Goot

Goot
Немного авантюрное мероприятие

08.06.2025

Архив интервью

«Наверное, вы ни у кого так часто не берете интервью, как у меня»? – спросил нас гитарист и вокалист Ян Федяев перед включением диктофона. Действительно, за почти два десятилетия существования нашего портала мы общались с Яном никак не меньше пяти раз, но если учесть, что он параллельно занимается сразу тремя проектами, каждый их которых активно выпускает как полноформатные, так и прочие релизы, цифра не кажется такой уж огромной. Вот и сейчас с момента нашей предыдущей встречи прошло меньше года, а у Dissector уже вышли большой сборник римейков и раритетов и двойной CD с инструменталами, у The Lust – сразу две подборки архивных записей (причем обе двойные), а в дискографии Goot, основного на текущий момент детища Яна, появился второй совместный релиз с легендарным вокалистом Дэвидом Рисом (экс-Accept, экс-Bonfire). Все эти релизы имеют непростую структуру и заслуживают пристального разбора, что и будет сделано в скором времени в разделе рецензий, а пока – слово их создателю.

Резонанс, который уже успел вызвать свежий EP “The Toll Remains The Same”, как нам кажется, больше, чем его полноформатный предшественник “Weight Of Days” (2024). Что вы сделали по-другому в этот раз, чтобы этого добиться?

По сути, мы должны были и с предыдущим альбомом сделать то же, что в этот раз. Но мы тогда к этому отнеслись немного «на отвали». Мы несколько разуверились в силе олдскульных механизмов раскрутки, так как общий интерес к музыке упал, и мы не запаривались промо-мероприятиями. А в этот раз Саймон (бас) предложил сделать промо-кампанию, оплатил агентству определенный пакет, и благодаря этому клиентская база расширилась, пошли неожиданные предзаказы из США, активизировались швейцарцы, австрийцы, интервью просят и американцы, и немцы, и так далее. Это такой приятный загруз. Так и хочется им еще и предыдущий альбом засунуть. (Общий смех.) Я понимаю, что гибридный формат сложен для рецензента, ведь это не совсем альбом, а расширенный EP, так что оценить и новые песни, и все остальное не у всех получается. Мне-то кажется, что там все гармонично – часть для рецензентов, часть для фэнов. У этого EP и история создания была «гибридная» - идея возникла из ниоткуда. Сначала планировалось записать просто второй альбом с Дэвидом – он, кстати, уже записан – но мне захотелось материал чем-то дополнить, и из этого «раздулась» вот такая история. Создал людям массу проблем. (Смеется.)

Почему для “The Toll Remains The Same” было отобрано только четыре новых песни, а не пять или шесть, например? У тебя ведь всегда много нового материала. Их что-то связывает друг с другом? 


Честно говоря, нет. Концепция у нас строится не на базе лирики самих песен, она существует как своего рода общая надстройка. Где-то Рэнди Герритце, автор текстов, цепляет уже существующие тексты к основной идее, где-то – нет. С этим EP получилось так: когда первый альбом с Дэвидом был сведен, второй уже был записан. Я понимал, что все это затянется, с ним еще работать и работать, и со своим голосом хотелось какой-то материал сделать, и у Dissector намечались релизы, и у The Lust, а хотелось и еще чего-то нового с Дэвидом. А Дэвид был на связи, он был готов поработать, и коллеги деньгами «откликнулись». Дэвид ведь не пишется дома, для записи вокала он снимает полноценную студию, а это стоит денег. И вот бюджет у нас был на четыре песни, хотя самих песен у меня действительно всегда навалом, можно было бы ещё парочку полноформатников записать. Изначально, как я уже говорил в каком-то интервью, была идея сделать бонус-треки для переиздания “Weight Of Days”. У нас были разговоры с одним бельгийским лейблом, но в итоге мы на это не пошли. А идея уже возникла и не давала покоя. Потом появились другие варианты песен, альтернативные миксы, и в итоге вышло 70 с лишним минут материала. Более того, сейчас я творю ту же самую дичь со вторым альбомом. Он еще только будет сводиться, а я уже продумываю EP, который пойдет за ним следом. В идеале, в нём также будет несколько дополнительных треков с Дэвидом – он уже над ними работает. 

Ты в нашем прошлом интервью говорил, что “Weight Of Days” имеет определенную текстовую концепцию, и новый EP будет ее продолжать. Не мог бы ты рассказать об этой концепции подробнее?

Я до конца всех деталей не расскажу, но смысл примерно следующий. На первом альбоме речь идет о преподавателе то ли университета, то ли какого-то другого высшего учебного заведения, который за свои «мыслепреступления» был уволен. После того, как его уволили за инакомыслие и стремление донести до аудитории другое видение происходящего вокруг, он попадает к спецслужбам – этому посвящен EP. От него пытаются добиться информации, которой он вообще не владеет - не того взяли, как говорится. Но это только часть концепции, а основной смысл в том, что человек, чтобы не сойти с ума в застенках, питается своими светлыми воспоминаниями, и это его удерживает в разуме. Он не понимает, что от него требуется, и не может ничего рассказать, потому что он этого не знает. В третьей части из пыточной человек прямиком попадает в траншеи. Эта часть будет посвящена войне, а EP, который я сейчас планирую, будет завершать всю историю. Я пока не знаю, чем всё закончится – либо это билет в один конец, либо наш герой с атрофированным мозгом выйдет в общество и в своём овощном состоянии станет одобрять всё, что власть творит. Я понимаю, что в этой концепции нет ничего нового, но мы за нее зацепились и держимся. 

Ты не так давно встречался с Дэвидом Рисом лично. Расскажи поподробнее об этой встрече. Какое впечатление он на тебя произвел?


Моя поездка готовилось давно, просто я никому не рассказывал. До последнего вся эта идея висела на волоске, потому что вы понимаете, как сейчас обстоят дела с визами, но в итоге все сложилось. Сама встреча тоже планировалась задолго, потому что Дэвид – чувак занятой. Он согласился на встречу без каких-либо проблем, но всегда оставалась вероятность, что все не сложится уже на месте. К счастью, все сложилось идеально, в том числе благодаря Саймону, итальянскому басисту Goot. Я приехал к нему в гости в Порденоне, оттуда мы на машине поехали к Дэвиду домой в далеко не соседний город, «пилили» часа четыре только в один конец. Волновались, конечно, это ж чистейшей воды авантюра. Но оказалось, что Дэвид очень легкий в общении человек, сначала он принял нас у себя дома, потом мы поехали в кафешку, посидели там, и ему так было жалко, что нам надо быстро уезжать… Я бы там с ним завис надолго, есть что обсудить и о чём порасспросить. Да и на студии было бы здорово вместе поработать. Но ждал обратный путь, увы. Знаю, что Дэвид неохотно даёт интервью, и у него хватает своих трудностей. Но при этом он отлично выглядит, чуваку уже за 60 лет, и при этом ни одной седины, гоняет на велосипеде, в хорошей форме. В общем, все получилось очень здорово. Конечно, меня таращило от всего этого – Дэвид Рис у себя на кухне наливает мне кофе, ставит послушать свои новые демо и спрашивает моего мнения! Я понимаю, что это не Оззи Осборн, но, блин, это чувак из моего детства, я вырос на его музыке. 

Нет ли у тебя ощущения, что работы Goot с Дэвидом и работы Goot без Дэвида – это, по сути, два разных проекта? Такое совмещение «двух в одном» не запутывает аудиторию? 

Да, есть такое ощущение. Особенно вся последняя промо-кампания выделяет работу с Дэвидом. А сейчас мы сводим вторую часть “Destitute Souls”, и я понимаю, что это релиз больше для внутреннего рынка, больше для тех, кто меня давно уже знает. Пока я не знаю, что с этим делать. Изначально у меня была идея постепенно отойти от остальных своих проектов и остаться с одним, а сейчас получается, что и этот проект – какой-то «сплит». Хотелось чего-то одного, а получилось, наоборот, еще больше. Думаю, что у людей, конечно, будет некий диссонанс. Например, один швейцарец заказал у меня два альбома с Дэвидом Рисом, а вчера он прислал заказ на наш альбом с каверами на Paradise Lost, где пою я. Вот он сейчас его получит – и что? Я от этого чувствую некоторое внутреннее неудобство. Конечно, жаль, что Дэвид – не наш постоянный вокалист. Он, может, был бы и рад, и мне было бы не жалко совершенно тратить на это ресурсы, если бы они у меня были неограниченные. К своему голосу ревности я не испытываю. Тем более что классический вокал Дэвида позволяет мне услышать свою музыку совершенно по-другому. И даже если будет еще какой-то вокалист… Конечно, помимо Дэвида можно еще как-то расширить состав участников, еще как-то по-другому на свою музыку взглянуть. Но пока мне настолько хватает эмоций от совместной работы, что я вполне доволен происходящим. Мы уже договорились на запись нескольких новых треков: это поможет скомпоновать третий альбом более комфортно, маленько поиграть по динамике, и будет достаточно материала для EP – там тоже будут ремиксы, так что получится жирная вещь. 

Несколько лет назад у нас в рецензии на один из твоих релизов была фраза, что оркестровые версии – это единственное, что ты еще не делал. И вот на “The Toll Remains The Same” выходит оркестровая версия песни “Fail Better”…

Это идея Уэйна (Дормана, гостевой гитарист, также участник Onslaught – прим. авт.), он этим делом занимался. В следующий альбом войдет микс “Fail Better”, где присутствуют и группа, и оркестр. Пока он лежит в загашнике, потому что разных версий “Fail Better” было с десяток – инструменталы, и такие, и сякие… Есть еще одна песня, у которой, возможно, будет такая же судьба. Там присутствует живой хор - есть фотки этих чуваков, есть видео. Но этим уже Рэнди занимался, он готовил все эти партитуры, для меня это совершенно новая штука. Я хочу из нее тоже сделать оркестровую версию, такой вот “bombastic”.

Как ты уже сказал, следующий альбом Goot с Дэвидом уже записан. Не мог бы ты рассказать подробнее, каким он будет?

Он будет не такой, как “Weight Of Days”. Менее прогрессивный. В принципе, мы и не стремились быть прогрессивными, и я не считаю, что это прогрессив, разве что процентов на 5-7, да и то такими намеками. Но почему-то слово «прогрессив» у людей мелькает, им удобнее таким образом определять стиль этого альбома. Следующий альбом будет более куплетно-припевный, он будет скорее хард-роковый или хэви-метальный. 

Мы обратили внимание, что “The Toll Remains The Same” вышел неделю назад, но он до сих пор не выложен в ВК, да и вообще Goot присутствует там очень фрагментарно. Почему так? Ты считаешь раскрутку в этой соцсети бесперспективной?

В последние годы у меня и, насколько я знаю, у других отечественных музыкантов, были проблемы с Distrokid. Этот американский цифровой дистрибутор забанил всех русских, и я три года не мог попасть к себе ни в банк, ни в раздел со своими собственными релизами. При этом у нас проект международный: американцам писали и голландцы, и итальянцы, но доступ они все равно так и не открыли. И вдруг не так давно я туда случайно попал. Не знаю, как – я ничего для этого специально не делал. И я просто сразу всю свою музыку удалил – со всех площадок. Попытка перевести накопившиеся за годы деньги ничем не закончилась – ресурс просто прикарманил себе всё. Гниды. А музыку ресурс и не собирался с площадок удалять, хотя указано, что если не продляется подписка, то релизы автоматически удаляются отовсюду. Так что сейчас в сети вы не найдете ни Dissector, ни Goot, ни The Lust. Максимум, что где-то еще существует – это первая часть “One Life Ago” (сборник редких треков The Lust – прим. авт.), да и то только потому, что его в свое время распространяли ФОНО, и у меня нет доступа, чтобы его удалить. Может, ещё какие-то отдельные песни где-то лежат. И я, если честно, не сильно из-за этого переживаю. Тех копеек, что я получал со всех этих площадок по всему миру, едва хватало на продление ежегодной подписки. На хлебушек ничего не намазывалось. Так что не о чем переживать. 

Сейчас меня спрашивают, почему моей музыки нет на Яндекс-Музыке. Ну, там примерно такая же схема – покупаешь подписку, и в зависимости от того, сколько денег ты туда положил, они распространяют твою музыку по цифровым платформам, предлагая якобы какие-то дополнительные плюшки. Следить за статистикой, типа, лучше продвигать, думать, какой ты классный, востребованный творец. Всё это большое наедалово. И по-хорошему, этим постоянно должен заниматься отдельный чел, не сам музыкант. Ему тоже нужно платить, чтобы он был заинтересован, и результат хотя бы выглядел не кустарно. А выхлоп-то с этого какой обычному студийному проекту вроде Goot? Быть может, стоит уже от этих мыслей отойти и принять новую реальность, но я пока не могу. Не хочу кормить всяких жиробасов и околомузыкальных прихлебателей. Мне, хотя это, возможно, выглядит по-стариковски, хочется видеть от распространения своей музыки какой-то ощутимый финансовый результат. Вот так просто в этот раз, без лирики. Раньше я этому уделял меньше внимания. Может, я пару синглов в ВК выложу, но вряд ли буду выкладывать альбомы целиком.

Еще большее недоумение, чем ВК, у меня вызывает ресурс под названием Одноклассники. У меня там уже больше 4,5 тыс. подписчиков, прибавляются и прибавляются своим ходом, безо всякой рекламы. Но никто ничего не покупает. НИ ОДНОГО диска. НИ РАЗУ. Хочется спросить: «Что вы все тут делаете?» Если это боты, то они должны быть для чего-то нужны, а я никак там не монетизирован, чтобы от меня ботам была какая-то польза. Зачем вы это все читаете? Конечно, во влажных фантазиях хотелось бы, чтобы хотя бы тысяча из этих подписчиков хотя бы раз в жизни купила по одному диску или футболке – сколько можно было бы денег вложить в новое творчество! Но нет. От этого всего возникает не самое серьезное к этому отношение, и ты в очередной раз понимаешь, настойчиво и неприятно, что музыкантов продолжают все иметь. Все, кроме музыкантов, каким-то образом на музыке зарабатывают, и у всех это получается, а музыканты все сосут. Грустно.

Давай все же не будем грустить, потому что нам, как обычно, хотелось бы задать еще пару вопросов про другие твои проекты. Ты в прошлый раз говорил, что вы работаете над обновленной версией альбома The Lust “The Black Dahlia Poem”. Есть ли что-то конкретное на текущий момент по срокам и результатам этой работы?

В этом году мы занимаемся Goot. Летом, думаю, в июле, мы выложим первый сингл со второй части “Destitute Souls” и дальше будем выкладывать альбом посинглово. Я реализую идею, которая у меня уже сто лет болталась, и после того, как она у меня возникла, куча других групп ее уже успела реализовать. Например, Ulver – они весь свой последний альбом выложили синглами, а потом издали на физическом носителе. Хочу всё-таки сделать то же самое: так будет больше инфоповодов, и можно будет больше рассказать про сами песни или про процессы создания-издания, кому интересно. Посмотрим, может, со временем что-то улучшится в финансовом плане. На диске я этот альбом все равно рано или поздно выпущу, впрочем, не рассчитываю на повышение интереса к музыке у людей в целом. Может быть, потом мы займемся и The Lust. В последнее время мне больше нравится идея с третьей частью “One Life Ago”, со старой вокалисткой Мирлой. 

А разве у The Lust еще есть что-то неизданное из старого периода?


Есть много нового. Перезаписана пара треков с первого альбома The Lust “Tangled” (2004), плюс найдены еще какие-то неиздававшиеся демки, и Мирла потихоньку пишет кавера. Без обязательств, для души, под настроение. Часть каверов есть уже в гитарном варианте, но еще есть несколько каверов, которые спеты под найденные в Интернете кухонные «минуса». Разумеется, нам нужно делать свои полноценные «минуса», где-то ограничиться пиано-версиями или ещё что-то гитарное записать, но вокальные партии Мирла уже скидывает. Честно говоря, набирается очень интересный альбом для старых фэнов. Вариант “One Life Ago” – самый подходящий для имеющейся солянки из треков. Жаль, идея полностью обновить “Tangled” так и не реализовалась. А “Black Dahlia…” – она частично перезаписана, лежит себе и лежит, есть не просит… 

У The Lust недавно появилось два сборника. Но если “Karmahate” издан в достаточно традиционном формате, то “Karmashit” – это двойной CD-R, ультра-лимитированный и вообще без цифровой дистрибуции…

Да, я их напечатал всего 30 штук. Штук 10 еще осталось. Причем на первом диске есть косяк – песен меньше, чем указано в трек-листе. К сожалению, на тираж попал другой мастеринг – у меня было несколько папок, и в работу ушел тот вариант, на котором треков несколько меньше. Поэтому у людей путаница и диссонанс, а «потерявшиеся» треки мы чуть позже выпустили на последнем цифровом EP The Lust “Star To Guide Me”. В общем, как корабль, то есть, альбом назовёшь, таким он и будет. По концепции “shit” подходит (смеется), но это только для фэнов, они поймут и что-то интересное для себя найдут. 

У твоих проектов есть несколько виниловых релизов, но все они – маленькие пластинки с редким материалом. Доволен ли ты этими релизами? Есть ли планы что-то еще делать на виниле?


Хотелось бы. У меня есть один винил классический, стандартный черный (“Light It Up”, 2023), а два других – на прозрачном виниле, он сделан из немножко другого материала. «Классику» мы делали в Италии, а эти – в Сербии. Они немножко другого качества, для них хорошо иметь тяжелые иглы. На самом деле, мне больше всего понравились семидюймовки, мне показалось это самым прикольным воплощением каких-то эксклюзивных вариантов. Может быть, что-то еще сделаем. В принципе, сербские ребята до сих пор работают, выпускают релизы; там, правда, большой геморрой с почтой. Сербская почта еще хуже, чем российская - космические ценники, ограничения по количеству и прочее. Раньше оттуда возили винил через дальнобоев, но сейчас этот вариант проблематичен, насколько я понимаю. В принципе, одна семидюймовка с полиграфией стоит у них вменяемых денег, так что кто любит «жесткие» эксклюзивы, могут там 10 или 20 штук заказать – да хоть одну! Конечно, там, где «классику» делают, такое маленькое количество не закажешь. А у этих ребят – пожалуйста. Чем хороша прозрачная семидюймовка – она по весу как классика, и оригинально выглядит. Мне одобные эксклюзивы нравятся, я бы сделал еще. Хотя продаются они неважно – и раньше так было, и сейчас.

Напоследок – пара вопросов про Dissector. Сейчас, когда у вас вышел “Exit Humanity” и двойной сборник инструменталов, остался ли еще какой-то неизданный материал, который ты бы хотел довести до ума и выпустить?

Есть еще. Если с моей стороны не дойдет до записи нового материала – а я рассматриваю и такие варианты – то вполне возможен еще один альбом в духе “Exit Humanity”. Есть две-три новых песни, пока не изданные, есть еще всякие демки, так что набирается еще одно интересное гибридное издание. Я планирую перезаписать часть инструментов для материала, который был у нас на альбоме “Not Like Before” (2012) – там есть пара песен, которые мне бы очень хотелось пересвести с новыми барабанами, это было бы отлично. Но сейчас текущие события и обстановка отнимают энергию, и сложно полноценно вести все три проекта. С Олегом (Алешиным, басистом) мы на связи, обсуждаем какие-то идеи время от времени, и, если с моей стороны будут какие-то инициативы, он поддержит. Это хорошее чувство поддержки. Уэйн вроде тоже на связи, он мне не так давно писал, я ему отправил пачку демо. Надо, короче, всем давать пищу для дополнительного творчества и креатива. 

В записи “Exit Humanity” принимали участие двое бывших вокалистов Dissector – Олег Ушаков и Владимир Яркеев. Где они и чем занимаются сейчас? 

Мы со всеми плюс-минус поддерживаем отношения, но редко. Володя Яркеев – наш самый первый вокалист, который пел еще в Дистимии (раннее название Dissector, под которым группа существовала в 1992-1993 годах – прим. авт.), живет где-то в Челябинской области. Время от времени он выходит на связь и проявляет себя творчески, когда ему что-то предлагаешь по делу. У него своеобразный подход творчеству, и он не всегда, скажем так, вовремя реагирует на предложения что-то поделать или покреативить. Но я, конечно же, рад, что уговорил его сделать одну песню. Олег Ушаков, последний вокалист Dissector магаданской поры, был бы рад вообще постоянно что-то гроулить, но у него активная трудовая жизнь – он регулярно в морях, торговый флот и все такое…

Он по-прежнему в Магадане?

Нет-нет, как и я, Олег давно оттуда уехал. Сейчас он где-то в Средиземноморье. Поэтому часто бывать в студии у него не получается. Он записал новую версию “Mercy” где-то в Сербии, где записываются местные брутальщики, с местным звукоинженером Игорем Лонкаром. Тоже все организационно «на соплях» висело, но в итоге нам удалось собрать все в кучу. Очень сложно на постоянной основе кого-то ангажировать, это всякий раз немного авантюрное мероприятие – начинать альбом с кем-то, потому что не знаешь, чем все закончится. Все разбросаны по миру, у всех какие-то свои работы, планы, проблемы. Проблемы есть у всех, я не знаю ни одного человека, который бы сказал: «Чувак, давай, я сейчас сяду и все сделаю!» Но я рад, что люди до сих пор продолжают проявлять активность. Например, мне недавно предложили попеть на альбоме Revoltons (итальянская хэви-металлическая группа, в которой ранее играл Саймон– прим. авт.), что для меня совершенно неожиданно. Они осенью начнут запись вокала, сейчас у них идет запись гитар, и это долгий процесс. Саймон оттуда ушел, но я на связи с Алексом Короной (сессионный гитарист Goot и Dissector – прим. авт.), а он шеф всего этого дела. Сейчас у них новый вокалист, но они послушали меня и хотят мой вокал в какой-то песне использовать. Что ж, давайте попробуем, зачем отказываться?

Официальная группа лейбла Worldlessness в ВК: https://vk.com/worldlessness 
Официальный канал лейбла Worldlessness в Telegram: https://t.me/worldlessness/

Интервью - Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Фото – из личных архивов Яна Федяева
2 июня 2025 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker