29.03.2024
Архив интервью | English versionИнтересно перечитывать свои старые интервью и сравнивать планы и ожидания, о которых говорили наши собеседники, с тем, что на самом деле произошло с тех пор. Но еще интереснее, когда представляется шанс еще раз поговорить с тем же человеком и увидеть, как изменилась его жизнь. За три года, прошедшие с момента нашего предыдущего разговора с Алексом Круллом, лидером и вокалистом немецких симфо-металлистов Leaves’ Eyes, мир вокруг нас изменился настолько кардинально, как никто из нас не мог себе и вообразить. В группе тоже многое произошло: гитарист Тоссо Бауэр, отдавший ей не один десяток лет, решил уйти на покой, а главной темой для разговора стал новый альбом под названием “Myths Of Fate”. С этим альбомом Leaves’ Eyes идут другой дорогой – у него иная текстовая концепция и новый подход к музыке. Но давайте послушаем, что говорит сам Алекс о недавнем прошлом и ближайшем будущем своей группы.
Когда мы разговаривали в прошлый раз, был самый пик пандемии, и мы много говорили обо всем, что имело к ней отношение. Если продолжить от момента, на котором мы остановились, скажи, ты помнишь свое первое выступление после локдауна? Какие у тебя были впечатления и ощущения?
У нас было запланировано целых пять туров, но они постоянно переносились и откладывались, это был сущий кошмар! Два европейских тура, тур по Северной Америке, по Латинской Америке, несколько выступлений в России, если я правильно помню, тур по Мексике. Это было ужасно. И когда мы, наконец, смогли выступить вместе с Orden Ogan, это было круто. Мы выступали в театре под открытым небом… Не знаю, знаете ли вы Виннету, это такой персонаж из книг Карла Мая, он очень популярен в Германии, и посвященном ему тематическом парке есть площадка под открытым небом, очень большая площадка. И там мы выступали вместе с Orden Ogan, это было отличное шоу, но это был не конец коронавирусных локдаунов, а пауза между ними, когда на какое-то время сняли ограничения, и мы смогли выступить там, а потом ещё на фестивале в Бельгии, где мы были хэдлайнерами или со-хэдлайнерами, не помню точно. Было действительно здорово вернуться на сцену и снова сыграть, это было для нас словно глоток свежего воздуха. Но после этого с гастролями все стало еще сложнее, потому что коронавирусные ограничения вернулись. Мы все думали, что когда ковид закончится, все снова будет так, как было в 2019 году, или, по крайней мере, все на это надеялись. Но получилось совсем не так. Мир стал еще безумнее.
Давай обсудим концепцию нового альбома. Ваш предыдущий диск “The Last Viking” (2020) был связан единой сюжетной линией, а “Myths Of Fate”, насколько мы понимаем, больше похож на сборник историй из скандинавской мифологии. Это действительно так?
Да, вы совершенно правы. “The Last Viking” – это сага о Харальде Суровом, последнем короле викингов, это концептуальный альбом. Что же касается “Myths Of Fate”... У нас в Leaves’ Eyes и раньше были песни, посвященные магической и духовной стороне скандинавской мифологии. Тексты этих песен очень атмосферны и затрагивают более мистическую сторону скандинавской мифологии. Кстати, в песне “Sons Of Triglav” используется также славянская мифология.
Не мог бы ты сказать пару слов о процессе написания песен для “Myths Of Fate”? Как работалось над этим альбомом, если сравнить с процессом работы над предыдущим, записанным во время пандемии?
Это был совершенно иной подход. Если помните, мы тогда еще сняли документальный фильм “Viking Spirit” о связи между движением викинг-реконструкторов, где я также сражаюсь на мечах, и Leaves’ Eyes и металлом в целом. Мне нужен был саундтрек для этого фильма. А Йона Вайнгартен, клавишник Catalyst Crime (группы, которую я продюсирую) и Pyramaze, также занимается созданием саундтреков для компьютерных игр и тому подобными вещами. Он подошел ко мне и сказал: «Эй, я слышал об этом документальном фильме, это потрясающая идея, я хотел бы поработать с тобой над ним». Я ответил: «Классная мысль»! Мы пообщались друг с другом, и получился действительно отличный саундтрек. Когда альбом и саундтрек увидели свет, я подумал: «На нем есть две-три темы, которые вполне могут стать метал-песнями». Так мы и сделали, и я сказал Йохану: «Знаешь, две песни отсюда стали настоящими метал-песнями». (Смеется). Он ответил: «Правда? Это круто, приятель»! Я подумал, что, возможно, если мы решим продолжить и развить дальше некоторые идеи, касающиеся сюжетной линии и концепции альбома, которые есть у меня в голове, я смогу просто рассказать ему об этом, и он сделает оркестровки. Таким образом мы привнесем в Leaves’ Eyes еще одну грань в дополнение к тем, что у нас уже есть – рок, металл, вокальные мелодии и т.д. Йона сказал, что это фантастическая идея. Благодаря сотрудничеству с ним многие песни, над которыми мы работали, зазвучали намного свежее, приобрели тот кинематографический оттенок, который вы можете услышать. А еще я видеорежиссер, и поэтому для меня очень важно, когда музыка словно бы рисует картинки, это усиливает эффект.
Ты упомянул “Sons Of Triglav”, песню по мотивам славянской мифологии. Не мог бы ты немного рассказать об этом треке? Как он вписывается в альбом, концепция которого базируется на скандинавской мифологии?
Ну, во-первых, между славянами и викингами всегда была определенная связь. И эта связь в значительной степени присутствует на современной викинг-сцене. Например, самый большой фестиваль викингов — и мы также снимали его для нашего нового видео, которое выйдет в пятницу — проходит в городе Волин (Польша). Это место раньше называлось Йомсборг, и там находилась главная крепость местных викингов. А также это место, откуда родом мои предки по отцовской линии. Так что идея включить что-нибудь оттуда в наш новый альбом лежала на поверхности. Кстати¸ крупнейшая современная армия викингов называется “Jomsborg”, и в прошлом у нас уже была одноименная песня. Мой отец в свое время был полицейским в Щецине, когда он еще был частью Германии, и назывался Штеттин. В этой местности были сильны традиции поклонения Триглаву, об этом боге ходило много саг, и христианские монахи даже спасали статуи Триглава. Хотя, как вы знаете, христианство хотело уничтожить все, что было связано с язычеством и прочим, монахи сохранили некоторые важные статуи. Одну такую статую спрятали и закопали, чтобы она, так сказать, смогла пережить охоту на ведьм. На наш взгляд, это был очень хороший подход – связанный и с семьей, и с викинг-сценой – написать что-нибудь о славянской мифологии. Многие мои друзья занимаются славянской реконструкцией, так что в этом есть определенный смысл.
Что случилось с вашим бывшим гитаристом Тоссо Бауэром? Он был в Atrocity и Leaves’ Eyes более 25 лет, и казалось, что он вполне доволен тем, что он записывает музыку и ездит по всему миру, а сейчас, насколько нам известно, он вообще нигде не играет. Почему он решил уйти?
Мы с ним общаемся практически каждый день. Он живет неподалеку от меня, и через пару дней мы с ним собираемся пообедать вместе. (Смеется). Мы по-прежнему лучшие друзья. Для того, чтобы уйти, у него были совершенно личные причины. Но, как я уже сказал, он постоянно на связи как с нами, так и с Элиной (Сиирала, вокал), они периодически встречаются - например, когда Элина приходит в студию, Тоссо тоже заходит. Я тоже очень расстроился, что Тоссо перестал быть участником нашей группы, по крайней мере на гастролях. Я думаю, на то были личные причины. У него всегда была другая работа, и когда появился коронавирус, она стала его все больше и больше затягивать. Он социальный работник, он заботится о подростках, людях, живущих на улице, и тому подобное. В тот период люди особенно нуждались в таких ребятах. И он решил пойти по этому пути вместо того, чтобы продолжать заниматься рок-музыкой. Но между нами как не было, так и нет никакого негатива, он мне до сих пор иногда дает советы, мы по-прежнему говорим о группе – что нам делать с тем или с этим. Мы друзья, и я думаю, это нормально, когда друзья все обсуждают. Если он когда-нибудь передумает и решит вернуться, мы всегда будем ему рады. (Смеется).
Как вы нашли нового гитариста Люка Гебхардта? Он теперь и музыку пишет вместо Тоссо?
Да, он немного принимал в этом участие, когда мы были в студии. У нас осталось еще несколько песен, в которых Люк принимал более активное участие, но они пока не пошли в дело. На самом деле он – вот это самое забавное… Когда-то в Atrocity у нас был гитарный техник, роуди по имени Энди, и он был учителем игры на гитаре у Люка. (Смеется). Как-то мы с Тоссо получили сообщение от Энди: «Эй, у меня есть отличный парень, Люк, он живет в вашем районе, пожалуйста, дай ему шанс». У нас было около ста парней, которые прислали заявки, затем мы оставили 25, которых попросили снять видео, и десятерых из них мы пригласили в студию, чтобы посмотреть, каковы они в деле. И в конце концов мы выбрали Люка.
В середине марта вы собираетесь в турне в поддержку нового альбома. От многих групп мы слышали, что после пандемии туры стали слишком дорогим удовольствием. Насколько от этого страдают Leaves’ Eyes? Возможно ли для группы уровня Leaves’ Eyes выживать финансово при текущих туровых расходах?
В таком положении оказались сейчас все, кто ездит в турне. Конечно, «стадионным» группам, наверное, полегче - я имею в виду группы, собирающие стадионы и крытые арены, но тех, кто играет по клубам, вся эта инфляция и мировой энергетический кризис просто сводят с ума. Это, конечно же, отражается и на фестивалях. Прошлым летом на них должно было приехать множество групп из США, но они больше не могли себе этого позволить. Когда они подписывали контракт, до энергетического кризиса, они рассчитывали на совершенно другие затраты, и внезапно все стало невозможным. Сложности начались еще во время коронавируса, из-за ограничительных мер. Я помню, что мы обсуждали тур в поддержку “The Last Viking”, который так и не состоялся, но когда мы сделали последнюю попытку его организовать, возникли такие проблемы, как, например, если водитель турового автобуса заболеет, его будет некем заменить, потому что многие водители ушли на другие работы и уже не возили группы. В довершение ко всему, очень сильно скакнули цены на нефть и газ… Я не хочу лезть в политику, но мой месседж предельно прост: все мы на метал-сцене должны держаться вместе, несмотря ни на что. И мы уже видели это единение во время круиза “70000 Tons of Metal”, например, на котором были представители 71 страны. Какой бы кризис ни происходил, мы должны помогать друг другу и поддерживать друг друга. Я знаю, что сейчас очень суровые времена, и мы, например, не можем просто поехать сыграть в Россию, но никому на метал-сцене не нужны конфликты. Нас всех объединяет наш металлический образ жизни, и, возможно, политики могли бы у нас поучиться.
В поддержку нового альбома вы выпустили три видеоклипа, два из которых были сняты в Исландии. Почему вы решили снимать их именно там, и какие у вас остались впечатления от этой страны?
На самом деле, скоро выйдет еще два видео, одно из которых, “In Eternity” – уже в пятницу, и оно будет совершенно не похоже на остальные. Они все очень разные, не похожие друг на друга. Могу сказать, что следующий клип имеет отношение к моей матери. Вообще, это была идея Элины, потому что она пела на похоронах моей матери, которая умерла во время пандемии. Элине как-то пришла в голову идея этой песни, и в пятницу она увидит свет. Как я уже говорил, мы снимали это видео в польском Волине, но значительная его часть также снималась в Исландии. Как так получилось? Я был в Испании на викинговской тусовке, у нас на реконструкторской сцене есть ребята из Барселоны, и вот они отлично организовали это мероприятие. Я был там и встретил приятеля по имени Эгил, который родом из Исландии, он «йомсвикинг». Я также встречался с ним на фестивале “Summer Breeze”, потому что он также играет в блэк-метал-группе. Мы с ним пообщались, и родилась эта идея. Он сказал: «Эй, Алекс, у нас есть такие замечательные места, а ты снимаешь отличные видео, и, возможно, они тебе подойдут». А мне уже давно хотелось поехать в Исландию, так что, может, все было наоборот – это я спросил его, могу ли я приехать в Исландию, чтобы снять видео. Он знаком с парнем, который там снимает, к тому же он сам снимался в «Игре Престолов», он играл кого-то из одичалых, по-моему. Вот так все и получилось. Мы нашли несколько замечательных мест, где проходили съёмки «Игры престолов», «Звездных войн», «Звездного пути», фильмов про Джеймса Бонда, Бэтмена… Я словно попал в рай, я мог идти куда угодно и снимать все что вздумается, мы с Элиной провели там почти неделю.
Но вы там еще пока ни разу не выступали?
Мы говорили на эту тему с Эгилом и Даниэлем, вторым парнем, который нам там помогал. Как-то у нас возникла эта идея, давно, еще во время работы над вторым альбомом “Vinland Saga” (2005), мы тогда подумывали повторить путешествие Лейфа Эриксона (скандинавского исследователя, который, как полагают, был первым европейцем, ступившим на американский континент, еще примерно за полтысячелетия до Христофора Колумба – прим. авт.), устроить турне от Норвегии через Исландию и до Ньюфаундленда (Канада). Мы уже составляли маршрут, но вскоре получили предложение о совместном туре по Северной Америке от Blind Guardian, так что мы поехали с ними, а эту идею - сыграть тур по маршруту “Vinland Saga” – реализовать так и не удалось. В Исландии очень маленькая сцена, но там есть какие-то фестивали, есть очень интересные местные группы. Посмотрим, как можно (и можно ли) реанимировать эту идею. Теперь, когда я уже там побывал, я стремлюсь к этому еще больше.
В последнее время на Facebook идет бурная дискуссия по поводу использования искусственного интеллекта для оформления обложек дисков. Каково твое мнение на этот счет? Как ты относишься к тому, что некоторые группы используют ИИ, чтобы сэкономить расходы?
Так или иначе, это уже происходит, и этот процесс уже вряд ли возможно остановить. Проблема в том, что если люди считают, что этот ИИ сам по себе создает что-то совершенно новое, это вовсе не так. Он просто собирает воедино кусочки и фрагменты работ других художников, и в этом заключается главная проблема. Уже есть художники, особенно оформители, которые говорят, что нашли свои собственные идеи в так называемых работах искусственного интеллекта. И это, конечно, неправильно. В этом заключается самая большая опасность: настоящие художники сегодня больше не могут выживать из-за ИИ, они проигрывают в этой конкуренции. К тому же живые художники создают настоящее, реальное искусство; ИИ – я так не считаю. Использовать ИИ, чтобы сделать какой-то элемент своей картины – это я понимаю, сам с этим экспериментировал, потому что я тоже художник, но думаю, что должны быть какие-то границы. Если получается что-то слишком стандартное или слишком «пластмассовое», мне это не надо. Мне нужно что-то органичное, что-то, имеющее душу, а не просто подделка.
“Myths Of Fate” – ваш третий альбом с Элиной на вокале. Тебе не кажется, что сейчас самое время для выпуска нового DVD? Предыдущий вышел в 2009 году, целых 15 лет назад.
Вы совершенно правы. Дело в том, что у нас есть трансляция нашего выступления на фестивале “Wacken Open Air”, она лежит в сети, и, по крайней мере, наши немецкие фэны по-прежнему могут ее смотреть. У нас есть на нее определенные права, и, возможно, сделать из этой трансляции полноценный DVD было бы неплохой идеей, потому что то выступление было действительно потрясающим! Мы еще пока не приняли окончательного решения, но над этим стоит всерьез подумать. Или, возможно, мы сделаем что-то подобное в ближайшем будущем. Посмотрим. (Смеется). В последнее время у нас было не так много возможностей записаться вживую, но, возможно, сейчас ситуация изменится.
Мы бы хотели задать тебе несколько вопросов относительно Atrocity. Теперь, когда трилогия “Okkult” полностью завершена, в каком направлении группа будет двигаться дальше?
(Смеется). Прежде всего, это десятилетие, когда мы работали над этой трилогией, было очень важным. Недавно мы ездили с гастролями по Европе вместе с Belphegor и Арконой из России – и это был великолепный тур; хотя на дворе был разгар кризиса, все прошло как надо, и у нас остались самые лучшие впечатления. (Пауза). Понимаете, мне бы не хотелось спойлерить. У нас есть определенные мысли на этот счет, и есть пара тузов в рукаве… У Atrocity определенно будут еще релизы.
Третья часть трилогии звучит более брутально и менее симфонично, чем предыдущие две. Это было сделано намеренно? И если да, то почему вы решили уменьшить симфоническую составляющую в музыке?
Да, я так и хотел: это был конец трилогии, последняя ее часть, и они должна была быть наиболее брутальной, словно удар кулаком по лицу. Стать металлической изюминкой трилогии. Но в то же время у нас там есть такие песни, как “Malicious Sukkubus”. Но вы правы¸ она действительно более сырая и тяжелая, и это было сделано абсолютно намеренно.
Гуляет такая шутка, что когда Тоссо ушел, он унес с собой все оркестровые партитуры…
(Хохочет). Нет, не было такого. Но я ему обязательно расскажу об этом! (Общий смех).
Какие песни вы сейчас играете на концертах с Atrocity? Когда у группы столько альбомов, наверное, очень трудно составить сет-лист…
Да, это всегда сложно, вы правы. В туре с Belphegor мы сосредоточились на трилогии “Okkult”, но также играли и классику Atrocity. Это было как бы подведение определенных итогов. Мы также исполняли “Reich Of Phenomena” с альбома “Atlantis” (2004) и несколько песен с первых двух дисков. Это всегда определенный микс, но, честно говоря, я считаю, что последние вещи нужно играть как можно чаще, это вполне логично.
“Okkult III” стартовал с 32-го места в немецких чартах, что является наивысшим достижением за всю историю группы. Ты доволен сегодняшним уровнем популярности Atrocity?
(Смеется). Да, конечно. Результат мог быть еще выше, но мы на недельку опоздали. (Смеется). Нам говорили, что с подобным альбомом мы можем войти в Топ-20 или даже выше, но когда ты выпускаешь дэт-металлический альбом, сложно точно просчитать, насколько он будет успешен в чартах. У подобной музыки не столь широкая аудитория, как у более мелодичной. Но, с другой стороны, было очень приятно видеть, что многие еще помнят Atrocity. Мы все пребывали в некотором волнении: как все пройдет с последней частью трилогии? Понравится ли она фэнам? Но потом, когда мы повсюду получили только восторженные рецензии, это было просто потрясающе! Я вообще не видел плохих отзывов на альбом, и даже среди фэнов лишь немногие говорили: «Мне нравится больше другой альбом». Но так бывает всегда, а большинству фэнов новый альбом понравился.
Кстати, об успехе: у тебя есть какие-нибудь мысли насчет того, как вывести Leaves’ Eyes на новый уровень популярности? Может, перейти на другой лейбл?
(Смеется). Что ж, если многолетнее пребывание в этом бизнесе меня чему и научило, так это тому, что проблема далеко не всегда в лейбле и подобных вещах. Множество аспектов должно совпасть в нужный момент, и иногда если вам что-то удается, то это чистое везение. В какой-то момент какая-то группа вдруг начинает «цеплять» людей, и ты думаешь: «Ух ты, правда? Сейчас? Почему?». Иногда это просто случается. У Leaves’ Eyes так или иначе сложилась отличная фэн-база по всему миру, и мы очень этому рады.
В “Metal Hammer” написали, что этот альбом Leaves’ Eyes им нравится больше всего. Мне как музыканту не хотелось бы говорить: «Мы только что записали лучший альбом в истории группы!» Это, как вы понимаете, просто банально. (Смеется). Но когда такие вещи говорит кто-то другой, особенно когда ты уже много лет на сцене, это настоящий комплимент. Мне кажется, у нас получился очень свежий альбом Leaves’ Eyes, мы рады, что нам удалось реализовать на нем некоторые наши задумки, особенно, что касается вокала Элины. Я очень доволен этим альбомом – посмотрим, что скажут люди.
Сейчас в музыкальном бизнесе тяжелые времена. Лейблы лихорадит, у них большая текучка кадров, кризис ударил и по ним. Посмотрим, что будет дальше.
Мы отдаем себе отчет, что выступление Leaves’ Eyes и Atrocity в нашей стране – на данный момент вопрос даже не дискуссионный. Но, скажи, ты получал какие-нибудь предложения из Турции, или, например, из Грузии или Армении, то есть стран, куда фэны из России теоретически могут доехать?
Очень хорошо, что вы спросили о возможности подобных живых выступлений. Мы как раз готовимся к новому турне. Мы недавно получили предложение из Мексики. Когда выходит новый альбом, то вся карусель с концертами и фестивалями закручивается снова. Надеюсь, нам представится возможность выступить там, куда могли бы приехать все желающие. Сейчас из-за политического кризиса сложилась очень грустная ситуация: люди, которые хотят быть вместе и не имеют никаких проблем друг с другом, разделены. Эта ситуация неприятна для всех. Будем надеяться, что этот кризис закончится - чем раньше, тем лучше. Я бы с большим удовольствием выступал в России и везде, где нас ждут, я лично не имею с этим никаких проблем. У меня есть друзья в России, у меня есть друзья в Украине, два парня нашей туровой команды родом из Украины, но они больше не могут приезжать и гастролировать с нами, потому что им запрещено покидать страну. Это все душераздирающе и бессмысленно.
Мне кажется, лидеры так и не извлекли никаких уроков из истории. Они очень любят ссылаться на то, как было «в прошлом» - но им следовало бы и извлекать из прошлого определенные уроки. Когда пал Железный занавес, я думал, что все это уже никогда не повторится. Все по крайней мере надеялись, что подобных проблем больше не возникнет никогда. У меня лично была уверенность, что со всем этим покончено навсегда. Моя семья по отцовской линии родом из Восточной Германии, но я не мог поехать в Восточную Германию. И я только в 18 или 20 лет смог впервые поехать в те места, откуда родом мой отец. Более того, я сказал, что стану первым, кто организует дэт-металлический концерт в Восточной Германии, и я сделал это! Мы организовали тур, который включал также и ГДР, и наши группы - Carcass, Atrocity и Pungent Stench – стали первыми дэт-металлистами, сыгравшими в Дрездене. Для меня это стало выдающимся событием.
Еще я помню, как совсем еще молодым организовывал концерты, и тут рухнула Берлинская стена. Я делал в Берлине концерт, кажется, Godflesh. Я просто не мог поверить, что стена рушится, и поэтому пошел туда и забрался на Бранденбургские ворота. И полицейский с Востока стал кричать мне, чтобы я уходил. Я ответил: «Нет, парень, отвали! Ты теперь – история!». После чего ко мне подошел полицейский с Запада и сказал: «Эй, юный джентльмен, спускайся со стены. Возможно, ты прав, и он уже история, но у него пока еще есть оружие!» (Общий смех). Потом я объяснил ему, что я наполовину восточный немец. И эта новая трагедия делает то же самое – разъединяет семьи и друзей. Вот почему я не могу быть к этому равнодушным.
Официальный сайт Leaves’ Eyes: https://www.leaveseyes.de/
Выражаем благодарность Ирине Ивановой (AFM Records) за организацию этого интервью и предоставленные фотографии
Интервью – Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Перевод с английского - Наталья “Snakeheart” Патрашова
21 февраля 2024 г.
© HeadBanger.ru