Free At Last

Free At Last
Мы не собираемся славить Перуна

21.02.2015

Архив интервью

Если меня попросят составить топ-3 лучших отечественных релизов за 2014 год, то "Вне Времени" петербургских грув-металистов Free At Last имеет все шансы его возглавить. Но, как известно, "нет пророка в своем отечестве"... или всё-таки есть? В любом случае, я с удовольствием пользуюсь возможностью донести до наших читателей творчество этой команды и представляю вашему вниманию нашу беседу с Жекой Крупным (гитара) и Андреем Козловым (бас).

Так, с места в карьер, расскажите порталу что-нибудь про себя, про группу, как все случилось?


Андрей:  Случилось все уже достаточно давно, в 2009 году. Мы с Жекой и с нашим барабанщиком играли в группе, которая называлась Svartby, мы там нарезали дичайший фолк-метал, активно выступали, записывались. И чего-то в какой-то момент решили, что фолк-метал - это, конечно, очень круто, но пора нам что-нибудь такое поиграть, что уже самим больше нравится. Потому что фолк-метал... не знаю, на тот момент он себя для нас немножко изжил. И вот мы решили организовать Free At Last, Жека нам там напридумывал кучу всяких клевых тем, я придумал название, и вот с тех пор понеслось.
Жека: Ты его предложил, а не придумал.
Андрей: Ну, я придумал назвать так группу.

Почему так назвали?

Андрей: Я в тот момент дико угорал и зависал по Down, мне они очень нравились. Я пёрся от песни "Lifer", там песня начинается со слов "Free at last, I'm the past...", и вот так клёво звучит...
Жека: С первого альбома Down, вторая песня.
Андрей: Короче, у меня строчка в голове крутилась, и я думал, что это очень здорово звучит, и можно так назвать группу.
Жека: Самое клёвое, что у нас есть - это название! (Смеется.) И то не наше.

Да ладно, вот альбом очень хороший.

Жека: Ну да, старались.

Долго делали?

Жека: Достаточно долго. Наверное, с того момента, как придумали первый риффак, до того момента, как он вышел, прошло три года. И, так скажем, у нас достаточно эмоционально насыщенный был период, потому что мы сменили точку, мы сменили состав. Точку мы сменили даже дважды, по совершенно разным убогим причинам - то нас топило, то нас выгоняли. Короче, был такой отрезок в жизни, нам очень не везло. Ни с работой, ни в отношениях, друг с другом начали цапаться. Буквально, вокалист наш и барабанщик... потери в семье у них произошли, у каждого с интервалом в год. Всё вообще шло против нас, и мы даже думали, запишем мы этот альбом или не запишем? Думали, что, наверное, никогда у нас не получится его до ума довести, и поэтому он для нас такой немножко мрачноватый, немножко мелодично-мрачноватый. Но, как показала жизнь, вроде бы мы все это дело преодолели, и альбом, в общем-то, достаточно неплохой получился. Но, я говорю, вся вот эта дерьмовая полоса, которая была, она на нём отразилась. И на музле это чувствуется, и на текстовой составляющей.
Андрей: Чисто технически, на самом деле, не так всё и долго было. Мы начали где-то в апреле-мае отстраивать звук, и это было самое долгое, что мы делали. То есть, мы звук гитар только, наверное, месяц отстраивали или больше. Мы тут ставили микрофоны, прикидывали, отстраивали все, записывали небольшой кусочек, отправляли чуваку в Беларусь, он говорил там, что добавить, что убавить, и мы тут всё переделывали. Короче, это всё заняло где-то месяц. А чисто записи... мы, в принципе, за лето всё записали.

Получилось клёво. Примечателен не только сам материал, но и оформление. Расскажите о нем немножко. Обложки у вас что на первом альбоме, что на втором с такими сочными девицами...

Андрей: Есть в Питере у нас такой художник, Билли Кид зовётся. Он, на самом деле, рисует не только для металлических команд, он много рисует для всяких сайкобилльных команд, панк-команд. Я даже видел, что он для хоккейной команды "СКА" что-то там рисовал. За бугор много рисует, какие-то там кастом-гаражи всякие, какие-то клубы. Дико много, и всё вот примерно в таком стиле. Ну и еще где-то в 2009 году мы с ним сконтачились и нарисовали вот эту вот картиночку, нам все очень понравилось...
Жека: Первый логотип.
Андрей: ...и с тех пор мы с ним вместе. Он, в принципе, берет за свой труд не самые маленькие деньги, но зато с ним всё очень строго. То есть, если он говорит: "Пацаны, все будет 10 числа", то все будет 10-го. Нет такого: "Ой, ребят, через неделю, ой, я потом перезвоню, ой, тут что-то у меня тут всё сгорело, всё сломалось, ничего не могу". Пожалуй, в создании альбома, и вообще во всей этой нашей музыкальной теме, в тусовке, наверное, единственный человек, с которым всё вообще гладко работает. Никаких про*бов нет.

Ну, это похвально. Так, значит, вот у вас такое вот модное оформление, я бы сказал, в американском ключе, название на английском... а поёте вы на русском, в отличие от большинства групп в тусне. Соответственно, вопрос - почему? Меня самого регулярно запаривают аналогичными вопросами - почему вы поёте на английском, соответственно, это моя маленькая месть.

Жека: Почему название на английском? Потому, что это строчка из песни, как мы уже сказали, она реально впёрла. Почему поём на русском? Если я не ошибаюсь, на самом первом EP у нас был один трек на английском. Мы пробовали, и, знаешь, как-то не пошло. Потому что, во-первых, хочется всё-таки передавать какой-то смысл, чтобы публика с первого раза понимала, о чем поётся в тексте. К примеру, я больше слушаю англоязычное музло, 90%, даже 95% - англоязычного, 5% - русскоязычного. Но при этом я не догоняю о том, что там народ поёт. Да, по названиям я там понимаю. Когда я почитаю текст, в принципе, я смогу примерно разобраться, но сходу я не врубаюсь в эти текста. И поэтому хочется, чтоб музыка была не просто фоном, а чтобы она несла какую-то смысловую составляющую. Поэтому приняли решение петь на русском. Потому что на западный рынок выходить...ну, черт знает, там таких «фриэтластов», я думаю, очень много, поэтому мы решили именно тут у нас, в России-матушке, поднимать Русь с колен и петь по-русски. Тем более, наш новый вокалист с английским не особо дружит. Ну и, опять-таки, тексты нам проще писать. На английском каждый из нас сможет сделать 3.14здатый набор слов, это да, но смысл этого будет так себе. Поэтому, подводя итог, - не можем мы по-английски ни спеть, ни написать так, чтобы нам это нравилось.
Андрей: Я часто вижу, что не только металлисты, а там панки всякие - название на английском, среди мазафакеров это модная тема, а поют на русском. Для меня это объясняется тем, что название на английском звучит как-то круче. Вот это Free At Last, а не группа "Наконец-то я свободен". Что это, говнари какие-то, что ли, я не понимаю? Как-то просто прикольнее звучит. И еще насчет текстов на русском. У нас, на самом деле, нет дичайше глубоких идей, мы не собираемся славить Перуна, пропагандировать ЗОЖ и вегетарианство, и я не знаю, что еще всем впаривать, просто прикольно, когда люди могут в какой-то подходящий момент взять и какой-то текст процитировать. Наши друзья, я в чатах там с ними общаюсь, в waZZup'e, и народ часто цитирует там песню "Алкоголь": "Вечер субботы, я забыл о буднях". И все: "Вау, как здорово, пойдёмте выпьем сегодня".
Жека: Да, а уж песню "ПНХ" все цитируют вообще каждый день!
Андрей: Вот, типа, рубль падает, санкции вводят, всё плохо - "Мир сдвинулся с места" (песня "Цивилизации", - прим. авт.). Это здорово, когда твою песню кто-то может процитировать.

Это, в общем, достижение, да. Мы тут уже немножко насчет западного рынка сказали, давайте тогда вкратце, раз с западным рынком пока не складывается, то расскажите, чего здесь достигли? Какие основные достижения выделите, какие перспективы?

Жека: Я не могу сказать, чего мы там достигли конкретно, я могу сказать, чего мы сделали за это время. У нас записаны 2 EP и 2 альбома. Последний альбом получил много хороших отзывов, даже на портале headbanger.ru. (Смеются.) Дистрибьюция этого альбома есть в Штатах, в Европе, даже в Японии, вот недавно уехала коробка с дисками туда. На всех цифровых сервисах, нынче модных, он находится. В принципе, этот альбом принимается хорошо. Кроме альбомов, что мы сделали? У нас 6 клипов, у которых, в принципе, на YouTube идет нормальное количество просмотров. В свое время, когда был жив канал A-One, наш первый клипак там пару раз крутанулся....
Андрей: Ну, когда он еще был металлическим, типа альтернативным каналом.
Жека: Попали в телек. Что еще там, какие результаты? Мы сделали свою точку, на которой записываемся - это тоже, я считаю, неплохо.
Андрей: Я бы еще добавил. Мне кажется, что есть еще одно достижение, довольно-таки важное. Оно не для публики, скорее, для нас самих. Мы за все эти годы, за эти 5 лет, нашли сами себя. Если раньше мы тыркались - может, нам так сыграть, может, нам сюда такой риффак вставить, и будет помоднее, может, еще как-то так сделать, то сейчас мы уже чётко знаем, что мы - вот такая вот группа, мы играем определённое музло, мы развиваемся в определенном направлении и этот вектор менять не планируем. Мы нашли сами себя, поняли, кто мы, теперь нам будет проще в будущем. Если раньше мы парились - блин, что бы нам такое сыграть, чтобы прям все пришли на концерт, чтоб все о***ли и упали перед нами на колени, что же нам для этого сделать – то сейчас нас такие мысли не заботят, мы всё уже поняли, всё нормально.

А в плане географии - где успели, куда успели донести разумное, доброе, вечное? Куда собираетесь, может, в обозримом будущем?

Андрей: Донесли до Москвы и до Петрозаводска. Всё. У нас, на самом деле, пока нет больших планов куда-то ездить, путешествовать по России. Это связано с материальной стороной вопроса, потому что ты на это потратишь очень много денег и кучу времени...

Не, ну можно в ноль...

Андрей: ...толку от этого большого нет. В ноль - это, знаешь, как повезёт. Времена нынче тяжёлые, дорогу оплачивать никто особо не хочет. Я не думаю, что это какой-то там наш пафос...
Жека: Да нет, пафоса нет!
Андрей: ...просто здравый смысл.
Жека: Условно, кто придет на группу Free At Last где-нибудь в Ижевске в понедельник? Много придет народу? Я думаю, не очень.

Ну а при гипотетической ситуации: пишут вам из того же Ижевска, говорят - пацаны, приезжайте, дорогу оплатим, и так далее...

Жека: Конечно!
Андрей: Это все обсуждаемо, да.
Жека: У нас нет такого, что мы не хотим. Мы хотим, но если уж делать, то на условиях, которые будут интересны всем: и организатору концерта, и нам.
Андрей: Ехать в тур просто ради того, чтоб потом из него приехать и всем тут рассказывать, что я был в туре, моя команда турит - это отстой. При этом ты проехал по каким-то дырам, народу на тебе не было, ты дисков не продал, мерча не продал, спал на полу, ел какое-то дерьмо и приехал домой через неделю такой, как будто бы прошло пять лет запоя - это вообще отстой. С прошлой группой всё это уже проходили, не хочется.

Поскольку грув-метал - пограничный жанр, вы должны быть в курсе дел и на стоунерной сцене. Расскажите, что хорошего, что плохого?

Андрей: Точно можно сказать, что стоунер-сцена гораздо лучше себя чувствует, чем металлическая сцена. Больше групп, больше чуваков, которые врубаются, что такое настоящий стоунер, и умеют его играть. Ну и сейчас тема со стоунером достаточно «на волне». Может быть, она уже немного идет на спад, но тем не менее. А металлическая сцена, если мы говорим о нормальном металле - о дэзняке, о трэше, о блэке, то она плохо себя ощущает, на мой взгляд. Групп мало, народ, по крайней мере, в Питере, эту тему не очень котирует. К сожалению, все не очень хорошо. Есть куча групп, которые кричат, что они играют тяжелый металл, но на самом деле ты приходишь, и там, блин, какие-то пацаны в шортах коротеньких, в розовых майках, играют "тыр-тыр"... ну, это никакой не металл, а MTV-шная попса, как по мне.
Жека: Я бы еще сказал на тему стоунер-тусовки вот что. Мне кажется, в стоунере народ попроще как-то, и немножко подобродушней, согласись. Тебе всегда стараются помочь по возможности, если какие-то там вопросы на лайвах, если техника летит, еще чего-то такое. Нет такого, как в металле... опять-таки, повторюсь, может, мы с такими людьми сталкивались просто, но там, на мой взгляд, много лицемерия, много какой-то зависти, причем не обоснованной ничем, и больше каких-то понтов, опять-таки, мало чем обоснованных. А в стоунере народ попроще, поэтому, несмотря на то, что мы играем тяжелую музыку, мы все-таки от этой классической метальной тусовки отошли и откололись. Не знаю, почему так произошло, но вот тут мне играть больше нравится, нежели с нашими прошлыми коллегами.
Андрей: На самом деле, настоящая металлическая тусовка - она в Москве покруче гораздо, чем здесь. Там больше групп, больше народу на концерты ходит, больше крутых концертов. Я не знаю, есть ли у нас группы, которые играют классический хэви-метал.
Жека: Ну, есть какая-то "Воля"...или "Сталь"...
Андрей: Ну, есть она, но что-то я не вижу, чтоб они играли. Хотя краем глаза стараюсь следить, что происходит. А в Москве...

Ну а кто играет в Москве классический метал не из "звезд"?

Андрей: Arida Vortex, Shadow Host...
Жека: Если не из хэви, взять павер - Эпидемия, Катарсис.

Ну, у нас тут тоже Чёрный Кузнец всякий...

Жека: Чёрный Кузнец, да, я согласен.
Андрей: Но в Москве гораздо больше таких тру-кожаных металлистов, чтоб в кожаных штанах со шнуровкой, чтоб в косухе...

Понятно. Я не в курсе, Svartby сейчас существуют?

Жека: Да, они существуют. Будут с Finntroll играть в конце ноября. В принципе, у них все нормально, они недавно выпустили EP, в прошлом или позапрошлом году выпустили альбом.

То есть, вы не на ножах?

Жека: Совершенно нет. У нас был период небольшой обиды друг на друга, который длился полгода-год после того, как мы раскололись.
Андрей: Я бы даже не сказал, что это была какая-то обида, скорее, я бы назвал это досадой. Мы на тот момент выпустили довольно-таки крутой альбом, и сразу после него сваливает половина группы. Понятное дело, что когда ты со всем этим остаешься, думаешь: "Б***ь, зачем, почему, нафига?" Потом все это прошло, они набрали состав, этим летом ездили в Германию, в Сети есть полная видеозапись их выступления. Я ее смотрел, там все вполне здорово, чуваки нормально себя чувствуют.

Но вы не жалеете, что ушли?

Жека: Слушай, нет. Я просто не могу представить, как я бы сейчас играл ту музыку, которую мы играли тогда. Она не была плоха, я даже сейчас переслушиваю периодами всё это. Просто был тот период, скажем так, молодости нашей, был период увлечения фолком, и он просто закончился. Начался другой период. Жалеть о чем-то или, наоборот, расстраиваться, что мы там потеряли время - этого нет. Я всегда с удовольствием вспоминаю это время, но жалеть - нет. Я сейчас себя чувствую на своем месте вообще шикарно. Не знаю, правда, что там будет дальше, время покажет.
Андрей: На тот момент, когда мы оттуда все ушли, нас еще очень утомила вся эта тусовка, в которой мы постоянно крутились. То есть, чуваки в косоворотках, Перун, коло, витязи, реконструкции, мечи, все дела. Мы ни в коем разе там не против всего этого....
Жека: Но и не за. Мы играли фолк, который не нес вообще никакой идеи, кроме того, что мы бухали на концертах, как больные трясли башкой, скакали - и на этом всё. Т.е. у нас мажорненькие, весёлые такие были песенки, с тематикой сказочной какой-то, а фолк-тусня, она, зачастую...
Андрей: Не было понимания, когда ко мне подходили чуваки и говорили: "Ты род славишь, в Перуна веришь?"
Жека: Фолк-тусня зачастую граничит с какими-то взглядами, националистическими, что ли...
Хором: Играешь там, а перед тобой стоит чувак и зигу мечет.
Жека: И сейчас на наших концертах мне гораздо больше нравится со сцены смотреть. Народ скачет, народ отрывается, последнее время особенно.

Давайте, собственно, к вам и вернемся. Как со следующим альбомом, есть идеи? Когда?

Жека: Когда ждать, я не скажу. Идеи есть, есть приличное количество материала, есть, скажем так, рабочее название альбома, которое тоже не на русском языке, правда. Лирика, конечно, там будет на русском. Планируем альбом назвать "Great Russian Trendkill", for example. Многие знают, что это такое. На данный момент материал более трэшевый, более агрессивный.

Что-то играете из него сейчас?

Жека: Нет, живьем не играем. У нас записано пять демо-треков, у меня в плеере. Кое-какие наработки есть в бесконечном количестве, но это пока наработки только. Я думаю, в ближайшие полгода мы с Андрюхой добьем уже весь материал на стадии демки и потом уже начнём всей командой. Ну а как уж там получится, я не знаю. Хотелось бы, чтобы в 2016 году он уже вышел, но фиг знает. Потому что у нас есть кое-какие планы по выпуску синглов, по выпуску клипаков, но это пока только планы.
Андрей: Да, дело-то такое, небыстрое, на самом деле. Вот вроде кажется - что там, отрепать немножко и можно писать. А вот репаем, например, два раза в неделю, и подготовить песню, чтоб ее можно было записывать - это две-три недели. Песен, условно, десять, а тут еще концерты, а тут ты еще работаешь.
Жека: У нас нет контрактов именно на будущий материал, на прошлый-то есть. Нас никто не гонит. Поэтому мы будем работать так, чтобы, знаешь, потом был монолит саунда такой, чтоб было не стыдно. Чтоб у нас был и звук клёвый, и материал клёвый, и текст клёвый, и оформление. Надеюсь, что в 2016 году все это случится, но кто знает, как оно будет.

А сочиняете как, вдвоем или кто-то один?

Жека: А когда как. По большому счету, схема отработанная: я дома заправляю риффаков 5-6 штук, приношу их сюда, и мы начинаем вместе джемовать. Что-то отсеивается сразу. Особенно обломно, знаешь, когда придумаешь риффак и думаешь: "Это же вообще "Five Minutes Alone"", прибегаешь на репу, играешь... и тебе говорят: "Это, Женя, говно вообще полное". Вот это самое обломное. А тут вот буквально вчера я Андрюхе демки скидывал: "Дрон, всё круто, но куплет - какое-то говно". А он: "Не, куплет вообще офигенный". Так что схема такая - я делаю сырые-сырые наработки, прихожу сюда, мы с чуваками играем и потом все переставляем.
Андрей: Например, для "Цивилизаций" Жека притащил сюда, условно говоря, два риффа: основной рифф и куплет. Остальное у нас уже тут в процессе родилось - и структура, и еще всё остальное. А иногда он дома делает сразу целую тему, он понимает, что "тут у меня интро, тут куплет, тут припев, тут соло", сразу же в GuitarPro забивает условные барабаны, просто чтоб было понятно - тут быстро, тут медленно. Потом мы всё это уже вместе разбираем.
Жека: На самом деле, тот же "Вне Времени", который был у меня записан дома... я вот сравниваю тот материал, который записал я, и который переработала группа. В принципе, это вещи не скажу, что разные, но они отличаются очень сильно. Когда я сравниваю то, что было в моей голове и то, что прошло через наш коллективный разум - второе гораздо круче.  

А с вокальными партиями как? Вокалист пишет или ты?

Жека: Текста - я, а партии - вокалист сам, но что-то кто-то подсказывает. Вообще суть Free At Last такова, что если у кого-то из нас есть идея на любую вообще тему, она выдвигается и обсуждается. Если она клёвая, мы её дорабатываем вместе - и вперёд. Это касается и оформления, и звука, и соляка, и драмсов, всего. У нас именно такое: есть идея - давай. Такого ответственного за что-то человека нет, просто кто-то чуть больше делает, кто-то чуть меньше.

Ну так всё-таки – у вас равноправие, или кто-то рулит всем?

Андрей: У нас такая, военная демократия. Мы всё слушаем, но я бы сказал, что конечные решения принимаем всё-таки мы с Жекой.
Жека: Ключевые - может быть. Это не решения по поводу вокала или соло в песне.
Андрей: На амбразуру никого не бросаем, условно говоря. Это больше связано не с музыкой, а с организационными моментами.
Жека: Да-да, именно организационные решения. А вот именно музло... нет такого, что кто-то до усрачки хочет пропеть: "Ляяяя", а кто ему говорит: "Ни хрена, нужно отрывисто: ля". Нет такого. Хочешь петь - пой. Только пропой так, чтоб было за***ь. Вот что самое главное.
Андрей: На самом деле, мы с вокалом больше работаем уже на записи. Потому что когда мы все репаем, плохо слышно какие-то нюансы. Мы сначала делаем, условно говоря, каркас, основную мелодию вокала. А потом, когда мы уже начинаем записывать тему, мы добавляем какие-то интервалы, какие-то слова даже можем поменять, просто потому что ты уже всю картину темы представляешь. В наушниках слушаешь, понимаешь, что тут что-то не так - давай поменяем. Прямо онлайн, что называется, по ходу пьесы. Еще мы стараемся практиковать такую тему, как запись демо перед альбомом. Как было с "Вне Времени": мы здесь собрались, и такая очень грязная, очень сырая запись была сделана. Мы весь инструментал записали тут буквально на 2-3 микрофона и отдельно на всё это сверху наложили вокал. Всё свели на коленке, чтобы просто понять, как звучит песня.
Жека: Когда ты играешь - это одно, когда ты слушаешь - это другое. И твой клёвый риффак, который "у тебя пальчики бегают", может, тебе нравится, а когда ты послушаешь - что толку, что они там бегают, пальчики, если это какое-то говно? Поэтому обязательно, обязательно надо делать демку.
Андрей: На это, конечно, тратится много времени, это запарно, но зато толку от этого больше гораздо, чем сразу записать, а потом, когда уже всё выпустилось, когда уже все послушали, понять, что тут какое-то говно.

Это разумный подход. Ладно, ребята, надо, наверное, уже закругляться потихонечку. Давайте, там, у нас по традиции пару слов читателям, чтобы они дико пришли на концерты.

Жека: Прежде всего, Пашка, тебе спасибо за беседу...
Андрей: И за рецензию, и за это интервью.
Жека: В твоем лице мы нашли поддержку сайта, который нам, в принципе, нравится. Давно уже на HeadBanger тусуемся. А напоследок... Чтоб все были здоровы, счастливы, втыкали в нормальное музло, меньше загонялись по всякой чепухе, приходили обязательно на концерты. Наши, не наши - неважно. Своих любимых исполнителей. Хочется, чтобы народ ходил на концерты, пил пиво, скакал, а если кому-то повезёт, тот даже потрахается после концерта. Чтобы все были счастливы и здоровы.
Андрей: Я уверен, что еще очень важно, чтоб люди поддерживали команды, которые им нравятся, хотя бы чуть-чуть. Купили диск или майку или просто в инете написали: "Пацаны, вы клёвые". Потому что это здорово повышает мотивацию и стимул.
Жека: Да, один банальный коммент, один банальный репост - он заставляет, как мы в одной песне поем, "верить, что ты живешь не зря".

Павел Власов
Октябрь 2014 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker