Morgana Lefay

Morgana Lefay
Эволюция не закончилась

18.07.2013

Архив интервью | English version

Говорят, что музыка, которую ты услышал первой, западает в душу глубже всего, что доведется услышать впоследствии. Шведы Morgana Lefay были отнюдь не первой хэви-металлической группой, которую мне довелось услышать, но это, как ни крути, произошло почти 20 лет назад, когда они выпустили свой третий альбом “The Secret Doctrine” (1994), и некоторые треки из него звучали в радиошоу Всеволода Баронина. С тех пор я не оставлял группу без внимания, какие бы трудности ей ни пришлось преодолевать – разрыв с лейблом Black Mark, сокращение названия до Lefay, возвращение к старому названию на паре альбомов и уход в глухую спячку в 2007 году после великолепного альбома “Aberrations Of The Mind”, одного из лучших за всю их карьеру. Неудивительно, что когда я увидел Morgana Lefay в списке участников фестиваля “Sweden Rock”, мое сердце забилось быстрее, тем более что я на тот момент еще не знал об их возвращении в строй. Но мое сердце забилось еще быстрее, когда мне удалось раздобыть контакты вокалиста Чарльза Рюкотнена и договориться с ним об интервью. И вот, в разгар третьего фестивального дня Чарльз привел с собой в пресс-зону всю группу, и мы устроились на солнышке для неспешной беседы…

Как получилось, что Morgana Lefay снова собрались вместе? Насколько я слышал, за это стоит благодарить редакцию журнала “Sweden Rock” …

Чарльз:
Да, они пригласили нас выступить в своем круизе “Sweden Rock Cruise”, который проходил в октябре прошлого года. Затем поступили предложения от других фестивалей, одно повело за собой другое, и вот сейчас мы здесь.
Тони Эрикссон (гитара): Это они виноваты!

Почему вы решили принять их приглашение? Ведь, если я правильно понимаю, у каждого из группы сейчас есть другие проекты …

Чарльз: Причина в том, что играть с этой группой всегда здорово. Перерыв в нашей деятельности начался просто как короткие каникулы, которые переросли в длинные каникулы из-за всех этих проектов, в которых мы участвуем. Ну а когда нам поступило это предложение, ничто не мешало нам согласиться.
Пелле Окерлинд (барабаны): Мы спросили друг друга: «Ты хочешь выступить?» И каждый ответил: «Почему бы и нет?!» Вот так все просто.

И что вы намерены делать с Morgana Lefay дальше? Группа собралась всерьез и с большими планами, или же вы просто играете в свое удовольствие?

Чарльз: Скорее второй вариант. Мы играем ради удовольствия и не хотим строить слишком больших планов на будущее. Мы просто плывем по течению, и до тех пор, пока мы получаем удовольствие, так будет и дальше. Когда нас зовут выступать, мы соглашаемся. Что же касается нового альбома, то…
Пелле: Думаю, с ним будет то же самое. Если у нас появятся песни, которые нам будет прикольно записать, мы так и сделаем. Если будет ощущение, что этого делать не хочется, то мы и не будем.

Что же пошло с группой не так после релиза “Aberrations Of The Mind”? Проблема в самом альбоме или в чем-то еще?

Чарльз: Мы просто очень долго карабкались вверх по холму.
Пелле: Этот перерыв тоже получился сам собой. Какое-то время мы не репетировали, потом еще какое-то время не репетировали. И вот прошло уже пять лет!

Лейбл Black Mark по-прежнему владеет правами на название Morgana Lefay, или же вы сейчас наконец-то освободились от этого контракта?

Чарльз:
Мы свободны делать, что мы захотим. На самом деле, мы освободились от него, еще когда переименовались в Lefay. Все проблемы с названием пошли из-за того, что по договору с Black Mark они имели право оставить нас у себя еще на один альбом. А мы ушли с Black Mark и подписались на Noise Records, так что нужно было выпустить еще какой-то альбом на Black Mark, чтобы мы могли продолжать под старым названием. Сейчас все права на название принадлежат нам, и мы можем делать с ним все, что хотим.

Кстати, поскольку Noise Records как таковой уже не существует, есть ли у вас права на переиздания альбомов Lefay?

Чарльз:
Мы общаемся по этому поводу с Warner Chappell, которым отошли права на издания тех записей – точнее, скорее всего, отошли. Мы точно не знаем, кому принадлежат права, но я думаю, что им. Процесс возвращения прав оказался весьма длительным, но нам бы хотелось их снова получить и, возможно, переиздать те диски. Посмотрим, что получится, все зависит от переговоров с правообладателем.

Если оценить внушительную дискографию Morgana Lefay с точки зрения сегодняшнего дня, какой альбом вам нравится больше всего? И есть ли альбом, который вам бы хотелось полностью переделать?

Чарльз: Не думаю, что мы бы стали что-то переделывать, мы довольны всем, что выпустили.
Тони: На мой взгляд, лучший альбом - “Sanctified” (1995).
Чарльз: А я думаю, что лучший альбом – это “Maleficium” (1996).
Пелле: Да, “Maleficium” и, пожалуй, “Grand Materia” (2005).

Немало людей не знают вашу собственную музыку, но зато хорошо знают вашу кавер-версию “Voulez Vous” ABBA, которую вы записали в 1995 году и которая несколько лет спустя попала на трибьют лейбла Nuclear Blast. Как вам пришла в голову идея столь радикального кавера? Он ведь появился за несколько лет до того, как трибьюты стали трендом …

Тони:
Это была просто дурацкая шутка! (Смеется.)
Чарльз: Да, в самом начале это действительно была отчасти шутка, но она довольно быстро переросла в нечто серьезное. Мы подумали, что будет круто сделать именно эту песню, потому что “Voulez Vous” не имеет ничего общего с металлом, но в этом и фишка – в тяжелой аранжировке песня зазвучала круче.

Вопрос на аналогичную тему – вы сочиняли тексты по мотивам «Властелина колец» в середине 90-х, еще до того, как Blind Guardian записали “Nightfall In The Middle Earth”, а Питер Джексон снял свою знаменитую трилогию. Вы тогда увлекались Толкиеном и вообще фэнтези?

Чарльз: Я всегда был большим поклонником фэнтези, и Толкиен – один из моих любимых писателей. Мне безумно нравятся его работы и вымышленный мир, который он создал.

Вообще, у меня складывается впечатление, что Morgana Lefay вечно оказываются не в том месте и не в то время, ведь на самом деле вы заслуживаете куда большей известности. На ваш взгляд, что мешает вам по-настоящему прославиться? Почему вы еще не достигли уровня, например, Hammerfall?

Чарльз: Думаю, это наша собственная лень. Нам нравится тусоваться и развлекаться, а этот гребаный бизнес мы просто ненавидим. Концерты – вот что для нас самое важное и самое классное, а все с этим связанное, например, длительные переезды и необходимость долго быть вдали от дома – это настоящий отстой. То время, которое мы проводим на сцене, от 45 минут до двух часов – это супер, это великолепно, а все остальное вызывает у нас реакцию типа: “Вот черт, нам необходимо это делать, чтобы добраться до следующего концертного зала”. Возникает дилемма – чтобы выйти на сцену, нам неизбежно приходится куда-то ехать. А мы живем в шведской глубинке в центре страны, отсюда до нашего города 900 километров, он безумно далеко от любого места, куда бы ты хотел добраться, даже от ближайшего магазина. (Дружный смех.)

В продолжение темы о ваших увлечениях – я читал интервью 2005 года с вашим тогдашним барабанщиком Робином Энгстремом, и в нем он сказал такую фразу: «Чарльз очень увлекается оккультизмом, гностицизмом, религиями и другими подобными вещами». Ты не мог бы поподробнее рассказать об этой области твоих интересов?

Чарльз:
Не знаю, что здесь рассказывать, просто мне эти темы интересны. 10 лет назад они мне были более интересны, чем сейчас, но все равно я хотел бы верить в существование чего-то подобного. Это мой выбор, я хочу отличаться от религиозных фанатиков, которые верят во что-то, что я считаю, мягко говоря, странным. Мне кажется, должно существовать что-то еще, и я ставлю под сомнение истинность того, что утверждает религия.

А остальные участники группы разделяют твои интересы? Ты с ними обсуждаешь темы своих текстов, или же ты свободен писать, о чем захочешь?

Чарльз: Ну, такого, чтобы я показывал им тексты и спрашивал их одобрения, у нас нет.
Тони: Конечно же!
Чарльз: Иногда они мне помогают, особенно Фредрик (Люнлберг, бас), вместе с которым я написал практически все песни на альбоме “Aberrations Of The Mind”. Мы с ним садились, предлагали друг другу идеи и придумывали что-то новое на месте. Когда у тебя дело не идет, все стараются помочь, но такого, чтобы мне говорили: «На эту и на эту тему ты писать не можешь», никогда не было. Думаю, у меня есть свобода самовыражения.
Тони: (смеется) Это он так думает, что у него есть свобода самовыражения.

В наши дни, когда музыка преимущественно распространяется в цифровом формате, лейблам приходится несладко. Многие группы взаимодействуют с публикой напрямую и продают музыку, не прибегая к помощи лейблов. Поскольку у Morgana Lefay отношения с лейблами никогда не были безоблачными, вас радует нынешняя ситуация? Вы довольны такими переменами?

Пелле:
Не думаю, что у нас есть какой-то выбор. Современные технологии уже существуют, и с этим остается только смириться. Проблема музыкальной индустрии заключается в том, что она на протяжении нескольких лет пыталась с ними бороться, но Интернет нельзя победить:
Чарльз: Чего мне сейчас не хватает, так это работы в крупных студиях, так чтобы в альбоме качество записи можно было оценить на слух.
Тони: Что делать, когда подростки скачивают музыку, они не понимают, что артист из-за этого не зарабатывает денег, и лейбл из-за этого не зарабатывает денег, и вот результат …
Чарльз: Когда мы записывали “Grand Materia” и “Aberrations Of The Mind”, мы сидели в студии по три месяца. Сейчас такое было бы невозможно. Быть может, в текущей ситуации лучше всего было бы найти дистрибьютора, который занялся бы распространением наших альбомов в Интернете, но я бы предпочел сделать все самому и ни с кем не делиться деньгами.
Пелле: Запись альбома стоит кучу денег, и совершенно не понятно, как их вернуть.
Чарльз: А записываться все равно надо, потому что только так люди могут услышать твои песни.

Еще одно веяние времени – люди сейчас слушать музыку отдельными треками, на альбом целиком времени и терпения ни у кого не хватает. А у Morgana Lefay достаточно много концептуальных альбомов, и если человек хочет их понять, их нужно слушать от начала до конца. На ваш взгляд, на метал-сцене еще есть место для крупных музыкальных форм? Или с такими работами, как “The Dark Side Of The Moon” – ну, или “Grand Materia” – можно попрощаться?

Пелле: На любое действие найдется противодействие. Мне кажется, люди к этому еще вернутся. Они задумаются: “Я помню, как это было раньше, и хочу, чтобы так было и сейчас”. Люди ведь и винил до сих пор любят.
Чарльз: В нашем жанре диски по-прежнему достаточно активно покупают.

То есть, если вы захотите записать еще один концептуальный альбом, вы это желание реализуете?

Пелле:
Преданные фэны все равно захотят, чтобы альбом был у них целиком, так что мимо них он не пройдет.

А кто они – преданные фэны Morgana Lefay? Сейчас на ваши концерты приходят преимущественно «ветераны», которые слушали группу и 10, и 20 лет назад, или же собирается и немало молодежи?

Чарльз:
Большинство составляют те, кто слушал группу с самого начала. Но есть и новые слушатели, молодежь – спасибо YouTube, Spotify и другой подобной ерунде.

Вас устраивает такая ситуация, или вы бы хотели, чтобы на вас приходило больше молодежи?

Чарльз:
Любой группе, которая не собирается распадаться завтра, нужна на концертах молодежь.
Пелле: Главное, чтобы публике нравилась наша музыка, а сколько ей лет – 15 или 50 – не имеет значения.
Чарльз: На самом деле, мы думаем над тем, чтобы записать детский альбом. (Дружный смех.)

А у вас самих дети есть?

Чарльз:
У двоих из нас.

Когда вы собирали группу, кто оказывал на вас влияние? В Швеции в те годы все увлекались дэт-металом, а вы к этому стилю не имели никакого отношения. Какие у вас тогда были источники вдохновения?

Тони: Metallica и Queensryche.
Чарльз: В детстве я слушал Judas Priest, Urial Heep и даже Kiss, с этого мы начинали. Но у нас в группе большой разброс вкусов, есть даже ребята, которые слушают Meshuggah и Slipknot. В конечном счете, именно так складывается наш саунд.
Пелле: Каждый привносит что-то свое.
Чарльз: У нас порой бывают очень агрессивные инструментальные партии, а сама песня все равно звучит ближе к пауэр-металу 80-х… Не знаю, это очень сложно объяснить, пусть слушатели сами решают, что мы играем. Мы же просто играем то, что хочется.

Вам не тяжело было в Швеции поначалу, когда все вокруг слушали дэт-метал?

Чарльз: Об этом я как раз и говорил в начале нашего разговора – мы очень долго карабкались вверх по холму. Конечно, было непросто, нас ведь не получается запихнуть в рамки какого-то одного стиля, и люди не понимают, как к нам относиться. Возможно, это проблема, но больше для слушателей, чем для нас. (Смеется.)

Вы не могли бы немного рассказать о других проектах, в которых участвуют члены группы, например, о Med Messiah и Cibola Junction?

Чарльз:
Cibola Junction – это мое возвращение в 70-е. Мне очень нравится такая музыка. По сути, это хард-рок 70-х. Что же касается Mad Messiah, то они больше похожи на Morgana Lefay, но эта группа уже не существует. Еще у нас есть LadyDie, их мне трудно описать, в LadyDie играют вот эти два парня (показывает на Пелле и Петера Грена (гитара)), это нечто совсем другое.
Пелле: Это смесь Meshuggah, Pantera и Alice In Chains. А еще я играю в Trail Of Murder вместе с Урбаном Бридом и Даниелем Ольссоном из Tad Morose. И в Bloodbound.

Что вы думаете о метал-сцене в вашем родном городе Боллнасе? Оттуда вышли три известных хэви-металлических группы - Tad Morose, Morgana Lefay и Bloodbound…

Пелле: И Trail Of Murder, не забывай! (Смеется.)

Да, конечно! А более молодые группы, заслуживающие внимания, в Боллнасе есть?

Чарльз: Да! На самом деле, сцена возрождается. Мы репетируем в большой старой школе, в которой много репетиционных залов. Туда постоянно приходят новые группы, и среди них есть реально талантливые. Они только начинают, а уже звучат вполне приятно.
Тони: Когда мы выйдем на пенсию, мы сможем сказать: «Возможно, я вдохновил кого-то из молодежи на большие дела». Такое вот дерьмо жизнь – молодые становятся лучше, чем мы.
Чарльз: Судя по всему, хард-рок и металл никогда не умрут, особенно в Боллнасе.

Что вы знаете о тяжелой музыке из России? Вы в курсе, что в середине 90-х песни Morgana Lefay звучали у нас по национальному радио?

Чарльз: Нет, я этого не знал. К сожалению, с российскими группами я тоже не знаком. Возможно, стоит познакомиться …
Пелле: Я слышал, что в России фантастическая публика, так что я очень хочу туда приехать.
Чарльз: Этот пункт всегда был в моем «списке пожеланий» - съездить в Россию и съездть в Японию.
Пелле: Возможно, мы приедем в Россию осенью с Trail Of Murder. Планируется, что мы дадим шесть концертов по России.
Чарльз: И будете исполнять кавер-версии Morgana Lefay! (Дружный смех.)
Пелле: Да, только кавер-версии Morgana Lefay!

Официальный сайт Morgana Lefay: http://www.morganalefay.se/

Интервью и перевод с английского – Роман Патрашов
Фото – Наталья “Snakeheart” Патрашова
7 июня 2013 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker