Алексей Чернышев

Алексей Чернышев
Укрощение огня

09.02.2024

Архив интервью

Что мы, собственно, знаем про Алексея Чернышёва? Не вы, а именно мы. С вами-то всё понятно. Вы наверняка в курсе, что Алексей – великолепный гитарист, композитор и аранжировщик, что в молодости он играл в группе Легион, а последние две пятилетки выпускает свои альбомы то на пару с Алексеем Булгаковым, то с Андреем Кустарёвым. Мы же знаем, что жена артиста печёт замечательные пирожки. И вот повадились мы в гости к герою этого интервью, и поскольку чай с пирожками хорошо развязывает языки, стали беседовать о жизни и музыке…

Алексей, как в ваших руках впервые оказалась гитара?

В детстве дедушка подарил моему брату старую цыганскую семиструнную гитару, брат скоро её забросил, и в итоге на ней начал играть я, лишнюю струну сняли. Мне было лет десять тогда. Я осваивал инструмент с помощью самоучителя, магнитофона и Дома пионеров. Параллельно я ещё играл в детском духовом оркестре, где и познал нотные премудрости. После Дома пионеров я играл в Перовском парке на танцах, а потом уже настало время Легиона.

Как вы познакомились с "легионовцами"?

Я тогда играл на танцах в Перовском парке культуры и отдыха. Лёшу Булгакова знал ещё раньше, у нас общие знакомые были. Часто, проходя мимо его школы, видел, как он сидел у здания и пел под гитару. А когда мы играли в парке, они с Олегом Царёвым (бас) часто заходили на танцы. Коллектив у меня был слабенький, и мы с ними решили объединиться. Получилось это, правда, не сразу. Сначала Легион взяли в Дом пионеров, при нем был создан некий музыкально-молодежный центр, где уже было несколько рок-групп. Там мы и начали играть вместе. Когда там всё загнулось, мы засели в ДК "Серп и молот". Оттуда нас выгнали после одного удачного выступления, когда мы начали тяжелый рок играть. Был ещё непродолжительный период, когда мы в Пушкино играли, тоже в парке. Мы делали две программы – танцевальную и роковую, а потом с танцами закончили, когда нам это стало неактуально. Хотя и в ДК Локомотиворемонтного завода (ДК МЛРЗ – прим. ред.) нас тоже заставляли на танцах играть. Всё это было в начале 80-х, примерно с 1980 по 1985-й.

"Роковая" программа состояла из своих вещей?

Да, и из этих вещей потом получился альбом "Апокалипсис". Какие-то вещи в него не вошли, они на концертнике каком-то сохранились. Даже не знал, что эта запись осталась, пока случайно в Интернете не наткнулся.

"Апокалипсис" был записан в 1986 году. Он не издавался ни на виниле в 80-е, ни на "официальных" кассетах в 90-е. Причина была в качестве записи или в чём-то ещё?

Качество там отвратительное – писались-то в жутчайших условиях. Что-то всё время ломалось, да и опыта у нас не было совсем. Но хорошо хоть, что несколько лет назад нашлась приличная копия той записи, которую удалось отреставрировать и выпустить.

Соло-гитары и вокал писали дома у Сергея Стасиловича (гитара). Чем его квартира была лучше репетиционной точки в ДК МРЛЗ?

Там была более спокойная обстановка. Я бы даже сказал, более рабочая. В МЛРЗ всё время шли фильмы, и мы могли работать, только когда сеанс заканчивался.

"Апокалипсис" – это единственная старая студийная запись Легиона с вами?


Когда в 1987 году мы заняли второе место на "Фестивале надежд", нам в качестве приза дали возможность записать на радио в хорошем качестве три песни. Звук нам наруливал Алик Грановский. Но эта запись утеряна, на руки нам её не отдали. Должна была выйти передача на зарубежном радио, но вышла ли – не знаю. У Царёва была связь с теми, кто это делал, но теперь всё утрачено. Как правило, тогда всё размагничивалось – плёнку экономили.

А что за песни были тогда записаны?


"Третья мировая", "Волшебник" и что-то ещё. Наверное, "Листопад".

Насколько в те годы Легион был популярен в Москве?


Популярность тогда была жуткая. Стоило лишь сказать, что в мероприятии участвует Легион, – и ДК битком набивался. Откуда люди узнавали? Из уст в уста, видимо. Если бы мы поехали на гастроли, то были бы аншлаги. Собственно, это потом и было, уже без меня.

Легион был работой или хобби?


Получается, что хобби. Тогда же нельзя было профессионально играть без образования. А когда кооперативы появились, я уже ушёл из группы, оставил коллектив на пике популярности.

А почему ушли?

Разногласия возникли в плане музыки. У Легиона было своё видение, у меня – своё. Я хотел поменять звучание в более тяжёлую сторону. Ведь когда я пришёл, в репертуаре были вещи в духе Deep Purple – "Мираж", "Волшебник", а мне нравилось пожёстче, что-то типа Accept и Scorpions. Булгакову же нравилось более мелодичная музыка, плана Dio. Но в основном, конечно, это человеческие отношения.

И куда вы пошли?


В московскую филармонию. Там была группа Дубль-1, в ней Лена Соколова пела, потом она стала называться Маркиза. Я там пробыл полгода, а после пошёл в Москонцерт с Катей Суржиковой работать в группе Вечный Двигатель. Она тоже тогда тяжёлый рочок делала, но менее жёсткий. Ещё предлагали пойти в ВИА Пламя, но там я не выдержал бы комсомольские песни играть, хотя заработок у них гораздо интереснее был. А в Вечном Двигателе вроде тоже сначала "совок" играли, но вдруг решили рокерами стать, и я им как аранжировщик понадобился. Когда я пришёл, вся программа утяжелилась, даже изначально лёгкие песни в хард переделались. Мы выглядели как Europe, все сценические движения специально репетировали, даже пару раз по Германии с успехом проехались.

Катя Суржикова и группа Вечный Двигатель сверкнули в Перестройку, но больше о Кате ни слуху ни духу не было.


Её папа поддерживал, народный артист, любимец Брежнева, потом он уехал в Германию. А у Кати в какой-то момент конфликт с Пугачёвой произошёл. Та сказала: "Пока я жива, ты петь не будешь", и своё обещание сдержала. Кате тоже пришлось эмигрировать. Но сейчас у неё происходят какие-то движения в сторону возобновления концертной деятельности.

У Кати Суржиковой ещё виниловая пластинка "Дикая роза" выходила…

Да, у меня дома была, но не знаю, куда подевалась. Она вышла на "Мелодии", всё солидно. Но вот звукорежиссеры там были жуткие: отношение наплевательское и совковый подход.

Все, кто писался на "Мелодии" в конце 80-х, говорят одно и то же: крутая студия, дорогая аппаратура – а за пультом человек, вообще не понимающий их музыку.

Да, именно так. Дед там какой-то сидел шестидесятилетний. Ему ручку лень повернуть: у него же оклад и ему наплевать, что в итоге получится. Я тогда с Костей Никольским в одной программе работал, он дал мне крутой комб, я его притащил на студию, а мне сказали: "Зачем? Пихай всё в линию!". В итоге звук закономерно оказался хреновый.

А в других студиях было то же самое?


Мы с Суржиковой записывали две англоязычные вещи у Александра Кутикова (группа Машина Времени – прим. ред.) во Дворце молодёжи. Вот там всё получилось клёво. Но у Кати обокрали квартиру и вынесли всё, в том числе и эти записи на бобинах и кассетах, а у меня этой записи и не было никогда.

В сети гуляют несколько вещей Вечного Двигателя без вокала Кати...

У нас на концертах был небольшой блок своих песен и пара инструменталок.

Одна из них – композиция "Взлёт". Она, случайно, не из Легиона пришла?


Нет. В группе был такой начальник, Евгений Бабкин, и он сказал, что нужно два бодрых инструментала – начальный и в середину. Я их и сделал, а названия им давал тоже Бабкин.

Что заставило уйти от Суржиковой?


Мне предложили работу музыкальным руководителем в Доме отдыха в Домодедово. Деньгами заманили: хороший оклад положили. Я коллектив взял уже готовый, у них своя программа была. Играли на танцах, но продолжалось это недолго, потому что мне предложили в Германию поехать по контракту.

А вот об этом хотелось бы услышать поподробнее. Когда мы спросили о той поездке у Виталия Дубинина, он схватился за голову и ограничился одной фразой: "Я до сих пор очень жалею об этом эпизоде".

Съездили тогда весело. Из Германии приехал продюсер Майкл, искавший музыкантов, готовых аккомпанировать местной певице. Они решили сделать совместный проект, советско-немецкий. И в команду вместе с Виталием Дубининым и Сергеем Мавриным попал барабанщик Суржиковой Сергей Криницын. Он-то Майклу меня и предложил. После прослушивания я поехал в Германию. Нас оформили через "Союзтеатр", чтобы выехать было проще. Оклад в 200 рублей тут капал. Контракт мы подписали, но ничего ж не понимали, он был какой-то размытый. Нам обещали 25 марок суточных, кормить-поить обещали. Мы сперва должны были записать альбом, а потом тур, как у Gorky Park. Рекламу по Германии обещали сделать. Майкл сразу повёз нас в Гамбург на отделение ЕМI, накупил рокерских шмоток, чтоб оборванцами не выглядели. Мы выучили тот материал, что должны были играть – попсу с лёгким роком. А певица оказалась женой Майкла, она работала на подпевках на каком-то альбоме Quееn. В процессе репетиций выяснилось, что мадам любительница алкоголя. Трезвой она ещё пела, но трезвой почти не была. И тогда начались сложности. Майкл пытался её держать в руках, но она умудрялась где-то напиваться и петь уже ничего не могла. Помимо этого, через две недели мы начали спрашивать, где наши деньги. Кормили, да, но ничего не платили. Из-за этого возник конфликт. Майкл говорил, мол, вы не о деньгах, а о творчестве должны думать. А творчеством там и не пахло! Дубинин с Мавриным потребовали деньги на бочку. Ну ладно, кое-как утрясли. Но всё время думали, кинет он нас или нет. С грехом пополам мы записали 4 песни, спела она отвратно. Майкл из-за этого напрягался. В какой-то момент по контракту мы должны были ехать в Союз на побывку. Он что-то из денег нам отдал, но не всё, и обратно мы уже не вернулись. Майкл звонил мне, но я стрелки на Дубинина и Маврина перевёл. Но они-то вернулись в Арию, а я остался без работы!

И что стало с теми четырьмя записанными песнями?

Я так понял, что всё умерло. Что стало с продюсером – не знаю. А певица жива и начала джаз петь, в Болгарию вернулась, звезда там. У неё позже выходил прирокованный альбом – но там совсем другая музыка. А эти песни интересно было бы услышать, сыграны они были всё же неплохо.

Итак, "арийцы" вернулись в Арию, а вы?

Мне пришлось обратно к Суржиковой идти, это уже 1990 год был. Я года два ещё с ней поиграл, пока кислород не перекрыли. Потом параллельно играл в Kaiman и у певицы Анастасии под два притопа-три прихлопа какие-то деньги зарабатывал. Выбора у меня не было – семья, да и в стране же жуть что творилось. Тот период был очень тяжёлый, приходилось как-то выживать, и мне было по барабану, что играть, лишь бы были гастроли, и хоть что-то за них платили. А после Анастасии я ненадолго попал к Газманову, но там особо не зажировал – этот товарищ платил даже меньше Анастасии!

У них вы были только инструменталистом или хоть что-то сочиняли и делали аранжировки?

Только играл. Никакого творчества.

А когда пришла мысль о своей студии?

Ещё когда я играл в Kaiman, в середине 90-х. Мы тогда репетировали в студии Театра имени Ермоловой. У нашего певца была аппаратура, у местного звукорежа тоже, у меня что-то было – мы всё это собрали и записали альбом Kaiman. Но это было не моё помещение. Постепенно я пришёл к тому, что нужно своё – забрал свою долю аппаратуры, перевёз домой и начал потихоньку собирать свою студию. Тогда же я начал работать с Божьей Коровкой, и Володя Воленко мне очень помог. Потом ещё лет пять я всё заработанное тратил на развитие студии, да и сейчас что-то ещё требуется.

И так прошли все 90-е?


Вторая половина 90-х уже была легче. Я много работал в студии. Как-то рекорд поставил – для 13 песен всего сделал за месяц аранжировки.

А как возникла идея снова скооперироваться с Алексеем Булгаковым?

Я как-то раз заходил в "Детский мир", смотрю – а он там кассетами торгует. И я подумал, что было бы неплохо старые вещи записать, а то Комарова уже нет (барабанщик Сергей Комаров был убит в 1990 году – прим. ред.), Царёва нет (умер в 1993 году – прим. ред.), и кто знает, сколько мы ещё протянем, и предложил ему. Сначала мы пробовали писаться на портостудии, а потом стала аппаратура появляться. На этих песнях я, можно сказать, учился звукорежиссуре. И в моей собственной студии первый альбом появился именно тот, легионовский "1980-1987".

Как спустя 20 с лишним лет воспринимается этот диск?

Мне немного стыдно за тот материал – всё же на коленках делалось. Опыта не было, не всё было нормально сведено. У меня тогда хороших мониторов не было и, например, из-за этого везде торчал малый барабан. Гитарный комбик был дешёвый… Если б исходники остались, я бы вообще всё перезаписал, но тогда же кассеты были, а их иногда зажёвывало и приходилось выкидывать. Хотя в Интернете много отзывов, что "1980-1987" – это вообще лучший альбом Легиона. Но в сети редко разбирают технические нюансы, там в основном обсуждают содержание: хорошие песни – плохие песни. Все же в основном в мр3 слушают, но и там слышно, если малый торчит, а бочка провалена. Меня коробит, когда я его включаю. Но что поделать, вины нет – бедные были.

Шансов на переиздание этого альбома нет никаких?

Булгаковы же всё тогда отдали Морозову (Moroz Records – прим. ред.). Это альбом Легиона, хоть всю музыкальную часть сделал я, а Булгаков там только спел. Потом я в составе группы несколько раз выступил по клубам – и всё, больше никто не звонит, и через кого-то я узнаю, что в группе уже другой гитарист играет. Я, вроде как, почувствовал себя членом коллектива, но оказалось – рановато. (Смеётся)

Но на этом отношения с Легионом не закончились?

Я потом записывал и сводил им "Пророчество" (2001) и "У окна" (2000) как звукорежиссёр. Но за дальнейшим их творчеством специально я не следил и другие альбомы не слушал – не интересно было.

И после этого вы вновь надолго ушли в привычный вам мир гастролей и аранжировок. А что в начале прошлого десятилетия сподвигло снова заняться тяжёлой музыкой?

У меня мысль эта давно была. В конце концов, надо же что-то после себя оставить… Я сделал кучу аранжировок – шансон, попса, но сам как сапожник без сапог: работал на других, а свою музыку не делал. Если бы не возник Виталий Куликов (глава лейбла OldWise – прим. ред.), то ничего бы и не случилось. Мне нужен был начальный импульс, и он его дал. И с Булгаковым тоже Виталий договорился, я бы тогда сам не смог.

В результате получился альбом "Океан фантазий" (2013). Много на него ушло времени?


Всего работа заняла полтора года, хотя сами аранжировки я сделал быстро.

По какому принципу подбирался материал на этот альбом?

В основном на него вошло то, что мы с Булгаковым начали делать в 1997 году. Тогда эти песни остались в незаконченном и недосведенном виде, и мы их заново перезаписали и перепели. От каких-то песен осталась минусовка, но не сохранился текст – пришлось слова писать заново. Так, например, "Снежный олень" стал "Смотрителем маяка".

Проект называется Чернышёв / Булгаков, но три песни вы успели записать с другим вокалистом, с Владом Ивойловым из Amalgama.

Булгаков тогда всё время был в разъездах, и с ним невозможно было даже на связь выйти. Я боялся, что он вообще не появится, и начал искать других певцов. Лучше всех подошёл Влад Ивойлов – у него есть своё лицо и характерный высокий голос. Мы записали с Владом три песни, а потом, раз – и Булгаков появился.

Влад спел "Осень". Вещь старая, еще из Легиона середины 80-х, но на альбоме "Океан фантазий" Булгаков перепел её потом с другим текстом – "На острие ножа".


Старый текст был совсем слабенький, решили написать новый. Но когда Булгаков спел новый текст, совсем другая по настроению вещь вышла. Поэтому, когда Влад приехал, я предложил ему спеть именно ту, старую версию, чтобы она хоть таким образом осталась в истории.

Аранжировки на "Океане фантазий" мало отличаются от оригинальных. Так и было задумано?

Да, так и задумывалось с самого начала – ничего не менять, оставить полностью, как были в исходном виде. Нам надо было сохранить дух времени.

А чем обусловлен такой выбор гостей на альбоме? Вячеслав Молчанов, например?

Мне очень нравится его игра. К тому же, мы с ним рядом живём и часто сталкиваемся. Я знал его ещё когда он у Николая Носкова работал. И с Цветами я как-то в роли звукорежиссёра ездил, он и там классно играл. Поэтому я решил позвать его, и он согласился. Мне кажется, получилось интересно. Может, надо было дать ему побольше сыграть, но он тогда был сильно занят с Кипеловым.

Сергей Стасилович был вместе с вами в 80-х гитаристом Легиона, но почему на "Океане фантазий" звучит только его голос, пусть и весьма своеобразный?

Как гитарист он не смог бы внести чего-нибудь интересного, так как долгое время почти не брал в руки гитару, а как Баба Яга очень хорошо вписался.

Когда вы с Алексеем Булгаковым впервые переписали старые вещи, то выпустили "1980-1987" как альбом Легиона. Полтора десятилетия спустя вы с ним снова вернулись к старому материалу, но уже как Чернышёв / Булгаков. Почему старые "легионовские" вещи выходят под разными вывесками?

Тогда, в 1997 году, мы с Булгаковым договорились вместе работать в Легионе. Но… не срослось. И сейчас, по идее, это должен был сделать сам Легион, но они этого не делают. Поэтому появился я, а к нынешнему Легиону отношения я уже не имею.

Следующим диском у вас выходил сольный макси-сингл "Пресвятая Русь". Почему именно так?

Эта песня чисто случайно появилась. Всё благодаря Андрею Охонько. У меня была рыба и гармония для песни, я ему их отправил, он предложил мелодию, я подредактировал и отдал поэту. А как раз грянули те первые события украинские – Крым и так далее. Получилась песня на злобу дня, очень неплохая. Мы её записали, а Виталий Куликов предложил интернет-синглом выпустить.

А откуда нарисовался Андрей Охонько?

Я случайно познакомился с ним в Ростове, будучи проездом с инструментальной программой. После концерта познакомились, пообщались. Он вокалист, прислал своё демо, сыроватое. Я не знал есть ли у него образование, но решил попробовать. Отослал Андрею демо-версии некоторых песен, и он через некоторое время приехал ко мне писать голос. Ему кажется, что получилось супер-пупер, а по мне – не то. Мы немного на разных языках общались: я на языке музыки, а он на языке ощущений. Я не мог донести, что я хочу - он не понимает меня. Я музыкальными терминами общаюсь, а он далёк от этого. Поэтому англоязычную версию записывали уже с Андреем Кустарёвым.

Это было самое начало сотрудничества с Андреем Кустарёвым?

Да. Кустарёв тогда записал подпевки для Охонько, поскольку тот не знает нот, а интервал мы с ним вдвоём спели. Потом решили, что Кустарёв и англоязычную версию споёт. На интернет-релиз было много хороших отзывов, и мы решили выпустить "Пресвятую Русь" на диске.

На интернет-сингле было три версии заглавной песни плюс демо "Потребителя", которое через пару лет превратилось в "Ёлки-палки". А на CD оказались добавлены ещё четыре трека с вокалом Андрея Охонько.

Мы попытались это записать начисто, но попытка получилась неудачной. Он не смог исполнить на 100% так, как это было надо мне, поэтому эти песни так и остались демо-версиями.

А эти записывались из опасения, что второй альбом с Булгаковым может не состояться?

Охонько спел "Смотрителя маяка", которого изначально мы с Булгаковым делали, и пару старых "легионовских" песен. С Булгаковым тогда всё непонятно было, он ещё с гастролей не приехал. Были у меня и другие готовые вещи – рок-н-рольные, игривые. А у Булгакова я ни одной подобной песни не слышал, чтобы шуточной характер был. У него всё кресты, мечи, рыцари, копья, а это совсем другая тема, как-то не его опера, он иначе поёт. Да и не в "булгаковской" тональности они, ему было бы высоко. Подразумевалось, что эти вещи споёт другой певец. Попробовал Андрей Охонько, я надеялся, что будет лучше. "Пресвятую Русь" он хорошо спел, потому что на мою гармонию он свою мелодию сочинил. А вот уже мои какие-то песни – "Потребитель", "Мой друг" – у него не пошли. Он не смог так отразить, как хотелось бы мне. И тогда я решил дальше работать с Андреем Кустарёвым. Мы когда первую песню записали, я понял, что всё – можно дальше не искать никого. Был ведь вариант записывать третий альбом с разными певцами. Но когда Кустарёв спел, я понял, что надо альбом целиком с ним делать.

Вы сразу оказались на одной волне?

Андрей – комфортный человек, с ним проблем нет, хотя у нас иногда возникают творческие разногласия. И мы с ним из одной тусовки, когда-то давно в 1987 году оба в московской областной филармонии работали: я в Дубль-1, а он в Стайере. Ездили на гастроли от одной конторы, общих знакомых очень много.

На интернет-сингле и CD песня различается: вступление другое, аранжировка…

Это творческий процесс! Чем дольше ты работаешь, тем больше она изменяется. Когда голос записывается, что-то может дорабатываться. Но если работать долго, песня из одной может превратиться в другую. Пределов совершенству нет! (Смеётся). Песню надо написать, записать и отложить, иначе работа над ней будет длиться вечно.

После выхода "Океана фантазий" считалось, что тема закрыта. Всё старое "легионовское" сыграно, хвосты подобраны… Но прошло два года, и вышел следующий совместный с Булгаковым диск "Плач оборванной струны". На ней часть вещей была старой, а часть новой.


Ну да. Случайно я нашёл в интернете старую запись "Хозяина зла". Оказывается, там было другое вступление, а я и забыл про это. И я решил обновить его, тем более, тогдашняя запись была неважной. Решил сделать, как в первой версии, но покачественнее записать. Сейчас у меня, в отличие от того времени, есть возможность качественно записать и гитару, и всё остальное… Ещё мне понравилась вещь "19 лет". Мы её тогда ещё в 1997 году делали. Песня хорошая, но записана была достаточно плохо, поэтому решил и её переписать.

Но у неё же достаточно сильно изменена аранжировка…

Ну, не настолько сильно. Барабаны практически те же, бас остался тот же, только гитара поменялась. Я более коммерческий вариант сделал: там финал затянутый был, и я его переделал. На мой взгляд, получилось лучше. Это моё "я так вижу"! (Смеётся).

Это же булгаковская вещь?


Да, на этом альбоме много булгаковского, потому что мои вещи не успели сделаться. Лёха тогда всего на месяц приезжал с гастролей, и, если бы я ещё свои песни делал, то не успели бы вообще ничего. Аранжировать его песни мне было быстрее, чем сделать свои. К моим ведь тексты ещё надо было писать, ждать, пока Булгаков выучит, споёт… К тому же, я задумал более рок-н-ролльный альбом, захотелось немного в американскую сторону двинуться. А Булгакову такая музыка могла и не понравиться, у него ведь видение своё. Кустарёв же в этом плане более в теме, более гибкий.

Вписался бы Кустарёв в какие-то "булгаковские" вещи?


У Кустарёва диапазон другой, очень большой, у него более высокий голос. А это значит, что все аранжировки, все тональности пришлось бы менять. Но по бархатистости, по низам он проигрывает, у Булгакова более глубокий тембр. Это как сравнивать Ковердейла и Гиллана. У Ковердейла (да и у Хьюза) больше глубины, а Гиллан поёт выше.

Каждый хорош на своём месте…

Именно! По стилистике Кустарёв очень удачно вписался в "Кресты, дороги, рок-н-ролл…" (2017).

Он ведь не только голос туда принёс…

Кустарёв некоторые тексты писал. Какие-то получались, какие-то нет, и я отдавал их на сторону. Мелодии придумывал. Там шёл творческий процесс, он приходил и предлагал рыбы, пробовал. Постепенно вырисовывалась мелодия. Какие-то песни целиком мои: мелодия, гармония, а в какие-то он свою важную лепту вносил. У меня более топорные вокальные мелодии, а у него мелизмы, и песня приобретала определённую окраску. Не просто тупо взял и спел, а привнёс свои мысли, своё видение. Нельзя сказать, что на "Крестах у нас получился совсем уж тяжеляк такой: там рок-н-ролльные гармонии, ритм-н-блюзовые, но с тяжёлыми гитарами.

Там на альбоме местами чуть ли не трэшевые куски. А "Асфальте червлёном", в "Жизни" очень чёткие и жёсткие риффы.

Этот альбом более разноплановый, чем предыдущий, в нём мажора больше. С Булгаковым получался минор сплошной, у него мажорных песен почти нет. А тут же половина альбома мажор конкретный, и, соответственно, другая концепция: больше веселухи, больше шуточности. Есть несколько серьёзных песен, но не совсем трэш.

Кто-то слышит на "Крестах…" отголоски Чёрного Кофе…

Так мы же росли в одно и то же время, и слушали одну и ту же музыку, одни и те же концерты работали! Наверное, ноги оттуда растут, из середины 80-х. Но я, честно говоря, слышал только первый альбом Чёрного Кофе "Переступи порог", и мне он откровенно нравился, но дальше за их творчеством я не следил. У Дмитрия Варшавского первый альбом по смысловой нагрузке очень хороший был. Там ещё шагановская "Владимиская Русь" была. Я с Александром Шагановым хорошо знаком, даже работали когда-то вместе.

Маргарита Пушкина для этого альбома давала уже готовые тексты?

Да. Она дала текстов пять, и они задавали характер песни… Прочитав текст "Крестов…", я понял, что это в духе Оззи Осборна или Black Sabbath должно быть. А другая её песня "Ништяк" – понятно, что это должен быть разухабистый среднетемповый рок-н-ролл. "Прошли времена" – я сразу прочитал и понял, что медляк, там по тексту сразу понятен характер песни.

А нет такого ощущения, что этот "Ништяк" лет на 25 опоздал? Героями там должны быть всё же молодые хиппи…

Ну, да, наверное, мы попытались представить себя на их месте. Хотя мы выросли на другой музыке, и, когда были в этом возрасте, мы слушали другое… Но сейчас много современных групп в той же Америке играют подобную музыку, идут в этой стезе. Мне захотелось сделать альбом такого плана. Зачем делать еще раз а ля Легион? Хотелось немножко в сторону уйти, что и было сделано.

На "Крестах…" все песни новые, и задействовано было аж четыре текстовика. Каково было работать с каждым из них?

С Пушкиной было без вариантов: есть текст, и всё. У меня даже связи с ней не было – Кустарёв с ней общался. С самим Кустарёвым как поэтом мне не всё нравилось, я что-то зарубал, но в большинстве случаев он меня убеждал и убедил. Я же не настолько сильно в поэзии разбираюсь! С Джамлатом Миканба долго бодались из-за одного предлога, но в конце концов убедили. С Александром Афанасьевым было легче и комфортнее – он гибкий. Мог сам предложить несколько вариантов, а если ты поменял, он соглашался. С Александром Кидаловым тоже была куча вариантов текстов, он тоже гибкий. Но все поэты разные. Конечно, у Пушкиной очень сильные тексты, и подтексты между строк интересные, но у неё всё расписано на пять лет вперёд.

Единственная инструменталка на альбоме называется "Ураган", но ничего ураганного в ней нет…

Сто лет назад мы делали её ещё с Kaiman. Мы её сделали как песню, но песня получилась неудачная, на мой взгляд. "Я песню спел, она не прозвучала". (Смеётся). Скорее всего, и на альбом она тогда не попала. Мы её плохо записали по качеству, и барабанщик хреново сыграл, на уровне демо. Я эту вещь изначально видел как инструменталку, характер у неё такой. А старое название у неё так и осталось.

После записи каждого альбома остаются не вошедшие в него вещи, переходящие на следующий. В "Океан фантазий" не попал "Маяк". После "Плача…" осталась вещь. После "Крестов…" их было аж три.

Я считаю, что надо писать в два раза больше песен, а потом выбирать лучшие, а остальные или в помойку, или на доработку. Всё равно какие-то неудачные песни пишутся.

Блюз "Числа" – из числа таких "остатков"? Он идеально подошёл бы Андрею Кустарёву, но спет на "Памяти" (2019) Алексеем Булгаковым.


Нет, но изначально он действительно был записан с Кустаревым на стихи Маргариты Пушкиной для второго альбома с ним, но, когда песня была уже в работе, она отозвала текст. Новый текст не понравился Кустарёву, и я решил записать эту песню с Булгаковым.

"Плач оборванной струны" был сочинён по большей части Алексеем Булгаковым, тогда как "Память" написана преимущественно вами. Почему так получилось?

У меня тогда скопилось достаточное количество материала для альбома, а Булгаков свои песни, думаю, приберег для нового легионовского альбома.

Как получилось, что на альбом Чернышёва и Булгакова попала песня "Художник", написанная не Чернышёвым и не Булгаковым?

Мы опять пошли по традиционной схеме: стали перезаписывать в нормальном качестве старые песни. "Художник" – одна из них, она появилась еще до Легиона, и Легион играл ее в самом своем начале. Автор песни Саша Афанасьев, и мне очень нравится его поэзия. Он был одним из авторов старого Легиона, и "стиль пера" остался тот же.

По текстам альбом получился довольно мрачным – смерть, страдание, боль… Настроение изначально задавала музыка?

В этот промежуток времени у меня сложилась такая жизненная ситуация, что умирали близкие люди, и веселиться не было никакого желания.

А что послужило причиной смены звучания альбома с традиционного хэви и стадионного рока 80-х на более модерновый и грувовый, близкий американским командам середины 90-х?

Я решил поэкспериментировать со звучанием и аранжировками. Мне захотелось уйти немного в сторону от привычных канонов.

В буклете "Океана фантазии" вы представлены с "Лес Полом" в руках. На "Памяти" заглавный инструментал проиллюстрирован изображением жёлтого "Стратокастера". А что ещё использовалось при записи альбомов?


Многие хэви-металлические ритмовые партии делались на B.C.Rich. Это вообще такой метальный инструмент. Мне его подарил в 90-х годах бизнесмен один, который у меня тогда писался… У этой гитары другой корпус был, он не звучал абсолютно. А в Саратове на гастролях я познакомился с известным гитарным мастером Крашенинниковым, и он мне всё поменял, оставил датчики и гриф, фанерный корпус выкинул, а новый сделал из клёна и красного дерева, как и должно быть. Появились дорогие колки, порожек. Гитара зазвучала обалденно, на ней рисунок сделали, какой я хочу. Но инструмент тяжело звучит, я его только для записи использую. Как-то взял на концерт, ещё когда в Лейся, Песня работал, так там эту гитару "Занозой" прозвали. "Что, опять со своей "Занозой" пришёл?" (Смеётся). А сольные партии – это уже Gibson, он хорошо в фонограмме лежит.

А откуда взялись два именных "страта"?

Крашенинников делает серьёзные эксклюзивные инструменты, и по цене они дорогие. Мы с ним обсуждали оптимальный вариант гитары, в которой есть всё, что нужно. Спустя какое-то время он предложил сделать гитару по моей спецификации и запустить её в производство. Я разработал этот инструмент: из какого дерева, какие лады, какие датчики. Сделали две пробных гитары – одна с дорогой фурнитурой, другая с дешёвой китайской. Но потом случился кризис, доллар скакнул, и всё это стало нерентабельно. Поэтому пока этот проект заморожен.

Почему за основу был взят "Стратокастер", а, допустим, не "Лес Пол"?


Много у меня гитар было, но если только один инструмент иметь, то самый оптимальный вариант – это именно "Стратокастер", ольховый, с палисандровой накладкой. На нём можно играть любую музыку. Конечно, зависит от датчиков, но имея отсечки катушки, можно играть и лёгкую музыку, так как там климб очень хороший будет, и тяжёлую – на бридже мощный датчик стоит. И можно имея один инструмент и хэви играть, и рок-н-роллы, и попсу, и Машину Времени. Например, имея Gibson, ты попсовую музыку уже не поиграешь. Рок-н-ролл, тяжеляк, да. И в нашей с Крашенинниковым гитаре я попытался совместить, сделать универсальный инструмент. Как получилось мне нравится. Теперь я играю на этих инструментах, хотя у меня есть и Fender, и Gibson. Даже с дешёвой фурнитурой моя гитара очень прилично звучит, и я с ней езжу по гастролям.

А акустические инструменты?


В Барселоне я купил очень хорошую испанскую гитару с нейлоновыми струнами, мне очень нравится её звучание. А с железными струнами у меня Gibson. И ещё у меня есть бузуки. Много лет назад я некоторое время работал с греческой певицей Ксенией Георгиади, а потом певцу Михалису Минчакису несколько альбомов сделал, там что-то вроде сиртаки было. Делал аранжировки греческой музыки и хорошо её на этом изучил. На моих альбомах бузуки не звучит, но в аранжировках я её иногда использую.

На одних альбомах бас-гитара живая, на других – нет.

Живая – это Fender, я люблю его. Одно время у меня лежал чужой хороший инструмент, потом я его вернул. Своей достойной бас-гитары у меня нет, покупать я её не собираюсь, поэтому на альбомах сейчас используются сэмплированную бас-гитару. Только из-за этого.

А барабаны?

Приходится обходиться своими силами. Но с нынешними технологиями шикарные барабаны можно сделать: надёргал из разных групп – и всё, этот звук у тебя. Хоть из Metallica. А хочешь – что-то своё подвесишь. У меня на каких-то песнях малый у Слэша выдернут, а бочка у Scorpions. На альбоме "Океан фантазии" хэт вообще был взят ещё из "Пророчества". Дмитрий Кривенков играл, я лишь подредактировал. Да, есть классные барабанщики. Но наши студии, как правило, все плохое качество дают, и, если писать живые барабаны, то это очень дорого встанет. А альбомы и так нерентабельные…

Каково гитаристу придумывать барабанные партии?

Я же всю жизнь с барабанщиками играю. Слушаю их и знаю, какие сбивки, брейки и так далее. Аранжировочный опыт у меня большой, и барабанные партии в голове спокойно рождаются, но лучше, конечно, ориентироваться на известных барабанщиков, слушать, как они это делают, и складывать себе в копилочку, а потом эти знания применить уже в своих песнях.

Как сейчас изменилась работа над песнями по сравнению с 80-ми?

Сейчас у меня багаж знаний другой, а тогда их не хватало. Сейчас мне не надо рассказывать, какая гармония – я всё это сам слышу, мне даже не надо гитару в руки брать. И, соответственно, за счёт того, что большой опыт коммерческих аранжировок, где надо было “снимать” что-то фирменное, ты анализируешь, как это делают другие люди, багаж накапливается. Всё это помогает. Я много музыки слушаю в машине, смотрю, как люди сводят, а в 80-е не было такой возможности. Сейчас у меня большой опыт студийной работы, которого тогда не было. Сейчас такие программы появились, которые очень облегчили жизнь музыкантов. Конечно, многие музыканты расслабились, уже ни петь, ни играть не хотят – всё можно подтянуть и перетянуть. (Смеётся). А раньше как напрямик спел, так и осталось. И для гитаристов вариантов куча. Я когда соло пишу, делаю много вариантов, потом выбираю. Импровизацию записываю, потом начисто переписываю. Как правило, я не знаю, какое я соло сыграю, я его не продумываю. Оно само рождается. А в 80-х я придумывал соло. Сейчас немного по-другому. Хотя, иногда какие-то моменты сами всплывают.

Вот, кстати, про слушание музыки в машине. Что из современных групп откровенно нравится?

Идеальную группу я так и не нашёл. В какой-то группе мне нравится вокал, в какой-то барабаны, в какой-то гитара. В Testament мне нравился барабанщик Джин Хоглан – он там обалденный. По вокалу хороши Three Days Grace – у них отличный вокалист и гармонии интересные, но слабый гитарист. В Nickelback тоже вокалист нравится, и тоже гитарист слабый. В Dream Theater наоборот – гитарист обалденный, а вокалист вообще никакой. Но я их всё равно слушаю, потому что там аранжировки интересные, хоть вокалист мне и не нравится.

Он много кому не нравится, но главное, что гитариста он устраивает… Вернёмся к вашим дискам. "Поздняя осень", первая песня альбома Чернышев / Кустарев "В твоих мирах" (2021), продолжает тему альбома "Память". Она изначально планировалась туда?

Она была сочинена в то же время, когда умирала моя мать. И у автора текста Александра Афанасьева был рак. Схожие жизненные ситуации, оттуда и настроение. "Поздняя осень" не попала бы в "Память" – Булгаков вряд ли её спел бы как надо. Там нужен был иной характер. А Кустарёв спел с сарказмом, хотя я бы предпочёл более серьёзный подход.

На альбоме есть два посвящения ушедшим – Долорес о’Риодан и Диего Марадоне. Тема посвящений появилась на стадии написания текстов, или это было заложено в музыке изначально?

Нет. Сначала была написана музыка, и затем на нее был положен текст. Это идея Кустарёва.

На альбоме тексты преимущественно Андрея Кустарёва. В чём с вашей точки зрения плюсы и минусы ситуаций, когда певец сам пишет тексты, и когда берутся тексты стороннего автора?

Мне больше нравятся готовые тексты. Из них уже понятны характер и настроение песни. Но некоторые вещи сочинялись наоборот. Никогда не знаешь, что из этого получится.

Всё-таки у "кустарёвских" и "булгаковских" альбомов разный характер. "Кустарёвские" содержат ряд песен с несерьёзным, дурашливым настроем. Причём, на "Мирах" их больше, чем на "Крестах…". Но музыка и текст в них гармонируют друг с другом.

Да, в музыке, записанной с Кустаревым, гораздо больше мажорных настроений. Мне нравятся такие песни. Как жизнь состоит из черных и белых полос, так и в музыке минор чередуется с мажором. Видимо, серьёзные песни в миноре надо делать с Булгаковым, а мажорные с Кустарёвым.

На каждом вашем альбоме присутствуют инструментальные композиции. Что легче сочинять – инструменталы или песни с вокалом?


Инструменталы. Когда я вокальную мелодию для песни сочиняю, она может не петься, потому что певец ее лучше сочинит. А я так, по-скромному. Когда вокалист берётся петь, он разукрашивает мелодию, добавляет от себя мелизмы, нюансы, и получается интереснее. А поскольку я занимаюсь аранжировками и как бывший духовик знаю все нюансы, как должны оркестровые инструменты играть, кларнеты, флейты, мне легче писать инструменталы. Я здесь как рыба в воде.

Может, стоит тогда записать инструментальный альбом?


Не знаю, насколько он будет востребован. Пока я по одной-две инструменталки в альбомы вставляю. А может, сделаю спокойный акустический альбом с лирикой в среднем или медленном темпе. Решение пока не принято, но мысль есть.

Вы назвали бы себя гитаристом-мелодистом или гитаристом-техником?


Какой я техник?! Я мелодист! Вот Вячеслав Молчанов – техник. Мне до него как до обратной стороны Луны. Чтобы быть таким техником, надо отказаться от семьи и пройти сквозь лишения, занимаясь по восемь часов. Раньше у меня была такая возможность, а теперь её нет. И надо, чтобы в молодые годы это было – в двадцать, в тридцать лет, когда у тебя нет артрита, артроза, когда суставы нормально работают. В 1997-м легче играть было. (Смеётся). Сейчас мне уже сложнее с техникой, суставы побаливают. Было время, когда я думал, что пора завязывать. Мне диагноз поставили – воспаление хрящевых тканей, врач сказал, что нужно оставить суставы в покое. А если я работаю музыкантом? В общем, я прошёл курс лечения, боль поутихла, получше стало.

Ваши альбомы выходят строго раз в два года. Это оптимальный цикл?


Так получается не специально. Процесс сочинения и записи песен довольно затратный по времени. И многое зависит от вокалистов.

13-й год, 15-й, 17-й, 19-й, 21-й. Но завершился 2023, а новый альбом так и не вышел. Нам ждать до 2025-го?

Нет! Думаю, к лету этого года альбом должен быть закончен. Работа над песнями по большей части завершена, осталось только кое-что пересвести и подмастерить.

И каким будет этот альбом?

Альбом будет состоять из двух дисков. Первый – это новые песни, записанные в последние несколько лет с Андреем Кустарёвым и Алексеем Булгаковым, отдельные песни и дуэты. Второй – бонус-треки, записанные и аранжированные мной, но с другими исполнителями. Там вы услышите шесть разных вокалистов: Кустарева, Булгакова и еще несколько, но пока секрет кого еще. Музыка в основном тяжелая, но и будут лирические композиции. Уже на следующей неделе откроется краудфандинг-проект на издание нового альбома на диске.

Официальная страничка Алексея Чернышева в ВК: https://vk.com/chernyshev_bulgakov

Интервью: Александр "Alexx-Off" Молодяков, Виталий Куликов
Помощь в расшифровке текста: Владимир Васютенко
Концертные фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
Архивные фото взяты с официальных ресурсов Алексея Чернышева и используются с его разрешения
2023-2024 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker