Форсаж

Форсаж
Выкладываться надо на все 100%

04.10.2012

Архив интервью

Форсаж - один из тех немногих коллективов, который пришел на мятежную метал-сцену в последнюю десятилетку и продолжает держаться на плаву. После выхода их дебютного альбома «Рамки приличия» мнения поклонников тяжелой музыки были столь же неоднозначными, сколь неоднозначным был сам диск, начиная от обложки и заканчивая представленным на нем смешением стилей. Тем не менее, найти в наше время музыкантов, которые готовы мыслить нешаблонно и своими действиями крушить устаревшие стереотипы, не так-то и легко.
И вот, спустя два года Форсаж готовится к выходу второго полноформатного альбома. Чтобы подсластить ожидание, музыканты записали дует с Михаилом Нахимовичем (Черный Кузнец, ПеNьки). Песня «Твоя жизнь» широким музыкальным росчерком провела линию, отмечая новый этап в творческом пути группы.
Поймать музыкантов для душевной беседы оказалось не так-то и просто. Фронтмен Сергей Сергеев сейчас занят монтажом трекинга, планируя в скором времени временно сменить Россию на Кипр, где будет происходить сведение и мастеринг материала. Не просто, но вполне возможно. Вот Сергей и согласился уделить часок-другой моей скромной персоне, дабы раскрыть тайны будущего, вспомнить прошлое и похвастаться настоящим.

О творчестве

Сергей, ты всю музыку и стихи сам пишешь?

На первом альбоме - да, авторство  принадлежит мне. Но при этом в чём-то Слава Селин (гитара) приложил руку, в частности к аранжировкам. То есть, мы как начали работать в Артерии, так и продолжаем. Правда, потом он улетел на Кипр, но от этого наша дружба и творческая работа не разрушились, а наоборот.

Совсем Россию покинул?

Ну, как совсем? Где бы он ни был, внутри он всё равно он наш человек.

Вы же сейчас вчетвером играете или без него?

В принципе, сейчас у нас аж три штатных гитариста - пытаемся переплюнуть Iron Maiden. (Смеётся.) Кроме Славы в коллективе играют Дмитрий Процко (Эпидемия), спасший однажды положение группы, выучив партии за три дня до концерта, и Григорий Превезенцев (Харизма) – спасший положение группы после первого спасения. (Смеётся.)

У вас есть один изданный альбом, скоро выйдет второй: насколько они концептуально разные?

Они, в принципе, будут разные, как по музыке, так и по духу. В первом не было какой-то конкретной концепции, ни по текстам, ни по музыке – все песни держатся как бы особняком, но при этом, несмотря на разную стилистическую направленность, всех их что-то объединяет, что – не знаю. На втором альбоме песни также не будут иметь концептуальной основы и будут отличаться друг от друга. Стихи раскроют разные темы нашего многогранного мира. И при всём этом альбом будет другим, он будет сильно отличается от своего предшественника. Не знаю, чем это объясняется, скорее всего, зрелостью группы. В новых композициях будут перекликаться какие-то простые мелодии, заключённые в непростые аранжировки. Мы даже заключили пари с моим братом. Он мне говорит: «Серега, ваш новый альбом - он, конечно, клевый, но его могут не принять». А мне кажется, наоборот, ведь музыка не похожа ни на что, и такого никто не делает в нашей необъятной Родине. Сейчас как: либо музыка пишется с совсем диким перегибом - получается альтернатива; либо повторяют давно исписанные аккорды «олдовых» монстров рока, а кто-то просто мало что понимает в том, что делает, или не желает вкладываться в затею, и получается, мягко говоря, не очень интересно, не говоря уже о качестве. Мне кажется, все-таки у нас получается. От того, что альбом провалится с треском, конечно, никто не застрахован. Но мы рискнем и, как мне кажется, выбранный нами вектор движения верный. Насколько верный – покажет время.

Планируете ли вы издавать новый альбом на CD или просто выставите в сеть на всеобщее обозрение?

Да, издание - это один из принципиальных моментов. Обязательно должен быть физический носитель, чтобы слушатели могли приобрести вещь, подержать её в руках, полистать буклет и т.д., а не какая-то виртуальная фикция сомнительного качества.

Хотя в наши дни с компакт-дисками катастрофа: продаж никаких, разве что на концертах, но хоть что-то, хоть как-то. Интернет, мать его! (Смеётся.) Ведь кругом «наши люди»! А наши люди не подготовлены покупать интеллектуальную собственность, пусть даже через Интернет. Зато у нас есть такое слово - «халява», от которого избавиться очень тяжело. Я не знаю почему, но в цивилизованном мире самые простые группы продают свой продукт следующим образом: купить официальный альбом, например, в MP3-качестве, стоит N долларов, хочешь в оригинале – платишь чуть больше. Короче говоря, копейки! И всё через Интернет… возникла мысль, а может, Интернет имеет не только географическую, но и национальную составляющую?

Сейчас все пытаются взять оригинальностью. На нашем первом альбоме это, например, выражалось в оформлении обложки, буклета. Хотя на самом деле, там была немного другая задумка, но по ряду причин нам пришлось выходить из положения и на ходу придумывать то, что в итоге мы можем наблюдать на альбоме «Рамки приличия», кстати, альбом и название именно такое получил. Просто нам посчастливилось быстро сориентироваться и… Отжечь! (Звонко смеётся.)

Это было необычно.

Для рок-группы, для русской рок-группы - это было не то что необычно, это было очень неожиданно. Я помню, как наш фотограф веселилась, когда нас снимала.

У вас какой-то постоянный фотограф?

Не сказать, что постоянный, но это наш хороший друг - Любовь Подольская – очень хороший фотограф, и мне нравится, как она работает, с ней легко и непринуждённо. Именно она снимала всё наше «безобразие» для дебютного альбома. А в этот раз свои услуги предложил Сергей Федотов. Он показал какие-то идеи, своё видение, варианты, и мы решили попробовать. Может, конечно, не все получилось так, как было изначально задумано, но, тем не менее, я с уверенностью могу сказать, что у нас всё получилось здорово.

Скажи, как ты думаешь насчет того, чтобы, если не повторить успех, то сделать что-то в духе «Эльфийской рукописи», написать что-то целостное и концептуальное?

В случае с Эпидемией дело не только в концептуальности. Во-первых, это преподносилось как рок-опера, первая рок-опера на просторах России. Но основным аспектом данной работы было участие интересных людей: Владимира Холстинина, Артура Беркута…

Считаешь, что они выиграли только за счет арийских музыкантов?

99%, что именно так, плюс желание, плюс удачное стечение обстоятельств. Ведь если проанализировать, то Эпидемия шла своим чередом, и ярко выраженных скачков у нее не было, а взлетели они именно после «Эльфийской рукописи». Они еще затронули на тот момент правильную тему, на которой многие были помешаны. Скажем так, они оказались в нужное время в нужном месте и применили правильные рычаги. (Улыбается.)

Ну, а если все-таки повторить, найти нужные рычаги? Или не хочется концептуальности, а хочется именно разброса?

Я не могу тебе сказать точно. Я не могу сказать, почему я, к примеру, не могу написать что-то подобное или, наоборот, могу - но надо ли? В любом случае, в этом деле как карта ляжет – иногда перо само пишет, а иногда что-то хочется написать, а не идёт. Да и потом, я не считаю, что всё дело только в текстовой концептуальности. Ведь если послушать наш первый альбом, то можно найти какие-то общие, связующие нити в мелодике – чем не концепция?

В этом альбоме, например, в плане текстов у нас 50/50 – часть моих стихов, а часть написана одной хорошей девушкой из Саратова по имени Елена Антонова. Помню, как-то в одной из социальных сетей я что-то искал, какую-то информацию, как вдруг на глаза попалась тема о нашем новом альбоме. Зачитался. Вижу, какая-то девушка пишет, что ей очень понравились наши тексты. У нас с ней завязался диалог, в ходе которого выяснилось, что она тоже стихи пишет. И дает ссылку. Когда я прочитал -  в осадок выпал. Этот стих был очень хитро сложен; называется «Колокол». И там все эти строчки так интересно расписаны: первая начинается с «к», потом во второй «о» и так далее по диагонали читается слово «колокол». Красиво написано. В итоге, я предложил ей попробовать написать текст на одну нашу песню. Рыба называлась забавно - «Ба-бах» (Смеётся.) Потом песня получила промежуточное шутливое название «Алиса» - из-за связи с королевством зеркал и нашим нынешним миром, где всё очень противоречиво и не всегда является реальностью. А по готовности песня стала называться «Отражение».

Я ведь когда начинал работу над альбомом, осознавал свои силы. Нет, конечно, я мог напрячься и написать слова к уже готовым композициям, но насколько это было бы высосано из пальца – неизвестно. Может, было бы хорошо, а может, и не очень. А тут я думаю, а почему бы нам не попробовать совместное написание слов к песням? Я напел рыбу на «англо-бурятском языке», и у Лены очень быстро родилась тема текста. Я, конечно, ей немножко помогал, подправил нерабочую строчку. В итоге, закрутилось, завертелось. Мы очень подружились на этой почве, даже встречались несколько раз – она приезжала в Москву… Поэтому альбом и получился такой – разносторонний, отчего он только будет только ярче. А всё потому, что часть текстов моих, часть написала Лена, а часть - общие. Скоро всё сами услышите.

А как вообще приходит творческая мысль? Нужен какой-то импульс, или оно происходит как что-то само собой разумеющееся? Бывает ли так, что нужно что-то срочно записать?

По-разному бывает. Иногда совсем из ниоткуда, а бывает, что сидишь, что-нибудь наигрываешь на гитарке, и вдруг опа! – что-то интересное, и я это интересненькое быстренько в «комплютор» записываю. Бывает, какой-то кусочек барабанный в голову приходит – снова в «комплютор». А иногда даже без гитар, такая классная клавишная «химия» появляется, когда возишься с различными синтами, что уже она потихонечку начинает обрастать музыкальным смыслом, появляется некий музыкальный фрагмент, со своим темпом, грувом, движухой – допустим, получаем из него вступление. И уже с высоты своего опыта начинаешь понимать, что хочется что-то убрать, чтобы припев был ярче, или наоборот что-то добавить. И пошло-поехало.

Сейчас, например, у меня в голове лишь одно – монтаж, монтаж, монтаж… какое там творчество. (На момент проведения интервью альбом находился на стадии сборки трекинга, его монтажа, подготовки к сведению – прим. авт.) Для возникновения красивой мелодии или текста также нужны  какие-то жизненные всплески – эмоциональные: что-то случается - и бац, пошла песня. Что-то должно произойти такое, яркое, либо наоборот – депресняк, хотя я за собой никогда не замечал депрессивных настроений… ну вот такой забавный я зверёк! (Смеётся, подмигивая глазом.)

Тексты, в моем понимании, делятся на две категории: есть группы, которые пишут достаточно конкретно, чуть ли не до имен; а есть те, кто полностью отстраняются от какой-либо конкретики. Что ты можешь сказать о своем творчестве?

Я как раз ближе к символизму. У нас на новом альбоме есть песня, написанная как раз Леной. Эта песня описывает историю одного известного героя, одной большой страны… не угадали – нет, не России. Так вот, первоначальный текст вмещал в себя очень много конкретики, вплоть до имён. Пришлось немного притормозить работу Лены – уверен, она сначала даже обиделась на меня - объясняя, что конкретики как раз не хочется, что должна быть какая-то таинственность. В противном случае получается так, что сразу всё рассказал, и слушатель тут же всё забыл. Сначала она со мной спорила, а потом переделала, и получилось очень здорово… и обиды закончились. (Улыбается.)

Всегда должна быть некая загадка и должно быть время ее разгадывать, именно поэтому ты слушаешь и слушаешь и от этого хочется слушать песню ещё, и ещё, и ещё. А если всё это ещё и в совокупности с хорошей музыкой, грамотно выстроенной аранжировкой – 100 % хит.

То есть, в принципе, если к вам придет человек и скажет: «мне безумно нравится ваша музыка, можно я буду писать вам тексты»,  у него есть шанс?

Как говорится, шанс есть всегда. Были такие. Были навязчивые. Приходилось избавляться… деликатно. Был даже случай, какой-то паренёк пел мне «дифирамбы», нахваливал наш дебютник, а ещё больше тексты наших песен. А впоследствии, начал очень аккуратненько навязывать свою помощь в написании текстов к следующим альбомам. Я, в принципе, не люблю навязчивых типов, но этот реально начал переходить на хамство, а закончилось всё тем, что наш альбом оказался г…ном, тексты – тем более, а в результате он пошёл в известном направлении. Вот такие бывают кадры. (Смеётся.)

А бывает так, что ты слушаешь кого-то, допустим, совсем из молодых русских групп, и думаешь: блин, это же так просто, почему же до этого не додумался я?

Может, это прозвучит немножко эгоистично по отношению к нашим современным исполнителям рок-музыки, но как раз у наших групп я этого не слышу, особенно у молодых. Может, есть какие-нибудь группы, которые интересно послушать, но только фрагментарно. Из того, что я слышал, могу выделить Черного Кузнеца, прежде всего из-за необычности голоса. На самом деле на сцене Михаил смотрится шикарно. Он держал это все на себе. Не знаю, как остальные, но то, что я видел, держалось только на нем. Еще есть группа Колизей…

С Димой Скиданенко или еще с Женей Егоровым?

Вот этого я не скажу, честно. Какие-то из последних творений. Там не столько голос цепляет, сколько всё в совокупности, аранжировки. Стоит того чтобы послушать и порадоваться. Если больше я не могу никого выделить, то может быть, только из-за того, что мало интересуюсь нашими группами. Предпочитаю иностранного исполнителя, как бы это не патриотично ни было. Да простят мне это мои коллеги по цеху. (Улыбается.)

Насколько ты считаешь известный всем «Мастерслэнд» объективным?

Тут нельзя сказать однозначно. Там ведь могут как похвалить, так сразу и «обосрамить». Хотя, когда у нас в 2010 году вышел альбом «Рамки приличия», то именно на Мастерслэнде мы два или три месяца держались в Топ-чарте на первом месте, и это о чем-то, да говорит.

А сравнивали с кем-то из вокалистов?

Внешне сравнивали с Михаэлем Киске. Я однажды даже прикол устроил: поставил в соц. сети на аватар вместо своей фотографию Михаэля. Никто поначалу не опознал. Только спустя некоторое время кто-то написал, что, мол, это же Миша Кискин. Но две недели вся эта история продержалась точно. (Смеётся.)

Как давно музыка появилась в твоей жизни? Что было изначально: игра или пение?

В детстве мне мама предложила взять гитару и научиться на ней играть, фраза заканчивалась «Запоёшь, и все девчонки твои». Но тогда я сказал: «Какие нафиг девчонки?! Во двор и мяч гонять!» Ну, какая гитара в жизни 10-летнего пацана?! Знаю точно, что слух у меня был от рождения, я мог смело напеть какую-то мелодию. Голос, собственно, тоже какой-то был. Прошло два года после той сказанной фразы, когда я увидел, как брат перебирает на гитаре струны. И я так загорелся, что начал и сам играть. Потом начал понимать, что к чему, что можно добавить. Это было здорово, мне начало нравиться. Как раз в тот момент, благодаря тому же брату, я начал слушать тяжелую музыку.

С чего начинал?

С Accept. Это был какой-то концертник, не помню. Потом был Helloween. И «понеслась душа в рай». И естественно, я просто тащился от голоса Михаэля Киске и не понимал, как он достает до таких высоких нот. Валеру Кипелова и группу Ария периодически слушал - какие-то ранние альбомы. И вот что уже тогда я вывел для себя: почему большинству нравится, когда мужчина поёт высоко, а женщина – низко? Для меня это актуально и по сей день.

У меня на тот момент времени уже была какая-то определённая техника игры на гитаре, и я на слух подбирал различные мелодии групп, которые слушал. Так и учился. Приходилось разучивать какие-то дворовые песни - так и запел. Потом у нас с одноклассником возникла такая идея – а почему бы нам не создать группу. Позже у нас появился басист, потом барабанщик, правда, ненадолго… (Улыбается.)

С барабанщиками не везло с детства?

Не знаю почему, но какой-то рок завис над нами… надеюсь, я ошибаюсь.

Мы сколотили группу Gulf Stream и играли какое-то время: я пел и играл на гитаре одновременно. Потом меня пригласили занять место у микрофонной стойки в группе Shadow Host, и так я стал петь «сольно», без гитары. Когда я стал заниматься только вокалом, понял, что в вокальной технике наметился прогресс, некая раскованность. С этой группой я проработал пять лет. Потом лидер группы решил поменять стилистику, он захотел, чтобы голос был более жесткий, а у меня он местами все-таки довольно мягкий. Ему же хотелось больше трещины в голосе. Но это не моё. Петь с постоянной трещиной для меня как-то не очень вкусно. Гораздо вкуснее добавить хрипотцу в каком-то определённом месте песни, но не петь постоянно в данной позиции. И в начале 2005 года мы с Shadow Host расстались. Тогда я остался не у дел. В это время начинаешь понимать, что надо восстанавливать свою группу и делать что-нибудь свое. Но  тут мне позвонил Сергей Терентьев и предложил присоединиться к его новой группе Артерия.

То есть он вышел на тебя сам?

Отчасти. Через общих друзей – Юту Зубковскую и Сергея Кутаева. Они мне сообщили, что Теря ищет вокалиста и хотел бы пригласить меня. А позже мне позвонил сам Сергей Терентьев и предложил участие. Тогда я купил недавно вышедший в то время альбом Артерии «Лети на свет», и через пару дней мы встретились на первой репетиции. Так случился кастинг. Что самое смешное и парадоксальное в этой истории: единственный, кто был против меня - это Слава Селин. (Смеётся). Но большинством голосов я был принят в коллектив. Ну, и понеслась: репетиции, студия, запись, первый концерт, гастроли… Потом, в 2008 после нашего скандального расставания с Артерией мы со Славкой образовали Форсаж.

О группе

С чего все-таки начался Форсаж?

(поёт) «С чего начинается Родина…» Пожалуй, историю группы Форсаж мы начали писать ещё в нашу бытность в Артерии - с песни «Воля твоя», описывающей непростые времена. Далее, уже в «свободном плавании» мы начали писать свои песни, начали как-то оживать, пошла движуха. К нам присоединился Алексей Барзилович (барабанщик групп Артерия, Catharsis). И нам не хватало басиста. Мы поискали по своим, хотели взять Леню Максимова, связались с ним, и он вроде не против был, только в то время ждал ответа от Сергея Маврина об участии в проёкте Маврик, но Сергей немного тянул со своим решением.

То есть, на тот момент он еще не был басистом у Сергея Маврина?

Да, в том-то и дело, что мы как раз этому и косвенно поспособствовали. (Ехидно улыбается). Тогда мы объяснили Лёне, что ему достаточно позвонить Сергею и сказать, мол, к себе зовут пацаны из Артерии, и он сразу даст ответ: либо да, либо нет. Леня  перезванивает и сообщает, что мы были правы. В общем, взял его Маврин к себе.

После того, как Леня нам отказал, мы объявили в Интернете, что мы проводим кастинг. И среди прослушиваемых была Марина Малахова (Вольная Стая). Мы набрали людей, сняли баз, на два часа или три, не помню уже, сами поиграли и потом на какое-то время уже назначали людей. Помню, один парнишка пришел и Марина. Паренек как-то неуверенно играл, то есть, было видно, что он старается и очень хочет играть с нами, но… Молодой слишком, но не в смысле возраста, а в смысле игры, чувствуется, что пока слабоват. Потом пришла Марина. Не могу сказать, что она супер ас была, но тем не менее, особенно с учетом ситуации, которую мы ей создали. Собственно, сыграть нужно было две песни: «арийскую» и «артерийскую». В одной из песен мы в конце немного поменяли аранжировку, но нигде в записях этого не было – только живьём. Но Марина играла уверенно и, что самое интересное, лажала в той песне с неизвестной модуляцией тоже уверенно, и это было круто!

А когда мы собрались, чтобы обсудить и сделать выбор, я буквально настоял на том взять Марину в наши ряды. Во-первых, это прикольно – девушка в группе; во-вторых, никто из прослушиваемых басистов не знал, что в одной из предложенных песен будут модуляции, даже для нас это оказалось сюрпризом, но, тем не менее, Маришка идеально вышла из положения и выложилась по полной программе. В итоге, мы пригласили её на репетицию в качестве штатного музыканта и начали работать.

Иногда складывается впечатление, что в каждой группе, вне зависимости от ее состояния и положения, есть один человек, который горит постоянно, а остальных приходится подогревать.

Ну, по большому счету, такое положение в большинстве групп, а иначе это будет колхоз №8, балаган, который в результате не приведёт ни к чему хорошему. Но бывает и по-другому: существует некий костяк из нескольких музыкантов, но при этом имеет место распределение обязанностей. И хорошо, когда есть такое строение коллектива, потому что одному тянуть лямку все-таки очень тяжело.

Насколько, по-твоему, реально совмещать несколько проектов?

Нереально. Но иногда можно, когда много свободного времени и море желания. (Смеётся.) По-хорошему, либо ты отдаешься делу с потрохами, и от этого оно только лучше, либо так - постольку поскольку. Но если нет нужного количества времени, то, чтобы всё получалось, нужно забить на личную жизнь, например, и тогда, пожалуйста - все можно. (Улыбается.)

Я слышала, что Форсаж называют внуком Арии.

Кстати, есть такая тема. Есть же «семейка Арии». И мы как бы уже выходцы «детей» Арии.

Когда вы с группой собираетесь выходить на сцену, вы обсуждаете как-то, чтобы это смотрелось гармонично, или пока так – кто в чем?

Пока все вразнобой, конечно. Просто нет такого человека, который мог бы авторитетно и креативно повлиять на эту тему, но честно говоря, хочется этой – фирменности… Со временем мы к этому придём, это неизбежность.

То есть, вы стремитесь к тому, чтобы всё-таки  существовало некоторое единство?

Ну, конечно. Подход типа «в чем проснулся, в том и отыграл» - это неуважительно по отношению к поклонникам. Концерт – это, как ни крути, праздник, а на празднике нужно соответствовать.

Как у группы происходит реакция на негатив? Вы прислушиваетесь к чужим мнениям или не обращаете внимания?

В любом случае должен быть какой-то баланс «света и тени». Все позитивно быть не может. Иначе это уже лесть. Но все-таки музыка - это дело вкуса. Есть люди, которые понимают, а есть те, кто совсем ничего. Вот вторые обычно и пишут, как они считают, критику. А критика должна быть оправданна, и, как ни странно, она не всегда бывает негативной. Когда она такова, я нормально к этому отношусь и очень этому рад. А вообще, как сказал один великий, «Как бы хорошо или плохо обо мне ни говорили, главное, чтобы правильно называли моё имя» - вот это наш человек.

А есть у группы определенные традиции?

Ну… это уже, как мне кажется, как-то неоригинально. Такого нет, потому что мы пока ищем себя. К тому же только первый альбом, первый блин – он хоть и не совсем комом, но как ни крути, все равно первый блин. Ждем новый альбом. А там посмотрим. Может и мы в этом вопросе станем неоригинальными. (Улыбается.)

О концертах

Как у вас с концертной деятельностью? Планируется ли презентация нового альбома?

Да, конечно! С прошлой презентацией у нас получилась очень неприятная тема, в частности, из-за моей операции на горле. Альбом вышел в середине мая 2010 года, а отыграть первый концерт мы смогли только в феврале 2011-го. Время было упущено, и устраивать презентацию было несерьезно. Поэтому получается, что диск вышел без живой поддержки.

В наши дни с  концертной деятельностью тоже не очень хорошо, наметился некий кризис, в упадок пришла вся музыкальная индустрия, и всем сейчас приходится нелегко, как молодым, так и маститым исполнителям. Кого-то это коснулось сильнее, кого-то слабее, но коснулось всех без исключения. Что самое неприятное, это происходит повсеместно. Народ почему-то перестает понимать живой звук. Не знаю, может, привыкают к «вылизанной» записи, а когда живьем – что-то им не так… То ли драйв находят в чём-то другом, то ли, что называется, «зажрались». Сейчас среди бесконечного множества очень мало по-настоящему стоящих музыкальных коллективов, но что самое непонятное, народ «хавает» всё без разбора, включая весь тот музыкальный шлак, который имеет место быть на музыкальной сцене, и в неограниченном количестве. Видимо это сборище – а по-другому я это называть не могу – которое мнит себя «рок-стар», «засоряет бубен» подвыпившей молодёжи и снижает спрос на тех, кто заслуженно достоин называть себя хорошим музыкантом. Вот и не ходит народ на концерты.

Но там же энергетика! На записи живой энергетики не почувствуешь.

Видимо, не понимают этого, в результате отвыкают от истинного драйва. Может быть, что-то еще. Понимаешь, вот какой парадокс - мы идём по восходящему пути прогресса, улучшая качество звучания на записях, на концертах, а народ, словно какое-то ненасытное гигантское прожорливое существо, требует всё больше и лучше качества, но при этом отказывается понимать простую вещь, что чем выше качество, тем выше цена за него. Музыканту приходится рвать задницу на британский флаг, изыскивая способы получения этого самого качества, а ведь это стоит больших денег, и брать их неоткуда – ведь слушатель в большинстве своём не осознаёт этой простой истины и отказывается платить. А всё эта злосчастная халява! И что самое интересное, обратно всё не вернуть. Ведь раньше слушали записанные-перезаписанные кассетные записи ЛЮБИМЫХ групп и толпами посещали их концерты, на которых звук шел из порталов непонятного самопального производства, но при этом это было здорово! А теперь всё с точностью наоборот. Вот тебе и задачка с тремя неизвестными.

Просто нет гарантии, что плохая запись подтолкнет прийти на концерт.

Кончено же, нет! Еще хуже будет! Шаг назад ни к чему хорошему не приведёт. И я к этому не веду, просто анализирую происходящее и удивляюсь.

Тут нужно что-то новое выдумывать. Брать оригинальностью. Сейчас у большинства хороших музыкальных коллективов любимое дело перешло в разряд хобби. Но это хобби продолжает приносить плоды только благодаря тому, что есть ещё такие альтруисты, которые без музыки не видят смысла жизни.

Но как бы там ни было, мы планируем презентовать наш второй номерной альбом. Опять же, я хочу общаться на эту тему с издателем, чтобы он принимал активное участие: не просто чтобы напечатали диск, и на этом задача закончилась (это мы способны и сами осуществить), а чтобы вся эта деятельность подкреплялось хорошим промоушеном, организацией концертов и т.д. Ведь раньше так всегда было. От хорошего вложения будут зависеть последующие высокие результаты. А сейчас что? Группы предоставлены сами себе. Если альбомы и продаются, то исключительно на концертах и, кстати, по серьёзно завышенной цене – как результат нынешнего положения вещей – музыкантам также надо кушать! А на самом деле, почему бы издающей компании не вернуть всё, как было раньше, почему бы не выделить место в своей отрасли на промоушен рок-групп? Раньше же так и было: выпустили диск, подписали контракт и поехали в тур, организованный лейблом – все довольны.

Как ты считаешь, сильно ли отличается публика в зависимости от географического расположения?

Сильно. Взять, к примеру, два города - Москва и Питер, это же две разные планеты. Эти ощущения мне известны по участию в прежних коллективах. По странному стечению обстоятельств с группой Форсаж мы пока не доехали до Питера. Не хочу никого обижать, но питерская публика сильно отличалась от московской. Не знаю, как сейчас, но тогда это было как небо и земля. Не знаю почему, но там было здорово выступать.

А чем отличалась?

Не знаю, чем. Но питерская публика более «живая», что ли, более открытая, более активная. А московская…

Более балованная?

Не могу сказать. В Питере также играет много звезд, он также никогда не был обделён как местными интересными группами, так и приезжими, но в Питере как-то по-другому всё воспринимается, благоприятнее…

Ну а почему тогда такое «вялое» отношение к отечественным группам?

Могу объяснить, опять же, то, как это вижу я.  Приезжает западная группа, при финансовой поддержке лейбла – на сцене фирмА, а наша группа выходит на сцену – и всего этого нет. Я четко вижу это и стремлюсь подвести наши выступления к их уровню. Вот это слово – фирмА – оно, как мне кажется, и является основной причиной – почему наши группы не жалуют, а приезжает Европа, и туда худо-бедно ходят. Чтобы работало, выкладываться нужно на сто процентов – как говорил один смешной герой из фильма «Ослеплённый желаниями» и был чертовски прав. (Смеётся.)

О дуэте

Как вообще возникла идея дуэта с Михаилом Нахимовичем?

А ты знаешь, появилась эта идея довольно-таки странно. Начнем издалека. У нас давно возникла мысль спеть дуэтом одну-две наших песни. Но изначально мы собирались это сделать с кем-нибудь из западных музыкантов. У нас для этого случая были подготовлены и переведены на английский язык две вещи. Но в силу того, что особо некогда, да и некому было заниматься этим вопросом, выйти на забугорных музыкантов у нас не получилось. Были даже варианты привезти данного исполнителя на кипрскую студию, где мы сводили наш первый альбом и будем сводить второй, и записать дуэт на хорошем, дорогом оборудовании, под контролем умелых саунд-продюсеров. Но по ряду причин, как я говорил раньше, эта затея подвисла и в итоге стала неактуальной. Так мы и забросили эту тему до лучших времён.

Но когда мы уже и не думали на тему дуэта, предложение пришло с другой стороны. Миша Нахимович – очень хороший друг Марины Малаховой – предложил спеть что-нибудь вместе. Так случилось – «Кузнеца» больше нет, а творческая личность – есть. И я, как никто другой, прекрасно понимаю Мишу - когда находишься в подвешенном состоянии, не у дел, переживать это очень и очень тяжело. Мы подумали: а почему нет? Мы же хотели дуэт – так вот он! Я прислал ему песню – он послушал. И как выяснилось, у него после прослушивания появилось своё видение по поводу того, как аранжировать вокальные партии. Опять же – почему нет?! Так как мои партии уже были записаны, то мне оставалось только записать его. Я предложил Мише разделить партии так, я так себе это представлял. А он пришёл на запись не так, как это обычно бывает с другими исполнителями, он пришёл подготовленный и предложил свой вариант разделения партий, и я понял, что это будет здорово. Так мы и сделали. 

В итоге, слушателю будут представлены две версии песни: альбомная – в ней буду петь только я, плюс будет другая аранжировка, а также будет вторая, бонусная версия – собственно дуэт, который прозвучит на радио. По этому вопросу я обратился к Игорю Ильинскому – ведущему программы «Хранитель снов» на «Эхо Москвы». Непосредственно перед официальным выходом нового альбома мы планируем сделать передачу в студии программы «Хранитель снов», чтобы представить эксклюзивный новый материал и ответить на ряд вопросов от наших слушателей. (Так в итоге и произошло – прим. авт.) Кстати, на «Эхо Москвы» за последние два-три месяца уже прозвучало две композиции, и это как раз были английские версии в моем сольном исполнении.

А клип не хочешь снять?

Насчет клипа мы тоже задумываемся, но пока нет никаких идей. Сейчас реально все мысли о подготовке альбома к сведению, и разорваться не получается.

Вот ты на своей страничке ВКонтакте написал, что скоро будет дуэт, и люди начали предполагать, с кем он будет. Как ты думаешь, какая реакция будет, когда они поймут, что речь идет о Михаиле Нахимовиче, а не о ком-то из называемых в комментариях?

Я не знаю, какая нас ждёт реакция, но по большому счёту, это не наше дело – мы свою работу выполнили и сделали это хорошо. Мы создали интригу – подогрели интерес. И надо раздувать эту тему дальше. Чего только стоит фотосессия, приуроченная к нашему дуэту. Но скоро всё станет известно, а там и песня прозвучит. А за песней и новый альбом грянет.

Впрочем, занятость музыкантов - отнюдь не миф. Поймать в московской суете Михаила Нахимовича оказалось ничуть не легче, нежели Сергея Сергеева. Но, тем не менее, встреча состоялась, и ответы на волнующие вопросы были получены.
Михаил Нахимович – вокалист группы Черный Кузнец, благодаря которой и получил широкую известность в металлических кругах. Так же был замечен в кавер-проекте ВИА ПеNьки, которые, по слухам, исполняют музыку Deep Purple круче самих Deep Purple. Последнее время обитает в Москве и принимает участие во многих музыкальных проектах. Любезно согласился уделить полчаса внимания, дабы рассказать нам о творческой деятельности, совместной работе с группой Форсаж и о планах на будущее.

Начнем с простого: как появилась идея записать с группой Форсаж дуэт?

Не было никакой конкретной идеи, я просто люблю записывать дуэты с разными группами. Это дает большое пространство для творчества и огромное разнообразие материала и образов.

Со слов Сергея, дуэт сделан по твоим идеям.

Скажем так, когда я получил песню и послушал, у меня созрел свой вариант ее развития. При этом, естественно, понимал, что решать будет все равно Сергей: я всего лишь предложу свои идеи, а последнее слово все равно за ним. В конце концов, когда мы придумали, что хотим записаться вместе, он выбрал именно эту песню для дуэта, и вполне вероятно, что он уже как-то ее видел. Кроме того, до конечного результата дожили не все мои идеи, поэтому вопрос относительный.

И как ты сам оцениваешь конечный результат?

Все получилось очень хорошо. Душевно.

Сергей создал интригу на собственной странице ВКонтакте, когда сообщил о том, что планируется дуэт. И народ начал предполагать, кто же второй таинственный участник. Как ты думаешь, как примут слушатели эту песню, когда поймут, что с Форсажем записался ты, а не кто-то из предполагаемых? Какую реакцию ты ждешь?

Первая реакция будет: «Ну, вообще неожиданно!», потому что никто себе не представляет сочетание нас с Сергеем. Дуэт Тора и Локи – это надо сначала продемонстрировать, чтобы все осознали. Я думаю, что никто и подумать об этом не мог. А те предположения, которые есть на стенке, высказываются лишь потому, что Сергей это сформулировал так, будто дуэт записан с очень крутым чуваком. Ассоциации на этот счет у каждого свои, как понимаешь. (Загадочно улыбается.)

У тебя помимо Форсажа есть еще какие-то творческие проекты?

Есть. Вчера записал свои партии для метал-оперы «Молот ведьм» группы Эпоха. Но это так –  капля в море. Очень много задумок и планов: некоторые из них даже для меня эксперимент. (На данный момент Михаил принял участие в концерте Гран-Куража, которое вылилось в студийную запись песни «Первый день осени». Также на 10 ноября анонсирован концерт группы Арктида с презентацией мини-альбома с участием Михаила – прим. авт.)

То есть ты никуда не пропал и периодически появляешься на музыкальном горизонте?

Да. Я просто ушел в тень и периодически оттуда выглядываю.

Еще вопрос касательно дуэта: если будет принято решение снимать клип, идею съемок отдашь в руки Сергею или опять будешь предлагать?

Клип нужно снимать – это однозначно. Только вот так, чтобы не вмешиваться в работу профессионалов. Лучше отдать это операторам и режиссеру, а самим получить удовольствие от процесса.

Как тебе вообще работа с Форсажем?

Шикарно! Сергей – потрясающий человек, мне он безумно понравился. Очень здорово все прошло: мило, душевно.

Предлагали уже принять участие в презентации?

Да, звали на презентацию, которая будет где-то когда-нибудь, как выйдет альбом. Я так понимаю, и в Москве, и в Питере в любом случае она будет. Ну, и возможно где-то еще. Как получится.

Насколько важно для тебя мнение слушателей?

Работаем мы, что на сцене, что в студии не для тех, кто пишет свое мнение на форумах. Мы работаем для тех, кто приходит на концерты, слушает это в плеере, дома за компьютером, по дороге в машине. Мы работаем для тех, кто слушает, а не для тех, кто пишет. Это совершенно разные вещи. К сожалению, в нашей стране металл – это музыка для музыкантов. Обычных слушателей почти не осталось. А все, кто слушает эту музыку, так или иначе ею занимаются. Плохо ли, хорошо, не нам судить. Соответственно, практически любой пользователь интернета считает, что он разбирается в музыке лучше, чем те, кто ее создает. Да и дело даже не в том, что лучше разбирается. Каждый считает, что всем вокруг интересно его мнение. Каждый, кто пишет в Интернете про какую-то конкретную группу, почему-то считает, что этой группе должно быть обязательно интересно его мнение. А на самом деле, наше творчество обретает смысл в тот момент, когда под нашу музыку едут в машине по долгой дороге, или обнимаются ночами; когда тебя воспринимают сердцем – вот это важно, вот это имеет значение. Просто для эмоций нет тюнера, они либо есть, либо их нет. А критиковать мы и сами себя умеем.

Говорят, что металл-культура сейчас в упадке. Как ты думаешь, есть шансы, что все это когда-нибудь изменится?

Есть. Со временем. Понимаешь, в чем дело: наша сцена заполнена непрофессионалами. Один мой хороший знакомый звукорежиссер предпочитает работать с попсой. И на вопрос «почему», он отвечает: «А там профессионалы, с ними интересней. С ними не надо сидеть и выверять нотки. Ты сидишь и занимаешься творчеством вместо того, чтобы хоть как-то выдавить из них то, что, в принципе, является нормой». Попса – это работа, и туда идут музыканты-профессионалы, потому что за это платят. А за металл в нашей стране не платят, и держится он на энтузиастах, которые профессионалы совсем в других областях. У них нет возможностей профессионально заниматься музыкой, поскольку они зарабатывают деньги, чтобы было на что жить.

Но, тем не менее, европейские группы, американские, японские, они же получают за металл деньги?

Да, но на десять американских групп или пятьдесят европейских - тех, которые мы знаем - существует еще по тысяче групп, которых мы не знаем, местного, так сказать, разлива.

Получается, в России нет ничего такого, что могло бы приравниваться к чему-то европейскому?

Есть. Только среди наших групп «местного разлива» принято считать такие группы продажными. Возьмем группу Би-2. Они играют рок в сочетании с металлом и альтернативой и при этом абсолютно спокойно выпускают попсовые танцевальные песни на радио. Они окупаются, зарабатывают, но они – рок-группа. Вот почему-то HIM у нас не называют попсой. Мне кажется, что спокойно можно ставить на одном уровне HIM, The Rasmus и Би-2. При этом у нас Би-2 считают попсой потому, что они снимают клипы на Красной Площади, они продаются и покупаются, у них полно денег и ротация на радио. У нас почему-то принято в стране, что рок должен быть в подполье. Русский рок – это тот стиль музыки, который на Западе называется «шансон».

Как ты думаешь, поклонники Черного Кузнеца продолжают ждать и верить, что ты когда-нибудь вернешься на сцену?

Я не думаю. Я знаю. Мне почти каждый день пишут по несколько человек с вопросами о том, продолжаю ли я заниматься творческой деятельностью, когда ждать следующих записей с моим участием, и так далее. 

Ну, и напоследок, для всех, кто тебя помнит, ждет, хочет слышать, пару приятных слов. Чтобы хотелось сказать своим поклонникам?

Я никуда не пропал, я продолжаю работать над собой и над окружающим миром. Будем рассчитывать на то, что в ближайшее время наши желания совпадут, и мы обязательно увидимся в каком-нибудь постоянном проекте с моим лицом, голосом, идеями, режиссурой, видением, актерским мастерством, сценической подачей и внутренним эмоциональным наполнением.

Как уже говорилось, дуэт вышел в эфир радиостанции «Эхо Москвы» в ночь с 21 на 22 августа в программе «Хранитель снов». 17 сентября Форсаж анонсировал выпуск второго номерного альбома, представив нарезку из песен своим поклонникам для ознакомления. Коллектив продолжает держать интригу и подогревать интерес. А нам остается дождаться релиза и презентации, дабы насладиться творчеством группы в полном объеме.

Официальный сайт группы Форсаж: http://www.forsage.us

Темная
август 2012 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker