Чернышев / Кустарев

Чернышев / Кустарев
Я по трупам никогда не ходил

28.03.2022

Архив интервью

В конце 2021 года на лейбле OldWise вышел второй альбом проекта Чернышёв/Кустарёв "В твоих мирах". Оба музыканта уже появлялись у нас на сайте: Алексей Чернышёв, бывший гитарист Легиона, представлял совместную с Алексеем Булгаковым работу "Память" (2019), а его коллега, вокалист Андрей Кустарёв, совместно с Маргаритой Пушкиной рассказывал о создании альбома "Дым. Крепости. Волк" (2016). Но обо всей его музыкальной карьере (а в послужном списке Андрея присутствуют и популярная в 80-е группа Стайер, и несколько релизов проекта Margenta, и сольные записи), тогда поговорить не удалось. После выхода альбома "В твоих мирах" мы заехали на чай к Андрею Кустарёву и неспешно обсудили все этапы его творческого пути с 80-х годов до наших дней. Результат этого чаепития представляем вашему вниманию.

С чего начался ваш путь в рок-н-ролл?

Может быть, с детского сада, – я там солировал в хоре. Пел с удовольствием "Наша Родина сильна, охраняет мир она" и никак не мог понять, что это за "миранА" такая, которую охраняет наша Родина! Помню, как в глубоком детстве, года в 4, испугался джаза: по радиоприёмнику заиграла труба с квакушкой – и я заплакал. А ведь рок-н-ролл вышел из джаза. Любил слушать разные пластинки, слушал группу Chicago, ещё не зная, что это именно она, Тома Джонса слушал, The Beatles... На пластинке-миньоне было написано так: "Музыка Джона Леннона, слова Пола Маккартни. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль на английском языке". Такое небольшое окно в мир... Из наших нравились "Весёлые Ребята", которые часто пели иностранные песни на русском языке. А когда служил в армии, в военном оркестре, у нас там был вокально-инструментальный ансамбль, где мы помимо отечественных произведений, играли и Deep Purple, и Uriah Heep, и Slade... После армии играл на барабанах и пел на танцплощадках родного подмосковного города Воскресенск, затем продолжил "точить своё мастерство" в ресторанах городов Московской области. Обычное развитие музыканта в советские времена. Игра на танцах, потом в ресторане, а дальше, кто хотел и чувствовал в себе силы, отправлялся на профессиональную сцену.

После окончания Коломенского музыкального училища вашим первым коллективом, выступающим на профессиональной сцене, стала группа Транзит. Что играла эта группа, и остались ли от неё какие-то записи?

Работали мы от Перовского Парка Культуры и Отдыха. Это был один из первых у нас в стране продюсерских центров, но поскольку таких "словов" тогда ещё никто не знал, называлось это Центром Досуга и Отдыха, а проще говоря, Музыкальным кооперативом. Мы тогда работали концерт в двух отделениях, начинали с босановы и заканчивали металлом. Программа наша так и называлась – "От джаза до рока". С каждой последующей песней в концерте произведения становились всё тяжелее и тяжелее. Базировались мы в ККЗ "Измайлово", где делили одну репетиционную комнату с Металлаккордом – там играли Сергей Маврин (впоследствии Ария – прим. ред.) и Роман "Костыль" Лебедев (впоследствии Коррозия Металла – прим. ред.). За базу мы расплачивались "шефскими" концертами, организованными в ККЗ "Измайлово" для всех желающих, в том числе и для гостей столицы, проживающих в гостиничном комплексе "Измайлово" – "Абэвэгэдэйке", как его тогда называли. Была у меня кассеточка с записью одного из концертов группы Транзит, но куда-то задевалась, да и кассетника у меня давно уже нет. Из бывших коллег по Транзиту, иногда вижу только барабанщика Виталия Ненастина – он сейчас работает звукорежиссёром у Сергея Скачкова из группы Земляне.

Говорят, вы какое-то время работали в группе Александр Невский после ухода Вячеслава Горбачёва. Было такое?

Было. Я с ними несколько концертов отработал, и мы две песни перезаписали с моим вокалом – "Звезда" и "Русью вскормлен", готовили третью. Не знаю, где теперь эти записи… Записывал нас Женя Трушин – отличный парень и прекрасный звукорежиссёр. Жаль! Его давно уже нет с нами!

А почему с Александром Невским дальше не срослось?

Когда меня позвали в группу, то сказали, что Слава Горбачёв уходит, но материал, написанный им, оставляет группе. Потом был концерт возле ДК "ЗиЛ" на День Москвы. Туда пришёл Слава, и ему понравилось, как я пел его песни. Но после этого концерта выяснилось, что он не разрешал бывшим коллегам исполнять свой материал. Я честно сказал ребятам: "Извините, я так не могу", и ушёл из группы. Я по трупам никогда не ходил, не хожу и ходить не собираюсь. За это многие и уважают по старой памяти. Но, может быть, это и помешало мне стать покруче в плане известности и финансового достатка. (Смеётся). Как пела группа Жар-птица, я лучше буду голым, но весёлым. И, кстати, когда недавно Слава Горбачёв решил перезаписать "Русью вскормлен" для нового альбома Нового Завета, он изначально хотел, чтобы в перезаписи поучаствовал и я, но потом всё же передумал. Что ж, его право, это его детище.

Зато вы очень удачно оказались в Стайере. Как вы туда попали?


Телефон руководителя группы Стайер мне дал Андрей Шатуновский, "барабанщик всея Руси", как его называет Маргарита Пушкина. Так что он, можно сказать, мой крёстный папа в рок-н-ролле. Такая заводная музыка, как у Стайера, мне всегда нравилась: я люблю рок-н-ролл, люблю тяжёлую музыку, но кроме долбёжки, которая называется трэшем. А, вообще, честно говоря, я люблю любую музыку, лишь бы она была сыграна профессионально и имела свою, особенную изюминку…

Даже рэп?

А что? Например, Эминем весьма заметно выделяется среди остальных! У него есть очень интересные вещи.

Но Стайер, слава Богу, играл тяжелый рок!

Стайер, как говорит Маргарита Анатольевна Пушкина, – это святое! Это гнездо! С этой группой у меня связаны наиболее яркие воспоминания. Возраст был такой: всё хотелось и моглось. Там я почувствовал, что такое плотный гастрольный график. Приезжаешь домой – и у тебя лишь полтора часа между самолётом и поездом. Выкидываешь всю грязную одежду, напихиваешь в сумку чистую, потому что уезжали на две-три недели, а иногда и на месяц-полтора. Сейчас в это сложно поверить, но мы работали по два-три концерта в день в каждом городе в течение 10-15 дней. И народ ходил, стадионы и дворцы спорта собирались. Всё было живьём, у нас было два комплекта чешского аппарата "Tesla", не очень крутых. Мы позавидовали той же Алле Пугачёвой, когда однажды посчастливилось работать на её аппарате, кажется, в Сочи. Она выступила и уехала, вот тогда я впервые услышал ломовой звук... Вы можете посмотреть на YouTube отрывок концерта Стайера в Днепропетровске в 1988 году. Это снималось на какую-то обычную бытовую камеру, звук шёл на встроенный в эту камеру штатный микрофон, даже не с пульта, но звучит, по тем временам, очень даже неплохо! Кто что играет – слышно, слова слышны.

Сколько лет было отдано Стайеру?

Я пел там в 1988 и 1989 годах.

Стайер в те годы работал составом Гринёв-Бухаров-Кустарёв-Смирнов-Бехтин-Федотов, или в группе менялись музыканты?


С моим приходом в начале 1988 года и до распада группы в 1989-м, состав Стайера не менялся. А до меня, после ухода Анатолия Алёшина, на вокале немного, буквально по 1-2 поездки, поработали Сергей Воробьёв и Сергей Рыбин.

Что-то в те времена записывалось?


Мы записали на портативную студию дюжину песен: "Колокола", "Я не поверю", "Стайер", "Летучий Голландец", "Я не могу без тебя", "Ночной проспект (На восток)", "Храмы в бинтах", "Два Близнеца", "Вечно второй", "Дождь и Ветер" и пару инструменталов – "Вечерняя Пермь" и "Гонка". Некоторые из этих записей звучали на Всесоюзном радио. На студии Юрия Чернавского "Рекорд", с мыслями о полноценном студийном альбоме, мы записали 2 песни на стихи Александра Шаганова "Вечер" и "Подари мне надежду". Уже была предварительная договорённость о выпуске альбома на фирме "Мелодия" – он должен был быть посвящён Тысячелетию Крещения Руси. Поэтому была произведена профессиональная фотосессия в храме на ул. Володарского в Москве, где отпевали Владимира Семёновича Высоцкого. Увы, тех материалов не сохранилось, остались только нечёткие фото, сделанные звукорежиссёром Стайера Сергеем Колесниковым – он тогда только учился фотографировать и получалось у него не очень.

Как закончилась работа в Стайере?

Толчком послужило "незаконное" увольнение из группы барабанщика Александра Федотова. Мы с клавишником Борисом Смирновым ушли из солидарности. И после этого, группа довольно быстро развалилась. Сказалась ещё и смена эпохи. Мы ведь начинали, когда напиши на заборе "рок-группа" – и собирались стадионы. А потом вдруг резко настало время, когда "рок-группу" зачёркивали – и писали сверху "Ласковый Май", а на рок вообще перестали ходить. Это было очень тяжело осознавать! Только что были стадионы – и вдруг это всё резко прекращается. Мы на пике славы, стадионы вместе с нами поют наши песни, скандируют: "Стайер! Стайер", море людей соединяется с тобой в едином порыве, и ты чувствуешь себя каким-то огромным всемогущим монстром... Очень сложные чувства, от этого крыша, конечно, съезжала...

К этому привыкаешь, и когда всё внезапно заканчивается, с этим сложно справиться…

У нас в группе говорилось, что пафос неизбежен, но очень важно, как долго и насколько глубоко тебя поражает "звёздная болезнь", в каких формах и масштабах она протекает. Огонь и воду прошёл, а медные трубы – самое сложное испытание. Когда слава проходит, особенно, если резко – крышак сносит по-чёрному. Не все смогли с этим справиться, получая жесточайший психологический удар.

После Стайера сразу начались Слайды?

Да. Составчик у нас там был некислый – Сергей Скрипников на басу, Серёга Терентьев и Вовка Скроботов, нынешний звукорежиссёр Кипелова, на гитарах. Два "малыша" – у одного 197 рост, у другого 198. И я между ними, метр с кепкой (смеётся). Мы использовали эту тему на радость публике, стебались, как могли – я на табуретку запрыгивал между ними и пел, когда были "зелёные" концерты"…

Можно ли сказать, что после Слайдов началась ваша сольная карьера?

Пожалуй, да. Тогда уже была записана пьеса "В потерянном мире" – первая совместная авторская работа Сергея Скрипникова и Маргариты Пушкиной. Записывалась она на студии Валерия Шморгунова звукорежиссёром Михаилом Кувшиновым, который впоследствии создавал саунд Линды. У него обалденные уши, и звучит песня очень качественно, даже по сегодняшним меркам! Партию гитары там исполнил Дмитрий Четвергов.

В этот период была ещё группа Анаконда. Это была чисто студийная работа?

Маргарита Пушкина предложила мне спеть несколько англоязычных песен её сочинения с группой Анаконда. Эта команда играла довольно интересный хард-рок, тяготея к длинным композициям. Создателем Анаконды был гитарист Валерий Шморгунов, ранее известный по популярной в 70-х годах группе Мозаика, из которой в своё время вышел Вячеслав Малежик. Так и записали два альбома. Выходили они только в магнитоиздате. И был ещё видеоальбом, фрагменты которого можно увидеть на YouTube.

В 90-е помимо Анаконды у вас были и проекты, скажем так, далёкие от рока…

У нас было два проекта в одних и тех же лицах. Наиболее коммерческим, как мы считали, была группа Братки. Мы играли "мужицкий поп" а ля Любэ. Все эти песни есть в интернете. И тем же самым составом мы делали ещё и мой сольный проект в стилистике нью-уэйв. С двумя песнями из сольного проекта, я участвовал в конкурсе молодых исполнителей "Ялта-91" и часто звучал на радиостанции "Маяк" в передаче "В рабочий полдень". Это было очень престижно, так как эта радиопередача приравнивалась к телевизионной "Утренней почте". Мы писались в студиях ГДРЗ, были в хороших отношениях с редакторами музыкальных программ, но всё вокруг начало слишком быстро меняться, что очень подкосило наши далеко идущие планы. Получилась некая "смерть на взлёте".

Выходит, в начале 90-х даже коммерческая музыка переживала не лучшие времена?

У нас всё закончилось году в 1993-94-м. Я ещё потрепыхался немного, снял "хоккейный" клип в 1995-м году на песню "Давай, бей", но вскоре понял, что бьюсь головой об стену… Человек, который вставлял меня в разные телепрограммы, сказал, однажды, такую фразу: "Нас перевели на самофинансирование и хозрасчёт, и если я тебя поставлю в эфир, мне нечем будет кормить свою семью". Как высказался один продюсер, в чьём концерте я принимал участие в то время: "У нас много талантливых людей, но у нас мало талантливых людей с деньгами".

Но в это время, говорят, вы ходили на прослушивание в Арию?

Даже два раза. Но это, видимо, кроме меня уже почти никто не помнит. Тут можно немного перефразировать. Раз звезда не зажглась – значит, это никому не было нужно. Первый раз Виктор Векштейн не взял меня в "Арию-1989". Был такой коллектив после ухода от него Арии, позже он назывался Кардинал, в нём ещё Игорь Кожин на гитаре играл и наш Борис Смирнов из Стайера.

А второй раз – уже в 1994-м, когда ненадолго уходил Валерий Кипелов?

Я тогда уже работал в группе Братки, занимался сольной карьерой и от рока постепенно отходил. И вдруг позвонила Маргарита Пушкина, сообщила, что Валерий Кипелов покинул группу Ария и предложила мне сходить к ним на прослушивание. Я не особо хотел идти на данное мероприятие, так как у меня всё шло довольно неплохо в Братках и сольной карьере, но Маргарита Анатольевна настоятельно рекомендовала мне всё-таки съездить на студию "Арии" и попробовать свои силы. И я – да простит она меня – поехал туда только ради любопытства – возьмут, не возьмут? Захватил с собой кассету с песней "Ты шалопай" с моим текстом, которую записал в 1993 году на самой крутой тогда студии Москвы, в кинотеатре "Ханой", у Бабенко. Она и сейчас, кстати, существует, там всё есть для хорошего звука. В общем, я просто пришёл и дал кассету Владимиру Холстинину. Он стал слушать, и я сразу понял, что ему понравились и звук, и исполнение, и первый вопрос, который он задал после прослушивания песни был такой: "Где записывались?" Я ответил, но он даже не знал об этой студии! Глаза у него загорелись, он сразу конкретно предложил записать несколько “арийских” песен. Но я-то хотел лишь своё самолюбие потешить или, наоборот, получить по шапке. И вежливо отказался, сказав, что лучше будет им вернуть Валерия Кипелова.

Можно сказать, они вас послушались?


(Смеётся). Они и сами понимали, что лучше Валеры никто не справится. Успех Арии – это в большой степени его уникальный голос! Визитная карточка группы.

А что тогда можно сказать про современную Арию? Она ведь опять без Кипелова.

Вообще, если честно, та, единственная и неповторимая Ария, которая мне очень нравилась, закончилась, лично для меня, с уходом Грановского и Большакова. Когда они разделились на две группы, мне не пришлись по вкусу ни Мастер, ни Ария. Я был молод и категоричен! Те же, кто сегодня на Кипелова бочку катят, понятия не имеют о том огромном вкладе, который он привнёс в отечественную тяжёлую музыку! Он же поёт живьём всё время, а рок-пение это силовое пение, очень травмоопасное и энергозатратное! Он такую школищу прошёл, что молодым нужно сто раз подумать, прежде чем что-то негативное говорить в адрес заслуженного человека. Молодость – это недостаток, который очень быстро проходит!

Ария ведь не единственная группа, куда вас сватала Маргарита Пушкина?

В 1994 году Маргарита пыталась пристроить меня в Валькирию, но я к ним даже не поехал. Послушал эту "страшную" для меня музыку и сказал, что в такой группе работать не буду.

Из-за той самой "долбёжки"?

Ну да. Это теперь, спустя годы, я понимаю, что у Александра Дронова не долбёжка – у него прекрасная музыка в стиле трэш. В этом жанре мало у кого она есть. Так что “дроновский” трэш, группа Валькирия сейчас мне очень даже нравятся.

В какой момент Андрей Кустарёв окончательно оставил сцену?

Когда в 1998 году я стал директором Сергея Минаева. На этом моя гастрольная деятельность как артиста и вокалиста закончилась. Мы планировали, что я буду, может быть, совмещать административную работу с работой артистической, выступая у Сергея на разогреве... Пару раз попробовали… Сейчас такое, наверное, получилось бы, а тогда, филармонии развалились, организаторы ещё не научились как следует работать, аппаратов было мало. Допустим, сидит артист один в гримёрке и у него возникли какие-то проблемы, которые необходимо срочно решать, а я в этот момент на сцене... "Нет, говорю, Серёга, если я директор, то тогда, уж, директорствую". И забросил вокальные дела.

Вы долгие годы занимались административной работой в шоу-бизнесе. Что сподвигло вас вернуться на сцену?

Мне в какой-то момент позвонила Маргарита Анатольевна Пушкина и попросила записать песню для её проекта, и я в начале января 2013 ездил к Лёше Страйку на студию и записал у него композицию "Благородному Дону Румате", музыку к которой, сочинил Михаил Бугаев. Эта песня изначально предназначалась для Кипелова, но тот, по каким-то причинам, петь её не стал. Сергей Скрипников рассказал, что это он Рите напомнил обо мне. На первых двух "Династиях Посвящённых", они были авторским тандемом, но потом, Сергей с головой ушёл в музыку для кино, а Маргарита Анатольевна пригласила для создания "Династии Посвящённых-3" сразу нескольких авторов музыки.

Каковы были ощущения от возвращения? Чем сцена 2013 года отличалась от 1998-го?

Моим первым удивлением, были особенности работы в маленьких клубах. Раньше-то приходилось только в больших залах, да на стадионах выступать! Масштаб! Размах! А тут вышел с Гран-Куражом на сцену, где так мало места, что и пробежаться нет возможности и понял, что меня, при желании, можно и за ногу схватить... Странные ощущения… Но сейчас Гран-КуражЪ уже и в довольно больших залах выступает, с большой, полноценной сценой! Молодцы ребята!

Примерно в то же время был возрождён Стайер…

Так совпало. Разговоры о Стайере начались раньше "Династии", просто "Династия" записалась первой. Жизнь сделала круг, и я начал участвовать сразу в нескольких проектах. Стайер всплыл, вслед за ним появилась Margenta.

На YouTube есть концерт возрождённого Стайера, но без вас. Как так получилось?

Это был фестиваль памяти Саши Монина (вокалист группы Круиз – прим. ред.). У меня внезапно нарисовалась работа и я не смог там выступить, и гитаристу Александру Бухарову пришлось петь самому. Это, кстати, пока единственный концерт возрождённого Стайера.

Стайер выпустил два ЕР – "Дождь и ветер" (2015) и "Завтра! Мы ещё не умрём!" (2018). Почему малый формат, а не сразу альбом? И как выбирался материал для одного и для другого миньона?

Здесь всё банально: деньги и студия. Изначально хотели сделать альбом, но получилось два ЕР. В первую очередь нам хотелось сделать вещи, которые в то время больше "работались" – это раз. И два – эти песни за авторством Александра Бухарова, плюс, именно он выступил инициатором этой записи. Ну и всё, как всегда, упиралось в деньги. Мы готовили обе пластинки, исходя из того, что бюджета нет.

На них были только старые вещи?


Да. Одна из них появилась перед самым моим уходом в 1989 году, и мы не успели над ней нормально поработать. Две песни на мои тексты, одна на слова Александра Шаганова – "Завтра! Мы ещё не умрём!" Классная вещь! Хорошая темповая вещичка "Дождь и ветер" – это уже почти спид-метал. А "Завтра…" – хэви в смеси с трэшаком. Надо отдать должное Александру Бухарову: в обновлённом составе Стайера, почти все вещи принадлежат его композиторскому мастерству, он хороший мелодист. Ещё клавишник Борис Смирнов интересные композиции сочинял.

Кто такой Олег Адамович, написавший "Колокола"?

Олег АдамОвич в далёкие 1980-е сочинял песни и пел в группе Аргумент. Однажды он пришёл к Александру Бухарову и напел ему под гитару свою новую песню. Она Бухарову понравилась, он аранжировал её, довёл до ума и получилось то, что мы знаем с тех пор, как произведение "Колокола".

Есть ли у Стайера шанс на продолжение?


Материал у Стайера есть, мы уже года три пытаемся собраться и записать его. Но Сергей Рыбин, в 80-х недолго певший в группе до меня и принимавший активное участие в техническом обеспечении этих записей, к сожалению, покинул этот мир, поэтому дело пока что сильно тормозится.

Откуда появилась идея записи альбома Margenta "Дым. Крепости. Волк" (2016) с одним вокалистом?


Мы с Маргаритой Пушкиной с шуточками-прибауточками, после "Руматы" решили записать сингл. Потом стали планировать макси-сингл. Затем это выросло в ЕР, в мини-альбом. Тут уже я вошёл во вкус: "Маргарита Анатольевна, нам осталось сделать ещё пару песен, и будет альбом! Настоящий, полноформатный". И бонусом на диск пустили "В потерянном мире", песню, записанную на музыку Сергея Скрипникова, ещё в 1990 году.

Насколько сложно было всё это организовать с административной точки зрения?

Всё лежало на мне, я со всеми обо всём договаривался, всех привозил-увозил-встречал-провожал. Иногда Мишу Бугаева после студии приходилось среди ночи везти в Бронницы, а Сашу Дронова в Зеленоград. В общем, административная работа была проведена кропотливая и очень серьёзная.

Как вы познакомились с Алексеем Чернышёвым? Что послужило толчком к совместной работе?


Не что, а кто. В Санкт-Петербурге живёт такой парень – Виталий Куликов (координатор проектов Алексея Чернышёва и глава издательского лейбла OldWise– прим. ред.). Где он меня взял – я не знаю. Может, через Маргариту Анатольевну Пушкину нашёл. Но именно он однажды объявился с предложением посотрудничать с Алексеем Чернышёвым. А я краем уха про Алексея слышал, хотя понятия не имел, чем он сейчас занимается. Знал просто, что есть такой хороший гитарист. С ним мы когда-то были рядом – я работал в Стайере в Московской Областной Филармонии, а он там же, в группе Дубль-1. Потом в Екатеринбурге на одном концерте пересекались – я был с Сергеем Минаевым, а он с группой Лейся, Песня!… Изначально планировалось, что Чернышёв запишет свой сольный альбом с участием нескольких вокалистов. И как-то плавно это переросло в альбом с одним вокалистом – со мной. Надо констатировать тот факт, что Алексей не потащил одеяло на себя. Он сказал в процессе работы: "Альбом постепенно становится не только моим, но и твоим". Я брыкался долго: мол, я только пою, ну кое-где, кое-что сочинил, а ты – основная творческая единица, но Алексей настоял. Так и сложился наш творческий дуэт. В некоторых песнях появились мои мелодии и тексты. Записали одну песенку, вторую, третью, четвёртую… Вдруг, бах – и целый альбом родился!

В проекте Чернышёв / Кустарёв какие-то песни пишутся вместе. Как происходит процесс работы, и кто за что отвечает?


В рок-группах довольно часто бывает коллективное сочинение. А коллектив у нас маленький. Так сказать, бубен, швабра и утюг. На швабре я, а Лёха на бубне, утюге и остальных инструментах. Если серьёзно, у Алексея есть гармоническая цепочка и, в принципе, близкая к завершению демо-запись, а создание вокальных мелодий он довольно часто доверяет мне. И исходя из той мелодии, которая у меня родилась, Чернышёв может добавить гитар, чтобы поддержать мелодическую линию или ответить ей, усовершенствовать аранжировку. Несколько текстов в альбоме принадлежат моему перу. Я не могу себя назвать поэтом, но во всех коллективах, где я участвовал, две-три песни на мои тексты появлялись.

Совместная работа над песнями происходит очно или дистанционно?


Очно, конечно. Хоть мы с Алексеем живём далековато друг от друга, на разных концах Москвы. Иногда четыре часа добираешься. Но что тут поделаешь – люди иногда за звуком на другой конец Земли летят. А звук у Алексея хороший. Он не только хороший гитарист, но и звукорежиссёр отличный.

На альбоме "Кресты, дороги, рок-н-ролл" (2017) есть несколько текстов Маргариты Пушкиной. Как она оказалась в этом проекте?


Первая вещь на стихи Пушкиной у Чернышёва уже была практически готова, я только приехал и записал. Кажется, Виталий Куликов ему посоветовал этот текст, взятый из книги "Ария Маргариты". Лёше стихи понравились, и он достаточно быстро сделал песню "Прошли времена". А потом у нас начались проблемы с текстами. Они всегда есть у русскоязычных исполнителей. В тексте должна быть либо мысль, либо прикол типа "Думай-думай-думАй". Или как в "Мажорном рок-н-ролле" Майка Науменко, который создавался по образцу Билла Хейли… В общем, как я и говорил раньше, поэтом себя назвать не могу, выдавать на-гора кучу текстов у меня не получается и тогда Алексей дал такую подсказочку: "Ты с Пушкиной дружишь, попроси тексты у неё". Маргарита Анатольевна не отказала и делегировала к нам на альбом несколько классных текстов!

Запись шла гладко?


Что-то рождалось и записывалось легко, стремительно, а что-то – сразу не получалось, и приходилось помучиться, поискать более лучший вариант. В общем, всё, как обычно! Творческие муки!

"Асфальт червлёный" вышел довольно мрачным…

Это песня о человеке, погибающем, можно сказать, на руках любимой. У них любовь, планы на жизнь, а тут внезапно всё рушится. Подразумевается, что гибнет мужчина. И получилось так, что через две недели после записи этой песни был убит Борис Немцов. Я просто офигел! Когда я писал: "Душа из тела, и мост горит" – имел в виду, что душа сжигает за собой мосты, улетая на Небеса. А получилось – горят фонари на мосту, то есть "мост горит" и на нём происходит убийство. Двое влюблённых шли навстречу своей мечте, а закончилось всё страшной трагедией. И там же поётся: "Жизнь со смертью бьётся безуспешно", а он же боролся, пытался встать... Так совпало. Может, я и рисую себе что-то, но стало страшно. В моей жизни такие случаи бывали: я о чём-то подумаю, а через какое-то время, это происходит.

А откуда большое количество байкерской тематики?


Эта музыка всегда была такой бесшабашной и удалой: секс, наркотики, рок-н-ролл. Байкеры, лохматые суровые ребята, вольнодумцы. Это такая субкультура. Не могу себе представить, чтобы ехал байкер, а у него из динамиков звучало: "Я люблю вас, девочки…" Настоящие мужики – на лицо ужасные, добрые внутри. Братство и бунтарство. Лихачество и благородство.

Каково человеку за пятьдесят петь о мини-юбках и ништяках? Пусть это и пушкинский текст…

Это в том смысле, не смешно ли, что старый хрыч запел про мини-юбку? Внимание!!! Цитирую Оззи Осборна: "Рок-н-рольщику всегда пятнадцать".

А если поём про ровесницу в мини-юбке?

Героиня, которой пятьдесят лет – да, она же молодая ещё совсем! (Смеётся). Это же песня-шутка. Тут просто байкерская безбашенность – пацан и девчонка. Мы же все родом оттуда, из молодости. Когда я пришёл из армии и играл на танцах, мне казалось, что я уже старый. Вокруг девчонкам по 16-17 лет, а мне 20. А тридцатилетние парни казались такими, уже очень-очень взрослыми мужиками, почти дедами. Сейчас мне 60, и я начинаю понимать тех, кто говорит, будто в 70 лет всё только начинается. Жизнь очень быстро летит. И чем старше становишься – тем стремительней её полёт.

Песня "Мой друг" выбивается из общего настроя альбома. Я бы сказал, что это наглый AOR, стадионный рок для взрослых, совершенно шикарный.

Да, гимновая вещь. Мажорная, бравурная, объединяющая, воодушевляющая, призывная. По звучанию граничащая, практически, с поп-роком.

А "Баллада о кресте и дороге"?


О! Это классная вещь! Жаль, что она не поимела такой же резонансный отклик, как и песня "Скоморох" из альбома "Дым. Крепости. Волк". Стилистически они очень близки.

Какими видятся "Кресты…" с точки зрения сегодняшнего дня?

Это замечательный альбом со своей аурой. На пластинке "Дым. Крепости. Волк" мне нравятся живые барабаны, жанровая разноплановость, глубина текстов и музыкальная задиристость. Но когда два альбома вышли друг за другом, я почему-то больше слушал и анализировал "Кресты, дороги, рок-н-ролл". Он мне показался более лёгким для восприятия, со своими крючочками и фишечками. На нём есть песни, над которыми можно подумать, а есть песни для того, чтобы просто поржать, ну, или... хотя бы улыбнуться.

Затем вы вновь работали с Пушкиной в её рок-опере "Окситания". Вам близок ваш персонаж – Монсегюрский Иуда?

Ничем не близок. Я говорил Сергею Скрипникову, что мою партию надо было бы отдать Сергею Минаеву, а его партию – мне. Александр Градский (светлая память!) сказал на презентации, что у меня получился "Иуда из иуд". Мне это, конечно, очень лестно, но Сергей Минаев, как мне видится, сделал бы этого Иуду ещё круче.

Одного Иуду он уже делал в русской версии рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" в начале девяностых. Два Иуды за рок-оперную карьеру – некоторый перебор…

Видимо, да. Поэтому в этот раз, роль Иуды пришлось исполнять мне.

Сергей Минаев оказался в "Окситании" с вашей подачи?

Да! Я предложил Маргарите Анатольевне пригласить Сергея Минаева, а сам начал ему рассказывать об "Окситании", какой это с точки зрения творчества интересный проект. Мы знаем друг друга давно, работаем вместе уже скоро 25 лет и когда Сергей сказал: "Посмотрим, что они мне предложат", – я уже понял, что он согласится.

Чем его, востребованного поп-артиста, привлекла идея перевоплотиться в Катарского епископа. Любители тяжёлой музыки – это же не его целевая аудитория.

Сергей Минаев – большой артист. Он великолепный музыкант, прекрасный автор и вокалист. Основная масса людей знает только верхушку айсберга его творчества, за которую когда-то стали платить деньги. Так происходит у многих известных артистов. Он вообще начинал свою музыкальную деятельность в составе рок-группы Город. Считаю, что Сергея слишком мало использует современный шоу-бизнес, тем самым теряя огромный пласт своей привлекательности. Почему он 30 лет назад участвовал в опере "Иисус Христос – суперзвезда"? Просто ему это было интересно чисто с творческой стороны. Никаких денег никто из участников этого проекта не получал.

Говорят, у альбома "Дым. Крепости. Волк" намечалось продолжение?

Намечалось. Там такие тексты великолепные были! Уже прекрасная музыка к некоторым вещам была готова... Альбом этот обещал быть термоядерной бомбой! Но тут случился альбом "Маргенты" "Salto Vitale" (2018), во время работы над которым, к моему огромному сожалению, у нас с Маргаритой Анатольевной Пушкиной произошли недопонимание и разлад.

Примерно в то же время появились первые интернет-синглы с нового альбома проекта Чернышёв / Кустарёв "В твоих мирах" – "Весна" и "Долорес", но сам альбом вышел только в 2021 году. Почему так долго шла работа над остальными песнями?


Когда я в 2013 году вернулся в музыку, всё пошло хорошо, всё мне нравилось, я думал, рок-братство сохранило чистоту отношений, а меня по башке: "Бабах!". Я целый год после той истории в себя не мог прийти, ничем, в плане творчества, заниматься не мог. Я говорил Лёхе: "Мы записали три песни: "Поздняя осень", "Долорес" и "Весна". Давай выпустим сингл, и пока хватит". Я долго был в прострации и вообще, хотел всё это творчество забросить к чертям собачьим. Меня от этого удержала жена Сергея Скрипникова Наташа, она нашла для меня нужные и важные слова. Спасибо ей за это огромное!

Альбом называется "В твоих мирах". Что это за миры?

Это строчка из песни "Я шпион". Обычно названием альбома делают название основной, заглавной песни, а здесь, казалось бы, мимолётная строчка "я шпион в твоих мирах", озаглавила альбом. Мы соригинальничали, поступили необычно!

В чём идея обложки альбома? Вы сами выбирали, кто чёрный и белый маг?

Это всё Виталий Куликов придумал. Я единственное что предложил – это водоворот нот, круговерть из которой рождаются песни. А Алексей Чернышёв почернел от наших творческих споров. (Смеётся). Если без шуток, то на самом деле, всё просто: мы здесь олицетворяем чёрные и белые клавиши, взаимодействие которых являют гармонию.

А было много споров?

(наклоняется к микрофону) Т-с! Сразу пожалуюсь (улыбается): на втором альбоме Алексей Чернышёв стал более капризным.

Два посвящения на альбоме – легендарному футболисту Диего Марадоне и певице The Cranberries Долорес О'Риордан…

Три! Ещё "Да! Да! Да!" – одной жене одного хоккеиста.

Но её мы не знаем, а Марадона и о'Риордан - известные личности. Так совпало, что они умерли во время написания материала, или же были чем-то близки лично вам?

Долорес ушла из жизни ещё в 2015 году. Когда я её услышал в первый раз, я обалдел. Её горловое тирольское пение очень необычно звучало в роке. Когда это стало надоедать, она немного это прибрала. Но в начале её творчества это было очень свежо. Песня "Zombie" меня очень зацепила. И смерть у неё была весьма странной – она приехала записывать ремикс на "Zombie", и вдруг её нашли мёртвой в ванной. Ни алкоголя, ни наркотиков в её крови обнаружено не было…

Чем "В твоих мирах" отличается от "Крестов…"?


Если по отдельности взять песни, то они не хуже, чем на первом альбоме. Но нет целостности. Может, потому что Алексей не подождал меня. Он же две-три вещи отдал Булгакову для "Памяти". Вот без них и не хватает целостности.

А что ушло на "Память"?


"Планета-рулетка", "Скользкий путь", "Числа". Сначала в "Числах" был текст Маргариты Пушкиной, и песня называлась "Восьмёрка". Алексей наваял гармонию, сделал аранжировку, я придумал мелодию, и мы записали эту песню. Потом текст у нас был отозван и впоследствии всплыл у Stonehand. И про лётчика была песня с ритмически сложным текстом. Вещь неплохая, может быть, мы к ней ещё вернёмся.

Тогда самое время спросить, чем, по вашему мнению, отличаются проекты Чернышёв / Кустарёв и Чернышёв / Булгаков?

У нас две буквы Ё в названии, а там - только одна (смеётся)! Может, я себе льщу, но у меня складывается такое впечатление, что когда мы с Лёхой что-то делаем, у нас лучше получается конечный продукт, нежели его работы с Алексеем Булгаковым. То, что Булгаков классный вокалист – факт бесспорный и неопровержимый. Но мне кажется, что у двух Лёх всё получается как-то мягенько и слишком ровно. Это моё сугубо личное мнение! В любом случае, люди выбирают для себя то, что им больше нравится.

Слушая альбомы проекта Чернышёв / Кустарёв, улавливаешь некое сходство с Чёрным Кофе. Причём и в гитарных ходах, и в вокальных. Точечно мелькают явные фишки Дмитрия Варшавского.

Хоть нам и пишут в Интернете: "Вы – легенды", я отшучиваюсь: "Чувствую себя магнитофоном "Легенда 404". (Смеётся). Мы широко известны в узких кругах, наши альбомы с Алексеем вполне классические, даже, местами, я бы сказал, архаичные. Они в рамках конкретного стиля. В этом случае всегда напрашивается какое-то сравнение. Я мог бы даже огласить весьма длинный списочек вокалистов, с кем меня сравнивали – и с зарубежными, и с нашими. Варшавского все знают очень давно, его голос не перепутаешь, а мои песнопения не настолько часто звучали из каждого утюга, чтобы накрепко осесть в сознании массового слушателя. Далеко не каждый при первых услышанных нотах мог бы сказать – это Кустарёв. То же самое касается и общего звучания нашего материала.

За последние годы вы приняли гостевое участие в записях Гран-Куража, Артерии и Алексеевской Площади…

Алексеевская Площадь – интересные ребята. Кирилл Евсеев написал мне на почту, предложил поучаствовать в их проекте и прислал пару песен. Одна из них мне понравилась, там даже текст оказался созвучен с моей жизнью… "Дона Румату" в “Династии Посвящённых-3” написал Михаил Бугаев, он же для меня написал "Дым стоит стеной" – а так как Маргарита Пушкина всегда ратует за концертную жизнь своих песен, в чём я с ней абсолютно солидарен, они прозвучали живьём на презентации нового на тот момент вокалиста Гран-Куража Евгения Колчина. Потом Гран-Куражу надо было новый ЕР выпускать, и мы дуэтно с Женькой спели "Дым…" в студии, а потом на альбоме "Дым. Крепости. Волк" эта песня "вернулась" ко мне… Кстати, на ДКВ перу Михаила Бугаева принадлежит четыре прекрасные песни. Сергею Терентьеву давно хотелось что-то сделать вместе со мной: он звал меня в Артерию ещё до прихода Александра Кэпа и после его ухода. Мне очень хотелось присоединиться к Артерии, тем более что музыка Сергея Терентьева полностью созвучна с моими представлениями о ней, но пришлось, скрепя сердце, отказаться, чтобы однажды не подвести ребят! Ведь в силу моих разъездов в один прекрасный момент могло получиться так, что мне одновременно нужно было бы находиться в Минске, и, скажем, в Челябинске... С Сергеем мы записали композицию "Номер один" для альбома Артерии "ZNAKИ" (2018), а потом сделали кавер на Крюгер для их юбилейного релиза.

Есть ли кто-то, с кем хотелось бы сделать что-то совместное?

Если честно, все горения немного подостыли. Но если кто-то что-то предложит интересное, я готов снова воспламениться.

Что дальше ждать от Андрея Кустарёва?

В наше непростое время сложно загадывать что-то наверняка. Но у нас идёт работа над рок-мюзиклом Сергея Скрипникова "Гиперборея – Симфония Северного Ветра", с Сергеем Терентьевым есть определённые задумки, Стайер ещё не сказал своё последнее слово, надеюсь на дальнейшую плодотворную работу с Алексеем Чернышёвым, Михаилом Бугаевым и Маргаритой Пушкиной, есть и ещё всякие разные мыслишки... В общем, живём! Живём творчеством и музыкой!
ВСЕХ ОБНИМАЮ!!!

Официальное сообщество Андрея Кустарева в ВК: https://vk.com/kustarev_a

Интервью: Александр "Alexx-Off" Молодяков и Виталий Куликов
Помощь в расшифровке: Владимир Васютенко
Фото: Наталья "Snakeheart" Патрашова
ноябрь 2021 г.
(p) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker