30.07.2013
Архив интервьюУдо Диркшнайдер давно и заслуженно считается легендой европейского… да что там, мирового металла. Когда-то его голос и харизма стали ключом к успеху для группы Accept, потом он создал собственный успешный проект U.D.O., по сей день радующий поклонников тяжелой музыки новыми релизами и отличными шоу. В этом году команда подарила миру новый альбом “Steelhammer”, по случаю выхода которого, а также в преддверии грядущего российского турне U.D.O. мы и получили возможность провести это интервью.
Давно известно, что Удо прекрасный собеседник: его веселый тон неизменно располагает к свободному, душевному общению, и на вопросы он отвечает охотно и пространно. Поговорить и правда было о чем: с 2012 года группе пришлось пережить значительные изменения, в том числе обзавестись двумя новыми гитаристами, одним из которых стал наш соотечественник Андрей Смирнов. Но мне очень хочется надеяться, что, помимо актуальной информации, этот текст передаст хотя бы малую долю энергетики этого человека, которую мне довелось ощутить за полчаса нашей беседы в Skype.
Итак, первым делом я хотела бы спросить о названии вашего нового альбома. “Steelhammer” («стальной молот») – звучит очень типично для метал-группы. «Сталь», «молот», «пламя» – это все клише жанра. Вы вкладывали в это название какое-то особое значение, или просто пошли по проторенной «металлической» дорожке?
Да, это такое классическое для металла название диска, к тому же оно хорошо сочетается с картинкой на обложке. Все именно так: “Steelhammer” – потому что мы играем металл, а сталь как раз таки металл… В общем, глубинного смысла там действительно нет.
До того, как этот альбом был записан, в вашей команде произошли значительные изменения. И после всего, через что вам пришлось пройти, вы, по вашим же словам, решили «вернуться к истокам», обратиться к собственному музыкальному прошлому. Почему перемены не подвигли вас, напротив, сделать шаг вперед, в неизведанное будущее?
Ну, я бы не сказал, что я возвращаюсь в прошлое, – пожалуй, единственное, что можно действительно признать «возвратом к истокам», это подход к записи диска. Тут я и правда хотел сделать все по старинке. Когда продюсированием наших альбомов занимался Штефан Кауфманн (музыкант и продюсер, работавший с Удо еще со времен Accept, где он был ударником; долгие годы он являлся гитаристом U.D.O., но в 2012 году покинул группу – прим. авт.), он активно использовал компьютерные технологии и многое делал по Интернету. Но когда мы с басистом Фитти Винхолдом решили самостоятельно продюсировать этот альбом, мы всем сказали: «Мы хотим, чтобы группа собиралась в студии, чтобы мы могли общаться лицом к лицу, использовать настоящие усилители, гитарные кабинеты и барабаны». Вот это и было для нас «возвратом в прошлое». Что же касается самого материала, то это, скорее, та музыка, которую мы делали всегда, – так что тут сложно сказать, что мы вдруг резко обратились к какому-то старому звучанию. Более того, гитарные партии для этого альбома записал наш новый гитарист Андрей Смирнов – а он вообще молодой парень, ему всего-то 29 лет. Что, надо заметить, не помешало ему отлично вписаться в коллектив… Так вот, он умеет играть в классической для металла манере – это особенно важно для такой группы, как U.D.O., – но, вместе с тем, он принадлежит уже к совсем иному поколению и звучит все равно как-то иначе. На мой взгляд, он играет как-то по-современному.
Да, за последнее время вы обзавелись двумя новыми участниками. Расскажете, как проходили прослушивания?
О, это было непросто. Нам пришло где-то 300 демо-записей со всего мира, и отбор проходил так: сначала мы просто смотрели на фото и говорили: «Не, этот нам не подходит» – после чего у нас осталось примерно 50-60 кандидатов. Потом мы послушали, что они записали, – и отобрали четырех. Одного парня из Норвегии, одного из Германии, еще одного из Финляндии и Андрея из России. Тогда я написал им всем электронной почте: «Давайте-ка пришлите нам еще что-нибудь посмотреть-послушать». На что Андрей прислал нам несколько очень профессиональных аудиозаписей и видеоматериалов. А дальше нам просто повезло: оказалось, что он в туре с Полом ДиАнно, и их последнее шоу должно было состояться в Праге – ну я и написал ему: «Отлично, ты будешь неподалеку, так что заезжай к нам в Германию на прослушивание». Планировалось, что он приедет только так, познакомиться, но в итоге он остался на пять недель и записал все гитарные партии.
На тот момент у нас была серьезная проблема с Игорем (Джианолой, бывшим гитаристом U.D.O.). Как я уже говорил, Штефан записывал все по Интернету, но мне так работать не хотелось, поэтому я сказал Игорю: «Тебе придется пробыть в студии пять недель». Он ответил: «Ой, я не могу, у меня нет времени, то да сё, может, давай по Интернету?» Я сказал: «Нет, Игорь, я так не хочу, я хочу делать все по-настоящему, никакого Интернета». Короче, в итоге Игорь не стал записываться, но в начале этого года, когда альбом уже был готов, он объявился со словами: «Знаю, я был неправ, но, надеюсь, мы сработаемся с Андреем и поедем все вместе в тур по Америке». А потом мы получили предложение из Эквадора приехать и выступить у них на фестивале. Мы написали Игорю, что надо паковать чемоданы, но на следующий день он ответил нам, что не может никуда ехать и вообще должен узнавать о наших планах по поводу туров и концертов заблаговременно, месяца за три. На это я ответил: «Но это же просто нереально». А он написал: «Ну, тогда я ухожу из U.D.O.».
Я сказал: «Ты уверен, после 16 то лет? И не жалко вот так все бросить?» Но что я мог сделать? Это было его решение, а нам нужно было как-то двигать дальше… (Смеется.) Нам нужен был второй гитарист. И тут нам, опять же, повезло: те два парня из Норвегии и Германии отпали сами собой – у них уже появились какие-то другие дела, контракты с другими группами или что-то еще, – а Каспери (Хейкинен) оказался свободен. Так что мы обзавелись двумя новыми гитаристами, и я ими обоими очень доволен – у группы благодаря им появилась свежая кровь. Мы с ними уже выступили в Америке и Канаде, и они привнесли в наши шоу столько энергии, нам правда было весело с ними. Я немного переживал – ну ты понимаешь, – как все пойдет, ведь все-таки с бывшими участниками мы были столько лет вместе… Но очень скоро у меня появилось ощущение, как будто эти парни с нами уже пару лет играют.
Может, у вас теперь прибавится юных поклонниц?
Да, возможно, новенькие парни у нас очень симпатичные, так что… (Смеется.) Почему бы и нет?
Чем, на ваш собственный взгляд, особенно хороша новая пластинка?
Ну, для меня самым классным было то, что мне довелось поработать над новыми песнями с Фитти Винхолдом, нашим басистом. В том плане, что я уже незнамо сколько лет писал песни исключительно со Штефаном Кауфманном, а тут, наконец-то, какое-то разнообразие. И еще мне очень нравится, что на этом альбоме много разного материала. Например, там есть “Heavy Rain”, исполненная под аккомпанемент фортепиано, или “Book of Faith” – очень «нетипичная» песня для U.D.O., с настоящим оркестром под конец, и еще одна песня на испанском, посвященная финансовому кризису. Знаешь, в Испании сейчас 60% молодых людей не могут найти работу, и в Греции и многих других странах ситуация такая же – вот мы и написали песню о том, что нам приходится наблюдать. Изначально мы не планировали писать текст на испанском – песня была на английском и называлась “Dust and Rust”, но смысл у нее был такой же. “Basta Ya” переводится как «Хватит!» – то есть, с нас хватит всей той ереси, которую несут правительство и банкиры, довольно всей этой коррупции и так далее. В общем, на этом альбоме очень разнообразный материал, и меня это очень радует. Мы не ограничивались каким-то одним направлением. Конечно, в основе у нас всегда один конкретный стиль, но сверху мы делали всякие разные надстройки.
Расскажите поподробнее, как прошла работа над песнями и запись диска?
Когда Штефан уходил из группы, он сказал: «Я не могу больше оставаться участником группы, но я хочу продолжить сотрудничество с вами», – причиной его ухода было состояние здоровья, у него были проблемы со спиной. Но потом он сказал: «Я не могу помочь вам с новым диском, мне нужно время на то, чтобы собраться с мыслями и решить для себя, чем я хочу заниматься в будущем. Я не буду продюсировать этот альбом и писать для него песни». Но это было не страшно, потому что, как я уже говорил, мне повезло найти нужного человека, который отлично справляется с композиторскими обязанностями, – Фитти. Оставалось только решить проблему с продюсером. Первым делом мне на ум пришел Михаэль Вагенер– мой давний друг, который работал со мной еще со времен Accept. Но на тот момент он был занят с финнами Lordi. Однако он сказал мне: «А почему ты сам не продюсируешь альбом?» Когда-то давным-давно у нас с ним была продакшн-компания, и мы продюсирвали много всяких групп – например, Raven из Англии. Он сказал: «Тебе всего-то нужно найти хорошего звуковика», – потому что это как с велосипедом: один раз научишься кататься – и уже никогда не забудешь. (Смеется.) Мне удалось найти очень хорошего звуковика в Германии, его зовут Мартин Пфайффер. Мы написали песни и записали часть вокала и немножко гитар здесь на Ибице. А все остальное было сделано на севере Германии. Я рад, что у нас получилась такая классная команда: Фитти, Мартин и я. Что еще сказать? Результат нашей работы – “Steelhammer”. Я очень доволен тем, как все складывается. Мне кажется, я встретил нужных людей в нужное время.
Как уже упоминалось, на вашем новом альбоме есть песня на испанском. Вообще создается впечатление, что вам нравится петь на разных языках. Например, вы несколько раз пели по-русски. Какой язык давался вам тяжелее всего? И какой больше всего нравится вам по звучанию?
Начнем с того, что самый сложный – это русский. Но, если ты единожды спел на нем, потом становится… ну, скажем так, попроще. Что же касается испанского… Я живу в Испании уже где-то пять лет. И, конечно, если ты смотришь местные телепередачи и ходишь в рестораны, ты волей-неволей учишь этот язык. При этом испанский – отличный язык для пения. Он хорошо ложится на самые разные мелодии. Но петь на нем не так-то просто – из-за произношения. Поэтому, когда нам пришла идея “Basta Ya”, мы позвонили одному нашему хорошему другу, вокалисту WarCry Виктору Гарсии, – и он перевел нам текст с английского на испанский и также сделал демо-запись вокала, чтобы я мог ориентироваться на его произношение. Вот так у нас получилась “Basta Ya” – и, мне кажется, песня вышла отличная. По-испански говорят во многих странах – в Южной Америке, например, или в США, там тоже очень много испаноговорящих. Так что, на мой взгляд, это была отличная идея… Посмотрим, будем ли мы на всех концертах исполнять эту песню целиком на испанском, или, может, где-то и на английском. Пока не знаю.
Может, вы хотели бы спеть еще на каких-нибудь языках?
(Смеется.) Не сейчас. Но кто знает. Может, когда-нибудь я и на своем родном языке спою – на немецком. А еще я тут во Франции интервью давал, и многие там говорили мне: «О, песня “Heavy Rain” такая красивая, она похожа на шансон, вам надо как-нибудь спеть на французском». Я такой: «Э-э-э, (саркастически покашливает) что-то я в этом сомневаюсь». Но кто знает - кто знает. Посмотрим, как пойдет. Пока никаких планов на этот счет нет.
К слову, о планах: помнится, в каком-то из прошлых интервью вы сказали, что у вас всегда очень конкретные представления о будущем. Это правда? Вы всегда знаете наперед, что и как будет?
Ага. Ну вот, например, на лето у нас еще осталась пара фестивалей. Затем, в середине сентября, мы начинаем тур в России – у нас будет большое турне по вашей стране. Потом мы едем в Скандинавию, Балтийские страны, Беларусь, Германию, Швейцарию. Намечаются еще кое-какие шоу в Европе – пока идут переговоры. А в начале следующего года, в феврале, мы едем в Америку. Там у нас будет очень долгий тур на шесть или семь недель. С заездом в Канаду. Потом мы поедем в Южную Америку. И потом – опять фестивали. А в конце лета мы, наверное, начнем работу над новым диском. Вот так…
Да, куча планов!
Угу, дела-дела. Но это хорошо.
Вы пишете песни в туре, или вам для этого нужно выделить время, не занятое ничем другим?
Мы накапливаем идеи во время тура – на саундчеках, например. Иногда, если у меня появляется какая-то идея, я записываю ее на мобильный телефон – ну знаешь, можно напеть что-то вроде «ла-ла-ла», просто чтобы не забыть мелодию. Еще я иногда записываю какие-то обрывки текстов. Так что работа над песнями ведется постоянно. И наши новые участники уже тоже начали копить идеи, так что мне очень интересно будет посмотреть, с чем мы подойдем к записи следующего альбома. Они уже скидывают мне какие-то задумки, и я жду - не дождусь, когда мы начнем записывать что-то новое. Будет очень любопытный альбом!
Что вдохновляет вас на написание песен?
Ну, в плане текстов… Мне кажется, нужно просто смотреть на мир широко раскрытыми глазами, нужно следить за новостями и путешествовать, чтобы всегда быть в курсе. В мире столько всего происходит. Ну и, конечно, есть какие-то личные переживания, о которых тоже хочется написать. Из них тоже рождаются всякие новые идеи. А что касается музыки, то мне очень часто приходят на ум какие-то мелодии, я записываю их в виде «ла-ла-ла», а потом дорабатываю. У меня и гитарные риффы в голове рождаются. Их я тоже могу напеть. Наверное, звучит это как-то дико, но все же я могу изобразить их голосом. (Cмеется.) И не только мелодии, но и гитарные соло.
Вы ездите в туры и выступаете с концертами уже столько лет. Никогда не посещает мысль, что пора завязывать с этим кочевым образом жизни?
Нет. Знаешь, многие люди говорят: «Тебе уже 61 – может, надо бы уже остановиться?» А я отвечаю: «Нет, мне нравится ездить в туры и записывать альбомы, я получаю от этого удовольствие», – и я правда считаю, что, пока дело приносит радость, бросать его не нужно. Я не знаю, хватит ли меня еще на десять лет, но почему бы и нет? А теперь, когда у нас в группе появились участники помоложе, у меня вообще как будто второе дыхание открылось. Они подзаряжают меня энергией. Когда тебя окружают молодые люди, начинаешь… уж извини за банальность, чувствовать себя моложе. В общем, это моя жизнь, мой образ жизни – и мне он нравится. И потом, я очень хорошо отдыхаю дома. Я живу в Испании, на острове Ибица, и здесь у меня такое ощущение, как будто я все время в отпуске. Здесь отлично получается расслабиться.
Помнится, вы как-то сказали, что, если все-таки решите «выйти на пенсию» как музыкант, займетесь продюсированием молодых команд. Вас все еще привлекает эта идея?
Да, конечно. Мы только что достроили настоящую профессиональную студию здесь на Ибице. Поэтому, если у меня будет время и будет позволять здоровье, я займусь этим. Если я перестану записываться сам, я с удовольствием буду помогать другим группам. Я не хочу совсем уходить из музыки. Может, как-то иначе, но я все равно буду связан с музыкой, потому что я люблю ее. Я не хочу сидеть в саду и любоваться розочками. (Cмеется.) Кстати, розочки я люблю – но сама мысль ясна, да?
Вполне. А чем молодая группа может привлечь ваше внимание – так, чтобы вы захотели им помогать?
Ох, с одной стороны, ответить очень просто, но… Конечно, все дело в песнях. В группе самое важное, конечно, певец, но и музыканты должны быть приличные. Ну и вообще они должны делать что-то интересное… Это сложно объяснить. Должно быть так, чтобы, услышав их музыку, ты сразу сказал: «Да, это интересно, я бы с ними поработал».
Это должна быть метал-команда, или другие жанры вас тоже привлекают?
Скажем так, я не буду искать исключительно метал-команды. Мне на глаза может попасться и что-то другое. Но, конечно, хард-рок и металл все равно будут на первом месте. Однако я стараюсь смотреть на музыку шире.
Кстати, ваш сын ведь тоже музыкой занимается?
Да, он ударник, играет в группе под названием Damaged. Барабанит он хорошо, и группа их жжет только так, но они еще очень молоды, сложно сказать, что из них получится.
Эпиграфом к вашей автобиографии, которую можно легко найти в Интернете, служат слова о том, что вы хотели бы запомниться хорошим человеком. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «хороший человек»?
Хороший человек… Не лги, не принимай наркотики, не пей слишком много алкоголя, будь вежлив, умей общаться с людьми… короче, просто будь нормальным. Да… и еще не будь узколобым, смотри на мир шире. Вот это значит быть хорошим человеком, по-моему.
Вы славитесь необычным тембром голоса. А какие еще собственные черты вы считаете особенными?
Ох, сложно сказать… Честно говоря, я не могу слушать собственный голос. Это как с киноактерами – многие из них не смотрят фильмы со своим участием. Но, конечно, я в курсе, что голос у меня уникальный. И меня особенно радует – это особенно заметно по последнему альбому, – что мой голос способен на многое. Знаешь, многие певцы к моему возрасту наживают проблемы с голосом, но в моем случае у меня даже как будто увеличивается диапазон. Мне самому это ужасно интересно и приятно. В последнее время я замечаю, что в вокальном плане могу делать такие вещи, которые не давались мне 15 или 20 лет назад. Это как с вином, хорошее старое красное вино всегда лучше молодого. А особенным в себе я считаю то, что я не веду себя как типичная рок-звезда. Я стараюсь быть приземленным, адекватным человеком. И, наверное, поэтому… не очень хочется говорить такие вещи о себе самом… но, как мне кажется, окружающие и относятся ко мне как к нормальному, адекватному человеку, а не как к какой-то рок-н-ролльной зазнайке. Короче, я пытаюсь быть нормальным – хотя это не очень-то нормально в музыкальном бизнесе.
Вы сказали, что любите розочки… А есть ли еще какие-то вещи, помимо музыки, которые приносят вам радость?
Если у меня есть свободное время и мне хочется отдохнуть, я читаю биографии всяких музыкантов, политиков и прочих знаменитостей. Наверное, это мое единственное хобби на данный момент. У меня не так уж много свободного времени.
Чем вас привлекают чужие биографии?
Мне интересно почитать, что они там понаписали. Особенно музыканты – мне так любопытно, что и как они описывают. Иногда их рассказы заставляют меня улыбнуться, а иногда я думаю, что вот тут они привирают – просто чтобы было интереснее читать. Также меня всегда интересовала политика. Если почитать тексты U.D.O. или Accept, моей бывшей группы, можно заметить, что у нас всегда были песни на политические темы. Вот, например, на “Steelhammer” есть песня “A Cry of a Nation” – она о том, что в современном мире богатые люди становятся все богаче, бедные – все беднее, а среднего класса при этом уже нет. Так что, как видишь, я держу руку на пульсе.
Собственную автобиографию вам не хотелось бы написать?
Да, я уже в процессе. Правда, пришлось на год ее отложить в сторонку – я был слишком занят всеми этими перестановками в группе, записью и продюсированием альбома. Но в туре уже можно опять начать писать. Знаешь, в туре всегда куча свободного времени – то в отеле сидишь без дела, то в аэропорту. Так что как раз можно книжкой заняться. Думаю, я закончу писать ее где-то к концу следующего года, и в 2015 или 2016 она выйдет в печать.
Сложно самому книжку писать?
Да, но мне помогают. Моя часть работы: записать все, что придет в голову, все, что я смогу вспомнить. А потом другой человек это все обрабатывает. Но я бы не хотел, чтобы это была «нормальная» автобиография. Типа: «Я родился там-то… заинтересовался музыкой тогда-то… ну и так далее». Я хочу, чтобы было больше похоже на роман. Ну, посмотрим.
Не боитесь, что после выхода книги будет много обиженных, которых вы как-то не так упомянули? Такое часто случается…
О да, там будет много всего любопытного. (Смеется.) Вас всех ждут сюрпризы, ага.
О, какая интрига!
Да-да-да…
Как вам удается со всем этим справляться: столько планов, столько всяких дел?
Что я могу на это сказать? Я стараюсь заботиться о своем здоровье. Девять лет назад я бросил курить. И потом переехал на этот остров. Хорошо жить у моря, вдали от всякой промышленности. Так что я веду здоровый образ жизни и стараюсь поддерживать хорошую форму. Сейчас я очень хорошо себя чувствую, и у меня все в порядке.
В сентябре вы приедете в Россию и выступите во многих городах. С нашей страной у вас связаны какие-то особые впечатления?
Да, в России всегда находится что-нибудь интересное. В этом туре мы заедем в некоторые города, где я раньше не был, поэтому мне очень любопытно… В России вообще что ни поездка – то приключение. Мне нравится ездить по вашей стране. Люди приятные, отношение к нам хорошее… А теперь, когда у нас русский гитарист, проблем с общением вообще не будет. (Смеется.) Все будет круто. Я никогда не бывал в… (с трудом осиливает название) Южно-Сахалинске… Не знаю, как его правильно произнести, но это где-то на побережье Тихого океана… В Хабаровске тоже… И в Краснодаре… А в остальных городах был. У нас будет очень длинный тур – дольше всех, что были раньше. С нетерпением жду.
Уверена, вас ждет много интересного…
Да, меня всегда радует, если в таких поездках есть пара свободных дней – чтобы можно было погулять по городу и посмотреть достопримечательности.
Вам нравится ходить по достопримечательностям?
Ага! Я не тот человек, который проспит до четырех часов дня, а потом сразу поедет на саундчек и на концерт. Если у меня есть возможность, я всегда стараюсь что-то посмотреть. Я же не зря путешествую по миру – если я куда-то приезжаю, надо посмотреть это место.
Спасибо большое за интервью. Может, в завершение обратитесь напрямую к фанатам?
Я очень хочу представить вам наш новый альбом и надеюсь, что многие придут посмотреть на старых и новых участников нашей группы. Keep everything heavy!
Официальный сайт UDO: http://www.udo-online.com/
Выражаем благодарность Константину Былееву (ФОНО) за организацию этого интервью
Ксения Артамонова
27 июня 2013 г.
© HeadBanger.ru