27.09.2015
Архив интервьюПетербургская группа КОМА, известная своей тягой к музыкальным экспериментам и основательным подходом к полноформатным релизам, прервала затянувшееся молчание и подарила поклонникам новый альбом под названием «Ремиссия». Альбом, выпущенный на московском лейбле Mazzar, без преувеличения долгожданный – после предыдущего диска «Осколок звезды» прошло целых 11 лет. В этом интервью лидер коллектива Александр Гудвин рассказал нам о целительной силе «Ремиссии», трудностях творчества, отношении к фанатам, дождавшимся альбома, и значении медицины в жизни группы. Артист честно и беспощадно ответил и на похвалу, и на критику.
Почему вы решили назвать альбом «Ремиссия», и если это ремиссия, когда можно ждать рецидив?
Ремиссия не всегда переходит в рецидив, иногда это полное излечение. Жизнь покажет. Почти всё время написания альбома моё состояние было далеко от идеального. Пытался прийти в себя и надеюсь, что сейчас наконец-то пришёл. Кстати, «Рецидив» - неплохое название для следующего альбома. (Смеется.)
Длительная пауза между полноформатными релизами была вызвана организационными обстоятельствами или творческими?
Тут был целый комплекс проблем, начиная с таких объективных причин как переезды с точки на точку, проблемы с личным составом. Но, скорее всего, больше всего повлияли мои внутренние проблемы. Во мне был какой-то ступор, который не давал нормально работать. Плюс у всех музыкантов были свои проекты. Я достаточно много сил отдал группе Dominia. Все мы параллельно играем в Бони’ НЕМ, это тоже отнимает определенное время. Занимались организацией «КОМА Fest», выпуском фестивального сборника и ещё чёрт знает чем.
Между полноценными релизами у нас вышли два мини-альбома. Было снято видео на песню «Ода Смерти» с участием российского метального андеграунд-бомонда. Переиздали в юбилейном диджипаке альбом «Осколок звезды», добавив туда попурри и видео на него. Мы не сидели без дел, но недостаточно основательно подходили к новому материалу, поэтому всё так и затянулось.
Для обложки альбома вы использовали картину Юрия Вороненко. Почему остановили выбор на такой иллюстрации? Какой смысл вложили в оформление?
Эту картину под названием «Свобода выбора» Юра мне подарил несколько лет назад, она мне показалась очень близкой по настроению. На ней, скорее всего, изображён портал, соединяющий наш мир с параллельным, хочется верить, что лучшим. Но однозначно нельзя сказать, что именно там изображено. И это тоже интересно. Каждый видит в ней что-то личное.
Это примерно так же, как нельзя сказать, про что тексты наших песен. Порой люди говорят: «А вот мы не понимаем, про что это вы здесь поете». А в текстах так и должно быть, что заложен смысл, который не раскрыт полностью, и каждый слушатель должен для себя додумывать и на ощущениях воспринимать песню по-своему. Очень не хочется петь о том, что небо синее, трава хорошая, а любовь - морковь.
Есть впечатление, что, по мере прослушивания альбома, любитель музыки под вашим руководством выводится из мрачного состояния.
Со мной было так во время написания альбома, поэтому если слушатель это поймет, услышит и сам прочувствует, значит, моя миссия выполнена. У нас исторически так сложилось, что все альбомы почему-то получаются концептуальными, хотим мы этого или не хотим. Иногда мы пишем пластинку и изначально даем себе слово, что она ни в коем случае не будет концептуальной, но все равно она получается будто связанной в одну нить. В «Ремиссии» даже песни, которые вроде бы тематически не подходят, отсылают к общей тематике альбома.
Расскажите про песню «Эвтаназия». Она будто делится на две части, со страстью к праздникам и путешествиям и с каким-то мрачным настроением. Словно бодрая песня про добровольный уход из жизни.
Человек, который принимает такое решение, об уходе из жизни путем эвтаназии, делает это осознанно. По крайней мере, хотелось бы верить, что осознанно. Не думаю, что веселая, светлая сторона этой композиции именно про уход из жизни. Наоборот, всё на контрасте. Это песня про то, что жизнь прекрасна, и не нужно торопиться из нее уходить. Раз высшие силы дали возможность прожить жизнь, надо эту возможность использовать. Несмотря на то, что альбом «Ремиссия» в целом получился достаточно мрачным, я считаю, что всегда в человеке должна оставаться надежда.
В альбоме прослеживается тема бега времени с той позиции, что жизнь не вечна, нужно успеть что-то сделать. В песне «Оставить след» эта мысль наиболее ярко выражена. Почему для вас это важно?
После себя в любом случае нужно что-то оставить на земле. По-моему, нельзя просто тупо прожить жизнь, прокоптить небо и уйти, не оставив здесь никого следа. У каждого есть смысл появления на земле, своя миссия. Найти её, осознать и выполнить – это, на мой взгляд, задача любого человека, это важно.
Нас не сильно беспокоит проблема времени в том плане, что не за горами старость и смерть, это абсолютно нас не парит. Но надо что-то сделать, чтобы тебя потом вспоминали, желательно, добрым словом.
Почему вы сейчас уделяете все внимание русскоязычной лирике? Вы же раньше и на английском писали песни.
Наверное, немножко приземлились. В то время, с 1994 по 2000 год, ещё была перспектива выхода на международный рынок, группа получала предложения о выпуске альбома от западных лейблов, но мы ждали какого-то более достойного варианта. Зарубежным фирмам невыгодно подписывать российские группы, прежде всего из-за вопросов авторских прав. Дело касается нашего несовершенного законодательства.
Сейчас мы, в основном, работаем на российский рынок. Написать, донести идею проще по-русски, да и российский рынок, на мой взгляд, настолько велик, что большого смысла лезть в Европу нет. Хотя, возможно, это временно. Может, нас опять переклинит, появятся какие-то новые перспективы. В конце концов, многие известные коллективы, например, The Beatles, выпускали песни на двух языках – немецком и английском, ABBA писали параллельно на английском и на испанском. Может, и мы запоём на каком то другом языке, скажем, румынском. (Смеется.)
Можно ли сказать, что Кома имеет отношение к экстремальному поджанру металла, к трэш-металу?
Первый альбом, «Цепи» (1992), можно отнести если не чисто к трэш-металу, то, по крайней мере, к техно-трэшу. У нас все альбомы разные были, дальше мы утяжелялись, играли одно время на грани трэша и дэта, с элементами дума. Это уже был второй альбом, “Born To Be Great” (1994). Но уже там фрагментарно прослеживалась эклектика. А начиная с третьего альбома, “Awakening Of Wax Figures” (2000), нас уже окончательно понесло именно в эту стезю. Мы начали применять мичуринский метод и пытаться скрещивать нескрещиваемое. Я считаю, что «Ремиссия» в этом плане показательный альбом, это квинтэссенция стиля «эклектик-метал», это именно то, чего мы хотели добиться на данном этапе. Я доволен тем, что получилось. Каким будет следующий альбом, сказать невозможно.
А можно ли сказать про КОМУ, что это “one man band”?
Думаю, что нет, потому что каждый вносит свой вклад в наше общее дело. Николай Голубев, бессменный «комовский» гитарист, человек, который с самого начала в группе, много дает коллективу в музыкальном плане. Барабанщик Анатолий Натаровский, который с нами уже больше 20 лет играет, тоже много своего привносит. КОМА - это больше группа. В любом случае, кто-то должен тянуть основную нагрузку, но я не считаю, что КОМА - это “one man band”.
Приходилось слышать от музыкальных единомышленников мнение, что КОМА - это более 20 лет творческой деятельности, а релизов раз-два и обчелся. Как бы вы прокомментировали такое высказывание?
«Ремиссия» - это пятый полноформатный альбом за 25 лет. По альбому в пять лет – это очень мало. Я согласен, оправдываться смысла нет. Но мы делаем то, что хотим, ни от кого не зависим, ни под кого не прогибаемся и ни с кем не подписывали никаких обязательств. Многие музыканты, считающие себя плодовитыми, выпускают каждый год по порожняковому альбому, в котором одну (в лучшем случае) песню можно слушать, а все остальное – в корзину. Это не по нам. Мы делаем музыку в свое удовольствие. Делаем, как можем, спешить нам некуда.
А вообще, КОМА пережила такое количество групп, что просто забавно наблюдать подобную мышиную возню за спиной. Да и глупо обращать внимание на словоблудие лузеров-однодневок, которые, если не сегодня, так завтра, сойдут с дистанции. Как говорится, «Собаки лают, а караван идёт».
Как вы выходите из неловких ситуаций на концертах? Например, техническая пауза - у кого-то порвалась струна, расстроилась гитара. Что в таких случаях делать?
Да, кто-то байки травит, кто-то начинает импровизировать или играет композицию, которую можно исполнить без выбывшего участника, кто-то стихи читает, свои или чужие. Есть масса вариантов, как можно заполнять подобные неловкие паузы. Мы какой-то одной схемы в этом вопросе не придерживаемся. Иногда джем устраиваем, иногда конкурс какой-нибудь. Единого рецепта быть не может. Всё экспромтом делается.
Почему вы назвали группу «КОМА»?
Мне в свое время показалось, что и в музыкальном, и в текстовом плане у нас всё на грани. На грани жизни и смерти, чёрного и белого, трэша и вальса. Кома – состояние неопределенности, когда человек вроде бы не живет, но и не умер. Это особенно подходило к нашему творчеству тех лет. Я считаю, что название до сих пор актуально. Не жалею, что мы его выбрали. Хотя определенный отпечаток оно накладывает. Как яхту назовешь, так она и поплывет. Может быть, поэтому у нас и бывают такие долгие паузы между релизами: группа не умерла, но в то же время и не живет полной жизнью. Приходится отвечать за свои слова.
Кем вы в детстве хотели стать?
В детстве – не помню, но в отрочестве, уже когда в школе учился, класса со второго, с третьего уже хотел стать рок-музыкантом. Я слушал песни The Beatles на папином магнитофоне и уже тогда понимал, что это для меня родное и близкое.
А в медицину вас никогда не тянуло?
Нет, Бог миловал, хотя в армии я служил в Военно-медицинской академии, поэтому отношение некоторое к медицине имел. Но никогда даже мыслей не было о том, чтобы это было моей профессией и делом моей жизни.
Александр, вы производите впечатление человека, который уже ответил для себя на вопросы, рождающие в людях много суеты, особенно в юности. В чем секрет внутренней силы и уверенности в себе?
Наверное, это приходит с годами. Какие-то внутренние медитации, накопление жизненного опыта. Если есть багаж, который вселяет в тебя уверенность, это хорошо. Некоторые люди до старости не перестают суетиться и быть неуверенными в себе. Мне кажется, здесь вопрос не в возрасте, а во внутреннем стержне. Кто-то и в 20-25 лет уже прочно стоит на ногах и создает впечатление человека, который знает, чего хочет. Зависит от характера. Я на эти вопросы уже давно для себя ответил, поэтому просто живу и делаю то, что должен.
Чем КОМА порадует поклонников этой осенью?
Осенью будет работа над новым материалом. У нас уже есть заготовки для новых песен, которые мы сейчас начнем оформлять более конкретно. Будем играть концерты, как обычно. В плане релизов, я думаю, что, по многочисленным просьбам, мы все-таки издадим на CD альбом «Цепи», который как вышел в 1992 году на кассетах, так на них и остался, а очень многие фэны жаждут иметь его именно на компакт-дисках. А еще мы постараемся сделать так, чтобы пауза между альбомами была не такая длительная, как в этот раз.
Скоро выйдет ваш новый клип. На какую песню?
Мы сняли клип на песню «Черный флаг» с нового альбома. Монтируем его, делаем пост-продакшн. Планируем закончить его к октябрю. Наверное, и презентацию сделаем примерно тогда же.
К слову о непонятных текстах. Здесь, вроде бы, все очевидно. Песня про то, что даже ушедшая любовь не должна сломить, нужно идти по жизни вперед.
Всё правильно. Во многих наших песнях есть отсылы к триаде Вера-Надежда-Любовь. В композиции «Последний гвоздь» эти три дамочки заправляли. Здесь то же самое - что не надо обламываться и отчаиваться, нужно жить дальше, пытаться как-то побороть ситуацию.
Что бы вы сказали поклонникам, которые, несмотря на 11 лет, возможно, не самой продуктивной творческой деятельности, сохранили интерес к группе и дождались нового альбома?
Если люди ждут так долго – значит, это правильные поклонники, действительно преданные тебе и твоему делу. Поэтому мы их любим, очень уважаем и ценим. Я бы им сказал, что они на правильном пути. Мы, в свою очередь, постараемся сделать так, чтобы следующий релиз был не настолько затяжным.
Официальный сайт группы КОМА: http://koma.band/
Выражаем благодарность Александру Шалыгину (Mazzar Records) за помощь в организации интервью
Александра Прозорова
3 августа 2015 г.
(с) HeadBanger.ru