15.07.2015
Архив интервью | English versionВенгерская рок-сцена всегда была «вещью в себе» - хотя рок и  металл в этой прекрасной стране очень любят и активно играют, местные  группы редко выбираются за пределы родной страны, и их известность за  границей совершенно не соответствует той, которую они заслуживают. К  счастью, среди них попадаются исключения, в числе которых – Dalriada,  фолк-металлисты из города Шопрон, разменявшие уже второй десяток лет  существования и в последнее время привлекающие все больше внимания из-за  границы. Несколько лет назад их альбом вышел на немецком лейбле AFM, и  видеть их у себя желает все большее число фестивалей по всей Европе. Не  остался в стороне и российский фестиваль “Folk Summer”, который пройдет с  17 по 19 июля в городе Гусь-Хрустальный – именно там совсем скоро  состоится первое выступление Dalriada в нашей стране. Узнав об этом, мы  сразу же обратились к организаторам фестиваля с просьбой помочь нам  сделать с интервью с группой – ведь в нашей редакции немало почитателей  венгерской музыки. Однако оно упорно не получалось – наш Skype  отказывался подключаться к серверу, а телефонный разговор за неполные 30  минут прерывался три раза. Тем не менее, барабанщик Тадеуш Рикманн  все-таки прорвался к нам и рассказал много интересного как о последних  событиях в жизни Dalriada, так и о концепции группы в целом.
В  самое ближайшее время вам предстоит впервые выступать в России –на  фестивале “Folk Summer”. Чего вы ждете от этого фестиваля и поездки в  целом?
Мы очень рады тому, что у нас будет возможность  приехать в Москву, в Гусь-Хрустальный и вообще в Россию. Мне кажется,  это будет для нас потрясающий уикенд, потому что нам очень интересно  знакомиться с новыми культурами, новыми странами, новыми городами и  новыми площадками. В этом смысле “Folk Summer” вызывает у нас живейший  интерес, и, конечно, немаловажен тот факт, что там будет много  фолк-метала. (Смеется.)
Вы в последнее время  играете на очень разных мероприятиях – например, на литовском фестивале  “Kiklim Zaibu” и на немецком “Wave Gotik Treffen”.И как впечатления? Где  вам понравилось больше?
Очень сложный вопрос. “Wave  Gotik Treffen” в немецком Лейпциге нам очень понравилось. На самом деле,  мы выступили там даже два раза, в воскресенье и в понедельник, причем  на двух разных площадках, но оба раза это было нечто из ряда вон  выходящее. Это действительно совсем разные площадки, одна – под открытым  небом, где собралась очень плотная толпа, а другая – огромный крытый  зал, почти стадион, где мы играли довольно рано, поэтому народ не  отличался плотностью, но несмотря на это, мы получили отличные  впечатления. А Литва однозначно войдет в число наших лучших выступлений  этого года, потому что фестиваль проходит в чрезвычайно красивом,  захватывающем дух месте. Группы играют рядом с озером, при свете  костров, а над сценой нет никакого навеса. Это нечто совершенно  потрясающее. 
А своей родной Венгрии у вас есть любимый фестиваль? 
Пожалуй,  есть парочка. Например, “Rockmaraton”, он пройдет на следующей неделе, и  мы там выступим в среду. Его перенесли в новое место, раньше он  проходил на самом юге Венгрии, в городе Печ, а теперь в Дунауйвароше, на  берегу Дуная. Тем не менее, это один из наших любимых фестивалей, мы  там играем каждый год вот уже 10 лет.
Мы знаем, что в  сентябре у вас выходит новый альбом “Aldas”. При этом прошлый диск  “Napisten Hava” увидел свет целых три года назад, а таких перерывов  между альбомами у вас никогда раньше не было. Почему в этот раз работа  над альбомом заняла у вас так долго?
Одна из причин связана с тем, что Лора (Биндер, вокалистка)  в начале 2013 года родила сына, и нам пришлось радикально замедлиться  на несколько месяцев, пока она не восстановилась после родов и не  привыкла к новому статусу матери. И Андраш (Фичек, вокал, гитара),  который сочиняет нам песни, тоже не оставался в стороне. Вообще, 2013  год был для нас достаточно трудным, и поэтому новый альбом несколько  задержался. Но сейчас мы почти готовы, и в сентябре он увидит свет.
Чего фэнам ждать от этого диска? Насколько он будет отличаться от предыдущих? 
Он  будет очень честным – и в плане новой ментальности, и в плане  музыкальных шуток. Он очень близок нашим сердцам. Его можно описать как  смесь предыдущего альбома “Napisten Hava” и четвертого диска “Szelek”  (2008), но в то же время, это нечто большее, чем смесь этих двух  альбомов, потому что он совершенно новый, и за последние три года мы  накопили немало опыта. Думаю, в песнях будет один-два момента, которые  заставят слушателей поднять брови в изумлении. С первого раза их не  понять.
Вы продолжите сотрудничество с лейблом Nail, или этот диск выйдет где-то еще?
Он выйдет на Nail Records, а в Германии его дистрибуцией займется Einheit Productions – это два наших основных партнера.
Несколько  лет назад вы были подписаны на куда более крупный лейбл – немецкий AFM  Records. Но почему там вышел всего один альбом - ”Igeret” (2011). На  твой взгляд, это сотрудничество пошло группе на пользу? 
Оно  было однозначно полезным и продуктивным, мы получили определенный опыт  и, конечно, привлекли к себе много внимания. То есть, реклама нашего  шестого альбома тогда публиковалась в “козырных” местах по всему миру.  Но в конечном счете, как мне кажется, мы разошлись во мнениях о том, как  группе стоит развиваться дальше, как добиваться для нее новых  концертов, как выходить на новые площадки – а это как раз была часть  работы AFM. У нас были разные мнения о том, как нужно доносить музыку до  людей.
В этом месяце у вас выходит еще один новый релиз –  сборник “Mesek, Almok, Regek”, который будет распространяться вместе с  очередным номером венгерского издания журнала “Metal Hammer”. Но не  совсем понятно, что означает цифра “X” на его обложке – вашему первому  альбому уже 11 лет, а группа возникла задолго до него. Ты не подскажешь,  что все-таки символизирует эта цифра” X”?
Она связана с  юбилейным концертом, который мы давали в январе прошлого года. Мы  отмечали не десятилетие группы, а десятилетие первого альбома – диску  “Fergeteg” (2004) тогда как раз исполнилось 10 лет.
Тогда  у нас вопрос о раннем этапе истории Dalriada. Как у вас родилась  концепция совместить металл с венгерской фолк-музыкой? В то время были  фолк-метал-группы из Финляндии и из Англии, но ведь у вас в стране никто  так не играл, верно?
Да, почти. Мы действительно  впервые скрестили аутентичный венгерский фольклор и хэви или даже  дэт-метал. Изначально эта идея появилась у нашего вокалиста, композитора  и гитариста Андраша. Я помню, что когда у нас был старый репетиционный  зал, я однажды пришел на репетицию, а он сидел перед маленьким кассетным  магнитофоном и слушал венгерскую народную песню, которая называется  “Hidegen Fujnak A Szelek”. Он посмотрел на меня и сказал: «Мы должны  сделать кавер на эту вещь». Думаю, именно тогда мы начали задумываться о  том, чтобы двинуться в этом направлении.
Многие  фолк-металлисты строят свое творчество вокруг таких тем, как войны и  алкоголь, но Dalriada, насколько мы можем судить, поют преимущественно о  венгерской истории, легендах и мифах. Как родилась текстовая концепция  группы? Вы сразу к ней пришли, или она каким-то образом видоизменялась,  эволюционировала?
Думаю, можно сказать, что такая  концепция была у нас с самого начала. Мы не хотели играть в слишком  веселой группе, в творчестве которой было бы слишком много иронии.  Конечно, мы тоже поем о выпивке и пирушках, не поймите меня неправильно.  У нас есть про это, наверное, одна две песни. Но куда важнее для нас  напомнить венграм и всем остальным, кому хочется слушать нашу музыку, о  великой истории Венгрии и Карпатского бассейна. Существуют сотни и даже  тысячи легенд и саг о реально происходивших там битвах и войнах –  Венгрия постоянно с кем-то воевала на протяжении многих веков, и эта  тема слишком хороша, чтобы не посвящать ей наши тексты. 
Исходя  из тех тем, которые вы затрагиваете, правильно ли называть Dalriada  пэган-металлической группой? Участники группы считают себя язычниками?
Ой,  честно говоря, нет. Мы никогда не считали, что для нас это имеет особое  значение. У каждого из нас есть свои верования… не готов употреблять  здесь слово «религии», это скорее верования, и не все из них относятся к  языческим.
На всех ранних альбомах Dalriada  присутствовали песни на стихи венгерского поэта XIX века Яноша Араня.  Что делает его таким особенным для вас? И почему вы перестали  использовать его поэзию после “Arany-Album” (2009)?
Во-первых,  его язык, то, как он использует венгерский язык в своих работах – это  нечто уникальное. Среди венгерских поэтов и писателей нет никого, кто бы  использовал венгерский язык лучше, он как венгерский Шекспир, если мне  будет позволено настолько далеко идущее утверждение. Его знание  венгерского языка было чем-то невероятным, и это, конечно же, нашло свое  отражение в его балладах. Поэтому они настолько хороши, настолько  музыкальны и настолько легко поются. Но мы прекратили использовать его  стихи, потому что не хотели зайти в этом отношении слишком далеко. Мы  впервые задействовали их на нашем первом демо «Барды Уэльса» (“A walesi bardok”),  потом у нас появилась идея сделать по его стихам концептуальный альбом,  и мы ее реализовали, но после этого мы подумали: «Окей, давайте на этом  остановимся, потому что не стоит на этом зацикливаться, не должно  создаваться впечатление, что мы не пишем свои тексты и поем только песни  на стихи Яноша Араня». Так что мы стали использовать только собственные  тексты.
К вопросу о пении – в песнях Dalriada столько  разных типов вокала, да и столько самих вокалистов… Как вы решаете,  какая часть кому из них достается, и какой тип вокала в каком месте  использовать?
Поскольку большинство песен пишет Андраш,  он и решает, какой тип вокала в какой из них использовать. Но, конечно,  это всегда зависит от конкретной песни. У нас же не идентичные голоса,  мой, например, не похож на голос Андраша, у него он гораздо выше, чем у  меня, так что я больше присутствую на заднем плане, иногда рычу или пою  басом или тенором в припеве. У нашего флейтиста и волынщика тоже  приятный голос. Сейчас мы снова начали экспериментировать с голосами в  студии и пригласили для участия в записи нового альбома нескольких наших  друзей – это хорошо известные в Венгрии певцы и музыканты.
Трудно ли сочетать пение с игрой на ударных?
(Смеется.)  Да, поначалу трудно было разобраться, как это делать. Но я начал  сочетать то и другое много лет назад, так что сейчас мне уже не трудно,  со временем к этому привыкаешь.
Недавно ваша вокалистка Лора поучаствовала в записи песни российской группы Catharsis (речь  идет о проекте «Дитя штормов», в рамках которого часть упомянутой песни  исполняют на своих языках вокалистки разных стран мира – прим. авт.). Как родилось это сотрудничество?
Дело  было в феврале - мы получили от Catharsis электронное письмо, в котором  они спрашивали о том, возможно ли поработать вместе с нами. Там все  было достаточно прямолинейно – нас спрашивали, не хотели бы мы  поучаствовать в этом проекте, где также задействованы и другие  вокалистки европейских хэви-металлических и фолк-металлических групп. Мы  поговорили с Лорой, она дала согласие, после чего я перевел часть  текста – и вот, песня готова.
И что ты о ней скажешь? Доволен результатом?
Да,  вышло очень мило! Это не совсем наш тип музыки, это, если так можно  выразиться, скорее классический хэви-метал. Но сама песня очень сильная.
Наш  сайт недавно брал интервью у еще одной венгерской метал-группы -  Nevergreen, и они жаловались на то, что в центре внимания венгерских СМИ  всегда находится фолк, а не металл и даже не рок. Уж чего-чего, а фолка  у вас в музыке хватает – значит ли это, что венгерские СМИ вас активно  поддерживают?
Нет, вовсе нет. Мы действительно смешиваем  фолк и металл, но мы все равно являемся полноценной металлической  группой. И с этим ничего не поделаешь, для СМИ и мы слишком тяжелые, да и  фолк-музыканты не считают нас своими. Нам говорят: «Это металл, мы не  можем поставить такое на ТВ или на радио». Честно говоря, я не думаю,  что и фолк-музыка получает в Венгрии достаточно внимания. Да, есть  посвященные ей порталы, но в центре внимания СМИ, как и в почти каждой  стране, находится поп-музыка. Тем не менее, есть определенные  инициативы, нацеленные на то, чтобы изменить ситуацию, так что  посмотрим. Возможно, через два-три года что-то изменится.
Мы  знаем, что в Венгрии весьма богатая метал-сцена, но если говорить  именно о фолк-металлическом ее крыле, то Dalriada – единственная  известная нам команда такого плана. Ты не мог бы порекомендовать нам и  нашим читателям еще какие-нибудь венгерские группы, которые смешивают  фолк и металл?
Да, у нас появились некоторые новые  группы. Paddy And The Rats – это не совсем металл, а ирландская народная  музыка в сочетании с хард-роком, скажем так. Kylfingar – они ближе к  викинг-металу. Niburta играли что-то типа фолка, но после того, как от  них ушел вокалист, они зазвучали ближе к дженту, наверное. The Moon  & The Nightspirit – это совсем не металл, но однозначно фолк, и у  них реально интересный материал, нечто вроде неофолка, очень  медитативный и по-настоящему глубокий.
Сейчас Dalriada,  похоже, привлекают к себе все больше внимания из-за рубежа – этим летом у  вас запланированы «выездные» концерты в шести странах. Группа ставит  себе цель добиваться международного прорыва, или же вас, как и многих  других венгерских рокеров, вполне устраивает статус, который вы имеете в  родной стране? 
Честно говоря, нас не особо устраивает  собственное положение в Венгрии. Конечно, нам удалось кое-чего добиться с  выпущенными на сегодняшний день альбомами, но если из-за рубежа на нас  начнут обращать больше внимания, чем в Венгрии, а дома наша музыка будет  не особо нужна, мы переключимся на другие страны. Если у нас будет  больше предложений из других стран, от иностранных фестивалей, мы с  радостью приедем.
Официальный сайт Dalriada: http://www.dalriada.hu 
Выражаем благодарность Алексею Кузовлеву (фестиваль “Folk Summer”) за организацию этого интервью
Интервью – Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Перевод с английского – Роман Патрашов
6 июля 2015 г.
© HeadBanger.ru