Инструментальная музыка уже давно завоевала для себя нишу на мировой тяжелой сцене, но в нашей стране она по-прежнему остается недостаточно востребованной. Олег Изотов — один из немногих молодых музыкантов, кто продолжает идти по стезе инструменталиста, зарекомендовав себя как выдающийся, перспективный гитарист. За его плечами десятки групп и проектов, с которыми он сотрудничал как композитор, продюсер и музыкант, но несмотря на плотный график, Олег продолжает заниматься сольным творчеством, на данный момент записывая свой новый полноформатный альбом. О грядущем альбоме и о музыкальном пути Олега мы и побеседовали с ним в этом интервью.
Олег, для начала расскажи вкратце, как произошло в тебе становление гитариста?Еще когда я был совсем ребенком, мне очень нравилось слушать музыку, в основном, Queen и The Beatles. Несмотря на то, что я единственный из всей семьи не знал нотную грамоту и, тем более, не умел играть на каких-либо инструментах, я умел сочинять музыку у себя в голове. Хотя играть на электрогитаре всегда было моей мечтой, пошел учиться я только в 13 лет в рок-студию "Красный Химик". Так все и началось.
Как появилась идея играть сольно? Большинство гитаристов выбирают куда более простой путь, примкнув к уже действующей группе...Так сложилось, что пока я осваивал инструмент, занимаясь гитарой дома по 4-6 часов, я параллельно писал музыку и вникал в основы звукозаписи. Уже в 14 лет я создавал полноценные гитарные треки. Только спустя еще два года я впервые в жизни выступил на сцене, тогда и понеслась вся внешняя музыкальная активность: группы, студии, концерты, гастроли… Однако, писать свою музыку я не переставал никогда, это своего рода потребность и самый близкий мне путь самовыражения.
На твоем счету огромный список музыкальных коллективов, который существенно различается по жанрам. В этом списке как метал-коллективы, так и поп-, и рэп-исполнители. Есть ли какие-нибудь различия в работе в разных музыкальных жанрах? Какой стиль для тебя наиболее прост в исполнении?Все зависит от конкретного коллектива. Все группы, в которых я принимал участие, были мне по-своему интересны, и такая насыщенная деятельность, в первую очередь, принесла опыт и понимание различных жанров. Наиболее сложная музыка для меня - это та, которую я пишу сольно, все остальное дается проще.
На данный момент ты являешься сольным исполнителем, а также гитаристом группы Ольги Кормухиной. С эстрадной попсой и рэпом ты сейчас не сотрудничаешь. Это твой конкретный выбор, или же сейчас отсутствуют приглашения от артистов этих жанров?Это, пожалуй, и то, и другое. Несколько лет назад я занимался многими разными проектами в разных амплуа - продюсирование, аранжировка, сессионная запись и так далее. В определенный момент я почувствовал, что буквально "разрываюсь", в голове царил полный хаос, и я осознанно сократил обилие проектов, чтобы сконцентрироваться на чем-то конкретном.
Давай вспомним твое сотрудничество с группами АнЖ и Пилигрим, ныне уже не существующими. Реакция публики на их творчество была далеко не однозначной, но твое сотрудничество с ними было довольно плодотворным. В АнЖ ты записал 4 релиза, объездил США, побывал с гастролями в Китае, а также выступил на многих европейских фестивалях. Как принимали группу за рубежом по сравнению с Россией? В чем причина твоего ухода из группы?Как бы это ни казалось кому-либо странным, но реакция на группу за рубежом была вполне позитивна, особенно на крупных фестивалях. Исключения составили, может быть, всего пара городов в США, в которых мы играли во время тура с Ингви Мальмстином, там люди просто спокойно слушали. Публика была непредвзятая, и они, по большому счету, не знали, что за группа перед ними, кроме того, что она из России. Вообще, в целом это было очень интересное и ценное в плане опыта время. А ушел я из коллектива в то время, когда из него ушли все музыканты. Причины у всех были разные, однако сходились в том, что с лидером группы стало невозможно сотрудничать.
С Пилигримом ты записал два релиза, выступил в их составе во многих городах России. Из-за чего произошла кардинальная смена стилистики группы и последующий ее развал?Кардинальная смена стилистики на самом деле происходила достаточно плавно и, в каком-то смысле, логично. Все началось с того, что мы для концертной программы переделали штук 10 старых песен Андрея в другой аранжировке, позже начали появляться новые песни уже в более попсовом жанре, и резонанс пошел достаточно быстро: эфиры и выступления на площадках, на которых с "металлической" программой вряд ли кто-то попал. Проще говоря, движухи стало гораздо больше.
