15.04.2013
Архив интервью | English versionИрландский ВИА Mourning Beloveth не нуждается в представлениях для любителей качественной дэт-дум-металлической музыки. Свежий альбом коллектива под названием "Formless", выходящий после пятилетнего перерыва, заставляет поклонников терять разум и млеть от удовольствия. А совсем скоро у российских поклонников будет новая возможность насладиться чарующими звуками дума, производимыми этим коллективом, вживую – ирландцы станут хэдлайнерами шестого «Московского думового фестиваля», который состоится в первопрестольной 28 апреля. Чтобы узнать секрет успеха и подробности из жизни музыкантов, я обратился с вопросами к баасисту Брендану Рошу…
Привет, Брендан, как жизнь? Какая сейчас в Ирландии погода?
Здорово, Рихтер! Какая погода? Ну, на этой неделе у нас уже были снег, дождь, солнце и ветер, так что, в общем, у нас тут месяц март. То-то мы все ходим пьянствовать в плащах и тёмных очках, и у всех наших баров есть крыша…
Погода на тебя влияет как-нибудь? Есть связь между какой-то конкретной погодой и желанием творить?
Я думаю, в некоторой степени тот факт, что мы затеряны на небольшом каменистом острове в Атлантическом океане, как-то влияет на нас как на людей. Это создаёт такое осадное мировоззрение: мы против всех, типа того. Ну а то, что мы за люди, естественно, определяет то, как мы коллективно пишем музыку. Но обычно запись альбома занимает у нас от 18 месяцев до 2 лет, а погода за это время успевает поменяться тысячу раз, так что я не могу сказать, что это дело сильно влияет на нашу музыку. Конечно, мы много времени прячемся от дождя, а лучше всего этим заниматься в каком-нибудь помещении. А как я уже сказал, раз у всех наших баров есть крыша, то…
Я тут накопал, что ваша банда происходит из городов Атай и Килдэр, - не соврал? Кто откуда? Что расскажешь о родном городе?
Ну да, группа школьных друзей запустила банду в районе города Атай. Это маленький городок с одной фабрикой в центре Ирландии, где выросли все участники оригинального состава. За время существования у нас дважды серьезно менялся состав, я заиграл на басу в конце 2006 года, а Порик взялся за гитару в конце 2009-го. Ни я, ни Порик не происходим из тех мест и даже не из соседней местности. Я из города маленько побольше, он называется Вексфорд и находится на самом юго-востоке, а Порик из маленького рыбацкого посёлка Киллибегс на северо-западном краю страны. Сейчас я и Порик живём в Дублине, а другие ребята ещё живут в Атае или его окрестностях; у нас там репетиционная точка, и каждую неделю мы там собираемся, чтобы потрепаться про всякую фигню, похабно шутить, сосать пиво и иногда даже играть и сочинять кое-какую музыку, если повезёт. Об этом месте, вообще-то, нечего рассказать, по крайней мере, ничего стоящего напряжения пальцев… Я говорил, что у нас там у всех баров есть крыша?
Ну да. Слушай, я тут недавно заторчал от ирландского телесериала «Отец Тед». Видал? Или не смотришь телик?
Хаха, конечно, «Отец Тед»! Тебе придётся попотеть, пока ты найдёшь кого-то во всей Ирландии, кто от него не прётся. Если и обнаружится такой чел, то это будет какой-нибудь зануда без чувства юмора или тяжёлый случай застарелого синдрома католической вины. Забавно, что ты вспомнил про «Отца Теда». Когда мы в 2009 году были в Москве, мы были в туре с австралийской командой Mournful Congregation. Ну и вот, мы, значит, ездим по Европе в микроавтобусе, и у нас на борту случился телик с DVD-плеером. С нами был Эдриан, наш тогдашний туровый менеджер, он ирландец (и, кстати, бывший басист Mourning Beloveth), но живёт в Испании и преподаёт испанским детям английский. Ну и что ты думаешь он использует в качестве методического пособия? DVD «Отца Теда», фигли. Так вот, сидим мы в автобусе, а Эдриан достаёт свой футляр для DVD. Ну и мы стали смотреть его, пока катались между концертами. Австралопитеки раньше никогда такого не видели, и первые несколько серий они сидели и не рубили, какого беса эти ирландцы так ржут. Но где-то через три серии они просекли юморок, а к концу тура уже были лютыми фанатами сериала. Кстати, там всё как есть показывают, особенно в сельской местности в Ирландии, где католическая церковь долгие годы полностью контролировала все аспекты жизни, от образования до здравоохранения. И как в большинстве учреждений, в церкви было полно некомпетентных людей. В Ирландии первый сын наследовал землю (а земля в Ирландии – это абсолютно ВСЁ, см. кино или пьесу «Поле» Джона Б. Кина, - там толково показано, как важно у нас владеть землёй), а второй сын шел в лоно церкви. У вас, ребята, был коммунизм, а у нас – католицизм. Вы пьёте водку, а мы виски…
Ну а музыка ваша в Ирландии пользуется успехом? Часто играете в Ирландии и в своём городе?
Не сказал бы. За эти годы у нас образовалось довольно много поклонников в подполье, но на национальном радио или по телеку нас не транслируют. Да и не ждём. Если уж мы играем в Ирландии, то обычно в больших городах, типа Дублина, Корка, Лимерика. Дома часто не играем, наверное, раз в год или даже реже. Мы придерживаемся идеи, что избыток присутствия ведёт к презрению и безразличию, так что мы предпочитаем играть пореже, но поярче, а не чтобы каждую пятницу Mourning Beloveth играли в том же клоповнике, как на той неделе. Дикая ситуация создаётся: наши друзья дома слышат о том, как мы ездим за море и пользуемся там успехом, а дома СМИ нас просто игнорируют. Но это только усиливает наше мнение о том, какая всё-таки Ирландия на самом деле дыра.
Я посмотрел в раздел концертов на вашем сайте, и мне показалось, что пик вашей туровой активности приходится на 2003, 2009 и на этот год. Почему такое неравномерное распределение: сегодня густо, а завтра пусто?
Тут надо учесть пару вещей. Во-первых, наша банда регулярно кладет болт на обновление информации по сыгранным концертам. В своё оправдание могу сказать, что мы музыканты-алкоголики, а не секретари-алкоголики. Так что на самом деле мы сыграли больше концертов, чем указано на сайте. Во-вторых, мы играем в банде в свободное время, это не наша работа. У нас у каждого есть нормальная работа: у меня есть тату-салон в Дублине, Даррен (Мур, вокалист) - инженер, Тим (Джонсон, барабанщик) - управляющий на пищевом производстве. Так что в Mourning Beloveth мы играем в свободное время, и это влияет на количество туров. В-третьих, мы не хотим светиться на каждом фестивале. Мы довольно привередливо выбираем концерты, их время, место, и то, с кем и для кого мы играем. Мы хотим, чтобы наши концерты стали особенным событием, которого люди будут ждать несколько месяцев, чтобы они как следует возбудились, а играть в одном месте каждый месяц или даже каждый год нам совершенно не интересно. Так что мы едем в туры циклически, и туровые циклы обычно совпадают с выпуском нового альбома. В 2009 году, когда мы играли для вас в Москве, мы раскручивали альбом “A Disease for the Ages”, а сейчас мы ездим в поддержку новой пластинки “Formless”. Так что, мои братишки и сестрёнки из России, вот вам мой совет: приходите в конце апреля на наш гиг, потому как потом мы еще года 4-5 до вас не доедем.
Тебе нравится мотаться в туры? Как насчёт других бандитов – никого нет, кому тошно от всей этой езды и гребли? Типа как Аарону из My Dying Bride – я слышал, он терпеть не может выступать живьём.
Мы, чёрт подери, любим гастроли. Что в них не любить? Конечно, это может быть утомительно духовно и физически (моя печень со мной не говорит аж с 2006 года). Но, блин, я сейчас говорю о том, что буду играть концерт в России! Сколько людей из моего вонючего города смогут в конце своих дней с улыбкой сказать: «Да-а, а я пару концертов в России сыграл!»? Поверьте, не много. Мы познакомились с массой клевых людей и побывали в массе мест, о которых раньше только читали в книжках. И ещё остаётся туча мест, куда нам хочется поехать с гастролями: в Японию, в Южную Америку, в Австралию. Так что все недостатки гастрольной жизни с лихвой окупаются теми возможностями, которые она предоставляет. А на сцене наша музыка оживает. Все наши песни мы пишем живьём, все впятером, глядя друг на друга. Кровь, пот и слёзы. На сцене мы делимся всем этим с публикой, приглашаем её в наш мир на некоторое время, делимся с ней нашим первобытным возбуждением.
А вообще, что скажешь насчёт My Dying Bride? Вы друзья или враги? Есть ли между вами какое-нибудь соперничество? Вопросы такого сорта тебя уже сильно достали?
Да, конкретно задолбали. Мы не друзья, мы просто живём в разных мирах. Соперничества тоже нет, ну и я думаю, ребята из My Dying Bride столько же времени думают о нас, сколько мы о них. Мы делаем своё дело, они – своё, нам не встретиться… Первые альбомы My Dying Bride музыкально для меня очень важны, и, без сомнения, являются одними из лучших произведений в истории музыки. Но мы очень далеки от того, что они делают сейчас музыкально и эстетически, так что каждый раз, когда меня спрашивают в интервью о них или нас сравнивают с ними в рецензиях, я считаю, что это верх разгильдяйства и ослоумия со стороны журналиста. Помойте уши, ребята!!!
Ты читаешь рецензии на свою музыку? Важно ли вам следить за критикой?
Иногда на меня находит какое-то болезненное любопытство, и я читаю пару рецензий в сети, больше чтобы проверить, улавливают ли люди наш посыл, и посмеяться над теми, кто абсолютно не в теме. А единственная критика, которая важна для нас, - это критика от нас самих. Мы сами себе критики, наша критика строже всех, и каждый наш ход был осмыслен, отвоёван и проанализирован, на это уходит месяцы, если не годы, и только потом результат будет услышан писаками, но к тому моменту нам уже стопроцентно пофиг на их мнение. Но, по правде, над некоторыми рецензиями можно хорошо посмеяться, хыхыхы!
В одном из последних интервью Даррен сказал, что песни с альбома “A Murderous Circus” (2005) маленько длинноваты. Странное заявление для музыканта из дум-дэт-бригады. Дум же должен быть длинным, нет?
Ну, самое главное в песне - это её качество, а не длина. В первую очередь песня должна быть хорошей. Ее длина для нас не очень-то и важна, главное, чтобы песня была хороша по всей длине. Плохая длинная песня настолько же плоха, как и плохая короткая песня. Когда мы пишем песню, она получается именно такой по длине, какой она должна быть чтобы сказать и выразить в ней всё необходимое. Мы сначала пишем песню, а уже много позднее начинаем волноваться о том, насколько она длинна. Нам хочется, чтобы наши песни были как музыкальное путешествие, они должны увлекать тебя куда-то, от эмоции к эмоции, от места к месту. Так что наши песни естественным образом получаются длинными. И если что-то делаешь, то это следует делать хорошо. На альбоме “A Murderous Circus” мы не всегда достигли желаемого результата, там было много экспериментов, и не все из них приносили тот результат, который мы хотели видеть. Именно по этой причине мы записали следующий за ним альбом. По той же причине мы записали новый альбом и запишем ещё один через пару лет. Когда мы почувствуем, что нам не улучшить ничего на последнем альбоме, мы прекратим сочинять музыку.
Да вы прямо как Bolt Thrower. Но кто про что, а вшивый про баню: я люблю короткую музыку. Идеальный альбом для меня – это “Amber Gray” от Gridlink, ибо там 11 песен на 12 минут. А по-твоему, насколько длинным должен быть идеальный альбом?
Мне не интересно мерить музыку таким аршином. Музыка длина настолько, насколько это необходимо. Если это отстой, то плевать, длится оно 29 или 129 минут. Всё просто.
Но ты считаешь, длинные музыкальные формы совместимы с современной жизнью? У тебя всегда есть время на прослушку новых альбомов (или даже классических пластинок) целиком и с полным вниманием?
С современной жизнью – нет, не совместимы. Это, между прочим, одна из тем лирики на “Formless” – наше омерзение по поводу того, как за последние 15 лет все - и я имею в виду действительно всё в жизни - сжалось в точку, в комок, в крошечный кусок дерьма. Заголовки. Без содержимого, без внимания, без усилий на поиск информации, без мыслей, без вопросов. Образец того. Шматок сего. Понимание, контекст, декорации сцены, история, - на всё это наплевали ради пары минут удовлетворения. Всё завёрнуто в пластик, порционно, один размер для всех. Меня от этого тошнит. Я не слушаю сэмплы альбома в сети. Я жду, пока не придёт пластинка. “Formless” имеет глубоко продуманное расположение песен, с первой по шестую. Если слушать альбом не по порядку, он не воспринимается как надо, и теряется куча атмосферы. Но в таком мире мы сейчас живём, люди смотрят новости в паузах между тупорылыми и пустыми «реалити-шоу». Я на это положил болт, и на систему тоже надо его положить. Пока это еще получается, дружок.
Какую музыку ты в последнее время слушаешь?
Сегодня я наслаждался воплями людей, которым делали татуировки в моём салоне. Такие сладкие голоса, что твой Карузо…
А так мы все металлисты, так что я традиционно слушаю старый рок/прог 70-х, NWBHM, ранний дэт/блэк, традиционный дум и дэт-дум, а теперь ещё можно добавить Ника Кейва, Джонни Кэша, Тома Петти, Тома Уэйтса, ну и, в общем, любую банду, которая, на мой взгляд, следует тем же принципам, что и Mourning Beloveth. То есть, коллективы, которые верны себе, слушают сердце, а не толпу, моду или поклонников. Овцы хороши для еды, а не для указания пути…
Я слышал, что в этот раз – при записи альбома “Formless” – лирика и обложка были у вас готовы до завершения работы над музыкой, хотя обычно всё происходит не так. Как это сказалось на результате и на процессе записи?
Удивительно, но как обычно мы не слышали лирику, темы и вокальные партии до записи. Но то, что Даррен был так хорошо подготовлен перед работой в студии, позволило ему больше экспериментировать со своим голосом, разбивкой фраз, да со всем. Именно поэтому его пение и пение Фрэнка (Бреннана, чистый вокал и гитара) на этом альбоме так хороши, - у них просто было время, чтобы попробовать новые вещи. Возможно, это несколько увеличило давление на остальных, ведь нам пришлось напрячься, чтобы дописать музыку, чтобы дело бодро шло вперёд, но в остальном работа на репетициях шла как обычно.
Вы записывались в Уэльсе в студии Foel, так? Как запись там отличалась от работы в Германии и в Англии?
Студия называется Foel, её хозяин – Дэйв Андерсон, сам ветеран британского рока. Мы решили записываться у него не потому, что студия расположена в Уэльсе или где-то ещё. Мы выбрали студию за её качество, и ещё потому, что там работает инженером Крис Филдинг. Мы слышали и любим довольно много альбомов, которые Крис записал в студии Foel, это работы таких ансамблей как The Wounded Kings, Primordial, Darkest Era и Electric Wizard. У нас было представление о том, как должен звучать “Formless”, какие чувства он должен нести, и мы знали, что сочетание работы с Крисом, характеристик студии и изоляции из-за её расположения на окраине мира, вдали от отвлекающих факторов, было идеальным, чтобы воплотить наши идеи в жизнь. По какой-то причине все 5 альбомов Mourning Beloveth были записаны за пределами Ирландии, либо в Великобритании (“Dust” (2001), “The Sullen Sulcus” (2002), “Formless”) или в Германии (“A Murderous Circus”, “A Disease for the Ages”). На запись более 80 минут музыки с нуля у нас было 10 дней, и это оказалось довольно трудной задачей. Но благодаря невероятной работе Криса мы уложились в срок, хотя для этого пришлось работать 12-13 часов в день.
Как дела у вашего нового гитариста Порика? Что он привнёс в стиль группы?
Ну, Порика мы заметили, когда услышали ЕР “Recurring Times of Grief” его банды Decayor. Когда в конце 2009 года из Mourning Beloveth ушел Брайан Делани (наш гиг в Дублине на разогреве у Opeth в октябре 2009 года был его последним концертом с нами), мы несколько недель думали, что нам делать: продолжать или похоронить Mourning Beloveth. Это был простой, но очень важный выбор. Гитарная манера Брайана была одной из ключевых особенностей звука Mourning Beloveth на тот момент, так что его уход был, откровенно говоря, большим ударом. Но после нескольких недель тоски и жалости к себе мы решили, что у нас ещё есть что сказать, что наша песенка не спета, и что Mourning Beloveth – быть. А значит, нам был нужен новый гитарист. Мы решили, что не хотим размещать объяву, чтобы потом устраивать бесчисленные прослушивания и оценивать кандидатов, потому как это могло сильно сократить время, которое мы проводим в пабах, так что мы углубились в андерграунд, чтобы узнать, что там творится, кто там варится и кто захочет с нами работать и пьянствовать. Так мы нашли Порика. Я помню, как я его встречал лично ещё до этого, мы сидели у меня дома на кухне с утра в воскресенье после концерта Pagan Altar в Дублине, пили и слушали какую-то музыку. Так вот, мы его спросили, интересно ли ему играть в Mourning Beloveth и не хочет ли он порепетировать с нами разок-другй? Он сказал, что ему интересно, и начался этот транспортный кошмар, в котором Порик раз в неделю, каждую вонючую неделю едет из дома на самом северо-западе Ирландии в южную часть центра страны на репу, и каждый раз на общественном транспорте! Но из таких трудностей и вырастают великие дела, теперь Порик с нами, и мы до сих пор не можем поверить, как нам с ним повезло. Я, правда, не могу описать словами, что он привносит в нашу музыку. Конечно, я знаю, что это и что он пробуждает в нас, но как это сказать? Короче, послушайте новый альбом, а потом можете писать мне письма с правильным ответом, потому как у меня нет слов. Причём для нас было одинаково важно, чтобы он был с нами на одном уровне в музыкальном плане и чтобы он нашёл с нами общий язык. Может, последнее даже важнее. Работа с четырьмя людьми, каждый из которых имеет сильную волю и собственное мнение, может быть очень трудной, но пока всё складывается лучше, чем в наших самых смелых ожиданиях. Если дела будут идти так дальше, мы ему, наверное, позволим выиграть один какой-нибудь спор в ближайшие дни. Или годы…
Есть такое чувство, что вашей музыкой движет эпическая театральность, которую особенно хорошо слышно в частях с чистым вокалом. Любите ходить в театр?
На нас больше чего бы то ни было влияет жизнь, я думаю. Очевидно, что приемы, с помощью которых Даррен и Фрэнк привносят жизнь в слова Даррена, идентичны тем, что используют актёры, когда стараются вдохнуть жизнь в сценарий пьесы; правила метра, ритма, темпа те же, что позволяют словам поэзии слетать со страниц, на которых они напечатаны. Даррен жадно читает книги и любит ходить в кино на фильмы поумнее, так что он, несомненно, использует трюки этих видов культуры в собственной работе. Но самый крутой спектакль на свете – это жизнь. Это лучшая комедия и трагедия, и если потратить 5 минут на наблюдение за «овцами» и за их попытками удержаться в быстрой гонке жизни, то можно узнать многое: вещи, мысли, мечты и слова, подобных которым едва ли можно найти в самых фантастических произведениях искусства.
Я уверен, в жизни у всех вас полно веселья и юмора. Это отражается в лирике, или вы концентрируетесь на мрачности, тоске и печали?
Мы, без сомнения, являемся сборищем самых больших шутников, которых только можно встретить. Но в том, что мы делаем и создаём, нет ничего смешного или весёлого. Мы очень серьёзно относимся к нашей музыке и к нашим работам, хотя мы понимаем, что они очень мало значат в глобальном масштабе, да и для обычных людей тоже. Но для нас Mourning Beloveth – это дело нашей жизни. Через музыку группы мы избавляемся от нашей внутренней темноты, страха и отвращения. Это, в некотором роде, клапан безопасности и способ испытать катарсис. Я не сомневаюсь, что если бы не было банды и возможности через неё освобождаться от всяких плохих вещей, то один или два человека из нас кончили бы плохо. Так что как люди мы очень любим жизнь вне банды. Если где то празднуют, то чад кутежа начинает клубиться действительно плотно только после нашего появления. Мы любим выпить и подебоширить; мы считаем, что хорошо провели ночь, если провели её с хорошими друзьями, хорошей выпивкой, хорошей музыкой и плохими шутками. Едкая сальность для каждого из нас – знак почёта (или бесчестья, кому как). Но все тёмные чёрные вещи, которые накапливаются внутри каждого из нас в повседневной жизни, в конце концов выливаются в нашу музыку и лирику. Даррен любит говорить: «Невозможно уйти от жизни».
Как получается, что вы стараетесь выразить пустоту и тоску с помощью столь красивой музыки? Нет желания избавиться от мелодий и красоты и начать натирать уши фанатов наждаком, чтобы они поняли, что такое отчаяние?
Я думаю, что для верной передачи любой эмоции, выражения любого мнения или понимания любого аргумента необходим контраст. Как ты можешь понять чёрный цвет, если ты не видел белый? Как можно знать цену любви, не познав ненависти? Самые презрительные, ядовитые стихи, которые когда-либо были напечатаны на бумаге, были написаны прекраснейшим языком, прекраснее, чем любая молитва любому богу. Ну, и музыка для меня не отличается. Мы передаём грязь через красоту, смешиваем дэтовый рык с чистым пением. Быстрый темп, медленный темп. Чем красивее гитарная мелодия, тем глубже её печаль. Некоторые из наших рифов очень едкие и пустые. Чтобы осознать потенциал вещей, нужен контраст. И мы по-своему натираем уши фэнов наждаком, но мы делаем это так, что их от этого прёт. Может быть, поэтому их так мало.
Как вы веселитесь? Какие-нибудь хобби (кроме музыки)?
Как и все, я думаю. Музыка, книжки, кино. Выпивка в баре с друзьями, хороший концерт. Хорошее обсуждение и спор. Спортом мы активно не занимаемся, только любим смотреть футбол, сидя в уютном баре, хотя Даррен играет в футбол, в основном, чтобы на законных основаниях пинать людей в лодыжки…
Раз уж речь зашла о хобби: вы ведь любите пить. Удалось узнать что-нибудь новое в этой области во время визита в Россию в 2009 году?
Да, не совру, если скажу, что выпить мы не дураки. И мы любим всё то хорошее и плохое (что более вероятно), что с этим связано. Нельзя так просто играть в Mourning Beloveth и не иметь боевых ран, полученных какой-нибудь ночью в туре. К сожалению, когда мы были в Москве, у нас было очень мало времени. Мы провели в стране менее суток, дело было в разгар тура. Мы все-таки выпили стопочку или шесть вашей водки, и надеемся в этот раз выкроить побольше времени и попить алкоголь вместе с вами, ребята! Какое пиво порекомендуешь?
Эээ, не пью пиво, прошу прощения. Что-нибудь ещё запомнилось из той поездки? И чего (кроме водки и пива) вы ожидаете от грядущего визита в конце апреля?
В тот раз всё было круто: организаторы, площадка, звук и сам концерт. Нам действительно понравилась та ночь, и это был один из самых ярких моментов в нашей карьере. Для нас было честью играть для самых замечательных наших поклонников, это были фантастические люди. И вернуться к вам для нас большая честь и радость! Я же говорю, в этот раз мы надеемся встретиться с вами и попить пивка!
Твои последние слова в рамках этого интервью для ваших поклонников и случайных читателей.
Спасибо, Рихтер, спасибо за разговор, надеемся всех вас увидеть на концерте! Ждём не дождёмся попасть туда, и с нами будут всякие майки и прочий клевый мерч, так что не тратьте все свои деньги на пиво! Хотя мы-то точно всё пропьём…
Официальный сайт Mourning Beloveth: http://www.mourningbeloveth.com/
Выражаем благодарность Елене (Sepulture Union) за организацию этого интервью
Richter
4 апреля 2013 г.
© HeadBanger.ru