Oblivion Machine

Oblivion Machine
Лекарство от забвения

31.01.2014

Архив интервью

В конце 2013 года московские атмосферные металлисты Oblivion Machine выложили в сеть одноименный альбом, ставший уже третьим полноформатным творением в дискографии коллектива. Гитарист и вокалист Алексей Циколенко, гитарист Константин Циколенко и бас-гитарист Сергей Канатьев всегда радовали поклонников качественной, а главное, необычной музыкой, и новый их релиз не стал исключением. С учетом того, что ждать его пришлось достаточно долгое время (предыдущий диск “Zero Gravity” выходил два года назад), мы решили не упускать возможность пообщаться с лидерами группы.

Поздравляю с релизом нового альбома – пусть даже пока только в сети. Расскажите о нем подробнее. Что нового могут ожидать от него поклонники? Учитывая, насколько отличался второй альбом “Zero Gravity” (2011) от дебютника “Unnatural & Wrong” (2008), спрошу, можно ли ожидать каких-либо радикальных изменений в этот раз?

Алексей: Альбом мы делали достаточно долго — около года ушло только на запись и создание аранжировок, хотя нужно учитывать, конечно, что занятие музыкой не является нашим основным родом деятельности. Появление самих идей и основ для песен произошло гораздо раньше, многое очень долго до этого лежало в наших запасниках. С годами мы накопили кое-какой опыт для того, чтобы, наконец, создать альбом, которым были бы сами полностью удовлетворены. В “Unnatural & Wrong” было не все гладко относительно качества студийного звучания, “Zero-Gravity” же получился очень эклектичным и неоднозначным альбомом, в какой-то мере мы и сами были удивлены его итоговым звучанием. Можно назвать эти работы пристрелом — пару раз мы попадали куда-то близко к цели, а третий раз — должны точно в цель. Третий альбом примечателен балансом между теми вещами, которые мы за все время наработали, в нем хорошо сочетаются тяжесть, мелодичность и атмосферность.

В концепции альбома продолжает развитие космическая тема, начало которой было положено еще на “Zero-Gravity”. Только в этот раз мы пошли дальше и углубились в такие вещи, как теория палеоконтакта или будущая катастрофа, связанная с падением больших метеоритов (которая, как показывает история Земли, обязательно еще случится), а также глубокое несовершенство человека и системы, в которой он живет (вопреки господствующему ошибочному стереотипу о том, что человек как венец создания одинок во Вселенной).

Обложка нового альбома, как, впрочем, и предыдущих, выполнена в духе творчества Ганса Руди Гигера – выглядит завораживающе и немного напоминает атмосферу недавно вышедшего фильма «Прометей». Вообще, откуда такой интерес к его работам? Когда появилась идея впервые стилизовать обложку под то, что он делает? Спрашиваю как поклонник Гигера и фанат вселенной «чужих».

Сергей: Ни одна из наших обложек не являлась стилизацией под Гигера. Художник Алексей «Гуталин» Кожанов, с которым я дружу уже много лет, считает Гигера своим учителем, но во многих вещах он давно перерос именитого швейцарца. Он действительно является продолжателем дела Гигера, но никак не подражателем. Например, в работах Гигера нет космических масштабов Гуталина, Гигер делал упор на биомеханику, а не на космос или Вселенную. Поэтому Ридли Скотт в работе над «Прометеем» и обратился к Алексею - ему нужен был новый взгляд, переосмысление идей Гигера во что-то новое. Ну и так уж получилось, что идея нашего нового альбома во многом совпала с идеей фильма «Прометей», но это не следствие нашей работы с Гуталином. Скорее, это те мысли и настроения, которые сейчас охватывают все больше и больше людей. Теория Дарвина не способна объяснить полностью возникновение человека разумного, все больше ученых начинает признавать это. Я считаю, что есть разумное существо или существа, которые создали наш мир, пространство, время, живых существ и запустили процесс эволюции. И на каком-то этапе эволюции им пришлось вмешаться и создать человека. Именно такой точки зрения придерживаются и Гуталин, и Ридли Скотт. Отсюда и параллели с «Прометеем».

Алексей: Ну, насчет Ридли Скотта не знаю, но каждый из нас придерживается своей точки зрения на устройство мира вокруг. Я доверяю лишь сугубо научным интерпретациям устройства Вселенной и возникновения жизни. В сюжете «Прометея» Ридли Скотта очевидна упрощенная отсылка к теории палеоконтакта, и именно это обуславливает некоторую схожесть нашего альбома с этим фильмом: человек в его современном виде и человеческая цивилизация были созданы представителями инопланетной цивилизацией в каких-то своих личных целях. Создание же пространства и времени выходит за рамки однозначного понимания современной науки, различные теории в этом отношении сменяют друг друга с регулярной периодичностью.

Сергей: А интерес к Гигеру и вселенной «чужих» у меня сформировался еще в школе, когда я впервые посмотрел фильм “Aliens”. Спустя несколько лет, на почве увлечения Гигером, Лавкрафтом и компьютерной графикой я и познакомился с Гуталином — на «Фотосайте», где мы тогда оба выкладывали свои работы. В «чужом» нас обоих привлекало то, что это не какой-то привычный гуманоидный монстр, это нечто настолько нечеловеческое, неземное и совершенное создание, что в голове не укладывается, как вообще человек мог его придумать. Когда нужно было как-то оформить демку, я спросил у него разрешения использовать его работу, потому что не мог представить себе ничего более подходящего для нашей музыки. И до сих пор не представляю, поэтому все три наших альбома были оформлены работами Алексея. Причем для “Unnatural & Wrong” мы взяли готовую работу, для “Zero-Gravity” одну из его картин доработали в соответствии с концепцией альбома, а обложку к последнему альбому уже создавали полностью с нуля — еще полтора года назад ездили с Костей в гости к Гуталину и обсуждали идеи. Алексей сделал наброски по моим описаниям, один из которых я потом довел до финального результата в «Фотошопе». Сейчас таким же образом будем работать над буклетом. Кстати, после «Прометея» Алексей уже успел поучаствовать в создании другого голливудского блокбастера. Называть его пока нельзя, скажу только, что это фильм студии Paramount, ждем с нетерпением его выхода.

Насколько мне известно, материал для альбома вы – Алексей и Константин – готовили вдвоем, а бас-гитарист Сергей практически не принимал в этом участия? Почему?

Сергей: Ну да, в работе над альбомом я принимал ровно столько же участия, сколько и всегда, т.е. только записывал партии бас-гитары. С момента моего прихода в группу у Алексея и Константина уже был сочиненный материал, которого хватило на три альбома. Только для альбома ремиксов “Viewpoint Collector” нужна была пара новых песен. В итоге одну сочинил Алекс, вторую мы вместе сделали из моих риффов. Как будет строиться теперь процесс написания новых песен, никто еще не знает.

Константин: До сих пор песни писались полностью самостоятельно либо мной, либо Алексеем. Такой подход дал группе разнообразный материал, так как каждый из нас тянул лодку немного в разных направлениях. Нам удалось остаться на плаву, но боюсь даже предположить, что было бы, если бы появилась еще и третья сторона. Тем не менее, вполне вероятно, что в будущем мы попробуем совершенно иной подход к созданию песен – коллективный. Я бы, по крайней мере, этого хотел.

Да, раз уж мы коснулись этого – несколько лет назад вы выпустили сборник ремиксов на собственное творчество, “Viewpoint Collector”. Расскажите о нем подробнее – как вообще пришла идея отдать свои песни на «перепотрошение» другим людям? Как вы выбирали, кому доверить это ответственное дело?

Алексей: Нам нравится привлекать различных музыкантов для совместной работы. Самый масштабный опыт такого рода произошел, когда мы работали как раз над ним. Помимо известных музыкантов, таких как Xe-None, DjNoiz, Мишель Ван ден Бос, нам создавали ремиксы люди, не известные широко в музыкальных кругах. Их ремиксы звучат просто потрясающе, это говорит о том, что у нас в стране очень много талантливых недооцененных музыкантов. А выбирали мы их просто – писали знакомым по сети музыкантам или впечатлившим нас группам. Сейчас мы от этого отошли, но на тот момент нас дико вставляла сама идея ремиксов, было интересно, каким образом сторонний музыкант извратит композицию. Получилось даже несколько неузнаваемых ремиксовок, но тем интереснее, на мой взгляд — ведь на выходе мы получили практически независимый альбом, местами ничем не напоминающий материал оригинальных версий.

Хочется подробнее спросить о Мишеле Ван ден Босе, который известен тем, что сочиняет музыку для компьютерных игр, в т.ч. для “Unreal". Как вы на него вышли и довольны ли вы его работой? Лично я обожаю первые игры “Unreal” и “Unreal Tournament”, особенно из-за музыки. Но вот лично мне нравятся саундтреки Александра Брэндона.

Константин: Мишель сделал просто зашибенный ремикс, соединив в одном треке звук Oblivion Machine и свою неповторимую, фирменную атмосферу, за которую я так люблю его творчество! А произошло все так. Как-то я, заностальгировав по “Unreal”, поставил модификацию игры, которая называлась… я уже не помню, как она называлась, помню, что это был отдельный сюжет и все было сделано качественно. И там играл оригинальный саундтрек “Unreal”. И меня так дико и по-новой проперло от музыки авторства Мишеля, что я полез на MySpace и просто написал ему с предложением сделать ремикс. Мне сразу было ясно, о каком треке должна пойти речь. Мишель оказался простым и отзывчивым парнем, тут же ответил на мое письмо. Как выяснилось, он сам поклонник тяжелого металла, и он с энтузиазмом взялся за работу над ремиксом на наш трек “Blight”. Это было чертовски здорово, ведь их с Брэндоном музыка очень сильно повлияла на меня еще в детстве!

Вернемся к оригинальному материалу. Скажите, удобно или сложно делать все самим, вдвоем? Расскажите немного о том, как вообще происходит работа предприятия с вывеской Oblivion Machine?

Алексей: Мы с Костей пишем песни по-разному. Он практически все сочиняет за компьютером, делая предварительные электронные треки, которые в будущем переосмысливаются в песни. Я же традиционно сижу с гитарой в поисках новых риффов и мелодий. После создания каркаса песен мы их репетируем вживую без электронных аранжировок. Начисто аранжировки создаются непосредственно во время записи альбома — так удобнее подгонять друг под друга живые инструменты и синтезаторы. Костя у нас специалист по звуковым электронным эффектам, все песни с самого начала проходили через его обработку, порой меняя свое звучание кардинальным образом. На последнем альбоме мы попробовали немного расшириться, я попробовал создать электронную аранжировку к своим песням (кое-что из моих стараний оставили впрок), а Костя попробовал записать свой вокал в нескольких местах альбома — словом, все получилось весьма успешно.

Сложно ли быть настолько миниатюрным коллективом в студии и вполне живой группой на сцене? Возникали ли какие-либо сложности, и почему вы, например, не хотите собрать полноценный состав для студийной работы?


Константин: Ну, тут ситуация немного другая. «Миниатюрным коллективом» мы только пишем песни, но в студии и на репетициях мы всегда существуем как «группа». И я не вижу в этом ничего особенного – в большинстве коллективов есть человек или два, которые пишут весь материал, а остальные музыканты привносят исключительно свой исполнительский вклад.

С кем из музыкантов вам уже удалось плотно сотрудничать (в студии или на сцене), и каковы ваши впечатления от этого?

Константин: Мы в основном работали с гостевыми вокалистами, и хочу сказать, что каждый из них поражал нас тем, как профессионально и легко он справлялся со своей задачей. Дмитрия Орлова из Fetal Decay мы записывали в Саратове, он с лету выдал нам зачетнейшую порцию всевозможных хрюканий и визгов. В результате было так много разных вариантов, что нам даже пришлось выкидывать некоторые, просто потому что им не оставалось места! На “Zero-Gravity” мы записывали Дарью “Nookie” Ставрович… Ну, здесь и говорить особо не о чем, она настоящий профессионал, и я был счастлив наблюдать за ее работой. Наши песни вдруг начинали звучать в два раза круче только от того, что там появился такой потрясающий голос.

Кстати, никто об этом не знает, но как-то Олег Изотов записал нам пару нот. Дело было, когда мы дописывали у него в домашней студии соло-гитару к песне “Exilence”. В конце этой песни есть такие долгие протяжные гитарные завывания. Олег послушал пару раз, как мы это играли, потом сказал: «Не, чуваки, здесь нужно вот так!» Схватил гитару и сбацал нам эти две пресловутые ноты. Не бог весть что, но зато со вкусом! Мы решили так и оставить.

Вообще, каждый раз, когда мы приглашали кого-то поучаствовать в записи, музыканты подходили к процессу очень творчески. То есть записывали не только то, что мы их просили, но и сами на ходу придумывали интересные фишки или мелодии, с которыми песня в результате начинала звучать интереснее и разнообразнее. Так было со всеми без исключения. Это наводит на множество интересных мыслей.

Алексей: Что касается последнего альбома, то поработали мы с Серджем из Digimortal и Ардентисом из Stardown. Я лично являюсь поклонником обеих этих групп и потому счастлив слышать их вокал в наших песнях. Стоит ли говорить, что сработали они шикарно, мы полностью удовлетворены результатом. Плюс всех гостевых вокалистов в том, что благодаря им финальный результат получается гораздо контрастнее и интереснее по звучанию.

Константин: Да, еще интересная работа получилась с Сергеем Боголюбским. Его ремикс на “Surfacing” - это одна из самых интересных интерпретаций музыки Oblivion Machine. Так ловко сделать из готик-металлической песни хороший модный поп-трек — это немалого стоит. Конечно, большую роль в этом сыграл голос Кери. Сергей не поленился и специально для ремикса поработал с ней в студии.

Кери, кстати, также приняла участие в новом альбоме в заключительном треке. Она давно уже намекала, что хотела бы спеть в каком-нибудь этническом треке. Как показал результат, “Into Oblivion” с небольшими этно-замашками отлично сочетается с ее голосом. Поначалу я даже толком не знал, что и как там нужно спеть, поэтому мы сделали ставку на импровизацию: пришли в студию и часа два записывали кучу разных вариантов. В конце концов, получилось очень красиво и интересно, а лично мне даже напоминает треки Conjure One, что, безусловно, является только плюсом и лично мне доставляет радость.

Где вы черпаете вдохновение, и что влияет на ваши музыкальные вкусы? Было ли что-то такое, что переворачивало ваше музыкальное сознание, и вы – или кто-то из вас – начинали мыслить и видеть музыку по-другому?

Алексей: Не знаю, откуда-то берется чувство вечной тоски, я склонен смотреть на свою жизнь и жизнь окружающего мира свысока, мне чужд обыденный взгляд на мир. Не представляю себе, как можно жить каждый день лишь с мыслями о деньгах, мировой политике или предприятии, на котором ты работаешь. Вещи, которые меня окружают, зачастую кажутся мне абсолютно бессмысленными. С подросткового возраста я вижу для себя спасение от этого мрака в музыке. Вот обслушался разных групп — и музыка начинает лезть наружу, появляются свои идеи, это своего рода диалог между трансцендентальными сущностями — мной и теми, с кем рядом я склонен бродить. Кстати, именно обо всем этом песня под названием “Failure” с нашего нового альбома.

А насчет перевернутого сознания — пожалуй, это случилось давным-давно благодаря Metallica, которая перевела меня в русло экстремальной и по-настоящему тяжелой музыки. На тот момент это была настоящая революция в сознании. Современные научные труды некоторых авторов тоже сильно поменяли восприятие окружающего мира, что, несомненно, сказывается на собственном творчестве.

Константин: Хочу добавить, что новые идеи возникают, конечно же, когда слушаешь новую музыку. Нельзя создать что-то новое, когда варишься в одном котле. Каждый раз, когда открываешь новый интересный альбом, звук или стиль - сразу начинаешь мечтать о том, чтобы сделать нечто подобное. У меня это на уровне подсознания - слышу что-то интересное, мгновенно в мозгу стартует анализ: как это сделано, могу ли я так, а если нет, то что нужно сделать, чтобы добиться такого же эффекта? И я реально начинаю верить, что нужно двигаться в этом направлении, даже если на повестке дня - кельтский фолк или прекрасная китайская эрху! Именно такое неосознанное рвение повторить в своем творчестве все, что слышишь вокруг, и рождает для меня настоящий стимул к созданию новой музыки и экспериментированию. В конце концов, мы этими новыми элементами обогащаем звук и аранжировки. А каркас специально делаем стальным.

Как вам, кстати, вообще удается заниматься группой – причем, довольно успешно – и находить на нее время в перерывах между семьей, работой и прочими занятостями? Легко ли это?

Алексей: Ну, деньги лишние мы никуда не спускаем, по клубам не тусим, гуляем редко. (Смеется.) У кого-то есть хобби, кто-то ходит регулярно в спортзал или в боулинг, а мы заняты очередной записью. В этом плане нас не остановить, идеи касательно создания нового материала лично у меня носят маниакально-навязчивый характер. Создание новой музыки – это в принципе весело, особенно когда все получается. Очень позитивная вещь.

Константин: Ага, все это напоминает шило в одном месте – как ни крути, а сидеть спокойно оно тебе не позволит. (Смеется.)

Вы в своих работах используете два языка – английский и русский. Как увязывается подобное двуязычие в рамках концепции вашей группы? Можно ли в будущем ожидать полностью русскоязычного или полностью англоязычного альбома?

Алексей: Свежий альбом как раз полностью англоязычный. В какой-то мере наличие двух языков было попыткой усидеть на двух стульях, хотя и получилось все довольно интересно. Все-таки далее мы будем более последовательными в выборе языка. То есть, либо английский, либо русский. А полностью русскоязычный альбом даже есть в планах.

Вы играете довольно давно, чуть ли не 10 лет, причем поначалу группа существовала в Саратове. За это время вы явно накопили изрядную порцию материала – менялось ли со временем ваше отношение к каким-нибудь трекам? Например, какие-то стали нравиться меньше, а какие-то наоборот стали ближе.

Алексей: Да, действительно, впервые на пару с Костей мы сыграли еще в 2003 году, правда, немного под другим названием. Уже тогда у нас был сырой и непроработанный материал с нашего будущего дебютника. Восприятие песен лично у меня абсолютно не меняется — люблю все наши записи, ведь на их создание мы потратили много времени и сил, и они являются напоминанием о конкретных временах, скажем, как фотоальбом.

Вопрос очень насущный – будет ли новый альбом издан на CD? Как вы вообще относитесь к выпуску дисков в наше время, когда слушатель предпочитает лицензионному продукту халяву в Интернете? Хотели бы вы последовать примеру некоторых зарубежных артистов и выпускать ограниченные коллекционные издания своих альбомов, вроде диджибуков или еще как-то? Как вы относитесь к музыкальному мерчу вообще (футболки, плакаты, магнитики и прочее)?

Алексей: Мы планируем издать физическую копию альбома, как только сделаем буклет для него. Диски в наше время — чисто сувенирная продукция, и относиться к ним нужно соответствующе. Это совершенно нормально. Конечно, мастодонтам мировой сцены это не нравится, но так уж эволюционирует наш мир. А вообще, ради денег музыку писать глупо и бессмысленно, это несовместимые вещи. Музыка — это духовная сфера, деньги — обыденная. Поэтому, я не люблю, когда музыку групп начинают называть «продуктом». Если вам нужен продукт, вы можете сходить за продуктами в магазин или купить новый iPhone, к примеру. Мировым гениальным группам, заработавшим кучу денег, несомненно, повезло, и я рад за них, но, к сожалению, вокруг музыкальной сферы в наше время сложился определенный стереотип, в котором наибольшую роль играют рейтинги и бизнес-подход. При всем уважении, музыка не для того была дана людям. Насчет диджибуков — в нашем случае они не имеют никакого смысла. Мерч — это забавно, у нас есть свой мерч-стор, который мы будем развивать со временем.
 
Пробовали ли вы реализовывать свою музыку в цифровом виде – типа iTunes и т.д.?

Константин: Да, конечно! Более того, сейчас вся наша дискография, кроме сборника ремиксов, доступна как на iTunes, так и во многих других интернет-магазинах по всему миру. Абсолютно все наши релизы есть на Bandcamp, там есть возможность прослушать песни, купить их в цифровом виде, а также заказать CD-диски почтой.

Почему ваш новый альбом не имеет отдельного названия? Не потому ли, что он является воплощением всего того, чем является Oblivion Machine?

Алексей: Мы хотели таким образом выделить этот альбом из всей линейки наших релизов. Нам показалось, что это наиболее доступный для восприятия альбом, так что пусть будет нашей визитной карточкой, по крайней мере на данном этапе. И потом текстовая составляющая альбома отлично сочетается с данным словосочетанием.

Ну что же, думаю, пора закругляться. Скажите пару слов на прощание – своим поклонникам и просто читателям сайта.


Алексей: Слушайте настоящую, интересную музыку, помогайте группам, покупайте их музыку на iTunes и Bandcamp. В этом году мы пожелаем мировому метал-сообществу выпустить побольше интересных релизов. Без компромиссов, мейнстрим в игнор, всем мир! Ваши Oblivion Machine.

Официальный сайт Oblivion Machine: http://www.oblivionmachine.com

Петр Фатеев
31 января 2014 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker