Brainstorm

Brainstorm
В окружении крыс

23.02.2025

Архив интервью | English version

Немецкие пауэр-металлисты Brainstorm всегда держали свои творческую планку на очень высоком уровне, и их поздние релизы не являются исключением. Тем не менее “Plague Of Rats”, их новый полноформатный альбом и первый на лейбле Reigning Phoenix Music, приятно удивит многих их поклонников – на нем вновь присутствует индийский колорит, знакомый слушателям таким классическим работам группы, как “Ambiguity” (2000) и “Soul Temptation” (2003). Мы связались с гитаристом Торстеном Иленфельдом, чтобы обсудить эти долгожданные изменения и другие интересные события в жизни Brainstorm.

Ваш предыдущий альбом “Wall of Skulls” (2021) занял 12-е место в немецких чартах, что является самым высоким результатом в истории группы. Как ты думаешь, этот успех изменил «правила игры» для группы? Он открыл для вас какие-то новые возможности?


Да, конечно, изменил. “Wall Of Skulls” стал нашим самым успешным альбомом на сегодняшний день, и мы очень рады нашему 12-му месту. К сожалению, случилась пандемия, которая все остановила и задержала на год, но мы вернулись с “Plague Of Rats”, и полны решимости забраться в чартах еще выше.

Пандемия – это единственная причина, по которой вам потребовалось 3,5 года, чтобы выпустить “Plague Of Rats”? Или же произошли какие-то изменения в процессе написания песен или в самой группе?

Пандемия была лишь одной из причин этой задержки. Мы отыграли так много концертов в поддержку “Wall Of Skulls”, что не заметили, как прошли эти 3,5 года. Когда мы вернулись со второго летнего фестивального «чёса», мы подумали: «О, нам пора начинать писать новые песни!» (Общий смех.) Казалось, прошло не так много времени, но сейчас определенно самое время выпускать новый диск.

Почему вы решили вернуть индийские элементы в свою музыку и тексты? У вас их не было в таком количестве со времен “Soul Temptation”, который вышел уже более 20 лет назад...


Именно так! Но всему свое время. У нас всегда, почти на каждом альбоме, было немного этих индийских гармоний в песнях. Но, конечно, они не были так сильно акцентированы, как на “Soul Temptation”. В этот раз обложка альбома появилась уже на самой ранней стадии процесса написания песен, и когда Энди (Франк, вокалист) работал над обложкой вместе с Дьюлой (Хаванчаком), нашим дизайнером, он представил мне первые идеи для обложки. Для меня это стало своеобразным толчком, импульсом для написания музыки — я посмотрел на обложку, и через 15 минут у меня уже был гитарный рифф для “Garuda”. Обложка буквально вдохновила меня. Ну и Энди, конечно, — все знают его увлечение востоком, особенно Индией и Древним Египтом. Мы сели вместе, поговорили — что мы делаем очень часто, особенно во время работы над песнями — и решили, что определенно пришло время снова поместить эти мотивы в центр внимания, что будет особенно эффектно в сочетании с обложкой и идеями текстов, которые были у Энди. Обложка и несколько песен альбома образовали масштабное полотно, где в центре внимания эти индийские гармонии и звуки.

Нас всегда интересовало — как вы записываете индийские звуки и инструменты? Они играются «вживую», или же вы используете сэмплы? И кто за них отвечает?


Для записи этих звуков, а также клавишных, фортепиано и прочего, мы всегда сотрудничаем с Миро Роденбергом, который также играет на клавишных в Avantasia. Он потрясающий музыкант. Всякий раз, когда мы приносим ему что-то и говорим: «Ты сможешь сделать так, чтобы это звучало это вот таким образом и с такими-то инструментами?», оказывается, что Миро - просто идеальный выбор. Мы очень рады, что он у нас есть, и что с самого первого альбома он – наша палочка-выручалочка, когда речь заходит о необычных звуках.

Не мог бы ты прокомментировать название альбома? Что такое эта «Крысиная чума»?

У этого выражения есть двойной смысл, по крайней мере для нас. Крысы играют важную роль почти в каждой культуре, иногда они являются плохим предзнаменованием, иногда -  они просто часть культуры, поэтому я считаю, что тематика Индии и обложка альбома идеально подходят друг другу. Но есть и другое, более современное значение: бывает так, что ты просыпаешься, и тебе кажется, что тебя окружают одни крысы! (Общий смех.) И неважно, речь о вашей повседневной жизнь или о том, что происходит в мире... Да, мы думаем, что это идеальное название.

На данный момент в поддержку нового альбома вы опубликовали два видеоклипа, и они довольно сильно отличаются друг от друга — “The Shepherd Girl” изобилует кадрами с индийским колоритом, а в “Garuda” их нет совсем. Как вы работаете над клипами? Кто придумывает для них концепции? Как построен творческий процесс?

Мы сделали их с Мирко Вицки, он очень известный видеопродюсер. Обычно мы рассказываем ему свои идеи, а затем вместе ищем места для съемок и возможные декорации. На этот раз мы искали что-то, что отсылает к Индии, и нашли очень старый дом в самой восточной части Германии, без отопления и с очень странными комнатами. Все театры берут там напрокат всяческий индийский и восточный реквизит. Было очень круто остановиться там на выходные, и, на самом деле, за один заезд мы сняли там оба клипа – и “Garuda”, и “The Shepherd Girl”. В этом здании есть по крайней мере 12 разных комнат с различной тематикой — одна из них стилизована под Индию, другая – под пустыню, еще одна... я не знаю... комната средневековой ведьмы... комната дома с привидениями... Это были классные и очень странные ощущения, не знаю, как это точно сказать... Мы даже провели там две ночи, мы не пользовались отелем; это было очень вдохновляюще — ходить ночью по всем этим комнатам. На мой взгляд, видеоклипы получились отличными, так что поездка стоила того.

Что ты думаешь о модной сейчас тенденции использовать искусственный интеллект для создания клипов? Вы рассматривали подобную возможность для Brainstorm?

Пока нет. Мы предпочитаем работать традиционным способом, но, конечно, ИИ открывает много возможностей. С одной стороны, эта штука может быть опасной, но с другой, она может открыть дополнительные возможности во многих областях, например, в здравоохранении, науке и всем остальном, но для музыки и искусства в целом, я думаю, это очень опасная вещь. Мне кажется, нужно обязать определенным образом маркировать все, что делает ИИ, чтобы все могли видеть – вот это создано человеком, а это – ИИ.

У вас на альбоме два приглашенных вокалиста — Алекс Крулл и Элина Сиирала из Leaves’ Eyes. Почему вы решили поработать с ними?

Это была идея Энди. Энди и Алекс знают друг друга более 30 лет. Они живут в одном районе, в молодости они ходили в одни и те же клубы, так что это было очень просто — снять трубку и спросить Алекса, не хочет ли он принять участие в записи нашего нового альбома. К счастью, он согласился. На мой взгляд, он один из лучших гроулеров, и он отлично справился с песней “From Hell”. Что же до Элины — мы все любим ее голос. И хоть на “Your Soul That Lingers In Me” она пела в не вполне типичной для нее манере, не так, как она поет в Leaves’ Eyes, это позволило продемонстрировать другую сторону Элины, то, как прекрасно она владеет своим голосом. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, и она начинает петь, у меня по коже бегут мурашки. Благодаря гостям, принимавшим участие в записи этих песен, они фактически вышли на новый уровень.

Не мог бы ты сказать пару слов о вашем новом бас-гитаристе Джиме Рамзесе? Как вы его нашли и почему выбрали именно его?

После того, как Тони (Иева) и Андреас (Амбрустер), наши бывшие басисты, были вынуждены уйти из группы из-за семьи и работы, для нас было важно найти кого-то, кто бы жил не слишком далеко от нас. Мы хотим регулярно репетировать, и мы хотим, чтобы в группе был парень, которого мы также знаем на личном уровне. Хотя Джим родом из Афин (Греция), два года назад он переехал в Германию и поселился как раз в нашем родном городе. (Смеется.) Вот так удачно все совпало. Мы позвонили ему, потому что знали, что он отличный басист, и что в то время он не играл ни в какой группе. Мы встретились в репетиционной комнате, провели несколько прослушиваний и репетиций — он талантливый басист и классный парень, поэтому он в группе. Мы рады, что он у нас есть.

На сайте Metal-Archives.com есть информация о том, что его предыдущей группой была греческая команда On Thorns I Lay, но он расстался с ней еще в 1996 году, и с тех пор его имя больше не встречается ни в каких группах или проектах. Когда вы объявили о его присоединении, мы полистали его музыкальную биографию и подумали: «Хм, где он провел почти 30 лет?»


(Смеется.) Я знаю, что он играл в разных группах, обычно как сессионный басист, участвовал в нескольких турах. Наверняка у него было что-то, чем он зарабатывал себе на жизнь в Афинах, он талантливый парень и записывался для разных групп.

Четверо участников Brainstorm вместе уже более 25 лет, и только басисты время от времени меняются. Как вам удается не разбегаться так долго? Вы когда-нибудь спорите или ссоритесь?

Очень часто! Мы очень много времени проводим в обсуждениях! Особенно Энди и я, мы можем часами обсуждать творческие вопросы, когда работаем над песнями, даже если речь идет только о том, чтобы изменить одну последовательности аккордов. Мы всегда говорим, что по-прежнему любим и уважаем друг друга, хоть и знаем друг друга сто лет. Я думаю, это одна из главных причин, почему мы вместе так долго. Неважно, обсуждаем ли мы что-то или просто хорошо проводим время, мы всегда уважаем друг друга как личности и музыкантов. Что касается басистов, я думаю, что место басиста в Brainstorm — это наш привет Spinal Tap. (Общий смех.)

По крайней мере, у вас пока никто не пострадал в странном инциденте в саду…

Да, к счастью!

Не мог бы ты сказать пару слов о бонус-треке на новом альбоме? Вы не так часто исполняете каверы, почему вы выбрали песню именно Рика Спрингфилда?

Потому что мы все любим эту песню! Мы не можем говорить об этом слишком громко, но все мы - дети 80-х, нам уже за 50, и мы любим все эти саундтреки к фильмам 80-х. Особенно для Энди “Celebrated Youth” была песней, которая очень вдохновляла его в юности. Поэтому мы решили попробовать, тем более что, как вы сказали, мы делаем кавера не очень часто, но мне кажется, что получилось здорово. В этой версии легко узнается “Celebrated Youth”, но при этом слышно, что ее играют Brainstorm.

Лимитированные версии трех ваших предыдущих альбомов включали бонусные DVD и Blu-ray. Что интересного будет на лимитированном издании “Plague of Rats”? Мы слышали, что вы готовите какой-то earbook, но понятия не имеем, что будет в нем.


Это будет отличный earbook! У него будет 36 страниц с потрясающими дополнительными иллюстрациями, а также бонусный DVD с историей создания “Plague Of Rats”. Он включает в себя закулисные кадры со съемок видео, фотосессий, репетиций, так что это стоящая вещь — его прикольно смотреть, и вы получаете много закулисной информации. И это настоящая книга, так что вы получаете 36 страниц с информацией о каждом музыканте на целый разворот, все тексты песен, всю информацию, которая есть в буклете обычного CD, разные примечания и много дополнительных иллюстраций, сделанных нашим дизайнером Дьюлой. Его определенно стоит приобрести.

Лимитированное издание “Wall Of Skulls” включало Blu-ray с записью живого стрима, который состоялся во время ковидного карантина. Ты не мог бы поделиться воспоминаниями об этом стриме? Как проходил процесс съемки?

Все это было очень странно. Очень странные ощущения, но нам вообще повезло, что мы получили это предложение и имели возможность все это сделать. Все это происходило в большом зале, который обычно используется для пре-продакшна перед большими турами. Там было восемь камер и огромная сцена со световой и звуковой аппаратурой. Мы пришли туда утром, а перед этим все должны были сдать тесты из-за пандемии. Мы все подготовили, а затем вышли на сцену — и перед нами не было никого, никто не кричал и не аплодировал. Все это было очень странно, но в то же время и очень интересно, потому что нам приходилось быть даже еще более сосредоточенными, чем во время обычного концерта. Мы были одни в концертном зале, но мы должны были помнить о людях, которые будут смотреть это шоу, когда выйдет DVD — мы должны были показать им отличное шоу, как будто это настоящий живой концерт, только без публики. Многим музыкантам во время пандемии приходилось заниматься странными вещами, потому что никому не разрешалось играть вживую. Нам повезло, что нас позвали поучаствовать в большом стриминговом шоу с потрясающим светом и звуком, так что это было здорово.

А в целом, как группа пережила пандемию? Было очень тяжело, или вам удалось найти во всем происходящем что-то положительное?


Это было очень странно. Конечно, ведь никто раньше не бывал в такой ситуации. Обычно все протекает довольно рутинно — делаешь альбом, едешь в тур, выступаешь на фестивалях, начинаешь писать песни для следующего альбома, а потом все сначала. Но тогда наш альбом вышел в сентябре 2021 года, прошло три месяца – и все равно никому ничего не разрешали делать. И вот ты сидишь дома и начинаешь думать, что делать и как долго это продлится… С одной стороны, было здорово иметь больше времени. С другой – очень нервировала эта неопределенность. «Когда мы снова сможем играть вживую?» «Когда мы сможем провести тур, который нам пришлось отложить осенью 2021 года, потому что концерты были под запретом?» «Что будет дальше?» Я бы сказал, что это была очень странная ситуация для всех музыкантов. «Как я буду кормить свою семью, не выступая?» К счастью, через полтора года мы смогли вернуться на сцену, и хоть нам и пришлось отложить совместный тур с Rage больше чем на год, мы все-таки смогли его провести в октябре-ноябре 2022 года. Это было очень тяжело, и до сих пор появляется странное ощущение, когда вспоминаешь о том времени.

Обычно, когда группы переходят на другой лейбл, у них спрашивают: «Почему вы расстались со своей предыдущей компанией?» Но на этот раз нам придется поставить вопрос немного по-другому: почему все группы сейчас расстаются с AFM Records? Что происходит с лейблом?


(Смеется.) Многое изменилось как в самих AFM, так и в компании, стоящей над AFM. Если работать становится некомфортно, нужно поговорить и найти решение. У нас было 15 замечательных лет с AFM, мы очень давно знаем людей, которые там работают. Мы попросили о встрече и обсудили имеющиеся у нас возможности и то, как изменения в компании повлияют на наш новый релиз, потому что он должен был увидеть свет как раз в то время, когда намечались все эти изменения. У нас состоялся конструктивный разговор, и мы решили расстаться, потому что, по нашему мнению, лучше начать заново с новым лейблом, чем ждать у моря погоды с AFM. У нас не осталось друг к другу никаких претензий, мы расстались по-хорошему и очень рады, что сейчас находимся на Reigning Phoenix. Мы знаем этих людей уже очень давно, к тому же некоторые из сотрудников AFM перешли на Reigning Phoenix, так что хоть это и новое имя и новый лейбл, но там работает много знакомых лиц. Это металлисты, работающие на металлическом лейбле, которые делают хорошую работу для металлической группы. Звучит здорово.

Ты случайно не знаешь, AFM в каком-то виде продолжат свою деятельность или полностью закроются?

Нет-нет, они определенно продолжат существовать в какой-то форме, но большая компания, стоящая над ними (Believe Digital – прим. авт.), должна решить, в какой форме это будет. Под этой «крышей» находится несколько лейблов - Massacre, Drakkar, AFM и Nuclear Blast. Посмотрим, что произойдет в будущем. Я думаю, что они сконцентрируются на одном или двух брендах, а остальные исчезнут, но точно я вам не скажу.

У тебя есть собственный лейбл - El Puerto Records. Почему же релизы Brainstorm не выходят на El Puerto?

Мы решили, что «мухи отдельно – котлеты отдельно». Не вмешивать слишком много бизнеса в творческий процесс с коллегами по группе. Это часто приводит к конфликтам. Поэтому, когда я основал лейбл в 2014 году, было сразу твердо решено, что две эти сферы деятельности не будут пересекаться.

Что ты думаешь о ситуации в музыкальной индустрии в пост-пандемийные времена? В целом, быть в такой метал-группе, как Brainstorm – это скорее кайф или в большей степени борьба?


Отчасти то, отчасти другое. Это по-прежнему кайф, нам по-прежнему очень нравится создавать музыку и иметь возможность ездить в туры. Но группе очень сложно зарабатывать на жизнь только созданием музыки. Из-за всех этих стриминговых сервисов музыканты получают очень мало, особенно рок-музыканты, у них не так много стримов, как у крупных поп-исполнителей. Нам повезло, что у нас все еще есть хорошие и очень преданные поклонники, которые позволяют нам продолжать заниматься любимым делом. Немногие группы могут позволить себе заниматься музыкой, как ни странно это прозвучит. (Смеется.) Музыкант должен иметь возможность заниматься музыкой, чтобы зарабатывать этим на жизнь.

Около десяти лет назад вы привлекли детей участников группы к записи песни “We Are” для альбома “Scary Creatures”. Кто-нибудь из них с тех пор занимался чем-то еще в музыкальном плане?

Я думаю, что почти все наши дети в том или ином виде занимаются музыкой. Не все играют в группах, но у старшего сына Энди есть своя группа, Escape From Wonderland, где он поет гроулингом, очень крутая группа. Кто-то из наших детей играет на гитаре, кто-то на фортепиано, но они делают это большей частью для себя. Сын Милана (Лонкарича, второго гитариста) — известный продюсер, но в поп-индустрии.

На альбоме “Midnight Ghost” (2018) у вас была песня под названием “Jeanne Boulet”, в которой рассказывается о французском средневековом оборотне. Как вы отреагировали, когда Powerwolf выпустили песню о тех же событиях (“The Beast of Gevaudan”)?

(Смеется.) Ни у кого нет исключительного права писать о том или ином историческом событии или историческом существе. А тема эта определенно очень подходит Powerwolf. Наш подход был более... Энди очень интересуется историей, и он был во Франции за несколько месяцев до того, как мы написали “Jeanne Boulet”. Это был совершенно иной подход. Но я думаю, что обе песни великолепны.

Мы изучили ваш гастрольный график в пост-пандемические годы и ваши планы на будущее, и мы видим, что вы даете концерты по всей Европе. А вы не рассматривали возможность выхода на другие рынки? Например, Южная Америка становится весьма перспективным рынком для металла, в Турции также играют многие группы...

Да, определенно! Мы открыты всем предложениям. По крайней мере, мы были в Северной Америке и Мексике, но поездка туда должна иметь финансовый смысл, чтобы хотя бы не потерять на этом большие деньги. Наш основной рынок — Германия и Европа, но мы всегда готовы к предложениям, если кто-то пригласит нас выступить за границей, на Ближнем Востоке или где-то еще.

Каким ты видишь дальнейшее развитие Brainstorm? Есть ли какие-то так называемые вершины, которые ты хотели бы покорить с группой?

О да, конечно. Как вы сказали, есть много стран, где мы еще не играли, хотя сыграли бы с удовольствием. Есть также много фестивалей, на которых мы еще не побывали. В музыкальном плане каждый новый альбом — это своего рода новый ребенок для нас, и пока нам нравится писать и создавать музыку, мы и не задумываемся о том, а как нам продолжать дальше. Мы будем продолжать, пока это приносит кайф, пока нам это нравится. Только вперед! (Смеется.)

Официальный сайт Brainstorm: https://www.brainstorm-web.net/

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Интервью - Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Перевод с английского - Наталья “Snakeheart” Патрашова
Фотографии – Алекс Кюр (предоставлены Soyuz Music)
17 февраля 2025 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker