20.12.2012
Архив интервью*** АРХИВНЫЙ МАТЕРИАЛ - 2007 ГОД *** Более двух десятков лет прошло с выходом одного из сильнейших альбомов в истории тяжелой музыки СССР – альбома «Герой Асфальта» группы Ария. Но и сейчас этот альбом можно считать примером для подражания, неким эталоном российского металла. И вот в рамках тура «Герой Асфальта: XX лет» за час до начала одного из концертов, посвященных юбилею культового альбома, мы предложили Владимиру Холстинину вернуться в прошлое на 20 лет и вспомнить о подробностях записи культового альбома.
(ОТ РЕДАКТОРА - 2012 ГОД: Те из наших читателей, кто давно следят за деятельностью HeadBanger.ru, знают, что сайт возник не на пустом месте. К моменту его создания все его авторы имели за плечами несколько лет работы в других сетевых и печатных изданиях. За тот период мы подготовили и опубликовали большое количество материалов, однако часть из них в силу разных причин в настоящее время либо недоступна в Сети, либо доступна не полностью. Пятилетие нашего ресурса - самый подходящий момент, чтобы оглянуться назад и снова представить их вниманию читателей. Зачем? Во-первых, потому что некоторые из этих бесед имеют большое значение для нас лично. А во-вторых, мы знаем, что к ним есть интерес со стороны публики...)
Владимир, с каким настроем началась запись альбома «Герой Асфальта»?
Работа началась с большим энтузиазмом, поскольку у нас в очередной раз поменялся состав, и на запись этого альбома мы собрались в нашей студии с тремя новыми музыкантами: гитаристом Сергеем Мавриным, барабанщиком Максимом Удаловым и басистом Виталием Дубининым. Запись альбома ожидалась быть очень интересной. Приступая к записи, мы не представляли, что этот альбом получится таким, что его можно будет слушать через 20 лет. Когда приходят зрители, которые родились после выхода этого альбома, и поют эти песни – это очень приятно!
Как долго шла работа над этим альбомом?
Непосредственно запись вместе со сведением шла не больше месяца, а работа над материалом в целом шла несколько месяцев.
Много ли было заготовлено материала для записи альбома?
У нас было очень мало времени. Репетиции начались где-то в январе-феврале, и практически все песни, которые мы подготовили, вошли в этот альбом. Состав был новый, и мы еще не успели накопить достаточно много материала, чтобы он лежал где-нибудь в столе в запасниках.
Были ли трудные моменты при записи?
Нет, трудных не было, а вот веселые моменты были. Когда работа идет в удовольствие и с энтузиазмом, то эти трудности не воспринимаются.
Расскажите один из тех веселых случаев.
Все знают, что песня «Герой Асфальта» начинается с удара барабана. И когда запись была окончена, и мы сели сводить альбом, звукоинженер случайно стер тот удар барабана. То есть песня начиналась сразу с гитарами. А с утра надо было уже заканчивать сведение, у нас оставалось буквально несколько часов. И вот в 5 часов утра в студию принесли барабан, поставили микрофон, Виталику одели наушники. На одной из дорожек прослушивался клик, но так как он прослушивался очень плохо, то пришлось громкость увеличить почти до максимума, чтобы хоть как-то четко его слышать. А Виталик должен интуитивно, путем нескольких пробных репетиций, угадать, когда нужно стукнуть по барабану. Но каждый раз после удара, независимо от того, попадал ли он в такт или не попадал, в ушах у Дуба начинала громко играть песня, и каждый раз при этом он издавал разные возгласы. Но раза с десятого мы все-таки попали с ударом в нужный момент и спокойно забыли об этом. А уже когда в 90-х годах мы готовили альбом к выходу на CD, оказалось, что на оригинале опять пропал этот удар барабана вместе с куском пленки, и его пришлось восстанавливать уже второй раз. Тогда уже был компьютер, и с этим злосчастным ударом на этот раз проблем не возникло. Так что там, и там этот удар не родной.
А над какой песней было сложнее всего работать?
Наверное, над «Балладой О Древнерусском Воине», потому что тогда еще не было компьютеров, а песня очень длинная, многоплановая. И чтобы ее свести на шестнадцатиканальном магнитофоне, приходилось работать руками. К тому же нам проблем подкинули вороны, которые звучат в начале композиции. Предполагалось, что мы зайдем в магазин, где продаются пластинки с голосами природы, купим ее, и без проблем вставим нужный звук. Но с воронами в магазинах было туго, и вместо ворон Виталик принес звуки каких-то северных гагар. Гагары, таким образом, оказались ближайшими «родственниками» ворон, более-менее подходившие с ними по голосу. Но «карк» гагар оказался слишком звонким и высоким. Нам пришлось на магнитофоне опустить скорость, чтобы добиться оптимального «карка». Так что на самом деле там звучат не вороны, а северные гагары.
Прогресс ощущался по сравнению с двумя прошлыми альбомами?
Конечно! Первый альбом мы записывали, вообще ничего не понимая в этом. Мы пригласили звукоинженера в студию помочь при записи альбома. Но после его «помощи» нам пришлось с ним распрощаться, а потом еще и восстанавливать все, что он там натворил. Специалистов по записи такой музыки в России в те времена еще не было, так что все приходилось делать самостоятельно и, грубо говоря, изобретать велосипед. Поэтому, с каждым альбомом у нас накапливался опыт, поскольку мы их сами записывали и сами сводили, попутно становясь звукоинженерами и звукопродюсерами. А так как у нас было техническое образование, нам было легко и удобно работать. Поэтому с каждым альбомом мы росли как музыканты.
Расскажите историю названия альбома?
Сначала альбом назывался по первой песни: «На Службе Силы Зла». Так же назывался и магнитоальбом. А когда уже вышла пластинка, фирма «Мелодия» побоялась такого названия. Тогда был так называемый застойный период, цензура была очень жесткая, и такое название, конечно же, не прошло. И без нашего на то согласия альбом переименовали в «Герой Асфальта». Хорошо, что они его назвали нашей песней, а не как-нибудь еще. А плохо то, что они перевели название на английский как «Герой Спидвея», нарисовали какую-то каску на обложке, перепутали наши имена и фамилии на конверте, и написали жуткую вступительную статью, что-то вроде «Поставьте этот диск на проигрыватель и вы услышите…». Не помню, что мы там должны были услышать, но возникает вполне резонный вопрос: «А на что еще этот диск можно поставить, чтоб его услышать?»
Каким тиражом вышла пластинка «Герой Асфальта»?
Винил вышел на год позже, чем магнитоальбом, и к этому моменту страна уже вовсю знала эти песни. Дело в том, что такая музыка не выходила раньше на пластинках. Было время перестройки, и эта наша пластинка и пластинка группы Черный Кофе были первыми в таком стиле. Несмотря на то, что винил вышел с опозданием на год, на прилавках его так и не было. Нам приходилось разъезжать с друзьями в поисках магазинов, где он мог быть. В то время отдавали не более двух пластинок в одни руки, и мы обычно просили продать нам коробочку винила, чтобы в свою очередь подарить пластинки родственникам и друзьям. Даже приходилось предъявлять директору магазина удостоверение Москонцерта, доказывать, что мы группа Ария и являемся авторами этих песен, и что двумя пластинками нам явно не обойтись. И тогда директор кричал кассирше что-то вроде «Зин! Отпусти им коробку!». Пластинка вышла тиражом в 1 миллион и была почти сразу вся раскуплена.
Какую критику в основном получил этот альбом?
Из этого альбома три песни были на первых местах в хит-параде газеты «Московский Комсомолец»: «Улица Роз», «Баллада О Древнерусском Воине», «Герой Асфальта». А критика была самая разная. В то время многие пытались музыку в этом стиле зажать, критиковать. Сам альбом никакой критики не вызывал. К тому моменту мы играли только три года, и основная критика касалась группы в целом. Писали, что у нас монотонная и однообразная музыка. А на концертном альбоме «Сделано В России» (1996) в подарочном варианте был плакат, на обратной стороне которого мы напечатали вырезки ругательного содержания из журналов и газет тех лет. Сейчас это все трудно достать, надо, наверное, будет выложить в Интернет. Но выражения там были нелицеприятные: «Группе Ария осталось жить полтора года», или «Немолодые волосатые мужики скачут по сцене». Одним словом, чушь полная! Были, конечно, и положительные отзывы, их было большинство, но запомнились больше отрицательные.
Каких тем в плане текстов вы в то время старались избегать?
Мы всегда старались избегать политических тем. К политике начинают прибегать авторы групп, исписавшихся в какой-то степени, чтобы таким образом привлечь к себе аудиторию. Поэтому нам всегда казалось, что политика – дело грязное и надо держаться от нее подальше.
Какие «косяки» были на вышедшем виниле?
Как я уже сказал, неправильно перевели название альбома на русский язык, а также перепутали наши имена. Меня назвали Валерием, а Удалова Максима - Михаилом. Также перепутали фамилию нашего звукооператора. Это привело к тому, что года два после этого меня называли Валерием. Приезжаешь в какой-нибудь город на гастроли, и на пресс-конференции спрашивают: «А можно задать вопрос Валерию Холстинину?». Это была наша первая пластинка, Интернета не было, и поэтому это была единственная официальная информация о группе. И мне пришлось жить по этой информации года два Валерием.
Как проходили съемки клипа на песню «Улица Роз»?
По телевидению в одной передаче была дана реклама, что группа Ария будет снимать клип в такое-то время в таком-то месте. Мы думали, что придет человек 200 – 300 и будет массовка такая. А когда мы подъехали к Дворцу Спорта, увидели, что он весь окружен толпой в несколько тысяч человек. Охрану, естественно, никто заранее не приглашал. Если сама съемка проходила еще более-менее организованно, народ пытался держать себя в руках, отойти на положенное расстояние, то когда съемку закончили, они все захотели взять автографы, и мы минут 45 пытались выбраться из этой толпы и сесть в машину. Потом от машины оторвали все боковые зеркала, изрисовали и исписали ее. И потом примерно столько же времени на этой машине мы пытались выехать из толпы. А только потом уже появилась милиция.
Сколько по времени проходил тур в поддержку альбома?
Тур длился примерно года два, то есть как раз до следующего альбома. В рамках этого тура мы также отыграли концерты в городах Германии и Болгарии. По Болгарии мы дали примерно десять концертов, а в Германии было три выступления. Мы никогда не ориентировались на заграницу, всегда пели по-русски, не старались уехать в Европу и там создать себе рекламу. Это было время, когда в стране началась перестройка, и Западу стало модно обращать внимание на Советский Союз и на то, что там происходит. И в связи с этим мы несколько раз и выезжали за границу.
И как принимали ваши песни за рубежом?
Принимали везде всегда хорошо. Запомнился фестиваль в Берлине, где нам пришлось выступать перед публикой в 150 тысяч человек. Было огромное количество групп, мы такого никогда не видели. Играли мы, наверное, полчаса. Перед выходом на сцену нас объявляет ведущий фестиваля: «А сейчас Heavy Metal из Москвы!». И тут на поле раздался хохот. Как потом выяснилось, до нас в Берлине с концертами побывало несколько российских коллективов, которые объявлялись «хард-роком», не буду я их сейчас называть. Поэтому, вполне естественно, толпа начала смеяться, сравнив нас с прошлыми коллективами и представив, какой у нас будет хэви-метал. Но после первой же песни нам удалось сломать ситуацию в свою сторону. Начали с песни «На Службе Силы Зла», и после ее исполнения кто-то из толпы достал красную тряпку, прицепил ее на флаг и начал размахивать. То есть люди, не зная наших песен, принимали нас очень тепло. А после концерта к нам подошел начальник охраны и сказал, что буквально на днях по телевизору он видел подписание Россией какого-то очередного антивоенного договора, а сегодня увидел на сцене русский Iron Maiden. «Мне кажется, что у вас в стране действительно дела сдвинулись с мертвой точки!».
Так сколько же было выпито спиртного за тот тур?
Мы в то время не считали. Сейчас гораздо легче считать: на каждом концерте у нас должна быть бутылка виски, пять бутылок пива, а затем все это умножить на количество концертов. А тогда такого не было, мы были молоды, и выпито было, конечно, немало.
Так в чем же легче считать: в литрах или в галлонах?
Кто-то из участников группы: В канистрах!
Владимир (после долгого молчания, задумчиво): Тут трудно сказать... (общий хохот всех музыкантов) Я помню, что после первого концерта в Германии в гостинице мы выпили всю минеральную воду! На этаже стоял холодильник с минералкой, и предполагалось, что каждый житель этого этажа гостиницы, выходя из лифта, мог взять из холодильника бутылочку минеральной воды на ночь. Буквально через час, как мы приехали в гостиницу, холодильник опустел, а потом кто-то из участников группы поставил холодильник «вверх ногами» и открыл дверь. Поступили очень по-русски: когда у русских на столе что-то пустеет, надо обязательно перевернуть. Вот та же участь и постигла холодильник.
А кто был самым главным беспредельщиком в группе?
Трудно выделить кого-то одного. Мы жили как бы одной семьей, и каждый, наверное, вносил свою лепту, свой вклад. Серьезных конфликтов у нас не возникало, а в основном у нас был довольно милый дебош на уровне сломанной мебели в гостинице или испорченного инвентаря. Кстати, до сих пор в гримерках концертных площадок, в которых не проводился капитальный ремонт, можно обнаружить следы нашего пребывания того времени.
Приходилось ли вам чувствовать себя главным героем песни «Герой Асфальта»?
Да, один раз. Дело было зимой, я ездил пять минут на мотоцикле, пока окончательно не упал в сугроб с этим мотоциклом. Сугроб оказался большим, так что все прошло благополучно, и никто себе ничего не сломал.
Официальный сайт группы Ария: http://www.aria.ru/
Александр “SUMRAK” Нефедов, Антон Рожников
8 декабря 2007 г.
Изначально интервью публиковалось в газете о рок-музыке "PRO рок", №20, 2007
(с) HeadBanger.ru