17.08.2023
Архив интервьюБратья Глеб и Макс Сысоевы больше всего известны на отечественной экстремальной металл-сцене по участию в Second To Sun и коллективу Ultar, но так вышло, что для многих их основное детище Grima по-прежнему остается в тени. С одной стороны, это довольно странно, ведь с Grima братья выпустили уже пять студийных альбомов, последний из которых, "Frostbitten", вышел в прошлом году, и гастролируют по Европе даже в нынешние непростые времена. С другой, этот коллектив окружает некий ореол таинственности, и если посмотреть на его участников, то их обязательный имиджевый атрибут - это маски, за которыми еще неизвестно, что или кто скрывается. Тем интереснее было пообщаться с этими невероятно разносторонними музыкантами об их самом давнем творческом детище. Встречайте, Grima собственной персоной. Или персонами.
Беспокоит Петр с сайта Headbanger, как бодрость духа?
Всем привет. У нас небольшой отпуск между концертами и записью альбома. Сейчас мы на пути в Саяны, где начнём съёмки нашего нового клипа. Мы проведём несколько дней в походе. Подобные живописные пейзажи вы можете увидеть в наших предыдущих работах.
Grima - одна из многих и в то же время очень немногих групп, которые популярны и в России, и за ее пределами, и эта популярность не рушится даже нынешним обострением геополитической обстановки. В чём ваш секрет или даже фишка, как думаете?
Секрета никакого нет. Мы много времени развивали проект, его концепцию и стилистику звучания. С выхода первого альбома мы больше привлекали внимание зарубежного слушателя, чем отечественного. Активное сотрудничество с лейблом Naturmacht Productions позволило нам распространять музыку за пределами РФ на физических носителях. Аудитория растёт с каждым альбомом. К тому же гастрольная деятельность занимает в наших жизнях большое место, мы живая группа. Узнаваемость образа и качественно аранжированная музыка очень важны для нас.
Как на ваше творчество влияет место вашей дислокации? Если не ошибаюсь, вы по-прежнему обитаете в родном Красноярске, фактически столице Сибири, и не перебрались в Москву или Петербург, поближе к эпицентру музыкальной тусовки. Как думаете, что вы таким образом сохранили в своем творчестве?
Никогда не думали, что переезд в столицу даст группе какой-то потенциал для развития. Мы живем в Красноярске, у нас есть своё пространство для творчества и реализации студийных потребностей. Мы играем о том, что нас окружает и заряжает нас духовно. Мы держим связь с родной землей, природой нашего края, ищем мистический диалог с лесом, в котором проводим много времени.
К тому же особо нет никакого эпицентра музыкальной активности. Есть группы и концертные агенты, которые её формируют, не ограничивая себя географически. Мы всегда старались распространить свою музыку и концерты даём везде, куда можем доехать. Те, кто занимается серьёзной деятельностью, не являются частью тусовок, работают обособленно и стараются создавать что-то своё.
Много где проведение мероприятий находится на достаточно низком уровне, и ничего не меняется на протяжении десятков лет: группы играют в маленьких барах и собирают на своих концертах одних и тех же людей, в основном своих друзей. Мало кто рискует выйти из такой зоны комфорта, потому что бар бесплатный, и делать с этим ничего не надо, особенно стараться сделать всё масштабнее и круче. Например, снять клуб и заплатить аренду за хорошее оборудование. А не делать вид, что плохо сделанный концерт со сценой метр на метр - это андеграунд, и так надо. Нет, просто на большее они не способны. Иногда обидно смотреть на то, как проводятся концерты: плохой звук, плохой свет и нежелание делать лучше, чем есть. Группы не могут развиться даже за 10-15 лет. Ведь все хотят веселиться.
Что, по вашему мнению, теряют музыканты и группы, когда переезжают в столицы?
Они могут потерять свою самоидентификацию или приобрести новую. Мы не знаем примеров групп в России, которые, играя тяжёлую музыку, смогли бы развиться в большой проект с помощью переезда в столицу. Ещё они теряют время, так как им приходится устраиваться на доступные работы, чтобы покрывать расходы на жизнь в столице. В итоге у них не остаётся времени на группу, и она распадается.
Помимо Grima у вас есть ещё две группы, где вы оба участвуете – это Ultar и Second To Sun. Не сложно совмещать и сложно ли переключаться с одной группы на другую?
У нас всегда есть время на то, чтобы переключиться с одного проекта на другой. Группы играют разную музыку, поэтому исполнять её нужно, учитывая особенности и характер. Необходимо перевоплощаться. Мы чередуем студийную и концертную активность по сезонам, стараемся, чтобы графики не пересекались. Тогда мы можем полностью погрузиться в необходимую атмосферу для передачи всех тонкостей музыки.
Как вы понимаете, что в какую группу пойдет? Вы же для всех трёх материал так или иначе пишете?
Только Grima полностью находится под нашим авторством. Ultar функционирует иначе – это творчество пяти людей, где каждый отвечает за собственный инструмент, многие песни сочиняются на репетициях. Это сильно отличает процесс от того, как мы пишем музыку в Grima, где мы никогда не играем песни на репетициях до выхода альбома и начала туров. Вся работа происходит в студии: начинается с создания демо и перетекает в чистовую работу.
Всю музыку Second To Sun пишет Владимир Лехтинен. Мы принимаем участие в оформлении его идей, у нас полное взаимопонимание, поэтому многие партии написаны специально под наш стиль исполнения. Это образцовые инструкции и диалог творца с инструментами создания.
Скажите, поклонники Grima, Ultar и Second To Sun - это совершенно разные люди или похожие? Есть ли те, кто котирует и поддерживает все три ваших коллектива?
Аудитория групп не сильно пересекается, мы всегда держали группы на дистанции. Люди похожие, но часто мы имеем разный возраст и пол посетителей на концертах, играя в одних и тех же городах разными группами. Но их всех объединяет любовь к музыке.
Кто вообще сейчас ходит на концерты, кто все эти люди? Вы же наверняка общаетесь с поклонниками, ценителями, слушателями и так далее. Что привлекает современную публику в живых выступлениях, когда, например, на том же YouTube можно посмотреть любую группу в любой точке мира?
Мне всегда казалось, что металл - это сложная музыка не для всех, требующая определённой эрудированности в познании нового. Порог вхождения в жанр достаточно высок. Есть некоторые признаки интеллигенции в любви к тяжелой музыке и посещении светских мероприятий. Живые концерты являются уникальными перформансом. Желание быть причастным к проводимым нами ритуалам приводит этих людей к нам на концерт. Именно там они могут стать частью события и почувствовать музыку на более высоком духовном уровне.
Не думали ли вы замутить адский коллаб со всеми своими тремя коллективами - Grima, Ultar и Second To Sun? Что из этого могло бы получиться? И если ничего не могло бы, то почему?
Одной из наших целей в ведении трёх коллективов является индивидуализм нашего искусства. Объединение трёх проектов может стереть границы между ними. Поэтому это изначально противоречит причинам нашего участия в трёх проектах.
Чем вы сами занимаетесь помимо насыщенной музыкальной деятельности?
Занимаемся только созданием музыки и гастрольной деятельностью, на остальное нет времени. 2022 и 2023 годы для нас очень насыщены концертами, уже было отыграно более 150 концертов только за 12 месяцев. Свободное от туров время мы отдыхаем и готовимся к записи новой музыки в студии. Есть хобби и активный досуг. Мы много путешествуем по природным ландшафтам родного края, ходим в тайгу и сплавляемся по рекам.
По сравнению с Ultar и Second To Sun Grima ваш самый давний коллектив. Расскажите, как все начиналось, и как вы пришли к тому, что в итоге и стало Grima?
Примерно в 2013 году мы решили оформить некоторые идеи, которые некуда было пристроить. Уже играя в группе Deafknife с другими ребятами, мы хотели иметь музыку, которая была бы создана только нами двоими. Дальше всё вышло абсолютно случайно, всё делалось исключительно для удовлетворения собственного музыкального вкуса. Не было никакой идеи продвижения проекта, мы наращивали мощности выпусками новых альбомов, и группа росла. Наши принципы никогда не менялись: создание музыки ради музыки – такой, которую сами бы хотели услышать. Так вышло, что зарубежный слушатель раньше проникся к нашему творчеству, чем аудитория в России. Вплоть до выхода третьего альбома было полное ощущение того, что нас слушают только в Европе и США. Хорошую работу по изданию и дистрибуции физических носителей произвёл Naturmacht Productions. После выхода четвёртого альбома мы почувствовали интерес к нам и на родных землях. Это привело нас к созданию живого состава для проведения первого концертного тура. После него мы плотно гастролировали каждые полгода, концерты организовывались на высоком уровне Madstream Booking, с которыми мы работаем и сейчас.
Могла ли Grima быть иной группой с другим саундом, имиджем и концепцией? Были ли у вас иные идеи, как долго вы искали свой музыкальный путь, или у вас сразу же был готовый план, что и как делать, в каком направлении двигаться?
Развитие группы происходило интуитивно, и мы всегда использовали возможности, которые были нам доступны, если мы видели в них потенциал. Никакого плана или рецепта не было. Мы искали свой путь, который постепенно вывел нас из студии на сцену. Визуализация и стиль группы – это достаточно однозначная вещь для нас. Когда мы захотели придать лицо группе, мы создали образ, который отражает нашу музыку, и он стал частью нас. Иные пути развития могли быть, но нам нравится, как всё складывается.
В следующем году Grima стукнет целых 10 лет – не так много, но и не мало. Какие самые яркие моменты, связанные с группой, вы помните и цените?
Много чего произошло за 10 лет. У нас было много захватывающих приключений на съёмках клипов, когда мы отправлялись со всем необходимым оборудованием в тайгу: случались поломки генератора электричества, и съёмки срывались, свет гас в самый тёмный час в самых неподходящих условиях. Много впечатлений нам приносят концерты, география которых постоянно расширяется. Мы встречаем много новых людей и заводим друзей. Мы смогли запечатлеть один из значимых для нас концертов и издать его на виниле. Это первое выступление в Москве в рамках первого тура группы. Там можно услышать, как полный зал реагирует на наш ритуал. Это воспоминание, которое можно послушать.
Планируете ли вы что-то интересное, грандиозное или особенное в связи с юбилеем? Или же 10-летие Grima пройдет незаметно? Вообще как вы сами относитесь к подобным круглым датам и вехам и как поклонники тяжелой музыки, и как музыканты?
Это действительно важная дата. Это немалый срок для того, чтобы посвятить себя чему-то, полностью погрузившись в дело. Мы не знаем, что именно мы сделаем, но есть планы создать что-то интересное, что порадует нас как авторов и не оставит равнодушными наших слушателей.
Ваши тексты на русском языке, но зарубежному слушателю это всё равно нравится. Не думали перейти на иноязычную лирику, чтобы быть поближе к европейскому слушателю? Или же родной язык - принципиальная позиция?
Это важный элемент нашей самоидентичности. К тому же, фонетические особенности языка очень сильно сказываются на звучании вокала. Мы не видим какого-то барьера с нашими фанатами. Им нравится слушать русскую лирику, нравится, как она звучит.
Какие лирические темы в Grima самые ходовые и лично вам нравятся, а какие, наоборот, табу? Есть такие?
Тема красоты, хрупкости, враждебности и суровой мощи – это основной мотив для нашей музыки, основная линия, которая развивает мифологию проекта. Мы хотим, чтобы наш мир был гармоничным и естественным, всячески оберегаем его от инородных элементов. Вы не сможете услышать чего-то, что для Grima неестественно. Дикий зверь – не домашний скот.
Какие ваши любимые современные и не очень отечественные коллективы? Что лично вам нравится слушать, что вам импонирует, с кем вам нравится тусить или делить сцену?
Сложно назвать много имен. За последние несколько лет появилось очень много отечественных андеграундных коллективов, которые выпускают альбомы и где-то выступают. Среди такого большого количества сложно выделить или найти что-то. Из отечественных коллективов наше внимание привлекли Invertor – они играют интересную и оригинальную музыку. Morokh – это отличный современный блэк-метал. Below The Sun и Gloosh, Eoront из Красноярска наши хорошие друзья, любим их музыку.
Мы чувствуем большую разницу в нашей деятельности, подходе и развитии в сравнении с другими отечественными метал-коллективами. Мы знакомы со множеством музыкантов, но дружим с немногими группами. У нас крепкие дружеские отношения с Morokh, Игорем Шапранским из Сруб. Периодически в турах мы пересекаемся с Wildways. В итоге мы общаемся не с какой-то жанровой тусовкой, а с интересными нам музыкантами, которые тоже много работают и развиваются.
Считаете ли вы Grima андеграундом, или всё-таки уже мэйнстримом в отечественном и, возможно, европейском металле?
Для того, чтобы вылезти из андеграунда, Grima должны стать известнее. Но если говорить на эту тему, то блэк-метал - это андеграундный жанр, в котором есть большие мэйнстримные группы.
Не хотели бы вы создать ещё одну совместную группу, четвертую по счету? Что это, кстати, могло бы быть, даже если только гипотетически?
У нас достаточно плотная музыкальная деятельность. Четвёртый коллектив был бы лишним. Мы стараемся максимально вкладываться во все проекты, в которых участвуем, и знаем, как направлять свой творческий потенциал.
Какой совет вы бы могли дать своим коллегам-музыкантам, как начинающим, так и уже состоявшимся? Чем можете поделиться с высоты своего самого разного опыта?
Самое главное – писать хорошую музыку и не бояться экспериментировать. Не нужно опасаться, что ваш труд не оценят. Нужно упорно трудиться и стремиться к качеству, а не к быстрому результату.
Занимаясь музыкой серьезно и профессионально, вы можете сказать, что осуществили свою детскую мечту? Или, может, в детстве вы все-таки мечтали стать космонавтами?
Мы сделали свою первую группу в шестом классе. Взрослея и еще более увлечённо занимаясь своей группой, мы понимали, что у нас хорошо получается. Желание стать профессиональными музыкантами зрело само собой. Мы очень много репетировали и выступали в Красноярске. Уже учась в старших классах, мы начали ездить выступать в соседние города. Желание выступать лучше и чаще невозможно было игнорировать.
Grima выступают в масках, что весьма эффектный имидж. Не думали ли вы делать совершенно новые маски для каждого нового альбома, как это делают Slipknot? Или же вы, наоборот, цените постоянство собственного сценического образа?
Пока что Grima не хочет меняться внешне. Мы внесли небольшие изменения в изначальный дизайн маски, когда начали выступать и ездить в туры.
Вы записали и выпустили уже пять студийных альбомов. С какого лучше всего начинать слушать Grima, чтобы точно стать вашим почитателем?
Вы можете начать знакомство с любого нового альбома, который мы выпустим. Многие люди часто отмечают наш третий альбом “Will Of The Primordial”, там много партий, сыгранных на баяне.
Ваши альбомы выходили не только в современной цифре, но и в весьма олдовых форматах вроде кассет и винила. Какой лично ваш любимый формат? Расскажите про свой самый первый диск или кассету?
Как и многие любители музыки нашего возраста, которые начали покупать записи ещё в детстве, мы слушали музыку на кассетах. Позже начали коллекционировать диски, а последние несколько лет мы собираем пластинки. Сейчас мы обладаем неплохими коллекциями. Одними из первых кассет были альбомы Korn, Rammstein, King Diamond, Slayer.
Какие дальнейшие творческие планы у Grima в ближайшее время?
Запись и выпуск нового альбома. К концу этого года мы готовим несколько больших шоу с обновлённой программой. В следующем году мы готовимся поехать в европейский тур и выступим на нескольких фестивалях.
Что бы вы хотели пожелать вашим слушателям и поклонникам в нашей стране и за ее пределами?
Слушайте хорошую музыку и поддерживайте любимых исполнителей.
Официальная страничка Grima в ВК: https://vk.com/grimathemighty
Интервью - Петр Фатеев
Фотографии предоставлены участниками группы Grima
16 августа 2023 г.
(с) HeadBanger.ru