03.12.2024
Архив интервью | English versionЧто бы ни делал Деро Гои в последние четыре года, это становится для многих сюрпризом, а для кого-то – настоящим шоком. Уход из легендарной немецкой индастриал-металлической группы Oomph! после альбома, занявшего первое место в чартах, новый курс на синти-поп с сильным привкусом ретро, обретение веры или концерты в пост-пандемической России, находящейся в мировой изоляции – Деро все достает и достает джокеры из рукава. Очередными разрывами шаблонов от обладателя моментально узнаваемого голоса стали “1984”, колоссальный сольный альбом из почти двух десятков песен, и новая серия концертов в России, которые состоятся уже на этой неделе (6 декабря - Санкт-Петербург, 7 декабря – Москва, фестиваль “Synthetic Snow”, 8 декабря – Екатеринбург). Мы связались с Деро напрямую, чтобы расспросить его подробнее обо всем происходящем, но один, причем, пожалуй, главный вопрос задать не успели – где он берет столько смелости?
В наши дни считается, что интервал внимания у слушателей становится все короче и короче. Однако ты берешь и делаешь альбом из 16 песен в стандартной версии, а в подарочной – аж из 23! Почему ты решил выпустить все эти песни одновременно, а не разделить их на два альбома, которые вполне можно было бы издать с интервалом в полгода или год?
Потому что я борюсь с идиократией! (Общий смех.) Мне совершенно не нравится эта тенденция к сокращению интервала внимания. Я против этого! Я по-прежнему верю в искусство, и я верю, что в мире по-прежнему есть искатели, которые хотят найти ответы на свои вопросы или слушать музыкантов, которые высказывают в музыке то, что они не способны высказать словами. Я играю для тех душ, которые находятся на этом пути, которые хотят найти выход из матрицы.
Что это за песни, которые не попали на обычное издание? Почему именно их ты оставил для более дорогой версии?
Ох, хороший вопрос, потому что артист любит все свои песни. Все они для меня как дети. Но мы хотели выпустить арт-бук, особое издание с 60-страничным буклетом и выдающимся оформлением, так что я решил выделить еще семь песен для людей, которые хотят, скажем так, инвестировать в продукт большего объема. Мне как артисту приходится отвечать потребностям тех, кто хочет иметь обычный CD, его обязательно нужно выпускать, хотя людей, которым интересен физический CD становится все меньше и меньше. Но я также решил сделать и двойной винил, потому что винил – это коллекционный предмет, и мы захотели выпустить арт-бук, потому что в Германии, Австрии, Швейцарии и по всей Европе такие арт-буки пользуются спросом. Люди считают, что это ценная вещь, и я хотел сделать ее более интересным для них, добавив еще семь песен.
Я правильно понимаю, что в России будет выпущено локализованное издание альбома?
Да, Soyuz Music согласились издать 16-песенный вариант в цифровом виде, и это здорово.
Ты записал “1984” полностью самостоятельно, или тебе помогал еще кто-то из музыкантов?
Вся музыка, все тексты, все инструменты – моих рук дело. Просто во время пандемии, когда случились все эти локдауны (смеется), социальное дистанцирование и все такое, единственное, что находилось в моем распоряжении – это компьютер и клавиатура. И я такой: «Окей, и чем же мне теперь заняться? Я артист, так почему бы не отразить в музыке эти антиутопические, оруэллианские времена, используя то, что есть у меня в наличии?» У меня была домашняя студия, компьютер и клавиатура, так что я подумал, а почему бы не попробовать сочинять так же, как я это делал в середине 80-х, когда только-только стал музыкантом. И я решил: «А что, отличное сочетание! Мир все больше превращается в роман Джорджа Оруэлла “1984”, а ты делаешь тот же синти-поп, который ты делал, когда был подростком. Так почему бы не совместить два этих аспекта – музыку, на которой ты рос, типа Depeche Mode, Soft Cell, Eurythmics, Visage, The Sisters Of Mercy и так далее, и то, что на твоих глазах происходит по всему миру?» Я очень быстро сочинил пару песен, которые были выдержаны в этом направлении музыкально и тематически. И тогда я подумал: «Что ж, получается вполне достойно, надо продолжать». Так за первый локдаун я написал песен 40 или 50. Я работал самостоятельно, работал очень быстро, а поскольку я получал такую массу впечатлений от происходящего в мире, мне и не нужен был вклад кого-то еще. Я по-прежнему считаю своей обязанностью и целью отражать в творчестве мир таким, каким я его вижу, и нажимать на те точки, которые больнее всего, пусть даже это шокирует тех людей, кто предпочитает прятать голову в песок и убегать от неудобной правды. Я же говорил: «Нет, я артист, я должен это делать, я должен отражать мир таким, каким я его сейчас вижу». Так и появился “1984”.
