15.05.2012
Архив интервью | English versionЧто может быть приятнее, чем наконец-то довести до конца неоконченное дело? Изначально мое общение с Mad Max было запланировано на начало 2007 года, когда эти культовые немецкие хэви-металлисты 80-х в очередной раз вернулись на сцену с альбомом “Night Of White Rock”. Однако тогда интервью так и не состоялось ввиду ряда бурных событий, которые закончились моим уходом с предыдущего места журналистской деятельности и созданием сайта, который вы сейчас читаете. Тем не менее, никогда не поздно предпринять вторую попытку, и удачный момент для этого наступил пять лет спустя, когда Mad Max еще раз реформировались в оригинальном составе и выпустили альбом “Another Night Of Passion”, уже своим названием подчеркивающий связь с классическим релизом 1987 года “Night Of Passion”. В то же время, в разговоре с Михаэлем Фоссом, вокалистом, гитаристом и главным композитором группы, никак нельзя ограничиться вопросами, связанными только с Mad Max. Ей ведь не ограничивается и сам Михаэль – в разное время он был лидером таких интересных составов, как Casanova, Demon Drive и Silver, ненадолго появился в Bonfire, а не так давно еще и смикшировал альбом «Жизнь вопреки» прекрасно известной всем группы Кипелов! За 30 минут интервью просто невозможно обсудить столько интересных тем, но мы сделали все, что смогли …
Как возникла идея возродить группу в составе времен “Night Of Passion” и записать продолжение этого альбома? Вы сами проявили инициативу, или же с таким предложением вышли лейблы или промоутеры?
Все началось в прошлом году во Франции. На музыкальной ярмарке MIDEM в Каннах я встретил Олли Хана из SPV, и он сказал: «Михаэль, как ты смотришь на то, чтобы записать еще один альбом в этом направлении?» Я сказал: «Окей, я поговорю с ребятами». Тогда у нас не было контракта. Все участники группы собрались и решили: «Да, это возможно». И мы начали сочинять материал для альбома.
Чем ваш барабанщик Аксель Крузе занимался в годы отсутствия в составе Mad Max?
Мы расстались порядка четырех лет назад, потому что он хотел уделять больше внимания группе Jaded Heart. Все остальные – Юрген (Брефорт, гитара), Роланд (Бергманн, бас) и я – остались вместе и записали еще два альбома. Но для этого альбома было важно, чтобы Аксель вернулся, потому что нам была необходима правильная атмосфера и совершенно конкретный тип игры на барабанах.
Вольф Хоффманн из Accept рассказывал, что когда его группа воссоединилась, они собирались вместе и слушали собственные старые альбомы, чтобы поймать нужный настрой на сочинение песен…
И мы поступили так же. Мы слушали “Night Of Passion” и более ранние альбомы и анализировали их. Новый альбом получился калькой со своего прототипа – на нем тоже есть две быстрых песни, один буги-шаффл, инструментал и кавер-версия Sweet.
Альбом открывает песня “Rocklakhoma”, и не трудно догадаться, что в ней поется об американском фестивале с таким же названием. При этом ваш предыдущий диск “Welcome America” (2010) также был вдохновлен поездкой на этот фестиваль. Чем вас так впечатлила Америка?
Я тебе вот что скажу: когда я впервые приеду в твою страну – я ведь работал уже над двумя альбомами русских групп – я напишу песню и о ней! (Смеется.) Потому что съездить туда будет очень увлекательно, я ведь никогда не был в России! Столь же увлекательной для нас была и поездка в Америку, потому что Mad Max там никогда раньше не играли. Текст “Rocklahoma” написал Юрген, он предложил его мне, и мне все очень понравилось. Нас всех этот текст взял за живое, и Роланд придумал рифф, который звучал в духе Scorpions, что-то типа “Dynamite”. Так и появилась “Rocklahoma”. Впервые за 25 лет мы выступили в Америке, и мы хотели уловить эту атмосферу и запечатлеть ее в песне.
Кстати, ваш новый альбом выйдет в Америке?
Ага! Сегодня у меня уже была пара интервью с американскими журналистами. Думаю, в Америке он увидит свет на месяц позже, но выйдет он там обязательно.
В целом, чего вы ждете от перехода на новый лейбл SPV?
Ой, я так рад, что мы подписались на SPV, потому что сейчас у меня ощущение, что мы все сделали правильно. 30 лет назад у нас уже был такой шанс, однажды мы сидели в штаб-квартире SPV, но договор так и не был подписан. Спустя много лет мы исправили положение. На мой взгляд, это отличная компания, настоящий рок- и металлический лейбл, и с ними мы выходим на новый уровень. Мне кажется, что это очень важно, и я доволен.
Несколько лет назад, когда Mad Max реформировались после длительного молчания, вы вернулись на сцену в несколько непривычном облике христианской группы. Как это произошло? Почему вы решили столь радикально сменить вашу текстовую направленность?
Мало кто знает, но после окончания школы я изучал теологию. Однако вместо того, чтобы стать священником, я решил петь хэви-метал. (Смеется.) Кроме того, в 1986 году мы выступали на разогреве в европейском туре Stryper, и это тоже оказало на нас влияние. Я много общался с ребятами из Stryper – Озом Фоксом и Майклом Свитом, они мои друзья. А с “Night Of White Rock” (2006) получилась такая история – эти тексты написал мной гитарист Юрген, и мы поняли, что нам они очень нравятся. Мы решили: «Давайте попробуем две-три таких песни и посмотрим, что получится». И получилось так здорово, что мы задумались: «Может, мы можем сделать в таком ключе весь альбом?»
Насколько я понимаю, на “Another Night Of Passion” у вас уже нет христианских текстов, вы вернулись к той тематике, которая более привычна поклонникам Mad Max 80-х…
Да, именно так. У нас только одна песня в таком ключе, она называется “Fallen From Grace”. Я очень горжусь ей, потому что рифф так напоминает Dokken. Это совместная работа, Дон Доккен сочинил вокальную партию и текст, а музыку написали Mad Max.
Еще один вопрос о совместных проектах – в прошлом году ты спел на альбоме Михаэля Шенкера “Temple Of Rock”. Как ты стал вокалистом в группе Михаэля?
Я уже пару лет работаю с Михаэлем. Мы вместе сделали акустический альбом, концертный DVD, много чего… В прошлом году Михаэль мне позвонил, он искал студию для записи нескольких демо, и когда он приехал записываться в мою студию, он пригласил сыграть Германа Рэрбелла из Scorpions и Пита Уэя из UFO. Мы вчетвером сели, поджемовали, я взял на себя функцию вокалиста, и Михаэль сказал: “Что ж, классно звучит, давайте попробуем так и записаться!” В итоге я спел на альбоме 10 песен – так все и произошло. (Смеется.)
В последнее время Михаэль постоянно чередует вокалистов – он играет то с тобой, то с Робином МакАули, то с Дуги Уайтом, да и другие музыканты у него постоянно меняются. Почему он не хочет собрать постоянный состав?
Думаю, главное в том, что Михаэль уже сам по себе является брэндом. Посмотри, он сейчас даже не выступает под именем Michael Schenker Group. Когда в прошлом году мы играли в Англии, на афишах было написано просто «Михаэль Шенкер». Он сам себе брэнд, как Слэш, например, тот тоже работает с разными вокалистами. Люди понимают, что самое главное – что здесь есть Михаэль Шенкер. Сейчас Михаэль гастролирует по Америке с Робином МакАули, а когда я с Mad Max буду разогревать Акселя Руди Пелля, он будет колесить по Европе с Дуги Уайтом. Но я благодарен Михаэлю за то, что он берет меня с собой в Японию. Так фэны получают самое лучшее от всех трех миров! (Смеется.)
Ты не только вокалист и музыкант, ты еще пользуется известностью как продюсер. Как ты увлекся продюсированием? Какой первый диск ты сделал в качестве продюсера? Наверное, первый альбом Demon Drive (“Burn Rubber”, 1995)?
Хм, сложный вопрос. Я начал с четырехдорожечной студии, затем переключился на восемь дорожек, а потом и на 16ю Все началось – да, ты прав – с первого альбома Demon Drive, который мы записали для лейбла Long Island в 1995 году, это первый альбом, который мы с Энджелом Шляйфером продюсировали самостоятельно.
Ты всегда интересовался звукозаписью или же занялся ей потому, что на эту роль не нашлось никого другого?
Поскольку я пишу песни, я всегда хотел должным образом фиксировать свои идеи. Именно поэтому в 80-х я начал с четырехдорожечной техники, с которой, как я уже говорил, потом перешел на восемь, а потом и на 16 дорожек. Затем у меня появился компьютер Atari, а в итоге, году в 1997 или 1998-м, я перешел на Logic. Так интересно знакомиться с разными людьми, работать с разными музыкантами, это же настоящий подарок!
Из твоих работ в качестве продюсера для российской аудитории особенно интересно твое участие в создании альбома «Жить вопреки» (2011) группы Кипелов. Как они на тебя вышли? Ты в первый раз познакомился с представителями российской тяжелой сцены, или ты знал какие-то российские группы и раньше?
В эпоху винила я слушал пластинку Парка Горького, у них, на мой взгляд, была пара великолепных песен. А с Кипеловым получилось так – однажды у меня совершенно неожиданно раздался телефонный звонок, и менеджер группы Кипелов, его зовут Женя (Евгений Одинцов – прим. авт.), сказал мне: “Я занимаюсь делами группы, в которой поет экс-вокалист Арии, у них очень интересная музыка”. Он прислал мне материал, и оказалось, что у них действительно чудесная музыка, а исполнители сказочно хороши, я ушам не мог поверить! Так все и случилось, и я очень горжусь этим сотрудничеством. Женя оказался большим поклонником моих записей, мы сначала сделали пробу, и им понравилась моя работа, так что я получил возможность смикшировать весь альбом.
На твой взгляд, если группа Кипелов станет рассылать материал по европейским лейблам, каковы ее шансы получить контракт?
Мне кажется, несколько лет назад они уже попробовали, они для этого перевели тексты на английский язык. Но мне бы хотелось, чтобы в Европе вышел альбом на русском языке, потому что это очень хорошая группа. Музыканты отлично играют, а вокалист просто невероятен. Было бы здорово, если бы они дали здесь пару концертов.
В продолжение темы лейблов – недавно все четыре альбома Mad Max 80-х были переизданы польским лейблом Metal Mind. Они привлекли тебя к работе над переизданиями или все сделали сами?
Нет-нет, мы сотрудничали. Они получили лицензию на четыре первых альбома от Roadrunner Records, а мы предоставили им фотографии и все такое. Очень хорошая компания и приятные люди, они отлично поработали над всеми альбомами, я очень горжусь этими изданиями.
А что ты скажешь о качестве ремастеринга? Я спрашиваю потому, что Metal Mind часто критикуют за то, что они слишком сильно “выкручивают” оригинальный саунд …
Насколько я помню, ремастеринг я делал сам в собственной студии, так что, на мой взгляд, он вполне хорош.
Как ты оцениваешь карьеру группы в 80-х с точки зрения дня сегодняшнего? Каковы были ваши главные ошибки? Возможно ли было предотвратить распад группы после “Night Of Passion”?
Не думаю. У нас был шанс начать работать на американском рынке, но Roadrunner хотели продать лейблу CBS весь свой каталог, а CBS были заинтересованы только в Mad Max. Так что воспользоваться этим шансом не удалось, и я ушел из группы. Но все тогда были так молоды, мы так классно провели то время, что я не жалею ни об одной минуте. В конце концов, самое важное в том, что ты, Роман, и я сидим сейчас и разговариваем о музыке, и она поддерживает в нас жизнь. То, что мы можем говорить о музыке и делать музыку – это дар божий, вот что главнее всего.
Но тебе не кажется, что вы могли бы завоевать куда больший успех…
(Хохочет.) Парень, да я и так счастлив! Я полностью доволен своей жизнью, правда! Я счастливый человек, я могу ездить в Японию, я могу ездить в Америку… В России, правда, никогда не был – пожалуйста, пригласите нас в Россию, потому что мне очень хочется там сыграть. Может быть, получится выступить на разогреве у Кипелова, это было бы идеально! Надо поговорить с его менеджером, потому что я бы очень хотел выйти с ним на одну сцену. Я был во многих странах, и мой друг Джо Линн Тернер постоянно твердит мне: “Ты должен побывать в России, она прекрасна, чудесная страна”, да и барабанщик U.D.O. Штефан Кауфманн, тоже мой друг, говорит: “Езжай в Россию!” Да, я бы с удовольствием!
Да, это было бы очень здорово! Но мой вопрос о другом – почему ты не захотел работать под одним названием, вместо того чтобы чередовать Mad Max с Casanova и Demon Drive в произвольном порядке? Ты ведь все равно пишешь большую часть материала для всех этих групп…
Знаешь, есть такое понятие “арсенал изобразительных средств”. Возьмем какого-нибудь художника, например, Пабло Пикассо – у него был красный период, синий период, и поклонники никогда не знали, какой период наступит дальше. Главное – быть креативным, реализовывать выпадающие тебе шансы и достойно встречать сложности в жизни. Никто никогда не планировал, что я буду работать с Mad Max снова и снова на протяжении стольких лет, а из Casanova уйду навсегда, хотя эта группа для меня тоже была важна. Единственное, что мной движет – это потребность реализовывать себя в творчестве каждый день. Я прихожу в студию, создаю песни, общаюсь с людьми и записываю музыку – вот и все, что для меня имеет значение.
Насчет Casanova я все понял, а будут ли еще альбомы у Demon Drive?
Demon Drive больше не существуют, потому что мой друг Энджел, с которым мы делали этот проект, сейчас живет в Америке и занимается другим бизнесом. У него нет потребности возвращаться к прошлому. Ну а я сейчас на 100% сконцентрируюсь на карьере Mad Max, для меня это очень важно.
Ты не мог бы немного рассказать о Wolfpakk? Это был разовый проект, или планируется продолжение?
Мы ждем цифр продаж от AFM Records. Марк Свини – очень приятный парень и отличный вокалист, он из Швейцарии, так что если у нас будет возможность сделать второй альбом, это было бы чудесно! Я бы с удовольствием.
Помимо рока, ты активно работаешь в жанре музыки для детей…
Да, запись следующего альбома начинается в среду! Это world music для детей, проект Curry Boogie, с которым я работаю уже шесть или семь лет, так здорово, когда дети поют в моей студии! Еще один проект, в котором я участвую – это детский мюзикл, который мы делаем вместе с моим другом из Испании. Запись состоится в моей студии в мае. Мы передаем эстафету следующего поколения! Мне очень нравится работать с детьми, которым 10-15 лет, я обучаю их различным хитростям, и когда они приходят в студию и начинают петь, это совершенно восхитительно!
Когда у тебя столько проектов, остается время на то, чтобы послушать музыку для собственного удовольствия?
Иногда да, но большую часть времени я работаю в студии и занимаюсь своей собственной музыкой. Сейчас мне нравится слушать кельтскую музыку, что-нибудь из Шотландии, и когда я поздно вечером возвращаюсь домой, я включаю какой-нибудь диск Лорины МакКеннитт и просто расслабляюсь.
Теперь хотелось бы прояснить некоторые не очень очевидные моменты из твоей биографии. Например, как ты оказался в Bonfire в конце 80-х? И почему ты пробыл там так недолго?
Помню, что я ушел из Mad Max и начал работать над проектом Casanova с двумя экс-участниками Warlock. В это время мой друг Энджел Шляйфер из Bonfire позвонил мне из Лос-Анджелеса из сказал: “Слушай, мы тут снимаем видеоклип, но наш гитарист Ганс Циллер ушел из группы. Мы хотим, чтобы ты занял его место”. Я сказал: “Не могу, я работаю с Casanova. Вокруг полно других гитаристов, попытайтесь найти еще кого-нибудь. Если вы никого не найдете, я приду на прослушивание”. Два месяца спустя они закончили съемки видео, это было в поддержку альбома “Point Blank”, и сказали мне: “Ты не мог бы прийти на репетицию? Мы перепробовали много гитаристов, но никто не подошел”. Я поехал к ним в Мюнхен, получил работу и провел следующие два года на гастролях. Это было классное время. Я приостановил работу с Casanova, но после тура мне предложили контракт с Warner Brothers на выпуск первого альбома Casanova, и мы продолжили с того момента, где прервались.
На втором альбоме Casanova (“One Night Stand”, 1992) есть песня “One Of These Days”, автором которой значится Деффи. Всем известно, что Деффи – это псевдоним, который в 80-х и 90-х использовала Габи Хоффманн, менеджер Accept. Как получилось, что вы записали ее песню?
На самом деле, ее сочинили вместе Габи и Вольф Хоффманны. Мы с Габи и Вольфом дружим до сих пор, они сейчас живут в Нэшвилле, и мы часто общаемся по Skype. В те времена лейблы искали синглы, которые можно было бы раскрутить. У них появилась идея попробовать эту песню, в ней есть привкус кантри, и Warner Brothers она приглянулась.
В 1999 году другие участники Casanova пригрозили подать на тебя в суд, если ты выпустишь альбом “Heroes” в Европе. В чем заключались ваши разногласия?
В том же, что привело Casanova к распаду – в группе было четверо участников, и каждый хотел быть главным. Сначала диск вышел в Японии, мы получили отличный контракт с лейблом Avex Tracks, а затем Удо Диркшнайдер предложил нам контракт с Breaker Records / Nuclear Blast на выпуск альбома в Германии, но лейбл хотел, чтобы мы кое-что изменили в песнях и все заново переписали. Это оказалось сложно, как и всегда в Casanova, и я сказал: “Забудьте, я больше не имею к этому отношения. С меня хватит!”.
Но ведь не хватило – пять лет спустя Casanova выпустили новый альбом “All Beauty Must Die”…
Все так, но ничего не изменилось – слишком много начальников. Мы подписали отличный контракт с Халилом (Халил Турк) из Escape Music, мы записали очень хороший альбом, но в итоге оказалось, что нет никакого смысла продолжать, потому что отношения в группе слишком сложны для того, чтобы нормально работать вместе.
Как ты стал гитаристом в кавер-версии “Legends Never Die” Венди О’Уильямс в исполнении Доро Пеш?
Она с альбома “Fight” (2002), правильно? Мы с Доро дружим, и мы сочинили кое-что вместе для альбома Silver с Гэри Барденом на вокале. Мы «обменялись любезностями» - Доро спела бэк-вокал и приняла участие в сочинении одной из песен на первом альбоме этого проекта, и я сказал ей: «Я в твоем распоряжении». Я пошел в студию и записал для нее пару соло. Мне очень нравится ее голос и музыка, которую она исполняет, это просто супер.
А что сейчас происходит с Silver?
Мы выпустили пять альбомов – три на лейбле Point Music и два на MTM. А сейчас Гэри Барден живет в Таиланде, он за пределами Великобритании. Сегодня я получил пять демо от нашего автора песен, и мы, возможно, запишем еще один альбом, но я пока не уверен.
Сейчас многие жалуются на состояние дел в музыкальной индустрии – дескать, люди слишком много скачивают, и группам приходится годы напролет гастролировать, чтобы заработать на жизнь. Как ты видишь свое будущее как продюсера и музыканта в такой ситуации?
Думаю, надо самому раскручивать свой материал. 20 лет назад раскруткой занимались лейблы, SPV занимаются ей и сейчас, они отлично работают, но в целом должен признать, что быть артистом становится труднее и труднее. С другой стороны, все меняется, на дворе 2012 год, и нужно соответствовать времени. Если ситуация бросает тебе вызов, надо на него достойно ответить.
Официальная страничка Mad Max на MySpace: http://www.myspace.com/madmaxmusic
Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью
Роман Патрашов
20 февраля 2012 г.
© HeadBanger.ru