09.01.2008
Архив интервью | English versionСколько раз коллектив может воскресать из мертвых? Ветераны сан-францисского трэша Exodus побывали в образе птицы Феникс больше раз, чем можно себе представить, так что никто не удивился, когда после реюниона «почти классического» состава и успешного альбома “Tempo Of The Damned” (2004) группа вошла в очередную черную полосу, лишившись трех из пяти участников. Настоящим сюрпризом стал последовавший за всеми этими перипетиями альбом “Shovel Headed Kill Machine” (2006), который фэны и критики единодушно признали лучшей работой в жанре Bay Area thrash за последние несколько лет. В 2007 году в Exodus произошли очередные кадровые перестановки, после чего группа выпустила очередной альбом с интригующим названием “Atrocity Exhibition – Exhibit A”. В этот раз отклики на диск были гораздо более противоречивыми, и мы решили связаться с гитаристом и лидером группы Гэри Холтом, чтобы из первых рук узнать, как ему удается стойко переносить такое количество крутых поворотов в карьере Exodus.
Ты самостоятельно продюсировал предыдущий диск “Shovel Headed Kill Machine”, однако к записи нового альбома был снова привлечен Энди Снип. Как ты себя чувствовал в роли продюсера, и почему ты решил снова работать с Энди?
Я записал достаточно дисков, чтобы знать, как нужно продюсировать свой собственный материал. Мы записали “Shovel Headed Kill Machine” самостоятельно, потому что нам не удалось состыковать наши графики – Энди был занят в других проектах и смог присоединиться к нам только на стадии микширования. Мне очень нравится работать с Энди, я мог бы все сделать сам, но запись получается куда лучше, когда с тобой работает человек, которого ты считаешь шестым участником группы. Он может контролировать любой аспект записи, с ним можно обсудить любую проблему, и он всегда найдет великолепное решение. Он один из лучших моих друзей, и я всегда хочу, чтобы он был со мной в студии.
Ты неоднократно говорил, что тебе легче сочинять, когда ты чувствуешь некое давление, когда тебе нужно что-то доказать окружающим. Какого рода давление ты чувствовал в этот раз?
Давление существует всегда, а если его не будет, мне придется создавать его самому. (Смеется). Может, на самом деле, давления и нет, но я чувствую, что должен доказывать свою состоятельность каждым альбомом. Перед “Shovel Headed Kill Machine” у нас было много изменений в составе, и мы должны были доказать, что по-прежнему являемся Exodus. Теперь состав устоялся, и к нам вернулся Том (Хантинг, барабанщик), но нам, тем не менее, нужно доказать, что нам еще предстоит написать свои лучшие песни.
С момента вашего реюниона в 2004 году каждый новый альбом становится тяжелее предыдущего. Вы сознательно стремитесь расширять границы жанра, или это происходит естественным путем – вам нужно выпустить наружу гнев и все такое?
Как мне кажется, дело и в том, и в другом. Когда я сочиняю музыку, или когда что-то пишет Ли (Алтус, гитарист), наша главная задача – придумать убийственные риффы, это наша исходная точка. Я не задумываюсь над тем, насколько новые песни тяжелее, чем предыдущие. Мне кажется, что песни становятся мощнее, поэтому и звук получается тяжелее. Лично я сочиняю то, что хочу слышать, а я хочу слышать по-настоящему мощный и агрессивный трэш-метал.
На вашей официальной страничке на MySpace.com стиль Exodus обозначен, как “thrash / death metal”. Это несколько странно, ведь твоя группа всегда считалась классикой чистого трэша. Ты действительно думаешь, что в вашей музыке есть элементы дэта?
Да, я так думаю. Мы не вводим их сознательно, просто мне нравится дэт, например, последняя работа Nile – один из лучших дисков, которые я слышал в своей жизни. Просто когда твоя музыка становится очень тяжелой и очень мрачной, сам собой появляется уклон в дэт. Возьми для примера последний альбом Testament, “The Gathering” (1999), там очень много дэта.
В то же время, на новом диске есть моменты, где Роб Дьюкс поет чистым голосом, совершенно не характерным ни для трэша, ни для дэта. Кому пришла в голову эта идея, и почему вы решили построить вокальные партии таким образом?
Это идея Роба. Для песни “Children Of A Worthless God” он написал весь текст, а Ли – почти всю музыку, и Роб предложил спеть один фрагмент чистым голосом. Мы попробовали так сыграть на репетиции, и я сказал: «Получается круто, давайте поработаем над этим в студии, когда материал послушает Энди, и потом Энди и я вынесем окончательное решение». Так мы и сделали, и получилось отлично, совсем не слащаво и, в то же время, не в духе металкора. Хотя я бы не сказал, что для нас такой прием совсем уж не типичен, послушай, например, песню “Seeds Of Hate” (с альбома “Pleasures Of The Flesh”, 1987), там тоже есть чистый голос, просто мы не занимались такими экспериментами уже довольно давно. Тем не менее, чистый голос в этот раз кардинально улучшил песню и вывел ее в новое измерение.
Насколько я понял, вклад твоих коллег в сочинение нового альбома в этот раз больше, чем обычно…
Я по-прежнему пишу бОльшую часть материала, но в этот раз каждый предлагал свои идеи и высказывал свое мнение гораздо чаще. Для прошлого альбома я написал всю музыку и тексты в одиночестве, а в этот раз все в основном сочинялось на репетициях, там присутствовали все музыканты, и каждый мог высказаться. У нас уже готово четыре песни для следующего альбома, и для них очень много сочинили Ли и Роб. Это получилось не специально, мы все вместе решали, какие песни включить в диск, и они не были против. Просто в следующий раз у нас будет больше песен, написанных другими ребятами, и меньше песен, написанных мной.
Когда вы планируете выпустить следующий альбом (“Atrocity Exhibition – Exhibit B”)? Насколько сильно он будет отличаться от “Exhibit A”?
Сначала нужно его закончить. Мы планируем вернуться в студию в районе Нового Года и доделать хотя бы еще несколько песен до того, как мы начнем гастролировать. Следующий альбом будет делаться несколько по-другому, чем раньше. Как я уже сказал, четыре песни для него полностью готовы, возможно, в следующую студийную сессию мы доделаем еще две, а затем в середине года запишем и все остальное. Будем работать, когда у нас будет время, у нас, так или иначе, уже готова половина диска.
Я следил за откликами в Интернете, когда вы объявили название нового диска, и многие фэны сразу вспомнили, что пятый альбом Dark Angel, который так и не был выпущен, тоже планировали назвать “Atrocity Exhibition”. Вы специально выбрали это название, чтобы подчеркнуть свою связь с историей трэша?
Нет, я и не слышал, что у них должен был быть такой альбом. Я позаимствовал название у книги Джей Джи Балларда, и я готов поспорить на любые деньги, что и Dark Angel вдохновлялись этой книгой, такие необычные названия не придумываются с наскока. Так что ни мы, ни они не можем похвастаться, что это наше собственное изобретение. (Смеется). Так или иначе, я никогда не слышал об их альбоме, ведь он так и не был издан, и я обнаружил эти параллели, только когда мы уже начали запись, и один из сотрудников лейбла, который великолепно разбирается в истории металла и знает все обо всех группах в мире, рассказал мне об этом. Но я решил, что ничего менять не буду, ведь диск Dark Angel так никогда и не увидел свет.
Насколько участники группы и ты лично вовлечены в создание обложек для ваших альбомов? Например, кто придумал весьма впечатляющую Машину-Убийцу с обложки предыдущего диска?
Я никак не могу запомнить фамилию художника, знаю только, что его зовут Энтони, и что он много рисует для многих групп, в первую очередь для тех, кто подписан на Nuclear Blast. (Полностью его зовут Энтони Кларксон – прим. авт.) Сначала мы работали с другим художником, и он нарисовал обложку, которая мне очень понравилась, она была более абстрактной, но наш лейбл хотел, чтобы Энтони предложил собственный вариант, и он оказался даже лучше. У него получилась настоящая Машина-Убийца. При оформлении нового альбома мы работали с художником из Греции, которого зовут Сет Антон. Я хотел, чтобы новая обложка была более мрачной и абстрактной, чтобы в ней было больше художественной ценности и меньше откровенного металла. То есть, я вовсе не хочу сказать, что мы намеренно рисовали неметаллическую обложку, просто я хотел, чтобы упор делался на искусство, а не на металл. Вообще, все оформление альбома вызывает у меня восторг. Мы даже сделали две самостоятельные обложки – одну для дигипака, а вторую для издания «в стекле».
Мне пока не удалось ознакомиться с текстами нового альбома, но лирика, которую ты сочинил для “Tempo Of The Damned” и “Shovel Headed Kill Machine”, произвела на меня большое впечатление. Эти тексты довольно сильно отличаются от того, что ты писал в 80-х, они гораздо сложнее, в них больше метафор и игры слов. Кто в настоящее время оказывает на тебя влияние как на автора текстов?
Трудно сказать. На меня не влияют какие-то конкретные текстовики, хотя среди них очень много отличных авторов. Если мне нужно написать текст для серьезной песни, я стараюсь подобрать для него нестандартные фразы и формулировки, которые хороши не только с точки зрения текстовика, но и с точки зрения поэта. А иногда я, наоборот, сочиняю тексты саркастического и насмешливого характера, изменяю значения слов и т.д.
Кстати, ты знаком с творчеством английской группы Skyclad? Их тексты также изобилуют игрой слов, и многие сравнивали их с твоими сочинениями для “Tempo Of The Damned”.
А, ты про Мартина, бывшего вокалиста Skyclad! Мартин, как и я, очень любит изобретать для слов новые значения. У меня нет ни одного их альбома, но все говорят, что у Мартина настоящий талант в области метафор и игры слов. Я делаю то же самое – беру фразу и меняю в ней одно слово, чтобы значение радикально изменилось.
Одной из главных тем на “Tempo Of The Damned” была политика, в то время как на “Shovel Headed Kill Machine” тексты стали более личными. Каковы основные темы текстов на новом альбоме?
Многие песни рассказывают о том, с чем мы сталкиваемся каждый день, например, о войне в Ираке, а “Children Of A Worthless God”, которую написал Роб, критикует радикальный ислам. У нас также есть песни о религии и о революции… А вообще, надо посмотреть на трек-лист, я уже почти месяц не слушаю этот альбом. (Смеется). Хотя буквально вчера я послушал песню “Riot Act” больше сотни раз, потому что мы снимали на нее видеоклип. (Смеется). С ней я хорошо знаком – съемки продолжались два дня, и все это время из динамиков раздавалась одна и та же песня. А последний трек на альбоме - “Bedlam 123” – это своего рода призыв к аудитории начать сходить с ума и разрушать все вокруг.
Еще один вопрос о “Shovel Headed Kill Machine” – что заставило вас записать кавер-версию “Problems” Sex Pistols для лимитированного издания этого диска?
Да ты просто посмотри, сколько проблем у нас тогда было! (Дружный смех) Поэтому-то мы ее и записали. Нам приходилось терпеть наркозависимость Рика, потом Рик ушел, потом у Тома начались проблемы со здоровьем, и его пришлось уволить, так что единственный кавер, который мы могли тогда записать – это “Problems.” Но сейчас у нас нет проблем, сейчас все замечательно.
Будут-ли какие-либо версии “Atrocity Exhibition” содержать бонусы?
На новом альбоме у нас есть скрытый трек (смеется) – советую поискать, он довольно забавный и очень любопытный.
Еще вопрос по бонус-трекам – ты как-то сказал, что существуют несколько старых песен Exodus, которые так и не были записаны. Вы не планируете когда-нибудь все-таки запечатлеть их на компакт-диске? Когда вы сделали новую версию “Impaler”, она пришлась по вкусу подавляющему большинству фэнов…
Я знаю, что Ли с удовольствием бы записал некоторые старые песни, потому что когда он только начинал играть, на него оказали большое влияние совсем ранние вещи Exodus. Возможно, мы когда-нибудь так и сделаем, но перед этим необходимо решить некоторые проблемы – например, не все эти песни написаны мной, в те годы для нас много писал Кирк Хэммет. Я знаю, что есть фэны, которые придут в восторг, если мы перезапишем, например, “Whipping Queen”, но я стараюсь смотреть вперед, а не оглядываться все время назад.
Ты уже упомянул уход из группы барабанщика Тома Хантинга и его последующее возвращение. Как получилось, что он снова является участником Exodus?
Мне кажется, Тому просто требовалось немного отдохнуть от группы. Наша группа может разрушить жизнь ее участников, и ему требовалось время, чтобы сосредоточиться на собственной жизни и не волноваться о судьбе четырех остальных ребят. Отдых пошел ему на пользу, и он снова захотел играть. Мы с ним встретились, поджемовали, и все получилось просто волшебно. Так или иначе, трудно заменить человека, с которым вы были лучшими друзьями с тех пор, когда вам было по 17 лет. Пол (Бостаф, бывший барабанщик) всегда знал, что однажды может наступить такой день, когда Том будет готов вернуться, и если такой день наступит, то ему придется освободить это место. Мы все очень благодарны Полу за помощь, а сейчас, насколько я знаю, Пол играет в Testament, так что у него тоже все в порядке.
Ты как-то контактируешь с вашим бывшим гитаристом Риком Ханолтом? Может быть, однажды он тоже вернется в группу?
Нет, это невозможно. Я уже давно не разговаривал с Риком, но я знаю, что в его ситуации он никак не сможет отдавать себя группе на 100%. Более того, Ли является очень важной частью Exodus образца 2007 года, так что если мы снова начнем работать с Риком, это будет огромный шаг назад, и этого никогда не случится.
Ты как-то сказал, что планировал записать новую версию вашего классического альбома “Bonded By Blood” (1985), посвященную 20-летнему юбилею его релиза, в которой должны были принять участие множество разных вокалистов. Однако эти планы так и не удалось реализовать из-за распада предыдущего состава. Ты сейчас полностью отказался от этой идеи, или же вы, возможно, сделаете нечто подобное к 25-му юбилею альбома?
Нет, мы все еще надеемся однажды реализовать этот проект. В нем должен участвовать и Рик, потому что я не стану им заниматься без Рика. Я не хочу играть с Риком в Exodus, но я не имею ничего против его лично, просто я слишком люблю Ли, и он слишком важен для группы. Я надеюсь, что в следующем году мы все-таки перезапишем “Bonded By Blood”, это будет наш трибьют Полу Балоффу (оригинальный вокалист Exodus, который умер в 2002 году – прим. авт.).
Кстати, каких вокалистов ты хотел бы пригласить для его записи?
Мне нравятся многие вокалисты. Например, я хотел бы пригласить нескольких трэшеров старой школы, но если бы я решил работать только с трэшевыми вокалистами, я бы не смог найти девять разных певцов для девяти песен, в мире просто нет такого количества классных трэшевых вокалистов. (Смеется). Если тебе нужны конкретные имена, то я хотел бы, чтобы Чак Билли спел “And Then There Were None”. Будет здорово, если Шаграт из Dimmu Borgir запишет “No Love”. Петер из Soilwork хочет записать одну песню, у Петера из Hypocrisy также есть такое желание, даже Джейми Джаста из Hatebreed хотел бы участвовать. На альбоме будут самые разные вокалисты, на которых каким-то образом повлиял Пол Балофф.
Меня очень удивила одна фраза из твоего недавнего интервью: «Чем старше становится группа, тем моложе становится ее аудитория». Как бы ты объяснил этот феномен?
Думаю, трэш-метал наконец-то возвращается. Люди говорили мне об этом еще два или три года назад, но я всегда отвечал им, что лично я ничего подобного не наблюдаю. Но сейчас стали появляться молодые группы, которые играют настоящий трэш старой школы и делают это просто здорово. Я считаю, что это великолепно и замечательно, поэтому я сделаю все возможное, чтобы помочь им и поддержать их. Мы недавно отыграли несколько «подготовительных» концертов – просто хотелось снова выйти на сцену – и на каждом выступлении собирался полный зал, а аудитория состояла почти исключительно из подростков.
Несколько лет назад в США произошел настоящий бум возрождений – практически все старые трэшевые составы объявили о возобновлении совместной работы. Однако активность большинства этих групп крайне низка – в лучшем случае, один альбом и несколько туров. На твой взгляд, почему реюнион Exodus стал таким успешным, а другим группам этого не удалось?
Мы не можем остановиться, потому что я убежден, что нам нужно кое-что доказать, даже после стольких лет карьеры. Я уж не говорю о том, что мне просто нравится этим заниматься, мне это просто необходимо. Что же касается других групп, то многие из них собрались вновь, следуя нашему примеру, хотя этого, возможно, и не стоило делать. Хотя есть и успешные группы, например, Death Angel, они великолепны, прямо сейчас они сидят в студии. Иногда дело даже не в таланте и не в мотивации - поддерживать деятельность группы и выпускать альбомы не так просто с чисто финансовой точки зрения. Тем не менее, Death Angel сейчас в студии, Testament войдут в студию до конца года, так что будущий год будет для калифорнийских трэшевых групп весьма насыщенным. Возможно, мы все вместе поедем в тур, кто знает?
Довольны ли вы сотрудничеством с лейблом Nuclear Blast? “Atrocity Exhibition” – уже третий ваш диск, который они выпускают …
Мне нравится, как они работают. Сейчас наш контракт с ними истекает, но это не значит, что мы собираемся уходить, просто по текущему контракту мы ничего им не должны. Надеюсь, что мы вскоре придем к соглашению, чем быстрее, тем лучше, и что наше сотрудничество с Nuclear Blast продлится еще много лет. Мне нравится эта компания, мне нравятся ее сотрудники, и у меня нет никакого желания переходить на лейбл, сотрудники которого не понимают исполняемую нами музыку. Я когда-то уже сделал такую ошибку – мы подписались на Capitol Records, и сотрудничество с ними совершенно не сложилось, все было просто ужасно. Лучше уж я останусь на лейбле, который любит хэви-метал.
Ты не мог бы рассказать о проекте Drug Pig, которым ты и ваш менеджер Стивен Уорнер занимаетесь в свободное от Exodus время?
Ой, это было очень давно, мы планировали открыть линию по производству одежды, но у нас так и не нашлось времени, чтобы разработать дизайн хотя бы одной футболки. (Смеется). Мы уже давно этим не занимаемся.
Однако сайт www.rockdetector.com пишет, что так назывался некий музыкальный проект …
Поначалу мы действительно хотели сделать совместный проект и играть очень странную музыку, но когда из этого ничего не вышло, мы решили выпускать под маркой “Drug Pig” одежду. (Смеется).
Не могу не спросить тебя об участии твоей группы в работе над мультипликационным сериалом “Metalapocalypse”. Как вы там оказались? Вам нравится этот мультфильм?
О, мы его безумные фанаты! Создатели этого сериала Брендон (Смолл) и Томми (Блаха) – наши хорошие друзья, а его продюсер Джон Шнепп снял нам видеоклип “Riot Act”. Когда мы впервые встретились, они даже не представляли, насколько мы фанатеем от этого сериала. Он многим нравится, но мы знали каждый фрагмент каждой серии, они все есть у меня на официальных DVD. Серия с нашим участием появится на экранах только в январе, но работать над ней было просто потрясающе – мы никогда столько не смеялись. (Смеется). В мультфильме мы озвучиваем нескольких фэнов группы Dethklok, которые становятся жертвами взрыва в кофейне.
Хорошо, а ты не мог бы рассказать поподробнее о видеоклипе “Riot Act”? Что он из себя представляет? Это анимационное видео?
Нет, там нет никакой мультипликации. Джон Шнепп, режиссер этого видеоклипа, начинал свою карьеру на телевидении и в кино, так что он способен работать не только с анимацией. Мультипликационный клип стоит очень дорого, гораздо больше, чем мы можем себе позволить, хотя я бы его с удовольствием сделал, потому что я ненавижу сниматься в клипах. Было бы куда лучше, если бы мне вообще не нужно было появляться на съемках, а вместо меня в клипе появился бы мой мультяшный аналог. “Riot Act” – очень тяжелый и очень агрессивный клип, мы практически полностью сделали его с помощью «голубых экранов», как в кино, когда актеры играют на фоне изображений, которые проецируются на экраны позади них. Дошло даже до того, что компания Bernie Rico Jr, которая делает все мои гитары «Flying V», сделала для съемок специальную гитару с голубым экраном на передней панели, и изображения проецировались прямо на гитару. Видео получилось очень классным.
В предыдущем нашем интервью ты сказал мне, что планируешь в 2005 году выпустить DVD, рассказывающий об истории Exodus. Есть ли какие-то новости об этом релизе?
Я по-прежнему хочу его сделать, но у нас просто не хватает на него времени. Ничто не занимает так долго, как работа над таким проектом, потому что придется отсмотреть тысячи часов съемок, восстановить хронологию событий, и не забывай, что наша история началась 25 лет назад. На это уйдет масса времени, а мы слишком заняты. Возможно, что в следующем году мы хотя бы приступим к этому проекту.
Еще один вопрос о DVD – как у тебя возникла идея выпустить собственную видеошколу? И чего ты хотел добиться с ее помощью?
Наш официальный форум посещают многие трэшевые гитаристы и фэны, и они неоднократно жаловались на то, что в мире существует миллион видеошкол, но ни одна из них не может помочь музыкантам, которые хотят освоить игру в стиле, близком к моему. Есть видеошколы для джазменов, есть материалы для тех, кто играет фьюжн, но нет ничего для тех, кто хочет научиться играть трэш. И тогда мы решили сделать собственную видеошколу, правда, пришлось над ней хорошенько попотеть. Но мне это пошло только на пользу, потому что я усердно занимался и к моменту окончания работы играл на гитаре лучше, чем в начале. Надеюсь, что в будущем году мне удастся сделать еще одну видеошколу, потому что предыдущая неплохо расходится, и фэны от нее в восторге. Как и в любом деле, когда ты что-то делаешь первый раз, ты понимаешь, что можно улучшить ко второму разу. Так что я надеюсь, что мой второй опыт в этой области будет еще удачнее.
Я сейчас попытался прикинуть, сколько планов у тебя на будущий год – “Atrocity Exhibition – Exhibit B”, перезапись “Bonded By Blood”, еще одна видеошкола … Как ты все успеваешь?
Не знаю! (Хохочет). На самом деле, я успеваю далеко не все, поэтому некоторые проекты, например, DVD об истории Exodus, так и остаются пока нереализованными. Я обязательно найду время для “Bonded By Blood Tribute”, да для него и не нужно много времени, мы можем записать все музыкальные дорожки буквально за три-четыре дня. Я играю эти песни всю жизнь, и сейчас они уже стали частью моего ДНК. Я просто не могу сидеть без дела, нельзя же просто тусоваться дома и лениться, надо работать.
Пришло время для последнего вопроса. Очень мало американских трэшевых групп добираются с концертами до России, хотя Exodus и многие другие коллективы регулярно проводят туры по Европе. Вы когда-нибудь получали предложения выступить в Москве, и насколько реалистично появление Exodus в наших краях?
Мы получали пару предложений, но они не вписывались в наш график. Концерт у вас должен быть увязан с европейским туром, при этом необходимо убедиться, что сразу после тура нам не нужно срочно уезжать из Европы. Россия – одна из тех стран, куда я очень хочу поехать, я особенно хочу побывать в Санкт-Петербурге, потому что давно мечтаю посетить Эрмитаж. Надеюсь, что в ходе гастролей в поддержку этого альбома мы все-таки до вас доберемся.
Официальный сайт Exodus: http://www.exodusattack.com
Выражаем благодарность Алексею “KIDd” Кузовлеву (Irond) за организацию этого интервью.
Роман “Maniac” Патрашов
24 сентября 2007 г.
© HeadBanger.ru