Развал произошел по разным причинам. Во-первых, Андрей хотел взять паузу, чтобы обдумать правильное продолжение карьеры. Во-вторых, в коллективе были хоть и небольшие, но накипевшие трудности, и перемены так или иначе последовали бы. Я, в свою очередь, принял решение уйти, в основном, потому, что мне стало слишком не хватать времени на сольное творчество и на ощущение свободы, все-таки график у нас было очень загруженный. При этом мы остались с Андреем в очень хороших отношениях.
Как считаешь, в чем главная причина нелюбви металлистов к Пилигриму и АнЖу, а также к Андрею Ковалеву и Анатолию Журавлеву лично? Согласен ли ты с присвоением этим группам стиля "олигарх-метал"?
Этот вопрос лучше задать тем, кто эту "нелюбовь" откровенно демонстрировал. У обеих групп были свои поклонники и фэн-клубы. В нашей стране вообще очень распространена привычка кого-то не любить, гнобить и обсуждать в негативном ключе. Всегда найдется кто-то кто скажет что-то плохое по любую хорошую группу,.
Наверное, основная причина такого, скорее, "недоверия" была в том, что ни для кого не секрет, что оба лидера - вполне обеспеченные люди и этого даже не скрывали. Однако, хочу заметить, что несмотря на стереотипы, группы значительно отличались по внутренней атмосфере, и многое в целом делалось по-разному. Что касается понятия "олигарх-метал" – ну, раз люди так придумали, значит, в этом есть что-то близкое им.
Ты поддерживаешь отношения с Анатолием Журавлевым и Андреем Ковалевым?С Андреем иногда да, мы вполне позитивно общаемся.
Существует ли на данный момент проект Trinity? Или же с гибелью Сергея Бокарева было решено "заморозить" проект?Честно говоря, это огромная потеря, ведь Сергей вкладывал очень много сил и энергии в реализацию проекта, и без него это, конечно же, далее невозможно. Слово "заморожен" подходит сюда наиболее всего.
Совсем недавно у тебя вышел Интернет-сингл "Stay Forever". Не было ли мысли издать его на физическом носителе? И в чем для тебя смысл Интернет-сингла?В данном случае идея была сделать именно Интернет-сингл, без издания его на физическом носителе. Ведь эти три трека войдут полностью в альбом, который обязательно будет издаваться на CD. Цель - познакомить людей с маленькой частью материала с альбома, узнать их мнение, да и просто, так сказать, напомнить о себе и таким образом анонсировать грядущий альбом. Сейчас такое время, что все очень быстро забывается, и музыкальные новинки выходят достаточно часто. Я давно не публиковал новых работ, поэтому было однозначно решено реализовать Интернет-сингл.
Работа над полноформатным альбомом у тебя идет уже около двух лет. Как считаешь, не слишком ли это много для написания нового материала?Да, действительно работа над новым диском идет уже давно, и на то есть много причин. В первую очередь, хочу сказать, что из общего потока идей и набросков, которые, конечно же, появляются часто, для сольного исполнения я отбираю только процентов 20 лучшего, как мне кажется, материала и тщательно над ним работаю, доводя все мелочи и нюансы до идеально завершенного состояния. Каждый трек - это отдельная пережитая история, в которую вкладывается много творческих сил, а также отдельный подход к реализации звука и созданию аранжировки. Поговорка "лучшее - враг хорошего" - это точно не про меня! Логично, что при такой требовательности к себе готовая инструментальная музыка появляется не так часто, как при конвейерном производстве, которым многие команды делают альбомы раз в год или даже чаще.
Расскажи о готовящемся альбоме более подробно.Пока что я не хочу раскрывать все детали, пускай он сначала выйдет, и это станет поводом для нового интервью. (
Смеется.) Все, что могу сказать: записано новых 11 инструментальных треков и 4 песни, это включая все то, что попало на ЕР "Stay Forever".
Как я понял, весь процесс записи композиции ты контролируешь лично. То есть непосредственно звучание, запись, саунд, сведение — все под твоим контролем?Да, именно так. Более того, все гитары я пишу на собственной студии и, как уже упомянул в одном из предыдущих вопросов, очень тщательно подхожу к звуку для каждого трека. Также я сам делаю всю аранжировку вплоть до каждого спецэффекта. Сведение своих треков я всегда делал сам и уже получил неплохой опыт в этом деле, однако, на этот раз я отдаю материал на сведение моему давнему другу - Николаю Венгржановичу (студия Light Temple Records) сразу по нескольким причинам - свежий взгляд доверенного звукорежиссера и банальная нехватка времени делать все самому.
Наверняка не обойдется и без приглашенных гостей. На чем основывается твой выбор гостей к той или иной песне?
Да, гости будут. Это вокалисты Михаил Домбровский, Николай Карпенко и Анна Микульская, которых многие уже успели услышать на ЕР "Stay Forever". А также рэп-исполнитель Лок Дог с треком, который мы давно сделали вместе.
К той или иной песне я подбираю гостя, для которого, как мне кажется, песня больше всего подойдет. Чаще всего удачные дуэты складывались тогда, когда на момент написания они уже были сориентированы под конкретного исполнителя. Надо, правда, сказать, что со временем я понял сложную сторону дуэтов в принципе - их невозможно играть на концертах, если артист, который исполнял песню на альбоме, не может приехать на то или иное мероприятие и спеть со мной трек. Поэтому живые концерты, как правило, состоят из инструментальных треков.
На сингле "Stay Forever" в записи баса и барабанов принимали участие известные музыканты Леонид Максимов (экс-Маврин), Никита Симонов (экс-АнЖ, Stardown) и Александр Карпухин (экс-Мастер, Пилигрим). Следует ли их ожидать и на новом альбоме?Да, безусловно. Саша Карпухин прописал все барабанные партии, и сомнений в том, что это сделает именно он, у меня не было еще до записи диска. Леонид Максимов записал большинство партий бас-гитары, еще на бас-гитаре поучаствовали Дмитрий Максимов и Никита Симонов. К четырем композициям бас записал я сам.
Как происходит выбор языка той или иной композиции? Или же, судя по синглу, акцент будет сделан сугубо на английский язык?На сей раз так получилось, что две песни будут на русском и две на английском. Выбор происходит достаточно индивидуально. Как правило, на стадии сочинения музыки под песню я уже представляю, на каком языке она будет, от этого подбирается исполнитель. Или же наоборот, песня сразу пишется под конкретного вокалиста. В общем, бывает по-разному, и никакого приоритета в плане языка нет.
Будут ли сольные гастроли в поддержку нового альбома?Я очень надеюсь, что гастроли в поддержку альбома будут. Такими вещами все-таки должен заниматься профессиональный концертный директор или, как минимум, человек с большим энтузиазмом. Делать это самому, в моем случае, пока нереально, у меня лучше получается писать и играть музыку.
Какие российские гитаристы тебе больше всего импонируют?Могу с уверенностью сказать, что на меня повлияли многие музыканты из России. Во многом это связано с тем, что со всеми ими я имею личный опыт общения, и это особенно меня вдохновляло на этапе моего становления. Таких повлиявших на меня музыкантов и гитаристов немало, например, это Дмитрий Четвергов, Сергей Маврин, Елена Сигалова, Антон Цыганков и многие другие. Вообще, у нас много талантливых музыкантов, и я считаю, что потенциал нашей страны в этом смысле существенно больше, чем наша индустрия выглядит внешне.
Можно ли сказать, что на данный момент ты нашел свое звучание? Или ты из тех музыкантов, которые всегда в поиске идеального звучания?Мне кажется, чем дальше, тем больше я буду искать для себя новое и интересное в плане творчества и звучания. Со временем я начинаю все больше находить для себя что-то интересное в тех жанрах, которые раньше, казалось бы, не представляли для меня никакого интереса, например, фолк или электронная музыка.
У каждого гитариста есть своя, так сказать, любимая гитара. Или гитары. Поделись с читателями своими инструментами.У меня несколько любимых инструментов - Schecter C1-classic, Schecter Jeff Loomis, Schecter Elite 007. Так сложилось еще с 2005 года, что я стал первым эндорсером этого бренда в России и в основном на них и играю. Еще моя коллекция включает в себя: Gibson Les Paul Studio, Fender Telecaster, бас-гитару Dean, две акустики - классическая нейлоновая гитара и кедровый Takamine - и еще одну мастеровую электрогитару.
Как считаешь, почему инструментальная музыка у нас не в почете? Согласись, ведь хороших гитаристов в нашей стране много. Может, стоило бы создать обычную группу с постоянными участниками?Об этом можно говорить очень много. Если быть кратким, то у нас просто отсутствует культура восприятия или, грубо говоря, "употребления" такого жанра в целом. Народ должен быть к этому подготовлен, нужна поддержка радио и ТВ, а этого не происходит, так как нас давно приучают слушать что-то не сложнее, чем Ласковый Май, и, по большому счету, мало что изменилось за 20-30 лет. Есть мыслящие люди, кто слушал бы инструментальную музыку, но про талантливых инструменталистов им просто неоткуда узнавать, поэтому они слушают западных исполнителей.
И последний вопрос: планы на 2015 год. Что ожидать от тебя твоим поклонникам?Как минимум выпущенный альбом. Об остальном пока не хочу говорить, лучше я просто буду реализовывать свои планы и показывать уже готовый результат.
Официальная страничка Олега Изотова в ВК:
http://vk.com/oizrockВыражаем благодарность Алексею Кузовлеву за помощь в организации этого интервью
Александр “SUMRAK” Нефедов
23 января 2015 г.
© HeadBanger.ru