В Oomph! ты сочинял тексты как на немецком, так и на английском, но все же по большей части на немецком. Почему в сольном творчестве ты полностью переключился на английский?
Довольно скоро стало понятно, что из Oomph! я ухожу, потому что за последние годы слишком много всего накопилось – разногласия по политическим вопросам, по экономическим вопросам, разные точки зрения на общество и так далее. Мы слишком много ругались, обстановка перестала быть здоровой. Я вообще считаю чудом, что группа просуществовала в оригинальном составе так долго, потому что мы трое – очень разные люди. Но обстановка стала нездоровой для всех, кто в ней варился, так что мы втроем решили, что каждый пойдет своим путем. И я задумался: «Если сейчас ты работаешь самостоятельно над своим сольным проектом, чем ты займешься? Просто скопируешь то, что делал в Oomph!, или, раз сейчас ты другой человек, ты развился, обрел Христа, стал верующим, перестал быть противником бога, ты что-то поменяешь?» Разумеется, я хотел отразить произошедшие во мне изменения в моей музыке, иначе я был бы лжецом. А я всегда стараюсь быть максимально честным в музыке. Да, произошли эти изменения, и для меня было совершенно комфортно и естественно придумывать первые идеи на английском языке. В тот период я смотрел много иностранных телешоу, документальных фильмов и даже сетевых материалов, которые транслировались по-английски, так что выражать свои мысли на этом языке казалось мне совершенно естественным. Очень часто первые идеи или заголовки приходили мне в голову на английском, так что я задумался: «А почему бы не развивать эти идеи также на английском?» Это ведь новый проект, и я не хотел копировать в нем свое прошлое, я не хотел звучать однообразно. Я знал, что Oomph! продолжат работу с новым вокалистом – я сам им разрешил. Я как один из основателей группы имел право запретить им, но они хотели продолжать, и я сказал: «А почему нет? Если вы хотите, я последний, кто скажет вам нет». Я считаю, что это правильно. Мы не разошлись в состоянии войны, под конец мы даже относительно нормально общались, и никто из нас не держит на других злобу. Надеюсь, они довольны, продолжая играть в группе с новым вокалистом, а я абсолютно доволен своим решением. Я ни о чем не жалею и по прежнему считаю, что поступил правильно.
В 2010 году у Oomph! вышел альбом англоязычных римейков “Truth or Dare”. Как его приняли слушатели? Я задаю вопросы на эту тему, потому что в России для поклонников рока и готики язык исполнения – это ну очень больная тема…
Многие подумали: «Наверное, они выпустили его, чтобы неанглоговорящая публика лучше понимала темы немецких песен». Как ты сказал, мы не писали для этого альбома новых песен на английском, мы просто перевели на английский наиболее известные песни Oomph!. Кто-то сказал: «Спасибо, теперь я понимаю ваши песни лучше благодаря тому, что вы их перевели. Я все равно предпочитаю оригиналы, но я рад, что вы дали нам возможность лучше познакомится с вашими песнями в переводе». А кто-то сказал: «Некоторые песни звучат даже лучше на английском». Есть и те, и другие, и третьи, так что нельзя сказать однозначно. Люди имеют привычку ко всему привыкать, так что если ты привык, что какая-то группа поет по-немецки, то ты предпочитаешь ее песни на языке оригинала. Я считаю, что это нормально. Но опять-таки, став сольным артистом, я не хочу повторяться, я не хочу заниматься самокопированием. Знаешь, я занимался столькими разными вещами, я начинал с электронной музыки, затем я делал рок / металл / Neue Deutsche Haerte, у меня даже был сайд-проект What About Bill?, который играл что-то в духе джаза или свинга, а сейчас у меня проект в стиле синтипоп/электроника. Мне как артисту нравится разносторонность. Иногда я слушаю сольные проекты других артистов и спрашиваю себя: «Зачем им вообще этот сольный проект, когда он звучит точно так же, как их основная группа?» По моему скромному мнению, если ты занимаешься сольным проектом, сайд-проектом или новым проектом, он и должен звучать по-новому. Но большинство групп просто повторяются, и для меня как для артиста это немного скучно или неинтересно, хотя я понимаю, что слушатели со мной не согласны. Они хотят, чтобы их любимые группы не менялись десятилетиями. (Смеется.) Для них это как религия.
Многие слышат в твоем сольном творчестве отзвуки 80-х, и ты сам только что сказал мне, что вдохновлялся Depeche Mode и Soft Cell. Ты согласен с тем, что 80-е были для музыки самым лучшим временем?
Я был не сказал, что один были самым лучшим временем, но самым интересным –пожалуй, потому что это было время больших перемен. До этого мир долго слушал хард-рок и металл, а тут появилось новое измерение – аналоговые синтезаторы и все такое, которые стали доступны многим людям. Для музыкальной сцены открылось совершенно новое пространство возможностей, и благодаря ему возник большой контраст: AC/DC и Kraftwerk или, например, Iron Maiden и Depeche Mode. Большего расстояния, большего контраста между ними даже представить невозможно, а я обожаю контрасты! Тогда это было чем-то по-настоящему свежим, и, конечно, появилась новая мода – «новые романтики», даже пост-панки, все в черном, с обильным макияжем, лаком для волос, странными стрижками; какой контраст с типичными металлюгами с длинным хаером и в традиционных коже и джинсах! А сколько всего интересного происходило в политике – конец 80-х был эпохой гласности и перестройки, пал «Железный занавес» и мир снова объединился после долгой Холодной войны. Во многих отношениях это был очень интересный и очень разносторонний период, который принес много изменений, и поэтому он был таким вдохновляющим. Он до сих пор актуален для многих благодаря тому, что в том десятилетии произошло столько перемен.
Разговор о 80-х подводит нас к названию альбома. С одной стороны, совершенно логично, что ты назвал его “1984”, потому что в нынешнем мире параллели с Оруэллом налицо. С другой стороны, если посмотреть на трек-лист, там немало других песен, названия которых тоже смотрелись бы в качестве «вывески» альбома вполне убедительно. Итак, почему все-таки “1984”?
Как я уже рассказывал, во время пандемии я был очень ограничен – я начал сочинять музыку на синтезаторах и клавишных с помощью компьютеров и драм-машин. Разумеется, это напомнило мне середину 80-х, когда я рост и только-только стал музыкантом, мне было лет 14-15, и это как раз были 1984-1985 года. Так что имеет место связь в музыке. С другой стороны, я видел, как мир летит к тому, чтобы превратиться в антиутопический триллер по типу «Инопланетного кошмара». Так что я решил: «Это самое лучшее сочетание – музыкальные элементы из 80-х и оруэллианские тексты». В качестве заголовка “1984” подходит для этого альбома идеально.
Но в отличие от Оруэлла и других авторов антиутопий, в моих песнях в конце тоннеля есть свет. Я знаю, что тех, кто принимает настоящего живого бога Иисуса Христа ждет самый лучший конец в мире. И когда я говорю «принимает», я говорю не о религии, не о церкви как об институте, а о настоящих отношениях с живым богом. Я испытал это на себе; почти 35 лет жизни у меня были депрессии и суицидальные мысли, потому что я свалил все в одну кучу, я совершенно не интересовался Библией, я был в плену предрассудков, и мне казалось, что это книга сказок. Хотя я осознавал, что наш мир – странное место, он далек от идеала, и такие же сломанные и далекие от идеала его обитатели. Я задавал себе главные вопросы: Откуда я взялся? Куда я иду? В чем смысл жизни? Действительно ли я верю, что ничто случайно создало нечто из ничего? Нет, я не был атеистом, я был скорее агностиком, но я продолжал поиски, и в этом заключалось мое большое преимущество. Я знал, что с нами происходит нечто очень серьезное, что мы уже не пребываем в изначальном состоянии бытия. Я не мог поверить, что все возникло из ничего, потому что это просто глупо. Когда я смотрю на горшок, я знаю, что у него был гончар; когда я смотрю на картину, я знаю, что у нее был художник, пусть даже я не вижу художника рядом с картиной. Я не заглядываю в горшок, чтобы сказать: «Ага, в горшке нет гончара, значит, я сомневаюсь, что этот горшок сделал гончар». Это же смешно. Я просто знаю, что с помощью логики делается элементарный вывод о том, что если я смотрю на какое-то творение, у него должен быть создатель. Когда я смотрю на здание, я знаю, что у него должен быть строитель. Когда я смотрю на автомобиль, я знаю, что есть рабочий на заводе, который его собрал. В какой-то момент времени я осознал, что я верю в разумного создателя, потому что во вселенной царствуют информация и разум. Во всех законах природы присутствует неизменная абсолютная информация, которая не меняется произвольно. Действие закона всемирного тяготения абсолютно, ты сам с ним столкнешься, если прыгнешь с самолета без парашюта. (Смеется.) И если есть закон природы, который неизменен, то должен быть и тот, кто дал этот закон.
Следующий шаг: раз я верю в разумного создателя, то кто же он? Будда, Кришна, Вишну, Летающий макаронный монстр или бог из Библии – Отец, Сын и Святой Дух как Троица? Я с головой погрузился в эту тему и вскоре понял, что это библейский Господь. С одной стороны, его троица отражена в творении повсеместно, во Вселенной господствует «триединство». Мой Господь един в трех лицах – Отец, Сын и Святой Дух. А теперь смотри: время, пространство и материя; длина, ширина и высота – все это триединства. Даже время представляет собой прошлое, настоящее и будущее – снова триединство. Это заставило меня задуматься: «Окей, если Господь един в трех лицах, и в его творении везде триединства, потому что он создал свое творение по своему образу и подобию – на мой взгляд, звучит убедительно».
Следующий шаг: достоверна ли Библия? Я много изучал Библию, и я уверен, что она исторически точна, потому что все люди и места, которые в ней упомянуты, реально существовали, это не сказка и не выдумка. Есть монеты с изображением Понтия Пилата, есть свитки с упоминанием Антиоха Епифана, есть каменные таблички с орнаментом Октавиана Августа или Короля Давида. Все люди, упомянутые в Библии, реально существовали и подтверждены историками, и то же самое верно в отношении мест. Существует ли Вифлеем? Конечно, это не выдумка. Существуют ли Красное море, Мертвое море, Дамаск, Иерусалим? Да, это реально существующие места.
Так что нет, это не книга сказок. Верю ли я в то, что она пришла от Господа и лишь записана людьми? Да, верю, потому что в ней даны достоверные пророчества, и только Бог, который находится вне пространства, времени и материи, знает будущее, потому что он его видит, и он все знает, ведь он всеведущий. Я верю, что Библия достоверна, и все то, что происходит сейчас, было предсказано в Библии, в Книге откровений. Могу лишь порекомендовать всем – почитайте Библию, установите контакт с Богом. Бог хочет отношений. Ему не нужны мертвые ритуалы, вам не нужно общаться со священником и все такое; Бог хочет отношений. Если вы искренне хотите узнать Бога, то молитесь Иисусу Христу, потому что Иисус – ключ к его отцу, и во Христе Бог стал человеком, чтобы заплатить за ваши грехи, за которые вы никогда не сможете заплатить сами. Я знаю, что был виновен в определенный период моей жизни, когда у меня был тяжелый личный кризис, и я захотел узнать Бога. Я попросил Бога явить себя мне, и он явил себя мне в Иисусе Христе. И теперь я избавился от депрессии, суицидальных мыслей, психологической травмы и так далее.
Могу лишь порекомендовать людям: ищите и обрящете, и истина дарует вам свободу. Я не могу сделать вас верующим, и никто не мог сделать меня верующим, потому что вера приходит изнутри и никогда извне. Я не верю в религию, я не верю в институт церкви, потому что они столько всего исказили, и если вы почитаете Библию, вы быстро поймете, что многое из того, что религия провозглашает истинным, в Библии вообще не упоминается, так что религия во многих отношениях противоречит Библии. Я не верю в религию, я верю в Иисуса Христа как единственного истинного живого бога, который умер за мои грехи и воскрес на третий день, потому что он так меня любит, что не хочет, чтобы я оказался в аду на веки вечные. Я установил контакт с Христом, и я абсолютно уверен в том, что когда я умру, я буду с господом, моим спасителем и создателем. И это самое лучшее, что только может быть. Все эти годы я даже представить не мог, что такое произойдет со мной, но это произошло, так что в конце тоннеля есть свет, как я уже говорит. Вот что мои песни говорят людям. Да, мир грешен, он не идеален, в нем правит зло, но сам Господь Иисус Христос вернется, чтобы судить этот мир, потому что ему необходим божественный суд. Я виновен, и все виновны, нет такого, кто был бы без греха, так что нам нужен спаситель, и Иисус предложил себя как исчерпывающую жертву, и если мы его примем, нас не будут судить, потому что кара уже пала на него, даже моя личная кара, чтобы я мог быть свободен.
Я считаю, что все это очень логично и связно от начала до конца, но каждый должен прийти к этому сам. Но у меня не хватает веры, чтобы поверить в то, что все возникло из ничего. Мне это кажется смешным.
Ладно, расскажи теперь, какой сет-лист ты приготовил для российского тура, который пройдет уже на этой неделе? Промоутеры обещают, что помимо сольного материала ты сыграешь кое-что из Oomph!..
Ну, в конце шоу будет несколько сюрпризов, потому что мне поможет Наталья “Defekt_Kids”, русская пианистка. Да, я по-прежнему могу и хочу петь некоторые песни из моего прошлого с Oomph!. Моя вера в Иисуса Христа не означает, что я не буду исполнять ничего из старых песен, среди них есть ряд песен, которые я по-прежнему ценю и готов играть без промедления. Так что да, в конце шоу будут сюрпризы. Жду этого с нетерпением!
Два года назад на российских концертах ты и Наталья играли вместе целый сет. Ты не думал о том, чтобы в какой-то форме записать и выпустить эту программу? Я попал на ваше выступление в Москве, и это было нечто действительно особенное …
Хорошая идея! Думаю, мы смогли бы отобрать песен 15-16, которые идеально подойдут для ее исполнения, так что я вполне могу себе представить CD в формате «голос плюс пианино». Почему нет?
Каковы твои дальнейшие планы после российских концертов? Я попытался найти в сети информацию о других твоих будущих выступлениях, но так ничего и не отыскал. Чем ты собираешься заниматься в следующем году?
К счастью, я уже сочинил, наверное, песен 70 или 80. Это означает, что я могу выпустить еще как минимум два альбома. С одной стороны, я мог бы записать еще один альбом и выпустить как можно быстрее, мне бы очень хотелось этим заняться. С другой, артисту всегда интересно исполнять свой материал вживую на сцене, так что я рассчитываю дать несколько клубных концертов в разных местах. Ну и, конечно же, посмотрим, чем еще я смогу заняться. Я не ограничиваю себя только лишь рамками артиста или музыканта, так что, надеюсь, передо мной откроются и другие двери.
Предстоящие концерты Деро Гои в России:
6 декабря – Санкт-Петербург, КЦ «Сердце»
7 декабря – Москва, фестиваль “Synthetic Snow”, клуб “IZI”
8 декабря – Екатеринбург, клуб «Фабрика»
Официальный сайт Деро Гои: https://www.derogoi.com/
Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью
Интервью и перевод с английского: Роман Патрашов
Фотографии представлены и используются их разрешения Soyuz Music
2 декабря 2024 г.
© HeadBanger.ru