Лео Хао

Лео Хао
Инструменты меняются, а художники остаются

05.03.2024

Архив интервью

Если среди российских металлистов провести опрос на тему, кто является самым известным отечественным рок-художником, то с высокой долей вероятности лидером мнений станет Лео Хао, известный по работе с Арией, Пикником, Blind Guardian, Iced Earth и… этот список можно продолжать очень долго. Геймеры знают Лео по серьёзнейшему вкладу в игровую индустрию, а любители почитать фантастику и фэнтези припомнят множество его обложек для своих любимых книг. В разговоре с Лео мы обсудили множество самых разнообразных вопросов из его обширного творческого пути. Более того, эксклюзивно для нашего портала он приоткрыл завесу тайны, рассказав о том, чем занимается прямо сейчас! И да, вы давно хотели узнать, что думают профессиональные художники о заполонивших всё вокруг нейросетях? Ответ на этот вопрос вы также найдёте в нашем материале.

Когда ты почувствовал в себе тягу, а главное, способности к рисованию?


Рисовал я с детства, в детском саду уже понял, кто я есть. Рисование — это способ жить, способ познавать законы мира. Это отражение жизни, там те же законы. Дети всегда делают то, что хотят — я хотел рисовать, и я рисовал. Это потом взрослые строят детей под себя, и не важно, какое время и какие социальные обстоятельства. Однако бывают исключения, но не в моём случае — меня строили. А я сопротивлялся и делал то, что желаю. А свои желания нужно исполнять.

Говоря, что тебя строили, ты имеешь в виду, что взрослые были не сильно рады твоему увлечению и хотели направить тебя в другое русло?


Да. В 80-х мамки-бабки хотели сделать меня телемастером, который «хорошо зарабатывает». (Улыбается).

Правильно ли я понимаю, что ни в художественной школе, ни в училище ты не учился и весь твой уровень — результат самообучения?

Так и есть, нас никто не учит. Мы все самообучающиеся, где бы мы ни были. Лучшие учителя — это те, кто показывает вам, куда смотреть, но не говорит, что видеть. Просто многие хотят, чтобы всё делали за них, и всю жизнь ищут именно такие способы познания мира — через других. Чтобы потом легко скидывать ответственность за свои промахи и ошибки. Это тоже способ обучения определённых особей, но мне он неинтересен.

И всё же именно Учителем, причём с большой буквы, ты называешь Фрэнка Фразетту. Более того, ты говорил, что стал художником только тогда, когда случайно купил книжку-фэнтези, обильно напичканную артами Фразетты. А если простым языком, понятным не-художникам, почему именно он оказал на тебя такое влияние?

Зацепила экспрессия в его работах, гипертрофия динамичных образов. Для воспитанника видеосалонов такое имя, как Конан-варвар, всё-таки было не пустым звуком. (Улыбается).

Ну, после этого не могу не спросить про Бориса Вальехо, альбомы с работами которого в своё время навели у нас шороха. Как ты относишься к нему?

Да, был такой, в киосках продавали по рублю за фотку 9×12. Альбомы уже потом начали издавать. Конечно я фанател от него, так как никаких других альтернатив не существовало. Сейчас реагирую более спокойно.

А что скажешь про таких известных в рок-музыке художников, как Дерек Риггс (оформитель классических обложек Iron Maiden) и Кен Келли (оформитель обложек Manowar, Kiss, Rainbow и др.)? Я знаю, уход последнего стал для тебя серьёзной утратой.


Дерек Риггс мне достаточно близок. После того, как я прочитал одно из его интервью о работе с Iron Maiden, отчетливо увиделись многие параллели с моим сотрудничеством с группой Ария. Было интересно читать и отмечать для себя знакомые интонации в высказываниях по тем или иным ситуациям, связанным с процессом оформления обложек. (Улыбается). А Кен Келли был моим безусловным фаворитом, так как он являлся прямым учеником Франка Фразетты.

А какую из его обложек Manowar ты считаешь лучшей?

“Kings of Metal”, конечно! (Улыбается).

А если взять классических художников — я знаю, что ты очень высоко ценишь Репина, а каких ещё живописцев ты любишь? Есть ли какая-то картина, которая впечатлила тебя сильнее всего остального?


Меня впечатляют все картины Репина, Сурикова и Верещагина, выделить что-то одно сложно. Просто я смотрю на картины несколько иначе, чем обычный зритель.

Я помню, в школе любили писать сочинения по тем же «Бурлакам на Волге». Что хотел сказать автор, о чём думает тот или иной персонаж на картине? А ты, глядя на великие полотна, когда-нибудь задавался подобными вопросами, или ты сразу смотрел и видел, как лежат мазки и как падает свет?

А в «Бурлаках» никакого Смысла нет — это просто бытовая сцена. Как правильно высказался Достоевский: «Бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен, и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику». А так… смысл можно найти где угодно. Даже у меня искали смыслы в обложках «Эксмо», не зная, что это просто иллюстрации. Очень потешало.

Возвращаясь к теме про «хорошо зарабатывает». В твоей биографии есть интересный факт: в 90-е ты сменил немало работ, и одной из них было сколачивание гробов. Насколько я знаю, в перерывах, расположившись именно на этих гробах, ты и рисовал... Расскажи об этом поподробнее.

Да это была просто подработка, по профессии я реставратор. В 90-е было много разборок, а значит, много гробов. Я умел их делать, но гробы — это скучно, они не требуют совершенства. (Улыбается).

А что именно ты рисовал на гробах? Это были какие-то работы для себя, для прокачки навыка или уже рабочие заказы?


Это были иллюстрации для издательства «Аргус», карандашные эскизы.

Кстати, про издательства... я сам впервые узнал таинственный псевдоним Лео Хао в 1998 году, купив трилогию «Властелин колец». И будучи большим любителем книг с иллюстрациями, был очень рад заполучить издание с такими классными рисунками! Как сложилось это сотрудничество, и было ли для тебя это важной, особенной работой или это был рядовой заказ, один из многих? То есть, какое значение для тебя имеет «Властелин колец»?

«Властелин колец» для меня стал иметь значение уже в процессе работы. До получения заказа я о нём ничего не знал, были другие интересы. В процессе включился и уже на нём учился. Тогда я не умел рисовать так, как я хочу — я и сейчас так не умею — но как получилось, так получилось. Молодой был, спасибо «Эксмо» за такую возможность. Меня же взяли из-за точечной графики. После выхода книги «Путь Меча» с моими иллюстрациями, выполненными в технике точечной графики пером 0,5.

Вот эта точечная графика меня тогда — помимо самих по себе классных иллюстраций — впечатлила особенно! Ведь это же, наверное, очень непросто и отнимает значительно больше времени, чем привычный стиль рисунка?

Ничего сложного, пуантилизм - это тот же рисунок, просто в другой технике. Для тех, кто «любит» дышать. Естественный процесс, не требующий усилий. Рисование — это процесс дыхания, способ жизни. Для меня нет такого понятия - «нравится» или «не нравится» рисовать. Это как спросить человека «Тебе дышать нравится?». Дышишь — значит живёшь.

И вдогонку, что ты, как художник, думаешь про экранизацию Питера Джексона?

Джексон всё сделал правильно. Но для меня ценность его титанической работы не в самом фильме, а в дополнительных материалах. Их я и мои ученики пересматриваем гораздо чаще, чем само кино. В них вся «кухня» создания. Там очень хорошо показано именно то, о чем мы говорили выше, как люди дышат своим ремеслом.

А тебе самому не поступало предложений поработать в кино? Интересно было бы посмотреть, например, на орков, которых придумал ты…

Увы, или к счастью, не поступало. (Улыбается).

Через несколько лет после «Властелина колец» случилось событие, открывшее новую большую главу в твоей жизни. Однако перед этим я хочу спросить, как ты сам полюбил тяжёлую музыку, с чего всё начиналось?

Во время учёбы в ПТУ мой однокашник познакомил меня с миром коллекционирования «родного» винила. Был такой клуб по обмену и перепродаже пластинок. Там я открыл для себя Dio, и он произвел на меня впечатление на уровне Фразетты, только в музыке. Ну и, конечно, Helloween и Manowar. Их я понимал больше, чем, например, Iron Maiden. Почему — не могу объяснить, так как я не музыкант. Что-то больше нравится, что-то меньше.

И вот мы подходим к знаковому 2001 году. Я, помнится, купил альбом группы Ария, который наконец-то порадовал меня как музыкально, так и визуально. Смотрю, а в буклете указан уже знакомый мне по «Властелину колец» художник. Как началось это сотрудничество?


Очень просто. Так совпало, что тогда ушёл из жизни Василий Гаврилов, их художник, и они искали нового. Я послал свои работы, они понравились. Так и началось.

Жорик, монстр твоей работы, уже долгие годы является маскотом группы, а как он появился на свет? Ты его только нарисовал по просьбе музыкантов, или это изначально была твоя идея?

Это была как раз та самая картинка, которую я отправил для знакомства с группой. Просто картинка. Я уже неоднократно говорил, если бы был конкретный заказ на разработку маскота, всё выглядело бы совершенно иначе. А тут этот птенчик дохлый. (Улыбается). Пришлось спасать его, назвать «Жорик», чтобы он больше жрал. Собственно в «Колизее» уже заметно, как он пошел на массу — 4 грамма белка на кило точно потреблял. Также не исключено потребление фармы, особенно на сушке. (Улыбается).

Ну, кстати, «Колизей» — одна из самых популярных арийских обложек твоего авторства. Как она создавалась? Кто придумал колизей из Marshall’ов?


Тут тоже не было ничего необычного. Идеи дала группа, я получил описание и нарисовал. А идея с Колизеем из усилителей, если не ошибаюсь, принадлежала Виталию Алексеевичу (Дубинин, басист Арии — прим. авт.).

Идём дальше. Первоначальный вариант обложки для «Крещения огнём» сильно отличается от финальной версии и цветовой гаммой, и персонажами. Почему случилась такая серьёзная переделка?

Владимиру Холстинину захотелось более мрачную обложку, кроваво-огненную, я и доработал.

Насколько я знаю, твою любимую арийскую обложку, красующуюся на сингле «Чужой», было не так просто согласовать с музыкантами. Почему?


Наоборот, очень просто. Музыканты хотели обойтись малыми средствами и наклепать что-то из уже имеющихся «Жориков». Мне это не понравилось. Я предложил нарисовать то, что я хочу, и сказал, что денег за это не возьму. Так и получилось.

Может, это моё разыгравшееся воображение, я знаю, что песня совершенно не об этом, но… нет ли в этой когтистой лапе на двери отсылки к одноимённому фильму Ридли Скотта?

Нет, это просто когтистая лапа «инопланетного существа». Хотя, конечно, всё затевалось ради атмосферности. Можно было обойтись просто приоткрытой дверью и маленькой девочкой, но с маркетологической точки зрения это не прокатывает, и приходится рисовать монстров. (Улыбается). Кстати, у меня родился тогда и стишок на эту обложку:

Вышел Жорик на крыльцо...
Скрыл от вас своё лицо :)
Вместо Жорика теперь
Лапа отворила дверь
Когтисто-страшноватная
И людям непонятная....
Почему она торчит?
Что же девочка молчит?
Нет испуга в этом взгляде
Просто, любопытства ради
Девочка на звук спустилась
И за стенкой притаилась...
Но настанет этот миг
И раздастся в доме крик!
А пока движенья нет
Может, это туалет?
Может, папа засиделся
И заснул... куда он делся?
Ум пытливый у детей
Они не смотрят «Новостей»
Разум чист, пригож и светел
Каждый скрип ему заметен...
Не волнуйтесь! будет Вой!
И появится Чужой!!!
На стене кровавый след!
«Я — Чужой! И всем ПРЕВЕД!»
Мясо, кровь и чьи-то кости...
Так Чужой заходит в гости!
Но...
пока всё тихо-мирно
Неизвестно и наивно.
Продолжения хотите?
На альбоме новом ждите!
Всем удачи! Всем пока!
Мир, Труд, Май! — да на века!

Кстати, насчет стихов. Как у тебя обстоят дела с текстами песен, продолжаешь писать?


Я уже давно сотрудничаю с Валерой Наумовым из группы Иван Царевич. Началось всё с обложки к альбому «Иду на вы». Кстати, тот самый Святослав, изображение которого многим известно, даже превратился в памятник, стоит в Серпухове. И я не только рисую, но и пишу тексты для группы. «Севастопольская страда», «Ведаю», «Ледовое побоище», «Коловрат», «Костры горят», «Magnus Dux» — все их можно услышать. (Улыбается). И сейчас ведётся работа над новым масштабным альбомом. Пишу стихи, как картины — море удовольствия!

К вопросу о переделках. С бесконечными правками от заказчика всё ясно, а была ли у тебя какая-то работа, которую ты переделывал дольше всех, пока она не устроила, наконец, тебя самого?

Самая большая и длинная переделка была, когда Холстинин двигал солнце «выше-ниже-левее-правее» на заднике буклета к «Армагеддону». Это не как сейчас, тогда месенджеров не было. Я отсылаю эскиз ему на почту, он перезванивает, говорит, куда двигать. Я правлю и отсылаю опять на почту, звоню и говорю «отослал», он смотрит, перезванивает, просит подвинуть ещё как-то, я исправляю, опять отсылаю эскиз на почту. Звоню «отослал», он перезванивает, говорит куда двигать, я правлю и отсылаю опять на почту… так всю ночь и двигали. (Улыбается).

После внушительного перерыва в работе с Арией ты вернулся к этому сотрудничеству во время подготовки к шоу «Гость из царства теней». Причём, насколько я знаю, режим работы был таким, что ты месяц почти не спал, но зато поклонники оценили твой труд. Что там была за история?  

Там не было «истории». Там было очень много плотной, серьёзной сценической работы непосредственно с Юрой Соколовым (режиссёр шоу — прим. авт.). Он безгранично творческий человек, великолепный организатор грандиозных концертных действ, и у меня с этим сотрудничеством связаны самые тёплые ассоциации, поскольку, несмотря на всю сложность работы, когда люди понимают друг друга с полувздоха, энергозатраты компенсируются чрезмерным удовольствием от процесса!

Удовольствие от процесса — это хорошо, а как насчёт результата? Я помню, как стоял на самом первом шоу и не мог поверить в грандиозность происходящего! Но я просто зритель, а что ты, как художник, скажешь о «Госте»?

А я не видел живого концерта. Мне хватило процесса. (Улыбается).

Ну, хорошо. Однако ты рисовал не только для Арии. В 2003-м сингл “The Bard’s Song (In the Forest)” группы Blind Guardian вышел с твоей обложкой. В те годы работа русского художника на европейском релизе была редкостью, как это получилось?

Этим занимался мой агент Коля Симкин. Он друг Ханзи Кюрша и предложил тому мои арты. Они понравились, всё как обычно.

Это который верстал буклеты арийских альбомов? Теперь понятно, почему вы работали в паре. (Улыбается). Вообще список иностранных групп, с которыми ты работал, впечатляет: Saxon, Iced Earth, Primal Fear, Rage, Nocturnal Rites. С кем из них было комфортнее всего работать, кто давал наибольшую свободу творчества, и кому был по-настоящему важен результат?

С Ханзи Кюршем и с Джоном Шафером (Iced Earth, Demons and Wizards — прим. авт.)! Вот уж кому было не всё равно, что у них будет на обложке и в каком в виде. Особенно мне запомнилась работа над проектом “The Glorious Burden” — пришлось изрядно поизучать исторические детали, а Джон даже спутниковые снимки и карты полей Геттисберга присылал.
 
А как получилось, что ты оформил альбом Пикника? Насколько я знаю, Эдмунд Шклярский всегда оформляет все свои пластинки сам…

Так случилось, что с Эдмундом Мечиславовичем мы сразу нашли общий язык. Я с ранней юности начал заниматься восточными практиками, и однажды, попав на Фестиваль Единоборств, который проводился в цирке, услышал песню «Иероглиф» в исполнении Пикника. Сразу же достал все альбомы, которые были на данный момент, и пропал там навсегда — оказался в своём мире! Спустя много лет я отослал свои работы группе, и началось плотное сотрудничество по мерчу и декорациям. В оформление дисков я не лез, так как фанател от картинок, которые Эдмунд сам рисует. В какой-то момент, в процессе решения очередной задачи, родилась рука нумеролога-шамана, и к моей радости — и небольшому шоку — он предложил мне использовать её на обложке альбома «Три судьбы»! Излишне говорить, в какой нирване я пребывал от этого факта. Для меня эта обложка, пожалуй, самая ценная из моих работ!

А ещё я слышал, что с тобой вели переговоры по оформлению альбома «Жаль, нет ружья», что не менее удивительно — ведь все альбомы Короля и Шута оформлял лично Князь.

Совершенно верно, мне поступало предложение от издателя. Я не знаю, по какой причине Андрей Князев не стал рисовать эту обложку, для меня это до сих пор загадка. Но лейблу, видимо, не понравились мои обычные условия, и вот… мы имеем то, что имеем. Очень жаль. Особенно, если брать в расчёт, что это последний, если я не ошибаюсь, альбом, записанный в классическом «золотом» составе.

Отвлечёмся от музыки. Ты много лет рисуешь для игровой индустрии, и твои работы в этой отрасли впечатляют, помимо всего прочего, какой-то потрясающей детализацией. Насколько тебе сейчас самому интересно рисовать этих воинов в гигантских доспехах, драконов и побоища с невероятным количеством персонажей?

Ну… сейчас я их не рисую. По крайней мере, в том виде, в котором они существуют в рамках игровой индустрии. А тогда, конечно, нравилось всё такое гипер-могучее фэнтези. Дорвался же после книжного иллюстрирования, где таких тем не было.

А что же сейчас является основной точкой приложения твоего художественного мастерства, если не геймдев?

В молодости я окунулся в мир графических новелл BD. Это аббревиатура с французского La bande dessinee — в вольном переводе «рисованные полосы», это европейский «комикс», сложное многоуровневое авторское произведение. Там ты и режиссёр, и сценарист (по желанию), и оператор, и актёр, каскадёр и т.д. Уровень рисования отдельных книг меня потряс. Я ринулся рисовать своё. Было очень много попыток, но на тот момент я понимал, что не вытягиваю техническое исполнение. Нужно было набирать опыт, чтобы научиться рисовать, КАК Я ХОЧУ, а не так, как получается. Я работал в издательствах, с музыкантами и в геймдеве — 30 лет у меня ушло на то, чтобы, наконец, сказать себе — пора.
И сейчас я рисую свою первую авторскую книгу. Персонаж — Хайвр, потомок Атлантов. Действие происходит в альтернативном фэнтези-историческом прошлом, Древний Египет, Древний Крит и много других «несуществующих» стран, осколков шести последних цивилизаций. Это мир, населённый таким бестиарием, где обыкновенный верблюд считается редким чудовищем. Вот этим я сейчас и занимаюсь.

Звучит интересно, уверен, ценители твоего творчества будут ждать результата с нетерпением. 30 лет — немалый путь…

Личное Духовное развитие человека — это исполнение своих желаний. Не «хотелок», а ЖЕЛАНИЙ! Через них мы реализовываемся. Помнишь фильм «Побег из Шоушенка»? Спокойно, чётко и понятно человек поставил себе ЗАДАЧУ и совершал ДЕЙСТВИЯ для реализации оной. Не «цель», к которой ты эмоционально привязываешься, и «ты уже сам весь там, в этой цели», а план по жизни. План нужен, чтобы наработать необходимые качества для реализации желания. Иначе будут отмазки типа «обстоятельства помешали, а я такой белый и пушистый, и это все вокруг меня виноваты в том, что я не сделал того, чего желаю». Энергия даётся на желание, не на «хочу». Весь мой путь, начиная с 90-х годов, — это мой личный «Побег из Шоушенка», исполнение своих желаний с опорой на свои действия, а не на надежду, что кто-то что-то сделает за меня, будь то правительство, обстоятельства, люди, погода, мировой кризис и прочее. Нельзя зависеть от других — таково моё практическое мнение, которое помогло мне обрести свободу и счастье в буквальном смысле. Поэтому я желаю всем исполнять свои ЖЕЛАНИЯ своими ДЕЙСТВИЯМИ, а не быть «ждунами» и «хочухами»!

Говорят, что далеко не каждый блестящий спортсмен может быть хорошим тренером. Уверен, это справедливо и для художников, но ты уже много лет учишь людей рисовать. Так, один из твоих известнейших учеников Андрей Кузинский (победитель конкурса художников, организованного Blizzard — прим. авт.) говорит, что его жизнь делится пополам — до знакомства с Лео Хао и после. Когда ты понял, что можешь и хочешь быть учителем?

Когда появилась потребность «опустошить стакан», чтобы заполнить его снова. Когда новое не умещается, необходимо освободиться от старого. Для меня в этом и есть потребность обучения других людей.

А что для тебя преподавание — серьёзная напряжённая работа, вызванная необходимостью, или в этом процессе есть место радости и удовольствию? Гордишься ли ты успехами своих учеников, не боишься ли, что кто-нибудь из них превзойдёт учителя?

Превзойти — это понятие социальное. Понятие природное — это быть на своём месте и выполнять свою функцию. Обучение, в классическом виде «учитель-ученик» - это путь от сердца к сердцу, как любит выражаться Ши Янбин, Учитель, шаолиньский монах, который, кстати, уже давно ведёт свою школу в России. И это единственное официальное представительство монастыря Шаолинь у нас в стране. Как я уже говорил выше, лучшие учителя показывают, куда смотреть, но не говорят, что видеть. У меня индивидуальная работа с человеком. Я с людьми работаю! Я не «ментор» и не «преподаватель», у меня не «курсы», где читаются обязательные лекции, и дальше кто что хочет с ними, то и делает. У меня ОБУЧЕНИЕ в самом удобном и прямом смысле этого понятия. (Улыбается). Мы учимся практически, до результатов. Каждая новая тема несет в себе ЗАКОНЫ, без практического освоения которых двигаться дальше — это пустая трата времени, поскольку человек сам понимает, что, «перескочив» на более «интересное», потом придётся вернуться на шаг назад. Понимает, что без нужных наработок необходимого результата не добиться. Если человек правильно расставил свои приоритеты, тогда он попал в нужное место, где исполняются не просто желания, а намерения. Чем отличаются желания от намерений? Человек захотел пить. Сидит и хочет, а за стаканом воды не идёт — это желание. А вот когда идёт, наливает себе воду и утоляет жажду — это исполнение намерений. Мы не переходим к следующей теме, пока не будут удовлетворительные наработки по текущей. Хоть год на «кубиках» сидеть будем, если нужно, и тут уже всё индивидуально. Всё всегда начинается с базы, это как бревно кондовое в дому деревянном — всё строение держит. Вытащишь его, и весь дом рухнет. Кому это скучно, тот надолго не задерживается, а кто понимает, что занимается строительством СЕБЯ, из тех и вырастают хорошие художники, музыканты, писатели и т.д. А шанс начать – я даю всем.

Ты долгие годы творишь на компьютере, а случается ли порисовать на бумаге или, может даже, на холсте?

Так я постоянно на бумаге рисую. В цифру переношу только уже готовые для обработки формы.

Не могу не затронуть тему, волнующую многих. В последнее время, особенно в последний год, умы обывателей будоражат нейросети, которые становятся всё более изощрёнными. Что ты как профессиональный художник можешь об этом сказать?

Технологии убивают профессионализм. Личный профессионализм человека мне ближе и понятней. Я художник. Задачи ИИ мне тоже понятны – облегчить работу в стиле «меньше затрат», но мне это не интересно.

Многие искренне уверены, что профессия художника медленно, но верно отмирает за ненадобностью. В тех же рок-обложках сейчас повсеместно торчат уши нейросети, и если большая часть таких работ — откровенное барахло, то некоторые вещи — для неискушённого человека — выглядят очень круто. И большинству людей этого достаточно! Как ты думаешь, вытеснят ли сети живых художников?

Я знаком со многими традиционными художниками-живописцами, учащимися ВУЗов, реализовавшимися мастерами… им глубоко насрать на все эти нейросети, прости за выражение, — творческой жизни это не касается. Нейросиськи — это инструмент для упрощения и ускорения производительности, когда пальцы за тебя загибают, и в итоге ты начинаешь получать меньше денег. Повторяю, ИИ не касается творчества, что он есть, что его нет. Рынок меняется постоянно, люди меняются. 100 лет назад у всех художников «кипело» с фотографических карточек, тоже кричали, что художники больше не нужны. Потом появились компы, фотошопы всякие, ору не меньше было — «за вас всё компутер рисует». Сейчас нейросиськи, завтра нейронеопипки какие-нибудь. Инструменты меняются, а художники остаются. И уже сейчас, наигравшись, крупные уважающие себя компании начинают отбирать деньги у ИИ-шников, чтобы больше платить тем, кто УМЕЕТ САМ, поскольку авторский продукт всегда ценился выше. ИИ и за музыкантов музыку пишет, спроси у них, как они к этому относятся. (Улыбается).

При случае обязательно спрошу. (Улыбается). Недавно ты написал о том, что порой хочется всё бросить и поступить лет на пять в Суриковское училище. Просто чтобы кайфануть от ауры правильного отношения к рисунку и к рисованию. А могли бы там тебя с твоим нынешним уровнем чему-нибудь научить?

Мы учимся всю жизнь! Конечно, могли бы и очень многому. Повторюсь — то, что я умею держать в руках карандаш, не значит, что я рисую так, как мне бы хотелось. Пока человек учится — он живёт.

Ну и на сладкое, зная, что тема тебе небезразлична, я оставил кулинарию. На чём тебе больше нравится творить — плита, духовка, казан или, может, тандыр?


Да на всём! Тут нет приоритетов, главное - мясо пожирнее.

Какие блюда ты считаешь своими коронными?

Свинина в кисло-сладком соусе с ананасами, да и почти вся китайская мясная-салатная кухня. И, конечно, плов, шашлык, борщи и супы.

Я помню, с каким удивлением читал о том, как ты обжаривал маринованные огурчики. Какие ещё неожиданные сочетания и ходы ты освоил, придумал ли какие-то свои, авторские рецепты?


Чёрная икра, блинчики, севрюга и пол-литра «Белуги» или «Мамонта» — лучший из рецептов! Раз в три месяца обязательно позволяю себе так возвыситься!

И напоследок, что делает хорошего художника выдающимся или даже великим?

Не «что», а «кто» — зрители. Мы же рисуем для того, чтобы нас оценивали! А вот какие качества нужны для этого самому художнику, — это очень долгий и ответственный разговор. Вряд ли он будет тут уместен.

Официальная группа Лео Хао в ВК: https://vk.com/leohaoart

Интервью: Вячеслав «Slash» Куприянов
5 марта 2024 г.
Фото и иллюстрации предоставлены Лео Хао
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker