Who Dies In Siberian Slush

Who Dies In Siberian Slush
Внутренний мир некогда гордого человека

18.06.2024

Архив интервью

Время – странная субстанция: вроде бы не так уж давно я рецензировал дебютный альбом Who Dies In Siberian Slush с легендарным граненым стаканом на обложке, а ведь с выхода этого диска прошло уже 14 лет. С другой стороны, наше предыдущее интервью с E.S., фронтменом и лидером этой замечательной дум-дэтовой группы, состоялось всего-то в апреле 2019 года, но с тех пор произошло столько событий и изменений, что кажется, что оно было целую вечность назад. Так или иначе, появление нового альбома WDISS «Уроки смирения» стал прекрасной возможностью снова пообщаться с E.S. и прояснить у него как подробности о создании этой впечатляющей работы, так и вопросы более общего характера, которые мы не затронули в прошлый раз.

Все спрашивают тебя, почему новый альбом пришлось ждать пять лет. У нас немного другой вопрос – почему цифровая версия альбома вышла на четыре месяца раньше физической? Был ли какой-то особый смысл в том, чтобы выложить альбом в сеть именно 31 декабря?

Во-первых, обозначиться релизом в 2023 году. Мы перед этим еще делали интернет-сингл «Потоп нашей эры», который вышел где-то в ноябре, показав, что предстоит издание нового материала, и вот в декабре этот материал появился. Во-вторых, попасть в новогодние праздники - благодатный период, когда люди очень внимательно воспринимают новинки. Все сидят в интернете, смотрят, что появилось. Многие написали, что не ожидали этого релиза, что это для них подарок на новый год...

Как чувствует себя рынок думовых физических носителей? Твой лейбл MFL молчал три года, лейбл Solitude, который издал «Уроки смирения», тоже одно время собирался закрываться…


Если ограничиваться только Российский Федерацией, то рынок чувствует себя не очень. Но нам сейчас закрыли возможности продавать свои релизы за границей без каких-то технических ухищрений. У меня нет возможности получать платежи оттуда, PayPal нам перекрыли, и я не пытаюсь выстроить какие-то схемы, чтобы получать деньги обходными путями. И надо сказать, что международный рынок сильно оскудел, потому что российский сегмент очень много давал рынку. У нас много коллективов, причем коллективов продуктивных, интересных… Так что не знаю, кто кому хуже сделал.

У каждого альбома WDISS свой звук. В это раз он не такой давящий, не такой плотный, как раньше, и вживую, как мне показалось, вы тоже звучите тяжелее. Почему «Уроки смирения» звучит именно так, как он звучит?

По своему опыту я понял следующее: проходят годы, и ты понимаешь, что альбом по качеству остался в своем времени. С первыми альбомами так было. То, что происходит сейчас - это попытка сделать так, чтобы альбом как можно дольше звучал актуально, чтобы этот звук можно было в разные годы «читать» по-разному. Пусть он будет нестандартным, пусть он будет более прозрачным… Я доволен тем, что получилось.

Как в музыке WDISS появляются партии тромбона, как они аранжируются? Ты ведь вряд ли их продумываешь на этапе сочинения…

Продумываю на этапе сочинения! Происходит как: я делаю базовую структуру песни в Guitar Pro, и партию тромбона тоже там прописываю. Далее с коллективом разбираем, дополняем, разучиваем, репетируем, записываем простейшие демо с репетиций, слушаем, анализируем, меняем.

Как вообще пришла идея ввести в вашу музыку тромбон?


Однажды, просыпаясь, я услышал свою музыку с тромбоном, это был знак. У Любы Колесниковой два высших музыкальных образования: по ударным и по духовым. Люба также превосходно владеет клавишными и всеми элементами, связанными с музыкальной грамотой. Я в этом плане недалеко продвинулся, у меня музыкальное образование базовое - музыкальная школа. Мне повезло, что у меня есть товарищи, которые всегда могут меня поправить, если что.

Тромбон хорошо «дружит» с экстремальным вокалом. Из вокальных техник я предпочитаю гроул и шрайк, и тромбон очень хорошо «дружит» с приблэкованным шрайком - если на звуковую волну смотришь в программе, то структура у них похожая. Этот инструмент очень похож на вокал, и в тяжелой музыке они отлично сочетаются. И с перегруженной гитарой он тоже хорошо сочетается. Мы обычно используем перекличку между гитарами, а в некоторых песнях у нас перекличка между тремя «голосами» - тромбоном и двумя гитарами.

Ты неоднократно говорил, что твои песни отражают твои внутренние переживания, но на «Уроках смирения» они показаны более открыто, их легче понять человеку со стороны. Не страшно ли так раскрываться перед публикой? Есть ведь немало людей, которые всегда готовы плюнуть в душу музыканта…

Нет, не страшно. Есть такая хорошая поговорка: «Лучи солнца падают и на дерьмо, но они от этого не пачкаются».

А не было желания как-то завуалировать суть, положить сверху еще один «слой» метафор?


Суть и так достаточно завуалирована. На самом деле в тексты вникают единицы слушателей. Очень распространена позиция «я слушаю музыку, а тексты не принципиальны». Я считаю, что это фатальная ошибка. Надо читать тексты, смотреть биографию музыкантов, узнавать, кто они такие, общаться с ними лично. Я как слушатель, как потребитель музыкального материала, в конце 80-х начал переписываться со всем миром, вступать в фэн-клубы, получать отпечатанные на ксероксе фэнзины, флаера. А когда я обзавелся лейблом и коллективом, у меня появилась возможность общения с музыкантами, причем с такими, которых я в подростковом возрасте слушал. Кое с кем я лично пообщался, кое с кем даже пивка попил, кое с кем переписывался или созванивался, кое с кем мы сцену делили здесь или за границей, и получается такая печальная штука - к сожалению, среди музыкантов в принципе не так много людей, с которыми можно найти интересные темы для разговора.

Вопрос, связанный с песней «ОМСК». Егор Летов при жизни категорически отказывался выступать в родном городе. А ты представляешь себе концерт WDISS в Омске? Вообще Омск – думовый город?

Сейчас я в Омск иногда езжу в командировки, и я полюбил его новыми секторами души. Раньше было одно ощущение, а сейчас, когда у меня там почти никого из родных не осталось, абсолютно другое. Думовый или не думовый? А что такое «думовый»? В Омск очень много ссылали каторжников, бунтарскую интеллигенцию периода Достоевского, а вторая часть его культурной прослойки - это военные, а русские офицеры всегда были русскими офицерами. Они могли и на балу танцевать элегантно, и играть на рояле, и без зазрения отдать свою жизнь в бою, закрыв собой кого-то. В Омске есть этот культурный код. Плюс ко всему, когда была Великая Отечественная война, туда направили в эвакуацию очень много стратегических заводов, кучу театров, и все это тоже осталось в генофонде города. Думовый или не думовый это город - не знаю, я просто стал любить и понимать его по-другому. И песня эта появилась как раз потому, что я почувствовал, что мне надо как-то проявить свое отношение к нему. Что касается концерта, этот вопрос сейчас в работе. Кажется, есть заинтересованные в нас организаторы в Сибири.

Как на группу и на тебя лично повлияла пандемия? Или если формулировать вопрос по-другому – каким был бы альбом, если бы не пандемия?

Мы потеряли крупные мероприятия. Мы должны были ездить в поддержку Esoteric, дать два концерта в Москве и Питере, которые сначала отложились, а потом вообще отменились. Мы были подписаны ехать в европейский тур по 11 странам с несколькими коллективами - Clouds, Halter, Woe Onto Me… Что же касается альбома, то он вряд ли был бы сильно другим. Может быть, была бы немножко другая окраска в звуке. И он, конечно, вышел бы раньше.  

Вопрос об обложке “Уроков смирения” – почему она различается у цифрового релиза и у физического? В цифровой версии главный персонаж плывет по воде, а в физической – по снегу. Какой символизм заложен в этом различии?

Это такая фишка. Я теперь могу отличить - это версия из сети или версия с диска.

Когда я увидел обложку цифрового релиза, я сразу же подумал о Хароне. А у людей в сети я видел ассоциации со святым Варлаамом Керетским из Архангельской области. Что закладывал в нее ты сам?

Смирение - одновременно благодать и тяжкое испытание для верующего человека, и обложка это отражает. Ее нарисовал Матвей Бобков, мой старый друг и наш соавтор, он с самого первого альбома нам рисует арт. Мы с ним на одной волне…

Но Харон – это ведь совсем не христианский символ.

Я не закладывал в эту обложку Харона, хотя я понимаю, что такая ассоциация может легко возникнуть. В качестве референсов были русские картины, на которых монах плывет на лодке. Но у нас такая черная фигура, которая как будто вырезана из этого изображения, которая как будто проваливается во мрак. Она символизирует, что внутри у человека очень тяжело, очень черно. Концепция этого альбома - это внутренний мир некогда гордого человека, скомканный, разбитый, потерпевший катастрофу и принявший путь смирения.

Я попытался поискать в сети работы Матвея Бобкова, но нашел только обложки для вас и для “родственных” групп, таких как Unmercenaries. Он рисует что-то еще?

Он профессиональный художник, занимается в т.ч. аэрографией, красит шлемы, баки для мотоциклов, автомобили. В начале 2000-х он выиграл международный конкурс в Москве, где он нарисовал Бородинскую панораму на кузове “Лексуса” по кругу. Но он не пиарится, он абсолютно скромный товарищ, ничем не старающийся привлечь к себе внимание. Хлеб у него и так есть.

Расскажи, пожалуйста, о том, как ты попал на второй альбом группы Intaglio (“II”, 2021).


Intaglio - это проект основателя Solitude Productions Жени Семенова. У Жени ещё была группа S.C.A.L.P., он басист, а басисты, как известно, музыканты разносторонние и обычно умеют играть вообще на всем. В Intaglio он и музыку всю придумал. Дело было так: сначала он первый альбом (“Инталия”, 2005) переиздал на виниле, и у него сложилась картина, что надо этот проект возобновить. Он не один год готовил этот материал, собрал достойнейший состав, в котором есть виолончелисты, вокальные исполнители и т.д. Я там оказался в очень непростой для меня жизненный период, это был 2019 год, а у Intaglio до конца года стояла задача все записать, мы в 2019-м издали сингл, и на момент начала пандемии все было уже готово. Как композитор он мыслит очень интересно, он видит все это полотно - здесь вокал такого-то «цвета», а здесь такого-то, например, хор. Я достаточно быстро написал тексты, Евгений внес свои дополнения, что-то по текстам расширил.

Планируется ли у Intaglio какое-то продолжение?

Смотри: предыдущий альбом лет за 12 до этого записывался. В этом плане они мне напоминают американских думстеров Loss, одну из моих любимых групп. Сейчас я нахожусь в статусе штатного вокалиста Intaglio, так что это вопрос не закрытый. Возможно, дело дойдет и до живых выступлений. Женя – серьезный товарищ, и если он что-то решил сделать, то он сделает, с этим у него нет проблем. Он человек очень организованный, очень деловой и безусловно талантливый. Мне очень понравилось практически всё, что он сделал на этом альбоме.

В свете нынешних реалий европейская сцена для WDISS на ближайшее закрыта? Или же есть ли какие-то планы продвигаться в этом направлении? Издаться на каком-нибудь западном лейбле, например?

У меня осталось очень много контактов по благодаря моему лейблу. Люди не могут успокоиться и до сих пор не могут принять тот факт, что они остались без этого ресурса. Им не хватает моей продукции, у них постоянно спрашивают те или иные позиции из моего каталога, и я отвечаю, что готов меняться; дело только в том, что когда мне присылают огромные посылки, мне очень сложно на внутреннем рынке их все распродать. Так что с лейблом проще. Что же касается группы, то у меня была идея предложить одному английскому лейблу издать «Уроки смирения», и я думаю, что рано или поздно его переиздам. Жалко, что мы потеряли этот рынок, но что делать. Это не самая главная потеря.

В вашей песне «Не должен быть здесь» есть строчки «Бездарно спалил я жизнь свою». Но ты ведь не считаешь свою жизнь бездарной? Вообще, с какими чувствами и мыслями ты оглядываешься назад на придуманную и записанную музыку?

Я крайне критично к себе отношусь. Я считаю, что кучу возможностей я упустил. Это полностью песня про меня. Это вообще очень честный альбом, в нем нет ничего, что было бы просто так.

И что же с этим делать?

Может быть, будет новый альбом, в котором будет продолжение этой идеи, рассказ о том, что человек сделал для того, чтобы не оказаться в этой ситуации. Чтобы не просто озвучить констатацию поражения, а показать, как человек пытался бороться со своими страстями. У бразильской группы Imago Mortis есть такая песня “Terminal Christ”, она о том, как человек, оставив земную жизнь, сталкивается с Христом и ведет с ним диалог. Я не хочу сказать, что у меня есть какая-то параллель с этой песней, но идея того, что там происходит, мне очень понятна. Рекомендую тебе найти их альбом “Vida: The Play Of Change” (2003) и ознакомиться.

Так что, возможно, будет продолжение. Но пока что я констатирую факт: если завтра я концы отдам, я окажусь в этой печальной ситуации, то буду говорить: «Прости, Отец, я не думал быть здесь». Надеюсь, что кого-то эта песня заставит задуматься, у кого-то что-то шевельнется. Металхэды, чаще всего, достаточно умные люди, так что, может быть, кого-то из слушателей мои музыка и тексты сподвигнут задуматься о собственной жизни.

Я очень много вещей не затронул из тех, что хотел бы рассказать. Если жив-здоров буду, смогу еще что-то сделать. Я стараюсь не навязывать свои идеи, тем более излагать свои мысли какими-то принятыми шаблонами, формулами, поэтому я многое говорю метафорами, иносказаниями. В общем, продолжение следует, надеюсь...

Официальная страничка Who Dies In Siberian Slush в ВК: https://vk.com/wdiss

Интервью - Роман Патрашов
Промо-фотографии – Антон Шумаков (фотографии предоставлены и используются с разрешения группы Who Dies In Siberian Slush)
Концертные фотографии – Наталья “Snakeheart” Патрашова
15 мая 2024 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker