23.01.2008
Архив интервьюРостовская группа Stillife выступает на российской готической сцене в роли своеобразного «летучего голландца» - она появляется ниоткуда с новым альбомом, редкими интервью и еще более редкими концертными выступлениями, а потом исчезает в никуда еще на пару лет. При этом заглянуть «за кулисы» жизни группы практически невозможно, даже интервью музыканты дают исключительно по электронной почте. Так что Stillife – это то, что мы слышим с дорожек компакт-дисков и видим в буклетах их альбомов, не больше и не меньше. Тем не менее, у группы есть своя преданная аудитория, причем не только в России, а на сотрудничество с ростовскими музыкантами охотно идут известные деятельности готической сцены со всего мира. Очередным доказательством творческой состоятельности коллектива станет новый альбом “Destiny”, который появится в продаже в начале февраля. Ну а пока предлагаем вашему вниманию это интервью и надеемся, что оно сможет в какой-то степени дополнить то, что вам предстоит услышать из динамиков…
За почти 10 лет существования группы вы выпускаете всего лишь 3-й по счету полноформатный альбом. Почему не получается чаще? Чем вы занимаетесь в промежутках между релизами?
Станислав Иванов: Мы просто живем, работаем, отдыхаем, радуемся и огорчаемся. То есть, происходит все то, что потом находит отражение в альбомах. И частота выпуска альбомов зависит от нашей переполненности эмоциями и впечатлениями. У нас нет никакого графика выпуска или плана записи альбомов. Просто когда приходит пора, мы начинаем это чувствовать. Свободное творчество хорошо тем, что мы можем полностью располагать собой и своим временем.
Как бы вы охарактеризовали музыку «Destiny»? Что отличает этот альбом от предыдущих двух по звучанию и атмосфере?
Михаил Соколов: Перед началом работы над альбомом было принято решение сделать звучание более «ансамблевым», упростить ритм-секцию, обогатить аранжировку большим количеством живых инструментов. Когда я переслушиваю этот альбом, создается ощущение, что он был записан в начале или середине 90-х. Несмотря на изменения в звуке, атмосфера осталась прежней: альбом получился осенний, ровный и по-настоящему готичный.
Хотя Stillife долгое время существовал как дуэт, в записи альбомов и раньше участвовали другие музыканты, однако в этот раз они также участвовали в сочинении материала. Как такие изменения сказались на процессе работы и на конечном результате?
Станислав Иванов: С самого начала Stillife существовал как проект, в основе которого было два человека: Станислав Иванов и Михаил Соколов. На протяжении деятельности этого проекта мы сотрудничали со многими музыкантами, которые в разной степени помогали нам реализовывать песни и в процессе сотрудничества предлагали свои удачные наработки. На «Destiny» было решено официально представить тех, кто постоянно работал над созданием альбома и вносил свой вклад в его реализацию. Это, конечно, не означает того, что в дальнейшем состав всех музыкантов проекта Stillife останется точно таким же, каким он был на этом альбоме. Ведь в буклете так и написано: «Stillife для «Destiny» были...»
Откуда вы черпаете вдохновение для своих композиций – это какие-то личные переживания, или опыт ваших знакомых, или же искусство – кино, литература?...
Михаил Соколов: Вдохновение черпается из различных источников, но чаще всего именно из личных переживаний и личного опыта. Некоторые тексты являются отражением нашего прошлого, настоящего или проекций будущего, того, что может произойти с нами. Несомненно, иногда на определенные мысли наталкивает фильм или книга, порождающие твой собственный образ, собственный взгляд на происходящее в реальной жизни.
Вы назвали альбом «Destiny». Вы действительно верите в Судьбу как в нечто неизбежное или же считаете, что каждый человек – сам творец своей жизни?
Станислав Иванов: Я верю в Судьбу, и Судьба верит в меня. И поэтому я – творец своей жизни.
Вы имеете страничку на Myspace.com. Что это, дань моде или же способ плодотворного сотрудничества и общения? Как вы относитесь к тому, что ваша и не только ваша музыка доступна для свободного скачивания?
Станислав Иванов: Я не считаю Myspace.com хорошим Интернет-ресурсом. Однако, при всей своей громоздкости и топорной реализации он смог привлечь огромное количество пользователей, среди которых есть действительно интересные люди, с которыми мы поддерживаем общение. Я не против, когда люди скачивают музыку бесплатно, но против, когда на этом начинают наживаться те, кто не имел отношения к ее созданию.
Как состоялось ваше сотрудничество с аргентинцами Twilight Records? Диск «Remembrance & Memories» будет распространяться только на территории Аргентины или каких-то еще стран?
Станислав Иванов: Аргентинцы первыми связались со мной по e-mail с предложением выслать им промо для возможного лицензирования наших альбомов. Они были переадресованы на Irond, и дальнейшую работу и переписку с ними вел наш выпускающий лейбл. Честно говоря, я не в курсе, какую территорию распространения охватывает по контракту Twilight Records, однако я видел упоминание диска «Remembrance & Memories» в каталогах независимых лейблов самых различных стран, например, в Германии и Америке...
Вы сочиняете композиции на трех языках – английском прежде всего, а также немецком и русском. Что предопределяет выбор языка исполнения? Какие эмоции и чувства на каком языке легче передать?
Михаил Соколов: Чаще всего музыка определяет выбор языка. Каждый из трёх языков, которые мы используем, имеет свои интонационные особенности, свою мелодику, сочетаемость с музыкой. Английский является приоритетным для многих музыкантов, так как уже давно получил статус международного языка и хочется, чтобы песни не просто слушали, но и понимали, что мы хотим сказать. Эмоции помогает передавать не только язык, но и сама музыка. Поэтому именно определенная комбинация языка (не забудем и про тембр голоса) и музыки управляет передачей эмоции. Например, использование фонетики немецкого языка для удобной демонстрации эмоций, заложенных в песне для, нас не является основной задачей. Умело использованные два или более языков в песне – это словно голоса из параллельных измерений, и это наш случай. Песни, в которых мы использовали одновременно английский и немецкий, имеют ту самую невероятную запредельную атмосферу.
Откуда у вас такое прекрасное иностранное произношение? Это отмечали даже иностранные издания…
Станислав Иванов: Нам сложно оценить собственное английское или немецкое произношение, так как мы не являемся носителями этих языков. Среди русскоязычных слушателей мы встречали различные мнения: от восторженных до резко отрицательных. Однако наши англо- и немецкоязычные собеседники не упоминали о характерном «славянском» акценте. Либо они нас обманывают, либо акцент действительно находится в пределах нормы (в том, что он есть в принципе, никто из нас не сомневается). Хорошее произношение, не только иностранное, может быть достигнуто либо в результате долгой и упорной работы над собой, либо по врожденным данным. Так как по природе своей мы склонны к лени, то в нашем случае это скорее второе.
Станислав, вы сменили блэк-метал на дарквейв, что встречается не так уж часто. Переход произошел сразу или же постепенно, были ли в вашей практике какие-то «пограничные» стили, если можно так выразиться?
Станислав Иванов: Вообще я не люблю музыкальную вивисекцию «пограничных» стилей, и в свое время был противником всех этих готик-металов, готик-думов и прочих грубо сшитых жанровых гибридов. Однако излишняя ортодоксальность мне тоже не нравилась. Мне были гораздо более по душе адекватные эксперименты внутри стиля. Так, Sunchariot не играли чистый блэк, и одними из первых встали на путь «славянизации» металла. Это продолжалось несколько лет, и все это время я открывал для себя новые музыкальные стили, отражающие мое изменяющееся восприятие. К середине 90-х я слушал готику, дарк-эмбиент и еще много подобной музыки. И вот наступил такой момент, когда у меня больше не было возможности выразить свои эмоции, находясь в рамках одного выбранного направления. Поэтому произошел такой резкий переход к даркуэйв, более гибкому и вместе с тем весьма консервативному жанру.
Как композиция «Sunchariot» с альбома «Remembrance» связана с вашей старой группой Sunchariot? Это своего рода трибьют данному коллективу, или что-то еще?
Станислав Иванов: Идея этой композиции пришла ко мне в 1999 году за несколько месяцев до окончательного разрыва с Sunchariot. Спустя некоторое время мне показалось, что было бы неплохо поднять из архива свои наработки и воплотить эту идею в очередном альбоме. А, учитывая мою страсть к символизму, записать подобную песню было просто необходимо!
На альбоме «Memories», а также на других ваших работах, вы сотрудничали с участниками множества других коллективов. Насколько охотно западные музыканты идут на контакт и соглашаются работать над вашим материалом? Бывают ли случаи, когда вы недовольны теми ремиксами, что вам присылают?
Станислав Иванов: Мы сотрудничаем только с теми, кому интересно наше творчество, и чье творчество нравится нам. Поэтому мы всегда встречаем понимание и поддержку. Если мы соглашаемся на официальный ремикс (или обмен ремиксами), мы уверены в этой группе. Мы высылаем ей исходные материалы и заведомо можем спрогнозировать хороший результат. Однако если ремикс на нас сделан кем-то без предварительной договоренности и распространяется в Интернете без нашего ведома, то мы считаем это неправильным, и нам это не всегда нравится.
Как состоялось ваше знакомство с Ральфом Йезеком (In My Rosary)? Сколь много он внес в альбом, помимо сведения и мастеринга?
Станислав Иванов: С Ральфом я знаком по переписке уже много лет. Идея обратиться к нему как к звукорежиссеру пришла после очень удачного ремикса на «Remember Me», который он сделал для нашего коллаборационного альбома «Memories». Помимо прекрасного профессионального сведения Ральф обогатил саунд «Destiny» некоторыми партиями гитары, клавишных и бэк-вокала. Мы довольны полученным результатом и надеемся на продолжение сотрудничества.
Считаете ли вы, что в музыке или в рамках определенного стиля можно постоянно учиться? Есть ли музыканты, у которых вы хотели бы чему-то научиться?
Михаил Соколов: Можно и нужно. В одном из интервью Дастин Хоффман сказал, что искусство – это в любом случае плагиат (в оригинале stealing), и правда этого высказывания в том, что под словом «плагиат» можно понимать «сделанное домашнее задание». Совершенно очевидно, что развития новых направлений в искусстве не было бы, если б не опыт предыдущих поколений. У большинства музыкантов есть свои кумиры настоящего или прошлого, музыка которых формировала их музыкальный вкус, понятие о характерном звучании флагманов любимого направления и законах жанра. Мы получили представление о характерных признаках даркуэйв и готик-роке, слушая проекты, которые были популярны в 80-х – 90-х и в народе считались родоначальниками европейского и американского готик-рока и даркуэйва. Мы постоянно учимся у «классиков» направлений, снова и снова слушая любимые работы, обращая внимание на техническую сторону и эмоциональную подачу материала.
Доводилось ли вам сочинять композицию в необычной, совершенно, на первый взгляд, не располагающей к этому обстановке? Что это было?
Михаил Соколов: Чтобы сочинять композицию в нестандартной обстановке, нужно иметь под рукой необходимые технические средства. Иногда очень хочется записать лирику или мелодию, которые вертятся в голове по пути на работу или домой, но это проблема (не будешь ведь таскать с собой ноутбук и миди-клавиатуру. (Смеется).
Расскажите о музыкантах, которые принимали участие в записи альбома «Destiny», кто они, откуда. Есть ли перспективы дальнейшего сотрудничества, возможно, даже вне рамок Stillife?
Станислав Иванов: Вместе со мной и Михаилом Соколовым над «Destiny» работали:
• Петр Каплин. Талантливый композитор-минималист, участник проектов Figura, Атомный Самолет Будущего, Ritmika и многих других. Является автором и соавтором песен, исполнил партии клавишных и фортепьяно;
• Константин Константинов. У нас совместный опыт работы в Sunchariot и других, более ранних проектах. На альбоме исполнил партии бас-гитары, гитары, акустической гитары, является соавтором музыки на «Eternity Awaits»;
• Ксения Ященко. Автор и исполнитель текстов «Relief» и «Never Crossing Lines»;
• Мариам Хатламаджиян. Наша бессменная альтистка со времен дебютного альбома «Raining December»
Кроме того, в записи альбома приняли участие несколько трубачей (на разных композициях) и квартет Ростовской Филармонии. В целом, нам понравилось работать вместе, и не исключено, что в дальнейшем мы еще соберемся для записи новых работ.
Насколько вероятны концерты Stillife в следующем году? Выступали ли когда-нибудь Stillife в Ростове-на-Дону?
Станислав Иванов: У нас были выступления только в Москве и Санкт-Петербурге. Несмотря на поступающие предложения, на данный момент Stillife прекратил свою и без того очень вялую концертную активность. Произошло это в силу некоторых объективных и субъективных причин, главная из которых - это отсутствие стабильного живого состава, способного к долгосрочной и продуктивной концертной деятельности.
Чем наполнена ваша жизнь помимо Stillife? Было бы интересно узнать о ваших увлечениях, помимо музыки.
Станислав Иванов: Внутри каждого из нас есть маленькая дверца в другой мир, которая открывается на несколько часов, когда мы собираемся вместе. И тогда мы не принадлежим реальности. В остальное время мы обычные люди, живущие практически такой же жизнью, как и все остальные. Что касается лично меня, люблю много читать, смотреть хорошие фильмы, помимо музыки мне нравятся другие формы искусства, в свое время я увлекался кино- и фотосъемкой, пробовал себя в науке и литературе. У меня есть семья, работа, мне 33 года, и хотя я не знаю, что нас всех ждет дальше, сейчас самое время сказать, что жизнь состоялась.
Несмотря на 10 лет работы и успех у критиков, Stillife остается (и вы сами это признаете) в тени и вне рамок сцены. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы Stillife получил признание у более широкой аудитории? Или же вас вполне устраивает текущий статус группы?
Станислав Иванов: Для того, чтобы выйти на другой уровень существования, получить большую аудиторию и новый статус, Stillife должен перестать быть просто проектом. Известность и популярность прямо пропорциональна силам и средствам, вложенным в предприятие. Стать известными – это значит бросить все и начать жить заново, за счет музыки и ради музыки. Но в условиях нашей действительности мы не можем себе этого позволить. Поэтому нас устраивает нынешнее положение вещей. У нас есть своя небольшая аудитория, которая знает и любит нас. Эти люди – наши единомышленники, и в них всегда можно найти понимание и поддержку. А большего нам и не надо.
По последней информации, релиз «Destiny» перенесен на начало 2008 года. С чем это связано? Что за специальное юбилейное издание этого альбома вы готовите?
Станислав Иванов: Здесь две основные причины. Первая связана с маркетинговой политикой нашего лейбла, запланировавшего релиз на начало года. Сейчас уже стала известна официальная дата релиза – 04.02.2008. Вторая причина переноса выхода альбома, это подготовка дополнительного, коллекционного издания «Destiny», которое мы посвятили десятилетию основания Stillife. Оно выйдет ограниченным тиражом немногим позже обычного издания, этой весной. Это будет дигибук с изрядно расширенным оформлением, выполненным Константином «Bonez» Викторовым. На самом диске будут присутствовать эксклюзивные бонус-треки и мультимедийная сессия.
Каковы ваши планы на 2008 год? Чем, кроме выхода долгожданного альбома, вы намерены порадовать поклонников?
Станислав Иванов: Боюсь вас разочаровать но, наверное, больше ничем. В планах у нас создание новой версии сайта и, возможно, там будут выкладываться какие-нибудь бонусы или редкие материалы. В любом случае, следите за новостями, мы их регулярно обновляем. Спасибо за то, что были с нами. Надеемся, вам понравится наш новый альбом!
Официальный сайт Stillife: http://www.stillife.ru
Выражаем благодарность Алексею “KIDd” Кузовлеву (Irond) за организацию этого интервью.
Анна Бабичева
23 января 2008 г.
© HeadBanger.ru