22.08.2012
Архив интервью | English versionКак вы наверняка знаете из газетных статей на экономическую тематику, Россия и Бразилия относятся к одной и той же группе стран, обладающих большим потенциалом, активно развивающихся, но сталкивающихся на своем пути с изрядным количеством трудностей и опасностей. Неудивительно, что у наших двух стран много общего, но поскольку нас отделяет друг от друга столь большое расстояние, мы мало что знаем друг о друге. Даже при использовании современных средств коммуникации пообщаться с бразильцами получаешься лишь с большим трудом. В случае с Эду Фаласки самым подходящим вариантом общения нам показался Skype, но и он выручал, прямо скажем, не сильно. В момент разговора Эду находился в каком-то Интернет-кафе, и у него за спиной регулярно маячили бразильские детишки, а когда их не было видно на экране, они обозначали свое присутствие громкими криками и смехом. В довершение ко всему, громкость связи менялась в обе стороны через совершенно непредсказуемые интервалы. Эду, впрочем, тоже пришлось не сладко – он меня вообще не слышал, так что пришлось приметь «план Б» - я набивал вопросы на клавиатуре, а он отвечал на них вслух. Несмотря на все это, мы проговорили почти час – настолько интересно и подробно Эду рассказывал о последнем альбоме своей группы Almah, о своих проблемах с голосом, о своих интересах и о состоянии индустрии тяжелой музыки в Бразилии. К сожалению, спустя две недели после нашего разговора стало известно, что Эду покидает легернадрую пауэр-металлическую группу Angra, в которой он проработал более 10 лет, так что те места интервью, связанные с Angra, сейчас уже неактуальны. С другой стороны, они как раз и помогают получше понять, почему все закончилось именно так…
Во-первых, поздравляю с отличным новым альбомом “Motion”, мне он очень понравился. Почему на нем вы решили взять курс на более тяжелую музыку? Твои вкусы поменялись? Ты устал от пауэр-метала?
Когда я решил поговорить с ребятами о новом альбоме, у меня в голове уже была идея, которая казалась мне важной. В то время группе было почти пять лет, и для третьего альбома нам было нужно нечто новое, потому что нет никакого смысла создавать еще одну группу, которая звучит в точности как Angra. Мне очень нравится саунд Angra, мне очень нравится такой тип пения, но я решил, что у Almah должно быть свое лицо. Сейчас нам шесть лет, мы выпустили три альбома, мы провели несколько туров по Бразилии, у нас была возможность съездить в Парагвай, а в прошлом году я привез группу в Японию для раскрутки альбома – это значит, что группа растет. Я знал, что у группы хороший потенциал роста, но для того, чтобы “Motion” «выстрелил», нужно было сделать что-то отличное от Angra, отличное от других групп, что-то, что имело бы собственную индивидуальность и язык. Поэтому новый альбом и получился чуть более современным. Конечно, в него впитались все влияния, которые я испытывал за свою жизнь – пауэр-метал, хэви-метал и трэш-метал, но в этот раз я решил, что нужна другая концепция – смешать трэш и дэт с элементами пауэр-метала и щепоткой фолка. Так нам удалось сделать нечто особенное, нечто свежее. Я с самого начала очень хотел играть в таком духе.
Ты сам сделал фотографию, которая использована на обложке альбома. Но как ты решил, что там должен быть именно этот снимок?
Дело в том, что я очень устал от обложек других металлических групп. Особенно в пауэре все обложки одинаковые – на них изображены либо драконы, либо ангелы, обязательно в синем, красном или желтом цветах, иногда на фоне голубого неба, а иногда на фоне пламени. Для этого альбома, в свете того, что мы решили изменить музыкальное направление, я решил и обложку делать по-другому. Раньше мы всегда старались работать с веб-дизайнерами, которые стоят кучу денег, а обложки всем рисуют совершенно одинаковые. Так что я сделал фотографию на свой собственный фотоаппарат, а потом придумал для нее любопытные эффекты, и получился очень симпатичный результат, который, на мой взгляд, смотрится очень современно и ни на кого не похоже. Это наш шанс визуализировать изменения в саунде, ведь обложка передает движение, современный подход – а именно такая концепция заложена у нас в музыке. Поэтому я и решил использовать именно эту фотографию. Но по большому счету, это лишь совпадение. Я развлекался с фотоаппаратом, потом наложил несколько эффектов, после чего посмотрел на фотографию и подумал: «Это наш шанс даже обложку сделать другой». Для нас важно немного меняться и искать собственную индивидуальность, что мы и делаем сейчас. Но при этом мы не отходим от наших металлических корней и атмосферы, а это самое важное.
На альбоме целых три гостевых вокалиста – Эду Коминато, Виктор Кутрале и Тьяго Бьянки. Ты не мог бы сказать о них несколько слов?
Давай начнем с Виктора. Он поет в песне “Zombies Dictator”. Для этой песни мне был нужен более агрессивный голос, что-нибудь в дэт-металлическом ключе. Мне так петь очень сложно, я с этим просто не справился бы, потому что мой голос более мелодичный и больше подходит для высоких нот. Так что я пригласил Виктора, он наш друг, и он очень хорошо вписывается в такую музыку. Его группа называется Furia Inc., очень классные ребята. Я решил позвать на помощь бразильцев, чтобы показать их работу людям всего мира.
Следующий – Тьяго Бьянки, вокалист Shaman, который пришел на смену Андре Матосу. Он тоже очень хорошо поет, а временами тоже использует более агрессивный вокал. Мне кажется, что он отличается от остальных певцов. Когда у нас получается очень уж агрессивная песня, мне нужен кто-то, кто бы привнес в агрессию мелодизм, и это очень хорошо получилось у Тьяго Бьянки в “Daydream Lucidity”. Мне было очень приятно с ним работать, ведь мы друзья, я его знаю с подросткового возраста. Здорово, когда с тобой поют друзья. Да и его голос идеально вписывается в песню.
У нас остался Эдуардо, еще один Эдуардо, тоже бразилец и тоже мой друг. У него в голосе выражен более модерновый уклон, ему нравится музыка Linkin Park, а нам иногда бывает нужен кто-нибудь с таким вокалом. Я хотел привнести ряд современных идей в песни, звучащие в старом стиле, этот альбом вообще отличается тем, что на нем перемешана масса всего.
Не так давно ты объявил, что у тебя проблемы с голосовыми связками, и что ты больше не будешь петь так высоко, как ты это делал в Angra. Как у тебя дела с голосовыми связками сейчас? Ты доволен их состоянием?
Проблемы были не с голосовыми связками, а с подъемом жидкости по пищевому тракту. Все дело в желудке – когда ты ешь что-нибудь не очень полезное, например, «Кока-Колу» или кофе, у тебя начинает подниматься кислотности, и желудочный сок поднимается по пищеводу до самых голосовых связок. Формально у меня не было никаких проблем с голосовыми связками, с ними был полный порядок, но кислотность у меня повышалась так часто, что мне потребовался перерыв. Я стал петь очень плохо и не мог понять, почему. Когда я обращался к врачам, мне говорили, что все в порядке, никаких заболеваний голосовых связок они не находили. И только несколько лет спустя я обнаружил, что все дело в повышенной кислотности. Тогда я начал лечиться, и мой голос постепенно вернулся в норму. Сейчас у меня с голосом полный порядок, и это очень здорово.
Сейчас я снова могу петь песни Angra так же хорошо, как я пел их в 2001 или 2002 годах. Но вопрос вот в чем: нужно ли мне постоянно брать высокие ноты? (Смеется.) Нужно ли мне петь таким голосом, чтобы слушатели были довольны? Мой ответ - нет. Я могу достучаться до людских сердец своей музыкой и без постоянного крика, им совершенно не обязательно постоянно слышать высокие ноты. Поэтому я решил больше петь в своем стиле. Мой голос, как ты сейчас слышишь, не такой уж высокий и тонкий. Средние и низкие ноты удаются мне куда лучше, особенно когда я пою агрессивно, с овердрайвом и все такое. В этом диапазоне мой голос звучит гораздо лучше, уж по крайней мере, он звучит более металлически. После того, как я записал с Almah альбом “Motion”, люди начали это понимать гораздо лучше. Пусть я и не так часто забираюсь в «верха», но песни все равно звучат замечательно.
Я лечился почти пять месяцев, я принимал лекарства и посетил много врачей, и сейчас я могу петь совершенно нормально. Но буду ли я снова брать высокие ноты и рисковать снова лишиться голоса? Нет. Ронни Джеймс Дио как-то сказал: “Ты должен найти для себя такой голос, которым ты сможешь петь до конца своих дней”. Он был очень мудрым человеком, он не использовал высокие ноты постоянно, а вместо этого пел так, как ему комфортно, и так, чтобы это звучало металлически. Это для меня самое главное. Как вокалист я хочу развиваться в направлении более естественного пения в комфортном для себя диапазоне. И поэтому я решил с этого момента по большей части придерживаться именно этого принципа в пении. Конечно, я могу брать высокие ноты, я могу их брать совершенно идеально, но это будет происходить лишь время от времени, когда придется петь старые песни на концертах.
Окей, а как на все это смотрят твои коллеги из Angra?
После фестиваля “Rock In Rio”, когда я решил на некоторое время прервать свою карьеру и пройти курс лечения, ребята из Angra сказали: “Хорошо, поживем-увидим ”. Я предлагал им продолжать с другим вокалистом, если они хотят, но Кико (Лурейро, гитара) сказал: «Нет, давайте воспользуемся этой возможностью, чтобы отдохнуть. Мне тоже нужно время, потому что у меня скоро родится ребенок». Сейчас я возвращаюсь на сцену с Almah и новым альбомом “Motion”, а с ребятами из Angra нам надо собраться и подумать о будущем, о том, что необходимо сделать для группы. Я уверен, что с группой все будет в порядке, я очень люблю Angra, люблю историю Angra и музыку Angra, но мне необходимо найти какой-то баланс между двумя группами – Angra и Almah. Дело в том, что в Almah – я думаю, это несложно заметить – я могу петь более естественно, вокальные партии не забираются так высоко, и они лучше подходят для моего голоса. В Almah я пою так, как пел в Symbols, группе, где я пел до Angra, которая звучала тяжелее, и для которой был нужен более агрессивный вокал.
Мы с Angra хотели бы вернуться на сцену, но если мы соберемся вернуться, надо решить ряд вопросов, потому что я хочу участвовать в обеих группах и при этом сохранить голос. Если я буду брать очень много высоких нот в старых песнях времен Андре Матоса, о здоровье голоса можно будет забыть. Я хочу продолжать карьеру певца на том же уровне, как и раньше, но по-другому.
Мы с Angra пока это не обсуждали. Ну а Almah тем временем растет, и у нас уже есть несколько предложений по выпуску альбома, который последует за “Motion”, в самое ближайшее время. Возможно, мне придется записывать новый альбом Almah уже в этом году. Конечно, если возникнет необходимость записываться с Almah и одновременно с этим вернуться на сцену с Angra, то это будет крайне проблематично. Найти время на все не так просто. Но я считаю, что смогу найти это время, я просто хочу, чтобы все понимали – я очень люблю Angra, Angra – это огромная часть моей жизни, Angra помогли мне добиться известности и продемонстрировать свой талант всему миру, да и вообще это очень позитивный опыт, но мне в жизни нужно найти какой-то баланс между всем, что в ней происходит.
Занят не только я – Кико записывает новый сольный инструментальный альбом, у Рафаэля (Биттенкур, гитара) тоже много дел, каждый живет своей жизнью. Когда мы соберемся обсудить будущее Angra, нам нужно будет понять, что делать со всеми этими проектами.
Да. ты ведь не только поешь в Angra и Almah, ты еще и постоянно продюсируешь другие группы. Как ты заинтересовался продюсированием? Кого было приятнее всего продюсировать?
Вау, очень здорово, что ты задал этот вопрос! В молодости я продюсировал свой собственный материал. Например, я был продюсером первых двух альбомов Symbols. Когда я начал сочинять, записываться и работать в студии, я решил, что в будущем это станет для меня очень важным делом. И действительно, несколько лет назад, когда я начал продюсировать другие группы, я убедился, насколько важна моя работа. Для меня было большой честью поработать с Age of Artemis, это бразильская группа, в которой играют совсем молодые ребята, но они очень сильны. У нас была возможность записаться в отличной бразильской студии под названием Norcal, и получился отличный альбом (“Overcoming Limits”, 2011). Сначала он вышел в Бразилии, а потом я пробил для ребят контракт в Японии с лейблом под названием King Records. Для меня это много значит – если японский лейбл хочет выпустить альбом, который продюсировал я, то это очень хорошо, это показатель того, что людям нравится моя работа.
В прошлом году я работал с еще одной группой, она называется Still Alive. Они из Рио-де-Жанейро, тоже бразильцы, и мы сейчас пытаемся найти для них зарубежный контракт. У меня есть и другие бразильские клиенты – например, Perc3ption или группа под названием Drace XII (произносится на японский манер “Дрейс Джууни” – прим. авт.), они играют что-то типа джей-рока, японский стиль. В июле мне предстоит работа с группой Eyes Of Gaia. Я много работаю в этой области, потому что мне очень нравится продюсировать, нравится, как музыка обретает плоть и кровь, превращается в нечто осязаемое. Для меня очень важно помочь группам в работе над альбомом, сделать для них качественный саунд – и не в последнюю очередь потому, что они бразильцы. Я могу предложить им свои возможности по их раскрутке в Финляндии, Германии, Японии, Франции – я пытаюсь доказать всему миру, что и в нашей стране очень много хороших групп.
Сейчас продюсирование стало моей профессией и моим бизнесом. Я не собираюсь бросать две свои группы, но продюсирование – это профессия, которой я могу заниматься вечно. Если через много лет я пойму, что больше не могу петь, потому что слишком стар для этого, я все равно смогу продолжить работу в качестве продюсера. У меня в Бразилии своя студия, мы ее сейчас достраиваем вместе с моим братом Тито Фаласки, и в июне она уже начнет работать. Мне очень нравится работать в студии, потому что я обожаю студийную атмосферу, обожаю знакомиться с разными людьми и записывать разные стили музыки. Надеюсь, что у меня будет возможность спродюсировать и какие-то иностранные группы. У меня были предложения от одной группы из Мексики и от еще одной из Индонезии, они приглашали меня приехать к ним, но тогда из этого ничего не вышло. Возможно, получится в будущем. Я надеюсь на то, что у меня будет возможность поработать с группами из других стран… может, даже из России!
Сейчас я хочу сказать очень важную вещь. Я в музыкальном бизнесе уже 25 лет, я поучаствовал в записи более 15 альбомов, видео и EP. Другими словами, у меня в этой области немалый опыт. Я записывался в разных студиях, у меня была возможность поработать с отличными продюсерами в Германии, например, с Деннисом Уордом, и я видел, как работают настоящие профессионалы. Я знаю, как передать этот опыт новым группам и артистам. Хотя, конечно же, я бы хотел поработать и с известными группами – у них есть свой собственный опыт, а мне очень травится обмениваться опытом.
В Wikipedia я нашел упоминание о том, что ты писал музыку для аниме. Как это получилось? Ты интересуешься японской культурой?
Да, я люблю всякие японские дела. На самом деле, я вообще очень люблю Японию! В совсем юном возрасте я начал читать японские манга и смотреть японские фильмы по телевизору. Так я и познакомился с супергероями манга, эти существа мне очень нравятся. Кстати, ты возможно, уже знаешь, что у меня два двоюродных брата живут в Японии, они настоящие японцы! Мой дядя женился на японке, и поэтому у меня всегда была определенная связь с японской культуре. Однако в аниме я попал совершенно случайно. Люди из бразильской компании, которая купила права на трансляцию “Zodiac Warriors” по бразильскому ТВ, искали человека, который мог бы спеть песню из этого мультфильма, и каким-то образом вышли на меня. Когда я записывал эту песню, я совершенно не осознавал потенциал этого мультфильма. Внезапно она стала суперхитом в Бразилии, особенно среди детей и тинейджеров. Но это было здорово, ведь благодаря этой песне мне открылись двери в этот мир. А мир этот весьма забавный, в нем происходит масса событий, на которых люди играют различные роли, одевают костюмы супергероев, и в первый раз это смотрится очень забавно, правда, сейчас я уже привык. Так или иначе, это полноценная сцена, на которой в Бразилии происходит масса мероприятий. Именно так я и познакомился с миром японской культуры. Конечно, я много раз был в Японии с Angra, да и с Almah туда ездил, но культура аниме для меня – это нечто совсем другое. В этом мине я не ощущаю никакой напряженности, люли счастливы, они просто хотят покричать, попеть песни, и это здорово, мне очень нравится.
В конце апреля в Бразилии должен был пройти фестиваль “Metal Open Air”, который рекламировался как крупнейший метал-фестиваль на бразильской земле. Но насколько я знаю, он прошел не так гладко, как планировалось, и многие группы отказались от своего участия в нем. А ты там выступал, и если да, то что там происходило?
Да, это был настоящий провал, что очень печально. Когда я услышал об этом фестивале, мне показалось, что он станет воплощением моей собственной мечты – чтобы в Бразилии когда-нибудь прошел метал-фестиваль такого масштаба и с таким составом. По сути, он бы стал нашим бразильским «Вакеном». К сожалению, за этим фестивалем стояли совсем не подходящие люди, они мало что знали об инфраструктуре и организации таких мероприятий, и у них начало появляться множество проблем. Крупные коллективы отказались выступать, но многие все-таки отыграли свои программы - например, Megadeth, Symphony X, Destruction, Exciter… Все было хорошо лишь в первый день, в который выступали и мы сами. Это было в пятницу, и мы надеялись, что в субботу и воскресенье все будет еще лучше. Но в субботу утром я проснулся и узнал, что фестиваль отменен – стоит ли говорить, что я очень расстроился.
Фэны тоже расстроились, а еще они разозлились. И совершенно справедливо – ведь те люди, которые делали фестиваль, вообще не думали о фэнах. Они и о бразильских группах не думали. Оглядываясь назад, я понимаю, что им были интересны только иностранные группы и деньги. Они думали, что хорошенько набьют карманы после фестиваля, и совершенно ничего не организовали.
Единственное, что им удалось – это привлечь фэнов. В пятницу на фестиваль собралось порядка 15 тысяч человек, которые с нетерпением ждали выхода своих любимых групп. Мне было очень грустно видеть, как фэны ждут групп, а группы одна за другой отменяют свой выход. У меня с собой есть фотография … (показывает в камеру фотографию, на которой он запечатлен на сцене стоящим перед огромным людским морем) Вот так там было в пятницу, когда все еще шло нормально. Пока выступали Almah, все эти люди шумели и подпевали нам. Так что сами мы отыграли очень хорошо и отлично провели там время. Мы на месте, фэны на месте, сцена на месте, другие группы на месте – чего еще надо?
В 2014 году Бразилия будет принимать у себя Чемпионат мира по футболу, и многие боятся, что в плане организации нас ждет такой же кошмар. Надеюсь, что они ошибаются. Но этот “Metal Open Air” стоило бы переименовать в «Провал Open Air», потому что это самое подходящее для него описание.
А что ты вообще думаешь о текущем состоянии дел в метал-индустрии Бразилии?
У нас сейчас переходный период. Многие лейблы закрылись, но в то же время, многие группы активно используют Интернет и становятся знаменитыми с его помощью, так что им уже и не нужны все эти контракты и лейблы. Многое меняется, и я не знаю, что нас ждет в будущем. Из-за пиратства и распространения mp3 записывать и продавать компакт-диски стало очень трудно. На метал-сцене сейчас не лучшие времена, лет семь на зад все было куда позитивнее, но у нас по-прежнему много хороших групп и много фэнов. Ты сам видел на фотографии, что у нас буквально тысячи поклонников металла. Нужно найти способ сделать метал-индустрию в Бразилии более профессиональной, как в Европе, Японии или США. Я изо всех сил стараюсь, чтобы бразильцы уяснили для себя эти понятия. У нас много хороших групп – как профессиональных, так и любительских – но нужно, чтобы фэны и пресса не оставались в стороне, и тогда у групп будет возможность расти, становиться более профессиональными, более привлекательными для организаторов концертов и так далее. Если у нас это будет, то я убежден, что мы сможем сказать США и остальному миру: “Вот как у нас дела в Бразилии – у нас есть и хорошие группы, и нужная инфраструктура”. Я уверен, что в будущем у нас все получится, но я прилагаю к этому усилия уже сейчас. Возможно, нынешнее поколение не пожмет плоды наших трудов, но для будущих поколений жизнь будет легче. Как мой отец в свое время боролся за лучшую жизнь нашей семьи, так и я сейчас борюсь за лучшее будущее музыкальной индустрии в Бразилии. И я уверен, что у нас все будет.
Ты постоянно исполняешь и записываешь музыку. Остается ли у тебя время слушать чужую музыку просто для удовольствия?
Да, конечно. Я слушаю много разных стилей, не только металл. Мне нравится хорошая поп-музыка, например, Tears For Fears, Сил, Стинг… Конечно, я слушаю много новых металлических группы, много бразильских групп, потому что я хочу быть в курсе того, что они делают – как я уже говорил, мне нравится обмениваться опытом. Мне нравится ходить на концерты – буквально вчера в Сан-Пауло я ходил на Роджера Ходжсона, бывшего вокалиста Supertramp. Вообще, у меня много интересов, не только музыка, но музыка окружает меня практически постоянно. Я записываю музыку в студии, продюсирую альбомы, выступаю живьем с моими группами, в общем, музыка – это моя жизнь. К счастью, я могу жить за счет музыки, зарабатывать ей на жизнь. Я очень счастливый человек, я многого добился в жизни, в частности, многого из того, о чем мечтал в юности. Я прославился, хотя счастлив я не из-за того, что ко мне пришла слава, а от того, что слава позволяет мне зарабатывать на жизнь тем, что я люблю. Я могу лишь благодарить Бога за все. Например, если я хочу на некоторое время прервать работу, у меня есть такая возможность, если я хочу среди дня пойти на пляж и поплавать в море, никто не будет против. У меня нет необходимости работать в офисе с утра до ночи. И такая жизнь мне очень нравится, я счастлив и удовлетворен всем тем, что я осуществил.
Ты помнишь свой концерт с Angra в Москве в 2007 году? Как тебе понравилась Москва?
Это было потрясающе. О том визите у меня осталось много воспоминаний, особенно из-за того, что в Москве я познакомился с очень важным для меня человеком. Ее зовут Ирина Иванова, она моя правая рука, она мой ангел-хранитель. Она уже давно работает со мной, и я могу лишь сказать ей спасибо за все, потому что она очень мне помогает, а ведь со мной не всегда легко. Она – это самое главное, что я помню о России. Она стала частью моей жизни, она всегда поддерживает меня, особенно в трудные моменты, когда я особенно в этом нуждаюсь. Еще я помню, что познакомился там со многими фэнам и завел множество друзей. Надеюсь, что в какой-то момент у меня появится возможность снова посетить Россию – с Angra или с Almah. Конечно, я бы больше хотел приехать с Almah, потому что мы продвигаем новый альбом, новый материал, и было бы очень здорово, если бы русские фэны послушали его и спели его вместе с нами. Я отлично провел время в Москве и надеюсь вернуться в самое ближайшее время.
Официальный сайт Almah: http://almah.com.br/
Официальный сайт Эду Фаласки: http://www.edufalaschi.com.br/
Выражаем благодарность Ирине Ивановой (вебмастеру официальных сайтов Almah и Эду Фаласки) за организацию этого интервью
Роман Патрашов
8 мая 2012 г.
© HeadBanger.ru