Мещера

Мещера
Так будет честнее

03.07.2023

Архив интервью

В ноябре прошлого года я связался с Дмитрием Кокаревым, лидером и гитаристом рязанской группы Sympuls-E. Помятуя о том, что ему не чужды разного рода эксперименты со звучанием, я хотел познакомить его с одним интересным музыкантом, повелителем бесчисленного множества народных духовых инструментов на предмет возможного сотрудничества. Ответом мне было что-то вроде «Ты что, мысли читаешь? Я прямо сейчас сижу и делаю фолковую песню!» – так я впервые, совершенно случайно, прикоснулся к тому, что в итоге вылилось в группу Мещёра, чей дебютный альбом «Жатва» многие уже сейчас называют открытием года. На репетиционной базе я встретился с группой в полном составе, чтобы обсудить с музыкантами процесс создания дебютной пластинки и многие другие вопросы.

Первым вопросом хотелось бы расставить все точки на ё – каково правильное название группы, Мещёра или Мещера́?


Дмитрий: Ни так, ни так. Это финно-угорское слово читается, как Мескара, и все нынешние варианты – это искажённые слова, поэтому, как ни скажи, будет неправильно. Самое смешное, что блогер из Швеции, говоря в своём обзоре по-английски, произнёс почти правильно. (Улыбается).

В общем, в русской транскрипции употребляем и так, и так?

Дмитрий: Да.

Ну, хорошо, а теперь пойдём к истокам. Впервые в поле моего зрения имена Дмитрия Кокарева и Александры Сидоровой (также Smorodina Reka, Zmey Gorynich – прим. авт.) возникли вместе в контексте “Extreme Metal Gig”, где Дима выступал с Sympuls-E, а Саша была организатором. А когда вы вообще познакомились и, что ещё интереснее, в какой момент задумались о совместном творчестве?

Александра: Первое знакомство произошло на одном из самых крупных в России реконструкторских фестивалей «Былинный берег». Я выступала с группой Zmey Gorynich, и после выступления у нас был фотосет. Ребята подошли – Дима был с Антоном (Метликин, вокалист Sympuls-E– прим. авт.) – и мы познакомились, но тогда я совсем не запомнила Диму. (Смеётся).

Через несколько дней после интервью, на презентации «Жатвы» в Рязани, я встретил Антона Метликина, и это было довольно странно – парни из Sympuls-E рубили на сцене, а он стоял в зале и слушал. По итогу нашей встречи он дал следующий комментарий:
«Я давно знал, что Дима любит фолк-музыку, и это меня всегда удивляло – он такой металлист-металлист, но фолк его всегда воодушевлял. И вот однажды он уговорил меня поехать на фолк-фестиваль на три дня с палатками. Мы, случайно попав на сет Zmey Gorynich, отслушали его, и нам очень понравилось. Было ясно, что Саша – это очень крутая, топовая вокалистка. И тогда Дима сказал, что очень хочет сделать фолк-проект, в котором пела бы подобная вокалистка. Забавно, что именно так в итоге и случилось. Я очень уважаю Сашу и в чём-то даже завидую ей – она может многое из того, что я, например, не могу. Она большой профессионал, и мне всегда приятно с ней общаться, заниматься какими-то вокальными вещами.
В целом продукт охрененный, очень классное музло, и мне очень нравится то, что они делают. Дима нашёл себя в несколько другом стиле, у ребят всё очень интересно складывается, и они молодцы».

Александра: А в октябре Дима мне написал на тему сотрудничества, так как я занимаюсь рекламой, продвижением групп, набором аудитории, и мы уже начали плотненько общаться.

Дмитрий: Да, у нас сразу же нашлось множество точек соприкосновения и по музыке, и просто в общении. И в какой-то момент разговор зашёл о всяких сторонних музыкальных движухах…

Александра: Разговор зашёл о блэк-метале, потому что мне интересно было бы попробовать себя в блэке. Столько жанров уже опробовано, столько всего спето, а блэк… В целом, я соприкасалась с ним через группу БѢСЪ – сольный проект нашего Деметра (вокалист Zmey Gorynich – прим. авт.), но именно как вокалистка никогда себя в блэке не пробовала. А Дима тут говорит, что он по приколу за час записал блэк-песню.

Дмитрий:
Да, это был такой вызов – я послушал одну блэковую группу и подумал, что тут делов-то – садишься и делаешь. Написал текст буквально за несколько минут и скинул Святу (Креков, барабанщик, также Sympuls-E– прим. авт.) поржать. А он ответил, что трек – вполне норм.

Александра: Да и я сказала, что это отличный трек, ничего смешного. А потом Дима сказал, что его проперло, и он быстро написал второй трек – с тех пор так и прёт. (Общий смех).

В наше время метал-релизы выходят непрерывным потоком, люди порой годами работают над материалом, но в большинстве случаев не получают никакого существенного отклика. И вот группа Мещёра, которая начиналась с одной песни, записанной, как рассказывал Дмитрий, по фану, за один час, выпускает дебютный EP «Сказки Чёрных Лесов», который мгновенно наводит серьёзного шороха в среде отечественных металлистов. Как же так получилось, и ожидали ли вы настолько бурной реакции?

Александра: В целом, да, у нас был какой-то нарциссизм по поводу собственного материала (смеётся), потому что ещё на стадии демок, когда их было три или четыре штуки, уже было понятно, что получается здорово. Нам самим всё очень нравилось, и уже тогда пришла идея подтянуть группу на фест «Зимний мор». Мы отослали организаторам демку, и там уже была реакция «О, классно!».

Дмитрий: Да и ещё до выхода EP публика очень хорошо приняла наш первый сингл.

Поэтому такой взрывной отклик никого сильно не удивил…

Святослав: Меня, кстати, удивил… Я думал, что в узких кругах люди, как это обычно и бывает, напишут, что да, классно. Кто-то напишет, что хрень, и на этом всё закончится. А тут пошла такая реакция – я был шокирован.

Что ж, давайте отмотаем ещё чуть назад. Если творческое становление Дмитрия мы уже подробно разбирали, то с Александрой хотелось бы познакомиться поближе. Я знаю, что в детстве ты занималась фортепиано, а потом окончила музыкальное училище и даже училась на дирижёрском отделении консерватории. А как шло твоё становление как вокалистки, где и как ты училась петь?

Александра: Учиться петь я начала в 16 лет, когда поступила в музыкальное училище. До этого был хор в школе, сольные песенки на Первых звонках – в целом мне это всегда нравилось. В музучилище я пошла на дирижёрское, и вокал добавился как проф. предмет. Появился педагог, но его мне всегда было мало, поэтому параллельно у меня всегда был ещё один педагог. Плюс к этому у меня пошли андеграундные коллективы. Я пела в различных группах, и мне надо было поддерживать свой уровень, чтобы голосовой аппарат был готов к таким нагрузкам. Потому что трёхчасовая репетиция не пойдёт тебе в плюс, если ты правильно не подготовлен – всё как у спортсменов.
После училища я планировала поступать в вышку на вокальное, но сложилось так, что поступила в консерваторию на дирижёрское. Но, закончив её, поняла, что всё-таки меня тянет в вокал, и я переквалифицировалась и проходила стажировку в Германии у профессора Софьи Панкратовой, много лет певшей в Мариинке.
Но я до сих пор занимаюсь вокалом. У меня была цель, хотелось закрыть некий академический вокальный гештальт, и в 2021-м году я записала барочный диск – в плане академического вокала это была на данный момент моя наивысшая точка. Всё-таки андеграунд мне нравится больше. (Смеётся). Всю жизнь сидеть в театре – это не для меня, я больше люблю что-то создавать, реализовываться в своём творчестве.

Дмитрий: Попадался такой мем «Вот вы говорите, все эти ваши кавер-бэнды – дерьмо. А, между прочим, нормальный симфонический оркестр…» (Общий смех).

Саша, в рамках Мещёры ты демонстрируешь впечатляющее разнообразие вокальных техник – это и академический вокал, и народный, и гроул со скримом. Как ты осваивала народный и экстрим-вокал, и сложно ли на концертах переключаться с одной техники на другую?


Александра: Тут я самоучка, ни эстрадному, ни народному вокалу я не обучалась. В какой-то момент мне стало это интересно, я пошла учиться, но мне не очень повезло с педагогом. А так как я сама педагог, в итоге разобралась сама – помог ковид с кучей свободного времени.
Забавный факт – развитию моего экстрим-вокала поспособствовал Сергей Лазарь из Арконы. Сидя на локдауне я пилила маленькие минутные кавера, среди которых был кавер на песню Slayer…

Святослав: “Raining Blood”.

Александра: Да. Там был небольшой расщеп, вроде что-то получилось, и в комментах Лазаръ взял меня на понт «Слабо сделать Arch Enemy?». А меня очень легко взять на слабо (смеётся), и если Лазарь предложил, надо сделать! В общем, эту минуту я записывала три часа, а потом неделю молчала. (Смеётся). Но что-то я тогда уже нащупала, а кавер, кстати, зашёл очень удачно – все удивились и начали просить ещё.
Безусловно, перестраиваться непросто. Но это опыт, это наработки, и, кстати, академический вокал способствует пониманию и смягчению всего этого, чтобы на лайвах не перенапрягаться. К тому же у нас отлично отстроенный мониторинг – Дмитрий этим заморочился, – так что всё круто.
А на лайвах срываются, бывает, даже маститые экстрим-вокалисты, потому что вся наша органика, ткани – всё это очень тонко, и пережаться очень легко.

И вот вы объединились в Мещёру. Если проводить аналогии с театром, который начинается с вешалки, то невозможно не затронуть тему имиджа группы, как её лица. Как дизайнер могу сказать, что визуальная составляющая – костюмы, грим, сценические декорации – у вас на высоте. Я знаю, что парням с доспехами помогал Александр Николаевич Бли́нов, а в работе над костюмом Саши принимала участие Алла Борейша. Как шла работа над костюмами, мастера просто реализовали ваши идеи, или привнесли и своё видение?

Дмитрий:
В клубе «Белый кречет» подходят к реконструкторской теме очень щепетильно. Все свои доспехи они создают по результатам раскопок, согласовывая с уцелевшими документами. Металлообработкой на этих землях занимались не так плотно, потому что рыцарский средневековый доспех — это очень дорого и сложно, а кожа — пошёл, завалил кабана, нарезал, высушил и сделал себе броню. (Смеётся). Так что все пользовались кожаными доспехами — хорошая толстая кожа выдерживала процентов 70 ударов меча.
И году, наверное, в 2016-м я увидел готовый образ, этот доспех, к которому меня энергетически притянуло, на фестивале «Битва на Воже». Спустя семь лет я вернулся на этот фестиваль, снова увидел тот же доспех и понял, что это судьба. (Смеётся). Мы брали его в аренду для первой фотосессии, в рамках подготовки к «Зимнему мору», а потом, когда встал вопрос концертных выступлений, мы решили выступать в доспехах. И заказали у Александра Николаевича уже свои доспехи, внеся, конечно, определённые коррективы для удобства сценической работы.

Александра:
Моя близкая подруга порекомендовала мне Аллу Борейшу – это мастер по костюмам очень высокого класса с огромным опытом. Я скинула ей несколько референсов, и мы нарисовали эскиз. Задумывался такой тёмный образ, что-то такое готично-скандинавское, но при этом не повторяющее уже существующие образы, – хотелось создать что-то своё. Дополнили всё это кожаным поясом, скандинавскими украшениями…

Дмитрий: И славянскими. Хотя, скорее даже не славянскими, если углубляться в археологию, то все эти лунницы были ещё у финно-угоров.

Александра:
Образ сложился, получилось красиво, и на «Зимнем море» мы уже, дополнив всё это рогами, конечно, бомбанули!

А, кстати, о рогах – это всё откуда?


Дмитрий: Это всё я. (Смеётся). И, конечно, Виталик (Каратыхин, менеджер группы – прим. авт.). Я начал через знакомых обращаться к охотникам, но оказалось, что это очень сложно. Потом мы нашли кастомные мастерские, делающие украшения из кости, но их цены оказались просто нереальными! И мы с Виталиком пошли на старый добрый Avito (смеётся), чтобы поискать уже за пределами Рязани, по всей России. В итоге рога нашлись в Одинцово.

Александра: Сначала хотели только одни рога…

Дмитрий:
А потом разговорились и подумали, а чего бы не сделать три штуки. Тогда уже пришла мысль сделать их каждому на микрофонную стойку.

Александра: Причём было очень мало времени на всё про всё.

Святослав:
Да, они же приехали всего за пару дней до концерта.

Дмитрий: А у нас полнейший цейтнот. Я, уезжая с репетиции, уже ничего не соображал и попросил Свята хоть как-нибудь прикрепить рога к стойкам.

Святослав: Я взял свои старые сломанные палочки, распилил их лобзиком и за полчаса всё приколхозил. (Смеётся).

Александра:
И вот мы вышли – а это же блэкерская тусовка, блэк-коллективы, нас никто не слышал и не знает – и народ замер. Полная тишина, все стоят и смотрят.

Дмитрий: И тут начинается «В Неведомых Топях». (Смеётся).

Александра:
Антураж… я думаю, что зритель уже соскучился по чему-то такому от российских групп.

Дмитрий: Но опять же, на уровне должны быть и музыка, и образ – одно без другого не работает.

Вы уже не раз говорили о том, почему решили воспевать в своих сказах именно Мещёру, и уверен, всем рязанским поклонникам группы это особенно приятно. А как именно складывалась концепция, она была продумана от и до ещё до сочинения музыки, или наоборот, сама музыка подтолкнула к такой тематике?

Александра: Концепция, первые образы – ведьма, воин, духи вокруг – сложилась, когда мы делали обложку для первого сингла.

Дмитрий:
Забытый мёртвый народ… Как в нашей песне «Мещёра» – никто уже ничего не помнит про этот народ, не знает, откуда это название. Многие даже не в курсе, что такой народ вообще существовал. А по факту это часть нашей крови, мы – это и есть они. И мы это помним, и эта энергия приходит не просто так. Она кричит нам оттуда, из какой-то генетической памяти.
В основном о племени Мещёра рассказывают археологические раскопки. Уже в VIII-X веках у них была развита обработка металла, они делали доспехи, украшения, существовало искусство. Но исторических, документальных данных об этом народе почти нет, есть упоминание греческого летописца, если я не ошибаюсь, X века, и ещё, может, пара упоминаний. Источников информации практически нет, так что всё это мы делаем чисто на энергетическом уровне. Может, это сказка, может, фэнтези. Так что да, мы создаём свой мир.

Александра:
И концепция продолжает развиваться, мы создаём свой мир, и он растёт. На обложке альбома вы видите помощников этой ведьмы, их всё больше…

Дмитрий: И они придут за всеми.

Кстати, об обложке. Это работа Андрея Хрисаненко?

Дмитрий: Андрей очень крутой, он нам очень помог, потому что, опять же, сроки горели. Но на 75% обложка – это работа Святослава.

Святослав:
(показывая свой макет обложки) Я пытался максимально упростить ему работу, чтобы он не заморачивался с перспективой, со светом, чтобы мы не заваливали его правками. Мы, конечно, чуть не перегрызлись из-за этой обложки. Андрей сделал лёгкий оверпэйнт, изменил цветовую гамму, уведя её в такое болото, но эта CG-шность всё равно оставалась, а хотелось, чтобы обложка была более живописной. И потом буквально через полтора дня он прислал обложку, и все сказали «Вах»! И это было 2-го, а альбом выходил уже 8-го, всё впритык.

А ведьма с обложки планируется как маскот, сквозной персонаж для дальнейшего творчества?

Дмитрий:
Ну, да. Это Мещёра, справедливая мать, олицетворяющая забытый народ, которая пришла забрать урожай памяти.

А теперь поговорим непосредственно об альбоме «Жатва». В наше время технологии позволяют работать над демками не только из разных городов, но и с разных континентов. А как и где шла запись уже чистовой версии альбома?

Дмитрий: Сначала, когда Саша была сильно занята, я выгадывал её свободные выходные и ездил к ней в Москву. Мы арендовали там студию и писали вокал. Я выступал в роли продюсера и ругался на неё – шучу. (Смеётся).

Александра: Споры, безусловно, были. Причём больше мы стали спорить на новых треках, потому что после выхода EP пришло чёткое осознание того, каким должно быть звучание. Мы писали вокал здесь в Рязани сетами по три дня, и я уже почти жила в Рязани. У нас был очень жёсткий дедлайн, когда тебе остаётся всего полтора месяца, а доделать надо очень много всего…

Дмитрий: Четыре трека под ключ.

Святослав: Мы уже в феврале, сразу после «Мора», договорились о концертах-презентациях в июне.

Дмитрий: Нас там сразу же схватили, пообещали сделать презентацию под ключ, но при условии, что будет альбом. И мы пообещали его сделать, тогда ещё не зная, чем это обернётся.

Александра: Да, я вообще не помню, чтобы когда-нибудь приходилось работать в таком режиме.

Дмитрий:
Очень тяжело психологически. Когда мы были не сильно скованы временем, я спокойно садился и делал трек. А когда нам поставили жёсткие рамки, мой мозг сказал: «Да иди ты в жопу!» (Общий смех). Но путём борьбы с собой и титанических усилий я разогнал мозг, и мы доделали музыку.

Александра: Да, это и физически было очень тяжело, было несколько сессий, после которых я думала, что умру.

Но результат стоил того. Кстати, многие положительно отмечают сведение и мастеринг, которые сделал басист группы Максим Аюпов. Не было ли искушения обратиться за этим к финнам или шведам, как делают многие группы?

Дмитрий: У нас был опыт дистанционной работы по сведению, и я скажу, что это очень проблематично. Правки вносятся очень долго, иногда люди вообще не на связи, так что этот процесс затянулся бы ещё на полгода. А так как и у меня есть навыки сведения, и у Макса, мы решили, что в этот раз мы никому отдавать свой материал не будем, в этом не было ни минуты сомнений. Совместно решили, что сводить будет Максим, тем более, что он достаточно быстро работает в программе Reaper и к тому же окончил отличные курсы именно по студийному сведению. Это в любом случае будет быстрее, и результат будет именно таким, как нравится нам самим.

Хотел бы коснуться звуковой палитры альбома. В своё время я хотел познакомить тебя с музыкантом-народником, но в итоге ты решил, что тебе проще освоить всё самому, и в итоге все этнические инструменты записал сам. А как это возможно – за несколько месяцев научиться играть на инструментах, которые до этого в глаза не видел?


Дмитрий:
Я написал какой-то рифф и вдруг понял, что к нему отлично подойдут гусли. А потом оказалось, что нужна тальхарпа. Я обратился к ребятам из группы Лёдъ, но у них пошла активная концертная деятельность, и была большая загрузка. Так что я нашёл мастера поближе, у которого было свободное время. Помню, приехала тальхарпа, и я думал о том, что с ней вообще делать. Я отправил Саше видео, на котором играл две ноты, и она такая: «Господи, какой ужас!» (Общий смех). А я же только первый вечер на ней играю! (Смеётся). Но я же трезво оценивающий себя музыкант, так что, да, там был ужас. Но альбом надо было записать быстро, поэтому и учиться надо было быстро. Тут, видимо, сказался большой опыт игры на гитаре. Так что базовые вещи я освоил недели за две. И какие-то риффовые, аккордные куски в тех треках, которые я тогда записывал, — почему бы и нет? Конечно, это было не как на гитаре, где я записываюсь с двух дублей. Тут я сидел дублей по сто, пока не получалось.

Александра: Ты же ещё пришёл к выводу, что смычок с конским волосом, который шёл в комплекте, абсолютно не подходит – с ним чистую ноту не издашь.

Дмитрий: Это называется барочный смычок, и суть в том, что ты натягиваешь волос пальцами. А у современного смычка есть болт натяжения. Я заказал скрипичный смычок, и началось сплошное удовольствие.

Александра: Это вообще довольно вредный инструмент. (Улыбается).

Дмитрий: У него такой едкий тон. Многие могут подумать, что это сыграно на виолончели, но у тальхарпы более резкий, скрипучий – тот самый болотный звук.

Александра: В этом и весь шарм, то, что цепляет людей до мурашей.

Я слышу на альбоме гусли, тальхарпу и варган. А сколько всего народных инструментов было задействовано в записи?

Дмитрий: Была ещё тыквенная лютня Дмитрия Старченко, который делал мне мастеровую гитару для Sympuls-E. Уже потом, когда мы записали альбом, выяснилось, что Макс классно играет на флейте.

Святослав:
Мы шли на репетицию, он в подъезде достал флейту и с этим ревером начал на ней играть.

Дмитрий:
И мы такие: «Какого чёрта ты молчал?!» (Общий смех).

Максим:
А вы и не спрашивали. (Улыбается).

Перейдём от звука к музыке. В титульной композиции, давшей название альбому, представлено, как мне кажется, самое широкое разнообразие красок группы – от самых мощных бластбитов в начале до пианиссимо в середине, от экстрим-вокала до самых нежнейших вокализов. Как создавалась заглавная вещь?


Дмитрий: Когда я приступал к этой песне, восемь треков уже было готово, и они все мне нравились. Оставалось сделать два. Так что я подумал, что можно немного расслабиться и написать что-то попроще. И тут – раз! «Жатва», заглавный трек. (Смеётся). Была долгая работа, и раз уж песня получилась такой разноплановой, я подумал, что и вокал в ней должен быть максимально разнообразным. Причём с припевами было всё понятно сразу, а вот эти красивые куплеты…

Александра:
А ещё это чуть ли не первая наша песня с прямым сюжетом. Я очень люблю историю, и появился вариант про полоцкую княжну Рогнеду, которую насильно выдали замуж за нашего князя Владимира, который её изнасиловал и убил родителей у неё на глазах. Конечно, сюжет несколько интерпретирован…

Дмитрий: Да, мы делаем пометку, что это сказка на основе реальных событий.

Александра: …но сам вайб кипящей внутри неё мести остался. Кстати, на ней я впервые попробовала высокий скрим, и потом, поймав это звучание, мы его использовали и в последнем треке. Это был эксперимент, и он был очень сложным физически, на записи тут творилось такое, что я была просто вымотана. Плюс в этот момент мы или отравились, или поймали инфекцию. Эта песня оказалась самой тяжёлой для нас, она почти нас уничтожила.

Дмитрий:
В общем, мы дописали этот трек, я отвёз Сашу на вокзал, приехал домой и понял, что мне очень плохо.

Кстати, в конце удары барабанов имитируют останавливающееся сердце...

Дмитрий: Я это сделал неосознанно. Когда ещё не было ни текста, ни даже идеи того, о чём будет песня, в голове уже была большая битва и как апофеоз – смерть. Поэтому красивый финал – висящая нота тальхарпы, как дыхание, и останавливающееся сердце.

Александра:
Одним из вариантов финала этой битвы был эпичный хор в стиле Ensiferum. Мы записали вокалы, сделали пачку, но получалось что-то не то.

Дмитрий: И я попросил Сашу написать хоровые партии мимо мелодической части, которая там идёт. Саша предложила мелодию, которую сейчас вы слышите, и это было оху… хорошо. (Общий смех).

Песня «Вечность Белых Январей» выделяется на альбоме. Во-первых, она звучит, как мне показалось, очень кинематографично – практически готовый саундтрек к сериалу о древней Мещёре, а во-вторых, Дима всё-таки не удержался от того, чтобы немного не «пополивать». Как родилась эта песня?

Дмитрий:
До этого я писал все песни на Schecter, ещё на «Море» все отметили, как хорошо он вписался в концепцию группы со своей древесно-болотной расцветкой, и для концертов он очень неплох. А тут за зиму на нём вылезла пара ладов, они стали позвякивать. А с другой стороны у меня лежит красивейшая мастеровая семиструнка Boyarsky, на которой я играл только для себя. А на ней стоят, между прочим, датчики Seymour Duncan Black Winter, разработанные специально для блэка. И я подключился, наиграл какую-то мелодию и уже через день скинул ребятам основу этой песни. А ещё через день допилил её по всем аранжировкам.

Александра: Очень много мы спорили по поводу этой песни. Меня очень смущал кусок в середине, слишком уж он контрастирует с остальным. Мы даже думали убрать этот кусок…

Святослав:
Вы его и убрали.

Александра: Да. Получилась ровная спокойная песня. А тихое вступление изначально было чисто инструментальным, вокал туда не планировался. А я давно всем прожужжала уши, что хочу песню, где будет вступление с тихим вокалом, возможно, даже акапельным. Я предложила мелодию, мы записали всю песню начисто, и я уехала в Москву. Через неделю я приезжаю, чтобы доделывать следующую песню, а Дима говорит, что надо переделать «Вечность» – полностью готовую, чистовую песню. Я молчу. Он говорит, что вот эта мелодия ему не нравится – а у нас осталась неделя времени, условно, – я молчу. Мелодия красивая, хорошая, говорит он, но настроение не то – я молчу.

Святослав: И чайник начинает свистеть. (Общий смех).

Дмитрий: Надо было видеть её лицо…

Александра: Но это опыт. Надо не упираться, а попытаться услышать, что тебе хотят сказать, посмотреть на всё со стороны свежим взглядом. Это сложно, особенно с учётом нашего бэкграунда. Что у Димы, что у меня, что у Свята – у всех есть своё видение того, как должно быть. И чаще всего они пока что сходятся…

Святослав: Но если не сходятся, это беда. (Общий смех).

Александра: И вот Дима попросил придумать более холодную, северную мелодию для вступления. Я, наверное, полчаса настраивалась, а внутри кипели бури непринятия. Но в итоге мелодия родилась.

Дмитрий: После записи «Жатвы» и «Вечности» я приехал домой, и мне плохо. Всем рекомендую знакомиться со своим творчеством, когда ты заболел, – если тебе становится ещё хуже, значит что-то не так. Я слушаю несколько раз подряд «Жатву» – охрененно. Послушал «Вечность», и больше не хочу. Как будто музыка не раскрыта и вокалы в припевах вообще не отсюда. Скидываю её Святу, и он мне озвучивает практически те же самые мысли.

Святослав: Я сказал, чтобы, прежде всего, вернули вырезанный брейк, который бодрит тебя после расслабления, и в припевах мне не понравилась слишком расслабленная манера пения – хотелось больше экспрессии.

Дмитрий: И вот через неделю, за пару часов до приезда Саши я отключил голову, чтобы ничего не просчитывать – куда выведет голос, туда и двинемся. Так и придумал новую вокальную мелодию припева. Вообще каждая песня на альбоме по-хорошему выстрадана. Каждую песню мы записывали в нескольких разных вариантах.

Александра: Как ты заметил, на альбоме много видов вокала. Обычно у вокалиста какая-то одна привычная манера, реже – две. А тут мы крутили и так и этак, пробовали разные настроения, записывали припев мягко, жёстко, супермягко. Пробовали шёпоты, придыхания…

Дмитрий: На самом деле, это пять альбомов в одном. (Смеётся).

«Зимним Хладом» стал первым сказом, первой ласточкой, выпущенной группой на суд слушателей. Первая композиция - и сразу же серьёзный успех, что, в общем, легко объяснимо – сильный красивый вокал Александры, довольно необычное звучание, ураганные барабаны Святослава и мощнейший, качающий припев. Как создавалась эта вещь?

Александра:
Вообще её сочинили третьей по счёту, но выпустить самой первой решили потому, что она наиболее точно описывает наш стиль, тот посыл, который мы хотим донести.

Дмитрий: Мы писали в Москве вокал, и это была цела битва за мелодию припева, вариантов которой было с десяток. Все очень устали, и в какой-то момент я прямо там, на студии, сходу напел вариант мелодии, который понравился и Саше. И уже под неё мы там на студии стали дорабатывать текст.

Ваш дебютный клип на песню «Страж сосновых чащоб» набрал уже более 300 тысяч просмотров. Интересно, что означают руны из логотипа группы, которые так красиво горят в клипе, и не мешал ли идущий снег гриму на музыкантах, который заслуживает отдельного комплимента?


Александра: С гримом нас спасает наша подруга Ира Реуцой, которая ездит с нами на все фестивали и везде. Конечно, мы давали ей какие-то референсы, но итоговый грим – это её авторское видение. Блэковый гламур, как я его называю – (улыбается) – мы подали грим не суровым, нордическим, к которому все привыкли, а красивым и эстетичным.
От снега грим не тёк, но вот на руках подстирался. Поэтому, к сожалению, на монтаже пришлось убрать некоторые интересные кадры.

Святослав: В начале клипа руки полностью чёрные, а там, в тех сценах, они как будто испачканы в грязи.

Дмитрий: У нас была очень небольшая команда, всем было очень холодно, и за этим просто не уследишь.

Александра:
Что касается рун, то этот человек рисует руны специально для меня уже не в первый раз. Были концептуальные руны для Smorodina Reka, и здесь тоже заложен определённый смысл – энергия, движение вперёд и единение людей. И всё это работает. Без энергии за полгода EP, альбом, презентацию и всё остальное не сделаешь. Движение вперёд очевидно. И единение – с самого начала в коллективе все что-то делают. Сведение, обложка, видео – всё сами. Для меня дикое счастье быть частью всего этого. Так что руны работают. Но нужно понимать, что они не рисуются просто так, и уж тем более не стоит набивать себе татуировки с рунами, значения которых вы не знаете!

Несмотря на то, что в комментариях к клипу идёт концентрированный поток восторга, вы говорили, что удалось реализовать меньше половины из задуманного, и следующее видео будет масштабнее и круче. Что за сложности были, и есть ли планы на новые клипы?

Святослав: Да, мы приехали, а там достаточно холодно, пурга, машины несколько раз застревали, из-за чего мы потеряли время. Камера на холоде постоянно вырубалась – у неё рабочие температуры, как мы потом посмотрели, от нуля и выше – мы заматывали её в шапку, но она секунду снимала и вырубалась. (Смеётся).

Александра: На самом деле, мы хотели бы снять клипы на все песни. (Смеётся).

Дмитрий: Просто это очень трудно. Будь у нас глобальная финансовая поддержка… сейчас, конечно, есть заинтересованные люди, фанаты нас поддерживают финансово, но в глобальном масштабе это всё равно небольшие средства. Кино снимает команда из нескольких сотен людей, а мы хотим добиться того же уровня визуала командой из нескольких человек, и при этом наши средства сильно скромнее. Но уже сейчас на стадии задумок для второго клипа есть люди, готовые помочь со съёмками. Ребята из реконструкторского клуба всеми руками и ногами за, просто потому, что им нравится музыка.

Что ж, будем ждать нового классного клипа, и пусть в нём всё получится. А пока идём дальше. «Сказки Чёрных Лесов» тоже стоят среди остальных песен альбома особняком. В предыдущем нашем разговоре Дима говорил, что в силу определённых причин давно завязал с вокалом. Но здесь слушатели вновь слышат твой ведущий вокал, – не смог удержаться?

Дмитрий: Такова концепция песни – она же, по большому счёту, про любовь. А любовь – это диалог. Вообще я не ожидал, что людям так понравится, и они будут просить ещё. Всё-таки у меня довольно специфическая манера, отличающаяся от привычной манеры правильных вокалистов. А получается, что иногда как раз неправильное и цепляет.

Музыкальным стилем группы заявлен “epic dark folk / atmospheric black”. Нередко такие громоздкие словесные конструкции призваны скрыть то, что музыканты сами не вполне определились с тем, что хотят играть. Но в вашем случае альбом действительно получился полистиличным, наряду с тяжёлыми блэковыми вещами есть и совершенно фолковые песни, почти лишённые тяжёлых гитар. Сложно ли было увязать такой разный материал в единое гармоничное полотно?

Дмитрий: Я сразу сказал, что даже если мы задаём какой-то жанр, то придерживаться его мы не будем. (Смеётся).

Александра: И всё-таки мы хотели придерживаться блэкового звучания. Даже когда писалась «Жатва», мы хотели сделать тяжёлый трек, ты садился писать блэк …

Дмитрий: Но ничего не получилось. (Общий смех).

Александра:
Но я обожаю бластбиты, мне нужна эта тяжесть, я хочу её сохранить. Я пытаюсь тянуть в блэк, но Дима всё равно тянет в свою сторону. (Смеётся).

Дмитрий: Идея не в блэке ради блэка, идея в том, чтобы делать, как оно само идёт. Меня иногда и тянет в блэк, как, например, в «Тьмою Седых Ночей». Вот это блэковое мочилово появилось в голове сразу же, пришло из глубины души. Поэтому я сразу сказал, что это не будет математически просчитанный альбом, он будет сделан честно. Почему я должен отказываться от отличного фрагмента, если он не укладывается в стилистику жанра? Поэтому у нас есть и джентовые куски, и металкоровые.

Однако помимо музыкальной составляющей альбома важна и текстовая. Авторами текстов для альбома указаны и Дмитрий, и Александра. Как у вас построена работа над лирикой, вы пишете каждый своё или это совместное творчество?

Дмитрий: Первую песню «В Неведомых Топях» я написал один, причём за пять минут, а потом меня попёрло, и стала появляться куча набросков. Иногда просыпаешься в 6 утра после какого-то странного сна, и у тебя просто идёт мысль, которую надо записать, хотя бы даже в прозе, чтобы просто не забыть её. А, например, в «Сказках Чёрных лесов» я накидал основу на каком-то йогуртном английском, а Саша отлично поймала вайб и выдала текст.

Александра: Если говорить про песню «Зимним хладом», то у меня уже очень давно лежала задумка, которая идеально попала в настроение песни и подошла для куплетов. А что-то мы писали с нуля вдвоём – ту же самую «Жатву»…

Дмитрий: И «Тьмою Седых Ночей» и «Мещёра» – полный мозговой штурм вдвоём.

Александра: Хорошо, что работают две головы, получается свежо. Иногда случаются такие акценты, какое-то одно слово может забрать на себя всё внимание, и на нём сосредоточится весь припев или бридж, например. А бывает, что и стих есть, и смысл, и рифма подбита – всё правильно, но текст ни о чём, пресный. В нём нет какой-то драмы, что ли…

Дмитрий: Жизни нет! А жизнь – это контраст, и смысл концепции группы – сделать контраст. Ведь тёмный фолк и блэк-метал – это огромный контраст. Это две противоположные вещи, которые многие так и не совместили. Попытки есть, но…

Александра: Тут куски одного, там куски другого, и всё это вместе не клеится.

В общем, вы пришли сделать то, чего ни у кого прежде не получалось?


Александра: Да, но чтобы при этом получилось что-то своё.

Очевидно, что Дмитрий и Александра в своё время быстро нашли общий язык, но ведь группа – это четыре человека, причём трое парней уже давно сыграны в другом коллективе, а Саша пришла со стороны. Как складывалась пресловутая химия в группе?

Дмитрий: Сразу, это любовь с первого взгляда. (Общий смех). Даже не пришлось ничего делать. Я их всех люблю, как семью.

Святослав: А я не всех, но кого, не скажу. (Общий смех). На самом деле, все взрослые адекватные люди, так что…

Александра:
Я всю жизнь работаю в мужских коллективах, так что меня уже ничем не удивишь.

Дмитрий: Если я не чувствую энергетического контакта с человеком, то и работать с ним вместе я не смогу. Говорят, что после 25 лет друзей не заводят, но вот Макс, например, появился в моей жизни и прекрасно проявил себя не только, как музыкант, но и как человек, так что… я ни о каком возрасте вообще не думал.

В завершение не могу не сказать о международном резонансе. Говорить о том, что вы покорили мир, пока рановато, но новозеландский портал поставил альбому 9/10, вышеупомянутый шведский блогер Хенрик Перссон выдал восторженную реакцию на ваш клип, назвав его сногсшибательным, да и многие положительные комментарии под клипом написаны на иностранных языках. Каково видеть такую реакцию на своё детище, которое, что принципиально, говорит на русском языке?


Дмитрий: Отрадно! (Общий смех).  

Александра: Сейчас есть проблемы в коммуникации, так что мы были готовы к тому, что там нас вообще не заметят, но блогеры выцепили нас сразу же.

Дмитрий: Эта музыка близка скандинавам, так что и реакция была соответствующая. Но, кстати, я удивился, что отреагировала Латинская Америка. Всё-таки латиноамериканская музыка немного другая, и я могу что-то такое послушать, но на энергетическом уровне она мне не так близка. Так что это было приятно.

Александра: Да нет, и Бразилия, и много кто в Латинской Америке очень любят Россию и русский колорит. Всё-таки у нас мелодичный материал, и даже если ты не понимаешь текст, то чувствуешь эмоциональный посыл. И блогер, кстати, подчеркнул, что ему нравится, что мы поём на русском. Сделать на английском – это усреднение, попытка сделать проще и доступнее. А мы не делаем проще.

Святослав: Сделай мы альбом на английском, это было бы совсем не то.

Дмитрий: Кстати, от языка Мещёры, который перекливается с мокшанским, мордовским и больше всего, как ни странно, с венгерским, осталось около двухсот корневых слов. И была идея сочинить текст с вставками из заклинания на нём. Пока не успели, потому что времени не хватало, но, думаю, мы ещё заморочимся.

Александра: А потом русский язык – это же такое богатство.

Дмитрий: Мы же рязанцы, и если кто-то будет изучать тексты, то заметит влияние Есенина. Он как поэт существует в моей жизни с трёх лет. Первыми книгами в моей жизни были не детские раскраски, а именно стихи Есенина.

Александра:
Тут, кстати, интересная параллель – произведения, с которыми я поступала и заканчивала консерваторию, были на стихи Есенина. Так что он проходит сквозь нас красной нитью.

Дмитрий: Раньше был какой-то лёгкий вайб отторжения своей родины, непричастности что ли. Но с возрастом приходит понимание того, что ты нужен здесь, на той земле, где ты родился, что ты должен… даже не должен, а хочешь нести то, что впитал с молоком матери, – так будет честнее.

Официальная страничка группы Мещера: https://vk.com/meschera_dark

Интервью: Вячеслав “Slash” Куприянов
Промо-фотографии предоставлены участниками группы
Концертные фото: Александр “SUMRAK” Нефёдов
18 июня 2023 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker