Rhapsody Of Fire

Rhapsody Of Fire
Героем может стать каждый

27.05.2024

Архив интервью | English version

«Должен остаться только один» - эта цитата из фильма «Горец» отлично иллюстрирует события, разворачивающиеся в последнее время вокруг двух итальянских групп, в названии которых многие годы присутствовало слово “Rhapsody”. Гитарист Люка Турилли, более десяти лет работавший со своими версиями Rhapsody, решил поставить в этой истории точку; группа же, возглавляемая клавишником Алексом Старополи, по-прежнему в деле, и, как демонстрирует их новый альбом “Challenge The Wind”, их песенка еще далеко не спета. Мы не разговаривали с Алексом целых пять лет, поэтому тем для общения накопилось множество – два новых альбома, пандемия, и, конечно же, новая ситуация, в которой оказался музыкальный ветеран и его нынешние соратники.

В последний раз мы с тобой разговаривали в феврале 2019 года, за год до того, как разразилась пандемия. Как годы короновируса с их локдаунами и всевозможными отменами повлияли на группу? Ясное дело, вам пришлось перенести многие концерты, но изменилось ли что-либо помимо этого, в том, как устроена деятельность Rhapsody Of Fire?


Когда все это началось, мы были в турне, и до его окончания оставалось пять концертов, причем самых важных – Мюнхен, Милан, Париж, но нам пришлось завершить тур в Загребе и оттуда ехать прямо домой, потому что перемещаться по Европе на автобусе становилось все труднее. С этим всем было очень тяжело примириться, и, конечно же, это привело к существенным экономическим потерям. И когда мы, наконец, добрались домой, я решил сосредоточиться на написании музыки. Я стал максимум времени проводить в студии и писать новую музыку, а живу я в Великобритании, и там все было не так жестко, как в Италии, где даже носа в окно было не высунуть. Здесь с этим обстояло немного попроще, можно было выйти, побегать, подышать свежим воздухом… В итоге все сложилось неплохо, потому что я использовал это время для написания новой музыки. Был период, когда я несколько месяцев не мог ходить в спортзал, и в это время я еще больше писал музыку. Так что в музыкальном плане это был хороший период.

Ваш новый альбом “Challenge The Wind” выйдет в мае, и это, пожалуй, самый тяжелый и быстрый диск из всех, что ты когда-либо писал. Почему так получилось? Ты с самого начала решил отказаться от баллад и разговорных фрагментов, или это произошло само собой?


Скажем так, обычно у меня есть план, есть идеи, которые я хочу реализовать, но я не принимаю заранее решения типа: «На этот раз мне не нужны интро, хватит с меня баллад» или «Я хочу, чтобы здесь была длинная песня». В каком-то смысле я пустил все на самотек. Просто в этот раз я не проснулся утром с ощущением, что хочу написать балладу - и не написал ее. У нас и так много баллад, по крайней мере, вполне достаточно для живых выступлений. Поэтому я сказал: «Знаете что? Давайте в этот раз сделаем альбом, состоящий только из быстрых песен»! В итоге у нас получилось 60 минут музыки, и я был этому очень рад. Иногда полезно немного измениться.

На альбоме “The Eighth Mountain” (2019) у вас звучал полноценный оркестр, а на “Glory For Salvation” (2021) – только солисты. Как вы задействовали оркестровую составляющую в этот раз?

В этот раз у нас нет полного оркестра. Есть лишь несколько гостей типа моего брата, как всегда, и того парня, который играл на предыдущих альбомах на ирландской волынке. Возможно, как раз потому, что альбом получился более тяжелым и более быстрым, на нем нет необходимости в оркестре, но я уже начал немного по нему скучать. В будущем я планирую снова использовать настоящий большой оркестр, потому что он придает музыке совершенно особенное звучание.

Одним из самых необычных и удачных треков на “Glory For Salvation” стал "I’ll Be Your Hero" с его танцевальным ритмом. Как появилась эта песня, и почему на новом альбоме подобных нет?


Да, это забавно. Аналогичная история произошла с песней “Rain Of Fury” (с альбома “The Eighth Mountain” – прим. авт.). В конце работы над альбомом мне нужно было написать еще один трек, который должен был стать эксклюзивным бонусом для Японии, поэтому я знал, что мне нужна быстрая песня, которую я буду петь на английском и японском. Я написал ее буквально на одном дыхании – минут за 15! Так в нашем репертуаре появилась “Rain Of Fury”. В определенных обстоятельствах ты становишься более креативным, более плодовитым, что ли. Та же история произошла и с “I’ll Be Your Hero”. Это магические моменты, которые удивляют и воодушевляют, но они не повторяются автоматически, по твоему желанию. Надеюсь, в будущем я еще напишу несколько подобных песен.

“Challenge The Wind”, насколько нам известно, станет финальной частью вашей трилогии о Нефилимах…

Это неверная информация, которую распространил лейбл AFM, и когда я прочел этот пресс-релиз, уже было поздно вносить правки. Это действительно третья часть концепции, но не последняя, потому что история будет продолжена на следующем альбоме или даже, возможно, двух.

Тогда, может, ты скажешь пару слов о концептуальной, текстовой части этого альбома?

(Смеется). Для меня это довольно сложная задача, даже более сложная, чем написать сам альбом. За музыкальную часть альбома отвечаем мы с Роби (Де Микели, гитара), но идея саги принадлежит Роби. Изначально мы с ним собрались и задумались: «Итак, о чем же будет наш альбом?». После этого мы сели с Джакомо (Воли, вокал), все обсудили, и он написал потрясающие тексты. Джакомо проделал просто невероятную работу для “Challenge The Wind”. В итоге получилась по-настоящему сложная история, а я на этот счет могу сказать, что для меня на самом деле важно использовать красивые слова, слова со смыслом, важно, чтобы музыка несла позитивный заряд. Героем может стать каждый, для этого совершенно не нужен меч. С тех пор, как мы начали сочинять музыку, мы всегда в наших текстах стараемся подавать пример позитивного отношения к другим людям, к жизни. Нам нравится это делать, потому что мы считаем это очень важным.

Любопытно, что вы выдвинули такой месседж практически сразу же после окончания пандемии, потому что во время пандемии лично у нас сложилось обратное впечатление – впечатление о том, что от нас совершенно ничего не зависит. Какие-то люди - и мы даже не имеем понятия, кто это - решают, можем ли мы выходить из дома, что нам разрешено, что запрещено… Твой месседж идет с этим совершенно вразрез, согласен?

Да, но понимаете… Когда принимаются решения, подобные этому, очень сложно понять, где правда, а где ложь. Это очень сложная тема для дискуссии, потому что если начать все это обсуждать всерьез, то на это могут уйти дни. У меня есть на этот счет определенные соображдения, но я не уверен, что хочу выносить их на публику. В конце концов, самое важное - оставаться позитивным, оставаться честным с самим собой. Иногда подобные вещи случаются, но не стоит падать духом. Для некоторых пандемия стало своего рода тестом - как они поведут себя, когда вынуждены будут остаться дома? Знаю, что многие от этого страдали, но что касается лично меня, то я от пребывания дома получал только удовольствие. Это очень важно для меня – и я считаю, что это актуально для многих, особенно тех, кто находится в поиске спутника жизни… Многие ищут партнера, потому что не чувствуют себя самодостаточными, и хотят, чтобы их «цельность» завершил кто-то другой. И в этом заключается самая большая ошибка, потому что лично я совершенно счастлив, даже когда я один. Когда ты счастлив сам по себе, ты можешь общаться с другими не потому, что тебе что-то от них нужно, а потому, что такое общение выведет дружбу или романтические отношения на более высокий уровень. Мне было вполне комфортно дома, но я знаю, что у многих были большие проблемы с вынужденным затворничеством.

Ваш новый альбом оформлял новый художник, Вилле Ассинен из Финляндии. Что случилось с Алексом Шарлё? Он делал такие потрясающие обложки для предыдущих альбомов Rhapsody Of Fire…

Вы абсолютно правы! Я коллекционирую отличных дизайнеров! (Смеется). Первым был Поль Турё, потом Алекс Шарлё, теперь вот Вилле. Все они прекрасные графические дизайнеры, но у всех них есть основная работа, а на ней – свои дедлайны. Алекс Шарлё работает на Ubisoft, Поль – на другую известную компанию, поэтому у них всегда очень много своей работы. Как раз Поль Турё мне сказал, что у него есть очень талантливый приятель. И действительно, он оказался просто находкой. И что не менее важно, у него была некая… наверное, правильным словом будет «схожесть», какие-то элементы, намеки, которые напоминают работы предыдущих наших художников, так что это как бы логичное их продолжение. Теперь у меня есть целых три графических дизайнера – большой выбор! (Смеется).

При этом, как ни удивительно, ни Алекс, ни Вилле не пользуются известностью, в качестве именно иллюстраторов метал-обложек…

Именно! Они супер-заняты на своих основных работах. Но это и делает их особенными. Насколько мне известно, они оформляли обложки только для Rhapsody Of Fire.

Что ты думаешь по поводу использования искусственного интеллекта при оформлении альбомов? Эта тема довольно бурно обсуждается в последнее время в метал-сообществе…

Все зависит от того, каким образом он используется. Лично мне куда больше неприятен тот факт, что, когда в последнее время смотришь на метал-обложки, они все, что называется, на одно лицо. Это раздражает! По мне, так пусть уж лучше обложка будет полностью черной, как у Metallica, чем такое. И тут дело не в том, что эти обложки создал искусственный интеллект, а в том, что сегодня каждый может сгенерировать себе обложку за считанные минуты. Это не преувеличение - буквально за несколько минут ты можешь сгенерировать себе четыре или шесть различных обложек, и они будут красивы, но в них не будет души, не будет никакого месседжа. Нет, вы, конечно же, можете использовать искусственный интеллект в работе, но лишь на начальном этапе, потому что потом вам все равно потребуется рука человека, чтобы привнести в работу какие-то уникальные индивидуальные элементы. Но если это полностью работа искусственного интеллекта… Я видел несколько действительно невероятных примеров, но я не уверен, что это то, что вы хотели бы иметь на обложках с вашей музыкой, если она, конечно, тоже не создана с использованием искусственного интеллекта. (Смеется). В металле ты действительно проливаешь пот, слезы и кровь, чтобы создать музыку, и хочется, чтобы обложка этому соответствовала.

В продолжение темы визуальной эстетики группы мы хотели бы спросить тебя о видеоклипе на заглавный трек “Challenge The Wind”. Это довольно простое видео – группа исполняет песню, и все. Почему вы решили сделать видеоряд именно таким? Вы намеренно хотели показать просто группу без какой бы то ни было дополнительной концепции?

В данном случае, да, мы хотели сделать два видео просто с игрой группы. Дело в том, что каждый раз становится все сложнее придумать что-то новое. До этого для съемок мы ездили по разным местам, например, в горы, которые находились на высоте 2000 метров над уровнем моря, и там было чертовски холодно, но, конечно же, очень красиво… Думаю, в следующий раз мы снова снимем игровое видео. Мне кажется, настало время сделать что-то большее, чем просто репортажное видео с игрой группы. Будем работать над этим.

В прошлом году вы выпустили настольную игру по мотивам творчества Rhapsody. Не мог бы ты сказать пару слов о том, как это произошло? Группа сама придумала концепцию, или же она принадлежала разработчикам игр?


Разработчики сами к нам обратились, и результат получился совершенно фантастический. До нас они работали с рядом других групп, что очень здорово, потому что у нас перед глазами были примеры их работ. Для того, чтобы осуществить этот проект, потребовалось немало работы. Мы предоставили им полную свободу использовать наши обложки, элементы концепции и тексты песен, но они и сами провернули огромную работу, чтобы сделать игру интересной и увлекательной. Я еще ни разу не держал ее в руках, потому что тираж был отправлен в Италию, а я живу в Великобритании, так что своими глазами ее еще не видел. Но я знаю, что и качество печати, и все персонажи прекрасны. Было очень интересно рассматривать все детали, которые они продемонстрировали в рекламном ролике, многие даже думали, что это новый видеоклип Rhapsody Of Fire, но на самом деле это был всего лишь промо-ролик для игры. Отличная работа.

Настольные игры – вещь довольно нетипичная для рок- и метал-групп. Но многие группы выпускают свои собственные компьютерные игры или комиксы. И поскольку музыка Rhapsody Of Fire очень кинематографична, тебе никогда не приходила в голову мысль тоже сделать нечто подобное, например, свой собственный комикс или графический роман, как их еще называют?

Да, мы думали об этом. Но мы решили, что пока еще слишком рано. Возможно, когда-нибудь в будущем. Для этого нужны подходящие люди и подходящий повод. У нас есть много задумок на будущее, и эта – несомненно одна из них. Еще в будущем нам бы хотелось выпустить свою видеоигру. Мы всю жизнь были тесно связаны с миром фэнтези, и я думаю, что настольные и видеоигры – это то, что действительно объединяет фанатов, увлекающихся одной музыкой. Это весело. Я думал, что это увлечение постепенно сойдет на нет, но как еще в 90-х, когда мы только начинали, было огромное количество людей, которые играли в ролевые игры и слушали нашу музыку, так и сейчас происходит все то же самое. Это большой рынок, это большое сообщество, и мы с удовольствием бы это сделали. Мы поддерживаем связь с этим сообществом, и это очень классно – иметь возможность дарить фанатам свою музыку, в то время как они играют в свои любимые игры, ролевые или настольные.

А кстати, ты сам-то как относишься к комиксам? В подростковом возрасте не фанател от них? Служили ли они когда-либо источником вдохновения для Rhapsody Of Fire?

На самом деле нет. Я знаю, они были для многих важны, но меня это никогда не увлекало. Мне всегда больше нравилось кино, оно проще для понимания и приносит больше удовольствия – увидишь что-то и сразу реагируешь.

В начале интервью мы спрашивали, какое влияние оказала пандемия на участников группы. Но недавно с вами произошло одно изменение, не связанное с пандемией – впервые за более чем десять лет остались только одни Rhapsody, поскольку Люка Турилли закрыл свою версию группы. Почувствовали ли ты или группа в целом какие-то изменения в связи с этим?

Пока нет. Когда существуют две группы с одинаковым названием, это всегда нелегко. Причем для обеих сторон. Должен сказать, что, если Люка Турилли нашел себя в том, что он сейчас играет, я очень рад за него. Но то, что мы делаем в Rhapsody Of Fire, мы делаем потому, что нам это нравится, а не потому что это модно и тому подобное. Мы делаем свою музыку скромно и честно. И да, конечно, так нам лучше.

Вы рассчитываете получить больше приглашений на гастроли, раз теперь остались только одни Rhapsody?

Я не знаю. Но что я могу сказать уверенно - гастрольный график на 2024 год у нас уже полностью забит. В этом году у нас будет много фестивалей, также у нас планируется большой тур с сентября до самого конца декабря. Я думаю, это хороший знак, и не потому, что одна из групп больше не на плаву, а потому, что люди видят, что Rhapsody Of Fire – группа со своим собственным лицом, своими собственными песнями, чувствуют, что мы делаем свою музыку со всей нашей страстью. Это самое важное.

В прошлом году вы впервые за много лет гастролировали по Северной Америке. Мы слышали от многих групп, что Северная Америка — очень трудный рынок для европейских артистов. Какие у вас остались впечатления от этого тура?

Это был один из лучших туров в моей жизни, невероятным, фантастическим во всех смыслах. Был огромный интерес со стороны публики, был огромный интерес к мерчу, все просто сходили с ума и хотели купить «кусочек нас». Это было невероятно даже по сравнению с предыдущим аналогичным туром в 2012 году. Я был очень удивлен и рад этому туру. Канада и США были совершенно фантастическими. Возможно, с точки зрения тиражей альбомов все не столь радужно, но люди действительно хотят видеть нас вживую, я видел это собственными глазами, и это потрясающе.

Наш следующий вопрос касается Японии. Мы ничего не слышали о японском релизе “Challenge The Wind” или каких-то специальных японских бонусах…


Мы продолжили традицию исполнять песни на японском языке. На этот раз мы записали на японском песню “Challenge The Wind”. Джакомо легче петь по-японски, чем по-итальянски. Японские фанаты очень рады, когда группа прикладывает усилия, и нам нравится это делать. На самом деле мы планируем поехать в Японию в этом году и с нетерпением ждем этого, каждый раз это просто фантастика.

Несколько лет назад ты сделал оркестровку для песни Orden Ogan, группы вашего продюсера Себастьяна Леверманна. Если верить сайту Metal-Archives, это твоё единственное появление «на стороне» за всю карьеру. Как Себастьяну удалось уговорить тебя сыграть на этом треке, и почему ты больше не сотрудничал ни с кем вне Rhapsody Of Fire?

Как вам известно, Себастьян микширует наши альбомы, поэтому между нами имеют место кое-какие обмены любезностями, одолжения. Например, Роби Де Микели записал гитарное соло для их альбома. Здорово делать такие вещи, когда ты лично знаешь того, для кого их делаешь. Но в целом я довольно отстранён от других музыкантов и групп, мы всегда работаем сами по себе и мало общаемся с другими. Так происходит и сегодня – мой круг знакомств довольно узок. Конечно, иногда я получаю разные предложения, но я все время слишком занят со своей группой, и я не хочу делать что-то только ради денег. Мне нравится намного большая вовлеченность, чем просто клавишное соло за деньги.

В нашем предыдущем интервью мы обсуждали музыку, которую ты написал для фильма «Робот-боец» несколько лет назад. Удалось ли тебе с тех пор сделать еще что-то подобное для других фильмов?

Нет. Результат был потрясающим, мне понравился этот опыт, и я получил за него несколько призов. Сейчас фильм выходит в формате 4K, и когда я слушаю свою музыку к нему, мне до сих пор очень приятно. Если я представлю, что это сочинил не я, она вызывает у меня массу эмоций. Но в мир саундтреков очень сложно войти. Прежде всего, вам нужно найти агента, затем – не обязательно, но желательно – переехать в место типа Лос-Анджелеса, чтобы проще общаться с людьми и познакомиться с какими-нибудь некоторыми известными композиторами. За этим стоит много работы, а я не в состоянии ей заниматься, потому что я очень занят Rhapsody Of Fire. Это грустно, но у меня просто нет на это времени.

В завершение этого интервью давай обсудим, какой путь развития ты видишь для Rhapsody Of Fire на ближайшее будущее. Ты уже рассказал нам, что сага о Нефилимах будет продолжена на следующих альбомах. Насколько вы продвинулись в работе над ними? У вас уже есть для них какая-то концепция, музыка? Есть ли примерные сроки их выхода?

Пока нет. С момента, как я начал сочинять этот альбом, до его релиза у меня прошло три года. Сейчас я готовлю новую рабочую систему, новый компьютер, поэтому ищу технологические решения для новой среды для сочинения новой музыки. Это уже хорошее начало — после этого я буду достаточно вооружен, чтобы сделать звук более высокого качества. Что касается истории, конечно, у нас есть некоторые идеи, потому что мы знали, что на реализацию концепции уйдет от трех до пяти альбомов, и у нас есть некоторые элементы истории, некоторые персонажи, линию которых мы хотим развить. Следующие два альбома - могу с уверенностью сказать, что это будут шедевры, хотя у меня пока еще ничего и нет на руках, но есть идея - сделать что-то более мощное, с настоящим оркестром и, может быть, с какими-то новыми рассказчиками, что-то, что выводит музыку еще на один уровень выше, поднимает планку, так сказать.

Официальный сайт Rhapsody Of Fire: https://www.rhapsodyoffire.com/

Выражаем благодарность Ирине Ивановой (AFM Records) за организацию этого интервью и предоставленные фотографии

Интервью - Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Перевод с английского - Наталья “Snakeheart” Патрашова
15 апреля 2024 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker