29.04.2013
Архив интервью | English versionРовно 15 лет назад Крис Бэй обмакнул палец в коктейль и принялся рисовать на барной стойке. Результат этого творчества - вензель из английских букв F и С - теперь украшает обложки всех семи студийных альбомов Freedom Call. Много пива утекло с тех пор: второй основатель группы – ударник Дэн Циммерман – ушёл из коллектива, несколько раз менялся и остальной состав, но кое-что остаётся неизменным. Во-первых, это невероятный оптимизм и позитивный настрой музыки, за который фанаты и любят Freedom Call. А во-вторых, это сам Крис Бэй – вокалист, гитарист и главный композитор группы, а так же человек, с которым мы побеседовали о 15-летней истории Freedom Call.
Свой юбилей группа собирается отметить выходом сборника лучших песен под названием “Ages Of Light” на двух дисках (бонусный будет особенно интересным). Так что мы воспользовались этой возможностью, чтобы задать Крису несколько вопросов. Увлёкшись, мы даже несколько выбились из графика, так что пришлось заканчивать беседу досрочно. Но и за эти полчаса Крис успел рассказать немало интересного, а также как следует посмеяться. Кажется, иначе он и не умеет.
Привет, Крис, как дела?
Привет! Всё отлично, кроме погоды. Лето в Германии всё ещё не наступило, но, думаю, у тебя такая же история.
Ну вообще-то я уверена, что у вас не так холодно, как сейчас в Москве.
А, точно. Я и забыл, что звоню в Россию. (Смеется.)
Ну окей, давай приступим. Во-первых, поздравляю с юбилеем! Как считаешь, 15 лет – это долгий срок для метал-группы?
Спасибо! Да, я вообще не заметил, что уже прошло 15 лет. Вот уж точно, время летит быстро. Это наш лейбл мне напомнил: «Эй, вам же исполняется 15 лет!» - «Серьёзно? Это было 15 лет назад? Не верю!»
Ты мог тогда представить, что это так надолго?
Нет, я ничего не просчитывал тогда. Мы просто гордились своим первым контрактом на запись, были полны энергии и готовы свернуть горы. Я не думал о будущем, о том, что произойдёт через 10 или 15 лет. На самом деле, я горжусь тем, что нам удалось продержаться эти 15 лет. Не все группы выживают так долго.
Есть ли у вас какая-то конкретная дата, которую можно назвать днём рождения Freedom Call?
Нет, я такой не знаю. Когда мы писали первые песни, со мной был только Даниэль Циммерманн, наш бывший ударник. Первые идеи появились в конце 1997 года, а в начале следующего мы сформировали первый состав, где Илкер Эрсин играл на басу, и вторым гитаристом был Саша Герстнер (сейчас он играет в Helloween, сделал большую карьеру, хе-хе). Но точного времени я не знаю. Конец 1997 – начало 1998 года, где-то так. Надеюсь, мы просуществуем ещё долго, и следующий сборник лучших песен выйдет ещё через 15 лет.
Надеюсь, я смогу поздравить тебя и с этим юбилеем тоже! (Дружный смех.) Так как вы выбирали песни для нынешнего сборника?
Это было очень трудное решение. Я неделями ломал голову над этим, слушал наши предыдущие альбомы… А потом просто поверил своей интуиции. Мне кажется, одним из главных критериев моего выбора было то, что эти песни мы уже долгие годы играем на концертах. Фэнам всегда нравились одни и те же песни. По-моему, раз альбом называется «The best of Freedom Call”, то и песни на нём должны быть те, которые фанаты всегда просят сыграть. Надеюсь, я сделал правильный выбор в итоге.
Почему было просто не попросить фанатов помочь с выбором? Устроить какое-нибудь голосование на сайте или что-то в таком духе…
Это интересный вопрос. На самом деле, однажды я так и сделал: спросил мнения фанатов во время подготовки к одному из туров несколько лет назад. И мне присылали какие-то совершенно безумные идеи! Думаю, если бы я спросил, какие песни мне включить на сборник, среди предложений оказалось бы абсолютно всё, что мы когда-либо записывали. Так что проще уж было решить самим.
Вы как-то переделывали песни? Сделали ремастеринг или вообще записали что-то заново?
Наш лейбл хотел просто составить сборник из песен с предыдущих альбомов, так что мы ничего не перезаписывали и не делали ремастеринг. Но там ведь есть бонусный диск - “Masqueraded” – на нем все записано с нуля и заново аранжировано.
Да, там совершенно сумасшедшие версии ваших песен. Кто это придумал?
В общем-то, идея выпустить альбом “Best of…” не блещет новизной, это же просто сборник песен, которые уже так или иначе выходили раньше. Там нет нового материала. Так что, чтобы сделать этот релиз чуть более интересным для фэнов, мы решили перезаписать некоторые песни Freedom Call в совершенно новом стиле. Мы не просто хэви-метал группа, мы разносторонние музыканты. Было очень весело записывать песни в стиле регги или свинг, например. Возможно, это дало нам отличную возможность разгрузить мозги для нового материала в стиле хэви-метал.
Кстати, не могла ли я уже слышать пару этих переделанных песен на вашем DVD “Live In Hellvetia” (2011)?
Ага, всё верно. Наверное, именно тогда эта идея и появилась. Потому что реакция фанатов на эти песни, записанные у костра, была просто огромная. Мне пришла куча писем по электронной почте и на Facebook: «Вау, Крис, это так круто! Пожалуйста, сделайте CD в таком стиле или издайте песенник». Надеюсь, благодаря этому диску “Masqueraded” у меня получилось выполнить эту просьбу и дать фэнам больше подобного материала.
Ещё один вопрос про DVD. Бонусом к нему шёл очень классный фильм про вас. И как раз там был момент, когда Ларс Реттковиц (гитара) сидит в метро и говорит, что он находится в Москве. Но я точно знаю, что московское метро выглядит иначе!
(Смеётся.) Это была шутка! Наш Ларс родом из восточной Германии, так что, может быть, в глубине души он чувствует какую-то связь с Россией. Может, поэтому он и сказал, что он в Москве? В общем, это была шутка.
Окей. Этот диск - “Masqueraded” – вам помогали записывать бывшие товарищи по группе…
Да. В студии у нас было три барабанщика: Даниэль Циммерманн, который вместе со мной основал Freedom Call, Клаус Шперлинг, наш нынешний ударник, и Рами (Али), который несколько раз помогал нам, когда Клаус был занят на работе и не мог присоединиться к нам. На басу играли Илкер Эрсин и Сэми Семанн - бывший и нынешний басисты Freedom Call. И… Ну да, на гитарах играли Ларс, я и Седрик Дюпон, кажется, он играл у нас с 2002 по 2005 годы (на самом деле, с 2001-го – прим.авт.). Я постарался собрать всех наших друзей и бывших участников, чтобы показать людям, что мы расставались без ссор. Как видите, мы – одна большая хэви-метал семья!
Но всех тебе так и не удалось собрать. Почему не было Саши и Армина (Армин Дондерер, экс-басист)?
Ну, Саша сейчас очень занят, он на гастролях с Helloween, так что просто не мог присоединиться. А Армин… По-моему, он забросил хэви-метал. У меня не сохранилось с ним никаких контактов.
И как тебе понравилось работать со старыми друзьями?
Всё прошло великолепно! У меня остались очень приятные ощущения от работы со своими старыми товарищами: ты всех знаешь, и вам вместе очень комфортно. Я как будто вновь ощутил вкус к жизни.
Чем сейчас занят Даниэль?
Он продолжает играть хэви-метал в кавер-группе в нашем родном городе – Нюрнберге. Он очень доволен своей работой, ведь теперь он может больше времени проводить с семьёй и вообще заниматься какими-то личными делами. Я с ним прекрасно общаюсь, и он отлично проводит время.
Насколько я помню, главной причиной его ухода из Freedom Call была занятость в Gamma Ray. Теперь, когда он ушел и из Gamma Ray, он уже не так занят. Есть ли какие-то шансы на его возвращение к вам?
Хехе, ну вообще-то он уже вернулся: как раз для записи “Masqueraded”. (Смеётся.) Ну а если серьёзно, может быть, ему нужно немного отдохнуть от поездок. Он годами был на гастролях, объездил весь мир. Возможно, ему требуется взять паузу и заняться собой, своими личными делами… Может, он и вернётся через несколько лет, но я не знаю, никаких планов в этом отношении у нас нет. Мы с ним не обсуждали такую возможность. И для меня гораздо более ценным является то, что мы с ним хорошие друзья, чем то, играем ли мы в одной группе.
Вы планируете гастроли после выхода сборника?
Да, конечно. В начале мая у нас начинается тур. Но, видишь ли, мы будем далековато от России, потому что собираемся проехать по Германии, Италии и Франции. А летом мы отправляется в Южную Америку, в Чили. Надеюсь, в Россию мы тоже сможем заехать когда-нибудь. В прошлый раз (он же был единственным) мы выступали в Москве в 2002 году, так что пора бы и вернуться. Напиши своим читателям: «Пожалуйста, голосуйте за Freedom Call!». Тогда мы приедем. (Смеётся.)
Я сделаю всё возможное. А ты пока расскажи про обложку альбома. Выглядит, как будто какой-то амулет…
Точного значения этого знака я не знаю, но это вроде как календарь майя. Он должен обозначать период с 1998 по 2013 год, как раз эти 15 лет. Кстати, там же есть ещё обложки наших студийных альбомов. В целом, мне очень нравится обложка, очень круто выглядит.
Постой, разве календарь майя не закончился в прошлом декабре?
(Смеётся.) Нет-нет, это только та эпоха закончилась, те 15 лет. И теперь начинается новый календарь, на следующие 15 лет. Понимаешь, каждые 15 лет новый календарь. (Смеётся.) Но только у нас не происходит никаких армагеддонов и концов света.
Как считаешь, этот альбом вы выпускаете для ваших новых или старых фанатов?
Надеюсь, что для новых. Мы ведь выпустили семь студийных альбомов, и теперь молодое поколение фэнов получит отличный сборник, где будет лучшее из того, что мы делали эти 15 лет. Мне кажется, “Ages Of Light” даст отличное представление о том, что из себя представляет Freedom Call и какую музыку мы играем.
Согласна. Давай поговорим об этом сборнике подробнее. Я выбрала на нём песни, по одной с каждого вашего студийного альбома, и буду задавать про них вопросы, окей? Начнём с “We Are One” с вашего первого альбома – “Stairway to Fairyland” (1999). Это песня о единстве, о том, чтобы оставаться вместе «до конца времён». А теперь ты – единственный, кто остался в группе из того состава. Как-нибудь прокомментируешь?
По-моему, это естественно, что за 15 лет у нас менялся состав. Дело в том, что с Freedom Call мы не можем заработать себе на жизнь, так что удержать людей в группе бывает сложновато: у них ведь есть семьи, у кого-то может родиться ребёнок и он захочет построить дом, или начнутся проблемы на основном месте работы… Так что так бывает, что старые участники начинают искать какие-то новые пути в жизни. Лично для меня Freedom Call всегда была страстью, я заряжаюсь энергией, играя эту музыку. Так что я никогда не терял мотивацию записывать новые альбомы или ездить на гастроли. У меня нет никаких конфликтов с бывшими товарищами по группе, так что я не чувствую никакого дискомфорта. Сейчас, я считаю, мы находимся на верном пути, и все нынешние члены группы верят в то, что делают, так что меня совершенно не смущает то, что я остался один из первого состава.
Окей, песня с вашего второго альбома “Crystal Empire” (2001) – это сама “Freedom Call”. Ты чувствовал особую ответственность, когда называл песню в честь группы?
Да. Изначально, когда я писал песню, я не ставил перед собой такой цели. Я не планировал сесть и написать песню, которая будет нашим брендом, отличительным знаком. Но получилось очень здорово, и слова “Freedom Call” отлично легли на музыку. Никакого другого особенного смысла я туда не вкладывал. А песня получилась очень успешной, фэны её очень любят, особенно когда мы играем её вживую. Думаю, она превратилась в настоящий гимн группы и должна присутствовать в любом сет-листе и уж точно на сборнике лучших песен.
Следующая песня, о которой мы поговорим - это “Warriors” с альбома “Eternity” (2003). Вообще у вас много песен про воинов и героев. Эта тема имеет какое-то особенное значение для тебя?
Знаешь, мы не воспринимаем тексты песен чересчур серьёзно, обычно они пишутся во мгновение ока. Но мне нравятся тексты про героев, потому что они отлично вписываются в наш стиль музыки. Для быстрого темпа барабанов и гитар нужно что-то грандиозное, эпичное. По-моему, было бы очень странно, если бы я написал песню… не знаю, про ребёнка или, скажем, про велосипед. В этом смысле “воины” – это очень хорошее слово для данного стиля музыки.
Ну а ты сам? У тебя были в детстве любимые герои, кумиры?
Нет, на самом деле, кумиров у меня никогда не было. Но я в детстве хотел стать футболистом. (Смеётся.) Это было моей первой мечтой, музыкантом я быть не собирался. Но не сложилось, я был слишком маленький и слишком медленный.
Спасибо, что передумал!
Пожалуйста! (Дружный смех.)
А мы тем временем добрались до альбома “Circle of Life” (2005). Для сборника ты выбрал только одну песню отсюда, хотя на альбоме много, например, моих любимых песен. Те же “Mother Earth” или “The Circle of Life” – замечательные вещи…
Да, я согласен. Это было очень непростое решение. Сначала я хотел, чтобы “Ages Of Light” состоял из 25 песен, так что с каждого альбома получилось бы примерно равное число композиций. Но потом лейбл мне сказал, что этот альбом может занимать 75 минут максимум. Так что мне пришлось выкинуть много песен, удалить их из списка. Выбрать было очень, очень тяжело. Сейчас я всё ещё превышаю лимит на три-четыре минуты, но лейбл сказал: «Окей, пусть так». Мне нужно было выбирать между тем, чтобы выкинуть “Warriors”, или “Freedom Call”, или что-то ещё и… Мне жаль, что так получилось с твоими любимыми песнями, но…
Ничего, я же всегда могу их послушать на оригинальных дисках. Идём дальше. Песня “Far Away” с альбома "Dimensions" (2007). Она написана о гастролях?
Конечно. У нас есть несколько песен про гастрольную жизнь. Та же “Far Away”, потом ещё “Power and Glory” с нашего последнего альбома (“Land Of The Crimson Dawn”, 2012). Эти песни написаны во время гастролей. По-моему, гастроли – это, в конечном итоге, цель всей работы в студии. Мне нравится записывать и продюсировать альбомы, но плоды своей работы ты пожинаешь именно на концертах, когда видишь фанатов, когда общаешься с ними со сцены. В общем-то, причина, по которой мы записываем альбомы, - это желание отправиться с ними в тур.
Есть какая-то страна, где вы давно хотите побывать, но всё никак не было возможности?
Да, это Южная Америка. Но в августе мы туда наконец-то поедем. До сих пор мы выступали только в Европе, так что осталось ещё довольно много не посещённых стран. Путешествие получилось бы довольно долгим, хе-хе.
А можешь назвать какой-нибудь концерт, который тебе почему-то запомнился? Лучший, худший, самый необычный?
Ух, у нас было так много отличных концертов… Ну, вот тот концерт в Москве с Edguy тоже был великолепным: прекрасный опыт для нас, отличное шоу. Ещё одно из моих самых ярких воспоминаний – это выступление в Вакене, в 2003 году. Мы играли в очень удобное время, вечером, и там было 45 тысяч зрителей. Да, это был грандиозный концерт.
Спасибо. Переходим к альбому "Legend Of The Shadowking" (2010) и песне “A Perfect Day”. Почему ты выбрал для сборника ее концертную версию?
Мне кажется, у этой песни особенная атмосфера и заряд энергии, когда она звучит именно вживую. У некоторых песен я предпочитаю студийные версии, потому что там можно расслышать все инструменты в хорошем качестве, но “A Perfect Day” – это совершенно точно концертная песня. По-моему, в этой версии нам удалось ухватить дух песни, а ещё там можно услышать, как зрители зажигают вместе с нами.
Ага, понятно. Вообще это – одна из самых весёлых ваших песен, хотя таких у вас немало. Как вам удаётся сохранять позитивный настрой так долго?
На самом деле, все музыканты Freedom Call – это позитивно настроенные люди, у нас всё очень здорово в жизни. Мы можем заниматься тем, чем хотим, к чему у нас лежит душа, можем играть музыку, которую любим. Так что нет поводов для депрессии. Мы – счастливые люди, так что мы и должны писать весёлую музыку. (Пауза.) Извини, через две минуты у меня должно начаться интервью с Италией…
Окей, последний вопрос о последнем альбоме. Тот факт, что последняя песня на сборнике называется “Back Into the Land Of Light”, что-то означает?
Ну, в общем, да. Это значит, что мы готовы вновь вернуться в эти земли света. Думаю, это отсылка к нашему альбому “Eternity”. И, возможно, небольшой намёк на следующую студийную запись.
Официальный сайт Freedom Call: http://www.freedom-call.net/
Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью
Екатерина Акопова
28 марта 2013 г.
(с) HeadBanger.ru