а также бэк-вокала, который спела одна моя хорошая подруга. Затем я решил выступать вживую, но оказалось, что найти для этого людей очень сложно. Барабанщик Эльдар «Пайпер» Ибрагимович до сих пор играет в Sankt Velten, мы по-прежнему вместе, но искать второго гитариста и басиста – это прямо очень непростая задача. В довершение ко всему, альбом вышел буквально накануне пандемии COVID – он появился в ноябре 2019 года, а через три месяца, в самый важный период, когда нужно давать концерты, заниматься раскруткой и все такое, COVID развернулся на всю катушку, и все мы сели по домам. Вот почему альбом не слишком хорошо известен, вот почему он не имел того успеха, на который я рассчитывал. Потом пришлось найти для него новых людей, и я взял басиста Томаса Беккера, который играл на втором альбоме Darkness “Defenders Of Justice” (1988). На барабанах по-прежнему играет Пайпер, и сейчас мы стараемся сделать кое-какие новые песни…
Значит, у Sankt Velten будет второй альбом?
Да, мы над ним работаем. Я не могу сказать тебе, когда или на каком лейбле он выйдет, но мы работаем над этим. Наш план – выпустить EP до конца года. Несколько песен для него уже записано.
В Sankt Velten ты поешь сам, и в Eure Erben ты также совмещал гитару с вокалом. Я не хочу сказать ничего неуважительного в адрес Ли, я считаю, что он прекрасно подходит для Darkness, но все же почему ты решил больше не петь самому, а взять свободного вокалиста?
Честно говоря, это не я решил. Я не имею ничего против Ли – как ты сказал, это хороший фронтмен, хороший «крикун», приятный парень, мы с ним друзья, и у нас все отлично. Но в то время в группе был большой спор на эту тему. Некоторые участники говорили: «Нам нужен новый вокалист, нам нужен состав из пяти человек – фронтмен, два гитариста и все такое», а я считал, что в этом нет необходимости. Тогда у нас не было ясного понимания, как двигаться дальше, что делать, и в итоге мы решили взять Ли в группу, просто чтобы попробовать, что получился. И, как видишь, получилось здорово.
В выходных данных последних альбомов Darkness, например, “Blood On Canvas” (2024), нет подробной разбивки по авторам песен – то есть, неясно, кто какую песню написал. Не мог бы ты рассказать немного о том, как у вас сейчас построен процесс сочинения материала?
На “Blood On Canvas” большинство песен сочинил я. Я не хочу выпендриваться, не пойми меня неправильно, но могу сказать, что я придумываю большинство материала. Я делаю демо, а потом мы превращаем их в песни Darkness. Я программирую барабаны, чтобы Лаки знал, где играть быстро, где триолями, где давать грува, а потом мы идем в репетиционный зал вместе, чтобы придать песням стиль Darkness. Иногда в песнях что-то меняется, я не из тех, кто требует, чтобы придуманное им игралось один-в-один, так что мы часто что-то переделываем или развиваем, но конкретно на “Blood On Canvas” большинство песен изначально придумал я.
Ты согласишься с тем, что тексты многих песен, которые Darkness и Eure Erben сочинили десятилетия назад, до сих пор актуальны в наши дни? Многие песни с “Death Squad Chronicles” звучат так, как будто были придуманы буквально год назад …
Да, совершенно верно. Мир не становится лучше, он становится хуже. Казалось бы, люди обладают умом, они должны развиваться, они должны объединяться, они должны оставлять в прошлом всякие «-измы» или религиозную чепуху, жить в мире, быть свободными… Но на самом деле ситуация такова, что размежевания на планете становится только больше. Тексты, которые мы писали в 80-х, можно дословно применить к настоящему времени, и наоборот. Хорошо лишь, что у нас никогда не бывает недостатка идей (смеется), недостатка вдохновения, хотя я буду очень рад, если однажды мир настолько изменится к лучшему, что мне придется сочинять идиотские песни о любви. Так или иначе, ты прав. Ли иногда говорит на концертах: «Эта песня была написана в 80-х, но такое впечатление, что она написана сейчас, потому что дерьмо никуда не девается».
Давай немного разрядим обстановку. Ты наверняка знаешь немецкую группу Brainstorm, но в Латвии есть еще одни Brainstorm, которые играют поп-рок. Однажды организаторы фестиваля перепутали эти группы и пригласили в металлический лайн-ап «не тот Brainstorm». А вашу группу никогда не путают с британскими глэм-рокерами The Darkness?
(Смеется.) Ой, постоянно! Иногда на Youtube в комментариях пишут: «Я ожидал услышать The Darkness, а это какой-то жуткий шум». (Общий смех.) К сожалению, организаторы концертов нас не путают, хотя я был бы не против, если бы они приняли нас за The Darkness и заплатили гонорар побольше! (Смеется.) Но временами бывают забавные ситуации, да.
Если говорить о статусе группы на тяжелой сцене, у меня складывается впечатление, что сейчас Darkness пользуются большей популярностью и уважением, чем в 80-х, в ваш вроде бы классический период. Ты со мной согласишься, и если да, то почему, на твой взгляд, так получилось?
В 80-х мы были очень грубыми ребятами. Мы были злыми, и нам было совершенно наплевать на бизнес-цели и все, связанное с бизнесом. К сожалению, 95 процентов деятельности группы - это бизнес: вам нужна раскрутка, вам нужны гастрольные агенты, вам помимо музыки нужно еще до хрена всего, потому что без этого невозможно делать музыку. Если вы хотите, чтобы у вас было продвижение в интернете, вам нужны ребята, которые разбираются в TikTok, Facebook, Youtube и всей остальной хренотени, вам нужны ребята, которые продвигают вас в журналах и так далее. В 80-х нам было на все это наплевать, мы просто хотели играть и тусоваться. Сейчас мы изменились, мы понимаем, что важно давать интервью, важно общаться с гастрольными агентами, важно играть концерты, важно быть приветливыми с людьми, а не рычать на них. Я считаю, в этом главное отличие. Честно говоря, мы наделали кучу ошибок. Я часто сравниваю Darkness с другими группами из нашего региона - Kreator и Sodom, которые несомненно добились очень многого. Мы начали практически одновременно, и мы по сей день друзья и коллеги. Иногда я сравниваю то, что они делали и как они развивались, с тем, что делали мы, и я понимаю, что мы наделали кучу ошибок в бизнесе. Я считаю, что именно поэтому нам не удалось взять такой же сильный старт, какой был у них, и именно поэтому мы не получили большого успеха. Сейчас мы относимся к таким вещам куда более внимательно.
Ты и Лаки играете вместе уже почти 40 лет. Не так много музыкантов способны терпеть друг друга столь же долго, да и не каждый брак сохраняется столько лет. Вы с ним соглашаетесь по всем вопросам или порой спорите?
(Смеется.) Мы регулярно спорим. Наш продюсер Корни Рамбо часто говорит: «О, опять идет старая пара!» И действительно, когда я и Лаки вместе, мы ведем себя как старая пара. Мы любим и ненавидим друг друга одновременно. И мы оба сумасшедшие – возможно, именно это и связывает нас уже 40 лет. Мой отец умер, когда мне было 27, так что я знал своего отца 27 лет, а Лаки я знаю уже 40 лет – понимаешь, о чем я? Мы большие друзья, он у меня единственный друг, с которым мы общаемся столько лет. Он мне почти как брат – вот почему мы часто спорим, но столь же часто получаем удовольствие от общения друг с другом. (Смеется.)
Каковы твои дальнейшие планы с Darkness? Когда нам стоит ждать полностью нового альбома?
Я бы хотел начать работу над ним в конце года. В этом году у нас все шоу выпадают на конце года, не знаю, почему, но у нас запланировано 8 или 10 шоу, плюс совершенно особенное юбилейное шоу, так что сейчас у нас много работы. В ноябре, когда все это закончится, я бы хотел взяться за новые песни. У нас теперь есть Доминик, отличный парень и хороший гитарист, он моложе меня, и у него свежие идеи, так что мы могли бы совместить мои олдскульные идеи с его более молодым подходом. Думаю, получится отличное сочетание. Я бы очень хотел написать новые песни и сделать новый альбом, вот мои планы на будущее, и я думаю, они вполне реалистичны.
Официальный сайт Darkness: http://www.darkness-thrash.de/
Выражаем благодарность Барбаре Франконе (Neecee Agency) за организацию этого интервью
Интервью и перевод с английского – Роман Патрашов
Фотографии предоставлены Neecee Agency
11 сентября 2025 г.
© HeadBanger.ru