Игорь Куприянов

Игорь Куприянов
Не бойтесь быть непохожими

05.12.2015

Архив интервью

К сожалению, в наше время имена легендарных музыкантов, собиравших в своё время стадионы, нередко находятся в тени. Игорь Куприянов — пожалуй, один из самых недооцененных музыкантов отечественной рок-сцены. Несмотря на меняющуюся музыкальную моду, этот талантливый бас-гитарист продолжает играть свою музыку, экспериментируя с жанрами и завоёвывая уважение не только заядлых металлистов, но и нового поколения любителей тяжёлой музыки. Рассказать о начале музыкального пути, о периоде в Чёрном Кофе, сольном творчестве и планах на будущее Игорь согласился эксклюзивно для нашего портала.

Игорь, как мы знаем, свою карьеру рок-музыканта вы начали в 14 лет, собрав свою первую группу Афалины. А как вы пришли к рок-музыке в столь раннем возрасте?


В том возрасте мы вряд ли играли тяжёлую музыку в нынешнем её понимании. По-моему, в Советском Союзе её никто не играл, было очень мало информации. Мне всегда нравилась рок-музыка, и поначалу мы копировали другие рок-группы, например, Nazareth или Grand Funk — это группа, которая мне очень нравилась и нравится до сих пор. Я жил этой музыкой, занимался ею, интересовался, и это несмотря на советский период.

После Афалин последовали группы Арсис и Рок Аппетит. Наверняка читателям будет интересно узнать, что представляли собой эти коллективы, какую музыку играли.

Это был хард-рок. Но, увы, записей не осталось. Это сейчас можно записать песни или какие-то задумки на любой гаджет. А тогда это было слишком сложно. Хотя записи были — мы с группой Арсис даже записали рок-оперу, но, к сожалению, на сегодняшний день эта мастер-лента утеряна окончательно.

В 1986 году вы пришли в группу Чёрный Кофе. Как произошло знакомство с Дмитрием Варшавским?

На тот момент я прослушивал в свой проект Рок Аппетит гитаристов. Изначально ко мне на прослушивание пришёл Сергей «Паук» Троицкий, будущий лидер и басист группы Коррозия Металла. Пришёл он именно как гитарист, с гитарой Gibson SG Standard. А затем пришёл Рома «Костыль» Лебедев, впоследствии гитарист всё той же Коррозии. С Ромой мы вместе поиграли, он и говорит, мол, я знаю одного чувака, у вас музыка с мелодикой сильно перекликается, давай я вас познакомлю. Он гитарист, ты басист, оба поёте — это будет круто. Получается, Рома нас познакомил и как бы спродюсировал.

В составе Чёрного Кофе вы записали 4 самых успешных альбома группы. Ощущали ли тогда высокий потенциал группы?


Я это не просто ощущал, я это знал! И было очень тяжело, когда поменялся первый состав группы с Сергеем Черняковым и Сергеем Кудишиным. Это был очень сильный состав, но, к сожалению, в то время Сергей Кудишин уже думал о том, чтобы сделать свой проект. А Сергей Черняков витал в воздухе, не задумываясь ни о чём, — ему было хорошо по жизни, он кайфовал и был на своей волне. И нам пришлось с Димой Варшавским думать, что делать дальше.

В 1988 году вы были признаны одним из лучших бас-гитаристов СССР, заняв 3-е место. Был ли какой конкурс?

Нет, никакого конкурса не было. Рейтинг определялся газетой «Московский Комсомолец» путём опроса, в результате которого и были сделаны выводы.

Но в 1990 году вы всё же покидаете Чёрный Кофе, не найдя общего языка с Дмитрием Варшавским. С чем были связаны разногласия?

Разногласия были как творческие, так и человеческие. Наши отношения на тот период закончились. Я хотел быть честным по отношению к группе и к нашим поклонникам. Не было смысла терпеть друг друга. Я понял, что выбора у меня нет, и ушёл.

После ухода из группы вы, организовав собственный проект под названием Кофеин, выпускаете под этим логотипом альбом «Попытка к Бегству». Как слушатели отреагировали на этот релиз?

Альбом был продан тиражом в 900 тысяч копий. Помню, мне один бас-гитарист рассказывал, как они сидели на уроке, в класс забегает его друг и говорит: «Ребята! В магазин Кофеин завезли!» И все пацаны ломанулись прямо с уроков в музыкальный магазин. И альбом до сих пор нравится слушателям, хотя он изначально сведён совсем не так, как было задумано. Его продюсировал Александр Кутиков, в итоге голос торчит впереди, все гитары — сзади. Тогда многие мелодик-рок-команды так звучали, но здесь просто все гитары были сделаны неправильно. Я бы с удовольствием его пересвёл, перемастерил и выпустил ещё раз. И тогда бы вы услышали на альбоме именно то настроение, которое я хотел донести до слушателя изначально. Но, к сожалению, мастер-ленты у меня нет…

Второй альбом «Белый Ветер» выходит уже под названием «Игорь Куприянов». Почему решили не оставлять такое интересное и подходящее для вас название группы — Кофеин?


Изначально у меня было два варианта названия для проекта, первое — Альтер Эго, и второе, которое я и хотел оставить с самого начала, — Куприянов. А вот третье — Кофеин — мне приснилось, я не придумывал его специально. На тот момент выпускающая компания и музыканты посчитали, что Кофеин — самое правильное и актуальное название для группы. А уж потом музыкальные журналисты для себя этот момент раскрутили, что, мол, я ушёл из Кофе, а в кофе самое лучшее — это кофеин. На самом деле название не содержит в себе никакого намёка на укол группы Чёрный Кофе. ЧК для меня — часть моей жизни, и здорово, что эти времена были.

Третий альбом «Раз И Навсегда» так и не вышел на физическом носителе, а лишь со временем частично попал на переиздание альбома «Попытка к Бегству» в 2011 году. В чём причина?


На тот момент в жизни страны случились «лихие 90-е», вся рок-музыка тогда ушла в небытие. Но мне не хотелось молчать, и я записал этот лирический альбом, хотя, честно признаться, не все песни мне на нём нравились. 1998 год, в стране случился дефолт, и из-за отсутствия финансирования и какой-либо поддержки выпустить альбом не было возможности.

В последующие 10 лет вы выпускаете три альбома — «Семь Дней», «Адреналин» и «Дым над Москвой», которые значительно отличаются между собой как по настроению, так и по музыкальному наполнению. Другими словами, звучание группы со временем меняется и его нельзя назвать архаичным. Современный саунд — это желание идти в ногу со временем, или это именно тот звук, который вам сейчас по душе?


Да, это именно то, что я хочу слышать сейчас. К сожалению, я — не профессиональный звукорежиссёр и не могу свести материал так, как хотелось бы, и такие люди, которые могли бы, тоже не попадались. Даже если взять альбом «Адреналин» — мы писали его вообще «на коленках», дома, и это очень хороший альбом, я его очень люблю, но всё же и он должен звучать по-другому, какая-то странная закономерность... А теперь эти люди есть, и, я думаю, последние релизы об этом говорят. Но все слушатели отмечают тот момент, что на концертах мы звучим лучше, чем на записи.

Бесспорно, этот факт не вызывает сомнений.

Ну вот, значит писаться нужно где-то за границей, к сожалению, здесь не получается. (Смеётся.)

А как же обязательный узнаваемый стиль и неизменное звучание, которые якобы должны быть у каждой уважающей себя группы?


Мне трудно сказать, потому что наши поклонники всегда говорят об изменении мелодики или звучания, будь это новый альбом или новая песня. Но фирменный почерк остаётся, и они это слышат. Опять же, всё-таки я вокалист, и вокальная составляющая тоже влияет на звучание очень серьёзно. Если же говорить конкретно о стиле, то он однозначно идёт в сторону утяжеления, но не бесконечного. Всё-таки я не сторонник того, чтобы был сплошной шквал. Должны быть гармония, мелодика, для меня это очень важно.

Не так давно у вас вышел сингл «Время», состоящий из двух новых песен. Обе песни получили положительный резонанс у поклонников, так же, как и предыдущий сингл «На моей земле», и всё-таки, когда же ценителям вашей музыки ждать полноформатного альбома?


Как я не раз говорил, задачи во что бы то ни стало выпустить альбом из песен, условно говоря, высосанных из пальца, нет. Но альбом, конечно, будет, и работа над ним идёт, мы не стоим на месте. Кстати, о песне «На моей земле»… когда она вышла, её вовсю поливали грязью за то, что она похожа на Megadeth…

… вступление?

Да, вступительный рифф. Но гитарист уже оправдывался за меня, точнее, за себя, на форуме, когда всё это началось. Как делают плагиат: берут целую аранжировку, немного изменив мелодику. А здесь оказался просто похожий рифф, и то он там разорван и звучит не совсем так. Но что поделать, вся музыка давно уже написана, случаются совпадения. Но по мелодике, по гармонии, по вокальной линии — это же совершенно другая вещь! И никто из критиканов не обратил на это внимания. Меня никто никогда не упрекал в том, что тут похоже на то, а здесь — на это. После этого случая я понял, что следят за творчеством внимательно, просто не за что зацепиться. (Общий смех.)
А новый альбом, я надеюсь, выйдет весной будущего года. В альбом обязательно войдут две песни с сингла «Время», а также композиция «На Моей Земле». Ещё в планах сделать песню «Сирена» из альбома «Адреналин» с новой аранжировкой, которая позволит композиции зазвучать совершенно по-новому. И, кстати, буквально позавчера я написал новую вещь, в ближайшее время пойду в студию, запишу на «демку» голос и буду писать стихи. Так что движемся.

Планируются ли очередные переиздания ранних альбомов? Сейчас очень сложно найти эти альбомы на дисках, хотя, к примеру, с последнего переиздания альбома «Попытка к Бегству» прошло не так уж и много времени. А вот «пираты» не дремлют.


Да, такие планы есть, например, переписать тот же «Адреналин» с новым звуком. С другой стороны, большинство песен сыграно на юбилейном концерте «50:35», который впоследствии вышел на DVD. Но, по правде говоря, мне не совсем нравится на нём сведение голоса. Но в целом, концертник звучит довольно прилично. Сейчас я занимаюсь новым альбомом, и как-то не до переизданий, но в будущем я к этому вернусь.

Раз уж завели разговор о переизданиях… Как вы относитесь к тому, что Дмитрий Варшавский на переизданиях первых альбомов Чёрного Кофе осознанно убрал композиции вашего авторства? А также убрал вашу фамилию из соавторов некоторых песен.

На переизданиях альбомов Чёрного Кофе Дмитрий имеет полное право взять и убрать какие-то композиции, это же он выпускает переиздания. Он считает, что миллионам поклонников, к примеру, альбома «Переступи Порог» эти песни попросту не нужны. Что касается соавторства некоторых песен, это неправильно, конечно. Видимо, Дима решил для себя, что такого музыканта как Игорь Куприянов в группе никогда не существовало, раз он так себя ведёт. Но я же на бас-гитаре там играл, бэк-вокал мой там есть. Вообще, этот вопрос больше не ко мне, я к этому отношусь философски. Я считаю, он от этого больше теряет, чем приобретает. Но это его личное дело.

Зачастую в тяжёлой музыке сначала пишется музыка для песни, и уже потом на «рыбу» сочиняется текст. А как рождаются ваши песни?

Точно так же, в основном я пишу сначала музыку, а потом текст, но не всегда. Например, в песне «Снежность» и некоторых других сначала был написан текст. А происходит так потому, что текст уже имеет свою ритмику, динамику, поэтому можно оказаться зажатым в его рамки. Соответственно, когда мелодия уже написана, ты следуешь уже размеру самой песни, отчего композиции получаются более разнообразными.

Широкий зритель много лет назад узнал Игоря Куприянова прежде всего как басиста, входившего, как мы уже выяснили, в тройку лучших на территории СССР. Потом, в рамках сольной карьеры вы перешли на гитару, а затем и вовсе стали свободным вокалистом. И вот не так давно вы вновь взяли в руки четырёхструнное орудие труда. С чем связано такое «возвращение к корням»?


Да, не могу сказать точно... Я не живу прагматично, и здесь я просто почувствовал, что пришло время, почувствовал момент. А потом, мне не нравится, когда много музыкантов бегает по сцене, а тут нас всего трое, всё достаточно компактно, и к тому же тот самый старенький боевой Precision 1978 года… Не знаю, мне просто это очень нравится — сейчас я получаю большое удовольствие. (Улыбается.)

Ну, наверное,  это нравится многим — никто просто так вас ещё в те годы в тройку лучших басистов не включил бы. Кстати, о количестве музыкантов на сцене — на ваших юбилейных концертах, что в 50, что в 55 лет, из гостевых участников можно было составлять энциклопедию «Кто есть кто в российской тяжёлой музыке». В частности недавно Владимир Холстинин в одном из интервью отзывался о вас с большой теплотой. Как вам удалось сохранить такие хорошие отношения с таким обилием знаковых музыкантов?

Ну, мы же с ними все вместе и начинали, и не могли знать, что станем знаковыми музыкантами. Мы просто делали то, что нам нравилось, то, что мы любили, и видели, что это отзывается в сердцах очень большого количества людей. Да и смысл ссориться? Их тех, с кем я близко дружу — «арийцы», Мастер, ещё ряд групп — мне никто никогда гадостей не делал, мы никогда друг друга не подводили. Хотя, конечно, в шоу-бизнесе есть такое, что поговорят-поговорят, а дальше дело не пойдёт. На юбилейном концерте «50:35» один очень известный вокалист должен был петь со мной завершающую песню. Он очень обещал, но не приехал…

За всю историю вашей группы сменилось большое количество музыкантов. Каков основной фактор такой «текучки»?


Все, что связано с «текучкой» музыкантов, никоим образом не зависит от меня. Просто наступает момент, когда музыканты чувствуют — некоторые оправданно, а некоторые совершенно иллюзорно, — что они сами могут делать свои следующие шаги. И они их делают. Я не препятствую, так как прекрасно понимаю, что музыкант должен расти. И если он считает, что ему пора двигаться дальше, он идёт дальше. Из группы выгонял я очень редко кого. Обычно за музыкантов я боролся. Если я с кем-то начинаю работать, значит, я уважаю и ценю этого человека как музыканта, стараюсь расти вместе с ним. Он у меня чему-то учится, я — у него. Бывает, что музыкант уходит из-за того, что перестаёт развиваться, становясь обычным исполнителем. А это уже тупик. Если музыкант не эволюционирует, то группа попросту перестаёт развиваться, это очевидные вещи. И ещё есть очень плохая тенденция: музыканты постоянно смотрят в карман другого музыканта. Когда я играл, к примеру, в Чёрном Кофе, я вообще не интересовался, кто сколько получает. Я знал только одно — нужно делать новый альбом, писать новые песни, заниматься на инструменте, развивать вокальные данные… А сейчас музыканты говорят, что вон там платят не рубль, а два, и если ты мне не будешь платить столько, я уйду. Но это бесконечный процесс… Всем нужно зарабатывать, но главное-то — творчество!

Именно поэтому вы единственный автор практически всех песен? Или же участникам группы есть что сказать, но вы не принимаете их материал в рамки своей группы?


Все гораздо проще — музыканты не приносят свой материал в группу, и я не знаю почему. Я постоянно твержу своим, мол, ребята, давайте! А в остальном у нас всё хорошо, сыгранность на уровне. Если ты сам можешь сочинять музыку и стихи, да и ещё отвечать за всё, что происходит в группе, день и ночь заниматься делами группы, тогда и группа будет жить и развиваться — это бесконечный процесс.

Какие человеческие качества вы цените в людях? Чем, помимо владения инструментом, должен обладать человек, чтобы вы приняли его в свою группу?

Главное, чтобы не злоупотреблял, не курил всякие гадости, во всяком случае, на работе, не был склочным, нервным и, наверное, базарным. Это очень важно, особенно в условиях туров на полтора месяца, выжить с таким человеком невозможно.

Вы очень любите путешествовать и помимо концертных туров, но если посмотреть на географию ваших поездок, то складывается ощущение, что это нечто большее, чем просто поиск новых впечатлений…


Я путешествую дикарём, просто ловлю горячий билет на самолёт, когда мне это надо, и улетаю. От Индии, например, у меня просто масса впечатлений. Я там был на большом количестве концертов — но не специально, по билету… Там есть так называемый ночной рынок, где отдельно стоит сцена, и на ней играют музыканты - ух, это здорово! В Индии, как и, например, во Вьетнаме есть что посмотреть. Камбоджа, Ямайка, Ибица, Мексика, Сингапур, Европа, Америка, Китай… а Россия — сколько красивых и интересных мест! Я объездил почти весь мир, Япония и Австралия на очереди. А если взять пляжный отдых — то это везде одинаково, всегда одинаково красивый песок, пальмы — одна и та же картинка. А меня интересует, в первую очередь, страна.

Как вы оцениваете современную российскую рок-сцену?

В нашей стране, к сожалению, общество любителей тяжелой музыки и сами музыканты в каком-то смысле зашорены одним стилем. Включите зарубежный MTV и посмотрите, какое огромное количество рок команд разных стилей и направлений там представлено. А в нашей стране если в твоей песне нет риффа «дж-дж-дж», то ты уже практически поп-музыкант. Я считаю, это большая глупость, нет развития рок-культуры как таковой. Ведь направлений рок-музыки огромное количество, начиная с гранжа и заканчивая, к примеру, хардкором. Поэтому не имеет смысла комплексовать на этот счет. Я также стараюсь этого не делать и не пытаюсь встроиться в общий ряд чисто хэви-металлических групп, которые играют именно на такой вот тяжёлой волне. Я не собираюсь быть производной от стиля или группы, которая сейчас на гребне… Во всяком случае, сколько раз я был за границей, там моя музыка слушателям очень нравится. И ведь не просто так Дэвид Ковердейл пригласил меня выступить на совместном концерте с Whitesnake в «Мегаспорте» в Москве в 2011 году.

А вот с этого момента можно поподробнее?

Был какой-то конкурс, о котором я не знал, среди групп для разогрева Whitesnake. Наш гитарист отправил материал на конкурс, в результате чего мы вошли в шестёрку групп-финалистов. Позже из этой шестёрки менеджмент выбрал три группы, а из трёх оставшихся выбирал уже сам Ковердейл. Ух, сколько же грязи после этого на нас полилось! Читать противно было. Создавалось такое ощущение, что это писали не музыканты, которые действительно музыкой занимаются, а какие-то старые бабки, у которых жизнь прошла, а они остались девственницами, вот они на лавке сидят и поливают! У нас в стране существует некий разрыв между молодыми музыкантами и старой гвардией, которая действительно начинала всё это дело и дала корни рок-культуре в нашей стране. И молодые корнями быть не могут. Вы посмотрите на мировую рок-культуру — сидят ребята из Led Zeppelin и смотрят выступления молодых групп, которые перепевают их песни. Поддерживают друг друга. У нас же за счастье втоптать кого-то в грязь. Возьмите Nazareth  или тот же Grand Funk по тем временам и по сегодняшним — это же может показаться поп-музыкой по сравнению с тем, что делается на мировой метал-сцене сейчас. Но это и есть РОК-музыка! Поэтому все то, что происходит в интернет-пространстве, — я на это вообще внимания не обращаю и считаю, что и остальным музыкантам не стоит этого делать, нужно развиваться и расти, а не смотреть по сторонам. Вот у нас есть Кипелов или Ария — отлично, ребята, они уже есть, что ни вокалист, то второй Кипелов, что ни группа, то вторая Ария! Забудьте, это уже есть и будет всегда, а вы развивайтесь в другом ключе. Делайте свой стиль!

Вы всегда были известным приверженцем здорового образа жизни, профессионально занимались плаванием и восточными единоборствами. Какие отношения связывают вас со спортом на данный момент?


Такие же, как и всегда, сейчас это горные лыжи, как бы смешно это ни прозвучало, водные лыжи, которые я очень люблю, футбол, велосипед, плавание…

В своё время вы даже пару раз сыграли в Лондоне на чемпионате мира по футболу среди деятелей шоу-бизнеса. Расскажите подробнее об этих поездках. И следите ли вы сейчас за футбольными страстями?

Да, это было очень круто и интересно. Первый наш визит на Уэмбли был в 1995 году. Мы тогда заняли третье место. А уже во второй наш приезд в 1998 году мы уделали англичан со счетом 7:0. Они думали, что мы профессиональные футболисты, а мы им: «Ребята, завтра вечером идём на наш концерт». Мы все вместе пришли на концерт в клуб, принадлежавший Фредди Меркьюри, и у них глаза стали ещё больше — это же действительно музыканты! Сейчас же по мере возможности слежу за выступлением наших футбольных команд. С детства болею за «Спартак».

Раз снова зашёл разговор о прошлом… В 1991 году вы участвовали в шоу «Сталлоне Рокетс» - что это была за история?

Это была компания, занимающаяся разнообразной спортивной деятельностью — Сталлоне сам по себе такой спортивный дядька, — и под это всё была организована шоу-программа. Сочетание женских, как ни странно, единоборств и тяжёлой музыки…

… музыка как аккомпанемент борьбе?

Нет, именно чередующимися номерами. Эта программа должна была поехать в Америку, а обкатывалась в Москве, куда они все и приезжали. Это было в Сокольниках, где был снят огромный ангар и построена просто нереальная сцена. Кстати, съёмка клипа на «Ночную гостью», где барабанщик сидит как бы на втором этаже, — как раз оттуда. Но дальше этого ничего не пошло.

А в конце 90-х вы даже были ведущим какого-то телешоу. Ррасскажите, что это было?

Тогда было такое приличное затишье, кажется, это был 1997 год, — такое преддефолтное состояние, когда никому ничего не надо, и мне предложили, как ни странно, быть ведущим на телевидении. И я подумал, а почему бы и нет? Главное — не стоять на месте, не останавливаться, и мне вся эта история в итоге даже понравилась. Было очень смешно и, опять же, на программу всегда приходила куча девчонок, так что я не скучал. (Общий смех.) Это была передача «Самые-самые», которую я вёл сначала с Милой Мичевой а потом с Ириной Безруковой (хотя тогда она ещё не была Безруковой). Там было так, что, к примеру, сидит в кресле парень, и 20 девчонок добиваются его не кривлянием, а разгадыванием головоломок и тому подобными вещами на интеллект. Была реально интересная передача.

В Сети вы регулярно подписываетесь как Купер, а читали ли вы в юности знаменитую серию книг Дж. Фенимора Купера про индейцев? Удаётся ли читать что-то сейчас?

Да, конечно, читал. А сейчас у меня в телефон записан с десяток книг, которые нужно прочитать. Это книги Роже Мортен Гуайа, Сергея Чудакова, Вадима Антонова, Гайто Гайзанова, «Тит Андроник» Шекспира, Воннегут, Фландрия Конер и другие.

Их объединяет жанр или что-то ещё?

Нет, это совершенно разные вещи, у кого-то публицистика, у кого-то исторические моменты, у кого-то политика.

И напоследок ваше завершающее слово.

Хочу пожелать музыкантам не зацикливаться и не бояться окриков необразованных и некультурных людей в интернете. Никогда не оглядывайтесь на подобные вещи, это всё глупости, поверьте мне. Делайте то, что вы чувствуете сердцем, это очень важно. Когда я в 12 лет только начинал учиться играть на гитаре, я никогда не думал, что мне когда-то будет под 60 лет, и я буду продолжать  этим заниматься. А знаете, сколько всяких криков в спину было на этом пути? Просто делайте свое дело. И не бойтесь быть непохожими, это самое важное в музыке. Тогда вас запомнят, и вы останетесь в музыке как музыкант и как личность очень надолго. Всего доброго, удачи и успехов!

Официальный сайт Игоря Куприянова: http://www.kupriyanoff.ru

Интервью: Александр "SUMRAK" Нефёдов, Вячеслав "Slash" Куприянов
Фото: Александр "SUMRAK" Нефёдов
6 ноября 2015 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker