17.02.2014
Архив интервью | English versionСвен Фридрих – немецкий музыкант, ответственный за несколько очень разных и при этом успешных и любимых европейской публикой проектов. В 90-е годы он возглавлял группу Dreadful Shadows, которую многие поклонники готики и немецкого дарквэйва до сих пор вспоминают с нежностью. С началом 2000-х он представил миру свою новую команду Zeraphine, полюбившуюся фанатам готик- и альтернативного рока. А с 2007 года Свен работает еще и над электронным проектом Solar Fake, открывшим новые грани его музыкальной сущности. Именно последний альбом Solar Fake “Reasons to Kill” и их грядущие концерты в России стали поводом поговорить со Свеном и узнать, как в нем уживается столько музыкальных амбиций.
Как дела, ты весь в работе?
Да, я готовлюсь к туру, заказываю мерчендайз, репетирую понемножку. Так что да, подготовка в разгаре…
Ага, и совсем скоро вы будете здесь в России. И не в первый раз. Наша страна уже успела произвести на вас какое-то впечатление?
Я был однажды в Москве – мы выступали на фестивале. По-моему, это было в декабре 2011 года. Или, может, 2012-го. Короче, не очень давно. Все было невероятно здорово, публика так тепло нас приняла! Замечательные люди, замечательная аудитория, замечательная реакция на наше выступление. И принимающая сторона тогда чуть-чуть поводила нас по городу: мы прокатились в метро и посмотрели всякие разные места в центре, которые считаются основными туристическими достопримечательностями. Но я бы хотел увидеть больше «незаезженных» мест. (Смеется.) Может, у нас будет на это время в следующий приезд.
Есть что-то такое, чем Россия тебя привлекает?
Хм, даже не знаю, я еще мало русских встречал. И все, с кем мне доводилось пересекаться, были так или иначе связаны с моей музыкой. Например, у меня есть русский фанклуб, и весь народ там потрясающий, они для меня так много делают! Они выполняют такую большую работу, не получая от этого никакого дохода. Мне кажется, этим отличаются все русские – во всяком случае, все те, кого я знаю. Если им что-то нравится, они отдают этому все силы, они принимают в этом деятельное участие и стараются помогать всем, чем только могут. Все, кого я встречал, были очень классными, очень необычными и всегда готовыми поддержать в нужную минуту. Так что пока что самое большое впечатление на меня произвел ваш народ. Вот так. Но я еще мало бывал в России, я только во второй раз приеду, поэтому пока что у меня не было возможности увидеть побольше всего.
Ну, все впереди! Давай поговорим о новейшем альбоме Solar Fake. Название у него уж очень интригующее, и, по-моему, первый вопрос, который напрашивается сам собой: что ты считаешь «поводом убить» (“Reasons to Kill”)?
(Смеется.) Ну, их очень много. (Смеется.) Наверное, я в целом разочарован в человечестве. Оно уничтожает все, что любит, все, что ему нужно для жизни – для достойной жизни. С возрастом начинаешь на все реагировать острее. А вокруг столько… (Смеется.) Честно говоря, мне тяжело это объяснить по-английски. Ну, у каждого есть масса поводов на что-то среагировать или предпринять какие-то действия. И, пожалуй, именно это я и хотел сказать таким названием. Просто когда у тебя есть собственное мнение по какому-то поводу, ты можешь его по-разному выразить. Думаю, смысл в этом.
У меня такое ощущение, что ты подразумевал какую-то затаенную злобу. Кстати, ты сам на агрессивные выпады способен?
(Смеется.) Нет, нисколько! Но иногда я чувствую, как внутри закипает ярость. Когда чувствуешь бессилие, когда понимаешь, что у тебя нет власти что-либо изменить. В такие моменты у меня в душе поднимается волна злости. В прошлом году, когда я писал этот альбом, у меня было много таких моментов – и не только из-за мировых событий, но и на личном уровне. Когда я думаю о друзьях, точнее, о бывших друзьях, о том, как они теперь себя ведут и как они изменились за последнее время, я начинаю сердиться. Но я вовсе не агрессивный! (Смеется.)
Расскажи, пожалуйста, как ты пишешь песни. Тебе для этого нужны какие-то особые условия, или ты можешь сочинять везде и всегда?
Да, идеи приходят ко мне в самых разных ситуациях, поэтому мне приходиться изо всех сил стараться не забыть их до тех пор, пока я не доберусь до дома или до студии и не смогу их проработать. Но обычно я напеваю мелодии, которые приходят мне на ум, в телефон и записываю их – так мои шансы вспомнить их потом увеличиваются. Для работы над музыкой мне нужно только время. Это мое единственное условие. А вот когда я пишу тексты, мне нужно быть в полнейшем одиночестве, чтобы ничто меня не отвлекало. Поэтому обычно я пишу тексты очень ранним утром. Когда у меня уже есть какая-то базовая идея – тема, например, или название – я специально встаю очень рано, в 4 или 5 утра, ну или, может, в 6, и работаю над текстом несколько часов подряд. И, как правило, получается все как надо. (Смеется.) Вот и все. А музыку я могу писать в любое время суток, у меня тут нет никаких требований. Лишь бы оборудование под рукой было. (Смеется.)
У тебя среди песен на этом альбоме есть личные предпочтения?
Я их сам все написал, поэтому я люблю их все. Даже не знаю. Мне кажется, что все песни звучат очень по-разному, так что… Не знаю. Мне очень нравится “The Pages” – это та песня, на которую я снял видео в первую очередь. Но я правда не могу выбрать какую-то одну, потому что мне они все нравятся. Они именно такие, какими я хотел, чтобы они были… (Смущенно смеется.)
Ты слушаешь собственную музыку в свободное от работы время?
Да… Когда альбом уже доделан, мне нравится слушать его, понимая, что я уже ничего не смогу изменить. А то у меня проблема: мне тяжело вовремя остановиться. (Смеется.) Когда я слушаю его в процессе, у меня все время возникает мысль: «Эх, может, вот тут все-таки по-другому сделать, может, надо бы что-то добавить, или, наоборот, убрать»… А когда альбом записан и отправлен в печать, мне приятно послушать его с осознанием того, что он уже такой, какой есть, и он неплох. (Смеется.) К тому же тогда у меня появляется возможность услышать его с новых позиций, и для меня это очень интересно. Да. В общем, ответ «да». (Смеется.)
А что ты обычно слушаешь помимо собственных песен?
Ох… Ну, например, мне нравится британская группа Keane. Я люблю Placebo… Еще мне нравятся такие группы, как Paradise Lost. Если брать электронную сцену, мне нравится что-то вроде VNV Nation, Covenant, Apoptygma Berzerk, Depeche Mode и прочее. Ну и музыка потяжелее мне тоже нравится… Я вообще люблю очень разную музыку. И я много работаю диджеем в Германии, поэтому у меня очень широкий спектр музыкальных интересов. (Смеется.)
Ты записал порядочное число каверов. Как ты выбираешь песню, которую собираешься перепеть? И не боишься ли, что можешь ее «испортить»? Ведь ты берешь очень известные композиции, которые многие хорошо знают, – наверное, предлагать собственную версию таких хитов может быть страшновато…
Да, тут всегда так… Никогда не знаешь, что из этого выйдет. (Смеется.) Мне интересно делать это, я с большим удовольствием записывал все те каверы, которые у меня на данный момент есть. Так что я не боюсь, хотя какое-то такое странное ощущение все равно возникает. Но мне нравится. Мне нравится взять какую-то из своих любимых песен и попытаться сделать так, чтобы она зазвучала как песня Solar Fake. Это моя главная цель, и мне приятно ее добиваться. И, конечно, очень здорово исполнять эти песни живьем. Например, для нового альбома мы записали “One Step Closer” Linkin Park, и она так классно звучит вживую, ее так весело играть. Короче, мне нравится это дело, я с первого альбома им занимался и, как мне кажется, буду заниматься и впредь. (Смеется.) Но я пока не знаю, какая песня будет следующей.
Ты выбираешь те песни, которые тебе просто нравятся, или у тебя тут есть какой-то особый подход? Не стараешься ли ты нарочно выбирать песни разных жанров, чтобы посмотреть, можно ли их адаптировать к твоему жанру?
Да, обычно я подбираю песни в других жанрах, потому что мне кажется, что сделать интересную собственную версию из песни со схожим звучанием слишком трудно. Для первого альбома я сделал кавер на “Creep” Radiohead, и он получился совсем другой. С Linkin Park мы тоже очень непохожи. Разве что “Such a Shame” (кавер на Talk Talk) немного выбивается, потому что оригинал относится к области синти-попа и довольно близок к нашей собственной музыке… Но обычно я все-таки стараюсь записывать такие песни, оригинал которых принадлежит какому-то другому жанру. Это мой единственный принцип. Но я всегда выбираю только те песни, которые мне нравятся.
У Zeraphine будет новый альбом?
Эм… Да, надеюсь, но сейчас все непросто, потому что у других участников… Думаю, у них чуть-чуть изменились приоритеты. Мы все уже немолоды, и у большинства парней есть семьи и постоянная работа. Им нужно заботиться о своих близких. Поэтому теперь у нас все происходит очень медленно – и написание песен, и все остальное. Но в этом году у нас будет, по-моему, два концерта, а в прошлом было четыре, поэтому, думаю, в будущем мы еще постараемся что-то выпустить вместе. Хотелось бы верить. (Смеется.)
Значит, ты считаешь Solar Fake своим основным проектом?
Да, сейчас да. И, как мне кажется, таковым он и останется, потому что мне проще над ним работать. Я завишу только от себя самого. (Смеется.) Очень сложно собрать вместе пятерых человек и начать над чем-то работать, если у каждого из них голова чем-то своим забита. В молодости ты можешь полностью сконцентрировать на группе, группа для тебя все, но с возрастом приоритеты могут измениться. Поэтому все очень усложняется: ты пытаешься поработать над песней, но ни у кого больше нет времени на то, чтобы прийти в студию или на репетиционную базу. Или время есть только у двоих. Это ужасно огорчает. Думаю, нам нужно найти новый способ сотрудничать друг с другом. Но пока что мы не можем ничего придумать. Может, в будущем сможем. Но пока что мне гораздо проще работать над Solar Fake, поэтому я больше продвигаю этот проект.
С двумя своими группами ты работаешь в двух разных областях: рок-музыка и электро-поп. Что тебе ближе? И считаешь ли ты, что эти два жанра представляют какие-то две разные стороны твоей натуры?
Думаю, здесь все очень просто: мне правда нравится и то, и другое. Я люблю альтернативный рок и готик-рок – и я люблю электронную музыку. Хотя сейчас я, наверное, люблю электронику чуть больше. Но оба эти жанра мне очень нравятся, и это те направления, в которых я хочу работать. И они оба представляют мою… не знаю, «личность», или, может, скорее «музыкальную личность»…
Ты как-то сказал, что Solar Fake никогда не будут рок-группой. Почему ты так категоричен? Ты против любого смешения жанров?
Нет, просто, когда я начинал с Zeraphine, я хотел, чтобы это был электронный проект. А потом я начал потихоньку добавлять гитары, барабаны, настоящий бас. (Смеется.) И получилась рок-группа. И тогда я сказал себе, что с Solar Fake этого не будет – у меня уже есть рок-группа, с которой я могу давать рок-концерты. А Solar Fake пусть остается полностью электронным проектом. По-моему, в этом его главная особенность. Бывает, что приходишь на концерты других электронных команд и видишь на сцене барабанную установку и гитары… И это, конечно, не плохо, но, по-моему, у Solar Fake этого всего быть не должно. Мне комфортно в этом проекте, пока он остается чистой электроникой. И я постараюсь сохранить его в этом виде.
Выступления с Solar Fake ощущаются иначе, нежели выступления с Zeraphine?
Да, конечно. Нас всего двое на сцене, и у меня остается гораздо больше места, чтобы носиться, прыгать и делать прочие кульбиты. (Смеется.) Выматываешься ужасно. Конечно, музыка тут гораздо более «клубная», скажем так. Поэтому народ больше танцует, хлопает в ладоши и подпевает. И вся атмосфера шоу Solar Fake совсем другая, там гораздо больше взаимодействия с публикой. Отличная атмосфера. Совершенно особая. Когда мы выступаем с Zeraphine, танцы тоже случаются, но все-таки люди больше слушают, поэтому ведут себя тише – просто стоят, слушают и наблюдают за сценой. А на Solar Fake все скачут, как ненормальные. Все совсем иначе. Мне это очень нравится.
Что ты любишь больше: работать в студии или давать концерты для своих фанатов?
По-разному. Я не могу сказать, что люблю больше, потому что, поработав какое-то время в студии, я хочу выйти в люди и сыграть новые песни своей публике, пообщаться с ней и ощутить все прелести живого концерта. А потом я хочу написать новые песни. (Смеется.) И вот так по кругу. Когда я уже долго в туре, мне начинает хотеться засесть в студии и поработать над новым материалом. А когда он готов, мне хочется его опробовать. Но сейчас мне очень хочется выступать. (Смеется.)
К новому альбому будет еще одно видео? Вроде, слухи ходили…
Да, я работаю над ним. И, по правде говоря, я уже задумал и третье. Но пока что оно существует только в моем воображении. Я хотел бы закончить работу над видео до начала тура, чтобы к началу оно уже было готово. Я, правда, не уверен, что мне это удастся. Но я почти уверен, что оно будет готово до нашего приезда в Россию. Очень на это надеюсь. (Смеется.)
Ты всегда придумываешь и снимаешь свои видео сам?
Да, я все делаю сам. Я сотрудничал с несколькими компаниями, но… Когда-то я работал художником, делал анимационный дизайн, а также был одно время оператором, и таким образом я выяснил, что я могу воплотить свои идеи в жизнь лучше всего тогда, когда делаю это сам. У меня есть одна замечательная коллега, она мне очень помогает. Мы с ней отличная команда, и мы занимаемся всей визуальной составляющей. Мне кажется, что лучшего способа реализовать мои задумки быть не может.
Похоже, ты один из тех, кто руководствуется правилом: хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо - сделай это сам. Тебе не кажется, что ты иногда переусердствуешь со своим перфекционизмом?
Да, наверное… Да. Но, мне кажется, я могу здраво оценить, что я в силах сделать, а что нет. И то, что я сам сделать не могу, я поручаю кому-то другому. Например, организацию концертов. Или любую другую организацию – я в этом не силен. (Смеется.) И во всем этом промоушене… Я оставляю это тем, кто в этом разбирается. Но уж свои собственные идеи я могу сам воплотить. Поэтому за всю творческую работу в Solar Fake я отвечаю самолично.
Можно предположить, что у тебя какая-то особая любовь к заброшенным местам: ты принимал участие в создании фотокниги “You Hell Is Here”, и ваш новый клип “The Pages”снят в таком месте. Тебе они кажутся особенно атмосферными?
Да, я обожаю такие места. По-моему, в таком месте человеческое воображение тотчас начинает рисовать картины, как там все могло быть много лет назад, – и мне эти предположения кажутся очень интересными. Мне там очень нравится. Заброшенным местам посвящено множество сайтов, и я все время ищу на них такие, где еще никто ничего не снимал. Я уже нашел отличное место для следующего клипа… Проблема в том, что в этих местах нет электричества, нет света и вообще никаких условий для съемок, поэтому снимать там очень трудно. А еще крайне редко удается найти владельцев, поэтому приходится снимать без разрешения. Так что это всегда немного неловко… А для Zeraphine я сделал одно видео, на песню “Still”, в заброшенной больнице. Было очень странно и очень круто.
Да, такие места всегда выглядят жутковато…
Ну, время от времени, да. Но я обычно хожу туда средь бела дня. (Смеется.) Некоторые из них правда жуткие, особенно ночью. Не знаю, видела ли ты сериал «Американская история ужасов» (смеется) – но если видела, ты поймешь меня, если я скажу, что иногда там вот именно такое ощущение.
Говорят, что английский - это язык рок-н-ролла, а немецкий, по-моему, отлично сочетается с мрачной электроникой. Но ты почему-то стараешься не писать тексты для Solar Fake на немецком. Что так? Тебе проще писать по-английски?
Я писал раньше песни для Zeraphine на немецком. Но сейчас у нас так много дарквэйв-групп и групп, играющих всякий там мрачный рок, которые пишут немецкие тексты – и притом чудовищные, – что у меня нет никакого желания с ними соревноваться. (Смеется.) И потом, мне гораздо проще выразить свои мысли на английском. Мне кажется, что английский более «открытый», в нем больше места для интерпретации. И звучит он лучше. По-моему, он более музыкальный. Так что на данный момент я совершенно точно отдаю предпочтение англоязычным текстам.
Знаешь, есть такой психологический эффект: то, что нам в эмоциональном плане сложно сказать вслух, гораздо проще озвучить на чужом языке. Ну, например, признаться в любви на английском значительно легче, чем сказать то же самое на родном языке. Тебе не кажется, что, создавая англоязычные тексты, ты сохраняешь большую дистанцию между собой и своим артистическим «я»?
Не знаю, правда. Мне кажется, если я скажу что-то по-английски, меня поймет гораздо больше народу. Это будет доступно не только для того региона, в котором я родился. И, по-моему, в своих английских текстах я гораздо более откровенен. Мне проще выразить все то, что я хотел бы сказать, мне проще добраться до истинного смысла по-английски, чем по-немецки. Так что уровень откровенности для меня тут больше. Если бы я писал по-немецки, я бы пытался найти как можно больше всяких метафор, чтобы не сказать прямо то, что хотел. (Смеется.) Думаю, все было бы куда завуалированнее, чем сейчас. Но в английском мне это все не нужно, потому что язык сам по себе более образный.
Как бы ты определил свою музыку? Ты можешь подобрать какие-то слова, которыми ее можно описать?
Ох… Вот это очень сложный вопрос! (Смеется.) Мне особенно трудно на него ответить сейчас, учитывая, как много я над ней работал в последние месяцы… Для меня музыка – особенно та музыка, которую я сейчас делаю с Solar Fake, – это мой внутренний мир. Это то, что я чувствую, это на 100% лично я. Это самая личная музыка, на которую я способен. И для меня она очень важна. Хотя я и не отношусь к ней так уж серьезно, потому что я и к себе не очень серьезно отношусь. (Смеется.) Думаю, Solar Fake, особенно в нынешнем состоянии, – это лучшее определение меня самого. А если попытаться описать эту музыку словами… Ну, для меня это просто хорошая электронная музыка. (Смеется.) И все.
Официальный сайт Solar Fake: http://www.solarfake.de
Выражаем благодарность Юлии Давыдовой (Kultprodukt) за организацию этого интервью
Ксения Артамонова
16 января 2014 г.
© HeadBanger.ru