Виталий Дубинин

Виталий Дубинин
Не останавливаться на достигнутом

26.04.2023

Архив интервью

28 апреля 2023 года состоится релиз аудио- и видеоверсии концертного альбома «Бал-маскарад: LIVE». Этот концертник, очень ожидаемый всеми поклонниками сольного творчества Виталия Дубинина, был записан на единственном пока живом выступлении его коллектива, прошедшем 1 января этого года в рамках московской «Метал-ёлки» и получившем самый горячий приём публики и такие же отзывы в музыкальных СМИ. Музыканты сыграли сет из семи песен, включив туда, помимо композиций с альбома «Бал-маскарад», песню «Ужас и страх», впервые увидевшую свет в 1997 году на альбоме «АвАрия» проекта Холстинин/Дубинин. Грядущий релиз позволит тем, кто присутствовал на «Метал-ёлке», заново пережить эмоции необыкновенного вечера, а тем, кто, увы, не смог попасть туда, погрузиться в атмосферу концерта и с надеждой ждать продолжения...
Кстати, о продолжении, и не только концертном: 3 февраля у Виталия Дубинина вышел EP «Бал-маскарад. Постскриптум», заявленный как «послесловие к первому сольному альбому» и включивший в себя семь треков, в том числе песни Виталия, написанные им для проекта Margenta и для группы Химера. Также увидели свет ещё два клипа: на новую версию песни «Здесь и сейчас», записанную для «Постскриптума» совместно с целой группой звёздных рок-вокалистов, и на заглавную композицию первого сольного альбома - собственно «Бал-маскарад».
Таким образом, с начала года в сольном творчестве Виталия Дубинина произошло уже много событий, и, соответственно, по ним возникло и немало вопросов, которые хочется обсудить. В предыдущий раз я разговаривала с Виталием как раз накануне Нового года, в преддверии живого выступления. Теперь мне удалось побеседовать не только с главным героем происходящего, но и с его соавтором Михаилом Бугаевым, гитаристом, основателем и лидером группы Гран-Куражъ. А что может быть интереснее, чем увидеть творческий процесс и всё недавно произошедшее изнутри, глазами его основных участников?

Виталий, по какому принципу отбирали песни на сольное выступление на «Метал-ёлке»? Были ли композиции, про которые вы сразу, ещё до репетиций решили, что они точно там не будут играться? Как в сет-лист попала песня «Ужас и страх»?


Виталий: Отобрать было не очень сложно. Во-первых, я знал, что играть надо было 35-40 минут. Отсюда и начал «плясать»: открывашка – «Интро» в связке с «Балом-Маскарадом»; «Русский сон» – клип на эту песню набрал наибольшее количество просмотров по сравнению с другими; «Бес в твоих глазах» - как самый хитовый; «Бег по кругу» - как самый драйвовый; и «Здесь и Сейчас» - как самая подходящая для последней песни – мажорная и хоровая. Во-вторых, мне показалось, что будет уместно сыграть что-нибудь из старенького, неарийского. «Ужас и страх», например. В итоге получилось почти 40 минут.
До репетиции я уже точно знал, что «Наполеон» из-за его продолжительности не очень будет уместен в коротком выступлении. «Дети дождя» – это акустика, поэтому на новогоднем выступлении тоже не очень в тему.  В песне «Пламя» тяжеловато петь и играть куплет… Ну, а остальные вроде можно было сыграть, но и с тем, что я перечислил выше, мы едва уложились в отведённое время.

Михаил, как, на ваш взгляд, проходила подготовка к сольному выступлению Виталия Дубинина? Что запомнилось? Насколько быстро и легко удалось достичь на репетициях желаемого совместного звучания?

Михаил: Всё началось с принятия всеми участниками проекта того факта, что выступление всё-таки состоится. (Смеется). Первоначально Виталий такой возможности не рассматривал. Но события, связанные с его сольным проектом, развивались и росли, как снежный ком. Сначала и альбом как таковой не планировался. Виталий просто предложил мне записать с ним несколько его старых разработок, не пригодившихся Арии. Однако в процессе мы начали сочинять вместе новый материал, что в итоге вылилось в полноформатную пластинку. Затем был краудфандинг-проект. Никто не был уверен в его большой успешности, а он взял и выстрелил, собрав очень приличную сумму. То же самое было и со съемками клипов. Сначала думали, что «Русский сон» будет единственным клипом проекта, а в итоге на данный момент свой видеоряд получила львиная доля песен с альбома.
В общем, концерты хоть и не планировались, но в глубине души я почему-то был почти уверен, что рано или поздно мы выйдем на сцену с репертуаром альбома «Бал-маскарад». Возможно, если бы поступило предложение о большом сольном концерте, то Виталий бы засомневался. Но поскольку речь шла о выступлении на новогоднем фестивале с не очень большим сетом, то решили: «давайте попробуем». Репетиции проводились на студии Арии. Пару раз мы собирались втроём с Виталием и Закком. А затем ещё пару раз - с Сергеем Мавриным. С каждой репетицией мне казалось, что наше общее звучание становится всё лучше и лучше, и наш студийный проект стал в какой-то момент похож на настоящую группу. Было приятно слышать, как песни, которые мы с Виталием удалённо создали и записали, обретают своё живое воплощение. Очень понравилось, что помимо песен с «Бала», мы ещё сделали песню «Ужас и страх» с альбома «АвАрия» Дубинина и Холстинина. Когда-то я слушал его на кассете, а тут уже погрузился в этот материал с головой. В частности, сыграл и подготовил для концерта клавишный бэк-трек. Понравилось, как мы поделили с Сергеем сольные партии в этой песне. Я сыграл вариацию на тему оригинального соло Владимира Холстинина, а Сергей в своей яркой узнаваемой манере исполнил вторую часть, которая в оригинале игралась на клавишах. В общем, песня сохранила оригинальное настроение и форму, но приобрела новое звучание, став, как мне кажется, одной из изюминок выступления.

Виталий, была ли у Вас какая-то особая подготовка перед этим сольным выступлением, например, не курить, не пить в течение некоторого периода, беречь голос какими-то иными средствами?

Виталий: Я могу совершенно спокойно не курить долгое время, потом опять покурить недельку и снова завязать. Как-то это легко у меня получается. Но здесь вы правы, я не курил пару месяцев перед выступлением, потому что считал, что это мне поможет петь лучше, чем если бы я не прекращал курить. Насчёт алкоголя всё было приблизительно так же – месяца полтора-два я не употреблял спиртные напитки, это было совсем не трудно – дел оказалось, что называется, по горло, поэтому было совсем не до расслабона. А на Новый Год, да, сознательно не выпил даже шампанского, потому что выступление планировалось уже 1 января. Других способов как-то поберечь голос у меня не было, да и не очень я его и напрягал. Наоборот, перед Новым годом у Арии в этом же зале прошёл концерт (праздничная новогодняя программа «Рок, лёд и Новый год» - прим. авт.), и я вроде как там даже размялся немного в плане пения.

А занимались ли вы перед записью альбома и выступлением вокальными упражнениями, может быть, консультировались у педагога? Потому что заметен прогресс в качестве вокала, например, «Следуй за мной» сразу покоряет именно звучанием голоса.

Виталий: Странно, мне кажется, что «Следуй за мной» записана в том же ключе, что и остальные песни. Может, это от того, что я её записывал спустя несколько месяцев после выхода альбома, как раз во время воздержания от «излишеств нехороших»! (Смеётся). У педагога я не занимался, но перед записью с утра делал совсем простые вокальные распевки, типа пропевания арпеджио с повышением и понижением тональности. Но вообще-то по-настоящему распевался я на студии уже во время самой записи. Для меня не очень просто сразу найти нужную манеру и посыл в песне… Пока что-то начинает вырисовываться, обычно делаешь не один дубль и в процессе записи как раз и распеваешься. Как правило, всё «устаканивается» к последнему куплету, потом возвращаешься назад и перезаписываешь начало.

Ваши впечатления от выступления на «Метал-ёлке»? Каковы были ощущения в самом ходе концерта: «Всё идёт как надо» или «Я звучу не так, не получается»? А когда потом послушали запись выступления, как оценили то, что получилось?

Виталий: Нет, скорее накануне думал: «Нафиг мне это всё надо?», а в день выступления хотелось, чтобы всё побыстрее закончилось… Странные, давно забытые ощущения. Обычно что-то подобное испытывал давно, ещё до Арии, когда выступал в качестве сольного артиста. Но, в принципе, облажаться было сложно – мы же несколько раз репетировали, и то, что получалось, мне нравилось - было очень приятно и здорово играть записанные песни живьём. К тому же, выступали мы с плэй-бэком, где были записаны и клавиши, и бэк-вокал, так что звучало это, как мне кажется, очень даже мощно!

Пожалуй, именно после живого выступления прозвучало больше всего восторженных отзывов на творчество коллектива «Виталий Дубинин», и его все чаще стали называть «открытием 2022 года». Для вас самих был неожиданным такой горячий приём публики на концерте и высокая оценка живого выступления в медиапространстве?


Виталий: Да я вообще об этом не думал и не думаю… Никаких отзывов на выступление я не читал и совершенно не расстраиваюсь по этому поводу. И, если честно, я даже приём публики не смог оценить, потому что очень волновался. Но если кто-то считает, что это можно назвать «открытием или закрытием 2022 года» - что тут лукавить, конечно, это очень приятно и я на это не рассчитывал. Для меня было главным воплотить в жизнь всё изначально задуманное. Получилось даже чуть больше – я имею в виду живое выступление. Безумно благодарен за это моим коллегам и всем, кто помог это осуществить!

Михаил: Выступление на «Метал-ёлке» позиционировалось организаторами фестиваля как единственное живое выступление сольного проекта Виталия. Поэтому эксклюзивность, конечно, зашкаливала. Естественно, мы видели повышенный интерес поклонников в сети и понимали, что выступление совершенно точно не пройдёт незамеченным. Так и получилось! Для меня тот концерт вообще был особенным, так как я выступал и с Виталием Дубининым, и, чуть позже, с Гран-Куражом, с которым мы закрывали фестиваль. С Виталием я чувствовал тогда больше ответственности, так как, опять же, это было в анонсах «первым и единственным» выступлением, плюс мы его решили записать и снять на видео. В общем, нужно было быть максимально собранным. Тем не менее, удовольствие я тоже получил. А после столь жаркого приёма мне даже показалось, что никто из зрителей не будет против, если у этого «единственного» выступления будет когда-нибудь продолжение.

А вообще, для вас, Михаил, это действительно уже не первый раз, когда вы выступаете в рамках одного мероприятия и со своей группой Гран-КуражЪ, и с дружественным коллективом (достаточно вспомнить, например, «Ария-фест-2014»). Насколько это сложно для вас, необходимо ли вам какое-то определенное время для «переключения» между разными группами?

Михаил: Главное - успеть переодеть футболку, чтобы не выглядеть в двух группах абсолютно одинаково. (Смеется). А если серьезно, то у меня нет проблем с «переключением». Если репертуар, как говорится, в руках, то просто выходишь и играешь. Разница была лишь в том, что выступление Виталия было максимально серьезным: без искусственной ёлки на сцене, задников с ёлочными игрушками и без музыкальных шуток. И в этом был смысл, поскольку, опять же, это было первое и пока единственное выступление проекта, которое снималось к тому же на видео. Хотелось, чтобы это и звучало, и смотрелось эффектно - не как новогодний капустник, а как метал-концерт. А с Гран-Куражом мы могли себе позволить добавить в сет различных приколов. Мы даже сделали специально для этого концерта песню из мультфильма «Ну, погоди» про Снегурочку. Поскольку мы стали хэдлайнерами вечера, нам хотелось, чтобы закончился концерт на волне новогоднего настроения. Вот в этом главное отличие. Но кучу радостных и запоминающихся моментов я получил как с Виталием, так и с Гран-Куражом.

Михаил, как к вашему творчеству в проекте Виталия Дубинина относятся ваши коллеги по группе Гран-КуражЪ? Слушают ли, нравится или нет, не ревнуют к тому, что вы творите не только в своем коллективе?

Михаил: Я ревности не вижу, так как моя работа с Виталием ничем не мешает группе Гран-КуражЪ. Сочиняю я постоянно. Идей у меня хватит на несколько релизов вперёд. Плюс, всё-таки в сольном проекте Виталия львиная доля музыкальных разработок исходила от самого Виталия. Да и наши совместные авторские композиции родились уже в процессе работы над альбомом. То есть, иными словами, я не забирал идеи у Гран-Куража, чтобы отдать их Виталию. Большинство моих идей, вошедших в альбом «Бал-маскарад», появилось в процессе виртуальных джемов с Виталием. Исключение, пожалуй, только песня «Бег по кругу», основная музыкальная идея которой у меня уже лежала года с 2017-го. А рифф, который звучит в середине и финале песни, был у меня в разработках аж с 2004 года. Но, тем не менее, у меня эта разработка лежала как-то обособленно от идей для Гран-Куража. Поэтому и эту идею можно считать эксклюзивом для проекта, а не чем-то, что я утащил у своей группы.
А по поводу отзывов коллег стоит отметить, что всю гитару для альбома я записывал на студии Sonicplant, где мы делаем записи группы Гран-КуражЪ. И моим звукорежиссером был мой коллега по группе Юра Бобырёв. Соответственно, он не просто слышал этот альбом, а даже помогал его создать. И он, обычно достаточно сдержанный на похвалу человек, как-то после очередной студийной сессии однажды дал очень лестный отзыв на получающийся материал. Кажется, в тот день мы записали «Здесь и сейчас» и «Пламя». К слову, песня «Пламя» очень понравилась Мише Житнякову. Я ему показывал ещё раннее демо будущей композиции, и он с нетерпением ждал финального результата. Добрый отзыв на альбом дал и Пётр Елфимов. Да что говорить, мне и самому до сих пор кажется, что у нас с Виталием и Маргаритой Пушкиной получился очень достойный материал.

Ещё один вопрос насчёт подбора песен, теперь речь о «Постскриптуме». Интересует история появления на «Постскриптуме» песни «Следуй за мной». Лично для меня это самая любимая вещь на этом альбоме – и по вокалу, и по инструменталу. Как возникла мысль записать её? Когда состоялся релиз, конечно, сразу начались сравнения, чей вариант лучше – ваш или Химеры…

Виталий: Я написал музыку к этой песне году в 2000-м, наверное. И она была задумана и записана на демо именно в таком виде, как она звучит на «Постскриптуме», с мажорными нотами в куплете и мажорным же припевом. Потом Саша Елин предложил отдать её группе Химера. Я согласился, он придумал текст, и ребята сделали свою аранжировку. А сейчас я подумал, что эта песня вполне находится в канве «Бала-Маскарада», где тоже есть несколько песен, написанных достаточно много лет назад. Единственное, почему я не включил её в альбом, это то, что она уже была записана раньше. А вот на «Постскриптуме», как мне показалось, ей самое место, и, несмотря на то, что вариант Химеры мне очень нравится, слушателям будет интересно услышать эту песню в том виде, как я её задумывал.

Михаил: Песню «Следуй за мной» Виталия Дубинина я впервые услышал ещё в далёком 2003 году в исполнении Химеры. В те годы с группой сотрудничал поэт Александр Елин, и, видимо, он попросил Виталия помочь молодому коллективу с материалом. Тем не менее, не могу сказать, что тот вариант песни стал для меня каким-то личным хитом. Хоть в целом она мне и показалась неплохой, но не покидало ощущение, словно Виталий писал песню об одном, а стиль группы подразумевал другое. При этом не могу не отметить, что первый альбом Химеры «Агония», где была и эта песня, мне очень нравился. Когда спустя годы мы поговорили с Виталием об этой композиции, он подтвердил мои догадки почти 20-летней давности, сказав, что представлял песню совершенно по-другому, что она была в балладном темпе, с мажорной гармонией в припеве. В итоге мы решили восстановить «историческую справедливость» и дать песне возможность прозвучать так, как она была задумана. Виталий прислал мне своё первоначальное демо. Послушав его, я сразу почувствовал вайб Элиса Купера начала 90-х. А Элиса Купера я люблю. Сразу стали появляться идеи для гитарно-клавишной аранжировки. Виталию мои предложения понравились, и мы очень быстро запустили песню в работу. Закк оперативно записал барабаны, Максим Самосват всё свёл, и, на мой взгляд, всё удачно сложилось. Мне кажется, эта песня и звучит хорошо, и по тесситуре отлично подходит Виталию. В общем, по-моему, всё было не зря.

Виталий, отмечу, что публика восторженно встретила ваше с Артуром Беркутом исполнение песни «Война свиней» на недавнем юбилее Сергея Маврина. Сергей вам предложил исполнить эту песню? Были ли какие-то волнения, сомнения насчёт этого выступления, или после недавнего сольного концерта уже ничего не страшно?


Виталий: Да, конечно, Сергей предложил! Небольшие сомнения были, но, когда дома попробовал пропеть, они отпали. (Улыбается). А волнения есть всегда, здесь их, правда, было меньше, потому что не надо было ещё и на басу играть.

А не чувствовали себя на сцене некомфортно или странно без баса в руках? С одной стороны, как вы сказали, легче - не надо одновременно играть и петь, а с другой - вы ведь много лет на сцене всегда с ним...

Виталий: Ну, слегка чувствовал, конечно. (Улыбается).

Михаил, вы, в частности, отмечали, что любите составлять различные ТОПы. И хотя на разных этапах вашего сотрудничества с Виталием вам уже задавали подобные вопросы, всё же спрошу сейчас снова: какая песня из всех записанных на данный момент в этом проекте композиций вам нравится больше всего, чаще всего играет в наушниках или в машине или просто вызывает самые яркие эмоции, и почему?

Михаил: В последнее время у меня играл концертный мини-альбом «Live-Маскарад». Сведением этого релиза занимались Юра Бобырёв и звукорежиссер Александр Меренков, с которым, в частности, мы записывали и сводили альбом Гран-Куража «Жить как никто другой». Отмечу ещё, что видеоверсию «Live-Маскарад» мы делали с Алексеем Маршалко. И вот Юра и Саша присылали нам с Виталием различные премиксы, которые мы слушали на предмет пожеланий и замечаний. В общем, именно этот релиз я и слушал в последнее время. И если говорить о песнях с него, то я вновь бы отметил песню «Ужас и страх». Она получилась по-настоящему особенной, эксклюзивной. А сам альбом «Бал-маскарад» спустя время превратился для меня не в набор песен, а в цельное произведение со своей драматургией. Поэтому выделять что-то одно из него я бы не стал.

Виталий: Да, добавлю, что отличной идеей Михаила было обратиться к ребятам, с которыми они работают на студии в Гран-Кураже, – Юрию и Александру. Они всё очень здорово отредактировали и свели, за что им огромное спасибо! Мы даже в шутку говорили: «Нельзя ли похуже сделать, а то уж очень круто звучит!»

А как насчёт выбора лучшего видео? Мы уже обсуждали раньше, что все клипы по альбому «Бал-Маскарад» сняты в разной стилистике, среди них есть и лирик-видео, и игровые, и live in studio... Но если бы вас попросили на каком-либо масштабном конкурсе, мероприятии представить творчество коллектива только одним клипом, всё же какой бы вы сейчас выбрали и почему?

Виталий: Наверное, это был бы «Русский сон»! Он самый необычный и по видеоряду, и по музыке.

Михаил: Думаю, я бы включил «Бес в твоих глазах». Во-первых, судя по голосованиям, именно эта песня стала главным хитом альбома. «Бес» даже занимал первое место в «Чартовой дюжине» на НАШЕм радио.  Видео на эту песню, хоть и получилось одним из самых простых, но, тем не менее, отлично передаёт энергетику песни. Вообще, люблю такие вот полустудийные видео с игрой музыкантов на инструментах. А самым любимым по всей совокупности факторов у меня является клип на песню «Здесь и сейчас», в записи и съемках которой приняли участие многочисленные друзья и коллеги. На съемках царила очень классная атмосфера, и она в полной мере ощущается в финальном видео.  В жизни бывают такие яркие и классные моменты, о которых не без гордости вспоминаешь классической фразой: «Я там был». Пожалуй, клип на «Здесь и сейчас» я бы внёс в свой список таких воспоминаний.

Кстати, а как возникла идея клипа «Здесь и сейчас», и по какому принципу туда приглашались вокалисты?

Виталий: Ещё во время записи я понял, что эта песня неплохо бы прозвучала с разными вокалистами. Эдакий «Замыкая круг…». Поделился с Михаилом – ему идея тоже понравилась. Ну, поговорили и забыли, вернее, так - взвесили все сложности процесса и оставили эту идею дозревать.  Тем более что на альбом мы её в таком виде вставлять не планировали…  Но во время записи «Следуй за мной» я всё-таки решил вернуться к этой идее и пригласил тех, кого знал, кого вспомнил, до кого смог, что называется, достучаться. Принципа отбора никакого не было, я просто разбил весь тест на куски по две строчки и понял, что нужно человек семь-восемь. Если дробить ещё на более мелкие кусочки, то это вообще могло бы забуксовать – ведь пришлось бы искать в два раза больше людей! Я не говорю, что это оказалось бы нереализуемо, но это было бы однозначно сложнее сделать, и зависимость была бы нелинейной. В общем, «малой кровью» удалось записать новый вариант песни и к тому же снять клип. Никого не пришлось уговаривать, все, как мне кажется, быстро выразили готовность участвовать, за что им просто огромное спасибо! А вот организовать всё было совсем непросто, но “with a little help from my friends” всё получилось!

И, конечно, в завершение нашей беседы просто не могу не задать вопрос, ответа на который всегда ждут поклонники: есть ли уже конкретные действия по продолжению вашего взаимного сотрудничества? Вы оба говорили, что такое желание есть, но получило ли оно уже какое-то практическое воплощение - не в смысле, что уже пора называть дату нового релиза, а возможно, появились новые наработки, идеи песен и т.д.?

Михаил: Кажется, что альбом «Бал-маскарад» только вышел, а ведь после него у сольного проекта Виталия Дубинина уже появилось ещё два релиза – «Постскриптум» и «Live-Маскарад». Конечно, они в основном состоят из альтернативных версий тех же песен, что были на «Бале», но и определенные эксклюзивы там есть, работа над которыми велась уже после записи и выхода полноформатного альбома. Например, можно вспомнить песню «Следуй за мной», о которой мы сегодня говорили. Поэтому, как ни крути, а с выходом альбома у нас ничего не закончилось. Пока никаких далеко идущих планов не озвучивалось, но их появление, мне кажется, это не утопия, а, скорее, вопрос времени.

Виталий: Однозначно могу сказать, что работать с Михаилом и как с аранжировщиком, и как с соавтором мне очень понравилось, и я с нетерпением жду возможности, чтобы вернуться к нашему сотрудничеству. Мы пока с ним это не обсуждали, но, как только появится время, начнём показывать друг другу то, что есть в «загашнике»!

Официальная страница Виталия Дубинина в ВК: https://vk.com/dubininvitaly

Интервью: Татьяна Винокурова
Фото: Елена Матвеенко, Ольга “Оmenа” Шаталина, Евгений Стукалин
25 апреля 2023 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker