16.05.2014
Архив интервьюМузыкант, журналист, организатор – Алексей Миронов один из тех людей, без которых музыкальная жизнь вокруг просто замерла бы. Вот уже почти двадцать лет он живет в подмосковном городе Троицке, недавно ставшем частью "большой Москвы". Начав с дэт-метал командой Eternal Sick, он недолго сотрудничал с монстрами языческого металла Butterfly Temple, после чего создал собственный проект в редком стиле пэган-трэш - Путь Солнца. Команда, сообразно названию, много времени проводит в пути – регулярно Мирон и его веселый туровой автобус, загруженный двумя-тремя командами, отправляются в бескрайнее турне по всему экс-Союзу... Но сейчас он дома, в Троицке, готовит большой концерт-церемонию награждения музыкальной премии "Music Infection Awards". Эта премия была названа в честь музыкальной передачи "Music Infection", выходившей на Троицком телевидении с 1998 по 2004 года. Затем ее эфиры продолжились на региональных телестудиях Москвы, где одно время Алексей был главным редактором полноценного "металлического" телеканала с вещанием на всю страну, успел проинтервьюировать бесчисленное множество команд – от молодежи Троицка до мировых звезд. И всё-таки передача ушла в историю, а вот награда продолжает существовать.
Мы сидим на скамейке в одном из скверов Троицка, прямо напротив центра "МоСТ", где будет проходить концерт. Середина апреля, один из теплых солнечных деньков. Предстоящая церемония "Music Infection Awards" стала лишь поводом для беседы, охватившей всю долгую карьеру музыканта...
Насколько я слышал, ты не с самого начала в Троицке. Расскажи, как ты сюда приехал?
Моя история в Троицке началась в 1996 году, когда мы с моей тогдашней группой Eternal Sick из города Юрьев-Польский Владимирской области поехали в Москву записывать альбом. Там у нас были небольшие приключения, и одна подруга дала адрес, где можно было переночевать. Мы тогда еще не знали о существовании города Троицка, просто получили на бумажке адрес: из метро садишься на маршрутку и едешь до такой-то остановки. Дело было в ноябре, вечером, мы приехали по этому адресу и оказались в Троицке! Нам здесь сразу понравилось, честно скажу. Буквально через два месяца мы нашли здесь репетиционку, познакомились с местными музыкантами, и уже в феврале мы приняли участие в местном музыкальном фестивале.
Какие тогда были интересные команды, которые стоит вспомнить?
Все команды, которые тогда зародились, сейчас практически уже не играют. Были молодые музыканты, а сейчас они все выросли... Помню группу Death Track, у меня дома есть их записи, до сих пор иногда я их слушаю, и мне очень хочется, чтобы эти музыканты продолжили играть и выступать. Это была очень профессиональная группа на тот момент, да и сейчас - такой русский вариант Megadeth, очень классный. К сожалению, они тоже развалились. Но есть и команды более старые, с тех времен остались – Игра, Д’Арси...
Я общался с группой Игра, которая репетирует в одном гараже, и владелец этого гаража тебя вспоминал - мол, помню Мирона еще совсем молодым парнем.
Так это Олег Кузьмин, он играл в Death Track на барабанах. Он меня вспомнил – а я его... (Улыбается.)
В Eternal Sick ты был просто барабанщиком или еще и вокалистом?
Официально я был барабанщиком. Был у нас и вокалист, но потом получилось так... Жить здесь оказалось достаточно сложно – съемные квартиры, какое-то время мы жили в строительном вагончике, было время, и в гараже жили целый месяц! Это было летом, поэтому нормально. И не все музыканты это выдержали. Так мы остались с гитаристом, Алексеем Сергеевым, который прожил здесь долго, порядка десяти лет, и стали искать – или барабанщика, или вокалиста. Решили – кого найдем, с тем и будем играть. И нашли очень хорошего барабанщика из Шишкиного Леса, Вадима, с которым играли очень долго, в Eternal Sick, и дальше, в Пути Солнца. Много у него было и других проектов... А я, соответственно, стал петь.
Для тебя первый инструмент – барабаны?
Первый, которым я занимался профессионально.
Есть ли у тебя музыкальное образование и какое?
Как и все, я в свое время ходил в музыкальную школу – по классу баяна. Ходил немного лет, но какую-то основу получил. А когда мы уже образовали коллектив и я начал играть на барабанах, я понял, что умений мне не хватает, и пошел в музыкальную школу по классу джазовых барабанов. Полный курс был пять лет, но так у меня была подготовка, прошел его за три года. Это было еще в Юрьев-Польском.
Интересно, как происходил для тебя этот переход – от барабанщика к человеку впереди сцены с микрофоном в руках?
Даже когда я сидел за барабанной установкой, у меня всегда был микрофон, я вёл концерт, объявлял, рассказывал, был бэк-вокалистом, поэтому резкого перехода для меня не было.
Расскажу, как я сделал первую запись. Мы работали над одним из альбомов, приехали в студию, а вокалист исчез. Где он?! – никто не может его найти. Ну что делать, кто из нас может петь? Один попробовал, другой – не получается. А у меня вышло более-менее схоже с нашей музыкой, так я и записал альбом.
Есть люди, которые вынужденно стали певцами и продолжают стесняться своего голоса, а есть те, которые нашли себя в этой роли и получают от нее удовольствие...
Сказать честно, я знаю, что мне надо заниматься - и вокалом, и, желательно, инструментом. Да и всем музыкантам у нас есть к чему стремиться. А что касается стеснения... Ну, что делать, надо отбросить все стеснения и выходить – иначе не получится, иначе тебе самому будет не в кайф, будет как-то неудобно выступать на сцене, ты не раскроешься до конца и сам не получишь удовольствия.
Вернемся к твоей музыкальной истории. Из Eternal Sick ты, насколько я помню, пришел в Buttlerfly Temple вокалистом, где ты пел на пару с Абреем (Сергеем Абрамовым)...
Да, на альбоме 2005 года.
Потом остался один Абрамов, а ты ушел и начал Путь Солнца.
Ну, это давнишняя история...
Что тебя заставило собрать собственную группу?
Всё достаточно просто. Есть такая пословица: "Можешь не писать - не пиши". Я – не мог. Когда мне сказали: "Всё, ты не подходишь к этому альбому, у тебя другой стиль пения, нужен чистый вокал", я пару месяцев был в депрессии, конечно, сидел дома. А потом взял в руки гитару и понял, что хочу что-то делать. Для "Баттерфляя" у меня были какие-то тексты готовы. Тексты мои, мысли мои, всё моё… набросал несколько песен. Потом пошел в репетиционку, там были ребята наши троицкие, и я им сказал: "Ребята, помогите мне сыграть и записать вот эти песни". Они согласились, но с тем условием, что они не участвуют официально в составе, а просто играют, пока я не найду кого-нибудь. Мы сыграли четыре песни на фестивале "Пророк", который проходил здесь в Троицке на стадионе. Так появилась группа. Потому что невозможно было оставаться без музыки.
Слушая эти песни, трудно представить, что ты их сочинял на акустической гитаре. Это же дэт-метал всё-таки!
Ну да, я сочинял их так, а потом приходил и показывал ребятам. Был очень сильный барабанщик - Женя Кончаков. Он давал жару! А потом я понял, что надо учиться играть самому на электрогитаре, чтобы уметь доносить ребятам свои мысли. Очень сложно всё объяснять на пальцах. Только тогда я взял гитару и начал более-менее заниматься. Некоторые наработки с того времени, скажем, "Моя северная страна", вошли в альбом, и мы их играем на концертах до сих пор.
Интересно, языческая направленность группы была унаследована от "Баттерфляя"? У Eternal Sick ведь ничего такого не было.
Конечно, Eternal Sick – чистый дэт-блэк-метал, и темы там – характерные для этого стиля. Немножко политики, немножко ужасов, немножко нашей жизни. А два года общения с музыкантами из Butterfly Temple, когда мы записали альбом, отыграли пару турне, вместе тусили, отдыхали… Тогда они давали мне книги, мы их читали, обсуждали, - конечно, всё это повлияли на мое мировосприятие. И когда мы собрали группу Путь Солнца, я особо не искал, и не задумывался о чём будем петь. Были тексты, я их взял и немножко модернизировал под трэшевое звучание. И нельзя сказать, что эта тема чисто языческая. Она близка к этому направлению, но я бы так её не назвал. Хотя в "википедии" сказано, что мы являемся основоположниками пэган-трэша.
Мне казалось, всё-таки дэта?
У нас вышло три альбома, и все они немножко разные. Первый более трэшевый, второй больше дэтовый. Но до дэта я, скажем прямо, не дотягиваю из-за вокала. Многие вокалисты и журналисты говорят: "Да какой там дэт, просто Мирон хрипит, у него не дэтовый вокал!" Ну, я пел так, и пока мне это нравится... Хочется на последнем альбоме вообще больше петь, т.е. уйти от этого тупого рычания. Это уже надоедать начинает.
Языческие темы для тебя – просто мифология или религия, которой ты придерживаешься?
Для меня это больше мифология и история. Я легко отношусь ко всем религиям, могу войти в церковь, стоять там и не испытывать там каких-то враждебных чувств. Но языческая тема мне как-то близка. Когда мне хочется подумать о каких-то богах, мне больше нравится гулять по лесу. Тем более что лесов вокруг Троицка очень много. Пойти, посидеть на пенёчке...
Тебя вдохновляют природные красоты?
Да. Скажу больше, и тексты, и какие-то мотивы рождаются в лесу. Я с утра ухожу гулять с собакой, желательно один, и пока она бегает, я смотрю на всё, иду и напеваю сразу в диктофон какие-то мотивы, тексты. Очень многое, почти всё родилось вот так в лесу.
Почти как Чайковский, в творческом смысле.
Ну да. (Смеется.)
На новом альбоме ("Волк", 2013) есть вещи достаточно воинственные и явно не мифологические.
Да, согласен, в альбоме получилось много воинственных тем. Хотя есть несколько иных песен – скажем, "Морская", классическая пиратская тема с припевом "Пятнадцать человек на сундук мертвеца", всё, как положено. Или "Дети огня" - тоже совсем не воинственная вещь.
А вот песня "Русский флаг" – о чём она?
Песня "Русский флаг" – не на мои стихи. Есть такой поэт – Александр Волков, он из другого города, прислал мне стихи и попросил положить их на музыку. Да, у него всё творчество такое: "За Русь, за Русь!" Я выбрал более-менее нейтральное стихотворение. Вещь вышла неплохая, по-моему.
Группа почти всё время ездит в совершенно безумные длинные турне, я так понимаю, именно ты их организуешь, возишь всех на машине...
Да. Получилось так, что, когда мы захотели делать концерты и турне, оказалось, что в России совершенно нет этой структуры. Нет нормальных букинг-агенств; или есть, но они не работают с такими андеграундными группами, как наша. Нет нормальной связи с клубами. Проще было самому заняться организацией. И этим стали заниматься я и Бельф, наш басист.
Надо обрастать связями, надо искать тех организаторов, которым доверяешь, состыковывать даты – это большая работа. В итоге я стал организовывать туры и для других. Думаю, стоит развивать эту тему, потому что очень многие группы сейчас хотят поехать в турне. И, конечно, очень важен транспорт. Большой тур на поездах-самолетах экономически невыгоден, да и сложно связывать множество городов на поезде.
В турне вам приходится идти на различные, как говорится, тяготы и лишения: трястись в машине, питаться пельменями, спать на полу, а в клубах бывают концерты как для ста человек, так и для десяти... Не было чувства тщетности всего этого занятия?
Мы проехали много городов... Было и 15 человек, и 100, и больше, а в среднем, думаю, 50-60 человек. Конечно, иногда возникает такое чувство... Но тут надо решить вопрос: надо тебе это или нет? Для чего вообще заниматься музыкой? Нести свое творчество людям? Тут как раз и задумываешься – то ли ты неправильно занимаешься музыкой, что приходит мало народу, то ли дело в чём-то еще...
Как я вижу, потенциал у группы есть, и мы можем собирать публику. Группы такого андеграундного уровня, как Путь Солнца, со своей музыкой всегда найдут по 100 слушателей в полумиллионном городе. Но то ли местные организаторы не делают должную рекламу... Они говорят: "А что ее делать? Всё равно афиши сорвут. Давайте я лучше VKontakte напишу чего-нибудь".
Здесь структура важна. У нас нет структуры рекламы в городах. Я вижу, в клубах проходит столько концертов, что арт-менеджер вообще не успевает что-то делать, у него выступления каждый день идут! А у слушателей то ли денег не хватает, то ли времени, чтобы ходить. Невозможно же каждый день на концерт ходить! Как я считаю, концерт – это должен быть такой маленький праздник.
Есть организаторы в городах, может, всего таких три-пять человек, которые делают не только афиши, но и баннеры, еще что-то... Сделать немножко рекламки – и всё, народ приходит!
Это мое мнение, хотя многие мне могут возразить. В последний раз в одном клубе Саратова было 15 человек. Я подошел к директору и говорю: "Понимаешь, мы ехали сюда за 600 километров, а ты даже одну афишу не наклеила на клуб. Ну что это такое!" Мы потратились... тут дело даже не в деньгах, просто хочется сыграть для людей, пусть даже бесплатный вход будет, главное, чтобы были люди! А она ничего для этого не сделала. Обидно... А девочка глазками похлопала: "Ну да, да..." А что "да"? Сделай хоть что-нибудь для музыкантов! Распечатай на принтере афишу, которая стоит 10 рублей... Вот такой был случай, скажем так, не очень веселый.
Надеюсь, что было и много более веселых случаев.
Конечно. В общем, я не вижу поводов, чтоб от турне отказываться. Сейчас мы записываем альбом, и когда выпустим, будет еще один тур. Может, их надо делать не так часто, может, грамотнее подходить к организации, числа искать удобные для себя и для других. Но ведь кроме меня еще тысяча групп едет, всё расписано в городах на два-три месяца вперед! Надо заранее планировать, а с нашей обстановкой можешь планировать-планировать, а организатор напишет через месяц: извините, у нас клуб закрылся. Или как сейчас получается с концертом Butterfly Temple в Челябинске 19 апреля. Группу назвали фашистской и сказали, что концерт приурочен ко дню рождения Гитлера. Вообще не понимаю, почему! В итоге правоохранительные органы "порекомендовали" организаторам "обратить на это внимание". Сказали, что если "что-то будет", им могут даже впаять условный срок. В итоге организаторам отказал арендодатель, и концерт был под угрозой срыва. (Концерт в итоге состоялся, но в другом помещении, - прим. авт.)
Как ты думаешь, насколько мы сейчас близки к цензуре?
Я вообще не понимаю, что происходит. Вроде бы политика страны состоит в том, чтобы поднимать народный дух, вспоминать историю, для этого нужны патриотичные произведения. С другой стороны, когда ты говоришь: "Я люблю Родину, я люблю Солнце, да здравствует Россия!", тебя обвиняют чуть ли не в фашизме и отменяют твой концерт. Мы уже несколько раз сталкивались с такой ситуацией.
Мне кажется, здесь нужно обратиться к опыту Финляндии, где музыка, не зависимо от стиля и направления имела поддержку государства. А если группа пела о стране, природе, истории, в текстах были национальный эпос, то поддержка была стопроцентной. И что в итоге мы имеем - из «чухонской» страны Финляндия вышла на первые роли в музыке.
Вспомнился один пример... Рассказывают, как один дядечка ехал на автомобиле "Москвич-408" такого яркого хорошего зеленого цвета. Он стоял на светофоре, вдруг подбегает какой-то дед, начинает бить палкой и кричать на него: "Ты что! Как ты можешь ездить на такой машине? Это же любимый цвет Гитлера!" Бред, конечно, полный...
Согласен... Так или иначе, про музыку мы поговорили, расскажи теперь про свою журналистскую деятельность. Как она началась?
Про журналистскую деятельность можно отдельную статью писать. (Смеется.) Мне всегда было интересно работать на радио и на телевидении. И созрела некая программа о музыке. Мне сказали: "Здесь же есть телевидение, сделай свою программу". И я просто пришел (на Троицкое ТВ – прим. авт.) и сказал: "У меня есть концепция, хочу делать программу!" Там посмотрели, послушали – какой-то парень с длинными волосами пришел и объясняет им о музыке. (Смеется.) Говорят: "Ну хорошо, у нас есть готовая молодежная программа, давай сделаем в ней страничку. В конце программы будет отчет о музыке".
Хочу сказать спасибо всем, кто работал тогда на телевидении – и руководству, и операторам, и монтажерам. Они меня поддержали и помогли. Мы сделали несколько программы под рубрикой "Музыкальное обозрение"... А потом я постарался объяснить всем, что стоит сделать уже полноценную программу, настоящую, с концепцией. В итоге мы доросли до прямых эфиров, в которые приглашали практически всех интересных и известных музыкантов.
В каком году появилась эта твоя маленькая передача, и когда началась уже большая?
По-моему, первая появилась в августе 1998-го. Буквально через полгода уже была нормальная программа. И просуществовала она достаточно долго – до 2002 года.
Помню, как вы приезжали снимать концерт Sieges Even уже в 2005-м...
Я тогда пришел работать в "Останкино", потом на ОТВ, на "Север-ТВ", и всюду, куда я приходил, на всех телеканалах я продолжал делать свою программу. Когда мне сказали, что нельзя называться по-английски, мы взяли название "Нота экстрима". Суть та же, только вывеска другая, тоже хорошая.
А откуда название "Music Infection"?
Я не помню точно, откуда оно произошло, но оно мне понравилось тем, что звучит почти одинаково на русском и на английском. Иностранцам удобно говорить – после интервью они говорили: "Spetsialno dlya Music Infection!’ Им это было легко произнести.
Это уникальное явление – металлическая телепередача. Я слышал про разные региональные опыты, но такого, чтобы в Москве, в Подмосковье – по-моему, больше не было!
Да, это было уникально не только для Подмосковья, но и для Москвы. Раньше в Москве было много небольших студий, которые вещали на разные районы, пока их всех не объединили. "Север-ТВ", "Восток-ТВ" и так далее. На юго-восточном, кажется, телевидении когда-то была программа, которую вел Жан Сагадеев. Я с ним общался на эту тему. "Вот у нас есть программа! – И у меня тоже. Берите ее, тоже включайте..." И они крутили ее тоже наряду со своей. Спасибо Троицку за то, что такая программа была.
А закончилось всё по какой причине?
Прежде чем закончилось, всё это доросло до целого металлического канала, который назывался "Один Рок", учредителем которого был бизнесмен и музыкант Андрей Ковалев. Он этот проект организовал и спонсировал. Канал просуществовал два года, я работал на нем главным редактором и директором, он был полностью посвящен музыке. Там выходила и программа "Music Infection". Закончилось всё в 2010 году, когда телеканал закрылся. Инфляция, финансовый кризис, крах во всей стране...
Получается, телеканал закрылся – на этом всё?
Да, хотя я пытался как-то перевести передачу в Интернет, сделать сетевое телевидение, но в то время я стал больше времени уделять группе Путь Солнца. Так бывает, когда нет работы – такой конкретной, когда надо каждый день вставать рано утром, и начинаешь больше заниматься творчеством. Достаточно сложно одному организовать всё это для Интернета.
К тому же сейчас значительно поменялась система ценностей у людей. По большому счету, их не интересуют даже концерты. Они снимают все на свои мобильники, и через полчаса всё это уже выложено в Интернете. То, что я принес большую камеру, заплатил профессиональному оператору – многих это не трогает.
Сейчас у меня много архивов осталось, я потихонечку их выкладываю в группу VKontakte, но осталось очень много. Всё это еще выкладывать и выкладывать.
Это очень интересно – ведь было немало интервью с музыкантами, многие из них, быть может, уже и не играют... Те же Sieges Even давно распались...
Да, я недавно посмотрел архивы – много чего там есть интересного... Просто я понимаю, что в том варианте, в котором была программа раньше – интервью с концертов и репортажные съемки – она не то что бы не интересна никому из слушателей, а по большому счету даже мне уже не интересна. Это скучно и банально. Я ищу какую-то новую форму подачи материалов. Материал-то должен остаться тот же, а вот форма его подачи должна стать более свежей. И тогда, может быть, удастся передачу и возродить.
Да, кризис музыкальной журналистики очень заметен сейчас, я и по себе это чувствую. Люди, по сути, сами себя информационно обеспечивают...
Я замечаю, что сейчас многие люди, слушая через Интернет музыку, зачастую не только не знают фамилий музыкантов, названий песен, которые слушают, они даже не знают названия групп! Я недавно ехал в метро на концерт и был с гитарой в руках. Какой-то парнишка посмотрел на меня как на какого-то бога, спустившегося в метро: "О, ты музыкант! – Ну да, вот на концерт еду. – А я тоже музыку слушаю. – А что ты слушаешь? А не знаю, вот присылает мне друг, я скачиваю всё подряд и слушаю. – Ну, давай я послушаю и узнаю!"
Он ставит, я слушаю и говорю: "Так это же Rammstein! Ты когда-нибудь слышал о такой группе?" И он продолжает мне в наушниках включать – а это Metallica, AC/DC... – "Как, тебе даже названия неинтересны? – Ну, вот так вот... – А ты знаешь, что Rammstein полгода назад с концертом приезжали! Найди тысячу рублей, и ты сходишь на любимую группу!"
Для него это было таким откровением... А про интервью – я даже не думаю, что этот парень будет какие-то интервью читать. Вот такая вот ситуация.
Официальная страничка группы Путь Солнца ВКонтакте: http://www.vk.com/putsolnca
Интервью: Владимир Импалер
Фото: официальная страничка группы ВКонтакте, Владимир Импалер
17 апреля 2014 г.
(с) HeadBanger.ru