Vintersorg

Vintersorg
Загадка темной материи

15.11.2007

Архив интервью | English version

Ура! Еще один неуловимый музыкант был нами, наконец, пойман! Мы пытались оргнизовать интервью с этим замечательным шведским мультиинструмнталистом и композитором еще в 2001, когда он со своей группой «зажег» на фестивале в Вакене. Однако, нашему желанию суждено было осуществиться лишь шесть лет спустя, и только по электронной почте. За эти годы Винтерзорг успел поэкспериментировать с прогрессив-металом и вернуться к корням со своей собственной группой, присоединиться к культовой норвежской блэк-метал формации Borknagar, родить ребенка и почти закончить университет. Но, несмотря на свою колоссальную загруженность, Винтерзорг все же сумел найти время, чтобы подробно ответить на все наши, порой довольно жесткие, вопросы. Читайте дальше, и вы узнаете подробности о его последнем на данный момент альбоме “Solens Rotter”, о его бесчисленных проектах, взаимоотношениях с фэнами, музыкальных пристрастиях, науке, жизни и о многом-многом другом...

В нескольких интервью, которые ты дал еще в 2004 году, ты говорил, что уже приступил к работе над следующим альбомом Vintersorg. Однако он увидел свет лишь три года спустя. Почему на его выход потребовалось столько времени?


Так получилось потому, что мы долго решали, каким он будет. Изначально я написал несколько песен, которые звучали несколько иначе, чем итоговый вариант альбома, но они не совсем подходили к нашему эмоциональному состоянию на тот момент времени, так что мы решили их не использовать. Но после того, как нам удалось найти верное музыкальное направление, работа над альбомом пошла очень быстро. И его основа была готова уже через три-четыре недели.

Твой предыдущий альбом “The Focusing Blur” (2004) был концептуальным. А о чем повествуют песни нового диска?

Этот альбом не является концептуальным в том смысле, что там нет единой истории, которая проходит через все его песни, но, безусловно, некое связующее звено между всеми ними существует. Я вообще люблю цельность во всем, как в музыке, так и в жизни. В текстах моих песен рассказывается о взаимоотношениях человека и природы, рассказывается с романтической точки зрения, но с научной подоплекой. Я практически всегда пишу об этом в Vintersorg, потому что, на мой взгляд, эта тема просто неисчерпаема.

Ты уже много раз отвечал на вопрос, почему ты решил вернуться к текстам на шведском языке. Но ведь если бы “The Focusing Blur” был написан на шведском, то очень немногие поняли бы, о чем говорится на этом альбоме. Как ты считаешь, насколько можно понять и оценить “Solens Rotter”, не имея представления о том, о чем в нем поется?

Возможно, ты в некоторм смысле прав, но ведь эффект достигается не только с помощью текстов, а за счет сочетания слов, музыки, атмосферы, визуальной стороны и так далее, так что я думаю, что получить представление об альбоме вполне возможно, даже не понимая языка. Я считаю, что музыка – это универсальное средство коммуникации, она не знает границ и национальностей, это не просто слова и ноты, это, скорее, нечто метафизическое. А если кому-то непонятен смысл каких-то слов, то он вполне может посмотреть их в словаре.

Во многих твоих песнях рассказывается об изучении природы, космоса и самого человека, что нечасто встречается среди музыкантов. Как возник твой интерес к науке? И что ты думаешь о распространенном мнении, что творческие люди могут интересоваться либо наукой, либо искусством, и что две эти области практически не пересекаются?

Лично я не могу представить своей жизни без упомянутого тобой дуализма. Мне всегда было интересно, как и почему происходит тот или иной процесс, так что наука стала моим постоянным спутником с тех самых пор, как у меня в детстве появился мой первый телескоп, и я в первый раз взглянул на ночное небо. Само по себе изучение пироды уже служит для меня огромным источником вдохновения, и чем больше ее узнаешь, тем более прекрасной она кажется, она дает колоссальный импульс моему творчеству, потому что в ней всегда можно найти самые  неожиданные и оргинальные решения. Наука помогает нам расширить границы наших познаний, что в итоге помогает нам и в творчестве – и в плане выступлений, и в плане написания песен, и в плане написания картин и т.д.

Ко всему прочему ты еще интересуешься технологией звукозаписи. Ты никогда не думал о карьере продюсера или звукоинженера?


У меня уже был опыт работы звукоинженером в театре, да и сейчас я время от времени помогаю местным музыкантам. Мне действительно все это очень интересно, и именно поэтому мы всегда сами продюсируем наши альбомы. Последний из них мы записали полностью самостоятельно, чтобы добиться именно того звучания, которое нам нужно.

На новом альбоме можно услышать гораздо больше фолковых элементов, чем на двух его предшественниках. Означает ли это, что ты в последнее время заново открыл для себя фолк?

Лично мне не кажется, что на новом альбоме стало больше фолка, просто когда используешь такие инструменты, как скрипки, флейты, арфы и фортепиано, то создается совершенно иная аура, нежели та, которую создают «космические» клавишные. Мне всегда нравилась фолк-музыка, и мы расцениваем наш новый альбом не как возвращение к корням, а как шаг вперед в нашей постоянной эволюции, как  музыкантов и просто как людей. А то впечатление, о котором ты говоришь, скорее всего является следствием использования шведского языка, поскольку фолковые элементы всегда играли в музыке Vintersorg огромную роль.
 
В конце 90-х Vintersorg часто называли викинг-метал группой, а еще один твой проект тех лет, Otyg, класифицировали как языческий метал. Скажи, тебя в то время интересовало язычество как религия или стиль жизни, и интересно ли тебе все это сейчас?

Я читал книги о викингах, и, конечно же, мы изучали их в школе, так как это является частью нашей истории, но я никода особо не увлекался мифологией. В основе Otyg лежал исключительно фолклор, но я вполне понимаю, почему нас так классифицировали, и вполне с этим согласен.

Кстати, об Otyg: я недавно читал интервью с бывшей вокалисткой этого проекта, Сиа, в котором она сказала, что с удовольствием приняла бы участие в записи нового альбома и поехала бы в турне в его поддержку. Что ты думаешь по этому поводу?

Не думаю, что это когда-нибудь случится, по крайней мере, мне это совершенно не интересно. Прошлое должно оставаться в прошлом, искусство должно создаваться в порыве страсти и вдохновения, а наша стасть к Otyg осталась далеко в прошлом. И вряд ли мне удастся «войти в эту реку» второй раз.

Вопрос о гастрольной деятельности: и Vintersorg, и Borknagar сейчас очень мало выступают. В чем причина? И что лично ты думаешь о концертах – тебе нравится выступать, или же ты воспринимаешь их как неизбежное зло?

Все упирается в отсутствие времени. У меня дети, учеба, подработка, да еще и несколько групп и проектов, так что выступать становится малореально. К тому же, я всегда занимался музыкой потому, что мне нравится сочинять, творить, и именно это является для меня основной составляющей моей музыкальной деятельности.

Я читал твой официальный форум, и некоторые его посетители писали, что нежелание ездить в турне является, по сути, знаком неуважения к фэнам, которые покупают твои альбомы. Насколько ты считаешься с мнением фэнов? Ты пишешь песни только для себя, или же реакция фэнов имеет для тебя какое-то значение?


Мы испытываем к своим фэнам огромное уважение, и всегда приятно слышать их мнение о нашей музыке и обо всем прочем, но мы не можем строить свое творчество только на их мнении. Мы должны иметь свое видение творческого процесса, и пытаться полностью ему следовать, потому что именно так мы сможем найти вдохновение, необходимое для того, чтобы продолжать развиваться как музыканты и развивать свою музыку. Но, как я уже сказал, это вовсе не означает, что мы не уважаем своих фэнов. Музыка является для меня своего рода наркотиком, и так было с самого раннего детства, так что я просто не могу прекратить ей заниматься, но для того, чтобы что-то сочинять, нужны веские причины, и удовлетворение других людей к ним не относится. В моей голове еще столько музыкальных идей, которые мне хочется воплотить в жизнь, и именно это является для меня на данный момент самым главным. Но всегда здорово, когда кому-то еще нравится то, что ты делаешь.

И еще один вопрос относительно фэнов. Когда я договаривался об этом интервью с Napalm Records, я предложил позвонить тебе сам, но сотрудники лейбла ответили, что Винтерзорг не хочет никому сообщать свой номер телефона. Означает ли это, что тебе приходилось сталкиваться с агрессией или враждебностью со стороны фэнов, или, возможно, журналистов, и что ты таким образом хочешь максимально дистанцироваться от подобных вещей?


Нееет... Скорее, дело в том, что я хочу сохранить свою частную жизнь максимально частной, потому что остальные члены моей семьи вовсе не хотят быть втянутыми во все эти околомузыкальные вещи, так что это знак моего уважения к ним. Когда я дома, я хочу проводить время со своей семьей.

Фактически Vintersorg – это ты и Маттиас Марклунд. Насколько велик вклад Маттиаса в музыку, не считая игры на гитаре?

Он для меня является гораздо большим, нежели просто товарищем по группе, потому что мы с ним дружим с самого детства и прекрасно ладим как компаньоны. Он периодически помогает мне с аранжировками, а также является первым и самым критичным слушателем всех моих идей, которые мы всегда очень подробно обсуждаем. Так что он является очень важной частью группы, и мне кажется, что год от года наша дружба становится только крепче.

Ты как-то сказал, что в Borknagar основной композитор – Ойстейн Брун, ты же в этом проекте являешься преимущественно вокалистом. Но после того, как ты присоединился к этой группе, ее музыка существенно изменилась. Так как же ты сам оцениваешь свою роль в Borknagar и твое влияние на их музыку?

Я не думаю, что незначительное изменение музыкального направления имеет ко мне какое-то отношение, потому что когда я присоединился к группе, Ойстейн уже написал значительную часть материала для альбома “Empiricism”. Вероятно, он просто решил, что настало время для того, чтобы попробовать нечто иное. Моя роль в группе по-прежнему сводится к сочинению вокальных линий и аранжировке композиций, которые пишет Ойстейн. Но, конечно, мы оказываем друг на друга определенное вляние, причем большей частью на подсознательном уровне, потому что у нас очень схожие взгляды на такие вещи, как жизненная философия и т.д..

В данный момент ты работаешь над новыми альбомами еще двух проектов – Cronian и Waterclime. Не расскажешь о них поподробнее? Насколько они будут отличаться от своих предшественников?


Новый альбом Waterclime “Imaginative” только что вышел на лейбле Lion Music. На мой взгляд, он значительно лучше аранжирован, на нем намного более интересные мелодии, и он лучше спродюсирован. Работа над новым альбомом Cronian еще не закончена, пока даже трудно сказать, когда она будет завершена, но в любом случае он будет очень «кронианским» (смеется), хоть и немного другим.

Когда слушаешь Cronian, становится очевидным, что на тебя оказали довольно большое влияние саундтреки к фильмам. У тебя есть любимые композиторы-авторы саундтреков? И тебе никогда не приодило в голову написать нечто подобное самому?

Джон Уильямс – потрясающий композитор, ему удается писать музыку, которая абсолютно соответствует видеоряду. Мне нравится музыка к фильмам, и, возможно, в будущем я сам напишу что-нибудь подобное, но сейчас у меня столько других дел, что взяться за столь серьезный проект пока просто не представяется возожным.

Стиль Waterclime вполне может быть классифицирован как прогрессив-рок, а в этом стил ты ранее никогда не не работал. Скажи, а с какого рода музыки ты начинал, когда был ребенком? Ты начинал с экстрмального металла, а потом открыл для себя такие группы, как Pink Floyd или Genesis, или же наоброт?

Для меня все происходило в хронологической последовательности - я начинал со старой музыки, впрочем, когда я был ребенком, она еще не была такой уж старой. (Смеется). А потом я стал взрослее и познакомился с более жесткой музыкой (которой просто еще не существовало, когда я был ребенком). Мне всегда очень нравился прогрессив- и симфо-рок 70-х, потому что это был своего рода саундтрек моего детства. Так что с помощью Waterclime, исполняя мелодик-рок с космическими аранжировками и необычными инструментами, я в некотором смысле копаюсь в собственном прошлом.

Vintersorg недавно подписали новый контракт с Napalm Records, в то время как и Borknagar, и Cronian выпускают диски на Century Media. Ты никогда не задумывался о том, чтобы найти для Vintersorg более крупный лейбл, который открыл бы для группы гораздо большие возможности?


Никогда! У нас замечательные взаимоотношения с Napalm, которые длятся уже более десяти лет, так что мы вполне комфортно чувствуем себя на этом лейбле. Трудно загадывать на будущее, но пока все просто идеально, у Napalm отличная дистрибъюция и все такое.

Тебе не приходило в голову, что если бы ты сконцентрировался на какой-нибудь одной группе вместо четырех или пяти, то мог бы достичь гораздо большего в плане промоушена и коммерческого успеха? Или же тебя вполне устраивает текущее положение вещей?


Да, но, знаешь, я никогда не сочинял и не записывал музыку в целях получения экономической выгоды, это ведь искусство, хотя если бы мы могли за счет него жить, мы бы не расстроились. Творчество не может быть основано на деньгах, иначе ты сам загонишь себя в очень узкие рамки.

Я всегда удивлялся, как тебе удается совмещать семейную жизнь, учебу и такое количество групп. Вам в университете читают курс тайм-менеджмента, или у тебя есть какой-то иной секрет?


Просто нужно уметь расставлять приоритеты, вот и все. Я не трачу свое время на вещи, которые мне ничего не дают, я фокусируюсь только на моей семье, учебе и музыке, и не теряю драгоценное время за видео-играми или интернет-турнирами по покеру, поскольку все это мне совершенно не интересно. Вот и весь секрет... (Смеется).

Как твоя жизнь и твои взгляды изменились после того, как ты стал отцом? И оказало ли отцовство какое-либо влияние на твою музыку?

Это событие дало мне колоссальный импульс как в человеческом, так и в творческом плане, но я не уверен, что сама музыка от этого стала какой-то другой. Но так или иначе, это совершенно невероятное событие, и я уже не могу себе представить свою жизнь без этого.

Что ты собираешься делать после того, как закончишь свое обучение? Какого рода работу ты хочешь найти? Скажи, ты бы сосредоточился только на музыке, если бы тебе представилась такая возможность, или же ты хочешь попробовать что-то еще?

Я буду преподавать, поскольку сейчас я учусь на педагога, и мое обучение закончится как раз к Новому Году, так что я с нетерпением жду возможности на практике применить все теории и идеи, которыми меня «кормили» все эти пять лет. Я хочу, чтобы музыка осталась моим хобби, я смертельно боюсь от нее устать.

Есть ли какая-нибудь глобальная цель, которой ты хочешь достичь в музыке? Ну, например, «продать полмиллиона копий» или «написать идеальный альбом»? Или же сам процес написания музыки увлекает тебя намного больше, чем некий «ощутимый» результат?


Моя цель – открывать новые музыкальны горизонты и расти как композитор и как музыкант.

Официальный сайт Vintersorg: http://www.vintersorganic.com

Выражаем благодарность Алексею “KIDd” Кузовлеву (Irond Records) за организацию этого интервью.

Вопросы задавал Роман “Maniac” Патрашов
Перевод с английского – Наталья “Snakeheart” Патрашова
5 ноября 2007 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker