21.06.2013
Архив интервью | English version*** АРХИВНЫЙ МАТЕРИАЛ - 2004 ГОД *** Один из самых оригинальных композиторов нашего времени, сравнивающий себя с гениальным Стравинским, возвращается на сцену после двухгодичного отсутствия, причем не с одним альбомом, а сразу с двумя. Диски “Lemuria” и “Sirius B”, которые будут выпущены как в одной коробке, так и по раздельности, представляют из себя новый виток бесконечной эволюции Therion. Удивительно, сколь далеко Кристофер Йонссон ушел от музыки, которая была представлена на его дебютнике 1991 года, и насколько легко Therion превратились из достаточно обыкновенной дэтовой команды в металлический оркестр, в котором классических инструментов и хоров больше, чем у кого бы то ни было… Но не будем продолжать в том же духе, иначе это вступление будет больше похоже на пресс-релиз. Пусть лучше о новом материале вам расскажет сам Кристофер.
(ОТ РЕДАКТОРА - 2013 ГОД: Юбилейный для нашего сайта 2012 год закончился, однако мы продолжаем выкладывать в данном разделе архивные материалы, которые наши авторы сделали до того, как начали работать с HeadBanger.ru. Как показал опрос в нашей группе Vkontakte, эти старые интервью по-прежнему привлекают внимание читателей, и они хотят, чтобы эти материалы снова были доступны широкой публике. Ну а для нас это возможность еще раз пережить некоторые из запоминающихся моментов своей деятельности в качестве журналистов, и мы, конечно, не станем отказывать себе в этом удовольствии...)
У вас готовы сразу два альбома – “Lemuria” и “Sirius B”. В каком виде они будут выпущены? Если я не ошибаюсь, сначала они будут изданы по раздельности, а позднее в виде двойника, правильно?
Нет, все будет с точностью до наоборот. Сначала выйдет двойной диск, а потом альбомы появятся в продаже по раздельности. Смысл этого хода заключается в том, чтобы фэны, которые не станут откладывать покупку дисков в долгий ящик, смогли приобрести двойное издание и таким образом сэкономить деньги. Каждый из альбомов – самостоятельное произведение, но мы подумали, что наши преданные фэны, которые уже много лет поддерживают нас и покупают все наши релизы как можно скорее, заслуживают ответной любезности. В России, в любом случае, будет выпущено специальное издание, у вас ведь продаются лицензионные диски, и я не могу сказать точно, какой формат будет выбран. Думаю, что он будет таким же, как в Европе – сначала двойное подарочное издание с классным буклетом и т.д., а потом одинарные диски.
Главный сюрприз “Lemuria” – это возвращение гроулинга. Почему ты решил снова использовать в своих песнях этот тип вокала? И кто его исполняет?
Исполняю его я сам. В принципе, я никогда не имел ничего против гроулинга, просто в последнее время он не подходил к моим песням. Но в этот раз первый трек на альбоме, “Typhon”, написал Кристиан (Ниеманн, гитарист), а я должен был придумать к нему оркестровки и вокальную мелодию. Придумать ничего мелодичного для припева этой песни у меня так и не получилось, потому что сам главный рифф никак не назовешь мелодичным, так что в конечном счете у меня возникли идеи для ритмики, но никак не для мелодий. И тогда я подумал: «А почему бы не использовать дэт-металлический вокал?» Ритмика этой композиции вполне позволяет добавить в нее множество цепляющих кусков, но с мелодией в ней туговато. Мы попробовали эту вещь с гроулингом, и мне понравилось, вышло круто. Почти такая же история произошла с “Three Ships Of Berik”. У меня были для нее мелодии, но я был ими не особенно доволен и решил: «Почему бы не спеть гроулингом и здесь?»
Несколько лет назад ты сказал в одном интервью, что в Therion ты разрушил концепцию лид-вокалиста. Зачем ты это сделал? Ты неуютно чувствовал себя в роли основного певца?
Я никогда не считал себя певцом, я, скорее, думал о себе как о поющем гитаристе. И отказ от вокальных партий во многом облегчил мне жизнь. А произошло это естественным образом, в связи с развитием моего композиторского стиля. Я стал писать песни с оперными хорами, соло-партиями для оперных певцов и т.д., а для моего вокала просто не осталось места.
За последние пару лет в Therion сменилось двое барабанщиков. Кто у вас играет на ударных в настоящий момент?
Этого парня зовут Петтер Карлссон, ранее он не играл ни в каких известных группах. Проблема с предыдущим барабанщиком заключалась в его нетерпеливости. Он отлично записал все партии на альбомах, и мы были бы счастливы играть с ним и дальше, но он очень хотел поскорее поехать в турне и вообще побольше играть, а в Therion все процессы протекают очень медленно. С того момента, как он присоединился к группе, до нашего первого выступления с ним на барабанах прошло шесть месяцев, и этот фестивальный концерт оказался единственным, который мы отыграли в то лето. Потом прошло еще полгода до того, как мы сели в студию. Запись альбомов заняла у нас 11 месяцев, а барабаны, разумеется, записывались первыми, что означало, что больше года ему вообще нечего было делать. Далее, мастеринг альбомов был завершен в ноябре прошлого года, а выходят они только в конце мая, и в турне мы поедем не раньше августа, так что он опять был вынужден сидеть без дела. Неудивительно, что он захотел заниматься другими проектами. Сначала он поехал в турне с Soilwork, а потом присоединился к американцам Chimaira. Думаю, такой вариант устраивает его больше, ему никогда не нравилось сидеть дома, он хотел побыстрее записаться и почаще гастролировать. Но для Therion требуется огромное количество времени, чтобы осуществить все задуманное, и в нашей деятельности часто возникают длительные паузы. Так что наше расставание устроило обе стороны.
Ты сказал, что мастеринг новых альбомов был закончен в ноябре. Зачем же ждать до мая, чтобы их выпустить?
Здесь все решает лейбл, а они подумали, что именно эта дата релиза будет оптимальной. В начале года было слишком много других релизов, причем каждая группа хочет получить широкое освещение в прессе, а обложка у журнала всего одна. Так что лейбл решил, что лучше выпустить альбом именно в мае.
Еще один вопрос о переменах в составе. Где сейчас Питер Ханссон и Оскар Фосс, которые входили в оригинальный состав Therion?
Я не общаюсь с Оскаром уже лет 10, а с Питером мы иногда контактируем. Ему очень нравится наше современное творчество. Он ушел из Therion в 1992 году, потому что не хотел больше играть на басу и исполнять дэт-метал. Просто ему все надоело, и он решил заняться чем-нибудь другим. А потом он познакомился с более поздними работами группы, наверное, сначала ему было просто интересно, что делают Therion без него, но потом ему действительно понравилась наша новая музыка. И теперь он большой поклонник группы.
Насколько я понимаю, в начале 90-х текучка кадров в Therion в основном объяснялась рок-н-ролльным образом жизни музыкантов – алкоголь, наркотики и т.д. Как тебе удалось пройти через все это и сохранить группу?
Я никогда не вел рок-н-ролльный образ жизни. Разумеется, я выпивал, но выпивка никогда не была для меня проблемой, я считаю, что главное – это музыка, а халявные пиво и водка – вещи второстепенные. Но другие участники группы думали, что самое главное – это рок-н-ролльный образ жизни, а музыка – дело десятое. Особенно в этом усердствовал наш бывший басист Ларс (Розенберг), который жил исключительно ради турне, пива и больших вечеринок и всегда задвигал музыку на задний план. Разумеется, я не считаю такой подход правильным и серьезным. Был, правда, один тур, во время которого я сильно пил, это происходило в 1995 году, и мы выступали на разогреве у Annihilator. Тур длился недолго, всего две недели, и все это время я практически «не просыхал». А потом кто-то дал мне пленку с записью одного из концертов этого турне, и я понял, что ТАК звучать я не хочу. Сейчас мы никогда не пьем перед выходом на сцену, я уже восемь лет не пью до выступления даже пива. Если кто-то хочет выпить, то это всегда можно сделать после концерта. В конце концов, мы едем в турне, чтобы играть музыку и развлекать фэнов, а не для того, чтобы напиваться.
Альбомы “Vovin” (1998) и “Deggial” (2000) можно назвать, скорее, твоими сольными работами, но сейчас у Therion снова постоянный состав. Почему ты решил воссоздать настоящую группу? Ты был недоволен работой с сессионными музыкантами?
Я всегда хотел иметь настоящую группу. Сессионные музыканты – это вынужденная мера, на это пришлось пойти, потому что когда пришло время отправляться на гастроли в поддержку альбома “Theli” (1996), практически все, кто играл со мной в студии, перестали быть участниками Therion. Пришлось позвать друзей, которые умели играть, а поскольку я знаком со многими музыкантами, удалось нанять и вокалистов. Когда мы закончили турне, у меня уже был готов материал для “Vovin”, и я подумал: «Стоит ли сейчас заниматься поисками новых музыкантов для стабильного состава? Нет!» Если бы я принял положительное решение, пришлось бы сначала искать барабанщика, затем басиста, а потом еще и гитариста. А я просто решил: «Окей, я найму музыкантов, и они запишут альбом». Поэтому “Vovin” можно считать моим сольником. С пятым альбомом к Therion начал, наконец, приходить успех, и я не хотел тратить полгода на сколачивание стабильного состава. Я просто хотел выпустить альбом, и оказалось, что я принял правильное решением, потому что диск вышел в самое подходящее время. В турне после “Vovin” я опять работал с сессионными музыкантами – гитарист был моим другом, он записал несколько партий для “Vovin”, басист был другом гитариста, а когда встал вопрос о барабанщике, менеджмент порекомендовал мне нанять Сами Карпиннена. В ходе турне я понял, что он – именно тот, кто мне нужен, и по его окончании я предложил Сами место постоянного барабанщика. После этого я приступил к поискам остальных постоянных участников, и именно Сами вывел меня на Кристиана и Йохана (Ниеманна, басиста). В таком составе мы записали “Deggial”, но я опять написал для него все песни, так что вклад остальных участников группы в сочинительство равен нулю, они просто исполняли мои песни. С этой точки зрения “Deggial” – тоже мой сольник, хотя он записывался с постоянным составом.
Давай вернемся к новым альбомам. Кто занимался их оформлением? На мой взгляд, обложки просто шикарные…
Художника зовут Томас Эверхард, он из Германии. Мы с ним очень тесно сотрудничали в работе над обложками. Он выслал мне наброски, я послал ему мои предложения, и так мы активно обменивались идеями и вариантами рисунков. В итоге на обложку попал пятнадцатый вариант рисунка.
В записи альбомов принимали участие более 170 певцов и музыкантов…
На самом деле, я посчитал еще раз, и выяснилось, что их всего 164! (Смеется.) Просто некоторые имена, например, тех, кто исполняет соло-партии, упоминаются несколько раз.
Есть ли среди этих людей какие-нибудь широко известные персонажи?
Ну, за «хэви-металлический вокал» у нас отвечает Матс Левен, он известен по работе с Ингви Мальмстином и At Vance. Еще с нами работали люди, которые известны на шведской оперной сцене, но вряд ли знакомы металлистам. (Смеется.) Петр, наш старый барабанщик, который также записал часть вокальных партий на “Theli”, был снова приглашен для исполнения вокала.
Должно быть, запись столь амбициозного проекта стоила тебе кучу денег. Как тебе удалось убедить Nuclear Blast выделить необходимую сумму?
Это не проблема. Если у меня есть хорошая идея, и я могу ее обосновать, мне выделят деньги. На запись у нас ушло немногим более 100.000 евро. Но в конечном счете, это деньги группы. Я получаю 100.000 евро, а дальше я волен решать, потрачу я их все на запись, или потрачу 10.000, а остальные приберегу на будущее. Но мы всегда тратим все полученные деньги.
О чем повествуют тексты новых песен? Лежит ли в основе “Lemuria” и “Sirius B” какая-нибудь глобальная концепция?
Тексты имеют самую разнообразную тематику. Мы поем обо всем, начиная с нордических тем в “Uthark Runa” и классической греческой мифологии в “Typhon” и “An Arrow From The Sun” и заканчивая древнеегипетской мистикой в “Son Of The Sun” и вавилонской цивилизацией в ”Blood Of Kingu”. Кроме того, у нас в текстах есть и русские мотивы, например, в “The Voyage Of Gurdijeff” и особенно в “The Khlysti Evangelist”, которая рассказывает о Распутине, и в которой первые строчки поются по-русски.
Сколько же языков знаешь ты и твой основной текстовик Томас Карлссон? Я уже сбился со счета языков, используемых в лирике Therion…
По-русски мы не говорим, у нас есть друг, который перевел для нас этот кусок. Но даже если мы говорим на каком-либо языке, мы часто просим кого-нибудь еще сделать перевод, как, например, в случае с песней “Schwarzalbenheim”. Я могу говорить по-немецки, так что я понимаю, что пою, но сделать хороший стихотворный перевод мне не под силу. Еще один наш друг из Аргентины помог нам с переводом “Quetzalcoatl” на испанский. Многие языки, которые мы используем в текстах – это так называемые мертвые языки, на них сейчас никто не говорит. А если говорить подробнее о русских влияниях на альбоме, то там можно найти еще много интересного. В частности, мы использовали балалайку и домбру, получилось довольно забавно. У Therion есть такая особенность – в песне, текст которой рассказывает о России, например, “The Voyage Of Gurdijeff”, балалайки нет. Зато балалайка используется в композиции о древних ацтекских богах. В песнях Therion все влияния перемешаны, мы не работаем по принципу: «Раз у нас песня про Россию, давайте сделаем в ней партию балалайки». Главное, чтобы песня звучала естественно. Когда в песне появляется балалайка, это значит, что она должна там быть, без нее песня звучала бы неестественно, а о чем рассказывается в тексте, не столь важно в данном вопросе. И это просто здорово!
Не так давно вы выпустили компиляцию редких треков под названием “Bells Of Doom”. Но почему вы распространяете ее исключительно среди членов фэн-клуба Therion? Думаю, этот материал будет интересен отнюдь не только членам фэн-клуба…
С этим диском было несколько проблем. Во-первых, если бы мы выпустили его на Nuclear Blast, они бы стали промоутировать его изо всех сил, а качество этого материала не всегда на высоте. Это, скорее, исторический документ, а выйди он на Nuclear Blast, многие бы решили, что это наш новый альбом, и кинулись его покупать. А купив, разочаровались бы и стали всем рассказывать, что новый Therion – жуткий отстой. (Дружный смех.) На диске ведь представлены исключительно записи старых репетиций, а также неизданные или редкие версии, которые представляют интерес только для пробитых фэнов. Я бы сказал, что 95 процентов наших фэнов сочтут наличие этих треков в своей коллекции абсолютно необязательным. Во-вторых, существует проблема с авторскими правами. На очень старых записях, например, на репетиционной записи Blitzkrieg (так назывались Therion в самом начале) ведущие вокальные партии исполняет девушка, и я не имею ни малейшего представления, где она сейчас. Я не могу просто взять и выпустить треки с чужим вокалом, особенно на Nuclear Blast, потому что такой релиз принес бы нам прибыль, а значит, участвовавшие в записи люди могут объявиться и потребовать денег. Поэтому мы отпечатали диск в очень ограниченном количестве и распространяем его только через фэн-клуб. Получается то же самое, как если бы я дома нарезал друзьям болванки. Единственная разница в том, что мы еще печатаем к дискам обложки.
Еще один вопрос по поводу авторских прав. В буклете диска “Live At Midgard” (2002) ты пишешь, что был вынужден убрать из трек-листа композицию “O Fortuna” из-за проблем с правообладателем. Что произошло? Вы ведь уже издавали эту вещь на диске “Deggial”.
Да, но нам пришлось ее убрать со второго тиража. В мире рок-н-ролла и металла кавера никогда не были проблемой, ты просто записываешь собственную версию какой-нибудь песни, и ее автор счастлив, потому что кто-то играет его композиции, потому что благодаря этому автор получает больше денег. Но в случае с классической музыкой ситуация обстоит по-другому. Тебе не дозволяется изменять композицию. В мире рок-н-ролла термин «изменение» трактуется достаточно либерально, многие музыканты меняют аранжировку каверов, но никто не станет утверждать, что они поменяли песню – они просто сделали свою версию. Но в случае с классической музыкой композиция должна исполняться строго по нотам, а если ты добавил к ней барабаны, бас и гитару, это уже трактуется как изменение оригинального произведения. Правда, если композитор умер более 75 лет назад, это не проблема, и ты можешь делать с его произведениями все, что хочешь. Но если он умер менее 75 лет назад, то кому-то принадлежат права на его произведения, и для внесения изменений в композицию требуется письменное разрешение правообладателя. Но даже при всем этом у нас вряд ли возникли бы проблемы, потому что мы поклонники Карла Орфа, и мы всего лишь отдали дань уважения оригинальной композиции. Но так получилось, что в то же время один американский хип-хоппер, я даже не помню, как его зовут, просто взял кусок из “Carmina Burana” и наложил на нее свой рэповый вокал. Издатель Карла Орфа подал против него иск на 10 миллионов долларов и выиграл дело! И когда они узнали, что мы тоже записали эту композицию, они решили: «Круто, мы получили 10 миллионов! Давайте засудим еще и этих!» Мы стали получать от них официальные письма, но я ответил им лично, не через менеджмент. Я написал им: «Слушайте, я просто рок-музыкант, который очень любит оперную и классическую музыку, мы не продаем миллионы дисков, так что у нас все равно нет миллионов долларов, и мы не сможем вам заплатить, даже если вы вызовете нас в суд. Да, мы допустили ошибку, не выяснив заранее, что от нас требуется ваше разрешение, но в металлическом бизнесе это не принято, музыканты просто отдают дань уважения любимым композициям, и никто не создает им проблемы». Я также написал им, что благодаря тому, что я делаю, у многих молодых людей появляется интерес к опере. В итоге мы уладили дело без суда. Мы заплатили им небольшую сумму денег, примерно 3.000 евро, и получили право распродать уже напечатанный тираж альбома. Но нам пришлось убрать этот трек с нового тиража. Конечно, 3.000 евро за просто так – это достаточно большие деньги, но по сравнению с 10 миллионами – это ничто. (Смеется.) Играть песню на концертах и продавать диски с ее записью – это две разные вещи. Мы имеем право исполнять “Carmina Burana” на концертах, но не имеем право продавать ее запись.
В России сейчас с этим большие проблемы – если группа хочет записать кавер, скажем, Iron Maiden, лейбл требует наличия разрешения от менеджмента Iron Maiden…
В Европе это не проблема. Возможно, в России законы несколько жестче, потому что у вас только недавно появились надежные бизнес-партнеры, а раньше на рынке присутствовали только пиратские диски. Сейчас у вас есть серьезные лейблы, но многие представители музыкального бизнеса за пределами России до сих пор стремятся проверить соответствие их действий каждой букве закона. В Европе тоже есть такой закон, согласно которому тебя теоретически могут вызвать в суд, если ты сделаешь какой-нибудь кавер и изменишь оригинал. Но на практике ни одна группа не будет с тобой судиться по двум причинам. Во-первых, если кто-то записывает твою песню, они платят тебе деньги. Зачем судиться с человеком, который зарабатывает для тебя деньги? Во-вторых, если рок-группа подаст в суд за исполнение своих каверов, пресса не оставит от их имиджа камня на камне, а значит, они потеряют фэнов. Если Iron Maiden подадут в суд на шведскую группу, каждый металлический журнал напишет, что Iron Maiden – самые большие мерзавцы во вселенной, и многие фэны от них отвернутся. Да и зачем судиться, когда группа отдала тебе дань уважения, да еще и денег заплатила? Другой вопрос, если кто-то запишет твою песню, чтобы над ней поиздеваться, выставить тебя на посмешище. Тогда ты можешь подать на них в суд. Мне кажется, это хорошо, что такой закон существует, но он никогда не применяется на практике. Я помню только один случай его применения – когда Nuclear Blast захотели выпустить трибьют Doors. Многие группы уже записали свои версии для этого трибьюта, но тут вмешался лейбл Electra, который выпускает диски Doors, и прикрыл этот проект. Но я могу их понять, ведь на трибьюте должны были быть представлены, в основном, дэтовые группы. Вспомни, какие группы были подписаны на Nuclear Blast 10 лет назад, а теперь представь песни Doors в исполнении Dismember или Benediction. Я не думаю, что Electra сочли их версии особенно лестными для Doors. Кроме того, Doors распались уже много лет назад, так что в плане имиджа терять им нечего.
Продолжим разговор о каверах. Несколько лет назад ты сказал, что если бы тебе довелось поработать над оркестровым альбомом Metallica, ты бы сделал его совершенно другим. В то же время, ваша версия “Fight Fire With Fire” практически не отличается от оригинала. В чем причина?
Тут совсем другое дело. Когда мы записывали “Fight Fire With Fire”, мы хотели сделать брутальную песню, чтобы показать, что мы еще не состарились, что мы еще можем звучать экстремально. Но если бы меня позвали сделать оркестровые аранжировки для Metallica вместо Майкла Кеймена, я бы справился с работой в миллион раз лучше по одной-единственной причине – я люблю Metallica, в то время как Майкл Кеймен не имел о музыке Metallica ни малейшего представления, а Metallica не имеют ни малейшего представления о классической музыке. Они просто заплатили Кеймену, чтобы он сделал для них эту работу. То же самое происходит, когда ты кого-нибудь нанимаешь для покраски своего дома. Но это же человек со стороны, он совершенно не знаком с твоими вкусами и твоим стилем. У меня “S&M” получился бы лучше, потому что я понимаю и классическую музыку, и Metallica, и я бы играл ВМЕСТЕ с Metallica, а не параллельно с ними. Послушай альбом, там хорошо слышно, что временами группа и оркестр параллельно играют две совершенно разные песни! Майкл Кеймен подошел к задаче слишком теоретически, он посмотрел, какие аккорды используют гитаристы Metallica, какие у них гармонии, и потом написал оркестровки, которые звучат вроде бы совместимо с оригиналом, там нет ни одной ноты, которая бы выбивалась, но оркестр играет отдельно, а группа – отдельно. Единственная песня, которую он не совсем запорол – это “The Call Of Ktulu”, но если бы он ухитрился запороть и эту песню, то на что вообще он был способен? (Смеется.) Впрочем, Metallica – не единственные. Когда возник этот тренд, каждый музыкант захотел записаться с оркестром, но ведь они – металлисты, они не слушают классику и ничего в ней не понимают, они просто нанимают человека, который выполняет для них заказ. И хотя практически все справились с этой задачей лучше, чем Metallica, ни у кого – послушай, например, Iced Earth, Dimmu Borgir, Cradle Of Filth или кто там еще записался с оркестром в последнее время – оркестр не звучит как естественный компонент музыки. Что ж, так всегда бывает, когда возникает тренд, благодаря которому можно продать больше дисков. Находится масса групп, которые думают: «О, это интересно, если кто-то еще смог, почему мы не можем?» А другие группы думают: «Раз все остальные сделали это, давайте сделаем и мы. Возможно, мы продадим на диск-другой больше».
Когда первые три альбома Therion были переизданы Nuclear Blast, пошли слухи, что ты перезаписал или перемикшировал их куски, чтобы сделать саунд мягче. Ты не мог бы прокомментировать этот вопрос?
Ой, на свете так много глупых слухов, и это – просто один из них. (Смеется.) Его очень просто проверить – возьми оригинальный диск, послушай его, а потом послушай переиздание, и ты обнаружишь, что они абсолютно идентичны. Такие слухи - просто полный бред, потому что мастер-пленки первых двух альбомов утеряны, и даже если бы мы хотели перемикшировать их или еще что-нибудь с ними сделать, это теоретически невозможно. Мы даже использовали старый диск в роли мастера для переиздания, так что эти два издания абсолютно идентичны. Переиздание, правда, немного ремастировано, но это стандартная процедура, на слух ты вообще не услышишь разницу.
Вы трижды играли на немецком фестивале Wacken Open Air, и каждый раз у вас оставались от выступления не самые положительные эмоции…
Да, это так. Когда мы играли на Вакене первый раз, фестиваль был еще молод, и там царил полный бардак. Но так бывает со всеми молодыми фестивалями, у людей еще нет опыта и т.д. Я их не виню, мы отлично провели там время. Но во второй раз все было достаточно плохо, в основном из-за датского куска дерьма под названием D.A.D. Их вообще не должно было быть на фестивале, но Ди Снайдер из Twisted Sister не смог выступить, и на замену вызвали D.A.D. Они играли перед нами, так что мы были главной группой, но они вели себя как рок-звезды, они даже не убрали свое оборудование со сцены вовремя, их роуди просто ползали как осенние мухи. В результате мы начали играть с опозданием, причем не по своей вине, нам просто не освободили сцену вовремя, и никто ничего по этому поводу не предпринял. На мой взгляд, администрация Вакена должна была сказать им: «Эй, у вас есть пять минут на то, чтобы убрать со сцены это дерьмо, а иначе вы уволены!» (Смеется.) Так вот, когда мы вышли на сцену, нас попросили сократить программу, что было достаточно неприятно, но мы согласились и выкинули несколько песен. И несмотря на это, на нашей последней песне нам отключили электричество! Это просто непрофессионально! Более того, организаторы ничего толком не объяснили аудитории, а если и объяснили, то по-немецки, что совсем неправильно, потому что это международный фестиваль, и половина публики приезжает из других стран, так что они даже не поняли, что произошло. Естественно, многие были очень разочарованы, особенно те, кто приехал издалека, и мы сказали: «Окей, мы на этом отстойном фестивале больше не играем». Но потом организаторы извинились и пообещали нам кучу денег за выступление на следующем фестивале, и мы согласились. В этот раз с организацией было все в порядке, но нам устроила проблемы другая группа. (Смеется.) Мы не были главной группой, после нас играли Saxon, но наш контракт гласил, что мы можем использовать всю сцену, все прожектора и все оборудование. Тем не менее, какой-то дебил из Saxon сказал светотехнику, чтобы он отключил часть наших прожекторов. Когда ты играешь на разогреве, тебе часто позволяют использовать не все прожектора, а только 10-15 процентов, и ты смотришься хуже, чем главная группа. Но черт возьми, мы не играли на разогреве, мы были второй главной группой вечера, и наш контракт в любом случае оговаривал, что мы имеем полный доступ ко всему оборудованию. Несмотря на все это, нам отключили прожектора, и тот парень куда-то делся, а никто другой на Вакене не мог их включить. В итоге, мы отыграли классный концерт, но освещение было, как у чертового разогрева. Представляешь, в администрации фестиваля нет никого, кто имел бы доступ ко всему оборудованию, это совершенно непрофессионально. Распорядитель сцены был классным парнем, он сделал все, что мог, а когда выяснилось, что он ничего не может сделать, он пошел в главный офис, бросил кепку на пол и сказал: «Я увольняюсь, я ничего не могу сделать!» Черт, как один человек, который является всего лишь светотехником, обломать нам весь концерт? Такие вещи не должны происходить, а если они все-таки происходят, должен быть человек, который всегда на рабочем месте, с которым можно связаться по мобильному телефону, и который в любой момент может прийти и решить все проблемы. А в остальном, это классный фестиваль, у него отличное местоположение, и там всегда выступают классные группы. Если нас снова позовут на Вакен, я готов рассмотреть их предложение, я не собираюсь всю оставшуюся жизнь злиться на этот чертов фестиваль. Но мы согласимся снова там выступить только за бешеные деньги и при наличии контракта толщиной с Библию.
А как насчет того, чтобы выступить в России?
Есть достаточно большая вероятность, что это произойдет. Мы сейчас ведем переговоры, и они внушают оптимизм. Я знаю, что мы очень популярны в России, особенно в Москве, так что такой концерт должен иметь успех. Сначала мы планировали выступить с оркестром, но для первого раза такой вариант показался нам чрезмерным. Он потребовал бы огромной организаторской работы, и хотя в России цены ниже, чем в других частях Европы, расходы все равно окажутся слишком большими. Так что я надеюсь, что сначала мы отыграем у вас обычный концерт, на него придут огромные толпы народу, он будет иметь большой успех, а где-нибудь через полгода мы снова приедем, но в этот раз выступим уже с оркестром. Фактически, Россия – одна из немногих стран, где мы можем позволить себе такой концерт, и из всех этих стран Россия – самая культурная. Русские классические музыканты просто великолепны, они продолжают традиции, которые родились еще при царе, когда у вас было множество гениальных композиторов. Мы, конечно, могли бы сыграть с оркестром в Южной Америке, где мы очень популярны, и где все гораздо дешевле, чем в Европе. Но Южная Америка не может претендовать на соответствие европейским стандартам, а в России стандарты такие же, как в Европе. Таким образом, получилась бы идеальная комбинация – мы можем себе позволить такой концерт, и он будет сделан на высоком уровне. Если он состоится, осуществится моя мечта. Возможно, мы снимем его для выпуска на DVD где-нибудь через год. Надеюсь, мой план сработает. В самом худшем случае мы просто выступим в России и посмотрим Москву, что тоже очень и очень не плохо.
Официальный сайт Therion: http://www.megatherion.com
Выражаем благодарность Маркусу Восгиену (Nuclear Blast) за организацию этого интервью.
Роман “Maniac” Патрашов
4 мая 2004 г.
(с) HeadBanger.ru