25.09.2013
Архив интервью | English versionВсе мы ждали этого почти 20 лет. Ну, хорошо, пусть не все, но поклонники глэм-рока восьмидесятых – совершенно точно. Ждали с того самого момента, как главная «Золушка» хэви-метала выпустила свой последний альбом, а Том Кейфер снова лёг под нож хирурга, надеясь вернуть парализованным голосовым связкам былую подвижность. Если бы в тяжёлой музыке вручали призы из разряда «За верность спорту», думаю, фронтмен Cinderella был бы номинирован не один раз. Я знаю мало историй про людей, которые с таким трудом пробивают себе дорогу обратно на сцену после того, как врачи уже вынесли неутешительный приговор. Потребовалось почти 20 лет, и вот мы снова можем взять в руки новый диск… пусть пока ещё без надписи «Cinderella», но уже с фотографией Тома и на обложке и четырнадцатью новыми треками внутри. Может быть, и до группы дело дойдёт, ну а пока мы поговорили с Томом о его сольном альбоме “The Way Life Goes” и гастрольном туре, вспомнили самый первый визит «Золушки» в Россию и послушали одну из весёлых историй, которые Том рассказывает со сцены во время своих сольных выступлений.
Кажется, ты только что вернулся из тура. Как всё прошло?
Отлично. Наш тур в поддержку моего сольного альбома начался ещё в феврале, и всё прошло здорово. Мы получаем отличные отзывы как об альбоме, так и о концертах. Так что сейчас у меня небольшой перерыв, но в этом году мы планируем ещё серию концертов.
Только в Америке или, может быть, в Европу тоже заглянете?
Пока что речь идёт только об Америке, но мы надеемся на каком-то этапе пересечь и океан.
Эти концерты были мало похожи на выступления Cinderella. Залы были меньше, зрители могли подойти к сцене буквально вплотную. Как тебе этот новый формат?
Здорово. Так и задумывалось с самого начала. Мы начали тур, когда до выхода пластинки оставалось ещё немало времени, так что сразу решили выбрать небольшие залы, в которых возможен тесный контакт со зрителями, и представить фанам пару песен с этого альбома в более тёплой и дружеской обстановке. Конечно, и кое-какие хиты Cinderella мы тоже сыграли. Мы получили много восторженных отзывов именно об этой уютной атмосфере, так что тур продолжился в том же формате и после выхода альбома. В середину выступления мы обычно вставляли акустическую секцию, а затем возвращались к тому зажигательному тяжёлому року, который люди привыкли видеть в моём исполнении. Концерт получался идеально сбалансированным, и, кажется, зрителям нравилось не меньше, чем нам.
По-моему, песни с твоего сольного альбома как раз очень хорошо подходят для таких маленьких залов. Не уверена, пошли ли они бы на больших аренах…
Не знаю. Не думаю, что стиль музыки на этом альбоме так уж отличается от Cinderella. Там есть и хард-роковые песни, и баллады, и акустика. С Cinderella мы всегда без проблем играли такие песни на самых больших аренах, мы и акустические секции в концерт вставляли, и зрители отлично всё принимали. Иногда получается интересный контраст: только что вы «жгли» настоящим тяжёлым роком и вдруг переключились на что-то более душевное. Это даёт возможность передохнуть перед новым зарядом «высоковольтного» рока. Я всегда считал, что оба этих стиля отлично сочетаются при любых размерах зала.
А как тебе понравилось гастролировать вместе с супругой?
О, просто отлично. Мы продюсировали альбом вместе с ней и Чаком Тёрнером, к тому же она – соавтор многих песен. Иногда она присоединялась ко мне на сцене, и мы пели дуэтом. Её вокал добавляет особой магии нашим песням. Мне безумно понравилось, и фанатам, я надеюсь, тоже.
Здорово. Давай поговорим о твоём альбоме, которого мы ждали без малого 20 лет. Ты всегда верил, что когда-нибудь удастся его выпустить?
Вообще мы создавали этот альбом во многом вслепую. Он предназначался для независимого лейбла, и в это время у меня снова были очень серьезные проблемы с голосом. Так что записывать пластинку было нелегко сразу по многим причинам. Это заняло уйму времени, и мы даже толком не знали, согласится ли какой-нибудь лейбл его издавать. Но, в общем-то, нам было всё равно, потому что альбом мы записывали больше для себя, из любви к музыке. Конечно, в какой-то момент, когда всё начало складываться, мы поняли, что получается хорошая пластинка… То есть, мы надеялись, что так оно и будет, но, работая над записью, мы понятия не имели, что из всего этого в итоге выйдет. (Смеется.) Нам просто хотелось создавать хорошую музыку. Цель была именно такой. Надеюсь, у нас получилось.
По-моему, вполне. Скажи, ты прекращаешь писать музыку, если не можешь её исполнять?
Я пишу музыку всегда. Я никогда не мог описать, как мои песни приходят ко мне. Это может случиться в любой момент. Идея просто возникает у меня в голове, и если она меня действительно увлекает, я кидаюсь к первому попавшемуся инструменту и пытаюсь зафиксировать то, что играет у меня в голове. Я всегда писал именно так. Так часто происходит в дороге, многие идеи появляются, когда я сажусь в самолёт или еду за рулём автомобиля. Вдохновение может прийти откуда угодно.
Тогда ты, должно быть, написал кучу песен за эти годы. Сложно было выбрать те, что пошли на альбом?
Я начал писать песни для сольного альбома ещё в середине 90-х, но по той или иной причине запись всё время откладывалась и откладывалась. Так что в 2003 году, когда я, наконец, взялся за создание пластинки, выбирать уже было из чего. Буду откровенен, выбрать те 14 песен, которые в итоге оказались на альбоме, было несложно: они явно выделялись из всего материала, который мы рассматривали. Было достаточно очевидно, по крайней мере, на тот момент, что именно эти песни являются лучшими. Но вообще я довольно давно не переслушивал остальной материал, а там, наверняка, есть и ещё что-то хорошее.
А что скажешь о стиле музыки? Это мог бы быть ещё один альбом Cinderella, если бы ты записывал его вместе с остальными участниками группы?
Да, разумеется, в таком случае это была бы запись группы. Но альбом записывался не так. Мы все как раз занимались своими делами, какими-то сольными проектами. Так что мне помогали записываться мои друзья, музыканты из Нэшвилла, и таким образом это уже не альбом группы Cinderella. (Смеётся.) Очевидно. Это же другие музыканты.
Это верно, но я говорила о самом стиле музыки. Ведь материал для альбомов Cinderella писал тоже ты, есть ли какая-то разница?
Ну, мне кажется, если любую группу музыкантов записывать вместе, своей игрой, своим творческим подходом они внесут свой вклад в эту музыку и создадут собственный стиль. Да, в Cinderella я был главным композитором, вокалистом и записывал много гитарных партий. Так что вполне естественно, что я оказывал большое влияние на звучание группы. Но мне кажется, манера исполнения у тех музыкантов, с которыми я записывал сольный альбом, несколько отличается от моих товарищей по Cinderella. Поэтому, будь это альбомом Cinderella, звучание было бы несколько иным. Но, в конечном счёте, каких музыкантов ни возьми, всё равно получится похоже на Cinderella, и, наверное, это из-за меня. (Смеётся.) Но я думаю, музыка, сыгранная другим составом музыкантов, все равно воспринимается иначе. Надеюсь, я внятно объясняю. (Смеётся.)
К вопросу о музыкальных стилях – на твоём альбоме чего только нет: от рока до кантри. Как тебе удаётся объединять их?
Ну, моя любимая музыка, мои кумиры среди музыкантов, - всё это пришло из 70-х, я вырос на этом. А в то время часто совмещали акустическую музыку с тяжёлой и драйвовой. Так делали Led Zeppelin, так делали The Eagles, так делали The Rolling Stones. Это было обычным делом, контраст создавался даже внутри одной песни. Так что для меня это привычное явление, и при записи альбомов я всегда старался создать такой контраст, динамичность. Это лучше, чем повторять один и тот же прием снова и снова на протяжении всего альбома. Мне всегда нравились записи, которые больше похожи на путешествия, со своими взлётами и падениями, которые приносят массу разных эмоций. Ведь на такой музыке я вырос, и понятно, что на ней же я и учился. Те группы, которые я назвал, были моими учителями. Так что я не знаю, как оно получается на самом деле, как мне удаётся заставить всё это звучать вместе. Наверное, это просто происходит само собой.
Теперь ты начал писать песни в соавторстве с Саванной. Как это работает?
У нас очень похожие методы работы, мы оба начинаем со слов. Текст – это всегда то, с чего начинается будущая песня. Когда мы работаем вместе, один из нас привносит первую идею, а как она возникает, я уже рассказал. Просто появляется в голове, и всё. Я приведу в пример первую песню с нового альбома, “Solid Ground”. Однажды идея для неё просто возникла у меня в голове, я даже не помню, где я находился в тот момент. Она всё играла и играла у меня в голове, просто застряла там, а потом мы как-то сидели в гостиной вместе с Саванной, я показал ей то, что у меня было, и мы вдвоём тут же дописали песню. Но первоначальная идея появилась, может быть, за недели или месяцы до того, она долго крутилась у меня в голове. Саванна делает так же. У неё появляется идея, задерживается в голове на какое-то время, а потом в какой-то момент она её высказывает, и мы вместе дописываем песню. В общем, механизм один и тот же. Мы никогда не пытаемся форсировать процесс творчества, пусть лучше песни сами приходят. Мы не пытаемся даже через силу доделывать начатые песни, иначе они получаются какими-то вымученными. Иногда процесс тормозится, и никак не получается доделать песню. Некоторые из них могут находиться в таком состоянии годами, а потом вдруг мы к ним снова возвращаемся и дописываем. Вот так мы и работаем. (Смеётся.) Думаю, это честное творчество. Я терпеть не могу заставлять себя писать музыку, да и Саванна тоже. Так что мы очень хорошо сработались.
На новом альбоме много песен о любви, и у Cinderella их тоже всегда хватало. Похоже, эта тема тебе очень близка.
Любовь правит миром, так ведь? (Смеётся.) Любовь бывает в жизни каждого, равно как и неудачные отношения. Об этом, например, песня “Nobody’s Fool”, а на новом альбоме – “Cold Day In Hell”. Но с другой стороны, есть “Thick And Thin”, и в ней рассказывается о влюблённых, которые, что называется, созданы друг для друга. Это две стороны любви, и за эти годы я написал множество песен и о том, и о другом. На творчество меня всегда вдохновляла жизнь и то, что в ней происходит, а любовь и расставания – это неотъемлемая часть жизни любого человека. Так что меня вдохновляли оба эти процесса.
Кажется, раньше ты больше писал как раз о расставаниях. А сейчас всё иначе.
Да, “Thick and Thin” я написал для Саванны, чтобы выразить мою любовь и преданность. Я по-настоящему счастлив с ней, у меня прекрасная семья. На новом альбоме ей посвящена ещё одна песня – “You Showed Me”. Это моя благодарность за то, что она помогла мне преодолеть очень сложный период в моей жизни. Да, мы все сталкиваемся с разными ситуациями в жизни, и понятно, что это находит отражение в творчестве.
Расскажи немного о других песнях. Например, “Welcome To My Mind”. У тебя в голове, правда, летают обезьяны?
Ну, не каждый день. (Смеётся.) Эту песню мы написали вместе с Саванной и нашим хорошим другом Блэйром Дэли. У нас у всех в жизни бывают сложные периоды, когда тебе приходится нелегко, и у нас такое тоже было. Это попытка показать то, как три автора песни переживают такие моменты. Безумная гонка, когда ты пытаешься как-то привести всё в порядок, разобраться в том, что происходит, в то время как мир вокруг переворачивается с ног на голову. Иногда нам кажется, что мы сходим с ума, что на нас слишком много свалилось, и это вовсе не то, что нам хотелось бы видеть в своей жизни. Это нелёгкая ситуация, и как я уже сказал, не то чтобы трое авторов песни чувствовали что-то подобное каждый день, но такие моменты случаются в жизни каждого, и в нашей тоже.
Ещё я хотела попросить тебя рассказать о песне “Fools Paradise”. О чём она?
На мой взгляд, она об «уловке-22», в которую превращается ситуация с технологическим прогрессом. На самом деле, я мог бы написать целую книгу о своём отношении к этому вопросу (смеётся), но у нас нет на это времени. Техника сейчас очень положительно влияет на нашу жизнь, делая её удобнее во многих отношениях, но в то же время создаёт людям и множество проблем. Вот, в общем-то, об этом и песня.
Можем мы поговорить о Cinderella?
Конечно. В целом, это был великолепный жизненный опыт. Конечно, пришлось потратить много сил, прежде чем мы получили шанс выпустить первый альбом. Всегда говорят, что никто не становится знаменитым за одну ночь, но окружающим всё время кажется, что именно так и происходит. (Смеётся.) Тем не менее, для такого успеха всегда приходится много поработать. Это правда. В конце концов, мы сумели выпустить “Nights Songs” (1986), и потом всё завертелось. Начиная с того момента и до конца тура в поддержку «Heartbreak Station» (1990), весь этот период был просто великолепным, и я вспоминаю это время с гордостью. Я горжусь музыкой, которую мы записывали, турами и концертами, которые мы сыграли. Вот так и сбываются мечты. Фанаты всегда поддерживали нас, и в конечном итоге именно они стали причиной того, что всё это стало возможно. Мы бесконечно благодарны им за это.
Я собиралась спросить тебя о московском «Фестивале Мира» 1989 года. Ты его помнишь?
Да.
Для многих русских поклонников рока это было знаковое событие, которые мы долгие годы считали жестом доброй воли со стороны Запада, как будто нам протянули руку помощи или что-то в таком духе. Но в последние несколько лет появились и другие мнения, кое-кто теперь думает, что, скорее, западные компании просто хотели нажиться на продаже прав телевизионщикам и выпуске пластинок, а в Россию они приехали только потому, что всё, связанное с СССР, тогда пользовалось огромным спросом. Что ты, как участник тех событий, думаешь обо всём этом? Что ты чувствовал тогда? Был ли этот фестиваль для вас особенным событием, или это был просто очередной концерт?
Я не знал о том, что такие мнения существуют. Лично я всегда считал этот фестиваль выдающимся событием, в котором мне посчастливилось принимать участие. Со своей стороны я могу сказать, что участники Cinderella не заработали на нем никаких денег. Вообще ничего. И если честно, я не думаю, что кто-то пытался нажиться на чём бы то ни было. Прошло довольно много времени, и всех деталей я уже не припомню, но я знаю, что нам даже не заплатили за то, что мы поехали и выступили там. Все мы просто очень хотели побывать на этом фестивале. Я вспоминаю его как одно из самых значимых и удивительных выступлений в своей карьере. Это была возможность поехать куда-то, где мы никогда не были до того, выступить перед новыми людьми, поделиться с ними своей музыкой. Это событие действительно было выдающимся, а теперь, когда прошли годы, и этот концерт стал считаться знаковым событием, он кажется ещё более особенным. Но и тогда тоже, с самого начала, это не было рядовым мероприятием.
Себастьян Бах недавно сказал, что он «не понимает всей этой ностальгии в нынешней рок-музыке», то есть, что он предпочитает играть новые песни, а не те, что были написаны двадцать лет назад. И в то же время нельзя отрицать, что зрители раз за разом хотят слышать свои любимые хиты двадцатилетней давности. Как ты к этому относишься? Тебе не надоедает каждый раз, выходя на сцену, играть “Nobody’s Fool” и “Shake Me”?
Нет, для меня это не проблема. Эти песни мы играем для фанатов, которые оставались с нами долгие годы, и, в общем-то, создали тот прекрасный мир, в котором мы тогда жили. Так что если мы до сих пор можем выходить на сцену и петь вместе с ними эти песни, что ж, это делает каждый концерт особенным. Наши зрители всегда поддерживали нас, и когда они приходят на наши концерты, мы играем для них и “Nobody’s Fool”, и “Shelter Me”, и “Night Songs”. И благодаря фанатам каждый раз эти песни звучат как будто впервые. Я никогда не устаю от этого.
Я знаю, ты теперь рассказываешь всякие истории со цены во время концертов. К сожалению, твои российские поклонники не могут их услышать при всём желании. Может быть, ты поделишься какой-нибудь из них хотя бы здесь?
Хм, дай-ка подумать. (Пауза.) Одна из историй, которую я рассказываю на концертах, касается песни “Ask Me Yesterday” с нового альбома. Это пример того, как процесс создания песен может длиться дольше, чем тебе кажется. Изначально “Ask Me Yesterday” написали мы с Джимом Петериком, которого ты, может быть, помнишь по его участию в группах Survivor и The Ides of March. Он отличный композитор, и его авторству принадлежат ещё несколько песен на моём альбоме. В общем, мы с ним начали работу над “Ask Me Yesterday”, и в результате получилась, как мы полагали, законченная вещь, которая нам нравилась, и, в общем, мы посчитали, что песня готова. Но что-то нам обоим все равно не нравилось, и мы колдовали над песней довольно долго, пока я однажды не сыграл её для Саванны. Я очень уважаю её как композитора, так что спросил: «Вот тут у нас есть классная песня, но что-то в ней, по-моему, не так». Она послушала и сказала: «Да, песня отличная. Но она была бы ещё лучше, будь у неё припев». (Смеётся.) Моя реакция была: «Вау! Мы забыли добавить самую важную часть песни!» Когда она это сказала, я понял, что она права. Мы с Джимом позвали её на помощь и закончили песню втроём. Саванна добавила отличный припев к тому, что уже было написано, и так песня обрела трёх соавторов. Вот одна из историй, которые я рассказываю зрителям, и обычно она их очень забавляет. Действительно смешно, когда ты думаешь, что у тебя получилась классная вещь, а кто-то заявляет: «Ну, вообще-то, я думаю, можно было сделать и лучше». И ведь именно так и произошло! Процесс творчества может идти настолько по-разному, бывает и вот так. Прошло, наверное, года два с тех пор, как мы с Джимом написали песню и решили, что она готова, а потом я сыграл её Саванне, и она сказала: «Да вы, ребята, ещё не закончили тут».
Спасибо за историю. Какие у тебя теперь планы на будущее? Может быть, запишешь ещё один альбом?
Ну, я стараюсь не заглядывать слишком далеко вперёд. Этот сольный проект для меня – своего рода новое приключение, и оно только началось. В этом году у Cinderella перерыв, потому что в последние пару лет мы очень активно гастролировали. Сейчас я просто получаю удовольствие от того, что делаю, и жду, что принесёт каждый новый день.
А что насчёт будущего Cinderella? Ты несколько раз говорил, что с радостью записал бы ещё один альбом, но не можешь найти подходящий лейбл для этого. Теперь у тебя есть Merovee Records. Ты ими доволен?
Сейчас всё их внимание приковано к моему альбому. Они прекрасно работают, по-настоящему ответственно подошли к делу. Я очень уважаю их за это, потому что, мне кажется, очень важно концентрироваться на том, во что веришь. Они верят в мой альбом и доказали свою уверенность и серьёзное отношение к обязательствам. Так что сейчас они слишком заняты с моим альбомом, и я очень это ценю. Что касается Cinderella… Да мы бы хотели выпустить ещё один альбом, но нам нужна возможность правильно записать его, правильно спродюсировать… На самом деле, в процесс записи ты всегда вкладываешь много эмоций и энергии. Не существует точного рецепта, как записать на плёнку все свои чувства, чтобы потом из колонок прозвучало именно то, что ты хочешь услышать. Это тернистый путь, и когда ты его пройдёшь, то хочешь не только иметь возможность с чистой совестью сказать, что всё сделал правильно, но и быть уверенным, что пластинка дойдёт до слушателей. Я думаю, мы должны быть уверены, что лейбл заинтересован в этом не меньше нас, чтобы решиться на такой шаг. И если такая возможность представится, мы её не упустим.
Официальный сайт Тома Кейфера: http://www.tomkeifer.com/
Выражаем благодарность Дугу Веберу (New Ocean Media) за организацию этого интервью
Интервью и перевод с английского - Екатерина Акопова
Фото - Томас Петилло
Концертные фото - Наталья "Snakeheart" Патрашова
23 июля 2013 г.
(с) HeadBanger.ru